Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока (полностью)

Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока (полностью)


17-02-2010, 09:36 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: VP | комментариев: (5) | просмотров: (5 031)

Грех № 4: алчность

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА

Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока [обсуждение]

Продолжение. Начало в номерах за 8, 10 и 11 февраля 2010 г.


В прошлых номерах мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока - зависти и самых сладких - чревоугодии и похоти. Сегодня узнаем, чем чревато для репутации и здоровья проявление алчности. Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий ЩЕРБАТЫХ.

 

ПОСЛЕДНЮЮ РУБАХУ НЕ ОТДАСТ


- Юрий Викторович, так ли уж плохо быть жадиной? Ведь того, кто последней рубахой не поделится, можно назвать бережливым.


- Многие путают понятия «жадность», «экономность», «скупость», «расчетливость». А между этими терминами есть принципиальная разница. Так, по науке, термин «жадность» объединяет два понятия - «алчность» и «скупость». Алчность - это стремление получить как можно больше, а скупость - потратить как можно меньше. А такие, казалось бы, похвальные черты характера, как расчетливость, экономность и бережливость, тоже могут перейти в разряд скупости, если переступят за грань разумного и станут навязчивой идеей.

 

 

- Но в итоге эффект получается все равно один - приумножение богатства. Откуда у людей взялась эта тяга к стяжательству?

- С точки зрения науки возраст жадности такой же, что и человечества, - более двух миллионов лет. Эта черта характера у нас в генах. Ведь в далеком прошлом в условиях нехватки ресурсов люди, чтобы выжить, стремились при первой возможности захватывать больше пищи, сырья, орудий труда и охоты. И очень неохотно делились добычей и завоеванными землями с окружающими. Позже с появлением денег изменился характер корыстного чувства - оно сконцентрировалось на чистогане, за который можно приобрести почти все на свете. И уровень жадности человека стал определяться еще воспитанием и влиянием общества. То есть у многих жадность стала не только врожденной, но и приобретенной. А с религиозной точки зрения жадность навязывается человеку обществом или дьяволом.

 

- Я слышала, что генетики и нейрофизиологи пытались найти «центр жадности». Удалось?


- Последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета позволили найти участок человеческого мозга, который возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, ученые заметили любопытный феномен. При появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием «нуклеус аккумбенс». Когда же игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось. Но это «центр жадности» или нет - еще предстоит выяснить. Если поиски увенчаются успехом, тогда, возможно, станут этот «центр» гасить и скряг превращать в щедрых людей.

 

ШВАРЦЕНЕГГЕР - СКРЯГА


- Может, жадными становятся от бедности? Ведь многие рассуждают так: был бы богачом, так сорил бы деньгами.


- Сомневаюсь. Многие толстосумы не отличаются щедростью и не скрывают свой грех. Так, например, миллионер и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер очень не любит мотовства. Например, он внимательно следит, чтобы его жена не покупала лишних вещей. И если ему кажется, что она приобрела что-то зря, то заставляет ее возвращать обратно в магазин упакованный товар. Другой богатейший человек мира - 83-летний швед, основатель сети магазинов IKEA Ингвар Кампрад - вообще превратился в законченного скрягу. При своем состоянии в почти тридцать миллиардов долларов он летает только эконом-классом, останавливается в трехзвездочных отелях, часто пользуется общественным транспортом да еще предъявляет удостоверение пенсионера, дающее право на скидку.

 

- К этому вредному пороку нас, как правило, толкает «презренный металл». Значит, деньги - зло?


- Скорее необходимый элемент этого мира, который напоминает лезвие бритвы, по которому нам приходится идти. Если мы впадем в жадность, то обрекаем себя на вечную погоню за материальными благами. Но если отрицаем их ценность и гордимся своей бедностью, то ограничиваем свои возможности и прозябаем. И только если мы научимся зарабатывать их в достаточном количестве, чтобы взять от мира то, что нам действительно важно, но в то же время не поддадимся их злой магии, только тогда мы обретем свободу, получим возможность реализовать себя в этом мире и можем прожить долгую интересную жизнь.

