ПРЕЖДЕ ИХ БЫЛО ВОСЕМЬ
В свет вышла монография профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук Юрия Щербатых «Семь смертных грехов», которые в настоящее время включают зависть, гордыню, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние. Автор детально разбирает каждый из них. Вместе с ним и мы попробуем. Вдруг получится оградить себя от соблазнов и не грешить...
- Юрий Викторович, почему, кстати, грехи в христианстве называют смертными? Ведь от похоти или зависти не умрешь, как от бледных поганок?
- Но они ведут к погибели души согласно религиозному учению. Вообще первое упоминание о грехах можно найти в древнеегипетской Книге Мертвых, созданной четыре тысячи лет назад. Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние. И если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан.
Вопреки распространенному заблуждению Библия не содержит точного перечня смертных грехов. И мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими, исходя из заветов Моисея (Десять заповедей) и Иисуса Христа (Нагорная проповедь). При этом Моисей в своих Заповедях упомянул только похоть и зависть, а Христос обличил гнев, похоть и алчность. Первоначальный список смертных грехов появился в трудах Евагрия Понтийского, и было их там восемь, но потом печаль заменили на зависть, а тщеславие объединили с гордостью. В такой редакции список появился в VII веке в трудах Папы Григория Великого. А окончательно концепция смертных грехов получила всеобщее распространение после работ известного богослова Фомы Аквинского (XIII век) - обман, воровство и убийство, которые строго осуждал Моисей, не попали в список.
БОЛЕЗНЬ КРАСНЫХ ГЛАЗ
- Поскольку строгого перечня грехов нет, какой начнем разбирать первым?
- Я бы предложил зависть. Это самое вредное чувство! Если похоть, обжорство, гордыня доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих жизнь. Она превращает все хорошее в плохое, радость окружающих - в собственное раздражение, успехи и преимущества других - в чувство собственной ущербности. Кроме того, если люди порой бравируют своими другими грехами, то свою зависть стараются скрывать. Ведь она есть явное признание бессилия человека получить то, что есть у другого. А в своей слабости и беспомощности никто признаваться не любит.
- Но если этот грех приносит только огорчения, почему от него не пытаются немедленно избавиться? А некоторые даже смакуют: «Ну и пусть мне будет плохо!»
- У зависти оттенков много. Она же бывает не только «черной», рождающей тупую злобу, но и «белой» - то есть с преобладанием радости за другого человека. Кстати, по-латыни слово «зависть» звучит livor - «синева». Древние римляне говорили «посинел» от зависти, в то время как русские - «позеленел». А в Китае зависть имеет красный цвет, потому что ее там называют «болезнью красных глаз».
|
Доктор наук Юрий Щербатых знает, что такое хорошо и что такое плохо. |
|
У КОГО ДЕНЕГ БОЛЬШЕ
- Я заметила, что с возрастом чувство зависти начинает ослабевать. С чем это связано?
- Действительно, по данным социологических исследований, начиная с 60 лет люди меньше завидуют. Может быть, это связано с тем, что пожилые наконец начинают ценить жизнь за ее простые радости. Меньше предъявляют к ней претензий за то, что судьба, по их мнению, им недодала. Больше же всего недовольны распределением благ молодые люди от 18 до 25 лет. Им хочется «всего и сразу», и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны.
- А чему больше всего завидуют женщины и мужчины?
- Данные социологов европейских стран, в том числе и России, показывают, что женщины больше всего завидуют вниманию мужчин к другим женщинам. На втором месте у них - социальный статус, зарплата, машина. Мужская половина более чувствительно реагирует на карьерный взлет приятелей, их материальный успех, престижную марку автомобиля, размер коттеджа, славу.
НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ
- Как вообще появилась у человечества зависть?
- Существуют две версии ее возникновения - врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть - это некая генетическая программа наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Сторонники этой теории считают: те древние люди, которые завидовали своим соплеменникам, имели больше стимулов для самосовершенствования. Соответственно у них было больше шансов выжить и передать «гены зависти» своим потомкам. Например, один древний охотник завидовал другому, более удачливому, и старался сделать себе более совершенное копье или лук, потом упорно преследовал добычу и, в конце концов, победителем приходил в племя. Или женщина завидовала красоте соперницы и старалась ее превзойти. Украшала себя, старалась приготовить более вкусную пищу или была более ласкова с мужчиной, который ей нравился, и в результате имела от него детей.
