ГЕОМЕТРИЯ
Считается, что современное научное исследование пирамиды Хуфу началось работой выдающегося археолога сэра Уильяма Флиндерса Петри, выполнившего в 1880 г. первые безупречно точные ее измерения. Точность этих измерений оставалась непревзойденной вплоть до изобретения лазерных измерительных приборов. Измерения Петри впервые позволили с уверенностью говорить о том, что в пропорциях как самой пирамиды, так и камеры царя использовано соотношение диаметра круга и длины окружности, представленное постоянной величиной, несколько превышающей 3,14 и не зависящей от размеров круга. Данное соотношение принято обозначать греческой буквой л.
По существу, и пирамида Хуфу, и пирамида Солнца в Мексике построены на основе определенных математических соотношений, связанных с числом я. Характеризуя окружность, математики обычно прибегают к понятию «радиус», а не «диаметр». Поскольку радиус равен половине диаметра, отношение длины окружности к радиусу всегда равно 2л. Большинством древних культур эта пропорция всегда рассматривалась как мистическая, поскольку круг сам по себе часто считался сакральным символом. Таким образом, всякая ассоциируемая с кругом древняя постройка, в частности такая, как мегалитический комплекс Стоунхендж в Великобритании, не могла быть создана без расчета упомянутой пропорции – неважно, средствами математики или геометрии. То же нужно было знать и при строительстве двух названных пирамид. И хотя, в данном случае, поскольку основания пирамид представляют в плане квадрат, а не круг, математическая константа была учтена в соотношении периметра основания пирамиды (суммы длин четырех сторон основания) и ее высоты. У пирамиды Солнца есть пять выраженных ступеней, она ниже пирамиды Хуфу, хотя площади основания у обеих примерно равны. Отношение периметра основания к высоте у пирамиды Хуфу в точности соответствует значению 2л, а у пирамиды Солнца эта пропорция равна 4л.
Пирамида Хуфу поражает не только тем, что ее создатели точно придерживались соотношений, но и их удивительной, если не уникальной, инженерной культурой. Безусловно заслуживает упоминания высокая точность планировки ее основания. Самая длинная и самая короткая стороны основания различаются по длине менее чем на 20 см, а длина стороны основания составляет около 225 м. Расхождение в углах, образуемых гранями пирамиды, не превышает нескольких долей градуса. Такая точность измерений стала доступна при планировке современных зданий подобного масштаба лишь в конце 1970-х годов, когда были изобретены дальномерные лазеры. Основание пирамиды занимает площадь 5 га и нивелировано с точностью до долей сантиметра. Более 2,5 млн блоков известняка и гранита уложено ступенями в 201 слой до высоты 40-этажного здания. Каждый блок весит от 2 до 70 т. В пирамиду уложено больше камня, чем использовано при возведении всех британских церквей и соборов, построенных за многовековую историю христианства.
Исследуя облицовочные камни пирамиды, Петри с удивлением обнаружил, что погрешность их квадратного сечения не превышает сотой доли миллиметра. Восхитившись точностью древних строителей, он заметил: «Подогнать такие камни друг к другу – очень непросто; а сделать то же с добавлением цементного раствора представляется и вовсе невозможным. Труд строителей пирамид сравним с кропотливой обработкой ювелиром поверхности масштаба городского квартала» (П. Томпкинс, «Загадки Великой пирамиды»).
КАМЕРЫ И КОРИДОРЫ ВЕЛИКОЙ ПИРАМИДЫ
Хотя строительство Великой пирамиды было вполне по силам египтянам, жившим в эпоху фараона Хуфу, некоторые весьма загадочные ее особенности все же нельзя приписывать строительным погрешностям. Дело не столько в технике строительства, сколько в предназначении.
Сегодня доступ в пирамиду открывается через грубо сработанный ход, который в IX в. пробили в теле пирамиды арабские искатели сокровищ. Настоящий же вход с фронтоном из двух массивных известняковых плит находится на уровне начала нисходящего коридора. Проход очень узок: 1 х 1,2 м, и начинается спуском вниз под углом, немного превышающем 26,5° (почти равным половине угла наклона граней пирамиды 52°), его длина 105 м; он ведет в коренную породу под пирамидой. Коридор заканчивается маленькой, грубо вырубленной в камне камерой, которую некоторые авторы считают истинной погребальной камерой. Нисходящий коридор отличается удивительной прямизной: отклонение от прямой на протяжении всех его 105 м не превышает доли сантиметра.
У восходящего коридора то же сечение, что и у нисходящего, и поднимается он в теле пирамиды под углом, немного превышающем 26°. Коридор длиной 39 м также абсолютно прямой и заканчивается Большой галереей. Благодаря своим параметрам Большая галерея, безусловно, самый примечательный элемент пирамиды. Галерея имеет ступенчатый свод, постепенно суживающийся кверху за счет того, что каждый последующий ряд кладки свода выступает над предыдущим, расположенным под ним, создавая зрительный эффект перевернутой лестницы. Прием в общем-то нетипичен для египетской архитектуры, тогда как майя пользовались им очень активно. Словно желая еще более усложнить себе задачу, египетские инженеры возвели скаты ступенчатого свода под тем же углом 26°, под которым поднимается к галерее восходящий коридор. До высоты 2,3 м стены галереи вертикальные и расстояние между ними равно тем же 2,3 м. Выше начинается суживаемый семью ступенями свод, верхняя точка которого находится на расстоянии 8,4 м от пола галереи, а общая ее длина составляет 50 м. Перспектива уходящей вверх галереи, открывающаяся с порога у входа в нее, поражает не меньше, чем вид самой пирамиды.
