Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » А.Скляров: Мифы об острове Пасхи

А.Скляров: Мифы об острове Пасхи


9-06-2014, 15:58 | Открываем историю / Загадки истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (5 948)

И вот теперь аху Ура-Уранга-Те-Махина острова Пасхи сняла все сомнения. «Пластилиновую технологию» из числа сугубо теоретических гипотез она перевела в разряд твердо установленных фактов! Технология приведения твердого камня в пластическое состояние, его обработки в этом мягком состоянии и последующего затвердевания не только возможна, но и применялась некогда в далеком прошлом. Это уже доказано!.. И это я считаю одним из важнейших результатов нашей экспедиции на остров Пасхи.

Рис. 84. «Пластилиновые следы» и металлический блеск (аху Ура-Уранга-Те-Махина)

Однако теперь мы сталкиваемся с другой проблемой – мы понятия не имеем не только о том, как именно достигалось размягченное состояние камня и его последующее затвердевание, но и о самих физико-химических процессах, которые лежат в основе этой технологии.

Первое, что напрашивается, если исходить из самых простых соображений, это использование нагрева. Многие вещества перед тем как перейти из твердой фазы в жидкую проходят стадию пластического состояния. Однако в данном случае такое простое решение, как выясняется, не проходит.

Возьмем, например, гранит – в асуанских каменоломнях или у блока из Ольянтайтамбо. Для достижения сколь-нибудь ощутимого изменения свойств гранита его необходимо нагревать до очень высоких температур – порядка тысячи градусов по Цельсию, поскольку здесь все определяется таким фактором как температура кристаллизации, которая для гранитов составляет порядка 900оС (ниже этой температуры камень находится в твердом кристаллическом состоянии)!.. Но и этого, как оказывается, вовсе не достаточно. Дело в том, что даже если обеспечить необходимую температуру, при подобном нагреве гранит, находясь на открытом воздухе, не будет плавиться – он будет выгорать, а материал на поверхности будет не размягчаться, а превращаться в порошок и просто крошиться. Это довольно быстро выяснили энтузиасты из числа участников форума Лаборатории Альтернативной Истории, когда попытались расплавить куски гранита с помощью газовой горелки. Чтобы гранит именно расплавился, его нужно нагревать до этих температур в условиях отсутствия кислорода. Очевидно, что на открытом воздухе это обеспечить просто невозможно. Между тем ясно, что древние объекты, о которых шла речь выше, обрабатывались именно на открытом воздухе.

Для известняковых и кальцитовых объектов вариант с нагреванием также не подходит. И известняк, и кальцит (химическая формула у них одна и та же) при нагревании просто распадаются на составляющие – оксид кальция и углекислый газ, в результате чего камень превращается в порошок.

Есть, конечно, вариант, когда нагрев приводит эти материалы в пластическое состояние. Но, во-первых, для этого нужны высокие давления глубоких недр, а во-вторых, известняк и кальцит при этом испытывают так называемую метаморфизацию, превращаясь в мрамор, и в исходное состояние уже не возвращаются…

Древние предания о некоей жидкости или соке растений, размягчающих камень, наводят на идею использования химического воздействия. На ту же мысль наталкивает и разный цвет двух частей гранитного блока в Ольянтайтамбо. Однако и с этим возникают серьезные проблемы.

Дело в том, что гранит в качестве одной из основных составляющих содержит оксид кремния, а это очень «капризное» соединение, если вести речь о его химическом взаимодействии с другими веществами. Оксид кремния растворяется только плавиковой кислотой, для получения которой нужны весьма развитые технологии (высокая температура, давление и сложные катализаторы). Но и плавиковая кислота не решает всех проблем, поскольку производит лишь одностороннее воздействие – растворяет породу. Это – необратимый процесс, после которого камень уже не возвращается в исходное твердое состояние.

Проблема усложняется и тем, что «пластилиновые следы», как можно было видеть выше, встречаются не только на граните, но и на кальците, и на известняке, а это – уже другие минералы, требующие совсем иных химических реагентов…

В последнее время все большую популярность получают идеи об использовании для размягчения камней ультразвука. Появлялись также утверждения, что твердая горная порода может размягчаться при воздействии высокочастотных электромагнитных импульсов. Но в обоих случаях мы имеем дело больше с теоретическими рассуждениями, нежели с эмпирическими результатами. Так что для продвижения по пути поиска «пластилиновой технологии» требуются серьезные и глубокие научные исследования, которые, возможно, займут немало времени.