 

- В чем опасность алчности?


- Этому греху трудно поддаваться на четверть или наполовину. Он быстро захватывает всю душу человека. Множество преступлений обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество и убийства по корыстным побуждениям - все это ее плоды. Подчиняясь алчной страсти, люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями. Я бы всем, кто собирается идти против совести ради наживы, посоветовал вспоминать мудрого Соломона. Он значительную часть своей жизни посвятил накоплению богатства, но потом понял, что ни серебро, ни золото сами по себе не приносят счастья. Ведь счастье - это состояние души, и душа бедняка может беззаботно петь, в то время как душа богача может быть покрытой черной пеленой зависти и гнева. Поэтому в книге Екклесиаста мы читаем: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!»

 

ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ


- Как у жадин со здоровьем? 

 

- Неважно. Особенно серьезные нарушения возникают у людей при хронической неутоленной жадности, когда человек в течение длительного времени испытывает желание что-то приобрести и мучается от своей же скупости или зависти. В этом случае возникают все признаки психологического стресса, который может оказать свое вредоносное влияние на любой орган человека по принципу «слабого звена». Человеческая алчность разрушает здоровье по-разному: путем психосоматических связей между корой больших полушарий и внутренними органами, через нарушение нейро-эндокринной регуляции обмена веществ, а также опосредованно - через нарушение сна и режима питания. Кроме того, жадность нередко трансформируется в раздражение и гнев, из-за которых повышается уровень адреналина и норадреналина в крови. Эти гормоны вредно влияют на сердечно-сосудистую систему и способствуют развитию гипертонии, инфарктов и инсультов. Так, медицинской статистикой установлено, что жадин поражают заболевания кожи в 5 раз чаще, инфаркты - в 6 раз чаще, инсульты и гипертония - в 3 раза чаще, чем людей щедрых, великодушных.

Положение осложняется тем, что жадные люди экономят на всем, в том числе на лекарствах и квалифицированной врачебной помощи, которая тоже стоит денег. В результате, когда болезнь серьезно достает человека и он наконец обращается к врачу,  зачастую бывает уже поздно вернуть потерянное здоровье. Вспомните бальзаковского Гобсека.

 

- Напугали не на шутку, доктор! Но если алчность жива два миллиона лет, значит, она для чего-нибудь нужна?


- В каком-то смысле жадность, как и зависть, является движущей силой прогресса. Они обе разжигают амбиции, способствуют развитию предпринимательства, промышленности и торговли, заставляют человека шевелиться, чтобы догнать и перегнать «своего соседа». В конце концов знаменитый Эдисон большую часть своих изобретений сделал с целью разбогатеть.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ


Отец Владимир, Московская патриархия:


- С прискорбием замечаю, как люди забывают о душе, погнавшись за призраком золотого тельца. Причина жадности - это духовные голод и жажда, с которыми рождается человек на свет, а потом, вместо того чтобы наполнить свою душу Богом, жадный человек пытается заглушить свою неудовлетворенность материальными благами и богатствами. Для исправления порока алчности нужно помнить слова Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

 

АНЕКДОТ В ТЕМУ


Умирает жадина. Собрались вокруг него родственники и друзья. Спрашивают:

- Ну что, Вася, был ли ты счастлив в этой жизни?

- Нет.

- Почему так?

- Дома у себя клал 1 кусок сахара в чай, в гостях - 3 куска. А любил-то с 2!

 

СОВЕТЫ ДОКТОРА


Профессор Юрий Щербатых
Профессор Юрий Щербатых

Как избавиться от порока?


Культивируйте в себе щедрость, помогая другим людям. Хоть ластиком иногда поделитесь.

 

Перестаньте гоняться за богатством и концентрируйте внимание не на деньгах, а на достижениях.

