Финита ля комедиа (часть 2)
Начало катастрофы было уже совсем рядом. Логика-то простая. Ежели человек посчитал, что его более ничто не ограничивает, то не будет даже задумываться над тем, а сколько же вообще можно взять от жизни. Подобный пример, как известно, не вызывает небесных кар или землетрясеинй. А, потому вскоре почуяв халяву, в гонку за наживой включится каждый, а истощение системы пойдёт по экспоненте, поскольку процесс удовлетворения алчности - это процесс с положительной обратной связью.
Другими словами, чем больше человек ест, тем больше он сможет съесть в дальнейшем, но рано или поздно он лишь получит прободение желудка, которое для него самого станет полной неожиданностью. И воскликнув: «Как же так, ведь раньше я съедал целого барашка легко!?», - придурок сдохнет в страшных корчах.
Повторяю, это станет неожиданностью, хотя бы окружающие и предупреждали об этом с самого начала. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Сие справедливо только для людей, живущих в рамках коррупционной плотской логики, которая принципиально не признаёт никаких самоограничений и моральных норм, почитая их опиумом для народа, который сам виноват в том, что его доят. А то, что именно эта логика овладела умами, и окончательно вырвалась на свободу после ликвидации тамплиеров, мы уже выяснили, поэтому нам осталось лишь досмотреть кино до конца.
Первые зарницы грядущей бури стали заметны уже в правление самого Иоанна XXII. Сначала голос подняли спиритуалы, коих оказалось в результате массвого обнищания превеликое множество, но эти бедолаги в прямом смысле каши мало ели, и их легко угомонили инквизиционными трибуналами. А чтобы ни у кого не возникало более вопросов, буллой 1321 года Иоанн XXII однозначно и безповоротно заявил, что ежели денег у кого много, тому, значить, Бог дал. А всякий спор о том, как относился Христос к вопросу о нищете и частной собственности, был запрещен раз и навсегда. Правда, такая безаппеляционность папы была настолько спорной, что в 1323 году Иоанну дополнительно пришлось объявить, что в этом идеологическом споре даже ссылки на Библию являются ересью. В результате подобного новшества в самой церкви наметился раскол, и под буллу 1323 года подпал генерал францисканского ордена Чезена, сбежавший в 1327 году к германскому королю Людвигу Баварскому. Диво дивное: теперь преследования инквизиции обрушились на её сосбтвенных членов, «левых» францисканцев.
Тем временем источники халявы стали подходить к концу. Всё больше становилось тех, кому папские тарифы были просто не по карману. Первым банкротом оказалась Германия, особенно страдавшая от поборов в силу тогдашней слабости центральной администрации. И тогда народ начал действовать самостоятельно.
В Страсбурге городские власти принудили священников, выполнявших папские приказы, убраться из города вон. Цюрих не потерпел в своих стенах с 1331 года никого из папских чиновников. В Констанце магистрат потребовал от духовенства, чтобы оно опять принялось за исполнение своих обязанностей и не бездельничало больше. В Рейтлингене городской совет провозгласил, что никто, под страхом штрафа в 15 фунтов, не должен даже принимать священника, если тот оказывает повиновение папе. В Нюрнберге, где городские олигархи были заодно с римским клиром, цехи вступили в открытую борьбу против обеих групп разом и добились полного успеха. Зачастую дело даже доходило до смертоубийства папских сборщиков податей.
Этим не мог не воспользоваться избранный, но так и не коронованный авиньонскими папами по политическим соображениям, германский император. В 1328 году Людвиг Баварский отправился в Рим и на народном собрании потребовал провозгласить папой французского монаха Петра из Корбары, принявшего имя антипапы Николая V. Иоанн XXII был объявлен еретиком и преступником, не имеющим права занимать святой престол. Николай короновал Людвига в Риме императорской короной и стал принимать меры к предотвращению вмешательства со стороны Авиньона. Однако папство Николая V было крайне непродолжительным: как только Людвиг Баварский, получив, что хотел, покинул Рим, антипапа Николай V остался без покровителя. Ему пришлось бежать в Пизу и скрыться у графа Доноратико. Но под страхом отлучения от церкви Доноратико выдал Николая, который в итоге покаялся сначала перед пизанским архиепископом, а потом и в Авиньоне перед Иоанном XXII и его кардиналами. Затем он был заключен в тюрьму, где вскоре и умер.
