Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » «Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ».

«Проблема эффективности пропагандистской деятельности, осуществляемой с помощью СМИ».


28-08-2012, 11:11 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 962)

Социальные, психологические и иные особенности адресата пропагандистского воздействия

 

Вопрос о том, кто является получателем информации, распространяемой СМИ, не так прост, как кажется. Понятно, что таковым является, прежде всего, индивид, который и выступает адресатом информационного воздействия. Однако во многих работах адресатом информационно–пропагандистского воздействия объявляют иногда социальные группы, иногда общество в целом.

В частности, в качестве краеугольного камня концепции эффективности СМИ Е.П. Прохорова как раз и выступает тезис о том, что есть информационные потребности аудитории (которые, к тому же, могут неправильно осознаваться в информационных интересах), а есть потребности общества, которые всегда выше информационных потребностей индивидов и групп. И профессионализм журналистов как раз и связан с умением выявить и понять эти глубинные объективные потребности общества.

Разделяя положение о том, что существуют общесистемные потребности, возникающие при взаимодействии людей, считаем все же возможным заявить, что единственным реальным потребителем информации (он же адресат информационно–пропагандистского воздействия) является отдельный человек, в сознании которого и размещается вся противоречивая система потребностей и интересов, отражающих многочисленные и разнообразные связи этого индивида с другими.

В чем мы согласны с Е.П. Прохоровым – это в понимании того, что информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, для уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.

При этом необходимо различать понятия "информационные потребности" и "тематические интересы аудитории". Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены, в первую очередь, содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.

Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально–психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из–за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Ее необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение (или неудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) "заботливо обрамленных" картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.

Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во–первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во–вторых, большим количеством свободного времени, в–третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в–четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной и общественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением книг, газет и журналов. Таким образом, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериев эффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различными для разных групп населения в зависимости от образа жизни, информационных потребностей аудитории.

Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбанизированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потребностей и обращение все большей части населения к различным СМИ. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, а с другой – повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений.

Однако, как фиксирует Е.П. Прохоров 33, в системе знаний, необходимых для эффективной деятельности, особое место занимает система теоретических и практически ориентированных представлений об аудитории. Иначе говоря, эффективная деятельность требует широкого знания аудитории как "равноправного" контрагента СМИ, а на этой основе – нацеленности на свою аудиторию, умения подойти к ней, заинтересовать, увлечь, донести до нее отвечающую ее потребностям информацию. Чтобы действовать с какими–либо шансами на успех в реализации задач эффективного контакта с аудиторией, необходимо детальное знание закономерностей ее информационного поведения, его реальные черты и умение это знание использовать.

Журналисту необходим живой интерес аудитории, ее заинтересованный отклик, укрепляющееся доверие. Поэтому недовольство, высказываемое журналистами по поводу аудитории, жалобы на ее невнимание, непонимание, на отсутствие у нее интереса должны быть обращены, прежде всего, к самим себе – это они не сумели установить контакт с аудиторией, что является их профессиональным долгом. Аудитория же как "потребитель" информационного продукта ни в чем не виновата: надо уметь устанавливать контакты с той аудиторией, какая есть. Но при этом не следует идти на поводу у нее и действовать по принципу "дайте аудитории все, что она хочет".

Аудитория (лат. auditorium; audire – "слушать"; auditor – "слушатель") – совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию. "Взаимность" здесь обязательна, поэтому аудиторию часто называют реципиентами (лат. recipientis – "принимающий"; receptio – "принятие"). Следовательно, искусство в прагматической сфере журналистской деятельности заключается в том, чтобы суметь получить у аудитории "аудиенцию" и добиться хотя бы того, чтобы журналиста по крайней мере "выслушали". Бытовавшие ранее теории (например, "теория пули": журналист сказал – аудитория приняла) недостаточно учитывали активность аудитории.

Вряд ли нужно доказывать, что любая коммуникация возможна только в том случае, если стороны, обменивающиеся сообщениями, понимают их. В противном случае мы имеем дело с псевдо– или квазикоммуникацией, которая может иногда довольно успешно имитировать коммуникацию, но никогда не в состоянии обеспечить выполнение ее основной функции – согласование действий субъектов общей деятельности.

Среди различных подходов к этой проблеме выделяются два основных.

Один из них – информационный (или социокибернетический) – связан с представлением о том, что любое сообщение – это, прежде всего, конечное и упорядоченное множество элементов некоторого набора, выстроенных в виде последовательности знаков по определенным законам – законам орфографии, грамматики, синтаксиса, логики и т.д..

Информационная концепция восприятия описывает внутреннюю деятельность человека, воспринимающего некий текст, по аналогии с работой технических опознающих устройств.

При таком подходе процессы потребления информации вписываются в абстрактную систему коммуникации, элементами которой выступают:

а) отправитель сообщения;

б) определенный набор знаков;

в) канал, по которому сообщение передается во времени и пространстве;

г) получатель.

Альтернативой информационному, социокибернетическому подходу к анализу восприятия является концепция, опирающаяся на представление об активной, деятельностной природе человека. С этой точки зрения восприятие возникает как психический процесс, обслуживающий практическую жизнедеятельность человека. Специальными экспериментами исследователей установлено, что переработка информации человеком представляет собой не просто отражение статистической структуры сигналов, а активную деятельность, приводящую каждый раз к возможно более эффективному решению задачи.

Это означает, что любые внешние воздействия проходят через личностные фильтры индивида. Именно личностное сознание принимает или отвергает те или иные представления, идеи, доводы. Поэтому так важно понимать, как устроено сознание личности. Исследователи предполагают самые различные толкования специфики психического образования, называемого сознанием личности. Не вдаваясь в анализ всего многообразия существующих точек зрения, можно обратить внимание на концепцию А.Н. Леонтьева, согласно которой "ядро сознания личности" образуют иерархические отношения деятельностей и их мотивов. Процесс отбора мотивов и построения их иерархии является результатом активности самого субъекта, продуктом "вертикального движения сознания" по соподчинению мотивов. В результате происходит "раздвоение функции мотивов". Одни мотивы становятся "смыслообразующими", тогда как другие – "мотивами–стимулами". Это приводит к определенной перестройке сознания, к возникновению особенной направленности психического отражения – направленности не только на отдельную деятельность, а на все их множество, на "вертикальные отношения" между ними.

