Андропов приходит к власти в 1976 году
Известны слова Черчилля о России - "секрет, завернутый в тайну, скрывающую в себе загадку". Их можно отнести к Ю.В. Андропову, которого после прихода его на пост высшего руководителя Советского Союза мировое общественное мнение восприняло как сфинкса. Причем любопытно, что одни называли его "тайным либералом", другие считали его "отвратительней змеи" [181, 5]. Иными словами, сразу возникли два "имиджа" Андропова, и нелегко разобраться в том, какой из них соответствует реальности, какой из них является подлинным, а какой апокрифическим. Удивительного в этом ничего нет, ибо он на протяжении 15 лет занимал пост руководителя одной из самых мощных в мире служб госбезопасности (их шефы предпочитают не рекламировать себя, оставаясь обычно в тени).
Эмигрировавшие из Советского Союза в 1977 году В. Соловьев и Е. Клепикова высшей книге "Заговорщики в Кремле: от Андропова до Горбачева", основанной на ряде "независимых" источников и реконструированных фактах, пытаются дать негативный образ Андропова. Они считают, что он сам создал себе лирический образ: "утонченный интеллектуал, разборчивый эрудит (принадлежность к карательной организации только добавляла остроты в сверкающий букет достоинств), снисходительный либерал, знающий языки и накоротке со всей европейской культурой" [181,87]. Дескать, Андропов пустил легенду о знании им английского языка, о чтении перед сном в оригинале философских опытов Монтеня. На самом же деле у него низкий образовательный уровень, беспросветная унылая юность, породившая пласт обид: "Настоящий Андропов проще, грубее, примитивнее и невежественней. Настоящий Андропов знал о Монтене лишь понаслышке и не читал его не только по-французски, но и в добротном русском переводе, выпущенном в период хрущевской оттепели. Настоящий Андропов не читал даже Макиавелли, которого мог бы взять себе в учителя" [181 ,-87].
Понять этих авторов вполне можно, ибо для них Андропов неприемлем в политическом плане.
Однако это не значит, что следует искажать образ одной из крупнейших фигур Советского государства (тем более, что он для них не был доступен в общении; их знание о нем весьма опосредованно и не очень достоверно). Наверно, стоит обратиться к тому, кто достаточно хорошо знал Андропова. Для этого достаточно открыть книгу "кремлевского врача" Е. Чазова "Здоровье и власть". В ней отмечается масштабность мышления, высокий уровень общего развития, аналитические и дипломатические способности Андропова. Е. Чазов пишет: "Несомненно, это был человек, беспредельно, не на словах, а на деле преданный идеалам социализма и коммунизма. Продукт воспитания пролетарской революции, он верно служил тому строю, который принял еще молодым мальчишкой-комсомольцем. Была еще одна подоплека - этот строй сделал из него, волжского матроса, видного государственного деятеля. Конечно, такой человек будет защищать до-конца и свои идеалы, и взрастивший его строй. И не может быть сомнений, что этот социалистический строй он готов был защищать любыми средствами, искренне веря, что служит делу народа. Он отличался от многих партийных руководителей, пришедших в партию ради карьеры, своей честностью и искренней верой в социализм" [214, 172]. Автору этой книги из бесед со многими друзьями известно их мнение об Андропове - в быту аскетичен, увлекается искусством и литературой, обладает аналитическим умом и волей.
Во всяком Случае, государственного деятеля судят по его делам.
Известный индийский дипломат, представляющий свою страну в Советском Союзе, Т.Н. Кауль пишет: "Хотя плохое состояние здоровья не позволило Андропову выполнить все задуманное в течение тех 15 месяцев, которые он находился на своем посту, он, несомненно, добился определенных сдвигов к лучшему, укрепив дисциплину в партии и государственном аппарате. Он предпринял все усилия, чтобы организовать поддержку экономическим реформам и программам... Он хотел "наверстать упущенное", влить свежую кровь в партию, включая Политбюро" [95, 86].
Он начал чистку коррумпированных элементов в партии и государственном аппарате. Народ и партия в целом положительно восприняли его деятельность.
Действительно, Андропов заслужил уважение широких масс трудящихся. И прежде всего здесь сыграли роль отстранение Щелокова от должности министра внутренних дел, исключение его и Медунова из членов ЦК КПСС за злоупотребления, начаты расследования по целому ряду крупных дел, связанных со взяточничеством. Он не только стремился укрепить государственную и хозяйственную дисциплину, но искал новые подходы в развитии экономики страны. Об этом свидетельствует ряд принятых постановлений - о соблюдении договорных обязательств по поставкам продукции; о дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений; меры по ускорению научно-технического прогресса; об усилении работы по обеспечению опережающего роста производительности труда в сравнении с ростом заработной платы; о ходе подготовки экономического эксперимента по расширению прав предприятий в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы и т. д. В июне 1983 года на сессии Верховного Совета принимается специальный закон "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями".
