Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии

В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии


7-07-2010, 16:40 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 761)

 

Восток. Ашока мирным путем объединяет цивилизации

 

Весьма своеобразен неосуществленный сценарий мировой цивилизации, в основе которого лежат вполне реальные отношения между странами древнего мира - ненасильственные отношения, чьим горячим поборником был могущественный властитель из индийской династии Маурьев Ашока (273-236 гг. до н. э.). О нем в своей "Краткой истории человечества" Г. Уэллс пишет следующее: "Среди десятков тысяч имен монархов, заполняющих страницы истории, их величеств, их светлостей, королевских высочеств и тому подобных .имя Ашоки светит почти как одинокая звезда. Повсюду, от Волги до Японии, его имя окружено почетом. Китай, Тибет и даже Индия, хотя она и отошла от его учения, хранят предания о его величии. Людей, бережно хранящих память о нем, больше, чем таких, которые хотя бы понаслышке знают о Константине или Карле Великом" [144, т. I, 106]. Это высокая похвала, и она вполне заслуженная, ибо Ашока - действительно уникальная фигура среди монархов всего мира. Впрочем, его деятельность миротворца имеет свои реальные основания.

 

Царь Ашока, внук Чандрагупты Маурьи, начавшего объединение Индии, наиболее ярко выражает в своей деятельности особенности "осевой эпохи" (К. Ясперс), когда формировалась ось мировой истории. В своей другой книге "Краткая история мира" Г. Уэллс придает особое значение VI в. дон. э. в истории всего человечества: "ибо в то самое время, когда греческие философы стремились прийти к ясному представлению о мире и выяснению роли человека в нем, когда Исайя поднял пророческий дух еврейства до небывалой высоты, - в Индии... начал учить Га-утама Будда, а в Китае - Конфуций и Лао-цзы" [195,96]. Это значит, что от Афин и до Тихого океана происходило пробуждение человеческого духа и разума, Индия же находилась посередине между крайними точками цивилизованного мира.

 

В середине 1-го тысячелетия на Индийском субконтиненте насчитывалось около двух десятков крупных государств и целый ряд мелких княжеств. В конце VI в. до н. э. многочисленные племена и небольшие государства в бассейне Инда подчинились Дарию I и вошли в две новые сатрапии, названные Гандхара и Хинду. Таким образом, были установлены более тесные связи между цивилизацией Индии и культурами ближневосточного и греческого мира. Затем в конце IV в. до н. э. Ахеменидская держава была разгромлена Александром Великим и некоторые племена и государства Индии покорились греко-македонцам добровольно (например, Таксила) или были завоеваны силой оружия. Ко двору Александра Великого явился знатный индиец Сандрокотт и убеждал его продолжить поход на восток, чтобы свергнуть с престола царя из династии Нандов. Однако завоеватели встретили настолько сильное сопротивление, что им пришлось пуститься в обратный путь. Тогда тот же Сандрокотт возглавил антимакедонское движение и после изгнания оставленных Александром Великим гарнизонов, начал объединение Индии, основав династию Маурьев (317-180 гг. до н. э.). Сандракотт, упоминаемый греческими писателями, - это Чандрагупта, который подчинил своей власти Северную Индию от Пенджаба до Бенгалии. Его преемники распространили свою власть и на территорию Декана. Расцвета держава Маурьев достигла в середине III в. до н. э. при внуке Чандрагупты - Ашоке.

 

Отец его Биндусара правил 25 лет без потрясений. Он поддерживал контакты с греческим миром, при его дворе находились послы Птолемея из Египта и Антиоха Селевка из Западной Азии. При нем процветала торговля с внешним миром - египтяне красили свои ткани индийским индиго, заворачивали свои мумии в индийский муслин, из Индии вывозились некоторые сорта стекла.

 

Ашока унаследовал от отца огромную империю, включавшую всю Северную и Центральную Индию и простиравшуюся от Афганистана до Майсора. "Старая мечта об объединении всей Индии под одной высшей властью воодушевила Ашоку,-пишет Дж. Неру,- и он не медля предпринял завоевание Калинги на восточном побережье, охватывающем примерно территорию современной Ориссы и часть Андхры. Его армии одержали победу, несмотря на мужественное и упорное сопротивление населения Калинги. Эта война сопровождалась жестокой резней, и, когда весть об этом дошла до Ашоки, его охватило раскаяние и он почувствовал отвращение к войне. Единственный из победоносных монархов и полководцев мира, он решил прекратить войну в самый разгар победы" [144, т. I, 203]. Вся Индия признала его власть, исключая южную часть; однако он не стал ее завоевывать и под влиянием учения Будды стал заниматься завоеваниями в области духа.

 

Почему произошла такая разительная перемена в поведении могущественного монарха?

 

Ученые дают разные ответы.