Из приведенных выше положений А.Н. Леонтьева можно сделать вывод о том, что иерархизация деятельностей и их мотивов осуществляется с помощью особого психического механизма, который должен содержать как необходимые для их оценивания эталоны и критерии, так и те операции, действия и приемы, с помощью которого эти эталоны и критерии используются.

Таким требованиям удовлетворяет представление о мировоззрении личности как о системном образовании, способном не только выражать определенное отношение личности к окружающей действительности, но также побуждать, направлять и организовывать ее активность, участвовать в процессе соподчинения различных деятельностей и мотивов.

Являясь инвариантом по отношению к различным предметным деятельностям, "мировоззренческая" деятельность имеет специфические особенности по целям, мотивации и составу операционного механизма. Ее мотивом служит осознание личностью потребности необходимости строить свое отношение к себе самому, к миру и поведение в нем не только на эмпирической или эмоциональной основе, но и с опорой на содержание общественного опыта, фиксированного в научных знаниях, традициях, социальных стереотипах.

Цель этой деятельности состоит в том, чтобы сформировать личную концепцию (модель) своего взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, для осознания себя как личности, для построения системы ценностей, образа "Я" и других составляющих самосознания.

Как и всякая другая, "мировоззренческая" деятельность содержит операциональный компонент – совокупность особых психических действий и операций, с помощью которых осуществляется оценивание и соподчинение различных мотивов и деятельностей, а также активная ориентировка в ситуациях общественной жизни, их обследование и выбор соответствующего поведения.

Продуктом этой деятельности является образование и функционирование механизма, включающего мировоззренческие ценности в структуру ориентировки, которая обеспечивает взаимодействие личности с явлениями окружающей действительности, удовлетворяет ее потребность в "персонализации", реализуя тем самым "высший уровень развития личности", ее индивидуальность.

Формирование мировоззренческой деятельности происходит не только в плане развития личности и освоения ею действительности, но, очевидно, порождает также специфические для нее образования, одним из которых является личный способ мировоззренческой ориентировки. Он представляет собой совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности, путем выполнения которых достигается реализация личностью собственных целей в решении вопросов о том, как отнестись к данной общественной ситуации, явлению. Считать ли их значимыми, и если да, то как и в каких целях их использовать при построении отношения к окружающей действительности, в создании своего "Я". Способ социальной ориентировки, выполняя функцию координации двух планов психической деятельности, служит, по–видимому, тем опосредующим звеном, с помощью которого в отдельных поведенческих актах (в ценностных выборах) и реализуются глубинные характеристики личности, особенно образа "Я". Для выполнения такой роли способ мировоззренческой ориентации должен включать в себя, по крайней мере, три компонента: когнитивный, операциональный, мотивационный.

Когнитивный компонент – это система усвоенных личностью на уровне убеждений "социальных знаний": понятий, правил, оценок, норм, ценностей. Мотивационный компонент – это мотивация, личностный смысл, который придается использованию способа ориентировки. Операциональный компонент – совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности, а именно приемов фактического и оценочного анализа ситуации и явлений, приемов актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки личных целей вмешательства в жизненные ситуации), а также приемов выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желаемые, целевые и коррекции намеченных целей и способов поведения. Каждый из названных выше приемов выполняет специфическую функцию.

Прием актуализации системы личностных ценностей (нравственных, политических и других убеждений) реализует одну из внутренних функций мировоззрения – помочь создать условия для рефлексии собственной системы ценностей, которыми человек предпочитает руководствоваться, включать их в акты внутреннего выбора, которые выполняются в составе других приемов социально ориентировочной деятельности.

Прием целеполагания позволяет личности, не вступая в противоречие с общественными требованиями и ожиданиями, соотнести личную и социально заданную цель действий в заданной ситуации, корректировать свои намерения содержанием общественных ценностей и норм.

Прием выбора способов воздействия на ситуацию имеет функцию соотнесения целей и средств их достижения, коррекции последних содержанием общественных ценностей и норм.

Психологический смысл приема коррекции заключается в рефлексии важности наличия собственной мировоззренческой (смыслообразующей) позиции и имеет целью приведение в иерархическое соответствие собственных ценностей с реальной, действующей в обществе, и вербальной системой ценностей.

Каждый из отмеченных выше приемов познавательной деятельности выражает особенности соответствующих видов социальной ориентировки: познавательной (в узком смысле слова), оценочной, регулирующей.

С помощью отмеченных приемов социальная ориентировка не замыкается на выявлении объективных свойств объектов, но служит построению собственного к ним отношения (пристрастности образа "Я"), формированию личностного смысла усваиваемых социальных ценностей и норм. Человек выстраивает иерархию своих мотивов и поддерживает, развивая эту систему в течение все жизни именно на основе своего мировоззрения. За счет этого иерархическая структура мотивов приобретает качества устойчивости и свободы от внешних влияний.

Другими словами, восприятие и понимание заключенной в текстах информации является своеобразной и достаточно сложной формой интеллектуальной деятельности. Понимание текста предполагает осуществление смыслового анализа, полнота и глубина которого определяются, во–первых, тем, в контекст какой деятельности включены процессы восприятия и понимания, решению каких задач они подчинены, а во–вторых, тем, насколько применяемые способы восприятия и понимания адекватны содержанию и структуре текста.

С точки зрения деятельностной концепции восприятия, потребление информации рассматривается как особая форма активности человека, основными функциональными компонентами которой являются мотивационно–ориентировочный (потребности), исполнительский и контрольный.

Таким образом, потребление информации можно рассматривать как особую форму активности личности, которая направлена на присвоение выработанных человеческих знаний, на ориентацию в окружающей среде, на определение способов изменения действительности и т.д. В основе этой активности лежит потребность индивида в расширении своих возможностей как субъекта деятельности и общения.

Эта потребность проявляется в более или менее устойчивом познавательном интересе, который выполняет в данном случае функцию смыслообразующего (а иногда и побудительного) мотива. Но если восприятие информации рассматривать как деятельность, то естественно обратить внимание на те ее особенности, которые определяются мотивацией, побуждающей индивида потреблять предлагаемую ему информацию.

