Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Обращение к читателям


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » » А.Скляров: Мифы об острове Пасхи

» А.Скляров: Мифы об острове Пасхи
9-06-2014, 15:58 | Открываем историю / Загадки истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (5 362)

С аналогичной ситуацией столкнулась и Кэтрин Раутледж. Она смогла найти лишь несколько «случайных людей», которые еще в детстве просто слышали рассказы о «читающих ронго-ронго», но сами ничего не знали об этих «письменах». Раутледж несколько раз обращалась к пожилым островитянам, которые якобы могли читать таблички с текстами ронго-ронго, но все эти попытки оказались безуспешными. В своем дневнике о пребывании на острове она писала, что «то ли он что-то уже забыл, то ли не мог вспомнить, но он не мог этого прочитать»…

Обычно это объясняется тем, что ко второй половине XIX века на острове не осталось тех, кто мог читать и писать, поскольку, как указывает, например, Федорова, «подавляющее большинство жрецов – хранителей знаний было вывезено работорговцами в Перу».

Теоретически, это, конечно, возможно. Но меня и тут терзают сильные сомнения. И в голову просится вопрос, которым почему-то до сих пор никто из исследователей даже не задавался, – а умели ли вообще жители острова Пасхи читать и писать значками ронго-ронго?..

Этот вопрос может показаться совсем неуместным – ведь есть же реальные таблички со вполне реальными значками. При этом многие таблички выглядят совсем новыми. Есть даже такие, которые изготовлены из лодочных весел европейцев – то есть сделаны заведомо не так давно.

И есть свидетельство XVIII века, вроде бы указывающее на то, что островитяне владели письменностью.

«В 1770 году вице-король Перу, дон Мануель де Амат и де Жумиент, испугавшись, что остров может попасть под господство французов, отправили туда военные корабли под командованием Фелипе Гонсалес де Хаедо, чтобы захватить остров. В торжественной обстановке на плато Поике были установлены три креста. Составленный надлежащим образом акт владения островом был подписан островитянами, не умеющими писать по-испански; интересная деталь – один из них начертил под этим документом знак ронго-ронго, изображающий птицу! Этот факт имеет большое значение, он, вероятно, свидетельствует о том, что письменность на дощечках в это время была распространена. Один из офицеров написал отчет об этом событии» (Ф.Мазьер, «Загадочный остров Пасхи»).

После этого никто не сомневался, что письменность на острове была, и островитяне ей владели. Но так ли это на самом деле?..

На мой взгляд, Мазьер недаром вставил слово «вероятно». Этот факт «подписания» договора можно ведь объяснить совсем иначе.

Островитяне видели, что чилийцы со своей стороны подписали документ – то есть нарисовали на нем какие-то знаки, непонятные островитянам. Чилийцы явно дали островитянам понять, что от них требуется сделать то же самое. И один из них просто повторил то, что сделали чилийцы, – поставил некий значок. Разве это указывает на то, что он владел письменностью?.. Вовсе нет!..

А таблички… Таблички в изобилии можно увидеть и сейчас – у торговцев сувенирами. Но разве это значит, что те, кто торгует сувенирными дощечками, или те, кто их изготовил и нанес на них значки письменности ронго-ронго, умеют читать и писать с помощью этих значков?.. Очевидно же, что не умеют. И это всем известно.

Рис. 52. Табличка в виде рыбы

И здесь имеет смысл обратить внимание на то, какие сведения о ронго-ронго удалось собрать исследователям со слов местных жителей. Согласно показаниям островитян, каждый родовой клан имел особых знатоков искусства письма. Их звали «тангата ронго-ронго», то есть «люди ронго-ронго». Они жили в отдельных домах, где могли всецело отдаваться своему призванию, – их жены жили отдельно. Каждый «тангата ронго-ронго» имел учеников. Вначале ученики писали на коре бананового дерева, и только после того, как они овладевали искусством письма в совершенстве, им разрешалось использовать дерево. Самым же знаменитым и искусным мастером письма ронго-ронго считался вождь, по имени Нгаара, живший в первой половине XIX века. Старики рассказывали о нем, что в его доме были сотни дощечек и он обучал многих искусству чтения и письма – науке, которую он перенял от своего деда.

