Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » А.Скляров: Мифы об острове Пасхи

А.Скляров: Мифы об острове Пасхи


9-06-2014, 15:58 | Открываем историю / Загадки истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (5 951)

Чувство благоговения не позволило нам последовать примеру первых испанцев, которые прибыли на Пасхи. Они решили, что истуканы глиняные, и ударили по одному из них киркой так, что искры посыпались. Дело в том, что под выветренной коркой камень очень твердый. То же можно сказать о породе на защищенных от дождя участках горы» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Впрочем, Хейердал также придерживался версии, что все статуи на острове сделаны островитянами. Однако опыт практика-экспериментатора заставлял его сомневаться в сугубо теоретических оценках. Он был из тех исследователей, которому надо было все попробовать, как говорится, собственными руками. Тем более, что для этого, казалось, имелись все условия и исходная базовая информация – в каменоломнях вулкана Рано-Рараку, где изготавливались статуи, было найдено много камней твердой породы, которые археологи сочли рубилами, то есть инструментами, которыми работали местные каменотесы.

Рис. 99. Рубила в каменоломне Рано-Рараку

«…взяв рубило, я изо всех сил стукнул им по скале. Этот опыт я проделывал и раньше и убедился, что рубило отскакивает, оставив лишь светлое пятнышко на породе. Наш капитан, который однажды приходил со мной сюда, решил испытать крепость камня молотком и зубилом. Полчаса ушло у него на то, чтобы отбить кусок величиной с кулак. И тогда же мы определили, что только в видимых нам нишах было вырублено больше двадцати тысяч кубометров камня, причем археологи считали, что это число надо удвоить. Непостижимо! Что-то фантастическое было во всей этой затее длинноухих…

И давняя мысль с новой силой овладела мной. Почему бы не провести опыт? Рубила лежат там, где их бросили ваятели, а в деревне до сих пор живут потомки последнего из длинноухих. Ничто не мешает хоть завтра возобновить работы в каменоломне» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Задумано – сделано. Хейердал договорился с шестью рабочими, которые согласились попробовать высечь статую. Руководил всеми работами местный бургомистр Педро Атан, который сам вел свою родословную от длинноухих. Он нанес рубилом на скалу метки в соответствии со знакомыми ему по деревянным фигуркам пропорциям, островитяне произвели какой-то свой ритуал, и работа началась.

«Держа рубила, словно кинжал, они по знаку бургомистра запели… песнь каменотесов и принялись в лад песне стучать рубилами по скале. Удивительное зрелище, удивительный спектакль… Это было так увлекательно, что мы стояли будто загипнотизированные. Постепенно певцы оживились; весело улыбаясь, они пели и рубили, рубили и пели. Особенно горячо работал пожилой долговязый пасхалец, замыкавший шеренгу, он даже приплясывал, стуча и напевая. Тук-тук, тук, тук-тук-тук, гора твердая, камень о камень, маленький камень в руке тверже, гора поддается, тук-тук-тук – наверное, стук разносился далеко над равниной… Впервые за сотни лет на Рано-Рараку снова стучали рубила. Песня смолкла, но не прекращался перестук рубил в руках шестерки длинноухих, которые возродили ремесло и приемы работы своих предков. След от каждого удара был не ахти какой – пятнышко серой пыли, и все, но тут же следовал еще удар, еще и еще, глядишь, и пошло дело. Время от времени каменотесы сбрызгивали скалу водой из тыквы. Так прошел первый день…

На другой день работа продолжалась. Обливаясь потом, пасхальцы рубили камень. На третий день на скале вырисовались контуры истукана. Длинноухие сначала высекали параллельные борозды, потом принимались скалывать выступ между ними. Все стучали и стучали, сбрызгивая камень водой. И без конца меняли рубила, потому что острие быстро становилось круглым и тупым.

Прежде исследователи считали, что затупившиеся рубила просто выкидывали, потому-де в каменоломне валяется такое множество рубил. Оказалось, что они ошибаются. Бургомистр собирал затупившиеся рубила и бил, словно дубинкой, одним по другому, так что осколки летели. Смотришь, рубило уже опять острое, и было это на вид так же просто, как чертежнику заточить карандаш.

И мы поняли, что большинство целых рубил, лежавших в каменоломне, были в деле одновременно. У каждого ваятеля был целый набор. Вдоль средней по величине пятиметровой статуи вроде нашей могло разместиться шесть человек. Поэтому сразу можно было делать много истуканов. Сотни-другой каменотесов было достаточно, чтобы развернуть обширные работы» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Однако энтузиазма (подогреваемого, естественно, деньгами, которые Хейердал платил рабочим) у островитян хватило совсем ненадолго.