А тем временем, развитая промышленность Италии, утратив заказы от многочисленных чиновников папства, переселившихся во Францию, тоже не сильно процветала. Итогом этого стали многочисленные войны, в которые включились как отдельные феодалы, так и города-республики. Повоевав вдоволь друг с дружкой, итальянцы в итоге объединились против самого понтифика. Под Феррарой 14 апреля 1333 года войска папы потерпели поражение от сил лиги, в которую вошли правители Милана, Вероны, Феррары, король Неаполя Роберт и Флоренция. В плен попало множество знатных особ папской области, и за них по уговору необходимо было внести выкуп; но папский легат не ударил пальцем о палец ради вызволения коллег и даже денег не одолжил. Может эти, а может какие другие заслуги были у папского легата, но в итоге против папской администрации выступили даже жители самой Романьи.
В таких условиях участники лиги с удовольствием рвали на части Папскую область и присоединяли к себе все, что плохо лежало в «покинутой своим господином» стране. А внутри самого Рима разгорелась борьба между отдельными группировками. Неудивительно, что города Италии с восторгом и раскрытыми настежь городскими воротами встречали в своё время Людвига Баварского.
В Англии тоже было не спокойно. Первая половина XIV века ознаменовалась постоянной бузой в стане англов и саксов. Ещё король Эдуард I исчерпал большинство ресурсов, а тут ещё и папа-сапожник чудить начал. В это время стало совсем неспокойно, пришлось даже организовать несколько походов с целью подавления массовых крестьянских и городских бунтов. Истощение Англии, как и Германии, в этом смысле, налицо. В сентябре 1323 года семь венецианских галер вышли из Фландрии с торговым грузом и на них напали тридцать четыре мелких корабля англичан, чтобы ограбить. Похоже, англичане уже тогда имели вкус к пиратству. Но сам факт нападения говорит об очень серьёзных экономических проблемах, если уж кучка отчаянных головорезов решилась на утлых лодчонках выступить против вооружённых до зубов купеческих галер.
Ситуация продолжала ухудшаться стремительно и платежи, собираемые папством, после «золотого века», устроенного Иоанном катастрофически упали. Англия с 1333 года совершенно не платила своего ленного взноса в тысячу марок. Точно таким же образом вела себя Польша, а турецкий крестовый налог теперь дал только шестую часть намеченной суммы. Богатые нидерландские коммуны полностью бойкотировали папские требования. За Ригой и Бременом по статье «аннаты» числились недоимки в сумме 680 марок; в Кельне за четыре года с трудом было собрано 3024 гульдена, в Венгрии - всего 750, а в Праге и Льеже – «до того ничтожные суммы, что о них не стоит говорить».
Мало того, даже то, что удавалось собрать, не всегда доходило до кассы. Без всякой коррупции. В 1325 году в Арагоне у папских сборщиков было конфисковано 200 тысяч гульденов, и даже в Португалии, собранные для крестового похода деньги, были употреблены королем на собственные нужды. В конце концов, если уж папа открыто присваивает собранные на поход деньги, то чем хуже короли, которые, как известно, тоже «получили» свою власть от Бога.
В таких условиях вести финансовые дела становилось всё труднее. 4 августа 1326 потерпела крах компания Скали, Амьери и сыновей Петри во Флоренции, существовавшая более ста двадцати лет. Она задолжала горожанам и иностранцам четыреста с лишним тысяч золотых флоринов. Как пишет всё тот же Джованни Виллани: «Так в этом году на флорентийцев со всех сторон обрушились бедствия: поражения, мор, пожары и грабежи, растраты. Многие другие известные компании Флоренции потерпели большие убытки, попав под подозрение в связи с банкротством Скали».