«Описывают с яркими подробностями, как, обучая словам, он держал в одной руке дощечку и размахивал ею из стороны в сторону во время декламации. Наряду с обучением он проверял кандидатов, приготовленных другими преподавателями –­ обычно его сыновьями. Он смотрел на их дощечки и заставлял читать, после чего отпускал, похлопывая, если они знали хорошо, или прогонял их» (К.Раутледж, «Тайна острова Пасхи»).

Обучаться изготавливать дощечки («кохау») ронго-ронго допускался отнюдь не любой – это был удел избранных. Так, Мазьер приводит следующие слова одного из старейших жителей острова:

«Чтобы мужчина знал, когда он сможет соединиться с женщиной, надо в течение первых восьми дней новолуния смотреть на Манинао о хуа, «луну мужского пола». Надо найти женщину, соединиться с нею. Надо увидеть ребенка, родившегося от этой связи. Прекрасного ребенка. Именно этих детей будут обучать ронго-ронго, приобщать к культу тангата-ману. Их будут обучать татуировке ног женщины, ее рук, ее щек. Именно их будут учить вырезать кохау ронго-ронго. Ребенок, родившийся под уходящей луной, отличается от ребенка, зачатого и родившегося в новолуние, тем, что он будет средним ребенком, то есть без искры божьей...»

Обучающихся писать на деревянных дощечках учеников их учителя персонально представляли вождю на церемониях, когда он один или два раза в год принимал подношения от своих подданных в виде гирлянд из раковин и цветов.

Примечательно и то, как «читались» таблички:

«Согласно Т.Бартелю, например, знаки ронго-ронго воспроизводят лишь «скелет» устной традиции, выполняя мнемоническую функцию; они представляют собой не самостоятельную коммуникативную систему, а используются всегда лишь в сочетании с более разработанным уровнем устной формы фольклора (исполнением мифов, религиозных гимнов и пр.). Эта точка зрения в известной степени близка К.Раутледж, которая еще в начале века считала, что рапануйское письмо используется лишь для передачи фольклорных текстов или при счете – вроде зернышек или четок» (И.Федорова, «Говорящие дощечки с острова Пасхи. Дешифровка, чтение, перевод»).

Из этого можно сделать сразу несколько выводов.

Во-первых, письменность ронго-ронго не только не использовалась в быту – она вообще не выполняла никакой коммуникативной роли, хотя именно эта роль является основной для реальной письменности. Да и зачем бы вообще могла бы понадобиться письменность на острове – не ясно, ведь его жители вполне могли общаться и без нее, поскольку их численность вряд ли когда превышала несколько тысяч человек.

Во-вторых, изготовители табличек ронго-ронго занимали обособленное, отнюдь не рядовое, положение в сообществе островитян.

В-третьих, значки на табличках реально не читались, а только трактовались!.. И проверить правильность трактовки слушатели не могли – они не относились к числу избранных и читать (точнее: трактовать) значки на дощечках не умели.

Все явно указывает на то, что письменность ронго-ронго на острове Пасхи не исполняла функции письменности как таковой. А те, кто считался умеющим «читать и писать на ронго-ронго», выполняли скорее роль жрецов – хранителей неких священных предметов. Предметов, увы, из недолговечного материала, а посему требующих и периодического «обновления» путем создания свежих копий. Священность же этих предметов (судя по всему, в первую очередь из-за священности значков ронго-ронго, а не самих дощечек) требовала определенного мастерства от создателей копий, чему их и обучали в соответствующих «школах». Так что, скорее всего, реальное умение читать и писать у «тангата ронго-ронго» вряд ли отличалось от умения читать эти значки у изготовителей современных сувениров…

Примечательно и то, что все попытки лингвистов прочитать тексты на дощечках ронго-ронго, опираясь при этом на устный разговорный язык рапануйцев, оказываются абсолютно безуспешными. По сути, на ограниченном по площади острове почему-то одновременно сосуществовали два совершенно разных языка – для живого устного общения и для написания текстов, которые никто прочитать не мог.

