В Азии возникает "Паке Синика"
Представляет интерес и неосуществленный сценарий мировой цивилизации, связанный с возникновением "Паке Синика", подобной "Пакс Романа".
И действительно, империя Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) чуть было не превратилась в "Паке Синика" в Восточной Азии.
В эту эпоху в мире господствовали две мощных империи - Рим и Хань, обладающие колоссальными демографическими потенциалами. Население Римской империи в начале нашей эры насчитывало 55 млн жителей, а во втором веке около 80 млн человек, тогда как в Китае в начале тысячелетия проживало около 60 млн жителей. Исходя из того, что все человечество в те времена составляло 200-250 млн человек, можно утверждать, что эти две великие агломерации охватывали свыше половины населения мира. И если принять во внимание, что в Индии проживало несколько десятков миллионов человек (некоторые подсчеты говорят даже о почти 100 млн), причем Индия свою активность проявляла на субконтиненте, и что остальное население было распылено в Африке, Америке, Австралии, Океании, Северной Азии и Северной Европе, то понятны мощь и Рима, и Китая.
Принципиальную роль в организации общества как Рима, так и Китая играли системы этических норм, которые органически выросли из традиций и обычаев народа. Почти одновременно Рим и Хань переживали свой расцвет и упадок, разве что находились на противоположных концах евроазиатского континента.
Так как история императорского Рима нам известна, то посмотрим на развитие империи Хань.
В эпоху Хань официальной идеологией стало конфуцианство, в котором этическое начало значительно превосходило религиозное - этическим нормам подчинена была вся общественная жизнь. В самой религии китайцы видели не столько мистику, метафизику или теологию, сколько прагматическую и рациональную нравственность, тесно связанную с повседневной жизнью людей - ведь конфуцианство признавало примат разума над чувствами.
В то же время в империи Хань конфуцианская идеология обеспечивала стабильность государства и слаженное функционирование административно-бюрократического аппарата. Именно элита ученых-конфуцианцев, куда доступ открывала сложная система конкурсных экзаменов на знание трудов Конфуция, правила Поднебесной. Благодаря этой элите империя Хань стала одной из сильнейших держав древнего мира, причем ко времени правления императора Уди (140-87 гг. до н. э.) она превратилась в сильное централизованное государство. "Развернувшаяся при этом императоре экспансия, - подчеркивается в книге "Древние цивилизаций", - была направлена на захват чужеземных территорий, покорение соседних народов, господство на международных торговых путях и расширение внешних рынков" [59, 268].
Император Уди начал захватнические войны противвьет-ских государств на юге и в 111 году до н. э. заставил их покориться, присоединив к империи земли Гуандуна и север Вьетнама. Затем морские и сухопутные войска Хань напали на древнекорейское государство Чосонь и превратили его в своего вассала. Наряду с этим Уди повел решительную борьбу с кочевниками сюнну, которые угоняли тысячи пленных и достигали даже столицы, несмотря на Великую китайскую стену. Ханьские армии оттеснили их от Великой стены, а потом расширили территорию империи на северо-западе и утвердили влияние империи Хань в Западном крае (китайское название бассейна реки Тарим), через Который проходил Великий шелковый путь.
На протяжении четырех веков империя Хань стремилась доставить Китаю господство над Азией, создать "Паке Синика". И только хунны, против которых были двинуты не только армии (на одного хунна приходилось двадцать китайцев), но и дипломатия, и экономика, и обольщения культуры, сумели отстоять свободу народов Великой степи [51, 5]. И хотя держава хуннов в силу внутренних процессов в I в. н. э. оказалась расколотой: часть из них подчинилась Китаю, а другая часть отступила с боями на запад, где в результате смешения с утрами превратилась в гуннов, сяньбийцы во второй половине II в. остановили китайскую агрессию и оттеснили китайцев за линию Великой стены. С этого времени и начался упадок Древнего Китая.
Теперь же проведем мысленный эксперимент и представим себе, что Китай устанавливает свое господство в Азии не путем агрессивных действий, а распространением своей цивилизации и заключения договоров с китаизированными странами, что обеспечивает ему еще более эффективное владычество.
Именно таким образом и возникает "Паке Смника", мир под властью Китая в Восточной и Центральной Азии.
Какими могли быть составляющие этого процесса?
Выше уже упоминалось о том, что система конкурсных экзаменов стала в руках конфуцианцев орудием поддержания их господства, причем она гарантировала в рамках бюрократической структуры управления китайской империи невозможность замены конфуцианства иной идеологией. И. Коссецкий в своей книге "Игра сил и интересов в истории" пишет: "Такого рода система управления обществом ограничивала общественное развитие. Не мог Китай также осуществлять большую экспансию за своими границами. Но одновременно именно эта система обеспечила Китаю значительную стабильность" [257,44]. Действительно, примерно в то же время, когда наступили закат и гибель Рима, а династия Хань столкнулась с аналогичными для Римской империи трудностями, китайское государство не распалось, подобно Риму. Оно сохранилось, хотя не раз сменялись в нем правящие династии. На протяжении многих веков сохранились и бюрократическая китайская система, и иерархия, основанная на получаемых в ходе очередных экзаменов степенях.