 

Перед походом в супермаркет составляйте список покупок и определяйте, что вам нужно в первую очередь, а без чего вы можете вполне обойтись. И строго придерживайтесь списка!

 

Старайтесь общаться с щедрыми людьми, беря с них хороший пример.

 

Один день в неделю соблюдайте «диету вещизма»: обходитесь небольшой порцией пищи, пользуйтесь минимумом вещей - одевайтесь просто, а автомобиль оставьте в гараже. В итоге вы с удивлением увидите, как мало нужно для жизни человеку!

 

В следующем номере - о грехе гордыни.

 

А вы считаете алчность пороком? Обсудим!

 



Источник: kp.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (5) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #5 написал: Огонёк (12 февраля 2010 11:00)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 528
    Рейтинг поста:
    0
    Есть много утренних зорь, Которые еще не светили…

       
     


  2. » #4 написал: ULTRA (10 февраля 2010 15:13)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Моральные нормы человечества формировались независимо от религии.

    Финские и британские исследователи сочли религию побочным продуктом культурной эволюции, а не её движущей силой.


    Работа учёных из Хельсинкского колледжа передовых исследований и Гарвардского университета доступна для всех желающих на сайте журнала Trends in Cognitives Sciences. Авторы анализируют два подхода учёных к пониманию того, откуда возникали религиозные культы в самых различных культурах. Согласно первому — именно религия способствовала формированию морали и нравственности, согласно второму — она возникла параллельно с появлением представлений людей о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Эгоистичные гены

    Среди небиологов распространено мнение о том, что эволюционная теория (согласно которой выживают наиболее приспособленные к конкурентной борьбе особи) исключает связь морали с поведением. Однако эта точка зрения ошибочна: к примеру, генетически обусловленная забота о потомстве как раз повышает шансы на распространение «генов родительской заботы». Если рассматривать как единицу отбора не отдельных животных, а отдельные гены — то альтруизм может не препятствовать, а способствовать распространению генов. Такой подход, объясняющий возникновение «морального» поведения у животных, был популярно описан ещё в конце 1970-х годов известным британским биологом Ричардом Докинзом.

    Концепция эгоистичного гена объясняет, почему родственники приходят друг другу на помощь — спасая брата или сестру, одна особь с высокой вероятностью помогает и части своих генов. Гены, связанные с появлением сложных социальных механизмов — например ген FoxP2, мутации в котором привели к появлению речи у человека, — тоже имеют лучшие шансы распространится в популяции. Вопрос только в том, насколько далеко простирается власть генов.

    Что могут гены?

    Генов, которые кодируют, к примеру, способность любить детей или тем более помогать окружающим, как таковых может и не быть. Однако недостаток определённых белков в нервных клетках — например рецепторов D2/D3 — может приводить к тому, что ощущение удовлетворения от своих действий будет притуплено: недавнее исследование американских учёных показало, что такая особенность присуща людям с низким социальным статусом.

    По одной из версий, ранние религиозные культы возникли как приспособительный механизм, который помогает сплотить группу людей в одно целое и тем самым распространить генетически обусловленную заботу о ближних не только на своих родственников. Сторонники этого подхода указывают на то, что вера в потусторонние силы возникла не в какой-то одной культуре, а во многих разных и при этом географически обособленных группах — иными словами, на все народы мира действовал один и тот же фактор.

    Биологическая целесообразность


    То, что религия толкает людей на достаточно расточительные поступки вроде строительства гигантских соборов и пирамид, ещё не аргумент против её биологической природы. Гомосексуализм, например, тоже явно сам по себе не способствует размножению, однако он существует не только у человека, но и у животных — причём, с точки зрения биологов, отнюдь не в форме пагубно влияющей на вид девиации.

    Бог? Я не нуждаюсь в этой гипотезе

    Альтернативный взгляд на проблему появления религии таков: вера человека в сверхъестественное действительно имеет биологическую природу, однако мораль и нравственность тут ни при чём. Религиозные культы могли возникнуть параллельно морали, а их влияние на представления человека о нравственности связано просто с тем, что дающая ответы на почти все вопросы религия никак не смогла бы обойтись без рассмотрения этических задач.