«Тезис о существовании на острове Пасхи еще одного, помимо рапа­нуи, языка, который наложил отпечаток на тексты кохау ронго-ронго, про­слеживается и во всех основных работах Т.Хейердала, в том числе в опубликованной им в конце 1985 года статье «Дилемма ронго-ронго»» (И.Федорова, «Говорящие дощечки с острова Пасхи. Дешифровка, чтение, перевод»).

Но откуда тогда взялась письменность ронго-ронго и традиция нанесения текстов на дощечки?..

Это – одна из самых больших загадок острова Пасхи.

Согласно местным легендам, еще вождь переселенцев Хоту Матуа привез с собой на остров шестьдесят семь исписанных табличек. Однако в Полинезии ничего схожего с письменностью ронго-ронго нет. Оказываются безуспешными и попытки исследователей прочитать текст на дощечках с помощью полинезийских языков. Тогда, если переселенцы прибыли с Полинезии, где Хоту Матуа взял эти таблички?..

Тур Хейердал, отстаивавший версию южноамериканского происхождения жителей острова Пасхи, пытался искать связь значков ронго-ронго с некоторыми символами в Южной Америке. Но сходство отдельных символов – очень слабый аргумент.

И тут, конечно, довольно сильно затрудняет исследования то, что к моменту прихода конкистадоров у индейцев Южной Америки не было как таковой письменности в привычном нам виде. Вместо нее для передачи информации они использовали кипу – цветные шнуры с узелками. Согласно же южноамериканским преданиям, в древности письменность у индейцев была, но по некоторым причинам была запрещена, а имевшиеся уже надписи – уничтожены.

Но, как выясняется, уничтожены были вовсе не все надписи. Так, скажем, в Музее золота в Ла-Пасе, столице Боливии, стоит каменная чаша с нерасшифрованными текстами. Однако значки на этой чаше не имеют ничего общего с письменностью ронго-ронго. Так что и тут версия Хейердала не находит подтверждения.

Рис. 53. Надпись на каменной чаше в Ла-Пасе

Периодически появляются сообщения разных исследователей о том, что им якобы удалось прочитать таблички ронго-ронго. Но все эти утверждения не выдерживают проверки временем. Между исследователями нет даже единого мнение по вопросу, к какой именно письменности относятся тексты ронго-ронго – пиктографической (на смысловой основе) или иероглифической (на фонетической основе).

Зато совсем уж обескураживающие результаты дало исследование письменности ронго-ронго, которое еще в 1932 году провел венгерский лингвист Хевеши.

«Ученый обнаружил 174 сходных знака на табличках с острова Пасхи и в письменах (также нерасшифрованных) древнеиндийской культуры Мохенджо-Даро (III тысячелетие до нашей эры). Это открытие вызвало тогда резкие возражения в ученом мире в связи с тем, что две сравнимые культуры разделены огромным периодом времени (III тысячелетие до нашей эры – XVIII век нашей эры) и не менее огромным пространством – 20 тысяч километров. Очередной раз приходится воскликнуть: «Невероятно, но факт!» Многие крупные современные ученые подтвердили правильность сопоставлений, проведенных В.Хевеши, и отвергли попытки найти в них какую-либо некорректность. Недаром остров Пасхи всегда считался миром загадок…» (А.Зубов, «Колумбы каменного века. Как заселялась наша планета»).

Этот факт никак не согласуется ни с принятым историками временем заселения полинезийцами острова Пасхи, ни с самими полинезийцами, ни с теорией Хейердала. Но это – факт!..

