ОКО ПЛАНЕТЫ > Теории и гипотезы > Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока (полностью)
Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока (полностью)17-02-2010, 09:36. Разместил: VP |
||||||||||||||||||
Грех № 1: зависть
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока [обсуждение]ПРЕЖДЕ ИХ БЫЛО ВОСЕМЬ В свет вышла монография профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук Юрия Щербатых «Семь смертных грехов», которые в настоящее время включают зависть, гордыню, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние. Автор детально разбирает каждый из них. Вместе с ним и мы попробуем. Вдруг получится оградить себя от соблазнов и не грешить...
- Юрий Викторович, почему, кстати, грехи в христианстве называют смертными? Ведь от похоти или зависти не умрешь, как от бледных поганок? - Но они ведут к погибели души согласно религиозному учению. Вообще первое упоминание о грехах можно найти в древнеегипетской Книге Мертвых, созданной четыре тысячи лет назад. Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние. И если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан. Вопреки распространенному заблуждению Библия не содержит точного перечня смертных грехов. И мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими, исходя из заветов Моисея (Десять заповедей) и Иисуса Христа (Нагорная проповедь). При этом Моисей в своих Заповедях упомянул только похоть и зависть, а Христос обличил гнев, похоть и алчность. Первоначальный список смертных грехов появился в трудах Евагрия Понтийского, и было их там восемь, но потом печаль заменили на зависть, а тщеславие объединили с гордостью. В такой редакции список появился в VII веке в трудах Папы Григория Великого. А окончательно концепция смертных грехов получила всеобщее распространение после работ известного богослова Фомы Аквинского (XIII век) - обман, воровство и убийство, которые строго осуждал Моисей, не попали в список.
БОЛЕЗНЬ КРАСНЫХ ГЛАЗ - Поскольку строгого перечня грехов нет, какой начнем разбирать первым? - Я бы предложил зависть. Это самое вредное чувство! Если похоть, обжорство, гордыня доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих жизнь. Она превращает все хорошее в плохое, радость окружающих - в собственное раздражение, успехи и преимущества других - в чувство собственной ущербности. Кроме того, если люди порой бравируют своими другими грехами, то свою зависть стараются скрывать. Ведь она есть явное признание бессилия человека получить то, что есть у другого. А в своей слабости и беспомощности никто признаваться не любит.
- Но если этот грех приносит только огорчения, почему от него не пытаются немедленно избавиться? А некоторые даже смакуют: «Ну и пусть мне будет плохо!» - У зависти оттенков много. Она же бывает не только «черной», рождающей тупую злобу, но и «белой» - то есть с преобладанием радости за другого человека. Кстати, по-латыни слово «зависть» звучит livor - «синева». Древние римляне говорили «посинел» от зависти, в то время как русские - «позеленел». А в Китае зависть имеет красный цвет, потому что ее там называют «болезнью красных глаз».
У КОГО ДЕНЕГ БОЛЬШЕ - Я заметила, что с возрастом чувство зависти начинает ослабевать. С чем это связано? - Действительно, по данным социологических исследований, начиная с 60 лет люди меньше завидуют. Может быть, это связано с тем, что пожилые наконец начинают ценить жизнь за ее простые радости. Меньше предъявляют к ней претензий за то, что судьба, по их мнению, им недодала. Больше же всего недовольны распределением благ молодые люди от 18 до 25 лет. Им хочется «всего и сразу», и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны.
- А чему больше всего завидуют женщины и мужчины? - Данные социологов европейских стран, в том числе и России, показывают, что женщины больше всего завидуют вниманию мужчин к другим женщинам. На втором месте у них - социальный статус, зарплата, машина. Мужская половина более чувствительно реагирует на карьерный взлет приятелей, их материальный успех, престижную марку автомобиля, размер коттеджа, славу.
НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ - Как вообще появилась у человечества зависть? - Существуют две версии ее возникновения - врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть - это некая генетическая программа наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Сторонники этой теории считают: те древние люди, которые завидовали своим соплеменникам, имели больше стимулов для самосовершенствования. Соответственно у них было больше шансов выжить и передать «гены зависти» своим потомкам. Например, один древний охотник завидовал другому, более удачливому, и старался сделать себе более совершенное копье или лук, потом упорно преследовал добычу и, в конце концов, победителем приходил в племя. Или женщина завидовала красоте соперницы и старалась ее превзойти. Украшала себя, старалась приготовить более вкусную пищу или была более ласкова с мужчиной, который ей нравился, и в результате имела от него детей.
- Теория в принципе логичная, но она никак не объясняет тяжелое, иссушающее душу чувство, которое вовсе не толкает к соревнованию с соперником. Что говорит другая теория? - Теория «социального научения» получила гораздо больше сторонников, потому что считает: зависти человек учится в процессе социальной жизни. Когда родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать своего ребенка с другими детьми - более успешными, с их точки зрения, то в результате они невольно и засевают чистую душу ребенка семенами греха зависти. В результате ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, причем сравнение получается не в его пользу. Возникает недовольство собой и, как следствие, негативное отношение к тому, кого взяли примером.
«ПСИХИЧЕСКИЙ ЯД» - Говорят, что завистники выделяют «психический яд», который мысленно направляют в сторону объекта своей неприязни. Это не опасно для здоровья? - Нет, сколько бы несчастий ни посылал завистник на голову счастливца, вся его злоба остается в нем самом, подтачивая его силы и здоровье. Ведь зависть, как и любая другая отрицательная эмоция, активирует симпатическую нервную систему, которая заставляет напрягаться мышцы, учащает пульс, повышает артериальное давление и нарушает нормальную работу пищеварительной системы.
- Этак и до гипертонии или язвы желудка можно дойти? - Конечно! Поэтому, прежде чем завидовать кому-то, нужно спросить себя: «Разве я хочу испортить себе здоровье? Мало того что у меня нет того, из-за чего я завидую, так еще и здоровья лишусь». Если вы хотите чем-то досадить другому человеку, который, по вашему мнению, получил от жизни слишком много, то нет лучшего средства, чем стать более здоровым, чем он, более богатым и успешным.
- Кстати, а может, зависть зря занесли в список смертных грехов? Ведь в спорте, искусстве, науке зависть всегда была стимулом к победе. Даже прогресс человечества во многом обязан именно ей. Например, зависть людей к птицам послужила толчком к созданию самолета, а к рыбам - к разработке акваланга. - Конечно, хорошо, когда зависть конструктивная, соревновательная. Но если не хватает сил и желания преуспеть, то это чувство быстро «чернеет». Самый яркий пример - легенда о Сальери, который не стал совершенствовать свой дар, а взял и отравил Моцарта.