Горизонтальный коридор начинается от места сопряжения восходящего коридора с Большой галереей и ведет в глубь пирамиды к камере Царицы. Комната, которую всегда считали неиспользовавшейся, имеет размеры 5,1 х 5,4 м и двускатный потолок с верхней точкой на уровне 6 м над полом. У пола грубая поверхность и он кажется незавершенным. В восточной стене камеры есть ниша высотой 4,5 м и шириной 1,5 м. Первоначальная глубина ниши немногим более 1 м, но впоследствии ее углубили арабские искатели сокровищ, надеявшиеся попасть через нее в потайные камеры.
Вверху, в конце Большой галереи, находится бесспорный смысловой центр всей конструкции – камера Царя. Попасть в нее можно, только миновав на четвереньках аванкамеру высотой 1 м, которая первоначально была закрыта четырьмя опускаемыми гранитными плитами. Камера прямоугольная, длиной чуть больше 10,2 м, с соотношением длины стен 1:2. Пол вымощен 15 массивными гранитными плитами, стены возведены из 100 крупных гранитных блоков, уложенных в 5 рядов. Потолком камеры служат 9 гранитных блоков, каждый весом около 50 т. Выше потолка в пять ярусов уложены столь же массивные блоки, именуемые «камерами для уменьшения давления», установленные для снижения давления на камеру Царя расположенной выше массы пирамиды. В дальнем конце комнаты находится каменный ларец, именуемый саркофагом, предположительно фараона Хуфу. Действительно ли это саркофаг, вопрос спорный, и об этом мы уже говорили в предыдущих главах.
Как видно на рисунках, внутреннее устройство пирамиды включает еще несколько примечательных элементов. От камер Царя (и Царицы), а также от близлежащих зон кладки вверх под углом поднимаются так называемые вентиляционные шахты. Истинное предназначение этих каналов не ясно, поскольку они нигде не выходят наружу, а в камере Царицы не проникают и через ее стены. О существовании каналов не было известно вплоть до 1872 г. Каналы круто уходят вверх и имеют примерное сечение 20х22 см. Об одном из каналов мы еще поговорим подробнее в следующей главе при дальнейшем исследовании пирамиды.
НОВАЯ ПИРАМИДОЛОГИЯ
Возвращаясь к пирамидологии, напомним, что ее последователи видели в пирамиде Хуфу, в ее внутренних переходах и помещениях пророчество в отношении истории мира, закодированное шесть тысяч лет назад. Нисходящий коридор символизировал путь, которым следовало человечество навстречу невежеству и злу. Местом соединения нисходящего и восходящего коридоров отмечен момент рождения Христа, который направил людей вверх, к Свету Большой галереи, тогда как духи зла продолжили свой путь вниз, в недра земли. Сделав Великий Шаг, человечество должно было смиренно преклонить колени и проникнуть через низкую аванкамеру в камеру Царя, где ему предстояло пережить Второе Пришествие. Шкала времени для всех этих событий была основана на так называемом пирамидном дюйме, то есть один дюйм размеров пирамиды принимался за год с момента сотворения Адама – тем самым исходили из уже устаревшего к тому времени представления, будто бы мир создан в 4004 г. до н. э. и будет существовать до момента Второго Пришествия. Теория была гораздо более развернутой, чем наш краткий экскурс.
Ни одно из предсказаний пирамидологов, которые они делали на основе интерпретации якобы закодированных в пирамиде пророчеств, не сбылось, и идея в целом была дискредитирована. Первоначально даже некоторые из маститых ученых готовы были отнестись к теории со всей серьезностью, однако, когда в 1920 г. воды Средиземного моря не обратились в густое желе, а реки по всему миру не наполнились кровью, пирамидология окончательно потеряла ореол научности.
Один небезызвестный археолог-любитель с немалым практическим опытом резюмировал историю в следующих словах:
«Если выбрать подходящую единицу измерения... наверняка будет найден точный эквивалент расстояния до Тимбукту и в вязи арочного перекрытия Хрустального Дворца, и в количестве уличных фонарей на Бонд-стрит, и в показателе плотности глины, и в среднем весе взрослой особи золотой рыбки». (77. Томпкинс, «Загадки Великой пирамиды»)
И все же вне зависимости от степени верности или ошибочности пирамидологических интерпретаций существует несколько относительно недавних наблюдений, дающих пищу для продолжения разговора о силе пирамид. На некоторых из таких наблюдений мы и остановимся в следующей главе.
Источник: secrets-pyramids.ru.
Рейтинг публикации:
|