Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии

В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии


7-07-2010, 16:40 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 761)


В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии


Заключение

 

В данной книге рассмотрен, вопреки точке зрения значительного числа историков, считающих, что история не знает сослагательного наклонения, целый ряд неосуществленных сценариев мировой цивилизации. Теперь уже очевидно, что это не совсем так, ибо их мнение основывается на описательном подходе к истории, ими не используется достаточно мощный философско-методологический инструментарий. Читатель смог увидеть, что из двадцати семи сценариев, о которых шла речь на предыдущих страницах, одни уже находятся в стадии реализации, например, мечта Карла Великого о создании Западной империи (теперь эта мечта, ее концептуальная основа о единстве Западной Европы осуществляется в других условиях), другие имеют, большую вероятность воплощения в действительность (Россия может пойти по собственному пути развития. Китай сможет образовать "Паке Синика" и пр.). Это связано с тем, что весь материал излагался в русле философии истории и здесь использовался гегелевский подход, который "схватывает" феномен "размытой реальности" - не все возможности реализуются равновероятно, а также идея античной философии о правомерности существования разных мироустройств, а значит, и возможности стать действительностью несбывшихся альтернатив мировой истории.

 

В книге показывается связь исторических событий с космическими процессами, прежде всего солнечной активностью. Оказывается, что большинство неосуществившихся сценариев мировой цивилизации приходится на смену типов культур (в классификации П. Сорокина) и периоды изменений солнечной активности. И сейчас начинается увеличение активности нашего светила, с чем связано формирование планетарной цивилизации, для которой будут присущи свои экономические, технические, психологические и культурные изменения.

 

Однако имеется и противоположная точка зрения, представленная в модели цивилизацнонного процесса С. Хантингтона. Мировая политика вступает в новую фазу, что вызвало появление различных версий ее будущего облика: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нашими государствами, упадок наций-государств под напором различных тенденций - к трайбализму и глобализму и др. Каждая из этих версий "схватывает" отдельные аспекты нарождающейся реальности, но, по мнению С. Хантингтона, не выделен самый существенный, осевой аспект проблемы: "Я полагаю, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов" [205а, 33]. Таким образом, облик мира будет определяться в ходе взаимодействия таких крупных цивилизаций, как западная, японская, исламская, индуистская, конфуцианская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская. Самые же значительные конфликты развернутся по линии разлома между цивилизациями.

 

Причины такого сценария будущего человечества С. Хантингтон усматривает в следующем: во-первых, различия между цивилизациями наиболее существенны, они несхожи по своей истории, языку, культуре, традиции и, самое главное, религии; во-вторых, мир становится все более тесным, усиливается взаимодействие между цивилизациями, что ведет к росту цивилизованного самосознания; в-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений ослабляют традиционную идентификацию людей с местом жительства, ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации; поэтому возрастает значимость религии, нередко в форме фундаменталистских движений (ислам, западное христианство, иудаизм, буддизм, индуизм); в-четвертых, рост цивилизационного самосознания обусловлен двойственной ролью Запада: он находится на вершине своего могущества, что влечет за собой возврат незападных цивилизаций к собственным корням (речь идет об идее "возврата в Азию" Японии, "индуизации" Индии, "реисламизации" Ближнего Востока и пр.); в-пятых, культурные особенности и различия более стабильны и фундаментальны, чем политические и экономические, поэтому гораздо сложнее их разрешить или свести к компромиссу; в-шестых, усиливается экономический регионализм, который успешен, если он коренится в общности цивилизаций [с. 205а]. Следовательно, тезис об "универсальной цивилизации" находится в противоречии с партикуляризмом азиатских культур. На наш взгляд, данная модель цивилизационного процесса действительно "схватывает" такую грань, как усиление самобытности цивилизаций, однако интеграционные процессы в мировом масштабе имеют тенденцию к возрастанию, и в конечном счете они в синтезе с противоположной тенденцией приведут к мировой цивилизации, которая будет состоять из ряда самобытных культур, взаимодействующих в своей неслиянности. На это указывает и концепция неархимедового времени, согласно которой континуум временных моментов слагается из упорядоченного множества; применение данной концепции времени к анализу цивилизационного процесса и позволяет сделать указанный вывод.