СОВЕТЫ ДОКТОРА Как излечиться от этого порока? Научитесь контролировать свои мысли. Задайте себе вопрос: «Зачем я буду испытывать негативные эмоции? Что мне это даст?»
Следует осознать, что нельзя судить о благополучии человека только по каким-то его внешним признакам. Фасад чужой жизни нередко бывает лживым или сильно приукрашенным.
Необходимо признать тот факт, что богатство и успех пришли к объекту вашей зависти в результате тяжелого многолетнего труда. А не свалились с неба просто так. Надо прекратить сравнивать себя с другими, более успешными, и сосредоточиться на собственной уникальности. Позвольте другим быть ими, а себе - собой. Со всеми недостатками и достоинствами.
Подумайте, в какой профессии вы будете настоящим мастером, возьмите себе лозунгом «Догнать и перегнать», и тогда вам будут завидовать, а не вы.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ Отец Владимир, Московская патриархия: - Грех зависти заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. А Бог дает каждому человеку то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божиим. Желание же обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит планам и замыслам Творца. Таким образом, получается, что зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога. Так как церковь считает, что все в этом мире делается по воле Божией, следовательно, завидовать ближнему или дальнему - значит гневить Господа, ибо все в этой жизни совершается по Его воле.
Грех №2: чревоугодиеРис. Валентина ДРУЖИНИНА.
В свет вышла книга профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук Юрия Щербатых «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» [обсуждение]Продолжение. В прошлом номере мы с автором детально разобрали грех зависти. Сегодня узнаем, что плохого в страстном желании вкусно и много есть?
ВЕСЕЛЫЕ ТОЛСТЯКИ - Юрий Викторович, странно, что к смертным грехам причисляют удовлетворение естественной человеческой потребности в еде.
- Вот своей якобы безобидностью этот порок и убийственен для здоровья человека. Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы. Последние исследования показали убедительную связь между избыточным питанием и сокращением продолжительности жизни человека.
- А другие исследования ученых из университета города Бристоля показали: толстые люди меньше подвержены депрессии и реже сводят счеты с жизнью по сравнению со своими худыми собратьями. Оказалось, что худые люди доводят себя до депрессии собственными усилиями по поддержанию фигуры. А толстяки, даже терпящие неудачи при попытках соблюдать диеты, не теряют бодрого расположения духа. По словам ученых, «они научились получать такое большое удовольствие от еды, что свой позитивный настрой распространяют на все остальное».
- Действительно, английские ученые установили, что лишний вес не просто снижает риск депрессии. Он снижает его пропорционально: чем вы толще, тем меньше вероятность того, что вы совершите самоубийство. Конечно, если не считать опасное для жизни ожирение изощренной и весьма приятной формой суицида.
- В чем же суть порока?
- Суть его состоит в том, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности. Причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне. Или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест, пока еда влезает в желудок. Некоторые диетологи называют обжорство «синдромом пищевых эксцессов». Подразумевают, что на такого человека время от времени нападает непреодолимое желание есть все подряд, а затем его сознание «входит в норму», и он раскаивается в содеянном.
ЦЕНТР ГОЛОДА
- Но, согласитесь, само по себе переедание, если оно происходит время от времени, не опасно?
- Конечно, нет. Однако люди, как правило, переживают, когда переедают, их мучает чувство стыда за свою слабость. И на этой почве они подвержены риску депрессии. Поэтому тут я с английскими учеными не соглашусь! Чувство вины у людей, уступивших своему желанию наесться до отвала, обычно сопровождается клятвами никогда не делать этого снова. Но потом наступает очередной праздник или человек проходит мимо соблазнительной витрины кондитерской - и все начинается сначала.
- Что толкает людей на этот опасный грех?
- Причин обжорства множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровнях. Физиологическая основа обжорства - чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают «центр голода», который включает программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу. А нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную. Что касается психологических причин, то обжорство может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение. В этом случае человек как бы заедает нерешаемые проблемы. Также чревоугодие может быть ответом на длительное воздержание от пищи после окончания срока диеты или религиозного поста. Пример обжорства могут подавать родители, стиль жизни которых дети копируют с самого раннего возраста. Ученые из Кембриджского университета считают, что причины чревоугодия следует искать в генах. Ведь оказывается, что часть пациентов, страдающих неконтролируемым обжорством, обладает генетической мутацией, которая приводит к нехватке гормона лептина. Этот гормон регулирует в организме чувство голода и сигнализирует определенным участкам мозга, что организм человека уже насытился. Если же в организме не хватает лептина, то люди постоянно испытывают чувство голода.
БЫСТРО И КАЛОРИЙНО
Существует целая индустрия, эксплуатирующая грех обжорства. В первую очередь это система фаст-фуда (быстрого питания), которая работает под лозунгом «Быстро. Дешево. Калорийно». Жаренная в растительном масле картошка, котлета с булочкой и большой стакан колы - все это классический пример «неправильной пищи», которая тем не менее пользуется спросом у населения. К сожалению, негативные последствия подобного питания не видны сразу, и поэтому не пугают человека. Обычно он не связывает избыточный вес, больную печень, плохую кожу или запоры со своим пристрастием к гамбургерам и картошке фри. Второй бизнес, эксплуатирующий этот грех, - современные супермаркеты, куда категорически не рекомендуется ходить на голодный желудок. Если человек пренебрегает этой рекомендацией, то при виде разнообразной пищи в красивых упаковках начинает интенсивно перекладывать ее в свою корзинку. И в результате покупает гораздо больше продуктов, чем ему необходимо. А дома все это приходится есть - не пропадать же добру!
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Как бороться с пороком?
Сделайте своей привычкой взвешиваться. Ежедневно, натощак, с записью в ежедневнике. Небольшие колебания веса тела в пределах 1 - 1,5 кг можно игнорировать, но вот неуклонное увеличение должно стать тревожным симптомом и сигналом для начала изменения своего образа мыслей и жизни. Лечение обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с психологического настроя. Иначе борьба с этим пороком будет сущим мучением. Проанализируйте: почему вы стали есть больше или двигаться меньше? Часто бывает так: как только человек решает свои проблемы, вес тут же приходит в норму. Учитесь преодолевать стрессы. Найдите в жизни иные радости, кроме обильного питания: спорт, секс, общение, хобби. Начните много есть свежих овощей и фруктов. Вегетарианцев редко называют обжорами, даже если они съедают целую гору салата. Уменьшить вес тела сегодня можно с помощью когнитивно-поведенческой, межличностной, групповой психотерапии. Или использовать препараты, подавляющие аппетит. Или прибегнуть к липосакции. Но помните: это не решает ваших внутренних проблем, из-за чего часто вес через некоторое время вновь возвращается к прежнему.
