В данной книге рассмотрен, вопреки точке зрения значительного числа историков, считающих, что история не знает сослагательного наклонения, целый ряд неосуществленных сценариев мировой цивилизации. Теперь уже очевидно, что это не совсем так, ибо их мнение основывается на описательном подходе к истории, ими не используется достаточно мощный философско-методологический инструментарий. Читатель смог увидеть, что из двадцати семи сценариев, о которых шла речь на предыдущих страницах, одни уже находятся в стадии реализации, например, мечта Карла Великого о создании Западной империи (теперь эта мечта, ее концептуальная основа о единстве Западной Европы осуществляется в других условиях), другие имеют, большую вероятность воплощения в действительность (Россия может пойти по собственному пути развития. Китай сможет образовать "Паке Синика" и пр.). Это связано с тем, что весь материал излагался в русле философии истории и здесь использовался гегелевский подход, который "схватывает" феномен "размытой реальности" - не все возможности реализуются равновероятно, а также идея античной философии о правомерности существования разных мироустройств, а значит, и возможности стать действительностью несбывшихся альтернатив мировой истории.
В книге показывается связь исторических событий с космическими процессами, прежде всего солнечной активностью. Оказывается, что большинство неосуществившихся сценариев мировой цивилизации приходится на смену типов культур (в классификации П. Сорокина) и периоды изменений солнечной активности. И сейчас начинается увеличение активности нашего светила, с чем связано формирование планетарной цивилизации, для которой будут присущи свои экономические, технические, психологические и культурные изменения.
Однако имеется и противоположная точка зрения, представленная в модели цивилизацнонного процесса С. Хантингтона. Мировая политика вступает в новую фазу, что вызвало появление различных версий ее будущего облика: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нашими государствами, упадок наций-государств под напором различных тенденций - к трайбализму и глобализму и др. Каждая из этих версий "схватывает" отдельные аспекты нарождающейся реальности, но, по мнению С. Хантингтона, не выделен самый существенный, осевой аспект проблемы: "Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов" [205а, 33]. Таким образом, облик мира будет определяться в ходе взаимодействия таких крупных цивилизаций, как западная, японская, исламская, индуистская, конфуцианская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская. Самые же значительные конфликты развернутся по линии разлома между цивилизациями.
Причины такого сценария будущего человечества С. Хантингтон усматривает в следующем: во-первых, различия между цивилизациями наиболее существенны, они несхожи по своей истории, языку, культуре, традиции и, самое главное, религии; во-вторых, мир становится все более тесным, усиливается взаимодействие между цивилизациями, что ведет к росту цивилизованного самосознания; в-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений ослабляют традиционную идентификацию людей с местом жительства, ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации; поэтому возрастает значимость религии, нередко в форме фундаменталистских движений (ислам, западное христианство, иудаизм, буддизм, индуизм); в-четвертых, рост цивилизационного самосознания обусловлен двойственной ролью Запада: он находится на вершине своего могущества, что влечет за собой возврат незападных цивилизаций к собственным корням (речь идет об идее "возврата в Азию" Японии, "индуизации" Индии, "реисламизации" Ближнего Востока и пр.); в-пятых, культурные особенности и различия более стабильны и фундаментальны, чем политические и экономические, поэтому гораздо сложнее их разрешить или свести к компромиссу; в-шестых, усиливается экономический регионализм, который успешен, если он коренится в общности цивилизаций [с. 205а]. Следовательно, тезис об "универсальной цивилизации" находится в противоречии с партикуляризмом азиатских культур. На наш взгляд, данная модель цивилизационного процесса действительно "схватывает" такую грань, как усиление самобытности цивилизаций, однако интеграционные процессы в мировом масштабе имеют тенденцию к возрастанию, и в конечном счете они в синтезе с противоположной тенденцией приведут к мировой цивилизации, которая будет состоять из ряда самобытных культур, взаимодействующих в своей неслиянности. На это указывает и концепция неархимедового времени, согласно которой континуум временных моментов слагается из упорядоченного множества; применение данной концепции времени к анализу цивилизационного процесса и позволяет сделать указанный вывод.
