Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии

В.С. Поликарпов. Если бы... Исторические версии


7-07-2010, 16:40 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 709)


Контуры планетарной Цивилизации

 

И настоящее время происходит становление глобальной цивилизации, очерчиваются ее контуры развитие человеческой цивилизации вступает в новый, во многом переломный период, для которого характерно обострение целого ряда проблем планетарного масштаба. Они охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов, начиная экологическими, демографическими, экономическими и кончая вопросами социального (СПИД, терроризм, преступность, наркомания) и морального плана, связанных с общими мировоззренческими установками человека, его культурными ценностями. "Нетрудно заметить, что становление глобальной цивилизации сопряжено с обострением трагического противоречия между различными ее зонами, в одной из которых человек располагает всеми ее благами и достижениями, а в другой-гораздо более обширной - царят голод, болезни, нищета. Именно это противоречие создает наиболее опасную угрозу, - считает Г. Дилигенский, -целостности глобальной цивилизации, без его разрешения вряд ли будет возможным ее дальнейшее поступательное развитие" [57, 30].

 

Многие социологи, политологи, культурологи, футурологи отмечают противоречия, связанные с формированием новой, планетарной цивилизации. В начале нашего столетия П. Сорокин дал великолепную и точную характеристику этого процесса, выражающегося в экстраординарном кризисе: "Это -не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это - кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это - кризис форм социальной, политической и экономической организации, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это -кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий" [182, 429].

 

Экстраординарность кризиса XX столетия связана, как уже говорилось выше, с космическими процессами и прежде всего с начинающимся возрастанием активности Солнца. В свое время А. Чижевский в книге "Физические факторы исторического процесса" объяснил волнения на Земле, коллективные психозы, войны процессами на Солнце [219]. Установленная П. Сорокиным закономерность смены типов культуры прекрасно коррелирует со структурами циклов Эдди, где прослеживается что-то вроде 900-1200-летнего цикла солнечной активности, слагающегося из длинного (600-700 лет) и короткого (200-300 лет) полуциклов. Во всяком случае имеется определенная синхронность между вызванными солнечной активностью изменениями на нашей планете и историческими событиями крупного масштаба (понятно, что не следует забывать и значимость чисто исторических и социальных факторов).

 

Несомненно то, что сейчас человечество и его цивилизация столкнулись с фундаментальными процессами планетарной шкалы, которые ставят вопрос о существовании нашей цивилизации. Одни из них связаны с жизнеспособностью общества на Западе в сложившейся ситуации.

 

Рассмотрим в связи с этим основные положения "Доклада" института всемирной вахты (Вашингтон), позволяющего бросить как бы "глобальный взгляд" на проблемы, возникшие сегодня перед человечеством. Без их решения невозможно создание экологически устойчивого общества.

 

Прежде всего требует своего решения в 90-е годы проблема преодоления бедности. В 1989 году, отмечает А. Дернинг, в мире насчитывалось 157 миллиардеров, примерно 2 млн. миллионеров и 100 млн. бездомных. Ежегодно 5 млрд. расходуется жителями США на соблюдение различных малокалорийных диет, в то время как 400 млн. человек во всем мире недоедают [239, 135]. По данным МБРР и ФАО, в абсолютной бедности на планете живет 0,7 - 1 млрд. человек. Но самое страшное - это усиление тенденции роста бедности. В 1989 году отмечено резкое снижение жизненного уровня во многих регионах Азии, Африки и Латинской Америки. Таким образом, еще раз можно констатировать, что богатые становятся богаче, а бедные - беднее.

 

Известно, что большинство современных экологических трудностей, начиная от отравления грунтовых вод и кончая изменениями климата, являются побочными продуктами нарастающего объема промышленного производства и потребления товаров и услуг. Бедность же ведет непосредственно к экологической катастрофе, причина которой - стремление отчаявшихся людей к сверхэксплуатации природных ресурсов. Ничто не может быстрее подтолкнуть людей к варварскому использованию лесных ресурсов, почв и водных источников, как страх потерять в ближайшей перспективе возможность доступа к ним. Отсюда и вывод доклада о необходимости в целях разрешения нынешних и будущих экологических проблем преодоления бедности на основе целого комплекса мер социального, административного и экономического порядка. В связи с этим актуально положение А. Дернинга о том, что "бедность - это роскошь, которую мы больше не можем себе позволить" [239,153].