- Теория в принципе логичная, но она никак не объясняет тяжелое, иссушающее душу чувство, которое вовсе не толкает к соревнованию с соперником. Что говорит другая теория?
- Теория «социального научения» получила гораздо больше сторонников, потому что считает: зависти человек учится в процессе социальной жизни. Когда родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать своего ребенка с другими детьми - более успешными, с их точки зрения, то в результате они невольно и засевают чистую душу ребенка семенами греха зависти. В результате ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, причем сравнение получается не в его пользу. Возникает недовольство собой и, как следствие, негативное отношение к тому, кого взяли примером.
«ПСИХИЧЕСКИЙ ЯД»
- Говорят, что завистники выделяют «психический яд», который мысленно направляют в сторону объекта своей неприязни. Это не опасно для здоровья?
- Нет, сколько бы несчастий ни посылал завистник на голову счастливца, вся его злоба остается в нем самом, подтачивая его силы и здоровье. Ведь зависть, как и любая другая отрицательная эмоция, активирует симпатическую нервную систему, которая заставляет напрягаться мышцы, учащает пульс, повышает артериальное давление и нарушает нормальную работу пищеварительной системы.
- Этак и до гипертонии или язвы желудка можно дойти?
- Конечно! Поэтому, прежде чем завидовать кому-то, нужно спросить себя: «Разве я хочу испортить себе здоровье? Мало того что у меня нет того, из-за чего я завидую, так еще и здоровья лишусь». Если вы хотите чем-то досадить другому человеку, который, по вашему мнению, получил от жизни слишком много, то нет лучшего средства, чем стать более здоровым, чем он, более богатым и успешным.
- Кстати, а может, зависть зря занесли в список смертных грехов? Ведь в спорте, искусстве, науке зависть всегда была стимулом к победе. Даже прогресс человечества во многом обязан именно ей. Например, зависть людей к птицам послужила толчком к созданию самолета, а к рыбам - к разработке акваланга.
- Конечно, хорошо, когда зависть конструктивная, соревновательная. Но если не хватает сил и желания преуспеть, то это чувство быстро «чернеет». Самый яркий пример - легенда о Сальери, который не стал совершенствовать свой дар, а взял и отравил Моцарта.
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Как излечиться от этого порока?
Научитесь контролировать свои мысли. Задайте себе вопрос: «Зачем я буду испытывать негативные эмоции? Что мне это даст?»
Следует осознать, что нельзя судить о благополучии человека только по каким-то его внешним признакам. Фасад чужой жизни нередко бывает лживым или сильно приукрашенным.
Необходимо признать тот факт, что богатство и успех пришли к объекту вашей зависти в результате тяжелого многолетнего труда. А не свалились с неба просто так.
Надо прекратить сравнивать себя с другими, более успешными, и сосредоточиться на собственной уникальности. Позвольте другим быть ими, а себе - собой. Со всеми недостатками и достоинствами.
Подумайте, в какой профессии вы будете настоящим мастером, возьмите себе лозунгом «Догнать и перегнать», и тогда вам будут завидовать, а не вы.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ
Отец Владимир, Московская патриархия:
- Грех зависти заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. А Бог дает каждому человеку то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божиим. Желание же обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит планам и замыслам Творца. Таким образом, получается, что зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога. Так как церковь считает, что все в этом мире делается по воле Божией, следовательно, завидовать ближнему или дальнему - значит гневить Господа, ибо все в этой жизни совершается по Его воле.
Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 528
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Финские и британские исследователи сочли религию побочным продуктом культурной эволюции, а не её движущей силой.
Работа учёных из Хельсинкского колледжа передовых исследований и Гарвардского университета доступна для всех желающих на сайте журнала Trends in Cognitives Sciences. Авторы анализируют два подхода учёных к пониманию того, откуда возникали религиозные культы в самых различных культурах. Согласно первому — именно религия способствовала формированию морали и нравственности, согласно второму — она возникла параллельно с появлением представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Эгоистичные гены
Среди небиологов распространено мнение о том, что эволюционная теория (согласно которой выживают наиболее приспособленные к конкурентной борьбе особи) исключает связь морали с поведением. Однако эта точка зрения ошибочна: к примеру, генетически обусловленная забота о потомстве как раз повышает шансы на распространение «генов родительской заботы». Если рассматривать как единицу отбора не отдельных животных, а отдельные гены — то альтруизм может не препятствовать, а способствовать распространению генов. Такой подход, объясняющий возникновение «морального» поведения у животных, был популярно описан ещё в конце 1970-х годов известным британским биологом Ричардом Докинзом.
