Грех №3: похоть
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока [обсуждение]
Продолжение. Начало в номерах за 8 и 10 февраля 2010 г.
В прошлых номерах мы рассказали о сути самых распространенных пороков - зависти и чревоугодии. Сегодня поговорим о самом сладком и вожделенном грехе, толкающем многих из нас на безрассудные поступки. Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых.
КОЗНИ ДЬЯВОЛА
- Юрий Викторович, известный психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что сексуальный инстинкт обладает непреодолимой силой, справиться с которой невозможно. Церковь же считает, что люди могут и должны противостоять плотскому искушению. Кто прав?
- Отношение к сексуальному инстинкту науки и христианской религии действительно диаметрально противоположно. Церковь скорее склонна видеть за сексуальными потребностями козни врага человеческого - дьявола. «Блуд находит помощника в свойстве тела... Где блуд, там обитает Диавол», - писал святитель Иоанн Златоуст, и большинство знаменитых подвижников церкви с ним полностью согласны. А наука считает инстинкт размножения естественным и необходимым для существования любого вида, в том числе человеческого. Все без исключения живые организмы на Земле содержат встроенную программу, требующую передать свои гены максимально возможному числу потомков. Поэтому изначально сексуальное влечение выполняло исключительно позитивную роль и способствовало процветанию человеческого рода. Однако люди с их стремлением к экспериментам довели некоторые формы секса до уровня патологии.
- Но ведь вслед за церковью и общество порой кричит: «Нехорошо! Стыдно! Грех!» - как только уличит в измене одного из супругов.
- Общество таким образом - ценой подавления инстинктов - пытается сохранять свою стабильность. Ведь впасть в грех похоти означало бы всеобщую анархию и разрушение семьи как ячейки общества.
БЕССТЫДНЫЕ ГРЕКИ
- Когда возникло понятие «грех похоти»?
- Одновременно с возникновением христианства. В ранние античные времена понятия «грех похоти» не существовало. Древние греки ценили красоту человеческого тела и не стыдились его обнажать, и сексуальные желания считались естественными, а не постыдными. Они без стеснения сбрасывали платье, чтобы бороться и бегать. Даже молодые девушки в Спарте занимались гимнастикой и фехтованием почти нагими. Совершенство тела у древних греков считалось божественным, а физическое половое наслаждение во всех его проявлениях было для них естественным.
Но в эпоху раннего христианства первым апостолам нужно было увлечь людей идеей духовного преображения, и сексуальный инстинкт стал сильно мешать, так как это отвлекало паству от служения Богу. Поэтому он и был объявлен вне закона. С другой стороны, размножаться-то людям нужно. Поэтому разрешили сексуальные отношения только в рамках законного брака, а все остальное назвали «грехом похоти».
ПРИЗЫВ К РАЗМНОЖЕНИЮ
- Но этому пороку предаются почти все. Согласно соцопросам, проведенным в странах Европы и России, сохраняют верность только пять процентов супругов. Это единицы! Может наконец этот грех реабилитировать?
- Большинство психологов не считают сексуальные отношения достойными осуждения, если они совершаются по взаимному согласию двух взрослых людей и не ущемляют прямо интересы других заинтересованных сторон. Ведь в жизни встречаются разные виды половых отношений, помимо брачных: секс между любовниками, случайный секс, секс в деловых отношениях, секс на продажу, секс как знак признательности, секс как месть, секс как форма проявления жалости, дружеский секс. Список можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы понять: неразумно пытаться вмещать все многообразие сексуального поведения в один ящик с надписью «Осторожно: смертный грех - похоть!» В каждом случае нужно разбираться отдельно.
- А церковь сменит когда-нибудь гнев на милость по отношению хотя бы к любовникам? Если учесть, что «на 10 девчонок, по статистике, 9 ребят».
- В 2005 году по благословению Иоанна Павла II в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу с революционным названием «Грех не делать этого». В книге кардиналы и епископы открыто призывают католиков чаще заниматься любовью. Вот цитата из книги: «Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа... Мастурбация допустима, если женщина во время любовного акта не может испытывать наслаждение... Если ты импотент, должен лечиться» и прочее. Но забота церкви о сексуальной жизни итальянцев меркантильна: число католиков неуклонно уменьшается, а вместе с ним - богатство и влияние церкви. Отсюда и призывы - размножаться.
- А Русская православная церковь не заинтересована в демографическом взрыве? Ведь в Евангелии от Матфея даже повторный брак считается греховным, в то время как, согласно статистике, у нас в стране разводится почти каждая вторая пара.