 

В конце доклада Браун, Флейвин и Постел рисуют картину экологически устойчивого общества. Исходя из состояния окружающей среды, остроты современных и будущих экологических проблем, они считают, что у человечества для создания такого общества осталось не больше 40 лет. Авторы доклада полагают, что к 2030 году должна быть сформирована экологически справедливая и безопасная мировая экономика, чьи энергетические потребности будут полностью удовлетворяться благодаря использованию возобновляемых экологически "чистых" и весьма эффективных источников, преимущественно энергии Солнца. Для выживания человечества необходимо создать такое общество, как бы ни выглядело это утопически.

 

На международной конференции "К новой цивилизации", проходившей в июле 1992 года (Москва), выступил с докладом С. Лем, в котором он подчеркнул, что в результате человеческой деятельности непомерно перегруженная биосфера сама не способна вернуться к состоянию равновесия. По его мнению: "Неверно, что с арены истории уходит лишь коммунизм, не оправдавший себя как социотехническая идея. Классический капитализм тоже уже не в состоянии справиться с проблемами, которые он порождает" [124].

 

Самая фундаментальная проблема - это регулирование численности населения Земли путем активной деморегуляции. чтобы на протяжении жизни трех-четырех поколений снизить его до 2-2,5 млрд. человек. Вести борьбу с избыточной прокреационной способностью человека можно при помощи псевдогормональных препаратов, добавляемых в пищу, воду и даже воздух (в атмосферу). Но для этого необходимо решить острую проблему выбора между цивилизацией как глобальным правлением знатоков-экспертов и цивилизацией как правлением политических лидеров.

 

Сейчас формируется новая цивилизация. Она будет настолько глубоко революционной, считает О. Тоффлер, что изменит все наши старые представления: "Мир, который развивается в направлении новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стиля жизни и форм коммуникации, требует новых идей и аналогий, классификаций и понятий" [276, 200]. Она-событие более глубокое, чем Первая волна, возникшая боле 10000 лет назад благодаря изобретению агрокультуры, или Вторая волна, вызванная промышленной революцией.

 

Новая цивилизация характеризуется "дамассированным" производством и распределением. Если традиционное индустриальное производство ориентируется на выпуск идентичных изделий в миллионах экземпляров, то "демассированное"-на выпуск небольших серий, рассчитанных на определенного потребителя. При этом продукция отраслей Третьей волны остается столь же дешевой, общедоступной и разнообразной, как и продукция массового производства.

 

Существенным является то, что в цивилизации третьей волны происходит (в определенном смысле) возврат к до-индустриальному производству, но на более высокой технологической основе. Здесь главным объектом собственности станет информация (наряду с собственностью на землю и средства производства). Вполне понятно, что основная масса людей в информационном обществе не будет заниматься принятиеем политических решений, их будут выбирать и проигрывать при помощи компьютеров представители правящей элиты. Вот и возникает вопрос о том, какая форма правления осуществится, кто будет доминировать в мире, сможет ли осуществиться сценарий глобальной "империи" Александра Македонского, выписанной А. Тойнби?

 

Рассмотрим различные возможности, связанные с необходимостью регулирования развития планетарной цивилизации. То есть речь идет об управляемой истории, что пытаются делать уже сегодня в разных регионах планеты те или иные силы, которые стремятся доминировать в мире.

 

На мировое господство теперь претендует ислам (выше шла речь о мировой экспансии ислама в средние века и о неосуществленном сценарии завоевания Западной Европы испанскими мусульманами). "Ислам вступает в XXI век, - отмечает Н. Жданов, - как одно из направлений человеческой цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и духовной культуры. Ислам-это и миллионы верующих, партии, движения и международные организации" (74а, 4].

 

Ныне стоит в теоретическом и политико-практическом плане проблема исламской альтернативы мирового порядка.

 

Так как ислам является мировой, "универсальной" религией, то исламская концепция миропорядка исходит из универсализма, означающего необходимость принятия мировым сообществом ислама. Неудивительно, что Исламским советом в 1981 году была принята Всеобщая исламская декларация прав человека, нацеленная на установление исламского порядка. В ней изложено 14 пунктов, среди которых:

 

- равенство всех людей, независимо от происхождения, Цвета кожи, пола и языка;

 

- сохранение, защита и почитание института семьи как основы общества;

 

- равная ответственность перед законом (шариатом) правителей и управляемых;

 

- священный характер любой земной власти, данной на время, определяемое законом;

 

- правовая защита каждого в соответствии с законом в случае нарушения его прав;

 

- избавление человечества от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения [74а, 10-11].

