Цивилизация и природа
Значимость природы в существовании и эволюции цивилизации следует из того, что прежде всего человек является системообразующим фактором цивилизации, что человек обладает двойственной социоприродной сущностью. Вместе с тем необходимо учитывать то, что природа человека г несмотря на многообразие теорий, до сих пор остается непроясненной, она таит в себе немало тайн и загадок. В многообразии теорий, концепций и образов человека просматривается нечто; подобное графическому изображению множества Ман-дельброта - грандиозному сплетению узоров, напоминающих деревья, глаза, туманности и электрические разряды. Все это связано с тем, что природа человека является многомерной, нелинейной и многоэтажной, подобно Вселенной, чьим отражением и выражением она служит: поэтому мы говорим о всеобщей человеческой природе с ее единством упорядоченности и хаотичности.
Одновременно человек представляет собой еще и общественное существо-в нем в свернутом виде "дано" общество со всеми его возможными состояниями: человек есть общество в миниатюре. Природа человека (чаще рассуждают о сущности человека) в этом случае имеет два аспекта: жестко-детерминированный и случайно-вероятностный. Следовательно, и в развитии цивилизации нужно различать жесткую (порядок) и мягкую (хаотичность) программы. Им соответствуют повторяемость и необратимость в истории человечества. Ведь человечество (мировая цивилизация) и природа - это слагаемые биосферы нашей планеты [142, 83]. Случайные моменты обусловлены массой потенций, а жесткая детерминация задана кодом, программирующий развитие и функционирование био- и социальной систем.
Природа человека является космобиопсихосоциокультурной, ибо он живет не только в социальном мире и сфере культуры, но и представляет собой порождение Вселенной, мира природы, бесконечного в пространстве и времени. Вся сумма накопленных знаний за всю историю человечества показывает процесс появления на нашей планете в результате космической эволюции и формирования в рамках биосферы социального мира, ноосферы. Именно в сфере мысли многие ученые усматривают спасение человечества от грядущих опасностей, порожденной современной техногенной цивилизацией. Так Э. Хартпишет: "Мы приходим к тому, чтобы видеть в "мысли" третьего партнера, вершину треугольника: ген - мысль - культура, новый могущественный агент, имеющий свои эволюционные законы, отличающиеся от законов генетической и культурной эволюции. Изобретение мысли как системы управления, находящейся между "есть" и "должен", в конце концов, не так уж отличается от изобретения "случая" для объяснения кувыркания игральной кости. А мысль... недостаточно понятна и заслуживает почтения. Но она не является странной в картезианском смысле оторванности от материи и независимости ст мозга. Вместо того, чтобы подписаться под дуализмом "сознание - тело", я скорее вижу мысль основанной физически на огромной сложнейшей системе миллиардов нейронов, отражающей долгую эволюционную историю человечества и также содержащей все образы, когда-либо проходившие перед нашими органами чувств.,. Этот физический базис... есть источник ее неправдоподобной динамики.
Еще один аспект разума нельзя опустить. Люди обладают сознанием (очевидно, самосознанием - В.П.), которое является еще одним термином, изобретенным нами для обозначения другого множества недостаточно понятых феноменов. Каков бы ни был источник этой уникальной способности, какой бы мозговой механизм ни отвечал За нее... она нам дает самое могущественное средство для формирования нашей судьбы. Эрвин Шредингер в очерке "Мысль и материя" называет сознание наставником, наблюдающим за воспитанием живущей субстанции" [250, 80-81].
Именно сфера сознания, включающая разум и самосознание, дает человеку возможность самоанализа и самоопределения, что позволяет ему осваивать эволюцию цивилизации и служить единственным средством выживания.