С этой точки зрения можно сказать, что процесс потребления информации в зависимости от мотива–цели может осуществляться в двух формах – активной и реактивной (пассивной). Если потребление информации выступает как способ осознанного поиска сведений, необходимых для решения определенной познавательной, поведенческой или какой–нибудь иной задачи, то присвоение некоторой новой информации означает расширение круга его способностей как реального субъекта деятельности и общения.

Именно потребность в расширении своих возможностей за счет присвоения родовых человеческих способностей, выступая в форме интереса, является предпосылкой и необходимым условием самостоятельной ориентации в потоке информации. Человек будет тогда активно относиться к получаемой информации, когда ее потребление будет восприниматься им не просто как заполнение сознания нужными по тем или иным причинам сведениями, а как присвоение определенных способов деятельности, то есть присвоение каких–то способностей, обеспечивающих индивиду возможность активного самоосуществления.

Отсутствие потребности в самореализации, в присвоении накопленного человечеством опыта лишает процесс потребления информации личностного смысла и превращает его в ряд последовательных действий, выполняемых по определенным нормам и правилам, то есть в ритуал. В этом случае индивид функционирует не как личность, не как самостоятельный субъект присвоения человеческого опыта, а как объект воздействия, осуществляемого с помощью информации, как управляемый индивид. Его активность приобретает форму реактивного восприятия информации, регулируемого внешними воздействиями, эффективность которых в значительной степени определяется внешними, случайными факторами.

Активное и реактивное потребление информации могут совпадать друг с другом по операционному составу, что делает их практически неразличимыми для внешнего наблюдателя. Но эти формы активности всегда остаются полярно противоположными по своему реальному содержанию, объективным результатам и психологическим механизмам регуляции.

Таким образом, по характеру ведущего мотива потребления информации четко выделяется три группы потребителей информации.

Для первой характерна система мотивов, которые могут быть объединены понятием "ответственность перед собой". Индивиды, входящие в эту группу, положительно относятся только к тем типам текстов, которые содержат информацию, нужную им лично.

Для второй группы характерны мотивы "ответственности перед другими". Представители этой группы интересуются текстами, на которые кто–то обратил их внимание.

Для третьей группы характерны неустойчивые интересы, случайные мотивы обращения к средствам информации, ритуальность процесса потребления информации.

Очевидно, что только в первом случае полностью и во втором случае частично можно говорить об активном потреблении информации. В остальных случаях речь идет о пассивном потреблении или реактивной деятельности, то есть деятельности, либо не имевшей, либо утратившей личностный смысл.

Требование популярности журналистских произведений предопределяет также необходимость учета психологических законов восприятия информации, без чего даже в высшей степени соответствующее потребностям и интересам аудитории произведение столкнется с существенными препятствиями "по дороге" к аудитории, на пути сближения с ней – с так называемым психологическим барьером.

Восприятие – это деятельность воспринимающего субъекта, активность, направленность и сосредоточенность которой зависят не только от предлагаемой информации, но и от субъекта восприятия, реципиента.

Важнейший из действующих при контакте "потребителя" с информацией механизмов – установка восприятия. Это зависящая от фундаментальных компонентов сознания людей (прежде всего мировоззрения, а также обобщающих характеристик общественного мнения) готовность, предрасположенность реципиента реагировать определенным, соответствующим его позициям образом на предлагаемую информацию. Поэтому журналистам важно знать, каковы фиксированные, прочно сформированные установки принципиального характера и установки ситуативные, связанные с конкретным умонастроением момента.

В зависимости от своего содержания установки предопределяют характер восприятия и потому на первых его шагах становятся предиспозициональными факторами. Первый этап работы установок – поисковые операции, в ходе которых в соответствии с жизненными позициями, ценностями и стремлениями реципиентов выбирается источник информации и определяется отношение к нему в целом и к его отдельным составляющим (рубрикам, разделам, авторам и т.д.). На этом этапе возникает предварительная оценка возможной информативности оказавшихся в поле восприятия произведений и в соответствии с этим определяется главный предмет восприятия, тогда как все остальное оказывается лишь его фоном и живет как бы на его периферии.

Второй этап работы установок – собственно восприятие. Включаясь в процесс контакта с информацией, установки предопределяют отбор сведений (селективность восприятия), их значимость для реципиента и затем "передачу" на хранение (селективность запоминания). При этом действует ряд принципов восприятия. Принцип настороженности проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жизненные интересы реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие. В соответствии с принципом резонанса, информация, отвечающая запросам, пожеланиям, стремлениям реципиентов, воспринимается быстро, легко и правильно. Наоборот, принцип защиты проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов или тем более противоречащая им информация осваивается медленно, плохо и подвергается искажению.

Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра) не означает, что ее восприятие закончено, так как установки определяют и постдиспозициональные действия – третий этап восприятия, в ходе которого обнаруживается "последействие" воспринятого ранее, идет переработка информации, ее включение (порой в борьбе и с "потерями") в систему сознания, в той или иной мере перестраивающегося под влиянием воспринятого.

Знание о системе установок и характере их проявления у конкретных групп реципиентов (а оно формируется на основе изучения социальных позиций аудитории прежде всего) позволяет вырабатывать эффективные способы информирования. Наиболее верно, легко и полно усваивается информация, способствующая усилению позиции группы, укрепляющая позиции реципиентов, а также ведущая к малым изменениям их взглядов и установок. Если же необходимо передать в аудиторию информацию конверсионного характера (т.е. противоречащую сложившимся представлениям), следует опереться на другие стороны сознания, другие ценности и стремления реципиентов. В силу сложности и часто противоречивости сознания такую опору удается найти лишь знающим и опытным журналистам. Например, к тем, кто безразличен к классической музыке, более того, "агрессивно" относится к ней, можно идти через позитивные установки в других областях (через бытовой танец в классической транскрипции или отношение к классике высокоавторитетных в этой аудитории личностей, через "фоновое" ее звучание в интересных для аудитории передачах или рубриках типа "Этюды о шедеврах" и т.д. и т.п.).

Кроме того, следует использовать в таких ситуациях эффект ореола (когда конверсионно нацеленная информация исходит от лица автора, которому аудитория доверяет), эффект уверенности, эффект постоянства (порой называемого барражированием), эффект когнитивного диссонанса, эффект засыпания и др.