 

Заслуживает внимания проблема, относящаяся к существованию в конце XX века целого спектра сценариев мировой цивилизации, ее будущего развития, т. е. речь идет о возможных путях развития современного мира в начале III тысячелетия. Еще раз подчеркнем, сейчас происходят глубокие цивилизационные сдвиги, характеризующие конец цивилизации, сформировавшейся в эпоху Возрождения. Это вызвало к жизни целый ряд футурологических концепций, изложенных в работах Ф. Фукуянмы, О. Тоффлера, У. Эко, Ж. Аттали, А. Шаффа, С. Хантингтона, Я. Кучиньского, Г. Дилигенского, Дж. Нэобитта, А. Тойнби, Ж. Гимпеля, А. Дугина и др. Осмысление всех этих концепций, выражающих альтернативные сценарии будущего человечества на основе идеи неархимедова времени, которая фиксирует природу социо-генеза и культурогенеза как взаимопроникновение порядка и хаоса, дает возможность очертить контуры будущего цивилизаций.

 

К возможным сценариям мировой цивилизации могут быть отнесены следующие: 1) достаточно вероятен альянс России и Германии, хотя этому будут противодействовать Соединенные Штаты Америки, используя Англию и Францию; 2) не исключена возможность реализации союза славян и тюрков, что имеет свои основания в исследованиях Л. Гумилева и просматривающихся реальных тенденциях после распада Советского Союза; 3) в зародыше находится современный восточный Ренессанс (типа нашхбандизма в Узбекистане), который может противостоять волне исламского фундаментализма; 4) победа негров в Южно-Африканской Республике представляет собой детонатор, способный "сработать" на Западе и прежде всего в США; 5) вполне возможен сценарий, согласно которому Восток (в основном Китай и Индия) демографическим путем "завоюет" Запад, не говоря уже об арабах и неграх; 6) имеет определенный шанс осуществиться и комбинация "Россия плюс Иран плюс..."; 7) геостратегические факторы с необходимостью усиливают ре-интеграционные тенденции стран СНГ, и тогда российская цивилизация имеет шанс стремительного развития в XXI столетии, вопреки прогнозам некоторых футурологов и политологов; 8) не исключен сценарий "нового средневековья", означающий крушение Суперсистемы Запада и т. д. Исследование этих альтернативных сценариев будущего мировой цивилизации требует отдельного рассмотрения.

 


Литература

 

1. Алтан тобчи ("Золотое; сказание"). М., 1973.

 

2. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., 1984.

 

3. Артамонов М.И. История хазар. М., 1962.

 

4. Африка: Взаимодействие культур. М., 1989.

 

5. Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М., 1991.

 

6. Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989.

 

7. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991.

 

8. Бердяев НА. Русский коммунизм // Новое время. 1990, № 9.

 

9. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

 

10. Березкин Ю.Б. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991.

 

11. Березовский М. Бог любит Америку. М., 1980.

 

12. Бессонов Б. Фашизм: идеология, политика. М., 1985.

 

13. Бичурин Н Л. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитающих в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950. Т. 2.

 

14. Бокщанин А.А. Императорский Китай в начале XV века. М., 1976.

 

15. Бокщанин А.А. Китай и страны южных морей в XIV- XVI вв. М., 1968.

 

16. Большаков О. История Халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.

 

17. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

 

18. Бонно Р. "Ветви одного дерева" // Курьер ЮНЕСКО. 1990, июнь.

 

19. Бордюгов Т.А., Козлов В.А. История конъюнктура. М., 1992.

 

20. Борисов Ю.В. Шарль-Морис Талейран. М., 1981.

 

21. Бородай Ю. Третий путь // Наш современник. 1991, № 9.

 

22. Бродель Ф. Время мира. М., 1992.

 

23. Бродель Ф. Игры обмена. М., 1988.

 

24. Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986.

 

25. Брокгауз ФА. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1 1899, т XXVII.

 

26. Брянцев П.Д. История Литвы. СПб., 188.

 

27. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

 

28. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1979.

 

29. Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен. М., 1981.

 

30. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

 

31. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Л., 1976.

 

32. Вебер Г. Всеобщая история. М., 1893, т. V.

 

33. Вебер Г. Всеобщая история. М., 1887, т. VI.

 

34. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

 

35. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

 

36. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

 

37. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

 

38. Власов Ю.П. Огненный крест. Историческая исповедь: В 2ч. И., 1991-1992.