Итальянские банкиры, которые, по сути, вели финансовые дела всей Европы судорожно искали, где бы разместить понадёжнее огромные средства, выкачанные из европейской экономики и мёртвым грузом теперь лежавшие на счетах. Единственными надёжными клиентами тогда казались Англия и Франция, даже не смотря на то, что они сами были по уши в долгах и постоянно враждовали. В 1325 году, например, французы отобрали кусок Гаскони у английской короны.
Впрочем, деваться финансистам было некуда. Французская экономика благодаря своим размерам была более независимой, чем английская. К тому же папа был француз. Это значит, что французские короли могли в любой момент без серьёзного ущерба для себя тряхнуть не только евреев, но и «ломбардцев». Что постоянно и происходило. Итальянцы просто побаивались соваться во Францию по-серьёзному. Участь тамплиеров их не прельщала.
Совсем другое дело Англия. С английских бяшек набривали треть всей европейской шерсти. После достопамятных событий во Фландрии, вся эта шерсть шла морем в Италию, где и перерабатывалась в местных цехах. Особое место здесь занимали всё те же флорентийцы, производившие 10% всех европейских шерстяных тканей. Поэтому для главных флорентийских торгово-финансовых групп Барди и Перуцци благоприятные деловые условия в Англии были залогом собственного благополучия.
Но это так же прекрасно понимали английские короли, и с удовольствием пользовались собственным жёстким протекционистским законодаткльством. В конце концов, у них всё равно не было свободных денег. Поэтому у флорентийских банкиров просто не было иного выбора, кроме как постоянно рефинансировать английский госдолг в обмен на торговые преференции. Так, с 1314 года флорентийцам было даровано право сбыта своей продукции по всей территории Англии «для удовлетворения своих интересов и в целях заботы о делах короля». С 1318 года им разрешили назначать своих представителей на государственные должности. В 1324 году Барди и Перуцци получили вожделенное право на закупку шерсти по всей территории Англии. Наконец компания Барди добилась права взимать таможенные пошлины и некоторые виды налогов в доменах короля.
Но у этих привелегий была и другая сторона. Флорентийские дома Барди и Перуцци хорошо усвоили урок сиенских банкиров Фрескольди, которые были фаворитами английской короны до 1311 года и уверенно расширяли своё присутствие на Острове. С 1289 года компания Фрескольди тоже добилась права собирать все таможенные сборы в стране в виде уплаты за ссуды. Но в упомянутом 1311 году с Фрескольди случился конфуз. У них не нашлось то ли желания, то ли средств дать королю взаймы до следующей зимы, а потому их тут же вышвырнули на материк. Вот тогда их место и заняли те самые Барди и Перуцци, которые предоставли требуемый, небольшой по тем временам, кредит в 3000 фунтов на двоих - это порядка 15 тысяч флоринов.
Несмотря на то, что это был очевидный успех для флорентийцев, удача в любой момент могла обернутсья катастрофой. Барди и Перуцци теперь напоминали человека схватившего мешок с золотом после крушения корабля. Вроде бы спасаться надо, и плыть к берегу, но ведь там столько золота! В любой момент король мог передумать и переключиться на других «ломбардцев», а поэтому было необходимо удовлетворять растущие королевские запросы. Однако, запросы эти могли в любой момент оказаться настолько неподъёмными, что даже Барди с Перуцци надорвались бы.
Как Вы можете видеть сами, ситуация складывалась безрадостная. И это был ещё не предел. В 1328 году снова пришёл голод. Теперь он продлился три года до 1330. Во Флоренции стоимость четверика хлеба (25 литров зерна), с восемнадцати сольди выросла до двадцати восьми в 1328 году; на будущий год достигла сорока двух сольди, а перед новым урожаем четверик зерна стоил уже целый флорин, т.е. 60 сольди. Хлеб невозможно было купить, и если богатые люди могли достать его за деньги, то беднота, разумеется, должна была или жрать что попало или «чо-та мутить». Так было и во Флоренции, и по всей Тоскане и на большей части Италии. Во избежание эксцессов, власти Перуджи, Сиены, Лукки, Пистойи и других городов изгоняли всех, живущих подаянием, ибо те «стали чрезмерно обременительными».
