МЕСТО ПОСВЯЩЕНИЯ
Во время гипнотической регрессии многие люди вспоминают о своих прежних жизнях, и каждый раз в воспоминаниях о Великой пирамиде это сооружение предстает не как место погребения, а как место инициации. Да, некоторые пирамиды действительно были превращены в усыпальницы, однако изначальное их предназначение было иным. Что касается пирамид Гизы, то нет ни единого свидетельства в пользу того, что современники использовали их как места захоронения: в пирамидах не обнаружили ни остатков керамической или другой погребальной утвари, ни иных атрибутов захоронения. Если действительно они были некогда усыпальницами, то разорители пирамид, должно быть, очень тщательно за собой подмели. Утверждения о ритуальном предназначении пирамид Гизы основано лишь на том, что в них были обнаружены каменные ларцы, которые в большинстве источников упорно именуют саркофагами. Между тем из воспоминаний людей о своих предыдущих воплощениях явствует, что эти ларцы были заполнены густым рассолом, который поддерживал тело посвящаемого в состоянии, подобном невесомости. (В современных резервуарах для флотации использован тот же принцип.) Процесс посвящения (инициации) неизменно сопряжен с духовным преображением и испытанием себя. Длительное пребывание в условиях полной изоляции в недрах пирамиды, куда не проникают звук, свет, где ослаблено действие гравитации, оставляет посвящаемого наедине с собой. Добавьте к этому до конца не познанное воздействие самой пирамиды, и результатом будет, по-видимому, что-то одно: человек либо обретает качественно новое внутреннее состояние, либо сходит с ума. О том, что умопомешательство время от времени случалось с недостаточно подготовленными кандидатами, свидетельствуют все те же воспоминания о предыдущих воплощениях. Впрочем, подобная опасность существует и сегодня при использовании современных методик изоляции человека, а потому контролирующие эксперимент психологи должны быть очень внимательными и опытными специалистами. Несмотря на очевидность использования «саркофагов» именно в целях инициации, ортодоксальная археология продолжает эту вероятность игнорировать.
По сути, единственная пирамида Гизы, имеющая отдаленное отношение к теме погребения, – пирамида Менкаура. В ней был найден деревянный саркофаг, предположительно содержавший останки Менкаура, однако другие свидетельства, дошедшие до наших дней, говорят, что саркофаг был помещен в пирамиду лишь через 1800 лет после смерти фараона (Г. Спик, «Атлас Древнего Египта»). Предположительно, после того, как пирамида подверглась обновлению, в нее был помещен саркофаг. Из этого обстоятельства следуют два важных вывода. Во-первых, первоначальное место захоронения Менкаура было хорошо известно и через 1800 лет после его смерти, раз саркофаг мог быть из этого места извлечен; вероятно, это был расположенный поблизости погребальный храм, какие стоят рядом с большинством египетских пирамид. Во-вторых, если первоначальное место погребения оставалось таковым в течение 1800 лет, значит, скорее всего, захоронение и не предполагалось делать в пирамиде. В противном случае, даже с учетом возможной бюрократической волокиты, согласитесь, 1800 лет – уж слишком большой срок для исполнения задуманного. Очевидно, что, хотя Менкаур был погребен вблизи пирамиды, его современники не собирались хоронить своего владыку в пирамиде, которая стала носить его имя спустя тысячи лет после смерти фараона. Таково, пусть и косвенное, но достаточно убедительное свидетельство в пользу того, что пирамида возводилась не как место будущего захоронения.
Иное дело пирамида как место посвящения. При посвящении надлежало удостовериться в «правильности» отношений посвящаемого с окружающим миром. В Древнем Египте такие «правильные отношения» обозначались термином ма'ат. В самой форме пирамид каждый элемент, представляющий одну из четырех сторон света, олицетворяет собой три основополагающих качества человеческого эго – Любовь, Власть и Мудрость – в виде трех сторон каждой грани пирамиды. Именно названные три элемента ма'ата должны быть в гармоничных отношениях с мирозданием, и эти отношения подвергались проверке внутри пирамиды. Пирамида, таким образом, составлена из четырех треугольников самосовершенствования. При равенстве трех сторон треугольника (то есть при правильном их соотношении) формируется самая устойчивая конструкция во вселенной, а человек, проявляющий в равной мере все три стороны своей натуры, пребывает в состоянии полной самореализации. С каждым новым периодом жизни у него появляются либо новые возможности для укрепления трех аспектов человеческого «я», либо возникает опасность разбалансировки всей системы – такова динамика его духовного роста (Р. Боневиц, «Вековая мудрость египтян», Ronald Bonewitz, «The Timeless Wisdom of Egyptians»). Современные психологи, в частности А. Маслоу, отмечают, что свойства человека, полностью реализовавшего свой потенциал, во многом подобны свойствам, приписываемым божествам. Не вызывает сомнений, что проходящий инициацию кандидат в жрецы непременно проверялся на наличие соответствующих свойств личности. В этой связи необходимо упомянуть о том, что одно из определений, даваемых египтянами пирамидам звучало как «место, где создаются боги». Предположительно, место посвящения в жреческую касту первоначально предназначалось для фараона, исходя из того, что если посвящение необходимо жрецам, то оно тем более необходимо властителю, хотя существуют доказательства того, что фараоны проходили посвящение еще до вступления на престол.