 

В августе. 1983 г. проходил международный семинар (Лондон) на тему "Государство и политика в исламе", организованный Мусульманским институтом исследований и планирования. На нем была принята декларация, которая детализировала исламскую концепцию миропорядка и пути ее достижения. Ее основные положения таковы:

 

- Вся власть принадлежит Аллаху, и поэтому любое мусульманское государство, которое по своей воле подчинилось неисламской власти или идеологии, выступает, по существу, против правления Аллаха.

 

- Религия и политика (политическая практика) составляют неделимое целое, и любое-отделение ислама от религии и политики является неприемлемым для "Уммы" (общины мусульман, которая является объектом "божественного откровения").

 

- Политическая роль ислама и политическая роль богохульства (неверия) являются двумя противоположными тенденциями в истории, и ни одна из них не имеет ничего общего с другой.

 

- Концепция деятельности политических партий в западных демократиях приводит к расколу общества и, следовательно, не устраивает "Умму".

 

- Джихад (борьба в защиту и распространение ислама) является основным долгом мусульманина во все времена и должен стать неотъемлемым элементом современного исламского движения.

 

Были сформулированы политические цели "Уммы":

 

- Ликвидировать всякую власть, находящуюся в конфликте с Аллахом и его пророком.

 

- Ликвидировать национализм во всех его проявлениях и формах, и в особенности в форме "нация-государство".

 

- Объединить все исламские движения в единое глобальное движение с тем, чтобы создать исламское государство.

 

- Преобразовать исламский мир в систему исламских государств, связанных друг с другом такими институтами, какие являются необходимыми для выражения единства

 

Были сформулированы политические цели "Уммы":

 

- Ликвидировать все политические, экономические, социальные, культурные и философские влияния западной цивилизации, которые внедрились в исламский мир.

 

- Возродить доминирующую, глобальную исламскую цивилизацию, основанную на концепции "таухид" (объединение).

 

- Создать необходимые институты, чтобы следовать принципу: "Не делай ничего греховного и сторонись постыдного".

 

- Установить справедливость во всех человеческих отношениях на всех уровнях в мире [74а, 11-12].

 

Панисламизм провозглашает исключительность и богоизбранность всех мусульман. Считается, что миру ислама противостоит мир "нового варварства", поэтому необходимо установить теократию. Не случайно в идеологической машине шиитского духовенства возникла идея "создания" великого исламского сообщества", или "великого исламского государства", сначала в пределах Азии, Африки и некоторых других развивающихся/стран, а затем и на всём земном шаре" [82, 126]. Панисламизм - теория мусульманского космополитизма. Из-за противоречий в мире ислама возникла гибкая концепция "исламской солидарности", конечной целью которой является образование единого исламского государства. Политики считают необходимым выход мусульманских стран и организаций из ООН и образование Организации объединенных мусульманских наций со своим Советом Безопасности, создание мусульманского общего рынка" и объединенных вооруженных сил с единым военным командованием. Как в связи с этим не вспомнить В. Соловьева, который указывал на значимость Мухаммеда и основанной им религии в общих судьбах человечества: "Если же Признавать в истории внутренний смысл и целесообразность, тогда без сомнения такое огромное мировое дело, как создание Ислама и основание мусульманской культуры, должно иметь провиденциальное значение" [179,555J. Не случайно Запад ныне трепещет перед заревом, поднимающимся над мусульманским Востоком.

 

Не ослабевает и стремление Запада играть первую скрипку в становящейся планетарной цивилизации.

 

Дж. Роберте, показав в своей книге "Триумф Запада" причины ошеломляющего успеха западной цивилизации, делает вывод о том, что направление современной истории (рассматриваемой с 1700 года) характеризуется "доминированием" Запада. Под "доминированием" понимается два момента: во-первых, история всей мировой цивилизации под влиянием Запада приняла необратимый характер; во-вторых, неевропейские культуры воспринимают западные идеи, ценности и цели, изменяя тем самым локальное движение истории [265, 427-428]. И далее он утверждает: "Парадоксально, что мы можем теперь войти в эру своего величайшего триумфа, но не через государственные структуры и экономические отношения, а через умы и сердца всех людей. Возможно, они все теперь вестернизируются" [265, 429]. Это утверждение основано на принципе, что "ничто в истории не повторяется". Это значит, что история изменена Западом, который сделал мир Единым Миром, что это совершено благодаря деятельности европейских администраторов, миссионеров и учителей. Ибо они принесли ценные дары неевропейцам, включающие в себя более мягкие стандарты поведения в отношении слабых, идеал более объективного правосудия, интеллектуальную строгость науки, дающую плоды в сфере здравоохранения и технологии и пр.

