Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » А.Скляров: Мифы об острове Пасхи

А.Скляров: Мифы об острове Пасхи


9-06-2014, 15:58 | Открываем историю / Загадки истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (5 951)

Мы, к сожалению, столь широких проходов не видели, поскольку общедоступная зона ограничивается лишь самым краем каменоломни. Доступ же непосредственно к статуям и внутрь каменоломни закрыт.

Но нам удалось уговорить нашего гида Джорджа на посещение одной из закрытых зон (об этом чуть далее), где мы смогли вплотную увидеть некоторые блоки-заготовки и проходы между ними. Расстояния от заготовки до скального массива тут было небольшое – пожалуй, даже меньше, чем нужно для комфортной работы человека. Однако поразило то, что «стенка» со стороны скального массива в проходах была как будто специально выровнена. При выборке материала обычным рубилом такого быть не должно, но данный результат был налицо!..

Рис. 104. Выровненная стенка прохода

Выравнивание при ручной выемке материала требует дополнительной работы. И весьма немалой. Между тем выровнены не только те проходы, которые мы видели в закрытой зоне, но и огромные участки скального массива в основных каменоломнях Рано-Рараку. Они настолько велики, что весь их размер можно оценить только издали. Нельзя сказать, что они выровнены идеально и каким-то сложным инструментом, но выравнивание как таковое бросается в глаза.

Но зачем понадобилось выравнивать оставшуюся скалу?.. Это было бы целесообразно, если бы в каменоломне изготавливались прямоугольные блоки или плоские плиты. Тогда выровненная скала могла бы уже служить боковой поверхностью следующего изготавливаемого блока (или плиты). Однако блоки и плиты на острове Пасхи изготавливались из черного или красного базальтового туфа, но никак не из того материала, который находится в каменоломнях Рано-Рараку – здесь изготавливались только статуи. А статуи имеют не ровные, а криволинейные поверхности. Так что выравнивать для них остающуюся скалу – пустые излишние трудозатраты. И здесь мы снова упираемся в то, что такие излишние трудозатраты немыслимы для примитивных методов и доступны лишь для более развитых технологий, когда такое выравнивание не доставляет особых хлопот…

Рис. 105. Искусственно выровненные скалы в каменоломне Рано-Рараку

Возможность вплотную приблизиться к заготовкам статуй и «проходам» нам подвернулась благодаря тому, что в некоторых книгах упоминается о наличии в каменоломнях неких круглых ям. В этих ямах, по версии историков, крепились толстые стволы деревьев, которые служили опорой для такелажных приспособлений, с помощью которых статуи будто бы спускались со склонов вулкана вниз. К сожалению, в доступных источниках не было сколь-нибудь внятных фотографий этих ям, и понять, что они собой представляют, можно было только на месте. А на месте, увы, выяснилось, что ямы располагаются в закрытой для туристов зоне.

Однако я продолжал упорно твердить – «хочу!», и наш гид постепенно сдался. Сначала с его помощью мы попытались получить официальное разрешение на посещение места, где располагаются эти ямы. Но бюрократы во всем мире одинаковы, и нашу просьбу просто равнодушно проигнорировали. После этого Джордж все-таки решился и согласился провести часть нашего состава на место с ямами в обход существующих запретов.

Для этого трое из нас – я, как слишком желавший туда попасть, видеооператор Максим Ляменков и Екатерина Манжосова в роли фотографа – вместе с гидом отправились в каменоломни рано утром, чтобы успеть до наплыва туристов, который неизбежно сопровождается появлением смотрителей. Чтобы укрыться от взглядов этих самых смотрителей, нам пришлось добираться до места не самым простым путем, который шел по гребню кратера, а подниматься по склону внутри него.

Если бы мы знали, что предстоит забраться на самый верх, мы, возможно, отказались бы. Подниматься пришлось по очень крутому склону. Вдобавок, склон был местами покрыт зарослями какого-то весьма коварного растения – с виду очень плотного, но в реальности очень пышного. Опускаешь на него ногу и ожидаешь вскорости встретить твердую опору, а нога вместо этого уходит глубоко вниз. Когда это происходит на склоне градусов под шестьдесят и более, ощущения возникают не из приятных. Но вверх все-таки подниматься легче, нежели спускаться. И неведение нам помогло – мы все-таки достигли цели!.. А достигнув, поняли, почему эта зона закрыта для посещения: загреметь отсюда вниз и свернуть при этом шею – проще простого.

