Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » А.Скляров: Мифы об острове Пасхи

А.Скляров: Мифы об острове Пасхи


9-06-2014, 15:58 | Открываем историю / Загадки истории | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (5 791)

По словам же нашего гида Джорджа Тепано Паоа, многие современные рапануйцы считают себя смешанными потомками «длинноухих» и «короткоухих». В том числе и он сам…

Рис. 40. Джордж Тепано Паоа

Это «генеральное сражение», состоявшееся между «длинноухими» и «короткоухими», получило название «битва при Поике». И поскольку эта битва, согласно легенде, оказала столь значительные последствия на всю дальнейшую историю острова, исследователи не могли обойти ее вниманием.

Прежде всего они заинтересовались конкретным объектом, упоминающимся в древнем предании, – рвом возле Поике. В утверждении легенды о том, что ров был искусственного происхождения, засомневалась еще Кэтрин Раутледж, которая в конце концов пришла к выводу, что это – естественная впадина геологического происхождения, возможно использованная длинноухими для обороны.

Этнограф же Альфред Метро из состава франко‑бельгийской экспедиции 1934–1935 годов пошел еще дальше, заявив, что своеобразная природная формация дала островитянам повод сочинить сказку. Он считал, что рапануйцы старались как-то объяснить своеобразный геологический феномен, а повествование о битве «длинноухих» и «короткоухих» является всего лишь вымыслом жителей островом Пасхи и сочинено ими в относительно недавнее время.

«Среди тех, кто осматривал ров длинноухих, был также один геолог. Он раз навсегда установил, что впадина возникла естественным путем еще до появления здесь людей. Поток лавы из главной части острова натолкнулся на затвердевший поток, который еще раньше сполз с плато Поике, и в месте их встречи получилось подобие рва. Наука вынесла свой приговор, который поверг в недоумение обескураженных пасхальцев. Однако они продолжали стоять на своем: это оборонительный ров Ико, земляная печь длинноухих» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Чтобы разобраться с этой проблемой, экспедиция Хейердала решила провести раскопки. Руководить раскопками рва длинноухих взялся Карлайл Смит, который решил сначала заложить несколько разведочных шурфов, для чего привлек пятерых рабочих из числа местных жителей.

«Впервые я видел, чтобы пасхальцы так рьяно брались за работу. Наблюдать за ними не было надобности, и мы решили прогуляться по плато. А когда вернулись и пошли к первому шурфу посмотреть, как подвигается дело, оказалось, что оставленный здесь рабочий куда-то исчез вместе с инструментом. Но прежде чем мы успели удивиться, из ямы вылетели комья земли, и, подойдя вплотную, мы увидели, что старик уже зарылся метра на два и продолжает лихо орудовать киркой и лопатой. А в горчично-желтой стене вокруг него проступал широкий красно-черный слой. Древесный уголь и зола! Здесь некогда пылал огромный костер, и Карл объяснил, что пламя было очень жарким или же костер горел долго, оттого зола такая красная» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Первые впечатляющие находки в пробных шурфах подвигли членов экспедиции на то, чтобы сделать полный разрез впадины, на что ушло несколько дней. По результатом проведенной работы Хейердал пришел к выводу, что здесь располагается действительно искусственный ров глубиной в четыре метра, шириной двенадцать метров и больше двух километров в длину. В золе же были обнаружены каменные орудия и метательные камни для пращи.

«…мы убедились, что ров Ико – великолепно задуманное оборонительное сооружение. В глубокой канаве вдоль всего склона много лет назад люди сложили топливо и зажгли огромный костер. Настал наш черед дивиться, а пасхальцы все это давно знали, из поколения в поколение передавалось, что занесенная впадина – след защитного рва Ико и место гибели длинноухих» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Образцы золы из рва были взяты на дальнейшее исследование. Радиоуглеродный анализ этих образцов показал дату 1676±100 год нашей эры. Этот результат совпадал с расчетами Энглерта, которые он провел на основе генеалогического списка вождей. Древнее рапануйское предание вроде бы подтверждалось…

Но и здесь не обошлось без странностей, которые начали обнаруживаться еще в ходе раскопок, проведенных экспедицией Хейердала.