И хотя сфера сознания имеет свои особенности, не редуцируемые к социальным, биологическим и физическим основаниям, существенно то, что наукой установлено наличие определенной аналогии между структурой Вселенной, живых организмов и общества. Ведь во всех системах -космических, биологических и социальных - существуют многослойные структуры иерархического типа, чье функционирование невозможно без координации и субординации различных уровней и единства со средой. В этом смысле правомерен подход К. Лоренца, исходящего из биосферного угла зрения при рассмотрении культуры. В своей книге "По ту сторону зеркала" он постулирует, что, во-первых, субъектом эволюции являются целостные системы, во-вторых, более сложные системы обладают свойствами, несводимыми к свойствам простых систем, из которых они состоят; на этом основании им делается попытка проследить историю эволюции систем, начиная от простых клеток и кончая сложными культурами. "Общество, - пишет К. Лоренц, -это наиболее сложная из всех существующих на земле систем... прямое сопоставление видов животных с культурами обычно вызывает противодействие со стороны людей, обостренно ощущающих разницу между системами более высоких и низких уровней организации. Однако тот неопровержимый факт, что культуры являются очень сложными, основанными на интеллекте системами, опирающимися на отражающие культурные ценности символы, часто заставляют нас - особенно при нашей склонности мыспить противоположностями - забывать, что они являются естественными структурами, развившимися естественным путем [94, 148]. Иными словами, культуры (и цивилизации) являются частью биосферы, которая сама есть частица Вселенной. Все же системы и суперсистемы (каковой выступает Вселенная) представляют собой нелинейные динамические системы, которым присуще хаотическое поведение и которые в рамках относительно больших интервалов времени становятся непредсказуемыми, что связано с необратимостью времени и появления новых свойств у систем.
Во Вселенной, биосфере и обществе идет непрерывная "борьба" между силами хаоса и порядка -происходят взрывы Сверхновых звезд, столкновения галактик, бурные процессы в активных ядрах галактик, наблюдаются катастрофы в биосфере и ее отдельностях (популяциях и организмах), история человеческого общества предстает перед нами как непрестанная борьба интересов индивидов и групп, которая часто выливается в войны, вооруженные конфликты, революции и контрреволюции, бунты и мятежи. И так как история общества, как известно, есть деятельность преследующего свои цели человека, то именно человек является носителем хаоса и порядка. Ведь человек "вписан" в структуру Вселенной, он-дитя Вселенной, в нем потенциально содержится вся история космоса.
В каждом из множества социллирующих колебаний организма человека проявляются пульсации Вселенной, в каждом его вдохе происходит подключение "токов" космоса, каждое его движение совершается вместе с вращением планет, солнца, галактик, скоплений галактик и самой Вселенной, каждую секунду организм человека воспринимает космические излучения и волны, несущие информацию о мире. Так, исследования показали, что на развитие науки оказывают влияние различные факторы, в том числе и солнечная активность, "определяющая электромагнитные характеристики Земли, сказывающиеся на функционировании всей биосферы, вплоть до творческой деятельности ученых" [82, 62]. Спонтанные творческие "озарения", возникающие в результате своеобразных случайных мутаций мышления ученого, зависят от солнечной активности, которая заметно влияет на земную биосферу. Солнечная активность имеет циклический характер порядка 11 лет и проявляется на Земле в виде магнитных бурь, всплесков интенсивности космических лучей и т. д.
В истории науки это проявляется в повторяемости эпох периодов "бури и натиска", когда в основном и совершались фундаментальные открытия, например, в 1905 году - создание специальной теории относительности, в 1915-1916 - общей теории относительности, в 1925-1927 гг. - квантовой механики.
Подобного рода корреляции обнаружены и в деятельности композиторов: "...Всплески творческой и солнечной активности, как правило, всегда происходят синхронно" [80,72]. Следует помнить, что речь идет о новых физических и музыкальных идеях, а не экспериментах.