- У нас тоже есть подвижки. Так, например, ранее, согласно древней традиции, на протяжении всех семи недель до Пасхи супруги должны были воздерживаться от интимных отношений. Но в начале 2009 года иеромонах Димитрий (Першин), сотрудник отдела Московского патриархата по делам молодежи, заявил в СМИ, что «супружеская жизнь в христианстве - пространство свободы в любви и внутреннее дело семьи, не подлежащее никакой регламентации извне». Таким образом, и в нашей церкви начинается кампания по уменьшению запретов, чтобы среди прихожан стало больше молодежи.
КОЛЛЕКЦИЯ СВЯЗЕЙ
- Чем мужское сладострастие отличается от женского?
- Мужчины быстрее и легче впадают в грех похоти. И он у них более физиологичен. А у женщин этот грех более романтичен, но они могут «застревать» в нем глубже.
- Очень долго бытовало такое утверждение: мужчина по своей природе полигамен и поэтому всегда стремится пополнять свою коллекцию связей, а женщина по своей сути моногамна и поэтому может любить одного человека, не нуждаясь в новых половых партнерах. Это утверждение до сих пор верно?
- Нет, нынешние эмансипированные женщины не меньше мужчин желают испытывать положительные эмоции, связанные с сексом, и все легче предаются сладострастию. Ведь достижения современной медицины в области контрацепции позволяют им чаще вступать в сексуальные контакты, нацеленные не на рождение ребенка, а исключительно на получение удовольствия. И в этом плане служители церкви могут со всем основанием утверждать, что мир все больше погрязает в грехе плоти.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Офицер-воспитатель показывает на кирпичную стену казармы и обращается к взводу:
- Рядовой Иванов, о чем вы думаете, глядя на эту стену?
- О нерушимом единстве партии и народа!
- Садись, «отлично»! Рядовой Петров, а вы о чем думаете, глядя на эту стену?
- О крепкой, как монолит, дружбе между народами нашей Родины!
- Садись, «отлично»! Рядовой Сидоров, а о чем вы думаете, глядя на эту стену?
- О бабах, товарищ капитан...
- Почему?
- А я о них все время думаю!
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Стоит ли бороться с пороком?
- У секса может быть много предназначений, и, помимо стимула для размножения, многие из них весьма позитивны, соответственно их трудно назвать похотью.
1. Секс является способом познания другого человека. Так, в Библии и многих других древних текстах выражение «познать женщину» означает иметь с ней сексуальную связь.
2. У многих людей сексуальное поведение служит попыткой сбросить напряжение, избавиться от стресса.
3. Для некоторых людей секс - это средство компенсации «серых будней» и недостатка ярких эмоций.
4. Наконец, есть творческие люди, которые черпают в сексе вдохновение.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ
Патриарх Кирилл (из речи на встрече с активистами молодежных организаций в Москве, февраль, 2009 г.):
- Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья.
Отец Владимир, Московская патриархия:
- Я могу лишь частично согласиться с психологом, ибо стоит нам начать оправдывать грех сладострастия в одной малости, как он неприметно захватит всю душу человека. Недаром святитель Иоанн Златоуст учил: «Избегай прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, ты одновременно становишься и нарушителем закона, и убиваешь свое тело, и позоришь себя, и душу свою подвергаешь мучениям, и бесчестишь свой род, и прогневляешь Бога». Никто не будет отрицать, что венерические заболевания, СПИД, проституция, преступность тесно связаны с похотью человеческой.
А вы считаете похоть пороком? Обсуждаем!
В следующем выпуске читайте про грех алчности.
Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 528
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Финские и британские исследователи сочли религию побочным продуктом культурной эволюции, а не её движущей силой.
Работа учёных из Хельсинкского колледжа передовых исследований и Гарвардского университета доступна для всех желающих на сайте журнала Trends in Cognitives Sciences. Авторы анализируют два подхода учёных к пониманию того, откуда возникали религиозные культы в самых различных культурах. Согласно первому — именно религия способствовала формированию морали и нравственности, согласно второму — она возникла параллельно с появлением представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Эгоистичные гены
Среди небиологов распространено мнение о том, что эволюционная теория (согласно которой выживают наиболее приспособленные к конкурентной борьбе особи) исключает связь морали с поведением. Однако эта точка зрения ошибочна: к примеру, генетически обусловленная забота о потомстве как раз повышает шансы на распространение «генов родительской заботы». Если рассматривать как единицу отбора не отдельных животных, а отдельные гены — то альтруизм может не препятствовать, а способствовать распространению генов. Такой подход, объясняющий возникновение «морального» поведения у животных, был популярно описан ещё в конце 1970-х годов известным британским биологом Ричардом Докинзом.