    Так всё-таки: нравственность возникла благодаря религии или же религия просто развивалась параллельно? Дать ответ на этот вопрос не так просто, однако с научной точки зрения он не является совершенно неразрешимым.

    В частности, исследователи указывают на ряд научных работ, в которых предлагались модели, позволяющие объяснить появление морали процессами, никак не связанными с религиозностью. Наличие таких очевидных свойств психики, как память и способность узнавать других индивидов, приводит к тому, что аморальное поведение становится невыгодным. Окружающие запоминают тех, кто постоянно обманывает, после чего они попросту теряют доверие. Именно ради регуляции межличностных отношений могло совершенствоваться умение правильно предсказывать поведение других особей (если говорить о животных в целом). Опыт зоологов говорит, что задолго до появления религиозности возникли как минимум зачатки морали.

    Причём такие аспекты религии, как жизнь после смерти и наличие души, тоже являются общими для многих народов. В племени Везо на Мадагаскаре, например, антропологи обнаружили двоякое представление о смерти — во многом схожее с универсальным. Согласно ему, после смерти тело окончательно перестаёт функционировать, но сам человек при этом лишь переходит в иную фазу бытия и никуда не исчезает. А если у разных племён, в разных точках планеты, примерно одинаковые представления о загробной жизни, то не логичнее ли считать религию продуктом развития общих черт человеческой психики?

    Кто «моральнее»?

    Для сопоставления моральных убеждений у людей с разным вероисповеданием психологами Гарвардского университета был разработан тест, в котором предлагалось решить следующую этическую задачу в нескольких вариантах: из-за лесного пожара загорелся трубопровод, и пламя быстро распространяется в сторону лесного домика. Вы можете так или иначе перенаправить огонь в другую сторону (переключив насос на перекачку топлива, открыв аварийный клапан), и при этом те, кто находится в домике, будут спасены. Но какой ценой? Например, у крана может стоять психопат, которого можно только убить — или там, куда пойдёт огонь, тоже есть люди. В христианстве разбором таких дилемм занимался святой Августин, сформулировавший принцип наименьшего вреда — но как ответят те, кто исповедуют другую религию или не исповедуют никакой?

    В совместной работе гарвардского ученого Марка Хаузера и его финского коллеги Илкки Пиисиайнена результаты решения этих задач несколькими тысячами участников стали одним из ключевых аргументов в пользу того, что религия — всего лишь побочный продукт эволюции человеческой психики. Значительного разброса в ответах адептов разных конфессий и атеистов не наблюдалось.

    Даже когда этот тест адаптировали для индейцев Мексики, являющихся потомками племен майя, результаты не изменились. Принцип минимизации вреда оказался достаточно общим. В своей статье учёные упоминают так называемую лингвистическую аналогию между моралью и грамматикой — и речь, и мораль есть проявления способности мозга обрабатывать информацию по определённым правилам, вычисляя допустимые и недопустимые решения (поступки в случае с моралью и фразы в случае с речью). Конкретные традиции могут, как и языки, заметно отличаться друг от друга, но общие фундаментальные принципы сохраняются неизменными.

    Выводы

    Накопленные этнографами, антропологами, культурологами и религиоведами материалы, скорее, свидетельствуют о том, что религия действительно возникла параллельно с моралью, но не способствовала становлению нравственных норм напрямую. Все предпосылки к вере в сверхъестественные силы и выполнению религиозных предписаний были заложены ещё до появления первых культов, а альтруистическое поведение имеет не только культурную, но и биологическую природу.

       
     


  3. » #3 написал: Landgraf (10 февраля 2010 12:16)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    - А у людей есть безусловные рефлексы?
    - Есть, просто у людей они называются смертными грехами и запрещены.
    - И как запрет, действует?
    - Какое там... Рефлексы-то безусловные!

