Возвращаемся на Родину. Кастовая раскладка пятин и концов Великого Новгорода. Пара слов о четвертях Московии и континах Щецини. Четыре племени велетов. Разные прикидки по славянам: проблемы реконструкции.
По-индийски миропорядок – артха, а по-русски – рота. Посмотрим, как по роте устроены земли славян. Возьмём для начала деление Новгородской земли на пятины.
Новгородские пятины
Реку Волхов и прилегающую Обонежскую пятину с её Волховской сотней я соотношу с волхвами: им достаётся северо-восток. Остальные касты, привязываем, как положено, по часовой: дружине (управленцам, воинам) – Деревская пятина, труженикам – Шелонская, холопам и женщинам – Водская. Бежецкую пятину, подозрительно лежащую в стороне, я волюнтаристски исключил из системы каст.
Княжая сотня в пятине тружеников (Шелонской), прилегающая к пятине воинов (Деревской) очень напоминает об Ирландии, где королевский Мид, тоже выделяемый из пятины тружеников (Лейнстера), прилегает к пятине воинов (Ульстеру). Как говорилось в главе 2, князя с тружениками-славянами объединяет также общая символика Солнца и сокола.
Водскую пятину я соотнёс Богинями: Ладога напомнила о Ладе, а Нева – о нави (неви, не яви), коей заведовала почитаемая новгородцами Марена (она же покровительствовала невестам).
Имена пятин Водской и Деревской схожи с именами стихий: вода и дерево. Правда, Водская выводится от народа водь (ваддья), а этноним водь – от вайги, треугольника, нашиваемого на платье. А что если не пятина прозвалась от народа, а народ от пятины? Или «водные» имена народа и пятины случайно совпали? Вот, для Деревской пятины «деревянного» народа не нашлось.
Зато стихии неплохо осмысливаются: вода соотносится навью и с Богинями, а древо (дуб) – с Перуном, покровителем дружины (управленцев). Но постойте: разве стихия воинов – не огонь, если цвет касты – красный? Грешил на китайцев, что у них всё запутано, но сейчас полагаю, что эта путаница – всемирная и древняя: по меньшей мере, с тех пор, как управленцы стали воинской дружиной. В обществах возрастных классов воюют юнаки (планета Марс, стихия огонь, цвет красный), а зрелые мужи – управляют и ведут хозяйство (планета Юпитер, стихия дерево, цвет зелёный). А в кастовом обществе каста воинов «старше» касты хозяев. При совмещении двух систем происходят «накладки», известные по всему миру: например, единое Божество войны и плодородия, или то, что ярью именуется зелёная краска. Думаю, что изначально Перун – покровитель управленцев, его стихия – дерево (древо). Соответственно, Деревскую пятину можно соотнести с Перуном, управленцами, древом.
Таким образом, пятины Новгородской земли вполне соотносимы с кастами, стихиями и даже с Богами-покровителями (поневоле задумываешься о времени создания и вере создателей системы пятин). Всё напоминает «Артхашастру»: только священники соотнеслись с северо-востоком, а с ними развернулся и весь круг сословий.
К слову, время появления новгородских пятин не выяснено. Кто-то относит их вообще к московским нововведениям, ибо в Московском государстве в 16‑17 вв. были четверти (чети) – не столько географические единицы, сколько финансовые органы, по которым сгруппированы города: Новгородские Чети (Нижний Новгород, Псков, Новгород Великий, Вологда, Архангельск и др.), Владимирские Чети (Владимир, Тверь, Тула, Орёл и др.), Костромские Чети (Ярославль, Кострома, Муром и др.), Галицкие Чети (Галич, Белоозеро, Шуя и др.) и Устюжские Чети (Устюг, Сольвычегодск и др.). Географическую логику здесь уловить трудно. Ещё забавно, что этих четвертей перечисляется пять. В общем, тема московских четей сама по себе тоже интересна, но в рамках священной географии не осмысливается так, как это получается с более древними построениями, каковыми скорее всего являются новгородские пятины – ибо последние соотносятся с Богами, кастами и стихиями.
Теперь для сравнения рассмотрим сам Господин Великий Новгород.
Концы Новгорода
Новгород имел пять концов, из которых Загородский появился позже, о чём намекает его название. Остальные четыре раскладываются, словно по «Артхашастре». Последняя разносит по сторонам Света не только касты, но и профессии, отдавая север и восток идеального города работникам «чистых» ремёсел, а юг и запад – «грязным» производствам. Хотя в Индии ремесленники относятся к шудрам, которым назначена только западная часть города, традиция не обращает внимания на противоречие между кастовой и профессиональной раскладками.