Но если во флорентийской коммуне, благодаря предусмотрительности, был создан резервный хлебный фонд, то в Риме, например, где тогда сенатором был пришлый казачок Гульельмо д'Эболи, барон короля Неаполя Роберта, всё было иначе. Барон д'Эболи имел при себе триста рыцарей, но это не спасло его, когда прекратился подвоз продовольствия из владений его хозяина, короля Роберта. Избалованная веками тунеядства римская толпа поднялась на дыбы и с криками: «Смерть сенатору!» - бросилась штурмовать Капитолий. Гульельмо со своими людьми не смог устоять; он сдался и с позором сложил полномочия. Во главе Рима снова оказались Орсини и Колонна, сенаторами были избраны члены сразу обоих семеств: Стефано делла Колонна и Пончелло Орсини. Но чтобы угомонить римлян сенаторам всё равно пришлось устроить раздачи хлеба «из своих запасов и из запасов других влиятельных римлян».
За голодом последовал новый удар. В Малой Азии турки начали бодро прибирать к рукам земли Византии, создавая Османскую империю. Ослабленная, в том числе и товарищами-католиками, греческая империя стремительно утрачивала последние владения в Малой Азии, что, разумеется, ещё сильнее ударило по европейской торговле на Средиземноморье. И вот тут надо отдать должное некоторым из тогдашних европейцев. У них ещё хватало здравого смысла, чтобы правильно понять происходящее.
Ещё в 1324 году во Флоренции была создана целая коллегия судей, издавшая ряд суровых распоряжений и декретов против неумеренности в украшениях флорентийских женщин. Денег, на побрякушки уже не хватало, но разве тут чо объяснишь? Поэтому мужики Флоренции, будучи не в состоянии противостоять своим бабам прямо, окоротили их законодательно. Но в 1326 году, власть во Флоренции была передана герцогу Калабрии, и флорентийские модницы взяли реванш через герцогиню, супругу правителя. Герцог, истинный аристократ, не видел причин, почему бы девкам не щеголять в алмазах, пусть даже и в самую голодную годину, и все запреты отменил.
Но теперь, когда по восточной торговле был нанесён серьёзный удар, цены на все заморские товары зашкалили, а заодно по всей Италии снова прокатился голод, флорентийцы решили закрутить гайки по-взрослому. Теперь женщинам запретили ношение вообще любых украшений - даже безделушки из раскрашенной бумаги! Сетки и гребни для волос предписывались только самые простые. Разумеется, была объявлена война импорту, особенно, привозным тканям: шелкам и бархату. Вся одежда из расшитых шелковых тканей упразднялась; никому не разрешалось носить шлейф длиной более двух локтей и вырез у воротника более чем в локоть с четвертью. Равным образом юношам и девушкам воспрещалось носить разноцветные платья и юбки, а всевозможные украшения и особенно мех горностая, дозволялось носить только кавалерам и их дамам. Мужчины лишились права носить серебряные пояса и украшения, куртки из тафты, шелка и опять же импортной верблюжьей шерсти.
Голод тоже не прошёл зря. На пирах теперь разрешалось подавать не более трех кушаний. На свадьбах предписывалось накрывать стол не более, чем на двадцать пар, а невесту должны были сопровождать не больше шести подруг. Был также издан приказ, чтобы цехи привели в порядок свои уставы, права исключительной продажи и торговые соглашения для утверждения твердых цен за фунт всякого сорта мяса или рыбы. Благодаря этим мерам Флоренция успела избавиться от чрезмерных расходов, и многие города Тосканы и всей Италии взяли за образец эти крайне интересные законы и утвердили их у себя.