Любопытно при этом то, что принятая у историков датировка культуры Мохенджо-Даро примерно совпадает с датировкой антропологами того самого «невыделенного полинезийского типа» древних черепов, найденных на острове Пасхи…

Рис. 54. Печать с надписью (культура Мохенджо-Даро)

Разрубить гордиев узел

В целом на текущий момент история острова Пасхи, его обитателей, каменных статуй и конструкций, излагаемая в книгах и фильмах на основе подходов, принятых в академической науке, выглядит каким-то чрезвычайно запутанным клубком, из которого во все стороны торчат «нестыковки» с реальными фактами и даже обычной логикой.

Поведение островитян в этой картинке истории оказывается не просто странным и даже чудаковатым, а совершенно иррациональным, порой доходящим чуть ли не до безумия. То они пускаются в путь неизвестно куда, преодолевая в итоге тысячи километров океанских просторов. То, прибыв на далекий остров, вместо заботы о хлебе насущном бросаются изготавливать статуи и ставить их на платформы – то есть заниматься тем, чем до того никогда не занимались. То настолько увлекаются процессом, что уничтожают все леса и вызывают экологическую катастрофу на острове. Затем ввергают себя в братоубийственную войну и впадают в экстаз «разрушения» всего воздвигнутого ранее. После чего вдруг, по прошествии целого ряда поколений, «вспоминают» свое полинезийское прошлое и возвращаются к жизни, которая полностью согласуется с культурными и иными традициями жителей Полинезии. Как будто и не было никогда у них периодов безумного созидания и столь же безумного разрушения…

А может быть, именно это – и есть их реальность?!. Может, действительно не было у них этих двух безумных периодов?.. Может, просто какие-то полинезийцы волей судьбы оказались на острове Пасхи, где продолжили жить так, как жили до сих пор на своей родине?..

Любопытно, что именно такое предположение абсолютно – до мельчайших деталей – согласуется с той картиной, которую увидели европейцы, прибывшие на остров. Ведь весь быт туземцев, их культ «человеко-птицы», почитание умерших предков в виде набора довольно обычных обрядов (без какого-либо фанатизма с огромными статуями), уровень развития индустрии орудий труда и технологий хозяйствования, которые застали на острове Пасхи европейцы в XVIII веке, полностью соответствовали периоду каменного века жителей Полинезии.

И тогда все встает на свои места. Точнее, почти все – за исключением «всего лишь» трех моментов: статуй, платформ и дощечек с письменностью ронго-ронго. Но что в таком случае делать с этими тремя «исключениями»?..

Историки и археологи выбрали самый простой, привычный для себя путь – приписали все островитянам. Фактически свалили все в единую кучу. И получили кашу… Ту самую кашу, в которой разобраться практически невозможно.

Однако, как мы видели, на этом пути не получается сколь-нибудь стройной картины. Уже даже при самом поверхностном анализе становится заметно наличие фактов, которые в нее никак не вписываются. А раз так –надо менять подход.

Надо разрубить гордиев узел!.. Разделить все на части и рассматривать их отдельно друг от друга. Вопрос о происхождении современных островитян – отдельно. Строительство платформ и создание статуй – отдельно. И отдельно – вопрос письменности. А уже потом смотреть, можно ли соединить эти части, и если можно – то как.

Именно к такому выводу и пришли все участники нашей экспедиции, окунувшиеся с головой в загадки и тайны острова Пасхи в октябре 2013 года.

Смотреть под ноги

С самого первого визита европейцев на остров Пасхи внимание исследователей было приковано к статуям-моаи. Именно вокруг статуй сконцентрированы споры современных историков и их оппонентов, выстроены сюжеты книг и фильмов. Именно на статуи смотрят в первую очередь и приезжающие на остров туристы. Статуи-моаи стали, по сути, «визитной карточкой» острова Пасхи.

Однако, как мы не раз убеждались в наших экспедициях, чтобы увидеть главное, надо смотреть не «вперед и вверх», как это делает обычный турист, а «под ноги» – вниз. В данном случае – не на статуи, а на то, что находится у них в основании, то есть на платформы. Именно платформы-аху, если к ним присмотреться внимательно, оказываются гораздо интересней и информативней статуй-моаи.