В Новгороде целых два конца, связанных с ремёслами – плотницким и гончарным – напомнили об индийских аналогиях: на северо-востоке был Плотницкий конец, а расположенный на юго-западе Людин конец иначе назывался Гончарским. Видимо, гончарное ремесло (работа с глиной, песком, водой) относилось к «грязным», а плотницкое (работа с деревом) – к «чистым». Стихии вода и дерево вновь заставляют вспомнить противолежащие Водскую и Деревскую пятины.
Соотнесение юго-запада и декабрьского солнцестояния с мёртвыми наводит на другую, на сей раз новозаветную аналогию: Христос после казни похоронен на земле горшечника (в честь которого, говорят, назван Гарри Поттер). Авторам Евангелий астромифологические моменты были очевидны: как пишут исследователи, сама казнь Христа на кресте символизирует декабрьское солнцестояние и созвездие Южного Креста.
Вернёмся, однако, в Новгород – дабы выяснить кастовую привязку концов. Людин (Гончарский) конец соотнесём со слугами – людьми, челядью, со стихией воды и, соответственно, с Богиней – покровительницей женщин и слуг. Плотницкий через стихию дерева связан с Перуном и управленцами. Славенский соотносится с «соловым» солнечным сословием земледельцев, тружеников и хозяев – славян (как показано в главе 2, этноним славян идёт от наименования кастового цвета тружеников-хозяев). Характерно, в этой четвертине хозяев, находился городской торг. И уже не удивляет, что здесь же, в «солнечной» четвертине – княжий Ярославль двор. Ну а Неревский конец достаётся волхвам (почему так – в следующей главе): кастовый круг замыкается.
Смущает, что кастовая привязка концов не совпала с привязкой прилегающих пятин. Поскольку «лишний» Загородский конец противолежит удалённой Бежецкой пятине, возможен и такой вариант, что каждому концу соответствует противолежащая пятина. Тогда сходится то, что Холопий городок стоял на правом берегу Волхова – в Обонежской пятине, противолежащей «холопьему» Людиному концу. Либо все пятины (кроме Бежецкой) соответствовали прилегающим концам (кроме Загородского). Впрочем, я больше склоняюсь к той привязке пятин, что описана вначале. Скажем так, вопрос о новгородской кастовой раскладке окончательно не решён, а едва только поставлен, и предложены первые варианты его решения.
А вот кастовую раскладку четырёх контин (концов) «матери городов поморянских» Щетини (Щецини) предложить пока не могу: просто обращаю внимание на их число и допускаю, что это было нечто похожее на Новгород.
Однозначная кастовая привязка племён обнаруживается в союзе велетов. Как пишет Лев Прозоров в «Варяжской Руси» (М.; Яуза, Эксмо, 2010): «Четыре племени-«области» подозрительно напоминают четыре варны индоариев и четыре сословия кельтской Ирландии. Ратари – хранители святыни, брахманы или, если угодно, друиды. Доленцы-доленчане – сражаются «ради славы», а не «по необходимости» – в них можно узнать кшатриев. Два этих племени господствуют над остальными. Церзпеняне владеют множеством торговых городов и поклоняются дарующему приплод и урожай Яровиту – они похожи на вайшью или бо-айре – свободных хозяев-общинников. Наконец в кичанах узнаёшь шудр или слуг».
Правда при столь чёткой кастовой привязке, перечисленные племена расселены не по четвертинам, а как-то линейно (или, с большой натяжкой, в порядке против часовой): ратари – у священного Радогоща (на карте – Ретра), остальные – севернее, в порядке убывания кастовой значимости: доленчане, потом церзпеняне (черезпеняне), затем кичане (хижане). Вот так, оказывается, тоже может быть.
Расселение полабских славян
Смотря на эту и другие карты расселения славянских народов и племён, я пытался найти какие-нибудь системы пятин-четвертин и закономерности во взаимном расположении союзов и племён, но полных и однозначных систем почти не получалось.
Вот, например, видя глинян рядом с древанами, вспоминаешь о Гончарном и Плотницком концах Новгорода и думаешь: а где же остальные два элемента?