Зато дополнительным «призовым фондом» нам были прекрасные виды на сам вулкан и весь остров Пасхи (см. Рис. 16-ц). Добраться же обратно оказалось значительно легче, поскольку мы спустились просто по гребню. Дело было сделано, и смотрители нам уже не могли чем-то помешать.

Рис. 106. Яма в каменоломне

По пути наверх нам попалось несколько заготовок под небольшие статуи, да и на самом верху были такие же заготовки с проходами. Здесь и удалось осмотреть их в непосредственной близости. А ямы нас совершенно не впечатлили. Они чуть более полуметра диаметром и уходят в скалу примерно на такую же глубину. Для крепления в них опор такелажных приспособлений для спуска тяжелых статуй они совершенно не годятся – при такой хрупкости породы любая сколь-нибудь серьезная боковая нагрузка приведет к тому, что бревно, помещенное в такую яму, просто будет вывернуто с корнем…

Никаких признаков того, что при создании ям были использованы какие-то сложные технологии мы не нашли. Однако непонятно и то, как можно было бы их сделать простым рубилом, то есть обычным камнем. Слишком они для этого глубокие, и имеют при этом довольно четко выдержанную вертикаль стенок, которые сами по себе слишком ровные для того, чтобы быть результатом выемки материала столь примитивным инструментом…

Еще один эксперимент Хейердала

Бургомистр Педро Атан, руководивший работой в эксперименте по высеканию статуи, уверял Хейердала в том, что получил от своих предков знания по установке статуй на платформу. Хейердал не склонен был ему верить и пообещал сто долларов «в тот день, когда самая большая статуя в Анакене встанет на свое место». Неожиданно Педро Атан вызов принял, несмотря на то, что вес этой статуи, по оценкам Хейердала, составлял примерно двадцать пять – тридцать тонн. (Если судить по фотографии, приводимой Хейердалом в своей книге, он несколько преувеличил вес статуи – см. Рис. 107).

Когда было получено разрешение от губернатора на этот эксперимент, Педро Атан собрал одиннадцать помощников, проинструктировал их и они приступили к работе.

«Единственным орудием пасхальцев были три бревна (потом бургомистр от одного отказался, ограничившись двумя) и множество камней, которые члены бригады собирали около лагеря… Хотя статуя зарылась носом глубоко в землю, бригаде удалось подсунуть под нее концы бревен. А с другой стороны, раскачивая бревна, повисло по три-четыре человека. Сам бургомистр, лежа на животе, подкладывал мелкие камни под голову статуи» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Вот так, орудуя всего лишь парой бревен в качестве рычагов, приподнимавших статую, и постоянно фиксируя подкладываемыми камнями новое положение статуи, островитяне оторвали моаи от земли и подтащили ее к платформе. На это у них ушло десять дней. Затем началась установка статуи в вертикальное положение посредством все той же процедуры – рычаги и камни.

«Бургомистр все время был начеку, придирчиво проверяя положение каждого камня. Под весом древнего исполина некоторые камни крошились, словно рафинад. Положи хоть один камень не так, и может случиться беда. Но все было тщательно продумано, каждый ход точно рассчитан и взвешен. Затаив дыхание, мы смотрели, как пасхальцы с громадными каменюгами карабкаются на башню, цепляясь за неровности пальцами босых ног. Но люди были предельно собраны, и бургомистр ни на миг не ослаблял внимания, все видел и направлял, не тратя лишних слов» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Рис. 107. Эксперимент Хейердала по установке статуи

«Наступил восемнадцатый день работ. Несколько человек ухватились за веревку со стороны пляжа и начали тянуть, другие притормаживали веревкой, которая была обмотана вокруг кола посредине лагерной площадки, третьи тихонько подваживали бревном. Вдруг великан качнулся, и прогремела команда: – Держать! Крепче держать!