К аналогичному выводу приходит и отечественный востоковед В.В. Малявин, который в своей монографии "Гибель древней империи" пишет, что экспансия китайской империи ограничена довольно жесткими границами, обусловленными так называемой фазой технологии (здесь технология понимается в широком смысле - как всякое мастерство и навык): "Можно дать краткое, но полное определение производственного базиса этой фазы: интенсивное земледелие при ручном труде. Отсюда проистекает и необычайная устойчивость китайской империи, и ее историческая ограниченность" [133, 10]. Это значит, что китайская империя прежде всего является фактом хозяйственной экологии, когда высокая интенсивность земледелия и господство ручного труда вызваны ограниченностью ресурсов и демографическим давлением.
В общем можно сказать, что императорский Китай и его цивилизация характеризуются двойственностью, взаимодействием альтернативных путей их эволюции. Здесь переплетаются прогрессивные тенденции -уникальный для доиндустриальной эпохи рационализм государственного устройства, весьма высокий уровень научной и технической мысли, вытеснение мифологического сознания квазиисторическим, мотивы индивидуализма в культуре и архаические элементы сознания. В итоге произошел синтез архаического, магико-религиозного и весьма рационального (здесь необходимо учитывать наличие аналогической, корреляционной логики, модель мира типа "Инь - Ян".) типов мышления. Эти особенности китайской цивилизации и следует учитывать при рассмотрении ее экспансии, эффективности воздействия на другие страны и народы в ходе возникновения "Паке Синика".
Итак, начало миру под властью Китая положили действия императора Уди, который в 110 г. до н. э. после установления господства над государствами Елан и Цинь на юго-западе, недалеко от Вьетнама, решил подчинить своей власти территории, протянувшиеся до Бактрии. Чтобы осуществить этот великий проект окружения Центральной Азии с юга, пришлось заключить договор с горцами в регионе Та-лифа. Вполне понятно, что пришлось предпринять меры и в отношении Туркестана - он был поставлен в зависимость от Хань. Правители Ферганы и Заревшана послали заложников в китайскую столицу. С этого времени Туркестан попал в сферу влияния китайской цивилизации, что позволило установить контроль над Алтаем.
Характеризуя особенность внешней политики Китая, известный французский синолог М. Гране писал в своем труде "Китайская цивилизация": "Вполне очевидно, что забота о создании государства была менее сильна, чем стремление к распространению китайской цивилизации" [248, 124]. Не случайно император Уди немало сил положил на пропаганду китайской системы духовных ценностей и образа жизни и колонизацию территорий, расположенных к северу от империи, в том числе Маньчжурию и Южную Сибирь. Правители Хань на эти цели не поскупились - были затрачены миллиарды монет. К тому же, благодаря гибкой политике внутри и вне империи, удалось заключить союзы с воинственными кочевниками.
Для финансирования распространения китайской цивилизации пришлось провести реформы, способствовавшие одновременно и снятию накопившейся социальной напряженности. Крупный ученый-конфуцианец Дун Чжун-шу в связи с этим предложил следующие рекомендации: "Ограничить частное владение землей, чтобы уравнять с тем, у кого земли недостаточно. Прекратить захват земли. Отдать народу соль и железо. Отменить рабство. Отменить право на убийство рабов. Уменьшить налоги, сократить повинности, чтобы облегчить положение народа. Только тогда можно будет хорошо управлять народом ..." [211, 320]. Уди согласился с ученым-конфуцианцем, что позволило, предотвратить начинающееся разложение экономических и социальных отношений. Были уменьшены цены на соль и железо, производителю разрешили повышать цены на продукты земледелия;. таким образом крестьяне получили свою долю государственных прибылей. Компенсацию потерь казны вследствие проведенных мер стали получать за счет внешней торговли, приносящей огромные прибыли и процветающей благодаря союзу с хуннами.
Преемники Уди в осуществлении внешней политики, направленной на дальнейшее распространение китайской цивилизации, руководствовались советами ученых-конфуцианцев строить отношения с хуннами и сюнну на основе мирных, союзных начал. Это принесло богатые плоды. Например, держава хуннов добровольно приняла протекторат Китая. Ее правители посылали своих старших сыновей на придворную службу к китайским императорам, где те жили на положении почетных заложников. Хуннское общество постоянно усваивало казавшиеся вначале чуждыми достижения цивилизации Китая и его культуру, что привело к переработке и обновлению степных традиций.