Человек и космос составляют единое целое, которое в силу хаотических процессов фрагментируется и дифференцируется и которое проявляется в деятельности человека,: созидающего свой мир цивилизации. Однако мировое целое отнюдь не является "вложенным" в индивида, как один из его принципов, по мнению Конфуция, не является заранее заданной "эталоном-схемой" или "монадой", долженствующей развиваться, как считал Г. Лейбниц. Космические "вихри", представляющие собой переплетение мириа-дов стихийных сил и энергий, встречаются в человеке-изобретателе. Его творчество есть конструирование того, чего еще не существует в действительности, что может возникнуть как потенция в вечно становящейся целостной природе. Именно благодаря вечному становлению природы, порождающему постоянно все новые и новые возможности (в человеке и цивилизации это проявляется в виде веера альтернатив), в ней имеется "свободное" пространство, которое служит онтологической основой творческой деятельности человека, его свободного развития. Если же свободное пространство цивилизованного бытия резко сужается, в силу максимальной упорядоченности социальной системы, то общество превращается в мертвую, закостеневшую структуру, неспособную к творческому существованию.
Нов соответствии с правилом Тода в любой упорядоченной системе всегда рождается хаос, следовательно, и в головах отдельных индивидов начинают появляться мысли, идеи и иллюзии о переустройстве цивилизационного порядка. В социальном мире происходит процесс "перелива" этих мыслей, идей, иллюзий и гипотез из сферы субъективной реальности, каковым является духовный мир человека, в сферу социальной действительности посредством их материализации (опредмечивания). Данный процесс материализации идей происходит не столько в сфере производственной деятельности, сколько в области различного рода общественных движений, борьбы между социальными группами и слоями, имеющими свои интересы и потребности. Разумеется, это охватывает и все сферы культуры, где меняются стили в искусстве, концепции в науке, религии, политике и пр.
И самое интересное, что цивилизанионным сдвигам в истории человечества соответствует космический коррелят, проявляющийся прежде всего в солнечной активности. Действительно, в учении о биосфере (человечество же, еще раз напомним, является компонентом биосферы) В.И. Вернадский выделял не только ее глобальный геологический масштаб функционирования, но и подчеркивал, что организация биосферы является элементом космической организации [36]. Космос же --сложная, иерархически устроенная (многоуровневая) единая система, многообразно воздействующая на каждую из своих подсистем (или систем, если Вселенную считают суперсистемой). Здесь можно выделить ряд важнейших общесистемных факторов, к коим относятся:
- информационность - космические влияния на Землю и в частности на биосферу, воспринимаются через посредство планетных структур (геосфер), включающих сложно организованную систему положительных и отрицательных связей: последние способны регулировать направление основных потоков энергии в геосферах и сами подвержены влиянию космических факторов. При определенных условиях эта система может усиливать влияние космоса;
- временные циклы - существует иерархическая система временных циклов разных масштабов; земные циклические процессы могут синхронизироваться космическими; возможна также взаимная синхронизация параллельно протекающих земных процессов при установлении между ними "резонансных" отношений; процессы, протекающие в циклах разных временных масштабов, качественно различны;
- кумулятивность-существуют разные фазы космической динамики и соответственно динамики земных процессов - фаза повышенной активности, во время которой происходит увеличение числа и разнообразия различных активных событий, их соединение и взаимное усиление (кумуляция), а также фаза относительно пассивная, во время которой прежние связи, возникшие благодаря синхронизации, могут частично распадаться, заменяясь более "случайной" системой отношений;
- асимметрия и дисимметрия - во всех интересующих нас системах Космоса, геосфер и живого вещества на всех основных структурных уровнях их организации прослеживается асимметрия и дисимметрия важнейших форм; для космических систем и геосфер - это различные вихревые образования, в которых имеются выделенные направления вращения и происходит перераспределение и трансформация момента количества движения; какой-то аналог характерной для вихря полярности, видимо, имеет место также для живого вещества, в частности для информационного поля в некотором биологически активном состоянии;
- направленность эволюции - имеет место длительный процесс совместной направленной эволюции космической системы, в которую входит Земля, самой Земли (системы геосфер) и живого вещества, хотя этот процесс сильно услож-нен временными циклами; поэтому некоторые фундаментальные тенденции развития биосферы обусловлены соответствующими космическими тенденциями изменений, а также основными формами асимметрии космических динамических структур [228, 4-5]. Иными словами, циклические изменения цивилизационного характера зависят от космических ритмов, действующих на земную биосферу; история пульсирует благодаря "вихрям" всебытия.