Если «солнечные» хорваты соседствуют с «лунными» сербами – и в Югославии, и в Центральной Европе – то тоже хочется дополнить систему до четырёх. В конце концов, южных сербов я «упаковал», как ни странно, с северными хорватами Судет и Карпат – в рамках Дунайской Руси, предположив, что позже часть этих хорват перешла в нынешнюю Хорватию. Лужицких сербов – «серебь» – с кем только ни состыковывал, но к однозначному решению не пришёл.
Ляхи в середине Польши построили город Серадз, вокруг которого проживал союз серадзян (середян): значит, подобно ирландцам и галлам, они умели находить «серадзину» страны – ея «пуп». Остальные польские племенные союзы привязывал и так, и сяк – однозначной системы тоже не вышло. Не вполне ясна кастовая привязка полян: богатыри ездили поляковать, но были и воинственные женщины – поляницы, а поле вообще напоминает о земледелии.
В последнем случае поляне Приднепровья укладываются в неплохую систему с соседними народами: волыняне (велыняне) – волхвы, люди Волоса (Велеса); древляне – дружина, люди Перуна и древа; поляне – труженики полей, люди Яра-Тура; тиверцы – названы в честь реки, «женская» четверть. Впрочем, эта система похожа на «затравку» чего-то большего – но рассказ о том будет позже.
А сейчас, пока свежо в памяти соотнесение Неревского конца Новгорода с волхвами, ненадолго «сбегаем» к балтам.
Почему четвертина Волоса в Новгороде зовётся Неревским концом. Сюрпризы в языках Прибалтики, Севера и Сибири. Земной круг Балтии: первая реконструкция.
Никогда не задумывались о странном названии одного из новгородских концов – Неревский? По сравнению с ним другие имена концов относительно ясны. Одна из версий связывает Неревский конец с именем нерева, означающим то ли одно из балтских племён, то ли балтов в целом (гипотетически, они же – геродотовы невры). Мне это имя представляется производным от корня, общего для балтов и славян. Таковых общих слов имеется множество, в том числе в области веры: Усень и Усиньш, «конский Бог» Хорояр и Хаурирари. Некоторые Божества известны только славянам и балтам.
У названных имён есть особенность: они хорошо осмысливаются по-славянски. Усень, как рассмотрено в главе 5, значит «от сени». Хорояр – тот кто поднимает хоро (солнечный диск) на яр («гору» летнего солнцестояния – верхнюю точку эклиптики). Не знаю, раскладываются ли эти слова столь же хорошо на смысловые единицы в балтских языках.
Что касается Неревского конца, то свяжу его с гипотетическим географическим и религиозным понятием *нер/нар («не яр») или *нерь/нарь («не ярь»), где словообразование аналогично навь/невь («не явь»). «Не-яровой» Неревский конец Новгорода, соотнесённый с волхвами и Волосом – управителем зимнего солнцестояния, противолежит «яровому» Славенскому концу, связанному с тружениками и Яром (Ярилой) – управителем летнего солнцестояния (см. главу 8).
Названия рек: Нарус, Нерис, Нарев, Нара – возводят к балтскому narus «глубокий». Понятно, что nar(us) – это «не яр», то есть «высокий наизнанку» = «глубокий». Нарова (Нарва) – тоже «не ярова». Озеро Неро и река Нерль находятся на границе рисуемого историками балтского ареала, а северная Нерица – вообще вдали от него: при этом все три названия представляют один корень в окружении разных русских формантов (подчёркнуты). Это значит, по меньшей мере, что корень может быть не только балтским.
Впрочем, северная Нерица (Неридзь) выводится из коми нер «приболотная полоса». Опять же нер – «не яр»: тут на русские компоненты разложилось слово из неиндоевропейского языка. Правило также действует для терминов нюр, няр, нор, нур («не яр/юр»), в разных языках Севера и Сибири – от коми до монгольского – означающих «болото» либо «озеро».
Река Нева, кстати, выводится из финского «болото» (но при этом, как пишет Никонов, у русских северо-запада зафиксирован аналогичный термин невь и названия болот типа Невий Мох). Обычно невь считается заимствованием из финского, а яр (в значении «обрыв, утёс, гора») – из татарского: однако все эти слова являются коренными для русского языка и русской веры – так что тут скорее можно говорить о бореальном (либо ностратическом) единстве, либо об обращении этих народов в русскую веру в глубокой древности. Невь (вариант навь) – это «не явь»: с управительницей нави Марой связаны болота (для них в русском есть и такой термин – марь).