Конечно, в поиске этой технологии могли бы помочь образцы с «пластилиновых» камней аху Ура-Уранга-Те-Махина и их лабораторное исследование. Однако наша экспедиция не была официальной, а за самовольный отбор подобных образцов, который квалифицировался бы как повреждение древнего памятника, грозил как минимум штраф в десять тысяч долларов, а то и тюремное заключение (таково местное законодательство). Но нас останавливало даже не это, а то трепетное отношение к платформам, которое испытывал наш гид Джордж (как и все другие островитяне). Для него аху – действительно священные объекты в полном смысле этого слова. И при огромнейшей помощи с его стороны пойти на подобное «святотатство» у нас бы просто рука не поднялась.

Как бы то ни было, аху Ура-Уранга-Те-Махина острова Пасхи вместе с другими найденными нами артефактами свидетельствует о том, что успеха в поиске «пластилиновой технологии» все-таки можно добиться. А это открывает широчайшие возможности по работе с природными материалами!..

Но это – уже тема совсем иной книги…

Неожиданный поворот

Итак, на острове Пасхи имеются явные следы присутствия древней высоко развитой в техническом отношении цивилизации, превосходившей даже нашу современную по своим возможностям. Цивилизации, представителей которой наши далекие предки называли «богами». Именно она причастна к созданию платформ – по крайней мере наиболее качественных из имеющихся на острове.

Но тогда возникает вопрос – зачем столь высоко развитой цивилизации создавать на острове какие-то платформы и воздвигать на них статуи?..

Вопрос, надо сказать, вполне законный…

Однако к нему мы вернемся несколько позднее. А пока остановимся на других вопросах, которые с ним непосредственно связаны.

Платформы ли это были на самом деле?.. И для статуй ли они предназначались?..

Археологи, историки, этнографы и другие исследователи к данной проблеме даже не обращались. Никто ни на секунду не усомнился в том, что изначально некие конструкции на побережье создавались именно для того, чтобы поставить на них статуи. Никто!..

Всем все представляется очевидным – вот статуи, они стоят на платформах, и все ведь вроде как совсем просто. Так было во времена первых европейских визитеров на остров, так есть и сейчас. Поэтому не возникает ни сомнений, ни вопросов. А между тем это – лишь результат всеобщего стереотипа!..

Под влиянием этого стереотипа находились и мы – до поездки на остров. Когда же мы взглянули на реальные платформы и статуи своими глазами и присмотрелись к их деталям, то буквально все участники экспедиции дружно пришли к одному и тому же казалось бы парадоксальному выводу: статуи и платформы – вовсе не звенья одной цепи!.. Они совсем не предназначались друг для друга изначально!.. По крайней мере именно в том виде «сборки», который мы можем наблюдать сейчас.

И более того – даже «типовое» изображение моаи в виде собственно статуи с пукао (шапкой) на голове весьма сомнительно!.. «Шапки» запросто могли быть вовсе не шапками, а, например, наоборот – постаментами для статуй. Или вообще не должны были никак сочленяться. В общем, возможны самые разные варианты.

То же, что мы видим сейчас, на самом деле может быть лишь более поздней «инсталляцией» (как выразилась участница нашей экспедиции Екатерина Манжосова), созданной переселенцами-полинезийцами и их потомками из ранее совершенно разрозненных элементов…

Думаю, что подобные идеи покажутся читателю уж совершенно надуманными и ни на чем основанными. Но не стоит спешить с выводами.

Обратим внимание на некоторые конструкционные детали и особенности платформ и статуй. И начнем с «типовой» конструкции платформы…

Рис. 85. Конструкция «типовой» платформы

Схема такой «типовой» конструкции платформы следующая. Со стороны моря примерно параллельно берегу располагается вертикальная стенка аху из блоков или рваного камня (в зависимости от платформы). Параллельно ей на расстоянии нескольких метров находится аналогичная стенка, верхняя кромка которой совпадает по высоте с верхней кромкой первой, внешней стенки. За счет того, что берег обычно имеет уклон к морю, полная высота первой стенки, как правило, выше, чем высота второй стенки. Пространство между стенками заполнено мелким рваным камнем вперемешку с песком и грунтом, то есть сделано нечто типа «забутовки» пустого пространства.