Концепция эгоистичного гена объясняет, почему родственники приходят друг другу на помощь — спасая брата или сестру, одна особь с высокой вероятностью помогает и части своих генов. Гены, связанные с появлением сложных социальных механизмов — например ген FoxP2, мутации в котором привели к появлению речи у человека, — тоже имеют лучшие шансы распространится в популяции. Вопрос только в том, насколько далеко простирается власть генов.
Что могут гены?
Генов, которые кодируют, к примеру, способность любить детей или тем более помогать окружающим, как таковых может и не быть. Однако недостаток определённых белков в нервных клетках — например рецепторов D2/D3 — может приводить к тому, что ощущение удовлетворения от своих действий будет притуплено: недавнее исследование американских учёных показало, что такая особенность присуща людям с низким социальным статусом.
По одной из версий, ранние религиозные культы возникли как приспособительный механизм, который помогает сплотить группу людей в одно целое и тем самым распространить генетически обусловленную заботу о ближних не только на своих родственников. Сторонники этого подхода указывают на то, что вера в потусторонние силы возникла не в какой-то одной культуре, а во многих разных и при этом географически обособленных группах — иными словами, на все народы мира действовал один и тот же фактор.
Биологическая целесообразность
То, что религия толкает людей на достаточно расточительные поступки вроде строительства гигантских соборов и пирамид, ещё не аргумент против её биологической природы. Гомосексуализм, например, тоже явно сам по себе не способствует размножению, однако он существует не только у человека, но и у животных — причём, с точки зрения биологов, отнюдь не в форме пагубно влияющей на вид девиации.
Бог? Я не нуждаюсь в этой гипотезе
Альтернативный взгляд на проблему появления религии таков: вера человека в сверхъестественное действительно имеет биологическую природу, однако мораль и нравственность тут ни при чём. Религиозные культы могли возникнуть параллельно морали, а их влияние на представления человека о нравственности связано просто с тем, что дающая ответы на почти все вопросы религия никак не смогла бы обойтись без рассмотрения этических задач.
Так всё-таки: нравственность возникла благодаря религии или же религия просто развивалась параллельно? Дать ответ на этот вопрос не так просто, однако с научной точки зрения он не является совершенно неразрешимым.
В частности, исследователи указывают на ряд научных работ, в которых предлагались модели, позволяющие объяснить появление морали процессами, никак не связанными с религиозностью. Наличие таких очевидных свойств психики, как память и способность узнавать других индивидов, приводит к тому, что аморальное поведение становится невыгодным. Окружающие запоминают тех, кто постоянно обманывает, после чего они попросту теряют доверие. Именно ради регуляции межличностных отношений могло совершенствоваться умение правильно предсказывать поведение других особей (если говорить о животных в целом). Опыт зоологов говорит, что задолго до появления религиозности возникли как минимум зачатки морали.
Причём такие аспекты религии, как жизнь после смерти и наличие души, тоже являются общими для многих народов. В племени Везо на Мадагаскаре, например, антропологи обнаружили двоякое представление о смерти — во многом схожее с универсальным. Согласно ему, после смерти тело окончательно перестаёт функционировать, но сам человек при этом лишь переходит в иную фазу бытия и никуда не исчезает. А если у разных племён, в разных точках планеты, примерно одинаковые представления о загробной жизни, то не логичнее ли считать религию продуктом развития общих черт человеческой психики?
Кто «моральнее»?
Для сопоставления моральных убеждений у людей с разным вероисповеданием психологами Гарвардского университета был разработан тест, в котором предлагалось решить следующую этическую задачу в нескольких вариантах: из-за лесного пожара загорелся трубопровод, и пламя быстро распространяется в сторону лесного домика. Вы можете так или иначе перенаправить огонь в другую сторону (переключив насос на перекачку топлива, открыв аварийный клапан), и при этом те, кто находится в домике, будут спасены. Но какой ценой? Например, у крана может стоять психопат, которого можно только убить — или там, куда пойдёт огонь, тоже есть люди. В христианстве разбором таких дилемм занимался святой Августин, сформулировавший принцип наименьшего вреда — но как ответят те, кто исповедуют другую религию или не исповедуют никакой?