УСЫПАЛЬНИЦЫ
Ввиду исключительной древности египетских пирамид и многофункциональности многих из них в более поздний период существования, невозможно в наши дни с полной уверенностью сказать, сколько пирамид изначально возводилось как усыпальницы. Среди окружающих пирамиды построек часто встречаются храмы, которые явно служили для захоронения. О некоторых пирамидах, напротив, можно с уверенностью говорить как об усыпальницах, в частности, о пирамиде Сахура, которая уже упоминалась нами в предыдущей главе.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре датируется приблизительно 2600 г. до н. э. С большой степенью вероятности можно утверждать, что она была первой египетской пирамидой, и, возможно, самой ранней на земле каменной постройкой такого масштаба. Подтверждением этого первенства можно счесть проявления колебаний строителями относительно окончательной формы пирамиды: отчетливо выделяются шесть различных планов, которыми они пользовались во время работы. Поздние греческие авторы приписывают «изобретение» пирамиды Имхотепу легендарному, который долгое время считался чисто мифологическим персонажем. Но в 1926 г. во время раскопок пирамиды имя Имхотепа действительно было обнаружено на пьедестале статуи Джосера, и таким образом реальность древней легенды получила подтверждение.
У юго-западного угла пирамиды Джосера находится меньшая по размеру пирамида Унаса (или Вениса), в которой были найдены самые значительные египетские документы и древнейшие в мире религиозные письмена, известные сегодня как «Тексты Пирамид». По контрасту, с отсутствием декоративных элементов и каких-либо надписей в пирамидах Гизы, внутренние помещения пирамиды Унаса испещрены иероглифами. Помещения состоят из двух прямоугольных камер с двускатным потолком, разрисованным сотнями звезд. На стенах камер иероглифическими письменами на древнеегипетском языке строка за строкой излагаются светские и религиозные представления живших в то далекое время людей, со ссылками на еще более древние источники. В нескольких других расположенных поблизости небольших пирамидах (Пепи I, Пепи II, Неферикара и Тети) содержатся дополняющие версии тех же текстов. Это самый ранний пример появления надписей в пирамидах, что впоследствии стало достаточно типичным для большинства египетских пирамид. Названные пирамиды совершенно очевидно сразу должны были служить гробницами. «Тексты Пирамид» дают ключ к разгадке одной из тайн Гизы, о чем речь пойдет в главе
ПОСТАМЕНТЫ ХРАМОВ
В Центральной Америке пирамиды-храмы отличались от египетских пирамид как по форме, так и по характеру использования. Здесь священные обряды проводились не столько внутри пирамид, сколько вне их. Американская пирамида по существу выполняла лишь функцию грандиозного пьедестала для храма. Храм строился на венчающей пирамиду платформе и состоял из одной или нескольких оштукатуренных комнат с нависающей внутренней кладкой. Комнаты были небольшими и тесными и использовались только в особых случаях, когда жрецы должны были выполнять обряды, не предназначенные для глаз публики. Надписи говорят, что помещения храмов использовались также как «спальные места», то есть для прорицания. Считалось, что в снах человеку открывается будущее, а при медитации или в состоянии транса прорицатель «спит». У майя снами считались также видения, провоцируемые приемом наркотических средств. Для придания конструкции более внушительного вида храмы на вершине пирамиды увенчивались кровлей-гребнем – богато орнаментированной надстройкой, зачастую выше самого храма. Сравнение навершия храмов с гребнем объясняется ассоциацией с высокими резными гребнями – непременным элементом торжественного наряда испанских женщин. Многочисленными резными изображениями и барельефами на кровле иллюстрировались истории, связанные с жизнью богов и вообще с мифологическими представлениями Центральной Америки. Так храм становился воплощением и хранилищем верований построившего его народа.
СОЧЕТАНИЕ ГРОБНИЦЫ С ПОСТАМЕНТОМ
Жители Центральной Америки, и в частности майя, верили, что мертвые оказывают значительное воздействие на живых, а потому захоронение прежнего правителя в гигантской храмовой пирамиде рассматривалось как возможность обеспечить его контакт с преемником. Классический тому пример находится в городе майя, в Паленке.