Заслуживает внимания проблема, относящаяся к существованию в конце XX века целого спектра сценариев мировой цивилизации, ее будущего развития, т. е. речь идет о возможных путях развития современного мира в начале III тысячелетия. Еще раз подчеркнем, сейчас происходят глубокие цивилизационные сдвиги, характеризующие конец цивилизации, сформировавшейся в эпоху Возрождения. Это вызвало к жизни целый ряд футурологических концепций, изложенных в работах Ф. Фукуянмы, О. Тоффлера, У. Эко, Ж. Аттали, А. Шаффа, С. Хантингтона, Я. Кучиньского, Г. Дилигенского, Дж. Нэобитта, А. Тойнби, Ж. Гимпеля, А. Дугина и др. Осмысление всех этих концепций, выражающих альтернативные сценарии будущего человечества на основе идеи неархимедова времени, которая фиксирует природу социо-генеза и культурогенеза как взаимопроникновение порядка и хаоса, дает возможность очертить контуры будущего цивилизаций.
К возможным сценариям мировой цивилизации могут быть отнесены следующие: 1) достаточно вероятен альянс России и Германии, хотя этому будут противодействовать Соединенные Штаты Америки, используя Англию и Францию; 2) не исключена возможность реализации союза славян и тюрков, что имеет свои основания в исследованиях Л. Гумилева и просматривающихся реальных тенденциях после распада Советского Союза; 3) в зародыше находится современный восточный Ренессанс (типа нашхбандизма в Узбекистане), который может противостоять волне исламского фундаментализма; 4) победа негров в Южно-Африканской Республике представляет собой детонатор, способный "сработать" на Западе и прежде всего в США; 5) вполне возможен сценарий, согласно которому Восток (в основном Китай и Индия) демографическим путем "завоюет" Запад, не говоря уже об арабах и неграх; 6) имеет определенный шанс осуществиться и комбинация "Россия плюс Иран плюс..."; 7) геостратегические факторы с необходимостью усиливают ре-интеграционные тенденции стран СНГ, и тогда российская цивилизация имеет шанс стремительного развития в XXI столетии, вопреки прогнозам некоторых футурологов и политологов; 8) не исключен сценарий "нового средневековья", означающий крушение Суперсистемы Запада и т. д. Исследование этих альтернативных сценариев будущего мировой цивилизации требует отдельного рассмотрения.
Литература
1. Алтан тобчи ("Золотое; сказание"). М., 1973.
2. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1984.
3. Артамонов М.И. История хазар. М., 1962.
4. Африка: Взаимодействие культур. М., 1989.
5. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М., 1991.
6. Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989.
7. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991.
8. Бердяев НА. Русский коммунизм // Новое время. 1990, № 9.
9. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
10. Березкин Ю.Б. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991.
11. Березовский М. Бог любит Америку. М., 1980.
12. Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985.
13. Бичурин Н Л. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитающих в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950. Т. 2.
14. Бокщанин А.А. Императорский Китай в начале XV века. М., 1976.
15. Бокщанин А.А. Китай и страны южных морей в XIV- XVI вв. М., 1968.
16. Большаков О. История Халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
17. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.
18. Бонно Р. "Ветви одного дерева" // Курьер ЮНЕСКО. 1990, июнь.
19. Бордюгов Т.А., Козлов В.А. История конъюнктура. М., 1992.
20. Борисов Ю.В. Шарль-Морис Талейран. М., 1981.
21. Бородай Ю. Третий путь // Наш современник. 1991, № 9.
22. Бродель Ф. Время мира. М., 1992.
23. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.
24. Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986.
25. Брокгауз ФА. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1 1899, т XXVII.
26. Брянцев П.Д. История Литвы. СПб., 188.
27. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
28. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1979.
29. Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен. М., 1981.
30. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.
31. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Л., 1976.
32. Вебер Г. Всеобщая история. М., 1893, т. V.
33. Вебер Г. Всеобщая история. М., 1887, т. VI.
34. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
35. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.
36. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.
37. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
59. Древние цивилизации / Аверенцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. и др. - М., 1989.
60. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.
61. Евсевицкий Б., Мудимбе В.И. Вслушиваясь в голос истории // Курьер ЮНЕСКО. 1990, май.
62. Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: революция, история, личность. М., 1989.
63. Ершов В. Коридоры смерти. М., 1991.
64. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. М.,,1980.
65. Жилин П.А. О войне и военной истории. Ш., 1984.
66. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
67. Заичкин В.А., ПочкаевИ.Н. Русская история IX-середина XVIII в. М., 1992.