Топонимы Нам, Нем (реки в Коми) выводятся из угорского «верхний» – но тоже понятны по-русски: «не яма». Исключение: угорское нёр – это «яр (гора)». Впрочем, есть у хантов и манси также форма ур – «гора» (по одной из версий, от этого корня – Урал). В коми языке юр – «голова», а в географическом смысле – «верх, верхний» (напомню, нюр – это «болото», то есть нечто противоположное юру – «не юр»).
Если языки, далёкие от русского, преподносят такие сюрпризы, то балтским «сам Бог велел».
Реконструкцию четвертин Балтии я набросал до размышлений над названиями с корнями нем, нер и нев, но потом они тоже «подыграли». На карту из книги Марии Гимбутас «Балты» (М.: Центрполиграф, 2004) наносим границы предполагаемых четвертин, и вот что выходит.
Реконструкция балтийских четвертин
Главным коном балтов считаю Каунас (Ковно) – не только из-за созвучия имени с коном, но и благодаря исторической роли города и подходящему расположению в речном перекрёстке, в самом центре балтских земель. Конечно, это ситуация 12‑13 веков, в реконструкциях более ранних эпох балты распространены восточнее. Если оставить в стороне подмосковных «людей голядь» – прусский полон, приведённый из Галиндии, то о восточном присутствии балтов судят по гидронимам, относя его ко временам ранее 6‑7 вв. н.э. Отчасти это могли быть не совсем балты, но близкие им по языку народы, оставившие названия: Палех, Ландех, Лух – где вместо балтского с звучит х, отчасти «настоящие» балты. Эти «восточные балты» (кто бы они ни были) образуют интересную систему вместе с финно-уграми (но о том в отдельной главе). А вот классические балты вступают в историю на своей привычной территории, причём вокруг Каунаса просматривается сбалансированная система четвертин.
На восток от Каунаса границу четвертин провожу по реке Нярис (Нерис), далее по её притоку Свентойи (Швентойи). От этой Святой реки и начинается круг четвертин. Первую по часовой стрелке четвертину соотносим со священниками. Её покровитель – Велес, по-балтски Велс или Виелона, на что намекает река Нярис – «не яр», её славянское имя Вилия, приток Вильна и город Вильнюс.
Вторую четвертину соотнесём с Перуном (Перконсом, Перкунасом) и воинами-управленцами. Имя страны – Пруссия – даже более созвучно славянскому имени Перун, нежели балтскому Перкунас. И уж совсем созвучно индийскому Пуруше, сотворившему материальный мир из частей своего тела. К слову, Пуруша – аналог не Рода, но Перуна, о чём можно судить не только по имени, но по обычаю его подопечной касты – богатырей (дружины) – раскидывать по полю останки поверженного противника, а голову, водрузив на копьё, привезти князю: это обряд почитания Божества, сотворившего плотный мир из частей своего тела.
Пруссия тоже делится на части, но соотносить их с кастами пока не берусь: «песенная» Дайнава должна быть «женской» (если брать за образец ирландскую схему), что как-то не вяжется с её размерами и славой ятвягов. А самый известный жрец жил в Надруве. Реки Нарев и Древента тоже не добавляют ясности.
Пруссию от других земель Балтии отделяет река Нямунас (Неман) – «не яма» (яма, нижняя часть эклиптики близ точки зимнего солнцестояния – в астромифологии противолежит яру; в индуизме соответствующий Бог так и зовётся – Яма). Есть версия, что Пруссия – это Порусье, ибо Неман звался Русом, либо Русой. Впрочем, даже эта версия, хотя и противоречит ранее приведённой, не сбивает кастовую привязку, ибо русы – это дружина, как рассмотрено в главе 2.
Следующую четверть соотнесём с земледельцами: если в Дунайской Руси «солнечная» четвертина соответствует хорватам, то здесь почти одноимённый народ – кори (кури, курши), а также оба «земных» племени – земгалы и жемайты. Зем/жем по-балтски значит «нижний», что вполне соответствует географии (рельефу), но на сей раз не отвечает астромифологии (последняя требует разворота всей системы привязок на 180 градусов – право, не знаю, как тут быть). Однако звучание зем стыкуется с кастовой привязкой (земледельцы), а также созвучно славянскому имени покровителя аналогичной четвертины – Сем-Ярило (о нём – в следующей главе).