При нормально организованном процессе (без давления, в спокойно–диалогической форме) информация "работает" достаточно адекватно, в иных случаях в аудитории возникают реакции "конформистов" и/или "нонконформистов". "Перехлесты", проявляющиеся в явном психологическом давлении на аудиторию, порождают негативные, притом как бы противоположно направленные эффекты – "эффект наркотизации" (большой объем получаемой информации, притом поданной с преувеличенной уверенностью в полноте и правоте, порождает иллюзию "всезнания") и "эффект приватизации" ("переев" информации, часть аудитории перестает контактировать со СМИ и уходит в сферу личной жизни).

Опрос аудитории может показать, кто и как способствовал созданию у нее таких эффектов.

В процессе восприятия информации наряду с социально–психологическими установками действуют также общепсихологические закономерности внимания, понимания и запоминания, которые, разумеется, требуют учета при проведении журналистских акций.

Внимание к информации зависит от ее значимости для реципиента. При этом чем выше внимание, тем больше в процессе восприятия замечается подробностей ("аналитический эффект"), тем сильнее впечатление ("фиксирующий эффект") и тем оно отчетливее ("усиливающий эффект"). Поэтому, чтобы вызвать высокий уровень внимания, журналисту важно опираться на такие ориентиры, которые вызовут это внимание, организовать свою деятельность так, чтобы подаваемые сведения были насыщены информацией, привлекающей внимание.

Самое простое и очень эффективное решение задачи по привлечению внимания (и в значительной мере, по его поддержанию) возможно на путях использования особенностей непроизвольного внимания, которое базируется на остром ориентировочном рефлексе (рефлексе "что такое?") как непроизвольной реакции на необычное, непривычное, само по себе бросающееся в глаза в "информационном поле" (такое действие производит сенсация). Даже простое объявление будущей передачи, если в нем выделено что–то необычное, особенное, имеет огромное значение для установления первичного контакта с информацией (включение телевизора в обозначенный час).

Однако действительно активное и "понимающее" восприятие начинается тогда, когда реципиентами понято глубокое значение информации. Так совершается переход к произвольному вниманию, связывающему информацию с глубинными областями сознания аудитории. Но надо иметь в виду, что максимально эффективно восприятие протекает лишь в том случае, когда соединены эти оба вида внимания, – это так называемое послепроизвольное внимание, основой которого является сочетание важности и привлекательности.

Но и в этих условиях механизмы внимания действуют так, что неизбежными оказываются переключения и отвлечение внимания. Это следует учитывать и разнообразить повествование – перемежать планы, вводить "освежающие" отступления, излагать концепт (главную мысль) произведения рассредоточенно, вариативно, чтобы "потери" не повлияли на усвоение главного.

Для оптимизации восприятия массовой информации важно также учитывать закономерности понимания и запоминания. Освоение информации будет существенно облегчено, если она будет "предъявляться" в соответствии с правилом движения от интересного факта к главному выводу, от сенсационного к закономерному, от явления к сущности и т.д. При этом важно, чтобы аудитория видела в авторе своего "представителя", общаться с которым интересно и полезно. Если, например, "заголовочный комплекс" (рубрика, название произведения, подзаголовки, объясняющая "врезка" и др.) на уровне первичного синтеза дает общее представление о наиболее значимом для аудитории, то последующее повествование представляет развертывание системы подробностей, из освоения которых возникает вторичный синтез, детализирующий концепт произведения. Это касается крупных произведений, а в сводках новостей эффективным будет такой прием, когда вначале сообщается о самом важном, затем дается подробное изложение, а в конце выпуска снова повторяются главные темы и суждения.

Таким образом, достижение популярности – важнейший путь к эффективности. При этом подлинная популярность далека от заигрывания с аудиторией. Наоборот, требуя учета реальностей (уровня образованности, системы интересов, состояния умонастроений, механизмов восприятия и т.д.), она нацелена на развитие сознания и поведения аудитории. Представление о том, что искусство журналиста в отношениях с аудиторией состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усваиваемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой, важно дополнить завершающим – а затем реализуемой в социальной практике.

Движение от факта к выводу, от поверхностного к существенному, от события к закономерности, увлекательное и развивающее, научающее путем демонстрации хода рассуждений самостоятельному анализу явлений – эти и другие черты популярного изложения способствуют обогащению внутреннего мира аудитории, самостоятельности и активности ее поведенческих реакций.

Рассматривая потребление информации как особый, протяженный во времени и регулируемый особыми правилами и стандартами процесс, разные ученые выделяют различные стадии (этапы, фазы) этого процесса. В простейшем случае выделяются три фазы:

1) докоммуникативная фаза, связанная с определением цели восприятия и формированием доминирующей мотивации;

2) коммуникативная фаза, представляющая собой собственно процесс восприятия;

3) посткоммуникативная фаза, в ходе которой переработанная информация вводится в банк используемых индивидом сведений.

Каждая из этих фаз характеризуется активно–избирательным отношением индивида к осуществляемым действиям.

Докоммуникативная фаза во многих случаях оказывается решающей: установив, что по каким–либо причинам сообщение не представляет для него интереса (исходя из образовательного уровня, запросов, целей деятельности), адресат отказывается от ознакомления с ним или же, наоборот, приступает к чтению.

Коммуникативная фаза представляет собой комплекс из нескольких основных действий, осуществляемых над текстом:

1. Общая ориентировка, то есть предварительное знакомство с текстом.

2. Структурирование текста, которое включает ряд операций:

• смысловое разграничение, то есть выделение тех минимальных текстовых элементов, которые соответствуют цели потребления информации;

• сжатие каждого текстового элемента до одного–двух слов, то есть перевод информации в метаинформацию;

• соотнесение текстовых элементов с одной из трех систем информации – фактологической, теоретической, рефлексивной;

• оценка выделенных элементов по критерию их существенности.

3. Переструктурирование, то есть переход от авторской структуры текста к собственной, установление личной иерархии заложенных в данном тексте смыслов.

4. Свертывание текста до минимального количества единиц, позволяющего запомнить его.

Все это говорит о том, что аудитория – активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ "часть" журналистики как функционирующей системы. Читателями, слушателями, зрителями становятся по собственной воле, самостоятельно выбирая для регулярного или спорадического контакта те или иные источники информации. В составе аудитории того или иного СМИ они остаются тогда, когда ощущают, что оно несет для них информацию субъективно значимую, удовлетворяющую их нужды. Часть аудитории при этом становится активной и в сфере "обратных связей" (сообщает редакции о своих впечатлениях относительно опубликованных материалов, высказывает просьбы, пожелания, дает советы, а также использует СМИ в качестве "четвертой власти", обращаясь к ним с жалобами, предложениями, призывами по самым различным вопросам). Некоторые представители аудитории становятся авторами материалов, публикуемых в СМИ, и не только писем, но и материалов "чисто" журналистских произведений.