Следует, правда, сразу сделать оговорку о том, что самыми информативными являются не те платформы, которые ныне отреставрированы и на которые возят обычно туристов, а те, которые так и остались в нетронутом археологами и реставраторами виде.

Те аху, которые «восстановлены», на самом деле просто отстроены заново – причем отстроены так, как это представляли себе сами реставраторы. В этом «новоделе» если что-то и можно «прочитать», то лишь о современных методах строительства и о представлениях историков и археологов, но никак не об исходных характеристиках платформ.

Увы, таковы последствия того, что ныне туризм стал доходным бизнесом, ради которого реставраторы часто не задумываются о вносимых ими искажениях. В этих условиях стремление сохранить так называемую аутентичность (говоря другими словами, достоверность) у реставраторов древних объектов, к сожалению, встречается крайне редко.

Характерным примером является, скажем, платформа-аху Тонгарики, которая «восстанавливалась» дважды (последний раз после цунами 1960 года). В ней можно увидеть и обычный бетон, и следы современных машинных инструментов (дисковые пилы, трубчатые сверла и т.п.), но нельзя понять, какова же была платформа раньше – до того, как до нее добрались реставраторы. И еще меньше можно понять о том, какова была платформа тогда, когда ее еще только построили…

Рис. 55. Аху Тонгарики – современный «новодел»

Поскольку внимание исследователей привлекают прежде всего статуи, а описаний платформ имеется существенно меньше, аху также окружены множеством мифов и выдумок.

Наиболее распространенное заблуждение, которое складывается вследствие изобилия неких «усредненных» и кратких описаний, это то, что все платформы якобы одинаковые. На самом же деле они отличаются друг от друга не только по размерам и конструкции, но и по самой каменной кладке – ее качеству, размерам и форме использованных блоков, а также по материалу камня.

Часто можно встретить утверждение, что вообще платформы и статуи сделаны будто бы из одного материала – а именно, туфа. В реальности это абсолютно не так. Подавляющее большинство статуй изготовлено из осадочной породы склонов вулкана Рано-Рараку, а основной строительный материал платформ – вулканический туф.

Слово «туф» не должно вводить читателя в заблуждение. В привычном нам понимании, туф – это довольно мягкая и легкая пористая порода, которую можно запросто ковырять даже ногтем. Вулканический туф острова Пасхи, который использовался при постройке платформ, представляет собой хоть и пористую, но очень твердую и очень тяжелую породу, близкую по этим параметрам к привычному нам базальту. Это базальтовый туф.

Данные уточнения очень важны. Например, А.Кондратов, который не был сам на острове Пасхи, в своей книге «Погибшие цивилизации» приводит оценки веса статуй, исходя из ошибочного положения, что они изготовлены из привычного нам туфа. В результате у него получаются значения, во много раз меньше тех, которые приводят другие авторы. И цифры, которые он приводит (максимум несколько тонн), абсолютно не соответствуют весу реальных статуй на острове…

Видимо, из-за недостатка информации о реальных платформах, возникают «работы», в которых авторы утверждают, что платформы расположены равномерно по побережью. Но этого в реальности нет. Максимальное количество платформ располагается на восточном побережье острова; на северном побережье их заметно меньше, а на западном – еще меньше (см. Рис. 2-ц). Более того: самые качественные платформы из самых больших блоков сконцентрированы в основном на восточном побережье. Подробнее мы рассмотрим их чуть позже.

Есть прямо противоположное заблуждение. Некоторые авторы утверждают, будто бы в расположении платформ прослеживается некая «четкая система», и на этой «системе» начинают городить собственные фантастические теории.

На самом деле никакой «четкой системы» в реальном расположении платформ на острове явно нет. И если есть какая-то «система», то лишь в том, что они в целом имеют привязку (плюс-минус) к береговой линии острова. Но и тут нет единообразия – какие-то платформы стоят на самом берегу, а какие-то на значительном удалении от него.

Каменная кладка

Посмотрим теперь на кладку платформ. Возьмем для начала принятую историками версию, что платформы создавали островитяне, и включим обычную логику.

