Так сложилось, что пирамиды обычно не воспринимаются как утилитарные объекты. Но не могут же многолюдные сообщества тратить годы на возведение чего бы то ни было, что не обладало бы некоей «полезностью». Согласитесь, что столь значительные затраты времени, ресурсов и усилий предполагают наличие какой-то очень высокой общей цели. Была ли это единая цель у всех созидавших пирамиды народов, цель, которую преследовали при строительстве каждой пирамиды? Все свидетельствует в пользу отрицательного ответа на этот вопрос.
МЕСТО ПОСВЯЩЕНИЯ Во время гипнотической регрессии многие люди вспоминают о своих прежних жизнях, и каждый раз в воспоминаниях о Великой пирамиде это сооружение предстает не как место погребения, а как место инициации. Да, некоторые пирамиды действительно были превращены в усыпальницы, однако изначальное их предназначение было иным. Что касается пирамид Гизы, то нет ни единого свидетельства в пользу того, что современники использовали их как места захоронения: в пирамидах не обнаружили ни остатков керамической или другой погребальной утвари, ни иных атрибутов захоронения. Если действительно они были некогда усыпальницами, то разорители пирамид, должно быть, очень тщательно за собой подмели. Утверждения о ритуальном предназначении пирамид Гизы основано лишь на том, что в них были обнаружены каменные ларцы, которые в большинстве источников упорно именуют саркофагами. Между тем из воспоминаний людей о своих предыдущих воплощениях явствует, что эти ларцы были заполнены густым рассолом, который поддерживал тело посвящаемого в состоянии, подобном невесомости. (В современных резервуарах для флотации использован тот же принцип.) Процесс посвящения (инициации) неизменно сопряжен с духовным преображением и испытанием себя. Длительное пребывание в условиях полной изоляции в недрах пирамиды, куда не проникают звук, свет, где ослаблено действие гравитации, оставляет посвящаемого наедине с собой. Добавьте к этому до конца не познанное воздействие самой пирамиды, и результатом будет, по-видимому, что-то одно: человек либо обретает качественно новое внутреннее состояние, либо сходит с ума. О том, что умопомешательство время от времени случалось с недостаточно подготовленными кандидатами, свидетельствуют все те же воспоминания о предыдущих воплощениях. Впрочем, подобная опасность существует и сегодня при использовании современных методик изоляции человека, а потому контролирующие эксперимент психологи должны быть очень внимательными и опытными специалистами. Несмотря на очевидность использования «саркофагов» именно в целях инициации, ортодоксальная археология продолжает эту вероятность игнорировать.
УСЫПАЛЬНИЦЫ Ввиду исключительной древности египетских пирамид и многофункциональности многих из них в более поздний период существования, невозможно в наши дни с полной уверенностью сказать, сколько пирамид изначально возводилось как усыпальницы. Среди окружающих пирамиды построек часто встречаются храмы, которые явно служили для захоронения. О некоторых пирамидах, напротив, можно с уверенностью говорить как об усыпальницах, в частности, о пирамиде Сахура, которая уже упоминалась нами в предыдущей главе.
ПОСТАМЕНТЫ ХРАМОВ В Центральной Америке пирамиды-храмы отличались от египетских пирамид как по форме, так и по характеру использования. Здесь священные обряды проводились не столько внутри пирамид, сколько вне их. Американская пирамида по существу выполняла лишь функцию грандиозного пьедестала для храма. Храм строился на венчающей пирамиду платформе и состоял из одной или нескольких оштукатуренных комнат с нависающей внутренней кладкой. Комнаты были небольшими и тесными и использовались только в особых случаях, когда жрецы должны были выполнять обряды, не предназначенные для глаз публики. Надписи говорят, что помещения храмов использовались также как «спальные места», то есть для прорицания. Считалось, что в снах человеку открывается будущее, а при медитации или в состоянии транса прорицатель «спит». У майя снами считались также видения, провоцируемые приемом наркотических средств. Для придания конструкции более внушительного вида храмы на вершине пирамиды увенчивались кровлей-гребнем – богато орнаментированной надстройкой, зачастую выше самого храма. Сравнение навершия храмов с гребнем объясняется ассоциацией с высокими резными гребнями – непременным элементом торжественного наряда испанских женщин. Многочисленными резными изображениями и барельефами на кровле иллюстрировались истории, связанные с жизнью богов и вообще с мифологическими представлениями Центральной Америки. Так храм становился воплощением и хранилищем верований построившего его народа.
СОЧЕТАНИЕ ГРОБНИЦЫ С ПОСТАМЕНТОМ Жители Центральной Америки, и в частности майя, верили, что мертвые оказывают значительное воздействие на живых, а потому захоронение прежнего правителя в гигантской храмовой пирамиде рассматривалось как возможность обеспечить его контакт с преемником. Классический тому пример находится в городе майя, в Паленке.
САМОВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ В X в. н. э. чичимеки изгнали тольтеков из Рима Центральной Америки, города Тула, расположенного к северу от Мехико. Уходя на юг, тольтеки, в свою очередь, нападали на города майя на севере Юкатана. В 983 г. тольтеками был стремительно захвачен и опустошен небольшой, только еще застраивавшийся город, носивший название Семь Кустов. Город получил новое имя – Чичен. Впоследствии он был завоеван племенем ица, и сегодня хорошо известен специалистам и туристам как Чичен-Ица. Лидер тольтеков скромно присвоил себе имя древнего бога своего племени – Кукулькана. Новоявленный Кукулькан спешно возвел в честь самого себя пирамиду, которая и поныне именуется пирамидой Кукулькана (см. главу 2). Пирамида возносится вверх почти на 30 м, а у каждой из ее четырех лестниц 91 ступень. Если считать ступенью поверхность самой платформы, то общее их число – 365, что соответствует количеству дней в солнечном календаре майя и тольтеков. Пирамида выстроена и ориентирована таким образом, что в дни весеннего и осеннего равноденствия игра тени и света создает иллюзию вползающей по северной лестнице пирамиды гигантской змеи.
НЕИЗВЕСТНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ Единственная известная на сегодняшний день пирамида Южной Америки – пирамида Акапана, расположенная на территории древнего города Тиауанако в Боливии. Пирамида ориентирована строго по сторонам света, а длина каждой стороны ее основания составляет примерно 210 м. Изначально это была земляная ступенчатая пирамида, облицованная крупными каменными блоками. С началом испанского завоевания блоки стали растаскивать и использовать для хозяйственных нужд, так что на месте осталась лишь малая их часть. Пирамида – лишь одна из загадок древнего города, и собственная ее тайна кроется в замысловатом переплетении, проложенных в ее толще каменных протоков, причудливо изгибающихся и соединяющихся друг с другом, словно они входят в систему водостоков, проложенных от располагавшегося наверху пирамиды большого резервуара. Предназначение всей этой конструкции не ясно, и загадка пирамиды породила целый ряд гипотез, ни одна из которых не может быть признана единственно верной. Спектр выдвигаемых археологами теорий простирается от предположения о некогда существовавшем необычном способе человеческих жертвоприношений до оригинальной системы обогащения руды с использованием воды (Г. Хэнкок, «Следы богов»).
СНИСКАНИЕ МИЛОСТИ Массивная пирамида в Боробадуре на Яве заставляет задуматься о часто игнорируемом смысле возведения пирамид: о стремлении строителей стяжать милости высшего существа. Хотя само понятие напрямую соотносится с буддийской философией, смысл его можно экстраполировать на строительство многих пирамид по всему миру. Речь идет о том, что, участвуя в возведении сакральных построек, люди рассчитывают заслужить благосклонность бога или богов, в честь которых создаются эти сооружения. Таким образом, дело касается не просто строительных работ, но акта веры, а во многих случаях и непосредственного акта почитания и поклонения. Из исторических источников известно, что многие из тех, кто строил грандиозные соборы Европы, испытывали сходные чувства, ощущали себя участниками священнодействия. Созданная Голливудом панорама опаленной солнцем пустыни, на фоне которой тысячи рабов, подгоняемых безжалостными надсмотрщиками с кнутами в руках, волокут к небу гигантские каменные плиты, возможно, не более чем выдумка голливудских кинематографистов. На самом деле многие строители, вероятно, участвовали в работах вполне добровольно и даже с чувством благоговения. Поэтому, каким бы ни было истинное предназначение пирамид, сам процесс строительства воспринимался как священный ритуал, позволявший надеяться на благосклонность высших сил к его участникам. Обладание же подобным сооружением, вероятно, считалось залогом непреходящего высшего покровительства уже не для одних только строителей, а всех членов сообщества.
МНОГООБРАЗИЕ ФУНКЦИЙ Мысль о том, что строительство пирамид одновременно было и средством обретения высшей милости, и выражением религиозных представлений, и способом общения с богами, лучше всего иллюстрируется историей пирамид майя. Майя называли пирамиды словом какья, которое в буквальном переводе означает «красный дом» (обычно пирамиды красились красной краской). Майя воспринимали пирамиды как рукотворные горы. Горы же в их представлении поддерживали небо, поскольку на них жили пауатуны, боги, принимавшие на себя всю тяжесть вселенной (коллективный аналог греческого Атланта). Кроме того, красный цвет пирамид часто символизировал их прямое предназначение как алтаря для человеческих жертвоприношений. Как бы зловеще это ни звучало, внимательный взгляд на характер верований майя позволяет в какой-то мере осознать природу культовых целей и силу веры, которая двигала строителями пирамид повсюду в мире.
ГОРА-ПРАМАТЕРЬ Независимо от того, где они были возведены, пирамиды чуть ли не во всех случаях представлялись их создателям рукотворными горами, имевшими все священные атрибуты, которыми люди наделяли гору или горы, рядом с которыми жили. Внутренние помещения пирамид – это искусственные пещеры, с их собственным смыслом и значением. Во времена существования религий, в которых высшим божеством была богиня-мать, вход в пещеру воспринимался как «вхождение» в землю, позволявшее стать с ней единым целым. Практика захоронения покойников в земле, вероятно, имеет в своей основе символическое возвращение в лоно матери-земли.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+