Аудитория журналистики постоянно растет (если не считать периодов, когда материальное положение ее резко ухудшается), в нашей стране практически в каждой семье есть радиопринимающее устройство, телевизор и хотя бы одно печатное издание (часто несколько, но есть семьи, практически выключенные из информационного пространства).

Следует учитывать, что "первичная" аудитория (реально получающая информацию от прессы, радио, телевидения) с той или иной степенью активности "транслирует" ее в преобразованном виде тем, кто сам с этими источниками непосредственно не контактировал. Так образуется "вторичная" аудитория. В силу постоянного обмена информацией (фактами и мнениями) в так называемых контактных группах информация, полученная от журналистики, широко циркулирует в обществе, притом в более или менее модифицированном виде, и это требует учета в журналистской деятельности.

Аудитория конкретного издания (программы) – "Известий" или "Труда", "Маяка" или "Орфея" – это реальная аудитория. Те читатели, которые еще не влились в реальную аудиторию, но могут ею стать (если издание, программа сумеют расширить саморекламу, зону уверенного приема – ареал распространения для ТВ и РВ, увеличить розницу прессы, а также, разумеется, добиться большего "приспособления" материалов по интересам, доступности, увлекательности и проч.), составляют потенциальную аудиторию издания или программы. Для превращения ее в реальную аудиторию направление и информационная политика СМИ претерпевают не кардинальные, а лишь частичные изменения. А те слои и группы общества, на которые специально рассчитана газета или радиопрограмма и значительную часть которых эти СМИ стремятся сделать своими читателями или слушателями, разработав соответствующее направление деятельности и реализующую его информационную политику, составляют расчетную аудиторию. В реальную аудиторию входит лишь часть расчетной (поэтому всегда велика потенциальная аудитория). Вместе с тем, часть аудитории реальной составляет как бы случайная аудитория, на которую специально учредитель и редакция не рассчитывают.

Для разработки каждым СМИ эффективной информационной политики необходимо исходное практическое знание аудитории. Прежде всего, это представление о расчетной, реальной и потенциальной аудитории.

Эффективная информационная политика складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории и выработке дальнейших шагов, способствующих укреплению контактов с аудиторией. Вариантов здесь может быть множество в зависимости от конкретного положения вещей и целей учредителя и редакции. Например, можно стремиться только удержать реальную аудиторию или расширить ее за счет потенциальной; можно сократить аудиторию (делая ее в каком–то смысле элитарной) или, наоборот, максимально широко привлечь в нее самые разные слои и группы. Отсюда и тиражи – от нескольких тысяч до миллионов. Все сказанное относится также к аудитории радио и телевидения.

В целях эффективного осуществления информационной политики в ее аудиторной ориентации каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Практически ориентированное знание аудитории складывается из сведений, касающихся по крайней мере трех сфер представлений о ней.

Во–первых, это социально–демографические сведения (об образовании, профессии, о поле, возрасте, семейном положении, месте жительства и т.д. – о том, что обычно фиксируется статистикой).

Во–вторых, это сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории (о взглядах и убеждениях, целях и стремлениях, об ориентированности в общественно–политической жизни, отношении к власти и оппозиции, партиям, союзам, ассоциациям и другим организациям и т.д.). В частности, для организации эффективной деятельности по любому вопросу, а в данном случае – по проблеме толерантности, необходимо социологически строгое знание отношения аудитории к ценностям, установкам, нормам толерантности.

В–третьих, сведения об информационном поведении (об источниках регулярно получаемой информации, отношении к различным изданиям и программам, интересах, о запросах, мотивах обращения к СМИ, предпочтениях тех или иных тематических пластов, рубрик, творческих форм, характера изложения, авторов и т.д.).

Сведения об аудитории по этим признакам позволяют делать дальнейшие шаги в разработке информационной политики. В частности, можно делать выводы о возможностях восприятия представлений о толерантности.

Существенное значение этих знаний – в возможности на их основе выявить потребности аудитории (ее различных слоев) в информации: ведь для этого необходимо сравнение реального состояния аудитории с тем, какое редакция считает нужным. Точное знание потребностей аудитории – основа принципиальной направленности информационной политики. Но при этом обязательно учитывать возможности аудитории – и тут очевидно можно встретиться не только с неспособностью понять важность и сложность проблемы, но и с другими негативными ментальными образованиями, в том числе и прямым неприятием идеи толерантности.

Е.П. Прохоров считает, что журналистам важно составить свое представление, подобное строгой матрице наличного состояния массового сознания (знания, ценности, установки нормы и другие формы ориентаций по решаемой журналистикой проблеме) 34.

Если внутренним и часто неосознаваемым "руководителем" аудитории является потребность, то внешним и непосредственным "руководителем" реального ее информационного поведения является информационный интерес (лат. interest – "имеет значение, важно").

Интерес особым образом связан с потребностью. Важно, прежде всего, то, что интересы основываются на потребностях и так или иначе отражают их. Однако это "так или иначе" находится в диапазоне от верного отражения потребностей в интересе до "нулевого" их понимания, т.е. когда потребность реально есть, но она не представлена в круге интересов. Бывает, кроме того, неверное и искаженное отражение потребностей в интересе.

Интерес и потребность могут расходиться – интересует аудиторию одно (например, конфликтные ситуации, моральные проблемы, бытовые происшествия, жизнь "звезд" и т.д.), а глубокие нужды жизни заставляют ее (и, соответственно, журналистов) обращаться к проблемам экономики, правовых решений, закономерностям развития общества и т.д. В этом ряду – важнейшие для общества проблемы толерантности.

Здесь возникает некоторый парадокс: с одной стороны, надо идти "за" аудиторией (удовлетворять ее интересы, запросы, предпочтения), с другой – быть постоянно "впереди" нее (способствуя ее движению в соответствии с потребностями). Но в основе этого парадокса – реальное и неотменимое противоречие, которое надо творчески "снимать", а не отбрасывать те его стороны, которые "не нравятся". Значит, журналист должен учиться соединять одно с другим, удовлетворяя интересы аудитории – и в то же время направляя ее внимание на объективно важные стороны жизни общества. В этом заключается творческая задача, которая постоянно стоит перед журналистом. Решается она на базе хорошего знания им аудитории (и не только ее потребностей и интересов, но и запросов, предпочтений, мотивов обращения к СМИ и т.д.) и владения формами соединения в произведении интереса и потребности.