«После третьего дня работа пошла медленнее. Длинноухие показали мне свои скрюченные, в кровавых мозолях пальцы и объяснили, что, хотя они привыкли день-деньской орудовать топором и долотом, у них нет навыка, которым обладали древние ваятели, вытесывавшие моаи. Поэтому они не могут, как их предки, много недель подряд поддерживать высокий темп работы» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Итак, все, что удалось добиться рабочим, – это лишь наметить контур статуи…

Рис. 100. Островитяне лишь наметили контур статуи

«Мы уселись поудобнее на траве и занялись расчетами. У бургомистра получилось, что две бригады, работая посменно весь день, управятся со статуей средней величины за двенадцать месяцев. Долговязый старик подсчитал, что нужно пятнадцать месяцев. Билл, проверив твердость породы, получил такой же ответ, как бургомистр. Год уйдет на то, чтобы вытесать идола, потом его еще надо перенести» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Итак, вовсе не пару недель, а целый год… Тысяча статуй – тысяча лет…

Конечно, если использовать существенно больше каменотесов, то можно и быстрее. По крайней мере по количеству статуй (качество не будем сейчас учитывать). Но параллельное изготовление нескольких статуй в корне противоречит общепринятой у историков версии, что статуи изготавливались в честь умерших вождей. Вожди же не умирают сразу «целыми пачками».

Впрочем, этой версии противоречит и то количество статуй, которое так и осталось лежать в каменоломне в виде своеобразных «полуфабрикатов». Их тут так много, и оставлены они в таком состоянии, что каменоломня вообще производит впечатление не мастерской по изготовлению памятников умершим почитаемым вождям, а конвейера, остановленного на полном ходу. Статуи-полуфабрикаты местами лежат бок о бок стройными рядами. Не успели вынуть еще одну, а рядом высекается уже несколько следующих.

Рис. 101. Конвейер, остановленный на полном ходу

Что же доказал эксперимент Хейердала?..

Он доказал, что с использованием простейших каменных инструментов из материала на склоне вулкана Рано-Рараку действительно можно изготовить статую методом «тюк-тюк». Можно, хотя и не так уж просто, как это считают историки.

Но доказывает ли этот эксперимент то, что абсолютно все (!) статуи на острове Пасхи изготовлены именно островитянами и именно таким образом?.. Вовсе нет. Данный эксперимент не опровергает (да и не может опровергнуть в принципе) возможности того, что часть статуй была сделана высоко развитой цивилизацией «богов» с использованием куда более совершенных технологий, нежели метод «тюк-тюк».

Тем более, что целый ряд особенностей каменоломен указывает на то, что здесь отметилось не только простейшее рубило…

Странности в каменоломне Рано-Рараку

Спору нет – следов простейшего рубила на стенках в каменоломне Рано-Рараку осталось немало. Впрочем, мы и не отрицаем, что какую-то часть статуй изготовили островитяне.

Но что такое рубило?.. Это, по сути, обычный камень. Один замах – один удар и одна отметина на скале. Следующим ударом, из-за естественных колебаний руки, попасть точно рядом очень сложно. И уже совсем невозможно бить рубилом по скале так, чтобы в результате остались длинные цепочки следов, выстроившихся по единой линии. А такие линии на некоторых участках в каменоломне Рано-Рараку при внимательном осмотре прослеживаются вполне отчетливо.

Подобные цепочки следов легко получить при работе, скажем, обычным зубилом и молотком. При каждом ударе молотка зубило чуть смещается в сторону (за счет естественной отдачи и наклонного направления удара). Допустим, в качестве простейшего зубила вполне можно использовать обычный (чуть заостренный) камень. Однако у островитян не было никаких молотков!.. В ходе археологических работ найдены в изобилии каменные топоры, но ни одного молотка!..

С этим, в частности, перекликается и опыт Хейердала, описанный в предыдущей главе. Островитяне, которые считали себя потомками длинноухих и утверждали, что у них сохранились знания предков, в эксперименте использовали лишь рубила. И никто из них не попытался вместо одного инструмента (рубило) использовать сразу два (молоток и зубило).

Но следы, похожие на следы зубила, в каменоломне-то все-таки есть!.. Тогда откуда они взялись?..