 

О возможности осуществления одного из вариантов Империи - "Паке Американа" - говорил наш отечественный мыслитель Г. Федотов: "В случае победы Америки, Англии и их союзников единство мира должно отлиться в форме действительной, а не мнимой федерации. Такова сама структура и Соединенных Штатов, и Британского Содружества, В настоящее время англосаксы и не представляют себе власти, организованной вне самоуправления. Даже молодой империализм Америки, при всей жадности к стратегический базам, начинает с освобождения своих старых колоний. Опасность Атлантического варианта Империи не в злоупотреблении властью, а скорее в бездействии власти. У свободных народов нет вкуса к насилию, и это прекрасно. Но в настоящее время у них нет и вкуса к власти, и это опасно" [199,194]. Не следует забывать, что это написано в 1947 году, поэтому поражает предвидение Г. Федотова, его удивительная историческая интуиция.

 

Вероятно, отсутствие "вкуса к власти" не позволило Западу решить ряд проблем. Прежде всего существенно то, что на Западе не решена адекватно проблема "индивид - общество", это привело к утрате способности веры и духовного порыва. Известный западный ученый К. Леви-Стросс говорит: "Отлучив человека от всего остального мироздания, западный индивидуализм лишил его защиты. Человек, верящий в безграничность своих возможностей, обречен на самоуничтожение" [81, 7]. Далее, следует учитывать и происходящие процессы в сфере культуры Запада, особенно американской культуры. Оказывается, тот же американец вдруг обнаруживает неустойчивость своей культуры, которая стала трещать по всём швам. Ее идеи, служившие ему ориентиром в жизнедеятельности, превращаются в ненужные и бессмысленные "механизмы" (здесь проявляется закономерность развития культуры -• ее старение и деградация). Перед американцами стоит проблема создания аутентичной культуры-им, подчеркивает Л. Сеа, нужно вырастить древо культуры и выработать собственные концепции [280,4-5]. Необходимо учитывать и тот существенный момент, что, как заметил О. Тоффлер, начался конец "белой интермедии" - господства белых над всем остальным миром. Он пишет: "В действительности уже произошел сдвиг в расовом распределении власти в мире... непохоже, что мы когда-либо вернемся к прежнему исключительному положению. Арабское представительство является сейчас и будет продолжать оставаться частью мировой структуры власти. Прибавьте к этому драматический рост Японии, Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи в последние годы и чрезвычайно быстрый уровень экономического роста в большинстве регионов Восточной Азии и Океании... По мере того как компьютеры распространяются в Азии, по мере того как китайцы (и китайцы, проживающие за пределами) развивают свои собственные речеразличающие системы, способные обрабатывать их идеографический язык... по мере того, как дипломированные специалисты Индии или Сингапура создают программы для компьютеров в Манхэттене или Миннеаполисе, мы, вероятно, можем также стать свидетелями мощного потока финансовых, культурных и прочих влияний Востока на Запад" [145, 279].

 

Активное подключение незападных, восточных культур к проблеме компьютеризации, традиционным схемам западного мышления, может существенно изменить культуру Запада, может привести к громадным последствиям не в пользу Запада. Сложившейся ситуацией озабочен и Л. Сеа, размышляющий об опасности роста азиатского влияния в мире. Ведь то, что азиат взял из европейской культуры, не является собственно культурой, т. е. не является способом экзистенции, мировоззрением, а только орудиями и техникой. Азиат считается наследником престарой культуры, которая передавалась от отца к сыну; он чувствует себя господином собственной и аутентичной культуры. Его мировоззрение резко отличается от европейского, хотя он и вынужден был из-за экспансионистских устремлений европейца взять у него технику. "Современность показывает нам,-пишет Л. Сеа,- на что способен азиат, использующий европейскую технику и собственное, совсем иное, мировоззрение. Будущее европейской культуры ему безразлично и он, очевидно, будет стараться ее уничтожить, если она и дальше будет проникать в его собственный мир" [280,5].