5 ПРИЗНАКОВ ОБЖОРСТВА 1. Высокая скорость поедания (в отличие от гурмана, смакующего пищу и специально растягивающего ее прием). 2. Слабая связь чувства голода с предварительным приемом пищи (человек ест независимо от того, питался он недавно или нет). 3. Человек старается есть в одиночестве или не показывать количество съеденной еды. 4. Переживание чувства вины от таких приступов. 5. Непрестанное потребление пищи урывками, мелкими порциями.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ Отец Владимир, Московская патриархия: - Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен». Еще более отрицательно относились к обжорству религиозные деятели христианской эры, которые призывали своих последователей ограничить прием пищи и больше предаваться постам и молитвам. Например, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». В то же время деятели христианской церкви понимали, что полный отказ от пищи приведет к смерти, поэтому они заставляли есть наиболее рьяных своих последователей, чтобы те не заморили себя голодом, а также советовали, какую пищу, с их точки зрения, употреблять следует, а какой нужно избегать.
В следующем номере - про грех похоти. А вы считаете обжорство пороком? Обсуждаем на сайте
Грех №3: похотьРис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока [обсуждение]Продолжение. Начало в номерах за 8 и 10 февраля 2010 г. В прошлых номерах мы рассказали о сути самых распространенных пороков - зависти и чревоугодии. Сегодня поговорим о самом сладком и вожделенном грехе, толкающем многих из нас на безрассудные поступки. Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых.
КОЗНИ ДЬЯВОЛА - Юрий Викторович, известный психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что сексуальный инстинкт обладает непреодолимой силой, справиться с которой невозможно. Церковь же считает, что люди могут и должны противостоять плотскому искушению. Кто прав?
- Отношение к сексуальному инстинкту науки и христианской религии действительно диаметрально противоположно. Церковь скорее склонна видеть за сексуальными потребностями козни врага человеческого - дьявола. «Блуд находит помощника в свойстве тела... Где блуд, там обитает Диавол», - писал святитель Иоанн Златоуст, и большинство знаменитых подвижников церкви с ним полностью согласны. А наука считает инстинкт размножения естественным и необходимым для существования любого вида, в том числе человеческого. Все без исключения живые организмы на Земле содержат встроенную программу, требующую передать свои гены максимально возможному числу потомков. Поэтому изначально сексуальное влечение выполняло исключительно позитивную роль и способствовало процветанию человеческого рода. Однако люди с их стремлением к экспериментам довели некоторые формы секса до уровня патологии.
- Но ведь вслед за церковью и общество порой кричит: «Нехорошо! Стыдно! Грех!» - как только уличит в измене одного из супругов.
- Общество таким образом - ценой подавления инстинктов - пытается сохранять свою стабильность. Ведь впасть в грех похоти означало бы всеобщую анархию и разрушение семьи как ячейки общества.
БЕССТЫДНЫЕ ГРЕКИ
- Когда возникло понятие «грех похоти»?
- Одновременно с возникновением христианства. В ранние античные времена понятия «грех похоти» не существовало. Древние греки ценили красоту человеческого тела и не стыдились его обнажать, и сексуальные желания считались естественными, а не постыдными. Они без стеснения сбрасывали платье, чтобы бороться и бегать. Даже молодые девушки в Спарте занимались гимнастикой и фехтованием почти нагими. Совершенство тела у древних греков считалось божественным, а физическое половое наслаждение во всех его проявлениях было для них естественным. Но в эпоху раннего христианства первым апостолам нужно было увлечь людей идеей духовного преображения, и сексуальный инстинкт стал сильно мешать, так как это отвлекало паству от служения Богу. Поэтому он и был объявлен вне закона. С другой стороны, размножаться-то людям нужно. Поэтому разрешили сексуальные отношения только в рамках законного брака, а все остальное назвали «грехом похоти».
ПРИЗЫВ К РАЗМНОЖЕНИЮ
- Но этому пороку предаются почти все. Согласно соцопросам, проведенным в странах Европы и России, сохраняют верность только пять процентов супругов. Это единицы! Может наконец этот грех реабилитировать?
- Большинство психологов не считают сексуальные отношения достойными осуждения, если они совершаются по взаимному согласию двух взрослых людей и не ущемляют прямо интересы других заинтересованных сторон. Ведь в жизни встречаются разные виды половых отношений, помимо брачных: секс между любовниками, случайный секс, секс в деловых отношениях, секс на продажу, секс как знак признательности, секс как месть, секс как форма проявления жалости, дружеский секс. Список можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы понять: неразумно пытаться вмещать все многообразие сексуального поведения в один ящик с надписью «Осторожно: смертный грех - похоть!» В каждом случае нужно разбираться отдельно.
- А церковь сменит когда-нибудь гнев на милость по отношению хотя бы к любовникам? Если учесть, что «на 10 девчонок, по статистике, 9 ребят».
- В 2005 году по благословению Иоанна Павла II в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу с революционным названием «Грех не делать этого». В книге кардиналы и епископы открыто призывают католиков чаще заниматься любовью. Вот цитата из книги: «Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа... Мастурбация допустима, если женщина во время любовного акта не может испытывать наслаждение... Если ты импотент, должен лечиться» и прочее. Но забота церкви о сексуальной жизни итальянцев меркантильна: число католиков неуклонно уменьшается, а вместе с ним - богатство и влияние церкви. Отсюда и призывы - размножаться.
- А Русская православная церковь не заинтересована в демографическом взрыве? Ведь в Евангелии от Матфея даже повторный брак считается греховным, в то время как, согласно статистике, у нас в стране разводится почти каждая вторая пара.
- У нас тоже есть подвижки. Так, например, ранее, согласно древней традиции, на протяжении всех семи недель до Пасхи супруги должны были воздерживаться от интимных отношений. Но в начале 2009 года иеромонах Димитрий (Першин), сотрудник отдела Московского патриархата по делам молодежи, заявил в СМИ, что «супружеская жизнь в христианстве - пространство свободы в любви и внутреннее дело семьи, не подлежащее никакой регламентации извне». Таким образом, и в нашей церкви начинается кампания по уменьшению запретов, чтобы среди прихожан стало больше молодежи.
КОЛЛЕКЦИЯ СВЯЗЕЙ
- Чем мужское сладострастие отличается от женского?
- Мужчины быстрее и легче впадают в грех похоти. И он у них более физиологичен. А у женщин этот грех более романтичен, но они могут «застревать» в нем глубже.
- Очень долго бытовало такое утверждение: мужчина по своей природе полигамен и поэтому всегда стремится пополнять свою коллекцию связей, а женщина по своей сути моногамна и поэтому может любить одного человека, не нуждаясь в новых половых партнерах. Это утверждение до сих пор верно?