Представим себе полинезийцев-переселенцев, приплывших на остров и решивших для чего-то (пока не будем задумываться над тем, зачем им это было нужно) построить платформу. Как бы они это начали делать?..

Во-первых, выбор материала для строительства. Здесь особых проблем нет. Как нет и большого выбора вариантов. Остров имеет вулканическое происхождение, и значительная его часть покрыта лавовыми излияниями черного базальтового туфа. Слоями этого туфа покрыты большие пространства как в глубине острова, так и на побережье, где языки лавы спускаются прямо в море.

Любопытно, что в некоторых случаях такие языки лавы уходят в прибрежные воды прямыми широкими полосами. Морской прибой, в течение многих лет терзавший эти языки, проделал в туфе длинные желоба, создав в результате такую причудливую картинку, которая вызывает ощущение искусственного происхождения этих широких полос, постепенно опускающихся в океан (см. Рис. 6-ц). В свое время это даже породило версию, что это действительно искусственные конструкции – некие дороги, созданные для каких-то целей, или даже огромные причалы. Однако в дальнейшем и геологи, и археологи единодушно отбросили эту версию, поскольку никаких реальных признаков искусственности в этих «дорогах-причалах» так и не было найдено…

Рис. 56. Камни – черный базальтовый туф

Длительное воздействие на застывшую лаву эрозионных факторов – ветра, воды и температурных перепадов – в условиях острова приводит к тому, что верхний слой этой лавы растрескивается, в результате чего образуются отдельные камни разного размера. Такими камнями остров покрыт фактически весь, но наиболее отчетливо это видно на побережье, где отсутствуют кустарники и трава.

Подобные камни как раз очень удобно использовать в качестве готового строительного материала. Их и обрабатывать не надо – складывай как захочется, и все. Понятно, что полинезийцам, не имевшим опыта сколь-нибудь сложного строительства, это изобилие камней было большим подспорьем. И если бы они решили делать платформы, то как раз использование для строительства таких камней – кусков базальтового туфа – было бы наиболее логичным и ожидаемым.

Кстати, даже просто для того, чтобы выращивать какие-то растения на подобном острове, людям нужно было расчистить от камней место под будущие посадки. При этом обычно и практически повсеместно в мире камни не просто отбрасываются хаотично в сторону, а складываются на краю расчищаемого пространства в кучки или даже стенки, огораживающие поле. Это удобней, если расчищаешь пространство для многоразовых посадок, а вдобавок и частично защищает поле от пронизывающих ветров. А такая стенка – уже фактически прообраз стенки платформы-аху.

Но как будет выглядеть стенка в таком случае?.. Это будет кладка из обычного рваного камня – камня совершенно необработанного. Именно такую кладку можно видеть у некоторых платформ на северном побережье острова Пасхи. И эти платформы как раз не вызывают никаких сомнений в том, что их возвели островитяне.

Рис. 57. Платформа на северном побережье

Аналогичную систему кладки можно видеть и у платформ на западном побережье в секторе Тахаи. Эти платформы восстановлены археологами уже в новейшее время. В частности, как уже ранее упоминалось, большую реставрационную работу здесь проводил Уильям Мюллой, входивший в состав экспедиции Хейердала.

Пожалуй, единственное, что отличает платформы сектора Тахаи от нереставрированных платформ северного побережья – наличие кое-где современного бетона, который реставраторы использовали для увеличения прочности столь ненадежной кладки, как кладка из рваного необработанного камня.

Однако на острове Пасхи далеко не все платформы выстроены из таких необработанных кусков базальтового туфа. Здесь немало аху, в создании которых использовались блоки такой формы, которая никак не могла образоваться естественным образом и которая имеет явные признаки дополнительной искусственной обработки. Наиболее очевидно это в тех платформах, которые выстроены из прямоугольных блоков и плит – местный базальтовый туф по таким ровным плоскостям самостоятельно не раскалывается. И уж тем более это очевидно там, где соседние блоки очень тщательно притерты друг к другу – уложены так, что в щель между ними невозможно ничего втиснуть.