 

Вспомним, что В. Соловьев в конце прошлого века пророчески заметил, что в будущем Китай будет господствовать над Европой, используя ее достижения в области науки и техники и собственное мировоззрение. Он также предсказывал предстоящее столкновение двух культурных миров - Европы и Китая [179, 134]. Во всяком случае, к аналогичным выводам пришел и О. Тоффлер: "Если говорить в долгосрочных исторических терминах, то я думаю, что белая интермедия будет заменена "трехцветным будущим" [280, 280]. Интересно, что прозрение В. Соловьева и прогноз О. Тоффлера получают неожиданную аргументацию и со стороны экологии. Отечественный биолог Г.Н. Симкин на основании четвертьвекового исследования природных экосистем всех уровней - от механизмов популяционного гомеосду: "Если человечеству действительно удастся избежать глобальной ядерной катастрофы, угрожающей планете расколом земного шара, то глобальной гибели биосферы не будет, а возможно и не быть: слишком сложны, устойчивы, многократно сдублированы ее функциональные биохимические блоки. Намного реальнее картина локальных (региональных) катастроф, на наш взгляд, в первую очередь угрожающих наиболее индустриально развитым странам и цивилизации "белого человека" вообще" [172, 96].

 

Во всяком случае несомненно одно - экономический рост Запада за счет неразумного, расточительного потребления невозобновляемых ресурсов приведет человечество к катастрофе. Если этот процесс удастся остановить, тогда можно поискать, считает А. Тойнби, инициатора следующего витка движения мира на Востоке, не исключено, что в Китае [188, 598]. Речь идет об общемировой значимости конфуцианства, т. е. об исторических судьбах конфуцианства в современном мире.

 

Историческое значение идей Конфуция уже по достоинству оценено многими учеными Востока и Запада. Они рассматривают его как учение, которое воплотило в себе разум и дух активности всего человечества и в своем поступательном развитии пересекло просторы Тихого океана, Европы и вторглось на американский континент. Некоторые из них даже считают, что "конфуцианство представляет собой наиболее выдающийся тип культуры во всей истории человечества" [111, 134].

 

Известно, что традиционное китайское конфуцианство оказало большое влияние на разные страны мира, и прежде всего на Юго-Восточную Азию. Все они в разной мере восприняли конфуцианские нормы и принципы в сфере культуры, политики и этики и даже усвоили их в качестве составной части собственных обычаев и образа жизни. Это историко-культурное явление квалифицируется как образование "пояса конфуцианской культуры". Именно в конфуцианской культуре усматриваются принципы происшедшего после второй мировой войны резкого скачка в экономическом развитии Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Сэнгана. Более того, иногда даже экономика этих стран характеризуется как "конфуцианский капитализм" [46, 312].

 

Существует точка зрения, что нормы и принципы конфуцианской этики, несмотря на их несовместим ость со многими сторонами жизни современного общества, могут сыграть активную роль в решении проблем современной цивилизации, морали, культуры, системы ценностей и социальной стабильности, с которой столкнулось "постиндустриальное общество" [Ш, 135]. Дело в том, что в странах с "постиндустриальным обществом" высокий уровень "товарности, сложившихся в обществе связей и отношений обусловил развитие этих стран, но одновременно нанес значительный удар традиционным межличностным отношениям, вытравив из них такие элементы, как родственные чувства, духовность, нормы морали и устои внутрисемейной жизни" [111, 13S]. В этом проявился фактически противоречивый характер отношений между материальной и духовной сторонами цивилизации, и обнажился тот факт, что высокий уровень развития материальной стороны отнюдь не всегда означает прогресс целого.

 

Многие специалисты поэтому считают, что присущий конфуцианским нормам и принципам высокий гуманистический дух обусловливает способность китайской философии не только стать средством решения проблем и преодоления кризиса западной культуры, но и задать новое направление развитию всей мировой культуры. Это окажет западной культуре существенную помощь в выполнении своей миссии регулятора духовной жизни общества. В этом усматривается новый будущий вклад китайской культуры в мировую культуру, в определение перспектив развития человечества в целом, в развитие его системы ценностей и его культуры [188, 599; 262, 183].

 

Не следует забывать и значимости России в становлении планетарной цивилизации.