- Нет, нынешние эмансипированные женщины не меньше мужчин желают испытывать положительные эмоции, связанные с сексом, и все легче предаются сладострастию. Ведь достижения современной медицины в области контрацепции позволяют им чаще вступать в сексуальные контакты, нацеленные не на рождение ребенка, а исключительно на получение удовольствия. И в этом плане служители церкви могут со всем основанием утверждать, что мир все больше погрязает в грехе плоти.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Офицер-воспитатель показывает на кирпичную стену казармы и обращается к взводу: - Рядовой Иванов, о чем вы думаете, глядя на эту стену? - О нерушимом единстве партии и народа! - Садись, «отлично»! Рядовой Петров, а вы о чем думаете, глядя на эту стену? - О крепкой, как монолит, дружбе между народами нашей Родины! - Садись, «отлично»! Рядовой Сидоров, а о чем вы думаете, глядя на эту стену? - О бабах, товарищ капитан... - Почему? - А я о них все время думаю!
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Стоит ли бороться с пороком?
- У секса может быть много предназначений, и, помимо стимула для размножения, многие из них весьма позитивны, соответственно их трудно назвать похотью.
1. Секс является способом познания другого человека. Так, в Библии и многих других древних текстах выражение «познать женщину» означает иметь с ней сексуальную связь.
2. У многих людей сексуальное поведение служит попыткой сбросить напряжение, избавиться от стресса.
3. Для некоторых людей секс - это средство компенсации «серых будней» и недостатка ярких эмоций.
4. Наконец, есть творческие люди, которые черпают в сексе вдохновение.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ
Патриарх Кирилл (из речи на встрече с активистами молодежных организаций в Москве, февраль, 2009 г.):
- Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья.
Отец Владимир, Московская патриархия:
- Я могу лишь частично согласиться с психологом, ибо стоит нам начать оправдывать грех сладострастия в одной малости, как он неприметно захватит всю душу человека. Недаром святитель Иоанн Златоуст учил: «Избегай прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, ты одновременно становишься и нарушителем закона, и убиваешь свое тело, и позоришь себя, и душу свою подвергаешь мучениям, и бесчестишь свой род, и прогневляешь Бога». Никто не будет отрицать, что венерические заболевания, СПИД, проституция, преступность тесно связаны с похотью человеческой.
А вы считаете похоть пороком? Обсуждаем!
В следующем выпуске читайте про грех алчности.
Грех № 4: алчностьРис. Валентина ДРУЖИНИНА
Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока [обсуждение]Продолжение. Начало в номерах за 8, 10 и 11 февраля 2010 г. В прошлых номерах мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока - зависти и самых сладких - чревоугодии и похоти. Сегодня узнаем, чем чревато для репутации и здоровья проявление алчности. Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий ЩЕРБАТЫХ.
ПОСЛЕДНЮЮ РУБАХУ НЕ ОТДАСТ - Юрий Викторович, так ли уж плохо быть жадиной? Ведь того, кто последней рубахой не поделится, можно назвать бережливым. - Многие путают понятия «жадность», «экономность», «скупость», «расчетливость». А между этими терминами есть принципиальная разница. Так, по науке, термин «жадность» объединяет два понятия - «алчность» и «скупость». Алчность - это стремление получить как можно больше, а скупость - потратить как можно меньше. А такие, казалось бы, похвальные черты характера, как расчетливость, экономность и бережливость, тоже могут перейти в разряд скупости, если переступят за грань разумного и станут навязчивой идеей.
- Но в итоге эффект получается все равно один - приумножение богатства. Откуда у людей взялась эта тяга к стяжательству? - С точки зрения науки возраст жадности такой же, что и человечества, - более двух миллионов лет. Эта черта характера у нас в генах. Ведь в далеком прошлом в условиях нехватки ресурсов люди, чтобы выжить, стремились при первой возможности захватывать больше пищи, сырья, орудий труда и охоты. И очень неохотно делились добычей и завоеванными землями с окружающими. Позже с появлением денег изменился характер корыстного чувства - оно сконцентрировалось на чистогане, за который можно приобрести почти все на свете. И уровень жадности человека стал определяться еще воспитанием и влиянием общества. То есть у многих жадность стала не только врожденной, но и приобретенной. А с религиозной точки зрения жадность навязывается человеку обществом или дьяволом.
- Я слышала, что генетики и нейрофизиологи пытались найти «центр жадности». Удалось? - Последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета позволили найти участок человеческого мозга, который возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, ученые заметили любопытный феномен. При появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием «нуклеус аккумбенс». Когда же игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось. Но это «центр жадности» или нет - еще предстоит выяснить. Если поиски увенчаются успехом, тогда, возможно, станут этот «центр» гасить и скряг превращать в щедрых людей.
ШВАРЦЕНЕГГЕР - СКРЯГА - Может, жадными становятся от бедности? Ведь многие рассуждают так: был бы богачом, так сорил бы деньгами. - Сомневаюсь. Многие толстосумы не отличаются щедростью и не скрывают свой грех. Так, например, миллионер и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер очень не любит мотовства. Например, он внимательно следит, чтобы его жена не покупала лишних вещей. И если ему кажется, что она приобрела что-то зря, то заставляет ее возвращать обратно в магазин упакованный товар. Другой богатейший человек мира - 83-летний швед, основатель сети магазинов IKEA Ингвар Кампрад - вообще превратился в законченного скрягу. При своем состоянии в почти тридцать миллиардов долларов он летает только эконом-классом, останавливается в трехзвездочных отелях, часто пользуется общественным транспортом да еще предъявляет удостоверение пенсионера, дающее право на скидку.
- К этому вредному пороку нас, как правило, толкает «презренный металл». Значит, деньги - зло? - Скорее необходимый элемент этого мира, который напоминает лезвие бритвы, по которому нам приходится идти. Если мы впадем в жадность, то обрекаем себя на вечную погоню за материальными благами. Но если отрицаем их ценность и гордимся своей бедностью, то ограничиваем свои возможности и прозябаем. И только если мы научимся зарабатывать их в достаточном количестве, чтобы взять от мира то, что нам действительно важно, но в то же время не поддадимся их злой магии, только тогда мы обретем свободу, получим возможность реализовать себя в этом мире и можем прожить долгую интересную жизнь.