«…оборонительное сооружение было создано людьми задолго до этой катастрофы, ров уже наполовину занесло песком, когда длинноухие собрали в него топливо и подожгли. В нижних слоях тоже оказались следы кострища. Те, кто первоначально копал ров, закидали щебнем очаг, в котором горел огонь около 400 года нашей эры» (Т.Хейердал, «Аку-Аку»).

Таким образом, если опираться на датировки, полученные экспедицией Хейердала, либо кто-то создал ров за тысячу с лишним лет до знаменитой «битвы при Поике», либо «длинноухие» в XVII веке использовали уже имевшееся естественное углубление, лишь немного его доработав.

Однако раскопки того же рва, проведенные позднее Франсисом Мазьером, неожиданно дали обескуражившие результаты.

«Мы произвели выемку грунта, и на глубине пяти метров обнаружился слой красной земли, как и было описано норвежской экспедицией, затем несколько веточек обожженного дерева, а точнее, корней травы, но никаких следов того, что здесь, в этой гигантской печи, погибли люди. Да! Никаких следов» (Ф.Мазьер, «Загадочный остров Пасхи»).

Как же так?.. Ведь должны же были сохраниться кости погибших!.. Они не могли бесследно раствориться в воздухе, как не могли и полностью разложиться в земле за такое короткое время – ведь по расчетам Энглерта и данным экспедиции Хейердала с момента «битвы при Поике» прошло всего лет триста.

Один из островитян, считавший себя потомком «длинноухих», поведал Мазьеру несколько иную версию древней легенды, которая лучше соотносилась с отсутствием человеческих останков во рву. В варианте этого островитянина, во-первых, «длинноухих» было не так уж и много. А во-вторых, погибли они вовсе не во рву.

«…их было около сотни, этих ханау еепе. Они были вынуждены скрываться на Поике, но были окружены и во время сражения бежали к скале, которая в крайней южной части трещины возвышается над равниной Хоту-Ити. Там их перебили и изжарили в печи, называемой ко те уму о те ханау еепе. Их земля была сожжена, а сами они были съедены...»

Мазьер указывает, что в таком изложении легенда кажется более достоверной, но сомнения все-таки остаются, поскольку слышал он ее (именно в таком варианте) только от одного человека – пусть и того, кого можно считать «посвященным»…

Выскажу здесь свою личную точку зрения.

По мере ознакомления с приводимыми в различных источниках древними легендами и преданиями острова Пасхи, у меня постепенно крепло ощущение, что к ним нужно относиться крайне осторожно. Мало того, что на это устное наследие рапануйцев очень сильное влияние оказало внешнее воздействие со стороны христианства, которое насаждалось на острове Пасхи с момента обустройства здесь различных миссионеров. Значительно усугубило ситуацию то, что ныне жизнь острова ориентирована на туристов. Островитяне порой готовы рассказать вам ту версию древних преданий, которую вы сами хотите от них услышать…

«Сброшенные» статуи

Одним из моментов, которые обычно связывают с конфликтом двух групп островитян, является не только отказ «короткоухих» от изготовления новых платформ и установки на них статуй, но и разрушение ими уже имевшихся конструкций. Якобы в запале своего протеста восставшие повалили все статуи лицом вниз, чтобы изваяния больше не могли на них смотреть. Этот «приступ разрушения», по мнению Хейердала и историков, знаменует собой начало третьего этапа в истории острова Пасхи.

Но насколько обосновано подобное утверждение?..

