Ценностные ориентации населения
Ценностным ориентациям россиян посвящено огромное количество исследований. Такой интерес объясняется тем, что, по мнению многих социологов, ценностные ориентации – не просто одно из важнейших проявлений массового сознания. Это "его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о ментальных характеристиках и особенностях социума, о предпочтительных для населения моделях экономического и нравственного поведения" .
Итоги многолетнего социологического мониторинга, проведенного под руководством М.К. Горшкова, дали этому социологу основание сделать вывод о том, что базовые ценности россиян продемонстрировали исключительную устойчивость. По мнению автора, вопреки многим расхожим представлениям, в настоящее время в России не наблюдается кризиса ценностей населения, по крайней мере, в том, что относится к разряду "смысложизненных". Ценностные системы россиян показали свой довольно устойчивый характер. Все это позволяет автору сделать вывод, что процессы трансформации не затронули системообразующего основания ценностей. Возможно, правильным будет даже обратное суждение – россияне потому и поддержали трансформационные процессы в России, что ценностные системы большинства из них входили в противоречие с ранее существовавшей официальной моделью ценностного сознания.
Исследования, проводимые Независимым Институтом Коммуникативистики с 1996 года, также показали, что в течение всех этих лет иерархия базовых ценностей у большинства опрошенных практически не менялась. На 1–м месте всегда семья, на 2–м – здоровье, на 3–м – материальный достаток, на 4–м – работа. На 5–м месте в прошлые годы был любимый человек, в 2002 году это место заняло общение (которое раньше было на 7–м). Любимый человек переместился на 6–е место. В прошлые годы на этом 6–м месте было развитие собственной личности, которое в 2002 году сместилось на 8–е ранговое место. Общественное признание как было на 9–м месте, так на нем и осталось (табл. 5).
Таблица 5. Ценностные ориентации населения (по годам), ранги
Жизненные ценности |
1996 год |
1998 год |
2002 год |
Работа |
4 |
4 |
4 |
Семья |
1 |
1 |
1 |
Любимый человек |
5 |
5 |
6 |
Материальный достаток |
3 |
3 |
3 |
Личные достижения |
8 |
8 |
7 |
Общественное признание |
9 |
9 |
9 |
Здоровье |
2 |
2 |
2 |
Общение с людьми |
7 |
7 |
5 |
Развитие собственной личности |
6 |
6 |
8 |
Никаких существенных различий в жизненных ценностях людей, проживающих в городах разного размера, не обнаружено.
Представления населения о функционально–ролевой специфике местных СМИ
Поскольку именно СМИ являются основным источником, из которого опрошенные черпают информацию, в ходе данного исследования респондентам были заданы вопросы, целью которых было получение информации о том, как опрошенные представляют себе функциональные особенности местных СМИ и какие темы, по мнению опрошенных, должны быть в центре внимания местных СМИ.
Анализ показал, что иерархия задач, которые, по мнению опрошенных, должны решать местные СМИ, выстраивается следующим образом. На первые места выдвигаются инструментальные, прагматические возможности СМИ, а именно их способность давать практическую информацию, справки, советы, оказывать помощь в конкретных ситуациях. Затем, по мнению опрошенных, СМИ должны помогать решать гносеологические задачи: обеспечивать возможность высказывать различные мнения, анализировать события, искать пути решения проблем. К третьей группе опрошенные отнесли социально–политические задачи: контроль действий хозяйственных и политических структур. Затем идут такие задачи, как содействие взаимопониманию и разрешению споров (функция переговорщика, которая привлекла внимание 40% опрошенных). Остальные задачи были названы менее чем третью участников опроса.
Такая задача, как критика действий властей, оказалась на последнем, десятом ранговом месте (табл. 6).
Таблица 6. Представления населения о задачах местных СМИ (в целом по всем опрошенным)
Задачи |
% |
Давать практическую информацию, справки, советы и т.д. |
69.2 |
Оказывать людям помощь в конкретных жизненных ситуациях |
60.7 |
Информировать о происходящих событиях, рассказывать о жизни горожан |
58.3 |
Излагать позицию руководства населенного пункта |
54.1 |
Предоставлять возможность высказаться представителям различных точек зрения, отражать разнообразие мнений, настроений |
52.8 |
Анализировать происходящие события, искать пути решения проблем |
52.4 |
Контролировать действия хозяйственных и политических структур |
51.0 |
Содействовать взаимопониманию людей, разрешать споры |
40.2 |
Давать возможность весело и приятно провести время |
36.4 |
Организовывать людей для достижения общих целей |
35.1 |
Формировать у людей определенные политические взгляды, побуждать к активным общественным действиям |
31.8 |
Критиковать действия властей, отдельных людей и групп населения |
30.6 |
Что касается влияния размера города на представления опрошенных о задачах, которые должны решать СМИ, то полное совпадение наблюдается только по одной задаче – "давать практическую информацию, справки, советы и т.д.". Дальше начинаются расхождения. Например, такая задача, как "оказывать людям помощь в конкретных ситуациях" поставлена на 2–е место жителями очень малых, малых и средних городов. Жители больших городов поставили эту задачу на 4–е место. На 2–м месте у жителей больших городов стоит такая задача, как "анализ событий, поиск путей решения проблем", которая у всех остальных заняла 3–е, 4–е и 5–е места. Таким образом, можно зафиксировать тенденцию: чем меньше населенный пункт, тем меньше его жители нуждаются в том, чтобы получать из СМИаналитическую информацию. И наоборот, по мере увеличения размера населенного пункта увеличивается количество людей, рассматривающих СМИ как источник аналитической информации. Дальше начинается полная разноголосица. На третьем месте в среднем по всем опрошенным стоит такая задача, как "отражать разнообразие мнений, настроений". Но эта средняя оценка скрывает существенные расхождения в представлениях жителей населенных пунктов разного типа. Так, например, чем больше город, тем меньше интерес к разнообразию мнений. Жители больших городов поставили такую задачу, как "контроль действий хозяйственных и политических структур". на третье место, а жители средних, малых и очень малых городов – на 4–5–е (табл. 7).
Таблица 7. Представления населения о задачах местных СМИ (по типам городов)
Задачи |
Оченьмалый город |
Малый город |
Средний город |
Большой город |
Формировать у людей определенные политические взгляды, побуждать к активным общественным действиям |
34.7 |
35.2 |
27.9 |
31.0 |
Контролировать действия хозяйственных и политических структур |
47.7 |
49.9 |
43.0 |
57.0 |
Организовывать людей для достижения общих целей |
43.5 |
34.9 |
28.6 |
34.1 |
Информировать о происходящих событиях, рассказывать о жизни горожан |
53.1 |
53.8 |
54.2 |
55.1 |
Предоставлять возможность высказаться представителям различных точек зрения, отражать разнообразие мнений, настроений |
50.1 |
49.7 |
50.4 |
51.7 |
Давать практическую информацию, справки, советы и т.д. |
68.4 |
67.5 |
70.9 |
70.2 |
Анализировать происходящие события, искать пути решения проблем |
44.6 |
50.1 |
56.7 |
57.8 |
Оказывать людям помощь в конкретных жизненных ситуациях |
63.6 |
58.8 |
63.9 |
55.9 |
Критиковать действия властей, отдельных людей и групп населения |
30.2 |
29.4 |
33.3 |
29.5 |
Содействовать взаимопониманию людей, разрешать споры |
41.5 |
37.0 |
42.0 |
40.5 |
Давать возможность весело и приятно провести время |
26.3 |
41.5 |
37.3 |
39.7 |
-
Источник: dzyalosh.ru.
Рейтинг публикации:
|