- В чем опасность алчности? - Этому греху трудно поддаваться на четверть или наполовину. Он быстро захватывает всю душу человека. Множество преступлений обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество и убийства по корыстным побуждениям - все это ее плоды. Подчиняясь алчной страсти, люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями. Я бы всем, кто собирается идти против совести ради наживы, посоветовал вспоминать мудрого Соломона. Он значительную часть своей жизни посвятил накоплению богатства, но потом понял, что ни серебро, ни золото сами по себе не приносят счастья. Ведь счастье - это состояние души, и душа бедняка может беззаботно петь, в то время как душа богача может быть покрытой черной пеленой зависти и гнева. Поэтому в книге Екклесиаста мы читаем: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!»
ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ - Как у жадин со здоровьем?
- Неважно. Особенно серьезные нарушения возникают у людей при хронической неутоленной жадности, когда человек в течение длительного времени испытывает желание что-то приобрести и мучается от своей же скупости или зависти. В этом случае возникают все признаки психологического стресса, который может оказать свое вредоносное влияние на любой орган человека по принципу «слабого звена». Человеческая алчность разрушает здоровье по-разному: путем психосоматических связей между корой больших полушарий и внутренними органами, через нарушение нейро-эндокринной регуляции обмена веществ, а также опосредованно - через нарушение сна и режима питания. Кроме того, жадность нередко трансформируется в раздражение и гнев, из-за которых повышается уровень адреналина и норадреналина в крови. Эти гормоны вредно влияют на сердечно-сосудистую систему и способствуют развитию гипертонии, инфарктов и инсультов. Так, медицинской статистикой установлено, что жадин поражают заболевания кожи в 5 раз чаще, инфаркты - в 6 раз чаще, инсульты и гипертония - в 3 раза чаще, чем людей щедрых, великодушных. Положение осложняется тем, что жадные люди экономят на всем, в том числе на лекарствах и квалифицированной врачебной помощи, которая тоже стоит денег. В результате, когда болезнь серьезно достает человека и он наконец обращается к врачу, зачастую бывает уже поздно вернуть потерянное здоровье. Вспомните бальзаковского Гобсека.
- Напугали не на шутку, доктор! Но если алчность жива два миллиона лет, значит, она для чего-нибудь нужна? - В каком-то смысле жадность, как и зависть, является движущей силой прогресса. Они обе разжигают амбиции, способствуют развитию предпринимательства, промышленности и торговли, заставляют человека шевелиться, чтобы догнать и перегнать «своего соседа». В конце концов знаменитый Эдисон большую часть своих изобретений сделал с целью разбогатеть.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ Отец Владимир, Московская патриархия: - С прискорбием замечаю, как люди забывают о душе, погнавшись за призраком золотого тельца. Причина жадности - это духовные голод и жажда, с которыми рождается человек на свет, а потом, вместо того чтобы наполнить свою душу Богом, жадный человек пытается заглушить свою неудовлетворенность материальными благами и богатствами. Для исправления порока алчности нужно помнить слова Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
АНЕКДОТ В ТЕМУ Умирает жадина. Собрались вокруг него родственники и друзья. Спрашивают: - Ну что, Вася, был ли ты счастлив в этой жизни? - Нет. - Почему так? - Дома у себя клал 1 кусок сахара в чай, в гостях - 3 куска. А любил-то с 2!
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Как избавиться от порока? Культивируйте в себе щедрость, помогая другим людям. Хоть ластиком иногда поделитесь.
Перестаньте гоняться за богатством и концентрируйте внимание не на деньгах, а на достижениях.
Перед походом в супермаркет составляйте список покупок и определяйте, что вам нужно в первую очередь, а без чего вы можете вполне обойтись. И строго придерживайтесь списка!
Старайтесь общаться с щедрыми людьми, беря с них хороший пример.
Один день в неделю соблюдайте «диету вещизма»: обходитесь небольшой порцией пищи, пользуйтесь минимумом вещей - одевайтесь просто, а автомобиль оставьте в гараже. В итоге вы с удивлением увидите, как мало нужно для жизни человеку!
В следующем номере - о грехе гордыни.
А вы считаете алчность пороком? Обсудим!
Грех №5: гордыняРис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых [дискуссия]Продолжение. Начало в номерах за 8, 10, 11 и 12 февраля
В прошлых номерах мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока - зависти, самых сладких - чревоугодия и похоти и самого преступного - алчности. Сегодня узнаем, в чем вред гордыни.
НАПЫЩЕННОЕ ЧВАНСТВО
- Юрий Викторович, что плохого в том, чтобы немного погордиться собой, любимым?
- Многие люди путают понятия «гордыня» и «гордость». Гордость предполагает основание для своего чувства: можно гордиться своими трудовыми или спортивными успехами, своим домом, бизнесом, страной или талантом рисовать. А гордыня - это непомерно раздутая гордость исключительно самим собой. Когда человеку только кажется, что он превосходит других людей, тогда он действительно «берет грех на душу».
- Но само слово «гордыня» сегодня в повседневной жизни мы не употребляем. Какие термины близки ему по смыслу?
- Их очень много. Мне даже пришлось их «разложить по полочкам». Так, первая группа характерных признаков этого греха отражает жажду власти и открытое презрение к людям, занимающим более низкое социальное положение. Это высокомерие, заносчивость, кичливость, спесь, надменность и чванство, а также самомнение и самолюбие.
Вторая группа - отражение эгоизма в сочетании с невоспитанностью. Эти качества демонстрируют готовность человека идти напролом ради собственных интересов. Это хамство, наглость, эгоизм, нахальство, бесцеремонность, дерзость, беззастенчивость, бесстыдность.
Третья группа отражает жажду славы, причем далеко не всегда обоснованную. Главное качество здесь - тщеславие. Кроме того, в эту группу входят хвастовство и самонадеянность.
Четвертый корень гордыни - самолюбование, которое включает такие качества, как самовлюбленность и самодовольство.
Пятая группа личностных качеств показывает стремление человека достичь большего, чем у него есть. Это непомерно раздутые амбициозность и честолюбие.
- Какого неприятного типа вы обрисовали! Но вот с амбициозностью можно поспорить. Это же «болезнь» миллионеров, толкающая человека на трудовые подвиги. Разве это недостаток?
- Смотря в какой стране. Амбициозность как нравственное качество личности несет противоположный знак в русском и английском языке. «Он слишком амбициозен», - с осуждением говорят в России про человека, который претендует на высокий пост в политике или высшие достижения в спорте. «Он совсем не амбициозен», - с разочарованием замечает руководитель американской фирмы о своем новом сотруднике. Традиционно в России в почете скромность, и в результате людям приходится скрывать свои амбиции. Поэтому у нас это пока порок.
ВЫСОКОМЕРИЕ НЕ СКРОЕШЬ
- Согласно вашему черному списку выходит, что гордыня соприкасается со всеми другими пороками?