Ныне любой турист может легко убедиться в том, что эта драматичная деталь древнего предания, порой возводимая историками в ранг чуть ли не «достоверно установленного исторического события», мягко говоря, не соответствует действительности. На острове имеются как статуи, упавшие лицом вниз, так и те, лица которых смотрят не вниз, а в сторону, то есть головы их лежат на боку. Есть и статуи, лежащие вообще на спине и «смотрящие» в небо (см. Рис. 5-ц). При этом нередко возле одной и той же платформы одновременно находятся статуи, лежащие в самых разных положениях.

Рис. 41. Голова статуи, лежащая на боку

Достаточно очевидно, что сбрасывание статуй лицом вниз – лишь поэтическая выдумка островитян либо вообще самих исследователей, то есть просто очередной миф. Однако этот миф, увы, настолько пришелся по вкусу тем, кто сам не был на острове, что его можно встретить в самых разных книгах и фильмах. Прямым же следствием этого мифа явился еще один, порой также встречающихся в некоторых «работах» по острову Пасхи.

Ясно, что если бы статуи действительно роняли лицом вниз (а изначально они стояли спиной к океану), то они должны были бы сейчас лежать примерно в одном направлении – параллельно друг другу (по крайней мере в пределах одной и той же платформы). И подобное утверждение действительно можно встретить в некоторых книгах, где на этом авторы порой начинают строить какие-то дополнительные «выводы».

Однако в реальности этого вовсе нет. Статуи лежат упавшими в самых разных направлениях. Даже в пределах одной платформы можно встретить статуи, лежащие головой как по направлению вглубь острова, так и в сторону берега океана. Например, это имеет место на аху Оне-Макихи.

Более того. Характер расположения статуй вообще гораздо лучше соответствует вовсе не целенаправленному их сбрасыванию людьми, а последствиям… обычного землетрясения. И в этом нет ничего удивительного – ведь остров Пасхи находится на стыке трех тектонических плит, и землетрясения здесь вовсе не редкость. Моаи же имеют достаточно высоко расположенный центр тяжести и ничем дополнительно не закреплены на платформах. И в таких условиях их вертикальное положение весьма неустойчиво. Так что статуям буквально предназначено падать при даже не очень сильных землетрясениях.

Рис. 42. Засыпанная грунтом статуя возле аху Ханга-Поукура

Есть и еще одна причина, которая могла привести к падению статуй.

Так, возле аху Ханга-Поукура можно видеть спину упавшей статуи, которая практически по самый верхний край занесена мелким щебнем и песком. Для получения такого результата, если бы это было делом рук людей, надо предполагать, что островитяне не только повалили статую, но еще и зачем-то засыпали ее этим щебнем и песком. Поступок, выходящий за рамки всякого разумного объяснения.

Гораздо логичней и проще выглядит другой вариант объяснения наблюдаемой картины. Это – результат действия большой волны, которая достигла платформы и повалила статую (лежащую как раз в направлении от берега вглубь острова). В процессе этого тут и осели мелкие камни и песок, которые несет с собой любая волна в полосе прибоя и которые в данном случае почти похоронили под собой статую.

Платформа находится буквально в двух-трех десятках метров от кромки воды, и для того, чтобы волна могла повалить статую, вполне достаточно обычного «хорошего» шторма. Но тут бывают волны и побольше. На берегах можно встретить таблички, предупреждающие об опасности цунами, которые тут, увы, тоже не редкость.

Так, скажем, в 1960 году цунами, порожденная во время сильного землетрясения в Чили, обрушилась на восточное побережье острова Пасхи и повалила знаменитые «15 истуканов» на аху Тонгарики (см. Рис. 21), разметав их на десятки и даже сотни метров. После чего все пришлось восстанавливать заново…

Конечно, нельзя полностью исключить версию того, что некогда кто-то из островитян действительно мог повалить какие-то статуи. Однако возводить эту версию в ранг «установленного факта» нельзя, поскольку, как видим, имеются и более простые варианты объяснения упавшим статуям. Другое дело, что естественные причины падения статуй не вызывают у широкой публики того эмоционального отклика, который сопровождают рассказы о некоем надуманном «хаосе во время бунта», вот и гуляет по свету миф о сбрасывании статуй…