 

Хотя Советский Союз развалился, однако интеграционные тенденции все равно возьмут верх и новые государства снова объединятся на качественно новой основе и уровне. Россия представляет собой мост, связывающий Европу и Азию, к тому же в ее культуре до сих пор идет синтез восточных и западных элементов. Именно евроазиатская двукрытностъ нашего отечества призвана самой историей сыграть роль интегрирующего начала между Востоком и Западом [198,165-166]. Не случайно еще А. Герцен прорицательно назвал Тихий океан, на берегах которого по соседству располагаются Россия и Китай, Средиземным морем Будущего. Китай ныне весьма успешно проводит экономические реформы (хотя здесь имеются и трудности) и движется по пути рыночного социализма, опираясь на тысячелетние традиции богатейшей культуры и нравственные устои народной жизни. И Россия пойдет своим путем, совершив переход к корпоративной системе [142, 234-237], что даст ей возможность дружить с Китаем и оказывать влияние на формирование планетарной цивилизации.

 

Человеческая свобода включает в себя способность "изобретать" будущее, управлять историей, насколько это возможно. Это значит, что сегодня стоящие перед человечеством проблемы требуют для своего решения координационного планирования. В отличие от прошлого человечество находится в уникальной ситуации, когда одновременно чрезвычайно обострились наши проблемы и расширились наши средства коммуникации и когда впервые в истории стали необходимыми и возможными подлинно коллективные и демократические решения. Чтобы осуществить правильный выбор, нужно осознать ситуацию и оказать на нее воздействие [251,9]. Сегодня идет движение к многополярному миру, где придется учитывать не только интересы Запада, но и интересы стран ТОБ, Африки, Латинской Америки, России.

 

На контуры формирующейся планетарной цивилизации указывает возникающая буквально на глазах новая культура - глобалтех: "Для последнего по времени возникновения из основных видов культур - глобалтеха - лучшей ареной для выражения его мемов (эквивалент генов в применении к "видам" культур- В.П.), тем, сцен и грез оказалось не национальное государство, в жизни которого доминируют города (как у западно-европейского вида), не имперское образование, где доминирует великая бюрократия (как у восточноевропейского), не ареал какой-либо религии, живущей под контролем мулл (у вида афразийской зоны), и не какой-либо имей территориальный ареал. Скорее среда существования глобалтеха - это рынок, на котором доминируют раскинувшие сети связей во времени и пространстве, возглавляемые своего рода кшатриями и решающие судьбы экономики форумы посвященных, что именуются планетарными корпорациями. Последние связаны воедино через международные организации и профессиональные ассоциации" [94, 149].

 

Возникает социальный суперорганизм, способный формировать в определенной степени свою судьбу и несущий в себе многообразие культур разных народов.

 

Эта плантарная цивилизация осознает свое непосредственное окружение - Солнечную систему и начнет проникать в Галактику (все это очень похоже на разработанный А. Тойнби сценарий мировой империи Александра Македонского, сохранившейся до наших дней). Планетарная цивилизация будет представлять собой психоцивилизацию, ибо человечество, совершив научно-техническую и социальную революции, стоит на пороге психологической революции. Некоторые ее элементы уже проявляются в развитии американской культуры. Несомненно, что на контуры планетарной цивилизации, получившей возможность "проигрывать" альтернативные варианты собственного развития, наложат отпечаток компьютеризация, экологизация, космизация, генная инженерия и использование психотропных веществ, действующих на психику человека.

 

Одной из возможных альтернатив развития планетарной цивилизации может оказаться, в силу цикличности истории, возникновение социальной Мегамашины, подобной древневосточной монархии. Ведь западная цивилизация прервала естественный ход классического восточного пути развития цивилизаций: она - аномальное явление в кругу цивилизаций. И нереализованные потенции европейской истории могут обрести жизнь. Если обратить внимание на тенденции в функционировании западных транснациональных корпораций (большинство из них являются американскими), то можно прийти к выводу о том, что нарождающаяся планетарная цивилизация по своей сути имеет шансы стать неорабовладельческой. Ведь проблемы глобального характера настолько сейчас, усложнились, что демократические методы решения оказываются подчас уже неэффективными, и поэтому не исключена вероятность некоего "возврата" в прошлое, но на ином уровне. В отличие от физического принуждения классического рабства возможно применение (и это делается уже сейчас) мощных методов манипулирования психикой человека при помощи средств массовой коммуникации и информации, непосредственного воздействия на мозг человека и пр. Планетарная цивилизация вполне может оказаться "неорабовладельческой".



Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.

Рейтинг публикации:

Нравится7



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map