РАВНЕНИЕ НА ОРИОН?
В 1980-е годы Роберт Бьювэл, бельгийский инженер-строитель, увлеченный египтологией и. космологической религией древних египтян, обратил внимание на звездный аналог схемы взаимного расположения пирамид Гизы. В созвездии Ориона из трех ярких звезд, формирующих подобие пояса на талии человеческой фигуры, две нижние, Аль-Нитак и Аль-Нилам, находятся на оси пояса, а третья, чуть меньшая по размеру звезда Минтака, несколько смещена вверх. Рисунок взаимного расположения звезд в точности повторяет схему размещения трех крупнейших пирамид плато Гиза. Великая пирамида и сходная по размеру пирамида Хафра занимают место двух самых ярких звезд пояса Ориона, а меньшая пирамида Менкаура смещена от оси двух соседских, совсем как третья и самая маленькая звезда пояса – Минтака (Бьювэл и Джилберт, «Загадка Ориона», Bauval and Gilbert, «The Orion Mystery»). Столь очевидная аналогия бросала прямой вызов ортодоксальной археологии, утверждавшей, что в основе религии египтян лежало поклонение солнцу, а не звездному небу. Однако, как резонно замечал и Боваль и другие исследователи, мало кто из египтологов обладает достаточным опытом и компетенцией, чтобы в полной мере судить о всех тонкостях космологической религии и ее возможном выражении в египетской архитектуре. Как бы то ни было, наличие феномена отрицать невозможно.
Последние исследования представляют все новые свидетельства в пользу того, что религия древних египтян была, по сути, культом и звезд, и неба. Это вынуждает пересмотреть устоявшиеся представления об Эпохе пирамид. Все прежние интерпретации символизма пирамид – как и египет ской культуры в целом – основывались на предположении о том, что их строительство связано с поклонением солнцу. Не вызывает сомнений, что солярный культ возобладал в Египте лишь к III в. до н. э., когда к власти там пришли греки. Однако сегодня имеются серьезные сомнения в том, было ли так во времена строительства пирамид. В свете проведенной Бовалем работы представляется вполне вероятным, что строительство по крайней мере части пирамид было напрямую увязано с расположением звезд, а их создатели руководствовались поклонением звездному небу.
Вера в бога (или богов) неба с большой степенью вероятности была связана и с загадочным объектом, известным как Бен-бен и являвшимся предметом исключительного поклонения в эпоху Древнего царства и, по-видимому, в более ранний период. Начало почитания Бен-бена относят к 3100 г. до н. э., и о значении этой даты мы еще поговорим в следующих главах. Бен-бен покоился на постаменте в посвященном ему храме в Гелиополисе, тогдашнем религиозном центре Египта, в наши дни – пригороде Каира. Название «Гелиополис» (по имени греческого бога солнца Гелиоса) способно ввести в заблуждение, что город был центром солнечной религии. Его древнее египетское название – Анну, что значит «столп», связано с наличием в храме города каменного пьедестала, на котором был укреплен Бен-бен.
Египтологи немало размышляли о метеоритном происхождении Бен-бена и даже о его возможной пирамидальной форме, наделяя таким образом последнюю особым значением, свойственным посланцу из божественного «рая». Связь между метеоритами и религиозными представлениями исследуется нами более подробно в следующей главе. Сочетание форм столпа и пирамиды нашло свое выражение во всех обелисках последующих эпох и, вполне возможно, в форме самих пирамид как монументальных сооружений. Многозначительным свидетельством в пользу этой версии служит то, что камни, используемые для облицовки правильных пирамид, именовались бен-бенами.
Источники также говорят о том, что Бен-бен состоял из металла бока, что переводится как «райский металл». То, что «рай» ассоциировался с небесами, значимо само по себе. Большинство религий в те времена были геоцентричными, строились вокруг образов богинь, представлявших мать-природу, – боги мужского пола во времена Древнего царства были редкостью. Идея о том, что ранняя религия египтян была ориентирована скорее на звезды, а не на солнце, существенно меняет акценты в общих представлениях о древнеегипетской религии. В центре ее божественного пантеона находился бог Осирис.
ОСИРИС
Будучи связанным с основополагающими таинствами бытия – смертью и воскресением – Осирис был главным мужским божеством египтян. Осириса вполне можно считать наиболее долго почитаемым богом в истории человечества. С самого зарождения египетской цивилизации и вплоть до искоренения его культа христианами в IV в. н. э. он оставался первым среди богов египетского пантеона. Ранние легенды о нем весьма разнообразны и так или иначе касаются взаимоотношений с другими богами и богинями, а также его смерти и воскрешения. Хотя Осирис и вернулся к жизни, продолжал он свое существование не на земле, а превратился в повелителя небес – рая и царства небесного. История смерти и воскресения Христа фактически стала повторением истории Осириса, и возможно буквальным.