Как уже упоминалось в предыдущей главе, правитель города Лорд Пакаль, умерший в 693 г., был захоронен в склепе Храма надписей. Лестница, спускающаяся в глубь пирамиды к склепу, была засыпана землей и обломками породы и замурована, однако из склепа к помещениям храма на вершине пирамиды вел выложенный керамической трубкой узкий канал, который должен был облегчить связь между усопшим и живыми. В некотором смысле Пакаль для майя то же, что Тутанхамон для египтян. Прикрывающая саркофаг массивная каменная плита украшена искусной резьбой, изображающей фигуру Пакаля в окружении многочисленных символов майя. Изображение является объектом самых смелых интерпретаций, и некоторые исследователи увидели в нем даже портрет древнего космонавта!
САМОВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ
В X в. н. э. чичимеки изгнали тольтеков из Рима Центральной Америки, города Тула, расположенного к северу от Мехико. Уходя на юг, тольтеки, в свою очередь, нападали на города майя на севере Юкатана. В 983 г. тольтеками был стремительно захвачен и опустошен небольшой, только еще застраивавшийся город, носивший название Семь Кустов. Город получил новое имя – Чичен. Впоследствии он был завоеван племенем ица, и сегодня хорошо известен специалистам и туристам как Чичен-Ица. Лидер тольтеков скромно присвоил себе имя древнего бога своего племени – Кукулькана. Новоявленный Кукулькан спешно возвел в честь самого себя пирамиду, которая и поныне именуется пирамидой Кукулькана (см. главу 2). Пирамида возносится вверх почти на 30 м, а у каждой из ее четырех лестниц 91 ступень. Если считать ступенью поверхность самой платформы, то общее их число – 365, что соответствует количеству дней в солнечном календаре майя и тольтеков. Пирамида выстроена и ориентирована таким образом, что в дни весеннего и осеннего равноденствия игра тени и света создает иллюзию вползающей по северной лестнице пирамиды гигантской змеи.
НЕИЗВЕСТНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Единственная известная на сегодняшний день пирамида Южной Америки – пирамида Акапана, расположенная на территории древнего города Тиауанако в Боливии. Пирамида ориентирована строго по сторонам света, а длина каждой стороны ее основания составляет примерно 210 м. Изначально это была земляная ступенчатая пирамида, облицованная крупными каменными блоками. С началом испанского завоевания блоки стали растаскивать и использовать для хозяйственных нужд, так что на месте осталась лишь малая их часть. Пирамида – лишь одна из загадок древнего города, и собственная ее тайна кроется в замысловатом переплетении, проложенных в ее толще каменных протоков, причудливо изгибающихся и соединяющихся друг с другом, словно они входят в систему водостоков, проложенных от располагавшегося наверху пирамиды большого резервуара. Предназначение всей этой конструкции не ясно, и загадка пирамиды породила целый ряд гипотез, ни одна из которых не может быть признана единственно верной. Спектр выдвигаемых археологами теорий простирается от предположения о некогда существовавшем необычном способе человеческих жертвоприношений до оригинальной системы обогащения руды с использованием воды (Г. Хэнкок, «Следы богов»).
СНИСКАНИЕ МИЛОСТИ
Массивная пирамида в Боробадуре на Яве заставляет задуматься о часто игнорируемом смысле возведения пирамид: о стремлении строителей стяжать милости высшего существа. Хотя само понятие напрямую соотносится с буддийской философией, смысл его можно экстраполировать на строительство многих пирамид по всему миру. Речь идет о том, что, участвуя в возведении сакральных построек, люди рассчитывают заслужить благосклонность бога или богов, в честь которых создаются эти сооружения. Таким образом, дело касается не просто строительных работ, но акта веры, а во многих случаях и непосредственного акта почитания и поклонения. Из исторических источников известно, что многие из тех, кто строил грандиозные соборы Европы, испытывали сходные чувства, ощущали себя участниками священнодействия. Созданная Голливудом панорама опаленной солнцем пустыни, на фоне которой тысячи рабов, подгоняемых безжалостными надсмотрщиками с кнутами в руках, волокут к небу гигантские каменные плиты, возможно, не более чем выдумка голливудских кинематографистов. На самом деле многие строители, вероятно, участвовали в работах вполне добровольно и даже с чувством благоговения. Поэтому, каким бы ни было истинное предназначение пирамид, сам процесс строительства воспринимался как священный ритуал, позволявший надеяться на благосклонность высших сил к его участникам. Обладание же подобным сооружением, вероятно, считалось залогом непреходящего высшего покровительства уже не для одних только строителей, а всех членов сообщества.