 

Так, советский востоковед Г.М. Бонгард-Левин считает, что при завоевании Калинги Ашока столкнулся с трудностями, которые заставили его изменить методы действий: главное внимание в этот период обращается на идеологические средства укрепления огромного государства" [17, 67]. Вот здесь-то и пригодился буддизм, и не случайно Ашока в своих знаменитых "эдиктах", высеченных на скалах по всей империи, обращает внимание на общие нормы поведения и выполнение "дхармы" (благой порядок, закон), предписывающей основные добродетели.

 

По мнению другого советского специалиста Г.Ф. Ильина, буддизм позволил в качестве идеологической основы решить главную задачу, стоявшую перед Ашокой: не дальнейшее ( расширение и без того огромной империи, а ее внутреннее укрепление, сплочение в единое целое значительного числа народов, различавшихся по языку, культуре и уровню социального и экономического развития [84а, т. 2, 466].

 

На другой позиции находится П. Левек, который пишет, что "Ашоку вдохновляли неземные идеалы. "Достичь неба - что может быть важнее!" - восклицал он. Однако временами его мучили угрызения совести, например после завоевания Капинги, за которым последовала резня. Это чувство трудно представить себе у властителей Средиземноморья той эпохи" [122, 208]. С ним солидаризируется известный английский индолог А. Бэшем, указывавший в своей книге "Чудо, которым была Индия" на нравственную и духовную трансформацию Ашоки, на человеколюбие во внутреннем управлении и отказ от агрессивных войн [2&, 62-63].

 

Во всяком случае несомненно одно: монарх-миротворец понял, что духовная власть во много раз сильнее грубой, физической силы, что именно культурное влияние способно прочно цементировать различные народы и соединить в одно целое многие цивилизации той эпохи.

 

Ашока, любимец богов - дэванамприя, как именуется он в эдиктах, послал своих миссионеров и послов на Запад, в государства Азии, Европы, Африки, и на Восток, в страны Юго-Восточной Азии, Тибет и Китай. Они несли буддизм в качестве мошной идеологии и культурной силы. Известно, однако, что реальных политических результатов - морального главенства над всем цивилизованным миром Ашока не смог достигнуть.

 

В связи с этим представляет интерес мысленно промоделировать несостоявшийся вариант развития цивилизованного мира в случае успеха его новой политики, чьим основным орудием является этико-идеологическое воздействие на сознание людей.

 

Прежде всего будем исходить из того, что в индийском обществе доминировала стационарно-информационная система управления с преобладанием этико-идеологических мотиваций. Не следует забывать и то, что такого рода системы управления присуши древним цивилизациям сакрального характера, которые расположены в зоне, тянущейся от Индии через Персию и Месопотамию до северных районов Африки [256, 361]. Древнегреческая же цивилизация имела динамически-информационную систему управления с доминированием познавательной мотивации. Иными словами, между различными цивилизациями древнего мира в описываемую эпоху существовали общие черты. Их-то и хотел использовать Ашока в своем стремлении ненасильственным путем объединить весь цивилизованный мир под своим верховенством.

 

Большое значение Ашока придавал успеху своей пропаганды в распространении буддизма и идеалов мира и спокойствия в эллинистических и греческих государствах. В егэ "эдиктах", или "Надписях", сформулирован идеал царской власти, весьма близкий идеалу эллинистического властителя. Очень похожи титулатуры, часто встречается выражение "друг богов, царь с дружеским лицом", которое близко формулам Птолемеев и Селевкидов. Ашока объявляет о своей любви к людям - эллинистические монархи тоже провозглашают себя филантропами (друзьями человечества). В этом случае сущность "доброй власти" состоит в справедливости, т. е. одно и то же понимание присуще обоим мирам, теперь неразрывно связанным друг с другом. "Оставалось главное различие, - пишет П. Левек, - греческий царь был ведом только разумом, Ашока - верой, которую он не переставал распространять, пропагандируя Закон" [122, 208]. И хотя такого рода устремления были чужды эллинистическим властителям, Ашока сумел преодолеть и это препятствие путем модификации индийского буддизма в приемлемое для средиземноморских культур учение. В Александрии, Эдессе, Афинах и других центрах эллинистических государств были созданы философские школы, где излагался новый вариант буддизма, впитавший в себя местные идеи и верования (не следует забывать колоссальную гибкость буддизма, благодаря которой он способен адаптироваться к любым условиям).

 

Вот собственные слова Ашоки, приведенные им в "Большом наскальном указе (№ 13)": "Когда прошло восемь пет после помазания, царь Пиядаси Годный Богам, покорил Калингу. Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито на месте и гораздо более того умерло: Вслед за этим, как только были покорены калингяне, у царя Угодного Богам появилась жгучая потребность в дхарме, страстное стремление к дхарме, желание наставлять в дхарме... И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито, или умерло, или уведено оттуда, - даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного Богам. И если кто причинит вред. Угодный Богам считает, что надо прощать, насколько простить можно. Даже лесных жителей, какие живут на земле, покоренной Угодным Богом, даже их он хочет умиротворить и снискать их расположение. Ведь о своем раскаянии и о причине его Угодный Богам рассказывает им для того, чтобы они устыдились и никого не убивали. Ибо Угодный Богам желает всем живым существам безопасности, самообладания, душевного спокойствия и мягкости. И ту победу Угодный Богам считает главной, которая одержана с помощью дхармы. И эта победа одержана им здесь и на всех границах, даже отстоящих отсюда на шестьсот йод-жан, там, где царь ионов Антийока, а за этим царем Антийокой еще четыре царя: Турамая. Антикини, Мака и Апиксудара, и к югу. там, где чолы и пандьи и еще южнее до Тамбапанни (о. Шри-Ланка-В.П.)"[210,114-115J.