В сказаниях об Осирисе присутствует один очень значимый факт: умерший предстает перед Осирисом после процедуры Взвешивания Сердца, в которой выражена идея оценки прожитой жизни с точки зрения ма'ата, состояния верных взаимоотношений со всем мирозданием. В случае соответствия требованиям ма'ата покойный сам становится Осирисом или одним из Осирисов – как тот (или та), чье сердце чисто и непорочно. После смерти усопший получает приставку к имени, которое теперь звучит как «Осирис такой(такая-) то». Таким образом благочестивый при жизни после смерти сливается с божеством. Место, где все это происходило, именовалось Саху, и, как мы увидим ниже, напрямую соотносится с созвездием Ориона.
Связь Ориона с Осирисом и, в целом, с представлениями египтян о загробной жизни – отнюдь не плод исследовательской фантазии. В «Текстах Пирамид» приводится несколько отчетливых иллюстраций трех звезд пояса Ориона как пути души в загробной жизни. Кроме того, появление над горизонтом трех звезд созвездия свидетельствовало о скором восходе Сириуса. Восход же Сириуса был для египтян сам по себе сакральным событием, а потому появление Ориона как предвестника Сириуса на ночном небе также имело в глазах людей глубокий религиозный смысл. Восход Сириуса соотносился с началом сезонного разлива Нила – «вотчины» бога Осириса – и началом ежегодного «воскресения» Египта. Следует отметить, что египтяне не называли созвездие Орионом. Они рассматривали три расположенные в линию звезды как элемент гораздо более масштабного созвездия в виде человеческой фигуры, которую именовали Саху. Изображение Саху встречается в целом ряде мест, включая покрытый астрономическими знаками потолок гробницы Сенмута, и идентифицируется в «Текстах Пирамид» с Осирисом (Нейгебауэр и Паркер, «Египетские астрономические тексты», Neugebaure and Parker, «Egyptian Astronomical Texts»). Таким образом строительство в самом сердце религиозных воззрений египтян огромных пирамид по аналогии с рисунком звездного неба представляется вполне логичным.
КАКОВ ВОЗРАСТ ВЕЛИКОЙ ПИРАМИДЫ?
Согласно другим современным теориям, в частности той, что была предложена Грэхемом Хэнкоком, автором книги «Следы богов», работающим над альтернативной интерпретацией истории древнего мира, время строительства «звездных» пирамид Гизы отнесено к периоду куда более раннему, чем Эпоха пирамид. Как бы то ни было, одно можно утверждать без риска согрешить против истины: Великая пирамида и другие сооружения плато Гиза были построены либо приблизительно в то время, о котором говорят египтологи, либо в какое-то другое время. Из каждого утверждения можно сделать определенные выводы. Если сооружения были возведены в Эпоху пирамид, их можно считать самыми значительными для своего времени образцами культового зодчества. Если раньше, то когда именно? Хэнкок полагает, что наблюдение Бьювэл позволяет датировать пирамиды отнюдь не 2500 г. до н. э., а примерно 10 450 г. до н. э., когда очертания пояса Ориона соответствовали расположению пирамид. Далее он указывает, что пирамиды – одно из многочисленных свидетельств в пользу существования в ту давнюю эпоху некоей развитой цивилизации. Между тем указанная эпоха вписывается во временные рамки существования легендарной Атлантиды, хотя никто не берется утверждать, что построившая ранние пирамиды цивилизация действительно была цивилизацией атлантов.
Другие сходные теории заставляют предполагать, что внутренние проходы пирамид ориентированы на конкретные звезды. Чаще всего речь заходит о Полярной звезде как основном ориентире. При попытках зафиксировать возраст пирамид путем совмещения осей проходов с созвездиями неизменно встает вопрос о выборе звезд. В связи с вопросами о взаимном расположении Солнца и планет солнечной системы, об отклонениях в траектории движения Земли по орбите и ее вращения вокруг собственной оси в сочетании с движением самих звезд перед астрономическими теориями ставятся многочисленные и трудноразрешимые проблемы. Во времена строительства Великой пирамиды Полярная звезда располагалась на звездном небе не там, где мы видим ее сегодня. На какую звезду был ориентирован тот или иной коридор? Это зависит от того, когда была построена пирамида. Наиболее вероятна, например, ориентация нисходящего коридора на звезду альфа Дракона (если пирамида была построена около 2160 или 3440 гг. до н. э.) или на кси Мицара, если пирамида была построена незадолго 1500 г. до н. э
ДРУГИЕ ДАННЫЕ
Существуют и другие интригующие данные, которые питают предположения о более древнем возрасте сооружений некрополя Гизы, чем тот, на котором настаивают ортодоксальные археологи. В частности, такие данные приводятся американским ученым Джоном Энтони Вестом, внимание которого было сконцентрировано преимущественно на двух объектах – Сфинксе и Храме долины, расположенных на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Согласно Весту, на обоих сооружениях имеются отчетливые следы сильной водной эрозии. Это особенно примечательно в отношении Сфинкса. Гигантская фигура находится в ложбине крутого склона, из каменной породы которого она и была высечена. Такая ложбина очень быстро заполняется песком, и вероятность того, что в засушливых условиях пустыни песок вымывался дождевыми потоками, крайне мала. Но так было не всегда. Район Сахары начал превращаться в песчаную пустыню только в конце последнего ледникового периода, и еще 12000 или даже 10000 лет назад там выпадали осадки достаточно обильные, чтобы вызывать отмеченную Вестом эрозию. Наблюдения Веста были подтверждены доктором Робертом Шоком, профессором геологии Бостонского университета, а затем признаны почти 300 специалистами-геологами, участниками состоявшегося в 1992 г. конгресса Американского геологического общества (Г. Хэнкок, «Следы богов»).