Выпрямившись во весь свой могучий рост, истукан начал переваливаться с ребра на плоскость основания, и освобожденная от нагрузки башня стала разваливаться, здоровенные каменюги с грохотом покатились вниз в облаках пыли. А исполин твердо ступил на плиту и замер – плечистый, прямой…

Впервые после столетнего перерыва один из великанов острова Пасхи снова занял свое место на аху. Приехали на джипе губернатор с семьей, патер и монахини, около лагеря стучали копыта: все, кто только мог, спешили в Анакену посмотреть на работу своих односельчан. Гордые «длинноухие» разобрали башню, и бургомистр с достоинством грелся в лучах собственной славы. Он доказал, что знает ответ на одну из старейших загадок острова Пасхи» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Итак, двенадцать человек за восемнадцать дней с помощью лишь пары бревен и подкладываемых камней смогли поднять статую, лежавшую рядом с аху, и установить ее на платформу. Рычаг – все-таки великая вещь…

И если ориентироваться на достигнутый результат, а также на детали описания того, как все происходило, то нет никаких сомнений в том, что бургомистр Педро Атан действительно заранее знал технологию подъема статуи и установки ее на аху. Судя по всему, он получил эти знания, как сам утверждал, от своих предков.

Но, на мой взгляд, в этом нет ничего особо удивительного. В действенности и эффективности такого инструмента как рычаг мне удалось удостоверить самому еще лет десять назад в Карелии, когда по схожей технологии – с помощью полугнилого бревна и подкладываемых камней – нам вдвоем всего за пять минут удалось поставить так называемый сейд (большой камень на трех маленьких «ножках») весом эдак с полтонны.

А переселенцы-полинезийцы, застав, например, рядом с аху какие-то упавшие статуи, вполне могли отработать технологию их подъема и установки. Времени у них на это было достаточно. А если учитывать неустойчивость статуй, которые непрерывно должны были падать при землетрясениях, то и практики по отработке этой технологии у них тоже было немало.

Гораздо показательней, по-моему, то, что успешно установив статую в Анакене, бургомистр Педро Атан категорически отказался провести эксперимент по транспортировке статуй из каменоломни Рано-Рараку на побережье, сославшись на то, что «моаи шли сами»…

Транспортировка статуй

Вопрос о транспортировке громадных статуй от каменоломен до платформ на побережье не обошел вниманием, пожалуй, ни один исследователь. Этот вопрос считается одной из главных загадок острова Пасхи.

Каких только решений этой загадки не предлагалось. Наверное, перебраны уже все возможные способы – перекатывание просто на круглых бревнах и перетаскивание на салазках, качающиеся крепления и специальные такелажные приспособления, раскачивание с боку на бок в вертикальном положении и т.д. и т.п.

Проведено и несколько практических экспериментов. Так, скажем, Хейердал все-таки провел свой эксперимент по транспортировке (от которого отказался бургомистр Педро Атан). В этом случае статую зафиксировали на бревнах и просто тащили все это волоком. Американец Чарльз Лав перемещал вертикально зафиксированную на небольшой платформе статую по катящимся круглым бревнам. А Уильям Мюллой использовал специальное такелажное приспособление. Использованные этими экспериментаторами способы представлены на стендах местного музея, и по картинкам можно заметить, что работники музея относятся к данным версиям с большой долей иронии.

Рис. 108. Различные способы транспортировки статуй

Однако в местных преданиях утверждается, что статуи «шли сами». Встречается несколько вариантов легенд по этому поводу, но во всех них утверждается, что для перемещения статуй была задействована некая духовная сила – ману. И это никак не согласуется со способами, использованными в перечисленных выше экспериментах.

 



Источник: lah.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится6



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: Farhat (26 апреля 2015 14:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 10
    Рейтинг поста:
    0
    Статуи Острова Пасхи предназначались для обороны. Это, по сути, кромлех из нескольких колец. Первый рубеж был в кратере вулкана (статуи по пояс). Затем – по верху жерла, Потом по пологим склонам (на крутых их не ставили, т.к. там врагу не пройти было. Последний рубеж был построен по периметру всего острова.

    Дальше уже некуда было строить. Этот рубеж возник, когда объединились уже все племена острова.
    Подробнее:
    http://forum.ozersk.ru/topic/32337-raskritie-tain-drevnosti

       
     


  2. » #1 написал: ПравдоЛюб (21 июня 2014 02:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2253
    Рейтинг поста:
    0
    Не знаю куда скинуть.

    Исторические фотографии,которых вы не увидите в учебниках истории


    Может стоит разместить на портале? Смотрите сами.
    Мне показалось забавным.


    --------------------
    Не так горько видеть горе от ума, как радость от глупости.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map