 

Новое в политике Ашоки состоит в том, что он традиционную стратегию территориальных захватов пытался заменить победой дхармы. Именно таким образом он одержал много побед, даже над пятью эллинскими царями, чьи имена, слегка видоизмененные индийским произношением, в данном отрывке следует читать: Антиох II Теос - правитель Сирии, Птолемей II Филадельф - правитель Египта, Антигон Гонат - царь Македонии, Маг - царь Кирены и Александр -царь Эпира. Подавая пример праведного правления, используя своих миссионеров и послов, Ашока хотел убедить правителей эллинистического Востока и Средиземноморья в достоинствах своей новой политики и этим завоевал колоссальный нравственный авторитет.

 

Не забыл Ашока и Китай, Корею, Японию, куда проник буддизм. Его взгляда! нашли точки соприкосновения с китайскими воззрениями той поры, согласно которым можно создать идеальное общество, где нет ни насилия, ни войн, где все люди в равной степени пользуются земными благами, где никто не обижает друг друга. Уже в древнюю эпоху китайской истории были выработаны понятия "Датун" ("Великое единение", или "Великая гармония") и "Тайпин" ("Великое равновесие", или "Великое спокойствие"). С ними неразрывно связана вся история общественно-политической мысли Китая, в том числе и все философские учения - конфунцианство, даосизм, моизм [99, 3-4]. Поэтому идеи Ашоки, пропагандируемые его миссионерами, монахами возникших подобно грибам буддийских монастырей и послами, упали на благодатную почву, овладели сознанием правителей китайских царств и способствовали их единению в мощную централизованную империю, где основными ценностями считаются гуманность, верность, уважение к старшим, соблюдение норм взаимоотношения между людьми.

 

Через Китай буддизм проник в Корею и Японию, вызвав огромное уважение к личности Ашоки. Иными словами, и здесь его моральный авторитет стал непререкаемым. Таким образом, общеиндийский правитель настойчиво провозглашал свое стремление к "завоеванию праведностью" всего цивилизованного мира и добился этого и на Западе, и на Востоке.

 

Впервые в истории человечества в цивилизованном мире стали господствовать не грубая сила и вооруженное насилие, а культура и нравственный авторитет, основанные на общечеловеческих ценностях. Все споры и противоречия, возникающие между различивши государствами, стали разрешать ненасильственными способами, путем поиска консенсуса на основе высоких законов нравственности. Благодаря этому наметилось сближение восточных и западных цивилизаций. Их стабильность способствовала невиданному развитию философии, искусства, науки, нравственности. Более того, единый цивилизованный мир той эпохи начал оказывать благотворное влияние на варварский мир, передавая ему в ходе культурных контактов свои достижения. Орбита цивилизации древнего мира стала постепенно расширяться, что привело к уменьшению социальной напряженности в обществах Средиземноморья, эллинского Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. С этой эпохи в развитии цивилизаций доминирующую роль стали играть этические идеалы и нормы, исходящие из прекрасного знания человеческой природы. Понятно, что определенную и важную роль в этом играли также собственность и власть. Но в триаде "собственность -власть - нравственность" приоритет отдавался нравственности - без духовности все остальное оказывается мертвым и непрочным.

 

В реальности же Ашоке так и не удалось стать "моральным правителем" всего цивилизованного мира.

 

Сам он в конце своей жизни стал буддийским монахом. Но память о нем до сих пор живет на всем Азиатском континенте, его наставления все еще многому могут научить нас. Благодаря покровительству Ашоки буддизм быстро распространился в Индии, Шри Ланке, Бирме, Таиланде, Вьетнаме, Суматре. Яве, Китае, Корее и Японии. Он оказал облагораживающее влияние на "дикие" племена, населявшие в то время Центральную Азию, Афганистан и Монголию. Буддизм стал мировой религией, он сыграл важную цивилизующую роль во многих странах Азии, придя на смену примитивным общинным культам.

 

Буддизм наложил печать на искусство и архитектуру восточных цивилизаций, способствовал росту вегетарианства и воздержанию от употребления алкогольных напитков. Буддизм проповедовал высокие нравственные идеалы, мир и спокойствие в жизни.

 

Идея ненасилия, проникшая в сердце Ашоки и руководившая его помыслами и деяниями, сыграла значительную роль в освобождении Индии от британского владычества и получила популярность в наши дни.

 



Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.

Рейтинг публикации:

Нравится7



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map