Концепция эгоистичного гена объясняет, почему родственники приходят друг другу на помощь — спасая брата или сестру, одна особь с высокой вероятностью помогает и части своих генов. Гены, связанные с появлением сложных социальных механизмов — например ген FoxP2, мутации в котором привели к появлению речи у человека, — тоже имеют лучшие шансы распространится в популяции. Вопрос только в том, насколько далеко простирается власть генов.
Что могут гены?
Генов, которые кодируют, к примеру, способность любить детей или тем более помогать окружающим, как таковых может и не быть. Однако недостаток определённых белков в нервных клетках — например рецепторов D2/D3 — может приводить к тому, что ощущение удовлетворения от своих действий будет притуплено: недавнее исследование американских учёных показало, что такая особенность присуща людям с низким социальным статусом.
По одной из версий, ранние религиозные культы возникли как приспособительный механизм, который помогает сплотить группу людей в одно целое и тем самым распространить генетически обусловленную заботу о ближних не только на своих родственников. Сторонники этого подхода указывают на то, что вера в потусторонние силы возникла не в какой-то одной культуре, а во многих разных и при этом географически обособленных группах — иными словами, на все народы мира действовал один и тот же фактор.
Биологическая целесообразность
То, что религия толкает людей на достаточно расточительные поступки вроде строительства гигантских соборов и пирамид, ещё не аргумент против её биологической природы. Гомосексуализм, например, тоже явно сам по себе не способствует размножению, однако он существует не только у человека, но и у животных — причём, с точки зрения биологов, отнюдь не в форме пагубно влияющей на вид девиации.
Бог? Я не нуждаюсь в этой гипотезе
Альтернативный взгляд на проблему появления религии таков: вера человека в сверхъестественное действительно имеет биологическую природу, однако мораль и нравственность тут ни при чём. Религиозные культы могли возникнуть параллельно морали, а их влияние на представления человека о нравственности связано просто с тем, что дающая ответы на почти все вопросы религия никак не смогла бы обойтись без рассмотрения этических задач.
Так всё-таки: нравственность возникла благодаря религии или же религия просто развивалась параллельно? Дать ответ на этот вопрос не так просто, однако с научной точки зрения он не является совершенно неразрешимым.
В частности, исследователи указывают на ряд научных работ, в которых предлагались модели, позволяющие объяснить появление морали процессами, никак не связанными с религиозностью. Наличие таких очевидных свойств психики, как память и способность узнавать других индивидов, приводит к тому, что аморальное поведение становится невыгодным. Окружающие запоминают тех, кто постоянно обманывает, после чего они попросту теряют доверие. Именно ради регуляции межличностных отношений могло совершенствоваться умение правильно предсказывать поведение других особей (если говорить о животных в целом). Опыт зоологов говорит, что задолго до появления религиозности возникли как минимум зачатки морали.
Причём такие аспекты религии, как жизнь после смерти и наличие души, тоже являются общими для многих народов. В племени Везо на Мадагаскаре, например, антропологи обнаружили двоякое представление о смерти — во многом схожее с универсальным. Согласно ему, после смерти тело окончательно перестаёт функционировать, но сам человек при этом лишь переходит в иную фазу бытия и никуда не исчезает. А если у разных племён, в разных точках планеты, примерно одинаковые представления о загробной жизни, то не логичнее ли считать религию продуктом развития общих черт человеческой психики?
Кто «моральнее»?
Для сопоставления моральных убеждений у людей с разным вероисповеданием психологами Гарвардского университета был разработан тест, в котором предлагалось решить следующую этическую задачу в нескольких вариантах: из-за лесного пожара загорелся трубопровод, и пламя быстро распространяется в сторону лесного домика. Вы можете так или иначе перенаправить огонь в другую сторону (переключив насос на перекачку топлива, открыв аварийный клапан), и при этом те, кто находится в домике, будут спасены. Но какой ценой? Например, у крана может стоять психопат, которого можно только убить — или там, куда пойдёт огонь, тоже есть люди. В христианстве разбором таких дилемм занимался святой Августин, сформулировавший принцип наименьшего вреда — но как ответят те, кто исповедуют другую религию или не исповедуют никакой?