МНОГООБРАЗИЕ ФУНКЦИЙ
Мысль о том, что строительство пирамид одновременно было и средством обретения высшей милости, и выражением религиозных представлений, и способом общения с богами, лучше всего иллюстрируется историей пирамид майя. Майя называли пирамиды словом какья, которое в буквальном переводе означает «красный дом» (обычно пирамиды красились красной краской). Майя воспринимали пирамиды как рукотворные горы. Горы же в их представлении поддерживали небо, поскольку на них жили пауатуны, боги, принимавшие на себя всю тяжесть вселенной (коллективный аналог греческого Атланта). Кроме того, красный цвет пирамид часто символизировал их прямое предназначение как алтаря для человеческих жертвоприношений. Как бы зловеще это ни звучало, внимательный взгляд на характер верований майя позволяет в какой-то мере осознать природу культовых целей и силу веры, которая двигала строителями пирамид повсюду в мире.
Майя был прекрасно известен эзотерический трюизм «что вверху, то и внизу», под которым подразумевается, что все уровни реальности – от низших до высших – суть отражение друг друга. Например, если, согласно их представлениям, небо поддерживается с четырех углов богом, то и дом с его четырьмя углами может символизировать вселенную во всей ее полноте. Следовательно, все, что происходит в доме, должно отражать присущие вселенной гармонию и порядок. Точно так же и кукурузное поле с его четырьмя углами, и человеческое сообщество, которое зиждется на собственных «столпах», должны отражать гармонию и порядок вселенной. Соответственно космические масштабы и расстояния могут быть ужаты до вполне земных рамок, чтобы человек мог их и постичь и почувствовать себя их значимой частью. Именно исходя из этих представлений выполнялась планировка городов майя, включая строительство пирамид как их органичного элемента. На этих представлениях была основана глубокая уверенность в необходимости соблюдения баланса и гармонии во всем, поскольку хаос и диссонанс, согласно верованиям майя, лежат в основе всех бед: личных, социальных, вплоть до планетарных. Вся цивилизация майя была настроена на соблюдение баланса и умеренности. Сама жизнь рассматривалась майя как дар, как милость богов; долг же человека состоит в том, чтобы возвращать дар жизни, обеспечивать справедливый обмен с богами. Кровь воспринималась как сама жизнь, а потому была достойным воздаянием за милость богов, даровавших людям жизнь. Отдельный человек искупал собственную жизнь через ритуальные кровопускания, а все сообщество платило за свою жизнь ритуальными человеческими жертвоприношениями. Как в малом могло быть представлено подобие несоизмеримо большего, так и принесенная в жертву кровь отдельного человека могла уподобляться крови целого народа. При сравнительном изучении современных религиозных верований во всем их разнообразии идея жертвоприношения прослеживается в них во всех без исключения. Готовность отречься от собственной жизни – будь то символически в процессе молитвенного обращения к богу, а возможно, и буквально – расценивается как высшее проявление духовности. Жертва, принесенная на вершине символической горы – пирамиды, размещенной в центре сообщества людей, а потому олицетворяющей собой центр вселенной – передавалась напрямую в руки богов. Это было высшей честью, и те, кому было предназначено стать жертвенным подношением, совсем не обязательно противились своей судьбе.
ГОРА-ПРАМАТЕРЬ
Независимо от того, где они были возведены, пирамиды чуть ли не во всех случаях представлялись их создателям рукотворными горами, имевшими все священные атрибуты, которыми люди наделяли гору или горы, рядом с которыми жили. Внутренние помещения пирамид – это искусственные пещеры, с их собственным смыслом и значением. Во времена существования религий, в которых высшим божеством была богиня-мать, вход в пещеру воспринимался как «вхождение» в землю, позволявшее стать с ней единым целым. Практика захоронения покойников в земле, вероятно, имеет в своей основе символическое возвращение в лоно матери-земли.
Горы как место обитания богов – распространенный сюжет большинства культур. Индейцы Северной и Южной Америки преклонялись перед горами. Инки в Перу даже приносили в жертву горам маленьких детей; тела младенцев, мумифицировавшиеся в условиях холодного и сухого высокогорного воздуха, не раз были обнаружены на священных для индейцев горных вершинах. Майя верили, что горы – живые существа, так же, как их пирамиды и прочие постройки. В Древней Греции боги жили на горе Олимп, а Моисей принес людям десять божественных заповедей с горы Синай.
Не исключено, что первые пирамиды Египта были возведены как символ протовозвышенности, стоя на которой бог Ра, закрутив спираль водоворота, создал из илистых вод первую землю. А если, как утверждают некоторые исследователи, Великая пирамида действительно существовала уже в 10 500 г. до н. э., не исключено, что именно ее египтяне считали той самой протовозвышенностью (горой-праматерью).
Источник: secrets-pyramids.ru.
Рейтинг публикации:
|