- Почти со всеми. Она лежит в основе или пересекается с алчностью, завистью и гневом. Например, стремление к обогащению (алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей. Он завидует (зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше него. Он раздражается и сердится (гнев), когда другой человек не признает его превосходства, и проч. Поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в списке грехов.
- У известного английского философа Фрэнсиса Бэкона я нашла еще одну черту этого греха: «Гордость лишена лучшего качества пороков - она не способна скрываться». Что он имел в виду?
- Бэкон подразумевал, что если человек заражен грехом гордыни, то это видно издалека. Ведь другие пороки можно удачно скрывать: похоти можно предаваться тайком, объедаться по ночам, уныние маскировать показной бодростью. А гордыня слишком явно проявляется в высокомерной позе и словах.
КТО НЕ ПОДДЕРЖИВАЛ ОГОНЬ
- Как родился этот грех?
- В течение почти миллиона лет существование человеческого рода на земле было проблематичным. Хищники, голод, болезни легко могли уничтожить маленькую искорку разума, возникшую на планете. Разводить костры тогда еще не умели, огонь приносили из лесных пожаров, которые иногда возникали в лесу после ударов молний. Огонь согревал, он отпугивал хищников, на нем можно было готовить пищу. Кто-то уходил на охоту, кто-то собирал съедобные коренья, а кто-то приносил издалека ветки и подбрасывал в негаснущий годами (!) костер. Какая тут, к черту, гордость - поставили дежурить у костра, кидай ветки и смотри, чтобы огонь не погас. Погаснет - все племя погибнет! И если у кого-то из первобытных людей вдруг возникало желание «взбрыкнуть» - жить одному и он уходил из племени, то тем самым он обрекал себя на смерть. Таким образом, гордыня в те времена была не просто смертным грехом - она была смертельно опасным грехом для человека, поэтому на нее практически никто не отваживался.
Однако со временем ситуация начала меняться. От охоты человек перешел к скотоводству, а затем - к земледелию. Он стал производить больше продуктов и товаров, чем мог потребить сам, и начал накапливать богатство. При этом некоторые люди стали выделяться среди соплеменников - силой, умом, хитростью. Они почувствовали в себе эту силу, и так стала зарождаться гордость, впоследствии превратившаяся в гордыню. Таким образом, с точки зрения естественно-научного подхода, гордыня - есть закрепленное на генетическом уровне чувство превосходства над соплеменниками, позволяющее его обладателям достигать более высокого положения в социальной иерархии.
СМИРЕНИЕ - ТОРМОЗ ВЕЛИКИХ СВЕРШЕНИЙ
- Но, как ни крути, а гордыня - это еще и следствие уверенности в себе, своих силах или знаниях. Горделивый человек высоко несет свое чувство собственного достоинства, причем часто без унижения других людей. Значит, не совсем грех «смертный»?
- Да, есть одна положительная грань у этого порока - это «гордость достигнутым». Но только не с точки зрения религии, а с позиций психологии. Гордость собой, своими делами стимулирует свободолюбие человека, не давая ему попасть под власть других людей или предрассудков. Уверенность в себе дает возможность строить более высокие планы и достигать поставленных целей. Если в основе гордости лежат успехи человека, то положительная оценка своей личности или достижений вполне заслуженна.
- Как вы относитесь к противоположной черте характера - смирению? Это точно добродетель?
- Не уверен. С точки зрения психологии смирение ограничивает потенциальные возможности человека, лишает его способности совершать великие дела. Можно с полной уверенностью сказать: если бы Колумб, Магеллан, Пушкин, Сальвадор Дали или Джордж Сорос еще в молодости пропитались бы добродетелью смирения, то сегодня о них никто бы не знал. Мне симпатичны, к примеру, слова Дали в его мемуарах: «В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь - Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли». Именно амбиции - топливо любых великих свершений, а смирение - тормоз для них. Сегодня, к сожалению, к психологам за помощью часто обращаются люди с проблемами застенчивости и заниженной самооценкой, и нам приходится развивать их уверенность в себе. И некоторые служители церкви считают, что мы взращиваем в душе человека грех. Но я думаю, что мы развиваем именно гордость за свои достижения, а не гордыню или тщеславие.
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Как избавиться от порока?
Развивая свои таланты и способности, всегда помните, что нет предела совершенству. Хвалите себя за достижения, но отмечайте и недостатки, которые вам еще предстоит преодолеть.
Учитесь отмечать положительные качества в окружающих людях, учитесь у них чему-то полезному, уважайте людей за их достоинства.
Свои достижения приписывайте не только себе, но щедро делитесь с людьми, которые были рядом, помогали советом, участием.
Избегайте осуждать других людей не только вслух, но и про себя. Лучше лишний раз скажите им комплимент.
Помните, что гордыня чаще всего приводит к падению. Если бы Наполеон вовремя остановился и усмирил свою гордыню, то мог бы остаться хозяином огромной империи.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ
Отец Владимир, Московская патриархия:
- Гордыня - это грех, который впервые возник у свободолюбивого ангела, возомнившего себя равным Богу и бросившего ему вызов. И сатана, будучи первым революционером, прославляет всякий бунт как борьбу за свободу. Существует два вида гордости. Один - когда возносятся над людьми, а другой - ложно смиряются перед ними. Причем в последнем случае гордость может быть даже острее и глубже, чем в открытом проявлении. Оба подхода сводятся к чистому фарисейству: «Я не такой, как все». Один думает, что он лучше всех, другой, что хуже, но при этом оба остаются гордыми.
К нашему счастью, столько обстоятельств ежедневно убеждают нас в нашей несостоятельности и ограниченности, что настоящих причин гордиться нет. Попади в наш организм самый ничтожный вирус, и мы уже близки к смерти. Или всегда найдутся люди, совершеннее нас в качествах. Преуспевая в чем-то одном, мы слабеем и отстаем в другом.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
Армейская гордость.
Прапорщик смотрит в зеркало, закрыв погоны руками: - Вот так - дурак дураком... Убирает руки с погон: - А вот так - старший прапорщик! В следующем номере - о грехе гнева.
А вы считаете гордыню пороком? Обсуждаем на сайте.