Отметим тут еще такой момент. Для изготовления тонких деталей (например, черт лица) статуй простое рубило заведомо существенно менее эффективно, чем зубило и молоток. Для изготовления низкокачественных моаи его еще можно использовать – например, для коленопреклоненной статуи, которую нашла экспедиция Хейердала. А вот для создания статуй высокого качества его явно недостаточно. Рубилом не изобразишь тонкий разрез сжатых губ и фигурные завитки ноздрей статуй, стоящих на склоне вулкана Рано-Рараку…

Рис. 102. Лицо коленопреклоненной статуи (слева) и статуи на склоне Рано-Рараку (справа)

Туристический маршрут в каменоломнях Рано-Рараку проложен так, что есть возможность подойти почти вплотную к двум недоделанным статуям-полуфабрикатам, одна из которых располагается в нише, а другая прямо перед ней. Из этих двух статуй наиболее удивляет та, что находится непосредственно в нише.

Во-первых, непонятно, как мастера смогли углубиться в эту нишу на такое расстояние. В районе туловища это еще можно было сделать, а вот в районе лица статуи и ее «макушки» зазоры между статуей и скальным массивом совсем небольшие. Как в этих условиях каменотес мог размахнуться так, чтобы нанести эффективный удар? Как ему удавалось дотянуться до места удара в столь стесненных условиях? И как должен был располагаться он сам?.. Лежа на боку непосредственно на статуе?.. Это до крайности усложняет работу.

Во-вторых, совершенно непонятно, зачем каменотесы пошли по пути создания именно ниши, двигаясь параллельно горизонту, а не изготавливали ее сверху вниз. При этом они проигнорировали целый пласт каменной породы, располагающийся над статуей, хотя его толщины вполне бы хватило для изготовления точно такой же статуи. Никаких видимых причин игнорирования этой возможности на самой скале совершенно не просматривается.

Самым простым логическим решением было бы постепенное снятие породы сверху вниз. Сделали сверху одну статую, сняли ее – можно приступать к следующей, высекая ее из нижележащего слоя каменного массива. При такой последовательности действий ничего не мешает работе. Но вместо этого древние мастера решили делать нишу, что в дальнейшем, между прочим, потребовало бы ее выемки в сторону в весьма стесненных условиях, что серьезно затруднило бы и этот этап работы.

Возникает ощущение, что древние мастера игнорировали элементарную логику и вместо этого целенаправленно пошли по пути максимального усложнения задачи и затруднения своей собственной работы. Прямо какой-то безудержный и изощренный мазохизм…

Рис. 103. Статуя в нише

Единственное разумное объяснение столь странному выбору мастеров может быть лишь в том случае, если в их распоряжении имелись отнюдь не только каменные рубила, но и более совершенные инструменты. Инструменты, которые значительно облегчать их работу и снижать трудозатраты. Можно ли в таком случае ограничиться тем же зубилом с молотком – не знаю. Думаю, вряд ли. Но это – субъективное мнение, хотя оно подкрепляется и другими соображениями.

Дело в том, что объем вынутой породы, а следовательно, и объем трудозатрат в каменоломне просто огромен (что отмечает и Хейердал). И это при том, что на склонах Рано-Рараку сохранились признаки совершенно нерациональных (для примитивных ручных технологий) трудозатрат. Например, проходы между заготовками статуй и скальным массивом порой излишне широки для работы обычного человека. Так, некоторые исследователи упоминают проходы, достигающих в ширину более полутора метров.

Подобная нерациональная «расточительность» просто немыслима при примитивной ручной работе. Она естественна лишь для тех случаев, когда выемка породы, по большому счету, не представляет для мастеров большого труда. Но это возможно только при существенно более развитых технологиях и инструментах, нежели имелись в распоряжении людей каменного века.

 



Источник: lah.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится6



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: Farhat (26 апреля 2015 14:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 10
    Рейтинг поста:
    0
    Статуи Острова Пасхи предназначались для обороны. Это, по сути, кромлех из нескольких колец. Первый рубеж был в кратере вулкана (статуи по пояс). Затем – по верху жерла, Потом по пологим склонам (на крутых их не ставили, т.к. там врагу не пройти было. Последний рубеж был построен по периметру всего острова.

    Дальше уже некуда было строить. Этот рубеж возник, когда объединились уже все племена острова.
    Подробнее:
    http://forum.ozersk.ru/topic/32337-raskritie-tain-drevnosti

       
     


  2. » #1 написал: ПравдоЛюб (21 июня 2014 02:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2253
    Рейтинг поста:
    0
    Не знаю куда скинуть.

    Исторические фотографии,которых вы не увидите в учебниках истории


    Может стоит разместить на портале? Смотрите сами.
    Мне показалось забавным.


    --------------------
    Не так горько видеть горе от ума, как радость от глупости.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map