Оставшаяся четвертина отделена рекой Нявежис (Невежис, Невеж), где просматривается распространённый у славян суффикс ‑еж и корень нев – «не явь», то бишь – навь. Эта четвертина – «навья» или «женская». Живут здесь латгалы и селы (шелоняне). Были ли у латышей Богини, созвучные Ладе, Лето, Латоне или Селене? В словарях не нашёл, а так было бы заманчиво связать Латвию с Ладой, а шелонян – с Селеной (Луной)…
Кстати, внимательный читатель обратит внимание, что Шелонскую пятину Новгорода я не соотнёс с женщинами: там река с балтским именем Шелонь выступает просто в качестве ориентира. Шелонская пятина могла быть «женской» только в случае если пятины действительно соответствовали смежным концам Новгорода: ведь Людин конец, к которому прилегает Шелонская пятина – «женский».
Конечно, описанная разбивка Балтии – это реконструкция: в отличие от других примеров, здесь не сохранилось чётких четвертин – я их нарисовал, руководствуясь смыслом названий. Но её бытование на заре балтийской истории – вполне возможно. Тривиальная, короче говоря, штуковина вышла: привязка «типового проекта». Вот в следующей главе картинка будет более удивительная (хотя по сути – тоже привязка «типового проекта»): готовьтесь к «сносу крыши», однако.
«Административно-территориальное деление времён славянского единства»: венеды, анты, склавины. Волева, Перунова, Ярова и Живина Русь. От «чудиновских» имён – к общеизвестным. Лехи, велеты, волохи. Земледельцы и пахари Скифии, арьи, туранцы, северяне, савиры, савроматы. Иран и Туран, Арьяна и Трояня, Бхарат и Северн.
Священная география предполагает, что страны и земли могут быть названы в честь Богов. Целый ряд таких названий даёт Валерий Чудинов. «Академики чешут плеши», фрикобóрцы свистят в свисток… А по мне, у него есть не только «чтенье светотени», но и стóящие вещи – например, те же руны, без коих некоторые надписи не прочитать и не объяснить. Рунами, а иногда и кириллицей он читает следующие имена (причём не разово): Живина Русь, Перунова Русь, Волева Русь, Рунова Русь, Северянска Русь и Ярова Русь (есть и много других, но для нашей темы нужны эти). Смущает их отсутствие в других документах? Да. Но если их проигнорируем, не заметим интересного: они складываются в упорядоченную систему.
Меня привлекли Перунова Русь (альтернативное название Великого княжества Литовского, Жмудского и Русского) и Живина Русь, коих оказалось две: 1) земли Новгорода со Псковом; 2) Балканы с Италией и бассейном Дуная. Перунову я сначала считал центром системы, но потом принял за пятину, соотносящуюся с дружиной. Живина Русь как пятина Богини Живы – «девичья». Но какую из двух Живиных брать в систему? После прикидок выбрал южную (дунайскую), посчитав северную (новгородскую) Живину Русь либо частью другой системы, либо названием, принесённым на Север переселенцами с Дуная – вкупе с киево-дунайским циклом былин, обычаем майских костров да песнями – виноградьём.
Таким образом получилось два противолежащих сектора системы пятин: «воинский» на северо-востоке (Перунова Русь) и «женский» на юго-западе (Живина Русь). Тогда на северо-западе должен быть сектор «священнический», а на юго-востоке – «земледельческий». Центр системы – где-то на западе Украины.
Движемся от центра на северо-запад, в пятину волхвов, и попадаем в Польшу – Волеву Русь, чьё название объясняется Валерием Чудиновым как «вольная Русь». «Мне представляется совсем другая штука», а именно: Волева – прилагательное от имени Волос. К слову, скандинавы, пришедшие на новую Родину «ограниченным воинским контингентом», не имели касты волхвов, и всё, связанное с прорицаниями и магией, заимствовали у славян – в том числе слово для обозначения прорицательницы – вёльва, в котором легко узнать исходное славянское волева – «принадлежащая Волосу». От Волоса/Волоха прозвались и сами волсви/волхвы – «волосовы». Таким образом, Волева Русь – пятина Волоса (Велеса) и волхвов: недаром здесь было развитое жречество и самые известные святыни славян.