В данном случае заслуживает внимания построение П. Сорокиным типов культуры в его работе "Социокультурная динамика". На основе тщательного изучения двух-тысячелетнего периода античной (греко-римской) и европейской культуры он выделяет два основных типа культуры - идеациональный и чувственный. Первый тип характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, даже если они и примитивны: второй - доминированием в жизни осязаемых чувствами предметов. Между этими двумя основными типами обнаруживается два переходных типа, один из них П. Сорокин назвал идеалистическим: он являет сочетание двух основных типов (примером служат Золотой век Древней Греции с V по IV век до н. э. и Ренессанса, охватывающий XII-XIV века); другой же представляет собой противопоставление элементов основных типов (состояние Европы в первые века н. э., когда ростки христианства противостояли все еще сильному язычеству). Эти типы "адекватны" положениям теории культурной и социальной динамики, где фиксируется волнообразное изменение культур - от идеационального типа к смешанному и дальше к чувственному типу, через некоторое время обратное движение; следовательно, повторяются центральные темы культур во всем многообразии последних. При этом П. Сорокин полагает, что его теория "волнообразного движения культур" применима к египетской, индийской и китайской культурам, в которые он делает краткие экскурсы [182, 427-504].
Но почему же происходит изменение культур (или цивилизаций)?
Согласно П. Сорокину, движение культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагали эволюционисты. Культуры изменяются в силу их природы - носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела; тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры. Однако из принципа единства космоса и человека следует, что в основе "волнообразного движения культур", или цивилизаций, лежат космические факторы, преломленные через призму условий нашей планеты. Еще в 1929 году в письме В.И. Вернадскому, развивая его учение о биосфере, П.В. Флоренский пришел к мысли "о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т. е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, или точнее круговорот духа". Он указывает "на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусств" [158, 291]. Такой подход нашел неожиданное подтверждение в исследованиях по современной астрофизике.
В этом плане большой интерес представляют результаты изучения хода солнечной активности за последние 5 000 лет, проведенные американским астрономом Дж. Эдди. При этом обнаружен не вполне регулярный цикл в среднем порядка 500-700 лет на основе анализа радиоактивного углерода, хотя ситуация осложняется особенностями динамики геомагнитного поля, которые определяются как космическими факторами, так и процессами, протекающими в глубинах Земли, очень инерционными во времени по отношению к космическим факторам. И хотя результаты Эдди в дальнейшем будут несколько откорректированы, они несомненно есть хорошее первое приближение и "могут быть использованы для анализа и законов солнечной активности и особенностей солнечно-земных связей. Для нас существенно то, что за последние 5 000 лет было no меньшей мере 12 резких отклонений солнечной активности; названия этих отклонений в древности соответствуют историческим эпохам, причем рост и падение всех климатологических кривых происходит в соответствии с длительными изменениями солнечной активности [229, 327]. Как правило, промежуток времени между соседними максимумами солнечной активности - не более 600 лет. Интересно, что в структуре циклов Эдди прослеживается что вроде 900-1200-летнего цикла, который, вероятно, состоит из двух полуциклов - длинного ("600-700 лет) и короткого ("200-300 лет). Структура этих циклов удивительным образом коррелирует с движением культур в теории П. Сорокина. Например, в наше время начинает повышаться уровень солнечной активности, следующий за так называемым минимумом Маундера, и вместе с тем "чувственная" культура XV1-XX вв. приближается к своему пределу, ее начинает сменять "идеационалъная" культура, т. е. происходит цивилизационный сдвиг, характеризующийся целым рядом социальных катаклизмов XX столетия. Итак, имеется неразрывная связь между природой и цивилизацией: что следует учитывать при рассмотрении неосуществленных сценариев истории.
Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
Рейтинг публикации:
|