Платформы, при строительстве которых использованы прямоугольные блоки и даже плиты, встречаются как на восточном, так и на северном побережье острова. Например, аху Те-Пито-Кура, расположенная на северном побережье, при всем своем разрушенном и, казалось бы, невзрачном (для обычных туристов) виде просто поражает тщательной обработкой и притиркой прямоугольных блоков кладки, достигающих вдобавок веса в несколько сотен килограммов.

Рис. 58. Кладка аху Те-Пито-Кура

И вот тут возникают совершенно простые вопросы с весьма далеко идущими последствиями.

А каким образом древние полинезийцы, не обладавшие никакой практикой в области обработки строительного камня, смогли перейти от использования необработанных кусков лавы к изготовлению прямоугольных блоков?.. И что их могло на это подвигнуть?.. Зачем вместо простой сборки в кладку кусков лавы весом всего в десяток-другой килограммов (что под силу обычному человеку) они перешли к строительству из прямоугольных блоков весом в сотни килограммов (а иногда и весом в несколько тонн или даже десятков тонн!)?..

Как они смогли сделать такой огромный технологический скачок в условиях полной изоляции острова от других обитаемых территорий?.. И как бы они вообще могли бы до него додуматься?..

Лично я, например, не вижу этому никаких естественных причин и разумных оснований.

Как отмечалось ранее, местный черный базальтовый туф очень твердый и прочный. Наши простейшие эксперименты с этим материалом показали, что даже обычное скалывание кусочков от туфового массива – дело очень и очень трудоемкое и далеко не простое. Из-за этого изготовление даже отдельной ровной поверхности блока из базальтового туфа при ручной работе примитивными инструментами требует колоссальных трудозатрат. А создание платформы из таких блоков, тщательно притертых друг к другу, представляется вообще неимоверно сложным делом.

Зачем бы полинезийцы, привыкшие складывать платформы из обычного рваного камня, вдруг взялись за такую сложную задачу?.. В этом просто нет никакой логики. Обычные обломки туфа вокруг в изобилии, а блоки надо еще изготовить!..

Историки привыкли списывать подобные «странные решения» древних людей на некие «культово-религиозные традиции». Но, во-первых, если у полинезийцев-переселенцев и была бы традиция возведения платформ (что еще далеко не доказано), то это была бы, по всей логике, традиция создания аху из рваного камня. Переход к созданию прямоугольных блоков в этом случае был бы серьезным нарушением этой традиции. А во-вторых, само списывание историками чего-либо на «религиозные культы» является ничем иным, как признанием ими собственной неспособности найти этому рациональное объяснение.

 



Источник: lah.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится6




Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...







  1. » #2 написал: Farhat (26 апреля 2015 14:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 10
    Рейтинг поста:
    0
    Статуи Острова Пасхи предназначались для обороны. Это, по сути, кромлех из нескольких колец. Первый рубеж был в кратере вулкана (статуи по пояс). Затем – по верху жерла, Потом по пологим склонам (на крутых их не ставили, т.к. там врагу не пройти было. Последний рубеж был построен по периметру всего острова.

    Дальше уже некуда было строить. Этот рубеж возник, когда объединились уже все племена острова.
    Подробнее:
    http://forum.ozersk.ru/topic/32337-raskritie-tain-drevnosti

       
     


  2. » #1 написал: ПравдоЛюб (21 июня 2014 02:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2253
    Рейтинг поста:
    0
    Не знаю куда скинуть.

    Исторические фотографии,которых вы не увидите в учебниках истории


    Может стоит разместить на портале? Смотрите сами.
    Мне показалось забавным.


    --------------------
    Не так горько видеть горе от ума, как радость от глупости.

       
     


» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Как по вашему мнению Украина изменится при президенте Зеленском?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Единая Россия, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Любимая Россия, Навальный, Наука России, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, новости, оппозиция, сша, украина, эпидемия

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map