Со стороны острова к внутренней (второй) стенке примыкает некое подобие наклонного пандуса из грунта и песка, который декоративно украшен камнями, уложенными на некотором расстоянии друг от друга в верхнем слое пандуса.

Такая схема указывается в различных книгах, и получена она на основании проведенных на острове археологических работ. И именно в соответствии с ней произведена реставрация платформ в секторе Тахаи – тут данная схема «типовой» конструкции просматривается наиболее отчетливо.

Однако уже здесь возникают сомнения в корректности выводов археологов. Например, в том, что пандус является элементом исходной конструкции. Так участник нашей экспедиции, архитектор Мария Дудакова, полагает, что пандус является существенно более поздней пристройкой, которую островитяне создавали рядом с более древними платформами для каких-то своих целей. На мой же взгляд, никакого пандуса не было вообще, а была лишь ошибка археологов, которые приняли за пандус материал «забутовки» древней платформы, который был смыт во время разрушения волнами (или цунами) древних платформ.

Очевидно, что после воздействии сильной волны этот материал осядет как раз в виде наклонного пандуса с внутренней стороны платформы (то есть со стороны, обращенной вглубь острова). Вдобавок, при движении волны содержащиеся в ее взвеси частицы и камни разного размера при оседании будут определенным образом сепарироваться (то есть разделяться) – мелкий песок опустится ниже, а крупные камни окажутся наверху. Этот обычный физический процесс и послужил, по всей вероятности, причиной добавления археологами к пандусу некоего декоративного элемента из таких камней.

Впрочем, ошибиться могли и не археологи, а еще островитяне, которые (задолго до первых археологов) приняли смытый грунт «забутовки» за дополнительный исходный элемент платформы и, как смогли, «подлатали» его…

Кстати, продолжая эту логическую цепочку, можно предположить даже то, что и «забутовка» также не является исходным элементом аху. Материал «забутовки» так же мог быть принесен мощной волной, как и материал пандуса. Так что исходными элементами аху могут оказаться только стены!..

Рис. 86. Наклонный декорированный пандус перед аху (сектор Тахаи)

В любом случае пандус можно не рассматривать в качестве сколь-нибудь значимого элемента. Тем более, что он явно не имеет никакого отношения к вопросу сочленения платформ и статуй. А именно здесь и начинаются основные сомнения в том, что платформы предназначались именно для статуй.

Дело в том, что статуи сами по себе – весьма неустойчивый элемент. Они имеют достаточно большую высоту, а соответственно высоко располагается и их центр тяжести. В этих условиях следовало бы ожидать каких-то дополнительных способов закрепления статуй в вертикальном положении.

Один из вариантов – поместить часть статуи в специальное углубление в платформе, как бы в некий «стакан», который предохранял бы ее от наклона в сторону. Для того, чтобы такой «стакан» успешно работал, необходимо заглубить в него статую примерно на четверть (ну или хотя бы на пятую часть) ее высоты. Тогда статуя была бы устойчива. Между тем нигде не просматривается подобного решения. Нет ни единого случая заглубленной в платформу статуи!..

Более того, на статуях есть такая деталь, как изображение рук, кисти которых сложены внизу живота. Эти кисти рук располагаются так, что между ними и нижним краем статуи остается совсем небольшое расстояние – не более полуметра даже на самых больших статуях (а чаще всего – еще меньше). И если помещать статую в прочностной «стакан» на необходимую глубину, то часть рук просто оказалась бы внутри этого «стакана» и была бы не видна (то есть не было бы смысла их и изображать в такой позе). А если ставить статую в «стакан» лишь на глубину до нижнего края пальцев рук, то заглубления будет совершенно недостаточно для сколь-нибудь надежной фиксации. Поэтому из самого стиля исполнения изображений однозначно следует, что никакого «стакана» для удержания статуи в вертикальном положении и не планировалось…

Рис. 87. Статуи на аху Тонгарики

Другой вариант – фиксация статуи в вертикальном положении с помощью крепления к основанию по типу «шип-паз» (когда выступающий на основании шип входит в паз в нижней части статуи или наоборот). Но это подразумевает наличие специального основания, которое, согласно простейшей логике, могло бы представлять собой обычную плиту, опирающуюся на стенки платформы. В таком случае нагрузка от веса статуи распределялась бы между стенками платформы наиболее оптимальным образом. Однако… никаких горизонтальных плит перекрытия (которые бы опирались на стенки платформы) нет нигде!..