Грех №6: гневРис. Валентина ДРУЖИНИНА
Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых [дискуссия]16.02.2010
В прошлых номерах мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока - зависти, самых сладких - чревоугодия и похоти, самого преступного - алчности и самого откровенного - гордыни. А сегодня узнаем, в чем вред гнева. Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых. КАК ВЗРЫВ АТОМНОЙ БОМБЫ - Юрий Викторович, почему вспышка гнева всегда так неожиданна, что даже шокирует? - Да потому что проявление ярости и раздражения похоже на взрыв атомной бомбы. Знаете, как это оружие срабатывает? Чтобы произошел атомный взрыв, необходима критическая масса урана. Пока его немного, нейтроны покидают ядерный заряд, и бомба не взорвется. Но стоит собрать вместе определенное количество урана, как начинается цепная реакция и происходит разрушительный взрыв. Точно так же и гнев - он может накапливаться по крупицам. Обычно все начинается с едва приметного недовольства, которое со временем превращается в раздражение и лишь затем переходит в более сильно выраженное негативное чувство к оппоненту - злость. Раздражение и злость постепенно накапливаются в душе, нарастает давление негативных эмоций, случается какой-то незначительный повод - и человек взрывается, казалось бы, на пустяке. - Кстати, о «пустяках» - что бесит человека больше всего? - Чаще всего в основе этого греха лежат неудовлетворенные потребности - и примитивные, и духовные. Например, когда человек проголодался, замерз или не выспался, то он особенно предрасположен к проявлению этого порока. Неудовлетворенная потребность в любви провоцирует раздражение при общении с близкими людьми. Ощущение нехватки уважения и признания коллектива вызывает чувство гнева при невозможности реализовать свои амбиции. Негодование может возникать при попытках ограничить свободу человека со стороны не только тюремщика, но и тирана-шефа. Несовпадение мировоззрений, ценностей и установок также является частой причиной настоящего бешенства. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СОНЛИВОСТИ - Но и Всевышний гневается. Подсчитано, что словосочетание «гнев Божий» встречается в Библии 55 раз, а «гнев Господний» - 100. Значит, этот порок не совсем уже «смертный»? - Да, негодование порой бывает праведным, а потому полезным в некоторых ситуациях. Например, богослов Иоанн Златоуст говорил: «Гнев внедрен в нас не с тем, чтобы он сделался в нас страстью и болезнью, но чтобы служил врачеством от страстей... Он полезен для того, чтобы пробуждать нас от сонливости, чтобы производить в нас сильнейшее негодование за обижаемых, чтобы делать нас взыскательными к обижающим». Кроме того, он даже требует, чтобы человек был гневлив «по отношению к своим грехам». - Этот порок тоже, как и предыдущие грехи, заложен в наши гены? - Несомненно. И передался нам от наших далеких предков, которые, получая импульс гнева, становились перед выбором: убегать или нападать. А для эффективной атаки была нужна дополнительная энергия, которая высвобождалась только во время гнева. Гормон норадреналин, который выделялся мозговым веществом надпочечников, переводил организм в режим «форсажа», многократно повышая его физические возможности. Например, у многих животных, особенно у хищников, гнев генетически закрепился как полезная рефлекторная реакция. ЛУНА РАЗДРАЖАЕТ - Почему некоторых людей трудно вывести из себя, а другие вспыхивают как спички? - Это зависит от темперамента, гормонального фона и особых психологических состояний. Например, холерики - люди, склонные к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, - имеют повышенную склонность к приступам раздражения. Древние греки считали, что у холериков слишком много желчи, из-за которой подобные люди гневливы. Позже известный физиолог Иван Павлов установил, что дело не в желчи, а в особом строении нервной системы, которая у холериков отличается неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. И наоборот, у флегматиков, отличающихся сдержанностью тормозных и возбудительных процессов и их инертностью, приступы гнева бывают очень редко. - Как раскачивает психику человека гормональный фон? - Например, тироксин - гормон щитовидной железы - при повышенном содержании в крови может сделать человека очень раздражительным. У людей бывают возрастные периоды - подростковый и климактерический, когда склонность человека к необоснованной горячности значительно повышается. Ярость разжигает и пьянство. Есть мнение, что вероятность появления приступа гнева значительно возрастает при смене фаз луны (новолуние, полнолуние), а также при перепадах атмосферного давления. КРАТКОВРЕМЕННОЕ УМОПОМЕШАТЕЛЬСТВО - Вспышка гнева длится от силы несколько секунд - как и взрыв бомбы. А последствия такие же разрушительные? - К сожалению, да. Эхо таких эмоциональных взрывов может раздаваться долго. Вот лишь некоторые отрицательные стороны гнева: 1. Выделение адреналина и норадреналина без последующей физической работы разрушает организм. Эти гормоны суживают сосуды внутренних органов и расширяют кровеносные сосуды мышц, в результате чего важнейшие внутренние органы человека испытывают нехватку кислорода и питательных веществ. Можно сказать, что тело человека в гневе разрушается! Если психическое напряжение не трансформировалось в физическую активность, то могут развиться повышенное артериальное давление, язва желудка, инфаркт. 2. Хроническое раздражение серьезно подрывает иммунную систему, и, следовательно, человек чаще болеет. И, как правило, он не успевает вовремя выздороветь, полностью восстановиться - выходит на работу недолеченным, отчего раздражается еще больше. Такой порочный круг не способствует ни избавлению от гнева, ни сохранению здоровья. 3. Мозг человека в ярости функционирует неэффективно. Во-первых, человек буквально зацикливается на своей обиде или раздражении. В своих мыслях он может часами прокручивать одни и те же негативные мысли, вместо того чтобы спокойно искать выход из создавшейся ситуации. Во-вторых, в состоянии сильного возмущения главенствующую роль берет на себя альтернативное полушарие головного мозга (обычно - правое), которое не способно к логическому осмыслению информации, а в основном ориентируется на образы и эмоции. В таком случае блокируется нормальный процесс обработки информации. В итоге, если человек охвачен гневом, у него происходит сужение, а иногда и помрачение сознания. Другими словами, кратковременное умопомешательство. 4. И даже после приступа гнева человек чаще всего не успокаивается, а испытывает неприятные эмоции. Во-первых, он чувствует себя опустошенным, так как напрасно потерял много энергии. Во-вторых, он понимает, что его слова и поступки в будущем принесут ему массу неприятностей. Ведь он поссорился с людьми, наговорил им обидных слов и наверняка получит в ответ много плохого. В-третьих, его могут терзать совесть и чувство вины - ведь он напрасно обидел близких людей, которые когда-то делали для него что-то хорошее. СОВЕТЫ ДОКТОРА Как избавиться от порока?