Журналистская забота – удовлетворение потребностей, понимание которых лежит в основе направления и информационной политики каждого СМИ. Однако аудитория в своем информационном поведении руководствуется собственными интересами, которые могут не только отличаться от потребностей, но быть даже в чем–то им противоположными. Интересы могут быть ложными, извращенными, вульгарными, низменными, недостойными человека, идти вразрез с подлинными нуждами людей.

Об этих непростых отношениях "потребность – интерес" (теперь уже в аудитории) журналисту важно знать именно потому, что руководствуется аудитория как раз интересами, т.е. субъективными желаниями и стремлениями. Тем самым организация эффективного функционирования журналистики наталкивается на некое противоречие, которое в силу своей "непреодолимости", неустранимости, постоянства представляет собой специфическое условие функционирования журналистики и с которым нельзя не считаться, если есть желание работать эффективно.

Законом деятельности журналистики поэтому является такое удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов, т.е. материалы журналистики должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Каждый материал должен быть интересным, иначе, будучи помещенным в издание или включенным в программу, он не будет воспринят аудиторией. Разумеется, для ответственной журналистики недопустима игра на низменных интересах, на дурных склонностях людей, эксплуатация дегуманизирующих факторов.

Внимание журналиста к интересам аудитории предопределяется, таким образом, ролью интереса как "посредника" между журналистикой и аудиторией. Если журналист не умеет или не хочет использовать этого "посредника" в целях удовлетворения потребностей, ему не удастся добиться успеха, идти же просто "за" интересом, "на поводу" у него – значит, потерять из поля зрения принципиальный ориентир – потребность (хотя часть потребностей, которые точно отражаются в интересах, удовлетворить в таком случае можно вполне эффективно, – но только часть, притом не "прицельно", а в некотором смысле случайно, без твердого расчета).

Наряду с интересами важную роль в информационном поведении аудитории играют мотивы обращения к источникам информации. Если интересы характеризуют сторону информационного поведения, которая связана с тем, что хочет читать, слушать, смотреть аудитория (какие темы, проблемы, характеры, события, подходы и т.д. ее привлекают), то мотивы обращения к СМИ отвечают на вопрос, зачем нужна аудитории информация, а также дают представление о роли, какую, с точки зрения аудитории, должна играть в ее жизни массовая информация, определяют личностный смысл ее получения.

Спектр мотивов весьма широк. Важнейшими из них являются следующие: ориентационный мотив в разных проявлениях (в фактах, в смысле и связях фактов, в закономерностях и т.д.); мотив выработки и укрепления социальной позиции, подходов, взглядов; престижный мотив (реализация самоуважения и признание со стороны окружающих в связи с использованием "достойных" источников информации); утилитарный (получение практически полезной информации для сферы труда, проведения свободного времени, политической деятельности, самообразования и т.д.); рекреативный (отдых, развлечение, заполнение досуга); мотив культурного развития; познавательный мотив; мотив установления контактов с людьми, и т.д.

Интересы (что хочу) и мотивы (почему хочу) формируют систему предпочтений тех или иных рубрик, творческих форм, тематических пластов, областей и проблем жизни, авторов, что выражается в "читаемости", "смотримости", "слушаемости" публикаций и передач. Знание их позволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. В связи с неудовлетворенными интересами и мотивами в аудитории возникают запросы – обращенные к СМИ пожелания, в которых выражается стремление получать определенную информацию. В явно выраженных пожеланиях (например, в письмах) или в направленности склонностей, проявляющихся в поведении аудитории, сказывается ощущение "незаполненного информационного пространства", которое, с точки зрения аудитории, требует восполнения в изданиях и программах.

Принципиальная линия поведения в журналистике, если рассчитывать на эффективное выполнение информационной политики, получает конкретные формы через практический учет – прямое или косвенное выполнение "требований" аудитории, т.е. ее интересов, мотивов, запросов, предпочтений. Отсюда необходимость найти способы передачи информации, которая соответствовала бы потребностям и вместе с тем вызывала бы у аудитории активный интерес и осваивалась бы ею без излишних затруднений.

В средствах массовой информации, а особенно на телевидении, вопросы повышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально–политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.

Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности выступлений СМИ, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления СМИ, несомненно, более действенны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнем подготовки.

Одним из наиболее важных, на наш взгляд, путей повышения действенности СМИ является вовлечение в творческую работу аудитории. Ее участие в формировании информационного пространства – это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости продукции СМИ, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.

В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого информационного пространства рождаются новые формы работы СМИ. Журналист, получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всю глубину и сложность проблемы, не обходя при этом "острых углов". Подобного рода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейших социальных, экономических и политических задач.

Вместе с тем, очень важно понимать, что, помимо общесоциальных факторов, на восприятие и понимание информации влияют и разнообразные индивидуальные характеристики получателя сообщений.

Говоря о личностных факторах, следует иметь в виду, что человек воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различиями психических процессов, направленностью и характерологическими свойствами, социально–классовой, идеологической принадлежностью и др.). Основное влияние на процесс восприятия (как и на весь процесс переработки информации) оказывают:

1) деятельностный статус индивида;

2) его социальный статус, связанный с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной (профессиональной, классовой и т.п.) среде;

3) социокультурный статус;

4) психологические особенности личности.

Деятельностный статус

Рассматривая характеристики человека как субъекта восприятия и понимания, следует указать, прежде всего, на характер осуществляемой им деятельности и меру его включенности в эту деятельность. В книге инженера П.К. Энгельмейера "Теория творчества" приведен следующий пример: "Представителям разных профессий было предложено прочесть слово, в котором были пропущены всего две буквы: под...о...ный. Ответы получились весьма разнообразные. Ученый прочел "подробный", врач – "подкожный", моряк – "подводный", прокурор – "подложный", архитектор – "подпорный", гидротехник – "подсосный", кузнец – "подковный", секретарь Крестьянского банка – "подворный" и т.д."