 

39. Волкогонов Д. Троцкий: политический портрет: В 2 кн. М., 1991-1992.

 

40. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития. М., 1987.

 

41. Гаудио А. Цивилизация Сахары. М., 1977.

 

42. Гафуров Б.Г., Цубукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

 

43. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 томах. М., 1954-1964.

 

44. Герье В. Западное монашество и папство. М., 1913.

 

45. Грант В. Эволюция организмов. М., 1991.

 

46. Гройсон Дж., О'Делл К: Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.

 

47. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.

 

48. Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. М., 1991.

 

49. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

 

50. Гумилев Л.Н. Хунну. М., 1960.

 

51. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М., 1974.

 

52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

 

53. Гумилев Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла: диалог. М., 1990.

 

54. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

 

55. Данилевский Н Л. Россия и Европа. М., 1991.

 

56. Деникин А. Очерки Русской Смуты. Крушение власти и армии, февраль-сентябрь 1917. М., 1991.

 

57. Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций?//Вопросы философии. 1991, № 3.

 

58. Драгунский Д.В., Цымбурский В.Л. Генотип европейской цивилизации // Полис. 1991, № 1.

 

59. Древние цивилизации / Аверенцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В.Г. и др. - М., 1989.

 

60. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.

 

61. Евсевицкий Б., Мудимбе В.И. Вслушиваясь в голос истории // Курьер ЮНЕСКО. 1990, май.

 

62. Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине: революция, история, личность. М., 1989.

 

63. Ершов В. Коридоры смерти. М., 1991.

 

64. Еремеев Д.Е. На стыке Азии и Европы. М.,,1980.

 

65. Жилин П.А. О войне и военной истории. Ш., 1984.

 

66. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

 

67. Заичкин В.А., ПочкаевИ.Н. Русская история IX-середина XVIII в. М., 1992.

 

68. Записки А.П. Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991.

 

69. Зарин В.А Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. М., 1991.

 

70. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

 

71. Иванов К.А. Средневековое папство и его представители. Пг., 1915.

 

72. Идлис Г.М. Закономерная циклическая повторяемость скачков в развитии науки, коррелирующая с солнечной активностью // История и методология естественных наук. Физика. 1979, вып. XXII.

 

73. "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии. М., 1987.

 

74. История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо. - М., 1938, т. I.

 

75. История Древнего Востока / Под ред. Кузищина В.И. М., 1988.

 

76. История древнего мира: В 3 томах. М., 1989. 84 б.История: неизбежное и случайное. Круглый стол совет-.„ ских историков //Днание -сила. 1980, № I1.

 

77. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. Мироненко С.В. М., 1991.

 

78. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

 

79. История средних веков: В 2 томах. М., 1990-1991.

 

80. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

 

81. Каке И.Б. На островах и берегах Африки // Курьер ЮНЕСКО, 1984, январь.

 

82. Калашников И. Жестокий век. М., 1980.

 

83. Капитализм на исходе столетия. М., 1987.

 

84. Кара;-Мурзаев С.Г. Наука и кризис цивилизации //, Вопросы философии. 1990. №9.

 

85. Карр Э. История Советской России. М„ 1990, т. I.

 

86. Каталог биосферы. Справочник. М., 1991.

 

87. Кауль Т.Н. От Сталина до Горбачева и далее. М., 1991.

 

88. Квинтэссенция: философский альманах. М,, 1992.

 

89. Кедров А. Работорговля // Курьер ЮНЕСКО. 1984, июль.

 

90. Кисловский Л.Д. Космические воздействия и эволюция биосферы. М., 1986.

 

91. Китайские социальные утопии. М., 1987.

 

92. Климов Г. Гитлер и его "политбюро" // Молодая гвардия. 1991, №6.

 

93. Ключевский B.О. Курс русской истории. М., 1937, т. V.

 

94. Ключевский В.О. Литературные портреты. M., 1991.

 

95. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1987-1990.

 

96. КНР: на путях реформ (теория и практика). М., 1989.

 

97. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.

 

99. Коваль B.C. "Барбаросса": истоки и история величайшего преступления империализма. Киев, 1989.

 

100. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932.

 

101. Колесницкий Н.Ф. "Священная Римская империя": притязания и действительность. М, 1977.

 

102. Конисский Г. История Русов. Киев, 1991.

 

103. Конфуцианство и традиционная китайская культура: историческое наследие и современность (реферативный обзор) // Китаеведение. М., 1990, №5.