Более того. Кода в 1334 году умер Иоанн XXII и его место занял Жак Фурнье, принявший имя Бенедикта XII, в церкви тоже начались некоторые подвижки. Непонятно, почему выбор кардиналов пал на сына простого мельника. Возможно, кардиналы тоже понимали, что твориться какая-то фигня и выбрали наиболее достойного. Но, скорее всего, дело в том, что Фурнье хоть и был достойным монахом и весьма честным человеком, но не отличался особыми спосбоностями. При этом он сам хорошо знал свои недостатки. И будучи человком честным, он, как говорят, узнав о своём назначении, воскликнул: «Они же выбрали осла!» Если это так, то более вероятно, что привыкшие жить на широкую ногу кардиналы Авиньона, выбирая папу а ля Пьетро дель Мурроне, он же Целестин V, планировали продолжить банкет. Однако, честный папа, хоть и не был агнцем, да и что уж там говорить, любил пропустить рюмочку другую, но за дело взялся со всей ответственностью. Чем немало огорчил своих выборщиков.
Ознакомившись с бухгалтерией, новый папа объявил войну коррупции в курии и попытался привести священство хоть к какому-то соответствию с исходным образом. Он немедленно выслал в свои приходы священников, чье присутствие в Авиньоне не было продиктовано необходимостью, лоббисты и взяточники при нём чуточку присмирели. Нарпример, новый папа отрегулировал налоги на документы, исходящие из папской канцелярии, чтобы избежать разночтений и злоупотреблений. Значительно снизил (в рамках возможного) тяжелое финансовое бремя для новопосвященных епископов и отменил практику подачи ходатайств о папском покровительстве, которая приносила неплохую прибыль продажным чиновникам.
Столь же нещадно Бенедикт взялся за кумовство. Ему даже приписывается высказывание, что «римский папа должен быть как Мельхиседек, без отца, без матери, без родственников». Сам, будучи монахом-цистерцианцем, он стремился восстановить древнее монашеское усердие в служении Богу. В общем, крепким орешком оказался папа Бенедикт XII. Я б ему даже его тягу к спиртному простил.
Есть и ещё один показательный случай в его понтификате. Столь же добросовестно понтифик отнёсся к крестносным делам. Король Франции Филипп VI Валуа, бил себя в грудь и клятвенно обещал пойти в крестовый поход, и добился от Бенедикта передачи ему церковной десятины даже безо всяких откатов. Но все эти средства были направлены в итоге, чтобы начать очередную войну с Англией за Гасконь. Так вот новый авиньонский папа вовсе не испугался королевского гнева и лишил его всех крестоносных прав, в том числе и десятины, чем реально подпортил тому всю малину, поскольку казны Франции на дорогостоящую войну явно не хватало.
Знаете, меня так и подмывает сравнить всё описанные выше безобразия с нынешними временами. Особенно хочется сравнить средневековых флорентийцев с капитанами автомобильной промышленности США например, которые в 2009 году прилетели на личных самолётах к Капитолию просить денег у американского Сената. Или с генералами Уолл-Стрита, которые не на жизнь, а на смерть встали, требуя продолжения банкета и сохранения жизненнонеобходимых им многомиллиардных бонусов, после того как эффективно проели триллионы, лишив простых американцев и страховки, и пенсий... Да, есть о чём подумать.
Ведь, что получилось в итоге тогда, в XIV веке? Пояса-то должны были затянуть не только флорентийцы, их коммунальные соседи и папа Бенедикт. Сей благородный почин должны были широко подхватить все элитные слои, прослойки и прожилки, ибо именно от благородных паразитов исходила главная угроза истощения от сверхпотербления. Но... «попробовав раз, ем и сейчас», как говорит рекламный слоган. Обматеревшие во плоти европейские элиты в большинстве своём даже не подумали о подобном и продолжили уплетать халяву за обе щеки, как ни в чём не бывало. Это пущай низкородное быдло пояса затягивает, благородным же господам деньги считать не пристало. А папе с его монахами - это вообще по чину положено.
Ну и что же получилось в итоге? А ничего хорошего. В смысле, пипец, трындец и кирдык. Всю общеевропейскую теократическую империю разом хватил Кондратий. А четыре всадника Апокалипсиса, радостно визжа и гогоча, ринулись учить уму-разуму тех, кто сам учиться не хотел. А что ещё ожидать от эпохи, когда честный понтифик становится исключением из правил?!