Следуйте в некоторых случаях совету Марка Твена: «Если ты разгневан, сосчитай до четырех, а если сильно разгневан - выругайся». Используйте дыхательные техники. Сначала глубоко вдохните на два счета, после чего медленно и плавно выдохните воздух на пять счетов. После выдоха задержите дыхание на 3 - 5 счетов. Повторив так несколько раз, вы успокоитесь. Помогают ролевые игры. Поставьте себя на место того человека, с кем вы конфликтуете. Проговорите вслух в спокойной, доброжелательной форме свои претензии недругу и найдите компромисс. Часто помогает юмор. Научитесь находить смешные стороны в самых напряженных жизненных ситуациях. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ Отец Владимир, Московская патриархия: - Помните, что люди не ведают, что творят (включая вас). Если бы они ведали, то на них невозможно было бы гневаться, ибо они и не ошибались бы. Но поскольку они не ведают, то на них грешно гневаться - ведь все, что случилось, произошло не по их воле, а именно случилось с ними. Случилось так, как случается с механизмами, как происходят перемены в природе, как падает сосулька, как ветер ломает дерево. Поэтому постоянно повторяйте себе, что вы не желаете судить ни людей, ни обстоятельства, ни процессы, ни точки зрения. И самое главное - вы не нуждаетесь в этом! Толка от этого судейства нет никакого. Это вредная трата вашего драгоценного времени и вашей бесценной жизненной энергии. Ибо сказано в Библии: «Не судите, да не судимы будете». В следующем номере последний грех - уныние. А вы считаете гнев пороком? Обсудим?
Грех №7: уныниеРис. Валентина ДРУЖИНИНА
Наш собеседник - профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых [дискуссия]Мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока - зависти, самых сладких - чревоугодия и похоти, самого преступного - алчности, самого откровенного - гордыни и самого разрушительного - гнева. А сегодня узнаем, в чем вред последнего из семи смертных грехов - уныния.
РАЗДРАЖАЕТ ВСЕ!
- Юрий Викторович, причисление уныния к разряду грехов вызывает искреннее недоумение. Ведь, находясь в печали, тоске, человек не причиняет вреда другим (как в гневе), не нарушает моральных норм (как в похоти или алчности), не балует свою плоть удовольствиями (как при обжорстве). Может, зря очернили обыкновенное плохое настроение?
- И тем не менее с точки зрения ортодоксального христианства это грех. По словам древнего богослова Иоанна Лествичника, унывающий человек есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». К этому неправедному состоянию человека якобы подстрекают темные силы (искушает бес), ведь в состоянии душевной горечи с неохотой выполняешь свои религиозные обязанности. А с точки зрения психологии этот грех действительно всего лишь проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.
- Кого бес чаще искушает этим пороком?
- Как правило, людей меланхолического темперамента с пониженной энергетикой. Например, то, что вызывает длительную печаль и уныние у меланхолика, у холерика может вызвать приступ ярости, а у сангвиника - лишь мимолетное недовольство. Приступы хандры поражали многих известных людей. «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение», - писал Гоголь. «У меня бывают припадки такой хандры, что, боюсь, брошусь в море. Очень тошно!» - это слова Некрасова. «Чувствую себя усталым, измученным до того, что чуть не плачу с утра до вечера... Раздражают лица друзей... Ежедневные беседы, сон на одной и той же постели, собственный голос, лицо, отражение его в зеркале», - жаловался Мопассан.
ДЕПРЕССИЯ ЦАРЯ ДАВИДА
- Помимо темперамента, отчего возникает это душевное страдание?
- Главная причина - другие, особенно близкие нам, люди, которые могут незаслуженно обидеть, оскорбить, оклеветать да и просто отнестись невнимательно там, где мы ожидаем чуткости к себе. В последнем случае истинной причиной уныния является другой грех - гордыня. Кроме того, безысходную тоску может провоцировать наше собственное самочувствие: усталость, болезнь, хроническое недосыпание. Нередко мы впадаем в депрессию, если предъявляем к миру слишком завышенные требования. Иногда уныние охватывает человека на пороге какого-то возрастного рубежа - в 40, 50 или 60 лет. В такие моменты человек может вдруг ощутить, что жизнь прожита зря, успехов в ней было меньше, чем неудач.
- Опасно уныние для здоровья?
- Оно вредно, если переходит в разряд депрессии. Это угнетенное состояние человека вызывает биохимические нарушения в центральной нервной системе, в первую очередь сбивается обмен нейротрансмиттеров - веществ, регулирующих психическую деятельность. Интересно, что достаточно точное описание симптомов депрессии дал в Библии царь Давид: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу... Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего... Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, - и того нет у меня».
- Врачи научились лечить хандру?
- Да, американским исследователям удалось выделить биологическое активное вещество серотонин, который управляет настроением человека. И на его основе изобрести лекарства, способствующие излечению от депрессии.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ
Отец Владимир, Московская патриархия:
- Уныние - не столько болезнь телесная, сколько порок души, грех, который возникает там, где угасают вера в Бога и надежда на него. А депрессия поражает людей, которые отдалились от Бога и за это наказали сами себя. Посещение храма, молитвы, общение с духовным отцом - лучшие средства избавления от этого греха. Когда вас одолеет тоска, то мысленно говорите такие слова: «Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи». Говоря эти слова десятки раз, убежденно, от всего сердца, вы через некоторое время почувствуете облегчение на сердце, спокойствие и твердость.
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Как бороться с пороком?
Помните: антидепрессанты, алкоголь, наркотики не помогут справиться с причиной уныния, а только разовьют опасное привыкание. Знайте: ваша мировая скорбь на руку врагам и конкурентам. Ведь более жизнерадостные сослуживцы легко обойдут вас по службе, а любимая, не выдержав ваших постоянных ворчаний и жалоб, уйдет к веселому и активному сопернику. Поэтому заставьте унывать своих недругов, став оптимистом. Измените свой образ жизни: смените сидячую работу на более подвижную или более доходную, бросьте пить или валяться на диване, расширьте круг общения. А также - больше спорта и прогулок на природе. Возьмите себе девиз: «Не жалеть себя и улыбаться!»
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Новейшие дополнения к списку грехов
Не так давно епископ католической церкви Джанфранко Джиротти в интервью официальной газете Ватикана L’Osservator Romano прибавил к традиционным семи смертным грехам еще «семь социальных грехов»: 1. Нарушение биоэтики (например, контроль рождаемости). 2. Научные исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией). 3. Загрязнение окружающей среды. 4. Усугубление растущей разницы между бедными и богатыми. 5. Излишнее богатство. 6. Злоупотребление наркотиками. 7. Доведение до бедности. Также незадолго до своей кончины Патриарх Алексий II объявил грехами аборт и гражданский брак. А соцопрос, проведенный телекомпанией BBC в Европе и России, показал: большинство опрошенных считают главным пороком современного общества жестокость. По предложенным поправкам ведется дискуссия.
АНЕКДОТЫ В ТЕМУ
Расстроенный сторож кладбища приходит в контору и требует расчета. - А в чем дело? - Сил моих больше нет. Хожу целый день по кладбищу и читаю: «Здесь покоится...», «Здесь лежит...», «Здесь спит...» Один я работаю! * * * Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи.
А вы чем дополнили бы список грехов? Обсуждаем! Вернуться назад |