В совместной работе гарвардского ученого Марка Хаузера и его финского коллеги Илкки Пиисиайнена результаты решения этих задач несколькими тысячами участников стали одним из ключевых аргументов в пользу того, что религия — всего лишь побочный продукт эволюции человеческой психики. Значительного разброса в ответах адептов разных конфессий и атеистов не наблюдалось.
Даже когда этот тест адаптировали для индейцев Мексики, являющихся потомками племен майя, результаты не изменились. Принцип минимизации вреда оказался достаточно общим. В своей статье учёные упоминают так называемую лингвистическую аналогию между моралью и грамматикой — и речь, и мораль есть проявления способности мозга обрабатывать информацию по определённым правилам, вычисляя допустимые и недопустимые решения (поступки в случае с моралью и фразы в случае с речью). Конкретные традиции могут, как и языки, заметно отличаться друг от друга, но общие фундаментальные принципы сохраняются неизменными.
Выводы
Накопленные этнографами, антропологами, культурологами и религиоведами материалы, скорее, свидетельствуют о том, что религия действительно возникла параллельно с моралью, но не способствовала становлению нравственных норм напрямую. Все предпосылки к вере в сверхъестественные силы и выполнению религиозных предписаний были заложены ещё до появления первых культов, а альтруистическое поведение имеет не только культурную, но и биологическую природу.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- Есть, просто у людей они называются смертными грехами и запрещены.
- И как запрет, действует?
- Какое там... Рефлексы-то безусловные!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сетевой маркетинг Выгоды:
Завидовать, удел свой проклиная, идти по трупам, жадно, чтоб потом, заполучить
всё что душа желает, завидовать заставив всех кругом.
И сущность добродетели:
Зло всякое Добро уничтожает, и защищаться то обречено, естественно, разумно то
решает, у Зла учиться кое в чем нужно, так день за днем Добро броней крепчает, и
вдруг, однажды понимает, что, всех идеалов святости хватает, как раз для ширмы, чтобы сеять Зло.
Не значимая взгляд на первый малость: зла не творить, добра за мест того, не мучать всюду, не учить морали, а поступать всего лишь пра - виль - но.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 528
Рейтинг поста:
Эйнштейн. Вы верите в бога, изолированного от мира?
Тагор. Не изолированного. Неисчерпаемая личность человека постигает Вселенную. Ничего непостижимого для человеческой личности быть не может. Это доказывает, что истина Вселенной является человеческой истиной.
Чтобы пояснить свою мысль, я воспользуюсь одним научным фактом. Материя состоит из протонов и электронов, между которыми ничего нет, но материя может казаться сплошной, без связей в пространстве, объединяющих отдельные электроны и протоны. Точно так же человечество состоит из индивидуумов, но между ними существует взаимосвязь человеческих отношений, придающих человеческому обществу единство живого организма. Вселенная в целом так же связана с нами, как и индивидуум. Это - Вселенная человека. Высказанную идею я проследил в искусстве, литературе и религиозном сознании человека.
Эйнштейн. Существуют две различные концепции относительно природы Вселенной:
1) мир как единое целое, зависящее от человека;
2) мир как реальность, не зависящая от человеческого разума.
Тагор. Когда наша Вселенная находится в гармонии с вечным человеком, мы постигаем ее как истину и ощущаем ее как прекрасное.
Эйнштейн. Но это - чисто человеческая концепция Вселенной.
Тагор. Другой концепции не может быть. Этот мир - мир человека. Научные представления о нем - представления ученого. Поэтому мир отдельно от нас не существует. Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания. Существует некий стандарт разумного и прекрасного, придающий этому миру достоверность, - стандарт Вечного Человека, чьи ощущения совпадают с нашими ощущениями.
Эйнштейн. Ваш Вечный Человек - это воплощение сущности человека.
Тагор. Да, вечной сущности. Мы должны познавать ее посредством своих эмоций и деятельности. Мы познаем Высшего Человека, не обладающего свойственной нам ограниченностью. Наука занимается рассмотрением того, что не ограничено отдельной личностью, она является внеличным человеческим миром истин. Религия постигает эти истины и устанавливает их связь с нашими более глубокими потребностями; наше индивидуальное осознание истины приобретает общую значимость. Религия наделяет истины ценностью, и мы постигаем истину, ощущая свою гармонию с ней.
Эйнштейн. Но это значит, что истина или прекрасное не являются независимыми от человека.
Тагор. Не являются.