Вот, думаю, как чётко Волева соотнеслась с Перуновой и Живиной – словно по «Артхашастре»! «Случайно иль нарочно – никто не знает точно». При этом у Чудинова Волева Русь не связывается с Волосом и волхвами, к «Артхашастре» отсылок нет, да и соотнесение Богов с направлениями у него вообще другое, своё: Перун – запад, Волос – восток, Яр – юг, Жива – юго-восток, Макошь – север, Мара – центр. Из-за этого участники чудиновского форума искали Русь Волоса к востоку от Перуновой – и не нашли. Как рассмотрим ниже, Ярова и Живина тоже легли не по чудиновской раскладке. Всё это свидетельствует в пользу того, что Валерий Чудинов «в подгонке не виновен».
Жители Волевой Руси – ляхи (лехи), потомки легендарного Леха: кроме поляков (серадзян, куявян, мазовшан, вислян, слензян и полян) к ним причисляли поморян, волынян и велетов. Лех – это Лес (обычное чередование: Волох – Волос, нюх – нос). Лешего на Руси иногда тоже называли лес. Велес (Волос) – покровитель леса и леших, заодно и лехов (ляхов) – Велесова народа.
До поляков сильнейшим народом Волевой Руси были родственные им велеты, имевшие в 1 тыс. н.э. крупное государство, куда входило множество как славянских, так и неславянских (саксы, фризы) народов. Как водится, имя могучего народа стало нарицательным для великанов: велетень в украинском языке, волот – в русском. Чередование велет/волот указывает на связь с именем Велес/Волос: очевидно, народ назван в честь Бога-покровителя (хотя есть версия, выводящая вильцев-велетов от волка).
То же чередование – в названии города Волынь/Велынь на реке Буг и окрестного народа волынян/велынян: значит, эти имена тоже восходят к Волосу/Велесу. На другом краю Волевой пятины стоял «крупнейший город Европы» – тоже Волынь (Волын, Волин). Может, вся пятина Волоса так и звалась – Волынь? Сейчас Волынью именуется бывшая земля волынян на Буге.
Если у Волоса – Волынь, то у Перуна – Перынь или Перунь. Поэтому Перунову Русь я расширил от Литвы с Прибалтикой на восток – на Перемь (Пермь). Однако позже включил Перемь в другую систему – условно «финно-угорскую» (при этом ключевые для той системы имена финно-угорских народов и земель происходят от имён русских Богов), но всё равно Перунову Русь стал представлять широкой областью между Балтикой и финно-уграми, не особо потом удивившись, что Валерий Чудинов в «Священных камнях» помимо Литвы включает в Перунову и тверские земли. Кстати, упомянутую в скандинавских сагах Биармию соотносят с Пермью, при этом Андрей Никитин обосновал, что Биармия саг была в Прибалтике. Получается, при любом раскладе Биармия лежит в Перуновой четвертине.
Юго-восточная четвертина (ориентировочно Украина и юг России) должна соотноситься с земледельцами. Рунного названия для неё не было, но у Чудинова встречается имя Черниговской земли – Северянска Русь, что и стало рабочим названием всей четвертины, ибо северяне – крупнейший ея народ.
Покровитель четвертины – Бог плодородия Ярило или Сем-Ярило, он же – Сем-Ярыла, из-за описки летописца превратившийся в Семарьгла. Имя Сем родственно словам семя, сев, сеять, земля (< семела), то есть Сем-Ярило и сеет, и ярит землю. На Балтике кумир этого общеславянского Бога звался Яровит: оглушение от Яро-вид, что значит «вид (лик, образ) Яра» – то есть изначальное имя его – Яр. Северяне подсказали ещё одно имя своего покровителя – *Сев-Яр (> сев-яряне) или даже *Сей-Яр (> *Сев-Яр > сев-яряне, либо > *сей-яряне > сев-яряне): из *Сей-Яра хорошо выводятся формы *Сев-Яр и Сем-Яр(ило).
Зафиксировано и другое имя Ярилы – Ярун. В бытовом значении ярун – это бык-производитель. А дикий бык – тур. Тогда загадочное русское Божество Тур – это тот же Яр (Ярило, Ярун). В Киеве даже после крещения долгое время действовала Турова божница на Подоле, где киевляне собирались по всяким политическим поводам: очевидно, Тур как покровитель страны – Божество поистине государственное. Наверно, поэтому в Южной Руси тур – положительный эпитет (или даже имя?) князя: «буй тур Всеволод» в «Слове о полку Игореве» .