68. Записки А.П. Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991.
69. Зарин В.А Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. М., 1991.
70. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
71. Иванов К.А. Средневековое папство и его представители. Пг., 1915.
72. Идлис Г.М. Закономерная циклическая повторяемость скачков в развитии науки, коррелирующая с солнечной активностью // История и методология естественных наук. Физика. 1979, вып. XXII.
73. "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. М., 1987.
74. История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо. - М., 1938, т. I.
75. История Древнего Востока / Под ред. Кузищина В.И. М., 1988.
76. История древнего мира: В 3 томах. М., 1989. 84 б.История: неизбежное и случайное. Круглый стол совет-.„ ских историков //Днание -сила. 1980, № I1.
77. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. Мироненко С.В. М., 1991.
78. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.
79. История средних веков: В 2 томах. М., 1990-1991.
80. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
81. Каке И.Б. На островах и берегах Африки // Курьер ЮНЕСКО, 1984, январь.
82. Калашников И. Жестокий век. М., 1980.
83. Капитализм на исходе столетия. М., 1987.
84. Кара;-Мурзаев С.Г. Наука и кризис цивилизации //, Вопросы философии. 1990. №9.
85. Карр Э. История Советской России. М„ 1990, т. I.
86. Каталог биосферы. Справочник. М., 1991.
87. Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1991.
284. Крипякевич 1.П. 1стор1я Украши. Льв1в, 1990, с. 189.
285. Там же, с. 186.
286. Кониский Г. Указ, соч., с. 118.
287. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с. 486.
288. Крипякевич 1.П. Указ, соч., с. 194.
289. Там же, с. 188.
290. Дорошенко Д. Нарис IcTopii Украши. У 2-х т. Кшв, 1991, т. 2, с. 43.
291. Крипякевич 1.П. Указ, соч., с. 189.
292. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с. 486.
1 Дивергенция (биол.) - расхождение признаков при развитии какого-либо вида животных или растений, в результате чего возникают новые виды, роды, семейства и т.д.
2 Стохастический (от греч. stochastikos-умеющий отгадывать) - случайный, вероятностный, находящийся в неупорядоченном движении.
3 Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития.
6 Мимесис - подражание; термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества.
7 Аридизация - обезвоживание, превращение в пустыню.
8 Ойкумена - совокупность тех областей земного шара, которые заселены человеком.
9 Атараксия - невозмутимость, спокойствие духа.
10 В двухтомнике "Наследие Ганнибала" А. Тойнби размышляет о возможном ходе римской истории в том случае, если бы экспансия Александра Македонского была в свое время направлена на Запад, а не на Восток. Так как Рим едва не был сокрушен Пирром, то более раннего, более массированного вторжения он не выдержал бы. И, возвращаясь к этой мысли при обсуждении географического положения Рима, он делает вывод: "Завоюй Александр Италию, он непременно основал бы на месте Рима новый греческий город, который был бы назван его именем и стал бы столицей его доминиона в Италии, подобно тому, как историческая Александрия на Ниле была столицей доминиона его наследников, Птолемеев, в Египте. Случись это, Александрия на Тибре стала бы ныне одним из известнейших городов мира, а ее исконное название "Рим" было бы предано забвению подобно тому,.. как было предано забвению исконное название Александрии на Ниле" [272, 272].
11 Сантуарий - хранилище костей умерших.
12 Эсхатология-религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.
13 Известный американский синолог Э. Шефер в книге "Золотые персики Самарканда" пишет о том, что по "морскому шелковому пути" в китайский город Гуанчжоу доставлялись благовония и пряности, разные лекарства, редкие и дорогие вещи, манившие династию Тан [224,30].
15 Известный американский экономист русского происхождения В. Леонтьев пишет об открытом характере экономической теории Маркса: "Листая страницы трудов Маркса, легко обнаружить множество намеков и предположений, которые могут быть интерпретированы как провозвестники почти всех современных теоретических конструкций" [126,103]. Ленинская концепция НЭПа и представляла собою одну из интерпретаций Марксовой теории.
16 Эта борьба дорого обошлась нашему народу-ознакомившись с подготовленной Троцким рукописью "Преданная революция", Сталин окончательно решился на развертывание массовых репрессий [39, кн. 2, 186].
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+