В совместной работе гарвардского ученого Марка Хаузера и его финского коллеги Илкки Пиисиайнена результаты решения этих задач несколькими тысячами участников стали одним из ключевых аргументов в пользу того, что религия — всего лишь побочный продукт эволюции человеческой психики. Значительного разброса в ответах адептов разных конфессий и атеистов не наблюдалось.
Даже когда этот тест адаптировали для индейцев Мексики, являющихся потомками племен майя, результаты не изменились. Принцип минимизации вреда оказался достаточно общим. В своей статье учёные упоминают так называемую лингвистическую аналогию между моралью и грамматикой — и речь, и мораль есть проявления способности мозга обрабатывать информацию по определённым правилам, вычисляя допустимые и недопустимые решения (поступки в случае с моралью и фразы в случае с речью). Конкретные традиции могут, как и языки, заметно отличаться друг от друга, но общие фундаментальные принципы сохраняются неизменными.
Выводы
Накопленные этнографами, антропологами, культурологами и религиоведами материалы, скорее, свидетельствуют о том, что религия действительно возникла параллельно с моралью, но не способствовала становлению нравственных норм напрямую. Все предпосылки к вере в сверхъестественные силы и выполнению религиозных предписаний были заложены ещё до появления первых культов, а альтруистическое поведение имеет не только культурную, но и биологическую природу.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- Есть, просто у людей они называются смертными грехами и запрещены.
- И как запрет, действует?
- Какое там... Рефлексы-то безусловные!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Сетевой маркетинг Выгоды:
Завидовать, удел свой проклиная, идти по трупам, жадно, чтоб потом, заполучить
всё что душа желает, завидовать заставив всех кругом.
И сущность добродетели:
Зло всякое Добро уничтожает, и защищаться то обречено, естественно, разумно то
решает, у Зла учиться кое в чем нужно, так день за днем Добро броней крепчает, и
вдруг, однажды понимает, что, всех идеалов святости хватает, как раз для ширмы, чтобы сеять Зло.
Не значимая взгляд на первый малость: зла не творить, добра за мест того, не мучать всюду, не учить морали, а поступать всего лишь пра - виль - но.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 528
Рейтинг поста:
Эйнштейн. Вы верите в бога, изолированного от мира?
Тагор. Не изолированного. Неисчерпаемая личность человека постигает Вселенную. Ничего непостижимого для человеческой личности быть не может. Это доказывает, что истина Вселенной является человеческой истиной.
Чтобы пояснить свою мысль, я воспользуюсь одним научным фактом. Материя состоит из протонов и электронов, между которыми ничего нет, но материя может казаться сплошной, без связей в пространстве, объединяющих отдельные электроны и протоны. Точно так же человечество состоит из индивидуумов, но между ними существует взаимосвязь человеческих отношений, придающих человеческому обществу единство живого организма. Вселенная в целом так же связана с нами, как и индивидуум. Это - Вселенная человека. Высказанную идею я проследил в искусстве, литературе и религиозном сознании человека.
Эйнштейн. Существуют две различные концепции относительно природы Вселенной:
1) мир как единое целое, зависящее от человека;
2) мир как реальность, не зависящая от человеческого разума.
Тагор. Когда наша Вселенная находится в гармонии с вечным человеком, мы постигаем ее как истину и ощущаем ее как прекрасное.
Эйнштейн. Но это - чисто человеческая концепция Вселенной.
Тагор. Другой концепции не может быть. Этот мир - мир человека. Научные представления о нем - представления ученого. Поэтому мир отдельно от нас не существует. Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания. Существует некий стандарт разумного и прекрасного, придающий этому миру достоверность, - стандарт Вечного Человека, чьи ощущения совпадают с нашими ощущениями.
Эйнштейн. Ваш Вечный Человек - это воплощение сущности человека.
Тагор. Да, вечной сущности. Мы должны познавать ее посредством своих эмоций и деятельности. Мы познаем Высшего Человека, не обладающего свойственной нам ограниченностью. Наука занимается рассмотрением того, что не ограничено отдельной личностью, она является внеличным человеческим миром истин. Религия постигает эти истины и устанавливает их связь с нашими более глубокими потребностями; наше индивидуальное осознание истины приобретает общую значимость. Религия наделяет истины ценностью, и мы постигаем истину, ощущая свою гармонию с ней.
Эйнштейн. Но это значит, что истина или прекрасное не являются независимыми от человека.