Разумеется, одни лишь деятельностные характеристики субъекта не исчерпывают всей совокупности факторов, оказывающих влияние на процесс его понимания явлений и текстов. Но они являются наиболее глубинным источником всех остальных факторов.

Социальный статус

Влияние социальных характеристик индивида на процесс переработки информации выражается в том, что содержание любого воспринимаемого сообщения будет интерпретироваться сквозь призму групповых интересов. В этом плане не вызывает сомнения, что как само существование коммуникативного процесса, так и содержание передаваемых сообщений во многом зависит от характера социальной системы, в рамках которой осуществляется коммуникация.

Об этом же свидетельствуют эксперименты американского ученого Бегби, который предлагал испытуемым десять пар диапозитивов для просмотра через стереоскоп. С одной стороны диапозитива помещалось изображение объекта, хорошо знакомого большинству мексиканцев (бой быков), черноволосая девушка, мексиканский крестьянин, с другой стороны – изображение объекта, хорошо знакомого большинству американцев: игра в бейсбол, девушка–блондинка, фермер. Соответствующие фотографии имели сходство по форме, расположению фигур, контуру основных масс. И хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними разные изображения, большинство американцев видели только то, что было им хорошо знакомо, и точно так же мексиканцы видели сцены, характерные для их собственной культуры.

Это исследование подтвердило, что отбор и интерпретация сигналов зависят от ожиданий человека, которые, в свою очередь, приобретаются в процессе участия в организованном обществе.

Широко известны опыты, показавшие, какое огромное влияние оказывают на наше восприятие реакции и сообщения окружающих нас людей. Так, например, в одном из таких опытов испытуемые должны были, находясь в полной темноте, определить направление движения светящейся мерцающей точки, которая на самом деле была неподвижна. Поскольку в полной темноте нет точки отсчета, то источник света не может быть локализован и поэтому кажется движущимся. В ходе эксперимента испытуемые должны были указать направление движения точки и расстояние до нее. Пока индивиды испытывались поодиночке, их ответы значительно отличались один от другого. Но когда несколько испытуемых вместе наблюдали светящуюся точку, содержание их суждений постепенно сближалось. И хотя источник света оставался неподвижным, люди стремились прийти к соглашению относительно направления движения точки и расстояния до нее.

Как показывают эксперименты, индивиды, объединенные в случайную группу, склонны соглашаться с мнением большинства, независимо от того, соответствует ли оно объективной истине или нет. Таким образом, взгляды группы, известные реципиенту, оказывают влияние и на восприятие информации, и на поведение реципиента, и на форму выражения им своего мнения.

Это является еще одним доказательством того, что между реципиентом и группой, в которую он входит, происходят непрерывные социальные взаимодействия.

Социокультурный статус

Общепризнанно, что восприятие и переработка информации осуществляются человеком на основе уже имеющихся в его сознании знаний, ценностей, норм, в меру его общих и специальных способностей. В целом сознание человека, воспринимающего и перерабатывающего информацию, можно представить в виде некоего фильтра, который одни сообщения пропускает полностью, другие деформирует, третьи полностью отбрасывает. С этой точки зрения, сознание читателя может быть рассмотрено как единство трех сторон: совокупности представлений и впечатлений о реальной действительности, в которой данный читатель живет и действует (своеобразный мир реальностей – МР), совокупности социокультурных образцов, то есть его ценностных представлений (идеологических, этических, эстетических и иных ценностей, постулатов, аксиом и т.п. (мир культуры – МК), совокупности знаний, которыми обладает индивид и с помощью которых он объясняет все, что происходит вокруг него (мир знаний – МЗ).

Каждый из этих миров, каждая из этих сторон сознания читателя выступает в качестве особого фильтра восприятия информации и программирует особое требование к тексту.

С точки зрения социокультурного статуса обычно выделяются три группы потребителей информации.

1. Люди с духовно–личностной ориентацией. Характерными признаками представителей этой группы являются следующие: занятия в свободное время носят преимущественно интеллектуально–творческий характер; интересы выходят за рамки практических нужд, групповых норм и профессионального опыта; самостоятельность в духовной жизни, ориентация на науку или искусство. Дорог престиж культурного человека. Не терпит штампов.

2. Люди с профессионально–функциональной ориентацией. Трудовая деятельность связана с организаторскими функциями. Непрерывное общение с людьми. Ориентация на газету как самый серьезный канал. Думает и разговаривает на языке СМК.

3. Люди с потребительской ориентацией. Интерес к информации носит компенсаторный характер (усложнять действительность не любит и ищет, прежде всего, развлечений). На первом месте по значению стоит телевизор. В целом отношение к информации мало дифференцировано. Восприятие пассивное. Чаще всего в мнениях ориентируется на малую группу.

Психологический статус

На процесс восприятия (так же, как и производства) массовой информации влияет индивидуальная нейрофизиологическая конфигурация мозговых структур, отвечающих за переработку информации. Современная наука выяснила, что за производство и переработку информации в мозгу человека отвечают четыре участка, которые располагаются симметрично в правом и левом полушариях: левый висок – простые логические конструкции, левый лоб – сложные логические конструкции, правый висок – простые эмоциональные и чувственные впечатления, правый лоб – сложные эмоциональные и чувственные впечатления.

В силу тех или иных причин различные доли коры мозга могут быть развиты в разной степени. В результате человек будет воспринимать информацию избирательно. Классическая ситуация – шизофрения, которая, по наблюдениям московских психологов, в той или иной форме есть у каждого десятого работника умственного труда. При этом заболевании резко увеличены лобные доли и уменьшены височные, такой человек не умеет ни понимать, ни производить простой информации. Он изъясняется очень сложными, вычурными предложениями, любит беседовать на отвлеченные темы и терпеть не может ни простой речи, ни простых, житейских, конкретных проблем.

Возможны и другие крайности, когда в результате чрезмерного развития височных долей, человек воспринимает и производит только упрощенную, примитивную информацию и принципиально не воспринимает абстрактного теоретического знания.

В силу уникальности каждого человека, мозги у каждого в буквальном смысле устроены по–своему. Поэтому нужна дифференцированная информационная деятельность, учитывающая особенности переработки информации разными людьми.