 

104. Кораблев И.Ш. Ганнибал. М., 1976.

 

105. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984. f

 

106. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации (Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея). М., 1986.

 

107. Кочесоков Р.Х. Феномен тоталитаризма. Ростов-на-Дону, 1990.

 

108. Краснов П.Н. Белая свитка. Тирасполь, 1991.

 

109. Кузмищев В.А. У истоков общественной мысли Перу. М., 1979.

 

110. Кулик С. Черный феникс: африканские сафари. М., 1988.

 

111. Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988.

 

112. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1973.

 

113. Кюстин А. Николаевская Россия (1839). М., 1990.

 

114. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

 

115. Лем С. Модель культуры//Вопросы философии. 1969,№8.

 

116. Лем. С. Планета Земля. Век XXI // Комсомольская правда, 11 июля 1992.

 

117. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.

 

118. Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.

 

119. Ливитий Тит. История Рима.

 

120. Лима-де Фариа А. Эволюция без отбора. М., 1991.

 

121. Лозинский С.Г. Социальные корни антисемитизма в средние века и в новое время. М., 1929.

 

122. Лубченков Ю., Романов В. Любовь и власть. Вильнюс, 1991,4.1.

 

123. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.

 

124. Мальро А. Зеркало лимба. М., 1989.

 

125. Малявин В.В. Гибель древней империи. М., 1983.

 

126. Маляров И. Японский прорыв//Свободная мысль. 1991, №15.

 

127. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

 

128. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание.

 

129. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

 

130. Массой В.М. Первые цивилизации. Л., 1989.

 

131. Массэ А. Ислам. М., 1982.

 

132. Мельников Д., Черная А. Империя смерти. М., 1987.

 

133. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966.

 

134. Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М., 1992.

 

135. Моисеев Н.Н Универсальный эволюционизм // Вопросы - философии, 1991, № 3.

 

136. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю: В 3 томах. М., 1981.

 

137. Новая технократическая волна на Западе. Сборник. М., 1986.

 

138. Ноосфера и человек. Труды семинара "Человек за ноосферу". М., 1991.

 

139. Нью-Йорк Тайме. Май 26 - июнь 5, 1992.

 

140. Ньянг С.С. Африканская космология // Курьер ЮНЕСКО, 1982, март.

 

141. Озима М. Глобальная эволюция Земли. М., 1990.

 

142. Окунь С.Б. История СССР, 1796-1825. Л., 1948.

 

143. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. М., 1992.

 

144. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.

 

145. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.

 

146. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1989.

 

147. Перестройка и еврейский вопрос. М., 1989.

 

148. Печников Б.А. "Рыцари церкви". Кто они?: Очерки об истории современной деятельности католических орденов. М., 1991.

 

149. Пиацца Т. Молодые талантливые джазмены // Америка, 1992. июнь. Писатель и время. М.,.1991.

 

150. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья, М., 1982.

 

151. Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987, т. II.

 

152. "Повести временных лет". Статьи и комментарии Д.С. Лихачева. М.-Л., 1950, т. I.

 

153. Поликарпов B.C., Волков Ю.Г., Поликарпова В.А. Современная культура и генная инженерия. Ростов-на-Дону, 1991.

 

154. Рено Ф., Даже С. Африканские рабы в далеком и недавнем прошлом. М., 1991.

 

155. Россия. 1917 год: Выбор исторического пути. М., 1989.

 

156. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник М., 1989.

 

157. Саган К. Драконы Эдема. М., 1986.

 

158. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

 

159. Сеа Л. Открытие или сокрытие? // Три каравеллы на горизонте. М., 1991.

 

160. Сеа Л. Философия американской истории. Л., 1984.

 

161. Семенов С.А. Происхождение земледелия. Л., 1974.

 

162. Сидихменов В Л. Маньчжурские правители Китая. М., 1985.

 

163. Симкин Г.Н. Рождение этосферы // Вопросы философии, 1992, №3.

 

164. Симонов В.В. Выбор пути. Н.Д. Кондратьев против "кон-дратьевщины" // Встречи с историей, 1990, вып. 3.

 

165. Скрипник А.П. Моральное зло. М., 1992.

 

166. Смирнов С. Хитроумие сэра Арнольда // Знание-сила, 1979, № 2.