Думаю, Троян – тоже имя Тура-Яруна, а его подопечная страна (Южная Русь) – та самая Земля Трояня «Слова о полку»: самая известная из стран, чьё название осмысливается, как производное от имени Божества. Земля Трояня подтверждает, что у славян действительно бытовала традиция называть страны в честь Богов.
Итак, рабочими названиями юго-восточной четвертины славянских земель стали: Трояня, Турова или Северянская Русь. Но потом нашлось и «чудиновское» название – Ярова Русь: в одной из статей он отнёс к ней Крым – Тавриду (что в переводе на русский – опять же Турова). Правда, потом Яровой Русью у Чудинова названы Греция (ранее Балканы у него – Живина Русь), земли балтийских славян (ранее – Волева и Перунова Русь), множество других стран и, наконец, вся Европа – что полностью сбивает картину. Но «первое слово – дороже второго», выявленная система пятин уже зажила своей жизнью, и пусть это будет произволом, но Живина, Волева и Перунова у меня остались на своих местах, а Яровой Русью я стал звать только юго-восточную четвертину славянских земель.
Ну, а всю систему четвертин нарёк Русью Славян (у Чудинова часто встречалось это сочетание в названиях разных славянских стран), ибо сначала относил её только к славянам. Готскому историку 6 в. Иордану были известны три группы славян: «Они, происходя из одного племени, имеют теперь три имени: венеды, анты и склавины». Дислокация каждой группы хорошо укладывается в получившуюся систему четвертин: венеды – в Волевой, анты – в Яровой, склавины – в Живиной Руси. Похоже, это не «племенные союзы», а остатки чего-то большего, бывшие области единой державы славян – ни дать, ни взять, «административно-территориальное деление времён славянского единства».
Славяне Перуновой четвертины Иорданом не обозначены: либо они не взаимодействовали с юго-западными странами, либо их в четвертине было мало. На карте Марии Гимбутас («Балты») ареал славян до 500 г. н.э. совпадает с Яровой, ареал балтов – с Перуновой. Конечно, её пристрастие к балтам – несомненно (особенно, когда рассматривает топонимику и языковые заимствования), но, с другой стороны, она ведь не оперировала понятиями Ярова и Перунова Русь, а границы языков при этом провела примерно по границам этих четвертин. Может, опиралась на какие-то археологические отличия?
А что если наша система четвертин ещё древнее, чем славянская общность и структурирует все группы индоевропейской языковой семьи? Славяне же, являясь в семье корневой группой (единственной без инородного субстрата), от которой откололись другие группы, и к тому же занимая центральное географическое положение – унаследовали эту систему четвертин.
В первом приближении: для восточных четвертин характерна изначальная «сатемность», а в Волевой при смешении с инородцами возникла «кентумность». Выходцы из этих трёх четвертин любили селиться на курортах Живиной Руси, отчего для последней характерно наличие языков и «сатем», и «кентум», и таких, которые не поддаются этой классификации.
Исключения только подтверждают правило: «кентумные» тохарцы жили в Восточном Туркестане, но языковые связи с балтами и кельтами, некий «аргумент лосося» и ткань-шотландка «выдали», что тохарцы пришли с Балтики (по нашей классификации – из Волевой), скорее всего – древним балтийско-волжским путём, через Каспий.
В противоположном направлении – из Яровой в Волеву – Водан привёл германцев: их язык, изначально «сатем», под влиянием кельтов приобрёл черты «кентум». Характерно, что кельтов – аборигенов страны Велеса (Волоха), германцы именовали вельсками или волохами. Ну а кельты пришельцев из страны Яра назвали «яр-мужами» – гер-ман. Значит, и те, и те – разбирались в терминологии (вспомним разговор об Уэльсе в главе 4). К этому полагаю, что Галлия – это просто Волева (г < гв < в): то есть Волева простиралась до Галлии включительно.
Италики тоже «знали предмет»: Италия выводится из Виталия, а vita – это «жизнь». Стало быть, Италия – это италийская калька названия Живина.
Что касается уроженцев Яровой Руси, то они и только они имели самоназвание арьи. Конечно, они помнили Северную Прародину с её полярными днями и ночами, но в сказаниях она предстаёт далёкой страной, куда могут проникнуть лишь мудрецы-риши и герои: то есть как народ оседлых скотоводов и земледельцев арии сформировались именно в степях Яровой четвертины, по которой и приняли самоназвание. В новейшие времена имя «арийцев» искусственно распространено на жителей других четвертин (на тех же «волохов», например), но изначально приурочено к Яровой.