Государство проводит политику жесткой экономии, направленную на то, чтобы беречь каждую копейку, ставить заслон расточительству. И результаты не замедлили сказаться -в 1983 году объем промышленного производства вырос на 4% против 2,9% в предыдущем году, производительность труда увеличилась на 3,5%, национальный доход повысился на 3,1%, что значительно превосходит показатели нынешней ситуации (когда падает производство, когда страна разорвана на части и стремительно движется к хаосу).
Сила Андропова была в том, что он исходил из принципа детерминации политики экономикой, что народ должен иметь нормальные условия для своего существования. В его статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР" прямо говорится: "Во главу угла сегодня выдвигается задача продумать и последовательно осуществить меры, способные дать большим простор действию колоссальных созидательных сил, заложенных в нашей экономике. Эти меры должны быть тщательно подготовленными, реалистическими, а значит, при их разработке необходимо неуклонно исходить из законов развития экономической системы социализма. Объективный характер этих законов требует избавиться от всякого рода попыток управлять экономикой чуждыми ее природе методами" [2, 236].
Только развитие экономики может способствовать росту благосостояния народа, расцвету его духовной и культурной жизни.
В силу обстоятельств - достаточно почтенный возраст, а главное - его болезнь, - Андропову не удалось осуществить намеченную им программу обновления экономики, партии и государства.
Поэтому представляет интерес попытаться представить вариант развития нашего общества в случае, когда у "Андропова было бы больше времени для их осуществления, чем какие-то 15 месяцев.
Самый оптимальный случай - это приход его к власти в 1976 году, что было возможно при выполнении некоторых условий. Одним из условий является преодоление сопротивления "серого кардинала" - М. Суслова, склонного к перестраховке и догматизму. В начале 70-х годов тот страдал болезнью сердца (атеросклерозом сосудов и коронарной недостаточностью) и Е. Чазов сумел его вылечить. Предположим, что этого не случилось, и Суслов скончался в середине 70-х годов. Его смерть отразилась на жизни партии и страны, ибо он не только олицетворял старые, консервативные методы партийного руководства и был верным партийной догме, но и занимал второе место в партии следовательно, и в стране.
На этот пост Брежнев без всяких колебаний назначает Андропова, так как он был многим ему обязан и понимал, "несмотря на снижение критического восприятия, что в Политбюро нет кандидатуры более достойной, чем Андропов" [214, 164]. Вот здесь-то новый второй секретарь, а по сути первый в партии и государстве человек, развернул все свои способности. Брежнев видел в нем своего преемника, однако не все в Политбюро были согласны с этим. Поэтому Андропову пришлось пустить в ход все свои дипломатические способности и многочисленные связи с военными и сотрудниками госбезопасности, чтобы ввести в состав ЦК и Политбюро своих людей, своих единомышленников. Здесь ему большую помощь оказал КГБ, который защищал не только идеи социализма, единство многонационального государства и существующий порядок вещей, но и регулировал общественное мнение. Именно эта многоликая и могущественная организация помогла второму лицу в стране решить кадровые вопросы на высшем уровне.
Аппарат госбезопасности, которого боялись и который верно служил породившему его государственному строю, занялся искоренением коррупции-в стране начались открытые процессы над крупными руководителями партийных и государственных органов, связанных с дельцами теневой экономики (достаточно вспомнить Рашидова). В жизнь стала последовательно проводиться программа обновления кадров министерства внутренних дел-в его сотрудники принимали демобилизованных солдат, готовили молодых офицеров. Более того, чтобы ускорить очищение МВД от коррумпированных элементов, по предложению Андропова, его объединили с КГБ. Через некоторое время занялись и обеспечением этой организации, особенно ее милицейской части, новейшей техникой для повышения результативности их работы.
Обновилось и уголовное законодательство, в которое были введены новые статьи, позволяющие эффективно бороться с мафиозными структурами, экономическими преступлениями, бесхозяйственностью.
Андропов много энергии уделил тому, чтобы на всех уровнях партийной и государственной системы находились профессионалы. В беседе с Чазовым он следующим образом изложил свое мнение по этому вопросу: "В любом обществе есть недостатки. Если говорить о социалистическом, то самый большой его недостаток - отсутствие системы, а главное, отсутствие объективных критериев подбора и выдвижения кадров. При капитализме идет естественный отбор руководителей на основе конкурентной борьбы, если исключить относительно небольшой процент наследовании крупного капитала. У нас же очень много субъективизма, оценки даются по произносимым лозунгам и даже политической демагогии. Если бы у нас на всех уровнях руководства - от колхоза до Совета Министров - были умные, профессионально сильные, преданные конкретному делу руководители, мы бы уже давно шли в ногу по всем показателям с передовыми странами мира" [214,180].