…
В 1336 году на престоле Франции уже вовсю восседал король из новой династии Валуа, очередной Филипп. С окончанием старой династии следовало бы, наверное, заодно и политику пересмотреть, но в этом смысле не изменилось ровным счётом ничего. Французы пёрли как танки, теперь уже не считаясь ни с кем. Французской короне не нравилось, что Гасконь принадлежит короне английской. И поэтому всеми правдами и неправдами откусывали от родины Д'Артаньянов кусочек за кусочком. Молодой, да рьяный английский король Эдуард III возмутился и потребовал вернуть хотя бы то, что ещё было только надкусано, но не дожёвано, а именно, оккупированное до его восшетсвия на трон графство Ажэн. Филипп Валуа изобразил кислую мину и сделал вид, что это его жутко оскорбило. Он в этот момент имитировал бурную подготовку к крестовому походу, и у него на руках скопилось много-много золотых монет. Этим французский король, кстати, выгодно отличался от других, современных ему, королей.
Но в остальном, Филипп исключением не был. В том числе и по части собственных заявлений о готовности идти в крестовый поход. Как показывают многочисленные примеры того времени, такие заявления использовалось лишь для того, чтобы собрать денег, но собранные средства тратились совсем на другие цели. Например, чтобы отобрать Гасконь у Англии. Поэтому как только у короля Филиппа VI Валуа появился малейший повод обидеться на английского короля, он сделал это с превеликим удовольствием и повёл своих солдатиков присоединять последний кусок Галлии к Франции, начав таким образом Столетнюю Войну.
В 1337 году при Слейсе англичане полностью уничтожили франко-генуэзский флот и захватили господство на море. Но на суше была зафиксирована нулевая ничья, обозначавшая, что Барди и Перуцци, которым пришлось финансировать дорогущую сухопутную компанию англичан 1340 года, оказались в очень нехорошей ситуации. В самой Флоренции в 1339 году опять случился неурожай. Народ, похоже, успел за последние годы сильно отощать и ослабнуть, и весной 1340 года вспыхнула первая серьёзная эпидемия чумы, унесшая около десяти процентов населения Флоренции, согласно Джованни Виллани. Для борьбы с этой напастью, правительство флорентийской коммуны выпустилу билеты госзайма, под 15% годовых. А это оказалось вдвое выше, чем предлагали сами Барди и Перуцци. Разумеется, к банкирам тут же выстроилась очередь вкладчиков, горящих желанием снять свои накопления, чтобы перевести их в гособлигации.
Барди наперегонки с Перуцци ломанулись в Лондон встребовать с короля хоть чуток золота, но Эдуард развёл руки в стороны и заявил, что он очень сочувствует своим благодетелям, но денег в казне нет, и не предвидится. В общем, признал себя король банкротом. Главе компании Перуцци после таких признаний стало плохо, и из Англии домой он уже не вернулся - с ним случился сердечный приступ. Другим участникам спектакля пришлось помучаться подольше. Барди, не найдя иного выхода, попытались в 1343 году взять власть во Флоренции в свои руки, но дело не выгорело, и пришёл уже черёд Барди пойти по миру.
Так, банкротство ведущих банковских домов стало заключительным и вполне закономерным звеном в цепи событий. К 1344 году и на Барди, и на Перуцци был поставлен большой и жирный крест. А вместе с ними в небытие ушли свыше трёх десятков связанных с ними компаний помельче, которые тоже объявили о своей полной финансовой несостоятельности. Волна разорений прокатилась по Флоренции, а затем последовал и общеевропейский финансовый коллапс. Обанкротились папа, Неаполитанское королевство, герцогство Кипр, а за ними последовала почти вся Европа. Англия и Франция вскоре окончательно сцепились в Столетней войне, а Германия погрязла в кровавых междуусобицах, сродни войнам Каролингов, окончательно превратившись в «лоскутное одеяло».