Возникла оригинальная культура хуннов: появились поэмы -патетические Илиады, мифы-фантастические Эдды, рассказы - не хуже "Тысячи и одной ночи". Широко распространяется грамотность, развиваются ювелирное искусство и аппликация. Рождаются философия, история и естествознание. Китайские эмигранты-колонисты научили хуннов земледелию, согдийцы - художествам и ремеслам, турфанцы-торговле. Перед нами хуннская цивилизация, представляющая собой синтез китайской и степной культур.
В Эрмитаже хранится коллекция вещей, которыми пользовались хунны: здесь и китайские, бактрийские и местные ткани, и произведения искусства, выполненные под обаянием скифского "звериного" стиля, и модная хуннская прическа, когда волосы расчесаны на прямой пробор и привязана к темени коса [50, 191-192]. Благодаря высокому мастерству и хорошему вкусу хуннских мастеров, знающих китайское искусство и иногда подражающих ему, раскрываются богатые возможности собственного самобытного искусства и культуры. В этом процессе сыграло свою роль и создание на базе китайской иероглифической письменности языковой графики. В хуннской культуре I в. до н. э. доминировал дальневосточный идеал красоты над западными элементами, еще сохранившимися в изобразительном искусстве в силу скифской традиции.
Но самое существенное состояло в том, что хунны переходят к оседлому образу жизни, ибо они уже занимаются земледелием. Некоторая часть из них занимается скотоводством. Их примеру следуют сяньбийцы (древние монголы), цяны (кочевые тибетцы), учуни, кипчаки и другие племена. Разумеется, они занимаются земледелием там, где это позволяют климатические условия. Земледельческий Китай оказал значительное цивилизующее влияние на кочевую Центральную Азию с Тибетским нагорьем. Подобно северным китайцам, центрально-азиатские племена и народы создали орошаемые пашни и поддерживали в порядке оросительные системы в цепи оазисов.
Само собой разумеется, что империя Хань в своем развитии подчиняется закону неизбежных внутренних ритмов - она должна развиваться. В конце I в. до н. э. империя Хань достигла тех границ, какие почти две тысячи лет спустя имела Маньчжурская империя. Историк Бань Гу нарисовал великолепную картину величия и упадка империи Хань, высветив их причины: "От государя Вынь-ди (179- Т 57 гг. до н. э.) сряду при пяти коленах царствовала тишина в народе; империя процветала богатствами, войска сделались многочисленны и сильны: почему, увидя носорога и черепаху, открыли Чжу-яй и пр., всего семь областей; польстившись на апельсинный экстракт и бамбуковые посохи, открыли Цзан-гэ и Юе-суй; услышав о винограде и 7 лошадях небесной породы, проникли в Давань и Аньси. После сего палаты цариц наполнились блестящим жемчугом, узорчатыми черепашинами, прозрачными изделиями из рогов носорога, перьями южных синеворонок... Иностранные редкости со всех сторон стекались... Сын Неба под великолепным щитом, в пышном одеянии, облокотясь на нефритовый столик, открывал винные водремы и мясные леса (залы с искусственными деревьями, на которых развешивалось жареное мясо - В.П.) для угощения иностранных гостей. Музыка, различные фокус-покусы и пляски зверей увеселяли зрение. На подарки и препровождение иностранных гостей, на издержки далеких путешествий... на содержание войск в походах требовались несметные суммы. Когда же недостало денег, то наложили оброк на продажу вина, взяли в казну продажу соли и железа, отпили серебряную монету, взяли в употребление кожаные кредитные билеты; даже наложили пошлину на телеги, водоходные суда и весь домашний скот. Силы народа истощились, и государственные доходы оскудели. К сему присоединились неурожайные годы, и повсюду возникли разбои; дороги сделались непроходимыми..." [13, 213-214].
И тем не менее этот упадок китайской цивилизации, а точнее ханьской империи, не закончился гибелью страны, как это случилось с Римом. Свои плоды принесла цивилизующая роль Китая в Центральной Азии - цивилизации хуннов, усуней и других народов влили свежие силы в Китай. После упадка, продолжавшегося два с половиною века, начался новый подъем китайской цивилизации и возрождение империи. Именно "Паке Синика" способствовала развитию самобытных цивилизаций Восточной Азии, взявших многое от китайской цивилизации и давших в то же время немало и ей и оказавших сильное влияние на мировую историю (например, империя Чингисхана так и не родилась, не говоря уже о том, что гунны не вторглись в Европу).
Однако этот вариант мировой цивилизации не осуществился, история пошла известным нам путем со всеми его перипетиями.
Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
Рейтинг публикации:
|