Некоторый свет на проблему возраста пирамид Гизы пролило вызвавшее много споров открытие, сделанное в XIX в. французским археологом Огюстом Мариеттом. Речь идет о так называемой Инвентарной стеле, испещренном надписями камне, вертикально установленном у подножия Сфинкса. Надписи содержат указание на то, что и Сфинкс, и пирамиды Гизы существовали задолго до времени правления Хуфу и что уже при нем считались чрезвычайно древними. Предполагалось, что сооружения были воздвигнуты не фараонами, а возникли «в начале времен», когда боги впервые появились на земле. Было высказано предположение, что пирамидой Хуфу на самом деле может являться одна из трех малых пирамид, расположенных у подножия Великой пирамиды (Мириам Лихтетим, «Древняя египетская литература»). Египтологи-традиционалисты не признали Инвентарную стелу достойным доверия источником, поскольку надписи на ней выполнены поздним иероглифическим письмом, не соответствующим заявленному времени их создания. Хэнкок, в свою очередь, резонно замечает, что эти египтологи с готовностью признают достоверность весьма сомнительных клейм каменотесов, на основании которых сделана датировка Великой пирамиды, относящая ее к периоду фараона Хуфу, проявляя тем самым очевидную непоследовательность.
НОВАЯ ГЛАВА
Новая глава в истории Великой пирамиды была открыта в 1993 г. Из-за повышения влажности внутри пирамиды, в особенности в камере Царя, вследствие ежедневного пребывания в пирамиде многочисленных туристов, было принято решение пригласить к сотрудничеству немецкого специалиста по робототехнике Рудольфа Гантенбринка. При финансовой поддержке Немецкого археологического института в Каире Гантенбринк должен был, используя миниатюрного робота, прочистить вентиляционные шахты, которые поднимаются от камер Царя и Царицы. Робот получил наименование «Упуат-2», по имени древнего бога – исследователя дорог. После успешного прохождения южного воздуховода камер Царя робот начал работу в южном воздуховоде камеры Царицы. После прохождения некоторого расстояния по каналу, на телемониторе оператора обычные строительные блоки сменились тщательно обработанным турским известняком, каким обычно облицовывались внутренние стены сакральных помещений. При дальнейшем продвижении «Упуат-2» наткнулся на массивную известняковую дверцу с металлической арматурой. Аппарат остановился, и возник вопрос: что за дверью? Не известно. И вот в 1997 г. пирамида была закрыта «на реставрацию». Связаны ли эти события? Нет ответа и на этот вопрос, не поступает и никакой новой информации от «реставраторов»*.
* 17 сентября 2002 г. на телевизионном канале «National Geographic» была показана прямая трансляция путешествия еще одного мини-робота, Pyramid Rover, в глубь южной шахты камеры Царицы в пирамиде Хуфу. И вновь путь в камеру оказался закрыт еще одной дверцей. Разработка операции по преодолению этого препятствия, вероятно, займет еще год. – Прим. ред.
НОВЫЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИКИ
Научным центрам и сообществам следует серьезно относиться к новым теориям, касаются ли они возникновения некрополя Гизы или высокого уровня развития наших отдаленных предшественников и исчезнувших цивилизаций хотя бы для того, чтобы обоснованно доказывать их несостоятельность. Академические и археологические исследования ведутся не в вакууме. Их финансируют государственные или частные структуры. Игнорируя потенциально значимые открытия только по причине их нетрадиционности – при том, что данные традиционной науки часто бывают не слишком убедительными – источники финансирования рискуют выбросить свои деньги на ветер. Стоит ли? Лауреат Нобелевской премии физик Макс Планк так в свое время высказался по поводу трудностей, с которыми приходится сталкиваться теоретикам-новаторам: «Новая научная истина празднует триумф, не столько убедив своих оппонентов снять шоры с глаз, сколько томясь в ожидании момента, когда «старики» уйдут наконец и им на смену придет поколение, для которого новизна истины не есть крамольна». Остается надеяться, что подобная участь не постигнет рассмотренные выше теории, ведь если они истинны, человечество будет обладать знанием, от которого может зависеть само существование человечества.
Источник: secrets-pyramids.ru.
Рейтинг публикации:
|