Виллани по этому поводу записал в своих хрониках следующее: «Для Флоренции и всего христианского мира потери от разорения Барди и Перуцци были еще тяжелее, чем от всех войн прошлого. Все, кто имел деньги во Флоренции, их лишились, а за пределами республики повсеместно воцарились голод и страх». Как закономерный итог волны банкротств и регулярных неурожаев, голод становился повсеместным, а массовое недоедание стало ослаблять иммунитет европейцев. Не могли экономические проблемы не сказаться и на работе коммунальных служб, вывозивших городские нечистоты. Я ещё в самом-самом начале упоминал, в каких свинских условиях жили европейцы, а теперь я и вовсе боюсь представить, что ж творилось тогда на улицах городов Европы. Наверняка ничего хорошего, ибо когда в 1347 году началась новая эпидемия чумы, то потери теперь оказались куда более страшными, чем десять недавних флорентийских процентов.
Чтобы понять, что дело не в самой болезни, а в условиях, которые сложились в Европе, достаточно сравнить с тем, что происходило, например, на Руси. У нас тоже была своя эпидемия, которая началась в 1352 году, но европейских масштабов даже близко не наблюдалось. Всё было скромнее даже первой эпидемии 1340 года во Флоренции. Всё это потому, что в России не было никакого экономического коллапса, как не было и европейской антисанитарии. Что уж там говорить - рулит банька, однозначно рулит.
А вот в Европе всё было совершенно иначе. В 1346 году — вымерла четверть населения Закарпатья. В 1346—1347 годах в Крыму погибло около 85 000 человек. 1 ноября 1347 года вспышка чумы отмечена в Марселе, в январе 1348 года болезнь дошла до Авиньона, затем началось распространение по Франции. Папа Климент VI скрылся в своём имении рядом с Валенсией, закрывшись в комнате и никого не допуская к себе. К началу 1348 года эпидемия также распространилась по Испании, где погибли королева Арагона и король Кастилии. К концу января чумой были охвачены все крупные порты южной Европы (Венеция, Генуя, Марсель и Барселона). В Средиземном море плавали корабли-призраки, полные трупов – «летучие голландцы». Весной 1348 года чума началась в Гаскони, где от болезни умерла младшая дочь короля - принцесса Жанна. Затем болезнь проникла в Париж, где от эпидемии погибло множество человек, в том числе королевы Франции и Наварры. В июле чума распространилась по северному побережью страны. Осенью 1348 года эпидемии чумы начались в Норвегии, Шлезвиг-Голштинии, Ютландии и Далмации, в 1349 году - в Германии, в 1350 году - в Польше. Та же Флоренция опустела практически полностью. Нет, конечно, далеко не всё её население погибло, люди просто разбежались по окрестным деревням и дачам, где условия были не в пример лучше, но погибших всё равно исчисляли многими тысячами.
Сравнить новую эпидемию чумы можно, наверное, только с Юстиниановой чумой, когда только в Константинополе погибла почти половина населения. Как и тогда процесс распада централизованной власти в Империи усугубился природными катаклизмами, порождая совершенно чудовищные результаты. В течение всего нескольких лет население Европы сократилось по разным оценкам от одной трети до половины. Ни одна мировая война даже близко не уносила столько жизней в относительном исчислении.
На сто лет Европа погрузилась в полнейший хаос. Грабежи и войны косили людей, может быть, не меньше чем чума, но то были привычные и понятные беды, а вот мор, воспринимавшийся как наказание за грехи человеческие, вызывал особый ажиотаж. Народ уже почти поголовно взял пример с флагеллянтов и принялся стегать себя цепями, молиться, поститься и делать много других бесполезных в данном контексте вещей. Разумеется, ничего не помагало, скорее уж все эти самоистязания должны были только усугубить эпидемию.