Вместо этого статуи установлены на совсем небольшие (чуть больше ширины самих статуй) круглые каменные «блины», которые не касаются стенок платформы, а полностью лежат на «забутовке», заполняющей пространство между стенками. Никаких креплений типа «шип-паз» статуи с основанием при этом нет – да они тут и бессмысленны, поскольку добавление «блина» в качестве основания устойчивости статуе не добавляет. Единственное, что дополнительно имеется – мелкие камни между «блином» и статуей, которые заполняют щели, возникающие из-за неровностей нижней поверхности статуи.

Все это просто поражает своей бессмысленностью и нерациональностью, с точки зрения конструкционной. Там, где проведена современная реставрация, все это еще хоть как-то удерживает бетонный раствор между «блином», мелкими камнями и статуей. Да и все равно конструкция получается весьма ненадежной. В отсутствие же бетона она должна быть вообще чрезвычайно хлипкой. Для сейсмоопасной зоны, в которой землетрясения – обычное дело, такую установку статуй можно назвать даже просто дилетантской, что совершенно не согласуется с весьма грамотными технологическими и строительными приемами, которые демонстрирует каменная кладка платформ, расположенных на восточном побережье. Статуя в таких условиях если и простоит, то лишь сезон-другой – до ближайшего серьезного землетрясения.

Вдобавок, наличие в качестве основания лишь «блина», который даже не касается стенок платформы, означает, что вся нагрузка от веса статуи приходится лишь на «забутовку». Стены же не получаются никакой вертикальной нагрузки. Если на них что-то и воздействует, то лишь боковая нагрузка со стороны «забутовки», распирающей их в горизонтальном направлении. В итоге роль столь качественной кладки вообще непонятна, поскольку получается, что она не выполняет практически никакой силовой функции, с точки зрения именно вертикальных сил, на которые рассчитана сама конструкция кладки стен.

Все эти «несуразицы» и заставляют прийти к выводу, что платформы (по крайней мере в их современном виде) совершенно не предназначались для установки статуй. Они и не задумывались как симбиоз двух элементов, а были самостоятельными объектами. В общем, аху – отдельно, моаи – отдельно. Как мухи и котлеты…

Странности архитектуры платформ

Но если аху (то, что мы считаем платформами) изначально не предназначались для установки на них статуй-моаи, то вопрос о том, чем же являлись на самом деле аху, перестает иметь привычный тривиальный ответ.

Отсутствие плит, которые перекрывали бы платформу сверху и опирались двумя концами на стенки, приводит к тому же вопросу – а платформы ли это были?.. Почему мы вообще считаем их платформами как таковыми?.. Только лишь потому, что сейчас на них стоят статуи?..

 



Источник: lah.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится6



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: Farhat (26 апреля 2015 14:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 10
    Рейтинг поста:
    0
    Статуи Острова Пасхи предназначались для обороны. Это, по сути, кромлех из нескольких колец. Первый рубеж был в кратере вулкана (статуи по пояс). Затем – по верху жерла, Потом по пологим склонам (на крутых их не ставили, т.к. там врагу не пройти было. Последний рубеж был построен по периметру всего острова.

    Дальше уже некуда было строить. Этот рубеж возник, когда объединились уже все племена острова.
    Подробнее:
    http://forum.ozersk.ru/topic/32337-raskritie-tain-drevnosti

       
     


  2. » #1 написал: ПравдоЛюб (21 июня 2014 02:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2253
    Рейтинг поста:
    0
    Не знаю куда скинуть.

    Исторические фотографии,которых вы не увидите в учебниках истории


    Может стоит разместить на портале? Смотрите сами.
    Мне показалось забавным.


    --------------------
    Не так горько видеть горе от ума, как радость от глупости.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map