Поскольку Ярова четвертина соотносится с кастой земледельцев, то мне сначала вспомнились геродотовы скифы-земледельцы и скифы-пахари: по догадке Валерия Шамбарова «пахари» – это оратаи, то есть – арии. Украинский археолог Юрий Шилов считает, что упоминаемая шумерами страна Аратта тоже располагалась на Украине, а по-нашему – в Яровой (Аровой) Руси (правда, он же производит араттцев из Румынии).
Если арьи связаны с Яровой четвертиной, то географически она простирается от Украины и до глубин Средней Азии. Расселяясь, арьи несли имя Яра на юг, где появились страны: Арьяна – Иран, Ария и другие. Возможно, от сочетания Бог-Яр происходят названия Бхарат (нынешнее имя Индии) и Бихар (штат).
Единый народ разделился, и иранцы часто воевали с северными родичами – народом тура, туранцами. Если иранцы прозвались от Бога Яра, то туранцы – от другого его имени – Тур. Страна Тура охватывала Среднюю Азию, сибирские и южнорусские степи, и назвалась Туран: вот нашли ещё одно название Яровой-Туровой пятины (кстати, созвучно: Трояня – Туран).
Полагаю, что одно из самоназваний туранцев – *туряк – перешло по наследству тюркоязычным народам – в форме тюрк. От скифов-туранцев тюркам достались и звериный стиль, и слово богатырь, и даже «арийский» (он же – «восточнославянский») гаплотип R1a1, широко распространённый в Средней Азии.
Возможно, ко временам почитания покровителя пятины и осознания её кастовой привязки восходит и общая геральдика степных народов. Молодый Гуцул указал мне на то, что сине-жёлтый флаг Украины – достаточно старинный, и что такое сочетание геральдических цветов имели не только Галичина и Подолия, но и кубанские казаки, а также степные тюркские народы. Что между ними общего? Видимо, традиция Турана – страны Тура, покровителя тружеников, чьи сословные цвета – жёлтый и синий (ну и зелёный – их смесь).
Люди из Туровой пятины (то древние троянцы, то средневековые турки-сельджуки) в разное время приходили в Малую Азию и, принося туда своё имя, сделали «фокус»: имя современной Турции созвучно древним троянцам (как видим, неспроста).
Связав северян с Сев-Яром, я сначала «решительно отмёл» версию, связывающую их с савирами, но много позже подумал: а ведь пятина-то одна, Сев-Ярова – так, значит, и савиры – от Сев-Яра. Кто такие савиры – не знает никто (знал только один студент, но и тот забыл, придя на экзамен: вот такая потеря для человечества), хотя версий бытует много (например, о связи савиров с Сибирью). Античные писатели 3 в. до н.э. – 3 в. н.э. размещают савиров в «Понтийской области», в 5 в. – в Прикаспии, Дагестане. Жили они и на Западном Кавказе: сванское название осетин и балкарцев – савиар – возможно связано с савирами (Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973). А может, это и были северяне? Ибо ибн аль Факих в 903 году сообщил, что на горе Кабк (Кавказе) «есть также род славян». Парадоксально, кто бы ни были савиры этнически, а от «Сев-Яровой гипотезы» им не уйти. Это же касается савроматов – греческого переосмысления какого-то местного самоназвания, также вероятно восходящего к Сев-Яру.
Итак, по названиям, предложенным Валерием Чудиновым, мы построили систему земель, охватывающую большую часть Европы и немного Азии, где Боги-покровители и кастовые привязки четвертин соответствуют канонам «Артхашастры». При этом соотнесение Богов с направлениями, выявленное по четвертинам, примерно соответствует зеркально отражённой схеме привязки у Чудинова. Далее «чудиновским» названиям мы сопоставляем общеизвестные – и система сохраняется.
Сословные привязки четвертин «Большой Руси» распределились, как в Уэльсе (см. главу 3): северо-запад – волхвы (священники), северо-восток – дружина, юго-восток – труженики (хозяева), юго-запад – «девичий». Кстати, уэльская пятина Гламорган, чья кастовая привязка соответствует нашей Северянской, как бы «охватывается» и отграничивается рекой Северн (ага, товарищи, вот и я подозреваю).
А где проходили границы пятин Руси, и как это всё выглядит на карте – рассмотрим в следующей главе.
Источник: korkonnik.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|