       
     


  4. » #2 написал: ULTRA (10 февраля 2010 11:40)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Сетевой маркетинг Выгоды:

    Завидовать, удел свой проклиная, идти по трупам, жадно, чтоб потом, заполучить

    всё что душа желает, завидовать заставив всех кругом.

     

    И сущность добродетели:

    Зло всякое Добро уничтожает, и защищаться то обречено, естественно, разумно то

    решает, у Зла учиться кое в чем нужно, так день за днем Добро броней крепчает, и

    вдруг, однажды понимает, что, всех идеалов святости хватает, как раз для ширмы, чтобы сеять Зло.

     

    Не значимая взгляд на первый малость: зла не творить, добра за мест того, не мучать всюду, не учить морали, а поступать всего лишь пра - виль - но.


       
     


  5. » #1 написал: Огонёк (8 февраля 2010 14:23)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 528
    Рейтинг поста:
    0
    Природа реальности Беседа с Рабиндранатом Тагором

    Эйнштейн. Вы верите в бога, изолированного от мира?

    Тагор. Не изолированного. Неисчерпаемая личность человека постигает Вселенную. Ничего непостижимого для человеческой личности быть не может. Это доказывает, что истина Вселенной является человеческой истиной.
    Чтобы пояснить свою мысль, я воспользуюсь одним научным фактом. Материя состоит из протонов и электронов, между которыми ничего нет, но материя может казаться сплошной, без связей в пространстве, объединяющих отдельные электроны и протоны. Точно так же человечество состоит из индивидуумов, но между ними существует взаимосвязь человеческих отношений, придающих человеческому обществу единство живого организма. Вселенная в целом так же связана с нами, как и индивидуум. Это - Вселенная человека. Высказанную идею я проследил в искусстве, литературе и религиозном сознании человека.

    Эйнштейн. Существуют две различные концепции относительно природы Вселенной:
    1) мир как единое целое, зависящее от человека;
    2) мир как реальность, не зависящая от человеческого разума.

    Тагор. Когда наша Вселенная находится в гармонии с вечным человеком, мы постигаем ее как истину и ощущаем ее как прекрасное.

    Эйнштейн. Но это - чисто человеческая концепция Вселенной.

    Тагор. Другой концепции не может быть. Этот мир - мир человека. Научные представления о нем - представления ученого. Поэтому мир отдельно от нас не существует. Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания. Существует некий стандарт разумного и прекрасного, придающий этому миру достоверность, - стандарт Вечного Человека, чьи ощущения совпадают с нашими ощущениями.

    Эйнштейн. Ваш Вечный Человек - это воплощение сущности человека.

    Тагор. Да, вечной сущности. Мы должны познавать ее посредством своих эмоций и деятельности. Мы познаем Высшего Человека, не обладающего свойственной нам ограниченностью. Наука занимается рассмотрением того, что не ограничено отдельной личностью, она является внеличным человеческим миром истин. Религия постигает эти истины и устанавливает их связь с нашими более глубокими потребностями; наше индивидуальное осознание истины приобретает общую значимость. Религия наделяет истины ценностью, и мы постигаем истину, ощущая свою гармонию с ней.

    Эйнштейн. Но это значит, что истина или прекрасное не являются независимыми от человека.

    Тагор. Не являются.

    Эйнштейн. Если бы людей вдруг не стало, то Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?

    Тагор. Да!

    Эйнштейн. Я согласен подобной концепцией прекрасного, но не могу согласиться с концепцией истины.

    Тагор. Почему? Ведь истина познается человеком.

    Эйнштейн. Я не могу доказать правильность моей концепции, но это - моя религия.

    Тагор. Прекрасное заключено в идеале совершенной гармонии, которая воплощена в универсальном человеке; истина есть совершенное постижение универсального разума. Мы, индивидуумы, приближаемся к истине, совершая мелкие и крупные ошибки, накапливая опыт, просвещая свой разум, ибо каким же еще образом мы познаем истину?