Понимание (и как процесс, и как результат) связано не только с интеллектуальной, но и с эмоциональной зрелостью человека. Уровень эмоциональной включенности личности в процесс понимания "подхлестывает" этот процесс, включает такие уровни сознания и подсознания, которые у неэмоционального человека остаются навсегда запечатанными.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные соображения, можно сформулировать положение о том, что качество (глубина, адекватность) восприятия и понимания информации определяется не просто тем смыслом, который был заложен в текст его создателем, но и социальной, психологической, коммуникативной (информационно–семиотической) позицией потребителя информации, определяемой, в конечном счете, системой осуществляемых им деятельностей.

Что же представляет собой массовая аудитория, которая является главным адресатом любой массовой коммуникации?

Поиску ответа на этот вопрос посвящены тысячи исследований, результаты которых существенно различаются. Не будем вдаваться в причины этих различий. Просто продемонстрируем результаты одного из последних исследований Независимого Института Коммуникативистики 35.

 

Материальное положение населения

Для характеристики человека очень важно знать, насколько он удовлетворен своей жизнью. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 20 процентов опрошенных вполне довольны своей жизнью, около 30 процентов ею недовольны, остальные иногда довольны, иногда не очень. Причем, чем больше город, тем выше удовлетворенность своей жизнью (табл. 2).

 Полученные в ходе исследования данные о самооценке материального положении семей не дают оснований для вывода о стабилизации, о которой сейчас много говорят экономисты. Количество людей, утверждающих, что они еле–еле сводят концы с концами, по сравнению с 2001 годом увеличилось и приблизилось к цифре 1996 года. Существенно уменьшилось и количество опрошенных, считающих себя высокообеспеченными. На уровне 2001 года осталось количество опрошенных, считающих свое материальное положение более или менее удовлетворительным (табл. 3). Это означает, что часть опрошенных, считавших свое материальное положение хорошим, перевели себя в группу более или менее удовлетворенных, а часть тех, кто был в средней группе, перевели себя в группу неудовлетворенных своим материальным положением.

Таблица 2. Интегральная самооценка представителями населения удовлетворенности жизнью (по типам городов)

Степень удовлетворенности Оченьмалый город Малыйгород Среднийгород Большойгород
Вполне довольны 7.1 9.2 9.5 12.7
Пожалуй, довольны 15.5 21.3 17.2 24.9
Трудно сказать, когда как 41.0 44.1 39.1 40.5
Пожалуй, не довольны 17.8 16.8 21.1 12.2
Совсем не довольны 16.4 8.4 11.7 7.0

Таблица 3. Оценка представителями населения своего материального положения (по годам)

Материальное положение 1996 год 1997 год 1998 год 2000 год 2001 год 2002 год
Мы живем от зарплаты до зарплаты. Часто приходится занимать деньги на самое необходимое 29.8 16.7 5.3 15.7 18.9 24.2
На ежедневные расходы денег хватает, но для того, чтобы купить одежду, уже приходится откладывать или брать в долг. 40.4 33.2 32.0 32.6 32.9 33.0
В основном денег хватает, но при покупке дорогих вещей длительного пользования (холодильник, телевизор, мебель и т.п.) наших сбережений недостаточно 22.8 26.2 21.3 32.9 30.9 30.2
Покупка товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей, однако квартира, автомашина или дорогостоящий отпуск нам пока не доступны. 7.0 17.5 26.7 16.7 15.4 10.2
Мы можем позволить себе любые дорогостоящие покупки, ни в чем себе не отказываем 0.0 2.5 0 2.1 1.9 2.1

 Имеющиеся данные позволяют констатировать, что чем меньше по размерам населенный пункт, тем ниже уровень самооценки материального обеспечения населения (табл. 4). Возможно, этим объясняется и более низкая самооценка общей удовлетворенности жизнью.

Таблица 4. Оценка представителями населения своего материального положения (по типам городов)

Материальное положение Оченьмалый город Малый город Средний город Большой город
Мы живем от зарплаты до зарплаты. Часто приходится занимать деньги на самое необходимое 34.2 22.4 21.0 20.1
На ежедневные расходы денег хватает, но для того, чтобы купить одежду, уже приходится откладывать или брать в долг. 38.1 38.1 29.9 26.2
В основном денег хватает, но при покупке дорогих вещей длительного пользования (холодильник, телевизор, мебель и т.п.) наших сбережений недостаточно 18.9 30.2 32.3 34.6
Покупка товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей, однако квартира, автомашина или дорогостоящий отпуск нам пока не доступны. 4.8 8.5 12.9 13.8
Мы можем позволить себе любые дорогостоящие покупки, ни в чем себе не отказываем 0.8 0.8 0.5 2.2

  Опрошенным был задан вопрос "Какие из проблем нашего общества беспокоят Вас больше всего?" и был предложен достаточно стандартный список проблем. Полученные на этот вопрос ответы позволяют констатировать, что большую часть опрошенных во всех регионах, в которых проводился опрос, сильнее всего беспокоят, разумеется, низкий уровень доходов, задержки с выплатой зарплаты, пенсий и т.п. Однако если все проблемы, беспокоящие опрошенных, сгруппировать в блоки, то получится следующая картина.

 На первом месте окажутся социальные проблемы: распространение наркомании, ухудшение состояния окружающей среды, организованная и уличная преступность, бандитизм, взяточничество чиновников, угроза терактов и т.п. Они в сумме дают больший процент обеспокоенных, чем проблемы, которые мы условно отнесли к материальным проблемам: бедность, безработица, низкая зарплата, рост цен, задержки с выплатой зарплат, пенсий и др.

 На третьем месте комплекс проблем, которые, тоже достаточно условно, можно обозначить как духовные: кризис морали, культуры, нравственности; отсутствие ясных целей, ориентиров развития страны и т.п.

 Четвертая группа проблем относится к политике: слабость, беспомощность государственной власти; конфликт в Чечне; угроза диктатуры.

  Разумеется, есть существенная разница между тем, как видят иерархию проблем в разных регионах. Например, на бедность сетуют более 50% опрошенных в Самаре и чуть больше 36% в Новосибирске. Наркомания вышла на 2–е место в Новосибирске и на 4–е – в Воронеже. Организованная преступность волнует 30% жителей Новосибирска и 17% жителей Воронежа. Кризис морали, культуры и нравственности жители Воронежа и Санкт–Петербурга поставили на 2–е место, а жители Екатеринбурга – на 6–е.



Источник: dzyalosh.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map