В связи с этим была разработана система подбора руководящих кадров, учитывающая деловые качества и профессионализм того или иного лица. Здесь начала практиковаться конкурсная методика, когда кандидатам на любую должность предлагалось решить специально подобранные задачи соответствующего профиля. Более того, конкурсная система начинала действовать уже на студенческой скамье, что помогало выявить одаренных людей в той или иной области деятельности.
В жизнь вошли деловой стиль, решительно пресекалась различного рода демагогия; к тому же была прекращена практика, когда партийных работников перемещали на государственные посты, не отвечающие их профессиональному уровню.
Покончено было также с идущим от Хрущева принципом выдвижения на партийные должности специалистов - инженеров, учителей, врачей и других. Для партийной работы стали готовить специалистов на гуманитарных и политологических факультетах университетов, чтобы они занимались политической работой, осуществляли управление социальными процессами не командными методами, а политическими средствами.
Первоочередное внимание в области подготовки высококвалифицированных кадров было уделено вузам, где все большее распространение получили новационные модели образования. Одна из них на основе изучения зарубежного опыта подготовки специалистов в области радиоэлектроники. Суть модели состоит в следующем: каждый студент в году часть времени изучает блоками набор дисциплин, часть - проходит практику на предприятии, входящем в вуз. На этом специализированном предприятии будущий специалист проходит все ступени - от рабочего до директора. И хотя это требует больших затрат, они окупаются во много крат после окончания института работой подготовленного специалиста, сочетающего в своей деятельности теорию и практику.
В сфере промышленности стали широко использоваться достижения научно-технической революции (науку стали рассматривать как важнейший экономический фактор развития), что позволило повысить эффективность производства. Андропов не симпатизировал Косыгину, однако у него он научился пониманию необходимости поиска новых экономических путей развития. Сыграло свою роль и пребывание в Венгрии в 50-х годах - новый правитель использовал все ценное из венгерского опыта. Получила апробацию концепция венгерского экономиста Я, Корнай о бездефицитной социалистической экономике; успешные результаты привели к ее воплощению в жизнь.
Андропов понимал также значимость развития сельского хозяйства страны, понимал нелепость ситуации, тупиковый характер положения в этой области, что помимо всего привело к зависимости Советского Союза от иностранных экспортеров зерна на мировой рынок, прежде всего США и Канады. И здесь пригодился венгерский опыт: в 1973 году в одном из самых экономически отсталых и безнадежных районов Грузии осуществили абашский эксперимент-вводится венгерская система оплаты в виде доли от общего урожая, что повысило материальную заинтересованность колхозника. В масштабах Западной Грузии за короткое время этот эксперимент показал поразительное увеличение урожая винограда [181, 65]. Результаты эксперимента по применению венгерского метода на грузинской земле до прихода к власти Андропова держались в тайне. После его прихода абашская модель была расширена до всесоюзных масштабов и принесла колоссальный эффект, позволив нашей стране достигнуть высокого уровня бытового и экономического благоустройства (между прочим, это подрезало крылья теневой экономики). Следует сказать, что власти держали в поле внимания и опыт других стран, поощряя использование всего того ценного, что приживалось в наших условиях.
Не осталась без внимания и проблема национальных отношений - в этой весьма деликатной сфере межчеловеческих коммуникаций стала проводиться кропотливая работа, снимающая различного рода этнические напряженности. Были значительно расширены права всех национальностей, поощрялось развитие национальных культур. На практике осуществлялся андроповский тезис о равном представительстве всех национальностей в партийных и государственных органах.
Но самое главное, что успел сделать Андропов, это воплотить в жизнь подлинно социалистические распределительные отношения, когда каждый получает за свой труд, когда исключается уравниловка. Это тоже способствовало решению национальных проблем.
В области внешней политики наметился гораздо более гибкий подход - необходимо было приостановить гонку вооружений. СССР и США удалось договориться о радикальном сокращении ядерных средств средней дальности действия в три раза. Запад оказался уступчивым в том числе и по причине того, что Андропов завязал тесные отношения с руководством Китая. Именно советско-китайский фактор стал давить на Запад и вынудил его адаптироваться к новым реалиям в мире.
Однако рассмотрены вариант не реализовался, Андропов не успел осуществить задуманное. Великая держава оказалась разорванной на части безответственными политиками.
Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
Рейтинг публикации:
|