Тагор. Не являются.
Эйнштейн. Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?Тагор. Да!
Эйнштейн. Я согласен подобной концепцией прекрасного, но не могу согласиться с концепцией истины.
Тагор. Почему? Ведь истина познается человеком.
Эйнштейн. Я не могу доказать правильность моей концепции, но это - моя религия.
Тагор. Прекрасное заключено в идеале совершенной гармонии, которая воплощена в универсальном человеке; истина есть совершенное постижение универсального разума. Мы, индивидуумы, приближаемся к истине, совершая мелкие и крупные ошибки, накапливая опыт, просвещая свой разум, ибо каким же еще образом мы познаем истину?
Эйнштейн. Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо убежден. Теорема Пифагора в геометрии устанавливает нечто приблизительно верное, независимо от существования человека. Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней.
Тагор. Истина, воплощенная в Универсальном Человеке, по существу должна быть человеческой, ибо в противном случае все, что мы, индивидуумы, могли бы познать, никогда нельзя было бы назвать истиной, по крайней мере научной истиной, к которой мы можем приближаться с помощью логических процессов, иначе говоря, посредством органа мышления, который является человеческим органом. Согласно индийской философии, существует Брахма, абсолютная истина, которую нельзя постичь разумом отдельного индивидуума или описать словами. Она познается лишь путем полного погружения индивидуума в бесконечность. Такая истина не может принадлежать науке. Природа же той истины, о которой мы говорим, носит внешний характер, т. е. она представляет собой то, что представляется истинным человеческому разуму, и поэтому эта истина - человеческая. Ее можно назвать Майей, или иллюзией.
Эйнштейн. В соответствии с Вашей концепцией, которая, может быть, является концепцией индийской философии, мы имеем дело с иллюзией не отдельной личности, а всего человечества в целом.
Тагор. В науке мы подчиняемся дисциплине, отбрасываем все ограничения, налагаемые нашим личным разумом, и таким образом приходим к постижению истины, воплощенной в разуме Универсального Человека.
Эйнштейн. Зависит ли истина от нашего сознания? В этом состоит проблема.
Тагор. То, что мы называем истиной, заключается в рациональной гармонии между субъективным и объективным аспектом реальности, каждый из которых принадлежит Универсальному Человеку.
Эйнштейн. Даже в нашей повседневной жизни мы вынуждены приписывать используемым нами предметам реальность, не зависящую от человека. Мы делаем это для того, чтобы разумным образом установить взаимосвязь между данными наших органов чувств. Например, этот стол останется на своем месте даже в том случае, если в доме никого не будет.
Тагор. Да, стол будет недоступен индивидуальному, но не универсальному разуму. Стол, который воспринимаю я, может быть воспринят разумом того же рода, что и мой.
Эйнштейн. Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в нее верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает.
Тагор. Наука доказала, что стол как твердое тело - это одна лишь видимость и, следовательно, то, что человеческий разум воспринимает как стол, не существовало, если бы не было человеческого разума. В то же время следует признать и то, что элементарная физическая реальность стола представляет собой не что иное, как множество отдельных вращающихся центров электрических сил и, следовательно, также принадлежит человеческому разуму. В процессе постижения истины происходит извечный конфликт между универсальным человеческим разумом и ограниченным разумом отдельного индивидуума. Непрекращающийся процесс постижения идет в нашей науке, философии, в нашей этике. Во всяком случае, если бы и была какая-нибудь абсолютная истина, не зависящая от человека, то для нас она была бы абсолютно не существующей.
Нетрудно представить себе разум, для которого последовательность событий развивается не в пространстве, а только во времени, подобно последовательности нот в музыке. Для такого разума концепция реальности будет сродни музыкальной реальности, для которой геометрия Пифагора лишена всякого смысла. Существует реальность бумаги, бесконечно далекая от реальности литературы. Для разума моли, поедающей бумагу, литература абсолютно не существует, но для разума человека литература как истина имеет большую ценность, чем сама бумага. Точно так же, если существует какая-нибудь истина, не находящаяся в рациональном или чувственном отношении к человеческому разуму, она будет оставаться ничем до тех пор, пока мы будем существами с разумом человека.
Эйнштейн. В таком случае я более религиозен, чем вы.
Тагор. Моя религия заключается в познании Вечного Человека, Универсального человеческого духа, в моем собственном существе. Она была темой моих гиббертовских лекций, которые я назвал "Религия человека".
http://scepsis.ru/library/id_47.html