 

167. Снисаренко А.Б. Рыцари удачи. Хроники европейских морей. СПб., 1991.

 

168. Современный капитализм: хозяйственный механизм и НТП.М.,1989.

 

169. Сокольский М.М. Неверная память (герои и антигерои России). М., 1990.

 

170. Соловьев B.C. Собрание сочинений. СПб, 1896, т. VI.

 

171. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

 

172. Соловьев В., Клепикова Е. Заговорщики в Кремле: от Андропова до Горбачева. М., 1991.

 

173. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 

174. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991.

 

175. Су Мэй-Лин. Портулан Чжен Хэ // Курьер ЮНЕСКО, 1991, август.

 

176. Сумерки богов. М., 1990.

 

177. Сутулин A.M. Три центра империализма: сферы экономического соперничества. М., 1987.

 

178. Терре Э. От Гегеля до Маркса - судьбы диалектики // Курьер ЮНЕСКО, 1990, июнь.

 

179. Тойнби А. Если бы Александр не умер тогда... // Знание - сила, 1979 №2.

 

180. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

 

181. Томсон Дж. История древней географии. М., 1953.

 

182. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Харьков, 1926.

 

183. Турсунов А. Мирозданья тугие узлы // Вопросы философии, 1988, №2.

 

184. Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937.

 

185. Тюменев А.И. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1922.

 

186. Успенский В.Д. Тайный советник вождя: роман-исповедь. М., 1991.

 

187. Уэллс Г. Краткая история мира. М., 1924.

 

188. Фалеев В. Григорий Распутин без грима и дорисовок // Чудеса и приключения, 1991, № 1.

 

189. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

 

190. Федорешсо Н.Т. Китай: открывая будущее // Наш современник, 1991, №9.

 

191. Федотов Г. Судьбы империй // Знамя, 1992, N 3-4.

 

192. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

 

193. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.

 

194. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии. 1990, №3.

 

195. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии, 1988. №6.

 

196. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социа лизма. М.; 1992. '• '

 

197. Хань У. Жизнеописание Юаньчжана. М., 1980.

 

199. Хайтингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис,1994, N1.

 

200. Харли Дж. Б. Зеркало мира // Курьер ЮНЕСКО, 1991, август.

 

201. Хенниг Р. Неведомые земли. М., 1962, т. III.

 

202. Хитров М. Свитый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. М., 1991.

 

203. Холодов Ю.А., Лебедева Н.Н Реакции нервной системы человека на электромагнитные поля. М., 1992.

 

204. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980, ч. II.

 

205. Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1950, т. I.

 

206. Цивилизация и исторический процесс. М., 1.983.

 

207. Циркин Ю.Б. Финикийская культура в Испании. М., 1976.

 

208. Чазов Е. Здоровье и власть. М*, 1992.

 

209. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете^новых раскопок. М„ 1956.

 

210. Чернов В. Ленин // Социум, 1991, № 1.

 

211. Черфаз Дж., Гриббин Дж. Новое о происхождении человека // Америка, 1984, № 332.

 

212. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

 

213. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса, Калуга, 1924.

 

214. Чуев Ф. Сто сорок беседе Молотовым. М., 1991.

 

215. Чичерин Б.И. История политических учений М., 1869, ч. I.

 

216. Шафаревич И. Есть ли у России будущее? М., 1991.

 

217. Шелленберг В. Мемуары. М., 1991.

 

218. Шефер 3. Золотые персики Самарканда. М., 1981.

 

219. Шишина Ю. Психодизайн - XXI // Наш современник, 1991, №8.

 

220. Шмеман А. Исторический путь православия. Париж, 1985.

 

221. Шпенглер О. Закат Европы. М.-Пг., 1923, т.1.

 

222. Шугрин С.М., Обут А.М. Солнечная активность и биосфера. Новосибирск, 1986.

 

223. Эдди Дж. История об исчезнувших пятнах // Успехи физических наук, 1987, т. 125, вып. II.

 

224. Эйдельман НЛ. Грань веков. М., 1982.

 

225. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. М., 1985.

 

226. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

227. Andreski St Elements of Comparative Sociology. L., 1964.

 

228. Biale D. Power and power lessness in Jewish History. N.-Y., 1987.

 

229. Bielicki T. Ewolucija mozgu hbminidoow // Kosmos War-szawa, 1987. T. 36, ? 3.

 

230. Bonne B.G. Utopia у revolucion. Mexico, 1921.

 

231. Bottger W. Kultur im alten China Jena. - Beriin, 1979. -238. Braudel F., Coarelli F., Aymard M. Morze Srodziemne. Gdansk, 1982.

