Некоторые выводы
Для России фактор региональных угроз играет все более значимую роль. И уже сейчас прослеживаются два направления их уменьшения. Первый - это достижение внутренней стабильности, подъема экономики и модернизация Вооруженных Сил с выводом их на уровень современных требований при оптимизации военных расходов.
Второй - активизация международного сотрудничества государств в целях стабилизации обстановки в регионах, непосредственно прилегающих к территории страны. Оба направления взаимосвязаны.
Исторические факторы, опыт и преемственность при всем этом тоже имеют важное значение. На протяжении последнего в основном советского периода времени подчас было сложно разделить глобальные угрозы и региональные. С точки зрения теории было выгоднее глобализироватъ угрозы, а с точки зрения практики, наоборот, локализовывать, избегав ненужной конфронтации.
С другой стороны, региональные и глобальные угрозы - это не чистые абстракции. Каждые имеют свои отличительные признаки и определенные грани. Естественно, что в условиях в основном биполярности мира (хотя биполярность эта тоже во многом условна) региональная угроза одной сверхдержаве начинала через какой-то промежуток времени эксплуатироваться другой сверхдержавой в своих интересах с целью ущемить интересы и подорвать позиции противника.
И таким образом эта изначально региональная угроза приобретала некий глобалистский оттенок. Так было в Афганистане, на Ближнем и Среднем Востоке, в Персидском заливе. Угрозы безопасности, наконец, - это еще и то, как правящая верхушка видит окружающий мир и как в ее понимании преломляются неугодные ей и ее власти окружающие явления.
Советское руководство было склонно глобализировать угрозы и во многом исходило из внутренней ситуации: советского человека легче было мобилизовывать на «великие дела» путем внушения ему, что у него один враг - империализм, а весь остальной мир - потенциальные или реальные союзники. На определенных этапах руководство само верило в свои пропагандистские разработки.
Переход мира к многополярности стал регионализировать угрозы и не только для России. Глубокие изменения в мире на рубеже 80-х - 90-х годов и прекращение состояния холодной войны с Западом отдалили угрозу всеобщей войны, но компенсаторно обострили мелкие проблемы.
Где-то эти мелкие проблемы начинают задевать или ущемлять интересы крупных стран, как это имело место, например, в Югославии, и те начинают выражать готовность принять в них участие, что уже само по себе может вести к глобализации этих проблем.
И вообще многополярность мира в данном вопросе вещь скорее вторичная по сравнению с мировой взаимозависимостью. Она отнюдь не исключает глобализации угроз. Любой локальный конфликт, как, например, в Боснии и Герцеговине, может привести к нарушению сложившегося баланса сил, что заставит ряд держав относиться к нему с пристрастием,
В конечном итоге I мировая война началась вроде бы из-за незначительной проблемы в Сараево. В нынешнем Сараево опять начинают сталкиваться противоречия держав. Поэтому даже региональные вызовы и угрозы требуют тщательного и взвешенного подхода.
Нынешнее российское руководство не проявляет склонности к глобализация угроз, напротив, склонно решать проблемы скорее на региональном уровне. Это пока еще общий процесс, и он будет зависеть от ряда факторов - экономической и политической стабильности России, состояния ее отношении с Западом, соседями, искусства дипломатии, возникновения новых глобальных проблем и т.д.
Но сам факт регионализации угроз требует поиска новых подходов к урегулированию локальных и этнических конфликтов и споров, к обеспечению безопасности страны, выработке целого механизма кризисной политики и кризисного реагирования (что еще предстоит создавать), наличия высокомобильных вооруженных сил, чье искусство и техническое оснащение отвечали бы требованиям сегодняшнего дня.
Источник: nationalsecurity.ru.
Рейтинг публикации:
|