Рис. 43. Предупреждение о цунами

Миф об экологической катастрофе

В качестве одной из причин, которая привела к конфликту «длинноухих» и «короткоухих», называется некая экологическая катастрофа, которая будто бы разразилась в это время на острове. Согласно данной версии событий, островитяне для транспортировки и установки статуй использовали бревна деревьев. В некий момент они так увлеклись этим занятием, что не заметили, как вырубили все деревья. Это привело к резкому ухудшению экологических условий на острове, сказавшись и на возможности выращивать основные продукты питания. Вдобавок, стало не из чего делать каноэ, и рапануйцы лишили себя возможности добывать рыбу и других морских обитателей. Разразился голод, приведший к возникновению людоедства. Все это в совокупности и привело будто бы к стихийному бунту «короткоухих» против «длинноухих».

Рассказ об этой катастрофе очень любят смаковать различные защитники экологии, считающие эти события и их последствия назидательным примером для всего человечества, которое может также привести мир к экологической катастрофе мирового масштаба, если будет столь же бездумно использовать природные ресурсы. Впрочем, и те, кого экология на самом деле не очень беспокоит, также любят пощекотать нервы широкой публике этим рассказом…

Но была ли в реальности такая экологическая катастрофа, вызванная человеком, на острове Пасхи?..

На первый взгляд, данная гипотеза подтверждается тем, что европейцы, прибывшие сюда в XVIII веке, застали тут практически голый остров, на котором только кое-где рос кустарник. Этим остров Пасхи кардинально отличался от других островов Тихого океана, лежащих в экваториальной и приэкваториальной зоне и покрытых буйными тропическими лесами. Те же деревья, которые ныне можно видеть на острове, были завезены сюда уже позднее.

Рис. 44. Европейцы застали практически голый остров

Однако по одной лишь картинке, которую увидели первые европейцы, делать выводы о всей предыстории острова нельзя. И не так уж и мало людей из тех, кто интересовался загадками острова Пасхи, высказывали сомнение в том, что здесь вообще когда-либо росли такие буйные леса, какие рисуют сторонники версии экологической катастрофы.

Дело в том, что климатические условия на острове Пасхи характеризуется тем, что здесь постоянно дует очень сильный ветер. И он особенно силен на прибрежной и равнинной части острова. Остров вулканический, слой почвы на нем имеет буквально мизерную толщину, и корням растений даже зацепиться толком не за что. Из-за этого местные жители даже вынуждены были выращивать батат и другие культуры в небольших круглых ямках, специально обложенных камнями, защищающими растения от продувающего все ветра.

Аналогичный способ защиты широко распространен на островах в самых разных частях мира. Так, скажем, на островах Средиземного моря каменными оградами высотой в человеческий рост защищают даже апельсиновые деревья. Но на острове Пасхи все подобные конструкции гораздо скромнее – буквально не более полуметра высотой.

В таких условиях, конечно же, невозможно себе представить, что остров был бы полностью покрыт лесами (и между прочим, столь же «безлесая» картина наблюдается и на упомянутых средиземноморских островах). Другое дело, что ближе к вулканам, тут и там возвышающимся на острове Пасхи, в складках местности ветер не столь сильный – и именно здесь сейчас можно видеть заросли пальм и эвкалиптовые леса…

Рис. 45. Защитная ограда для растений

Ранее мы уже упоминали о единственных проведенных палеоботанических исследованиях образцов ила из кратера вулкана Рано-Рараку. В этих образцах была обнаружена пыльца чилийской винной пальмы. В доступной литературе можно встретить утверждения, что пыльцы там было обнаружено очень много и что это якобы указывает на то, что остров был покрыт зарослями этой пальмы. Однако по неизвестным причинам отчет о результатах этого палеоботанического исследования до сих пор не опубликован, так что проверить данное утверждение не представляется возможным.