 

232. Brown L.R., Durning A., Flavin Ch a e State of the World ' 1990, N.-Y., L, 1990.

 

233. Bullock A. Hitler: Studium tyranii. Warszawa, 1969.

 

234. Child G. The Urban Revolution // Town Planning Review, 1950, Vol. 21.

 

235. Coulborn R. The Origin of Civilized Societies. Princeton, 1959.

 

236. De Montrial T. Que faire? Les grandes monoeuvres du monde. P. 1990. 243a. Debray R. Le scribe: Genese du politique. P., 1980.

 

237. Elegant R. Pacific Destiny Inside Asia Today. N.-Y., 1990.

 

238. Estudios latinoamericanos (Warszawa). 1981, ? 1.

 

239. Foulee A. Szkicpsychologiczny narodow europejskish. Warszawa.

 

240. Gawlikowski K. Nowabatalia о Konfucjusze. Warszawa, 1976.

 

241. Granet M. Cywilizacja chinske. Warszawa, 1973.

 

242. Grotein S.D. Jews and Arabs. N.-Y., 1974.

 

243. Hart E. Dann of a Millenium. Boston, 1990.

 

244. Hawken R. Ogilvy I., Sehwartz P. Seven tomarrows toward a voluntary history. N.-Y., 1982.

 

245. Horoseewicz M. Przez dwa millenia do rzyniskiej synagogi / Czlowiek i swiatopoglad. 1988, ? 3. (253. Iberica Americana. M., 1991.

 

246. Johnson F. Modem times. N.-Y., a etc., 1985. |255. Knowles M.D., Obolensky D. Historia Kosaola. Warszawa,1988. T. 2.

 

247. Kossecki I. Cybernetyka spoleczna. Warszawa, 1975. .

 

248. Kossecki I. Gry sil i interesow w historii. Warszawa, 1981. i.

 

249. Lem S. Eilozofia przypadku. Krakow, 1988. T. 2. '.

 

250. Lewis R. Zycie codzienne w Jurcji Os'raanskiej. Warszawa, 1981.

 

251. Moskati S. Fonicane. Praha, 1975.

 

252. Mukerjee R. The Destiny of Civilization. L., 1964.

 

253. Naisbitt I., Aburdence R. Megatrends 2000. N.-Y., 1990.

 

254. Podkowinski M. Gdyby Hitler nygral wojne. Warszawa, 1982.

 

255. Riche P. Zycie codzienne w paustwe Korola Wielkiego. Warszawa, 1979.

 

256. Roberts I.M. TKe Triumph of the West. L., 1985. ,

 

257. Ryszkiewicz M. Jak Zoctai czlowiekiem -przepis ewolucy-iny. Warszawa, 1989.

 

258. Ryszkiewicz M. Mieszkakncy swidtiw alternatywnych. Warszawa, 1987.

 

259. Smelser N. 1. Sociology. N.'Y., 1988.

 

260. Swiderkowna A. Hellenka. Warszawa, 1978.

 

261. The Time's Atlas of World History. L., 1979.

 

262. Toynbee A.J.A. Conversation between A.J. Toynbee and G.R. Urban. N. Y., 1974.

 

263. Toynbee A.J.A. Hannibals Legacy. L. etc., 1965, vol. 1.

 

264. Toynbee A.J.A. Study of History, L. etc., 1948, vol. 3-4.

 

265. Toynbee A.J.A. Study of History. L. 1955-1901, vol. 1-12.

 

266. Toynbee A.J.A. The Western Question in Greeci and Turkey. L. etc., 1922.

 

267. Toffler A. The Third Wave. N.- Y., 1982.

 

268. Ulesent G. Urgenlandes uber Rusland im Spengler Leufe. Munehen, 1980.

 

269. Urbanski E.S. Hispanoaverykaij ej cywiUzacja. Warszawa, 1981.

 

270. Wen-Yaun. Qian. The Jreat Inertia. L., 1985.

 

271. Zea L. О filizofii amerykeniskiej // Studia filozoficzne. 1987, №12.

 

272. Смолш В.А., Степанков B.C. Богдан Хмельницкий. Coциально-политический портрет. Кшв, 1993, с. 485.