Эйнштейн. Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?Тагор. Да!
Эйнштейн. Я согласен подобной концепцией прекрасного, но не могу согласиться с концепцией истины.
Тагор. Почему? Ведь истина познается человеком.
Эйнштейн. Я не могу доказать правильность моей концепции, но это - моя религия.
Тагор. Прекрасное заключено в идеале совершенной гармонии, которая воплощена в универсальном человеке; истина есть совершенное постижение универсального разума. Мы, индивидуумы, приближаемся к истине, совершая мелкие и крупные ошибки, накапливая опыт, просвещая свой разум, ибо каким же еще образом мы познаем истину?
Эйнштейн. Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо убежден. Теорема Пифагора в геометрии устанавливает нечто приблизительно верное, независимо от существования человека. Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней.
Тагор. Истина, воплощенная в Универсальном Человеке, по существу должна быть человеческой, ибо в противном случае все, что мы, индивидуумы, могли бы познать, никогда нельзя было бы назвать истиной, по крайней мере научной истиной, к которой мы можем приближаться с помощью логических процессов, иначе говоря, посредством органа мышления, который является человеческим органом. Согласно индийской философии, существует Брахма, абсолютная истина, которую нельзя постичь разумом отдельного индивидуума или описать словами. Она познается лишь путем полного погружения индивидуума в бесконечность. Такая истина не может принадлежать науке. Природа же той истины, о которой мы говорим, носит внешний характер, т. е. она представляет собой то, что представляется истинным человеческому разуму, и поэтому эта истина - человеческая. Ее можно назвать Майей, или иллюзией.
Эйнштейн. В соответствии с Вашей концепцией, которая, может быть, является концепцией индийской философии, мы имеем дело с иллюзией не отдельной личности, а всего человечества в целом.
Тагор. В науке мы подчиняемся дисциплине, отбрасываем все ограничения, налагаемые нашим личным разумом, и таким образом приходим к постижению истины, воплощенной в разуме Универсального Человека.
Эйнштейн. Зависит ли истина от нашего сознания? В этом состоит проблема.
Тагор. То, что мы называем истиной, заключается в рациональной гармонии между субъективным и объективным аспектом реальности, каждый из которых принадлежит Универсальному Человеку.
Эйнштейн. Даже в нашей повседневной жизни мы вынуждены приписывать используемым нами предметам реальность, не зависящую от человека. Мы делаем это для того, чтобы разумным образом установить взаимосвязь между данными наших органов чувств. Например, этот стол останется на своем месте даже в том случае, если в доме никого не будет.
Тагор. Да, стол будет недоступен индивидуальному, но не универсальному разуму. Стол, который воспринимаю я, может быть воспринят разумом того же рода, что и мой.
Эйнштейн. Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в нее верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает.
Тагор. Наука доказала, что стол как твердое тело - это одна лишь видимость и, следовательно, то, что человеческий разум воспринимает как стол, не существовало, если бы не было человеческого разума. В то же время следует признать и то, что элементарная физическая реальность стола представляет собой не что иное, как множество отдельных вращающихся центров электрических сил и, следовательно, также принадлежит человеческому разуму. В процессе постижения истины происходит извечный конфликт между универсальным человеческим разумом и ограниченным разумом отдельного индивидуума. Непрекращающийся процесс постижения идет в нашей науке, философии, в нашей этике. Во всяком случае, если бы и была какая-нибудь абсолютная истина, не зависящая от человека, то для нас она была бы абсолютно не существующей.
Нетрудно представить себе разум, для которого последовательность событий развивается не в пространстве, а только во времени, подобно последовательности нот в музыке. Для такого разума концепция реальности будет сродни музыкальной реальности, для которой геометрия Пифагора лишена всякого смысла. Существует реальность бумаги, бесконечно далекая от реальности литературы. Для разума моли, поедающей бумагу, литература абсолютно не существует, но для разума человека литература как истина имеет большую ценность, чем сама бумага. Точно так же, если существует какая-нибудь истина, не находящаяся в рациональном или чувственном отношении к человеческому разуму, она будет оставаться ничем до тех пор, пока мы будем существами с разумом человека.
Эйнштейн. В таком случае я более религиозен, чем вы.
Тагор. Моя религия заключается в познании Вечного Человека, Универсального человеческого духа, в моем собственном существе. Она была темой моих гиббертовских лекций, которые я назвал "Религия человека".
http://scepsis.ru/library/id_47.html