    Эйнштейн. Я не могу доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но в этом я твердо убежден. Теорема Пифагора в геометрии устанавливает нечто приблизительно верное, независимо от существования человека. Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней.

    Тагор. Истина, воплощенная в Универсальном Человеке, по существу должна быть человеческой, ибо в противном случае все, что мы, индивидуумы, могли бы познать, никогда нельзя было бы назвать истиной, по крайней мере научной истиной, к которой мы можем приближаться с помощью логических процессов, иначе говоря, посредством органа мышления, который является человеческим органом. Согласно индийской философии, существует Брахма, абсолютная истина, которую нельзя постичь разумом отдельного индивидуума или описать словами. Она познается лишь путем полного погружения индивидуума в бесконечность. Такая истина не может принадлежать науке. Природа же той истины, о которой мы говорим, носит внешний характер, т. е. она представляет собой то, что представляется истинным человеческому разуму, и поэтому эта истина - человеческая. Ее можно назвать Майей, или иллюзией.

    Эйнштейн. В соответствии с Вашей концепцией, которая, может быть, является концепцией индийской философии, мы имеем дело с иллюзией не отдельной личности, а всего человечества в целом.

    Тагор. В науке мы подчиняемся дисциплине, отбрасываем все ограничения, налагаемые нашим личным разумом, и таким образом приходим к постижению истины, воплощенной в разуме Универсального Человека.

    Эйнштейн. Зависит ли истина от нашего сознания? В этом состоит проблема.

    Тагор. То, что мы называем истиной, заключается в рациональной гармонии между субъективным и объективным аспектом реальности, каждый из которых принадлежит Универсальному Человеку.

    Эйнштейн. Даже в нашей повседневной жизни мы вынуждены приписывать используемым нами предметам реальность, не зависящую от человека. Мы делаем это для того, чтобы разумным образом установить взаимосвязь между данными наших органов чувств. Например, этот стол останется на своем месте даже в том случае, если в доме никого не будет.

    Тагор. Да, стол будет недоступен индивидуальному, но не универсальному разуму. Стол, который воспринимаю я, может быть воспринят разумом того же рода, что и мой.

    Эйнштейн. Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в нее верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает.

    Тагор. Наука доказала, что стол как твердое тело - это одна лишь видимость и, следовательно, то, что человеческий разум воспринимает как стол, не существовало, если бы не было человеческого разума. В то же время следует признать и то, что элементарная физическая реальность стола представляет собой не что иное, как множество отдельных вращающихся центров электрических сил и, следовательно, также принадлежит человеческому разуму. В процессе постижения истины происходит извечный конфликт между универсальным человеческим разумом и ограниченным разумом отдельного индивидуума. Непрекращающийся процесс постижения идет в нашей науке, философии, в нашей этике. Во всяком случае, если бы и была какая-нибудь абсолютная истина, не зависящая от человека, то для нас она была бы абсолютно не существующей.
    Нетрудно представить себе разум, для которого последовательность событий развивается не в пространстве, а только во времени, подобно последовательности нот в музыке. Для такого разума концепция реальности будет сродни музыкальной реальности, для которой геометрия Пифагора лишена всякого смысла. Существует реальность бумаги, бесконечно далекая от реальности литературы. Для разума моли, поедающей бумагу, литература абсолютно не существует, но для разума человека литература как истина имеет большую ценность, чем сама бумага. Точно так же, если существует какая-нибудь истина, не находящаяся в рациональном или чувственном отношении к человеческому разуму, она будет оставаться ничем до тех пор, пока мы будем существами с разумом человека.

    Эйнштейн. В таком случае я более религиозен, чем вы.

    Тагор. Моя религия заключается в познании Вечного Человека, Универсального человеческого духа, в моем собственном существе. Она была темой моих гиббертовских лекций, которые я назвал "Религия человека".

     

    Беседа состоялась 14 июля 1930 г. на даче Эйнштейна в Капуте под Берлином.

    http://scepsis.ru/library/id_47.html

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map