 

273. Боплан Г.Л. де. Опис Украши. Мервде П. Украиньсю козаки та ixHi о танш гетьмани; Богдан Хмельницкий. Лыив, 1990, с. 297-298.

 

274. Величко. Летопись. Киго. 1851. 11, 13.

 

275. Яворницький Д. I. Icropui запорозьких козаюв. Кшв, 1990, т. 2, с. 190.

 

276. Там же, с. 191-192.

 

277. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с. 483.

 

278. Там же, с. 483.

 

279. Боплан Г.Л. де; MepiMe П. Указ, соч., с. 297. I 289. Кониский Г. История русов или Малой России. Киев, 1991, с. 142.

 

280. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с. 484.

 

281. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991, с. 175. р 292. См.: Полное собрание Законов Российской Империи. Ц Т. I;

 

282. Кониский Г. Указ. Соч.

 

283. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с, 364-365.

 

284. Крипякевич 1.П. 1стор1я Украши. Льв1в, 1990, с. 189.

 

285. Там же, с. 186.

 

286. Кониский Г. Указ, соч., с. 118.

 

287. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с. 486.

 

288. Крипякевич 1.П. Указ, соч., с. 194.

 

289. Там же, с. 188.

 

290. Дорошенко Д. Нарис IcTopii Украши. У 2-х т. Кшв, 1991, т. 2, с. 43.

 

291. Крипякевич 1.П. Указ, соч., с. 189.

 

292. Смолш В.А., Степанков B.C. Указ, соч., с. 486.

 

1 Дивергенция (биол.) - расхождение признаков при развитии какого-либо вида животных или растений, в результате чего возникают новые виды, роды, семейства и т.д.

 

2 Стохастический (от греч. stochastikos-умеющий отгадывать) - случайный, вероятностный, находящийся в неупорядоченном движении.

 

3 Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития.

 

4 Генотип - наследственное основание организма.

 

5 Бифуркация - разделение, разветвление чего-либо.

 

6 Мимесис - подражание; термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества.

 

7 Аридизация - обезвоживание, превращение в пустыню.

 

8 Ойкумена - совокупность тех областей земного шара, которые заселены человеком.

 

9 Атараксия - невозмутимость, спокойствие духа.

 

10 В двухтомнике "Наследие Ганнибала" А. Тойнби размышляет о возможном ходе римской истории в том случае, если бы экспансия Александра Македонского была в свое время направлена на Запад, а не на Восток. Так как Рим едва не был сокрушен Пирром, то более раннего, более массированного вторжения он не выдержал бы. И, возвращаясь к этой мысли при обсуждении географического положения Рима, он делает вывод: "Завоюй Александр Италию, он непременно основал бы на месте Рима новый греческий город, который был бы назван его именем и стал бы столицей его доминиона в Италии, подобно тому, как историческая Александрия на Ниле была столицей доминиона его наследников, Птолемеев, в Египте. Случись это, Александрия на Тибре стала бы ныне одним из известнейших городов мира, а ее исконное название "Рим" было бы предано забвению подобно тому,.. как было предано забвению исконное название Александрии на Ниле" [272, 272].

 

11 Сантуарий - хранилище костей умерших.

 

12 Эсхатология-религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

 

13 Известный американский синолог Э. Шефер в книге "Золотые персики Самарканда" пишет о том, что по "морскому шелковому пути" в китайский город Гуанчжоу доставлялись благовония и пряности, разные лекарства, редкие и дорогие вещи, манившие династию Тан [224,30].

 

14 Целибат - обязательное безбрачие католического духовенства.

 

15 Известный американский экономист русского происхождения В. Леонтьев пишет об открытом характере экономической теории Маркса: "Листая страницы трудов Маркса, легко обнаружить множество намеков и предположений, которые могут быть интерпретированы как провозвестники почти всех современных теоретических конструкций" [126,103]. Ленинская концепция НЭПа и представляла собою одну из интерпретаций Марксовой теории.

 

16 Эта борьба дорого обошлась нашему народу-ознакомившись с подготовленной Троцким рукописью "Преданная революция", Сталин окончательно решился на развертывание массовых репрессий [39, кн. 2, 186].

Назад Вперед


Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.

Рейтинг публикации:

Нравится7



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map