Впрочем, есть другие указания на то, что на острове Пасхи некогда в прошлом действительно росли деревья. Так, американский геолог Чарльз Лав нашел в земле множество следов корней в виде каналов, покрытых углем. Параметры этих каналов – форма, размеры – соответствовали корням чилийской винной пальмы.

«В июле 2001 года Лав также нашел несколько видов корней больших деревьев, 15–20 сантиметров диаметром, переплетающиеся и расходящиеся лучами из центральной точки; их размеры предполагают, что стволы были от 30 до 50 сантиметров в диаметре.

Этот факт впоследствии был подтвержден открытием, сделанным Джерардо Веласко на северных обрывах побережья Те Пора. Цилиндрические отверстия горизонтально входили в базальт на высоте 6 метров. Это не «следы лавы», которые образуются, когда лава затвердевает, но еще продолжает двигаться. Отверстия, которые нашел Веласко, прямые, в основном, около 40 – 50 сантиметров в диаметре.

Их внутренние линии образуют круги, очень похожие на те, что находятся на стволах чилийского винного дерева. Более того, они находятся над слоем оранжевой глины, которая является обгоревшей почвой. Кажется очевидным, что эти «трубы» являются следами пальм, которые росли в обуглившейся земле и были вырваны и погребены лавой. Впоследствии пальмы сгнили, оставив эти следы» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).

Правда, геологические оценки времени излияния этой лавы оказались очень древними – аж четыреста тысяч лет назад. Ясно, что данные следы наличия на острове деревьев не имеют никакого отношения к конфликту «длинноухих» и «короткоухих». Но есть тут и более поздние свидетельства.

«Чарльз Лав нашел фрагмент обугленного пальмового дерева. Радиоуглеродный анализ показал, что фрагмент датирован 930 годом. Плоды этой пальмы из Ана О Кеке были также исследованы при помощи радиоуглеродного анализа и датированы 1130 годом, то есть средними веками доисторического периода жизни острова. Те образцы, что были найдены Мишелем Орлиаком, датированы 1212–1430 годами и 1300–1640 годами. Образцы, найденные профессором Ясуда, датированы 1290–1410 годами и 1295–1415 годами. Обгоревшие экземпляры из Аху Хекии датированы 1260–1400 годами; фрагмент из Ака Ханги был в слое, датированном 1450–1650 годами, фрагменты из Маига Тари доказывали, что некоторые пальмы дожили до XVI столетия» (Н.Непомнящий, «Остров Пасхи»).

Ясно одно, какие-то деревья на острове могли расти в относительно недавнем прошлом.

Но означает ли это, что в их исчезновении виноваты островитяне?..

 



Источник: lah.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится6



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: Farhat (26 апреля 2015 14:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 10
    Рейтинг поста:
    0
    Статуи Острова Пасхи предназначались для обороны. Это, по сути, кромлех из нескольких колец. Первый рубеж был в кратере вулкана (статуи по пояс). Затем – по верху жерла, Потом по пологим склонам (на крутых их не ставили, т.к. там врагу не пройти было. Последний рубеж был построен по периметру всего острова.

    Дальше уже некуда было строить. Этот рубеж возник, когда объединились уже все племена острова.
    Подробнее:
    http://forum.ozersk.ru/topic/32337-raskritie-tain-drevnosti

       
     


  2. » #1 написал: ПравдоЛюб (21 июня 2014 02:27)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 2253
    Рейтинг поста:
    0
    Не знаю куда скинуть.

    Исторические фотографии,которых вы не увидите в учебниках истории


    Может стоит разместить на портале? Смотрите сами.
    Мне показалось забавным.


    --------------------
    Не так горько видеть горе от ума, как радость от глупости.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Август 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map