И вот тогда родилась мысль, что это всё чёрная магия. Ну и, разумеется, главными подозреваемыми оказались евреи. В принципе их бы и так покрошили, хотя бы для списания «плохих долгов», но теперь дело простыми погромами не обошлось. Евреев повсеместно подозревали в самом злостном и чёрном колдунстве и распространении самой чумы. Подгоняемый крупными должниками, простой люд, объединившись с инквизицией, упоённо жёг пятки бедолагам-иудеям. Погромы теперь обернулись такими масштабами, что вскоре во всей Германии, не осталось ни одной еврейской общины! Хронист Диссенгофен засвидетельствовал следующее: «В течение года были сожжены все евреи от Кельна до Австрии». А всего за 1347-1350 годы было уничтожено более 350 еврейских общин.
Но чума, разумеется, на убыль не пошла. И тут кто-то вспомнил, что ещё в начале XIII века францисканский монах Бертольд фон Регенсбург в своих проповедях провозглашал, что источает чуму кошачье дыхание. Теперь на кострах евреев сменили кошки. Ну, разумеется, стало ещё хуже. Ибо кошки истребляли чёрных крыс, которые и разносили по европейским городам основного переносчика заболевания - блох, кои теперь покусывали немытых европейцев ещё злее.
Но, как уже было сказано, чума стала лишь индикатором того состояния, до которого докатилась Европа. Положение было действительно ужасающим, если уж даже западноевропейские крестьяне, чьё долготерпение лично у меня вызывает искреннее изумление, взялись за оружие. Теперь сдали нервы даже у них. Как только мор чуть поутих, тут и там крестьяне и городская голытьба начали массово хвататься за тяжёлые и острые предметы.
В 1357 году произошло парижское восстание под руководством Этьена Марселя. В 1358 началась не безызвестная Жакерия. Всё это вынудило Францию подписать в Бретиньи мирный договор на чрезвычайно тяжёлых условиях (передача Англии земель к югу от Луары до Пиренеев). Но и в самой Англии дела были не лучше, в 1381 году там началось восстание Уота Тайлера. По итогам которого, английские элиты были вынуждены отдать очень и очень неплохой кусок пирога, хотя сам Уот Тайлер был заманен на переговоры и предательски убит. Затем, в самом начале уже XV века аграмадную фигу всем показали чехи, тоже занимавшие не самое льгтоное положение в Средневековой Европе. И это было уже совсем серьёзно, поскольку гуситское движение попахивало уже самым настоящим сепаратизмом. И это только самые крупные и знаковые события тех лет, заставившие вздрогнуть европейские элиты.
В общем, никаких «зелёных ростков», и почти целое столетие хаоса - вот закономерный итог краха идеологии сверху. В принципе, осталось сказать по поводу этой печальной истории только одно. Несмотря на всю очевидность некоторых аналогий между прошлым и настоящим, всё-таки есть очень существенная разница. Тренд движения общества тогда, был полностью противоположен тому, что происходит сейчас. Т.е. если Средневековье двигалось в сторону Модерна, то сегодня тенденции явно обратные. Вот об этом и стоит поразмышлять в первую очередь.
Источник: bossjak.livejournal.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Под властью потомков Меровея королевство франков процветало. Во многих отношениях его можно сравнить с "высокой цивилизацией" Византии. Светская грамотность при Меровингах была более распространенной, чем спустя пять столетий. Грамотными были даже короли, если принять во внимание грубых, необразованных и неученых монархов Средневековья.
Отпрыски рода Меровингов не были королями по "коронации". Власть просто передавалась очередному королю, как по священному праву. Он был ритуальной фигурой, царем-жрецом, он царствовал, но не правил. Делами управления и администрации занимался чиновник, которому принадлежал титул "майордом".
Самым знаменитым из всех монархов-Меровингов был внук Меровея, Хлодвиг I, 481-511 годы правления. При Хлодвиге франки обратились в католичество, и благодаря Хлодвигу римская католическая церковь начала устанавливать свое превосходство в Западной Европе. Крещение Хлодвига ознаменовало рождение новой Римской империи - империи христианской и управляющейся на светском уровне династией Меровингов. Между церковью и государством установилась нерасторжимая связь, обе стороны нуждались друг в друге и объединились друг с другом навеки. В подтверждение этого союза Хлодвиг в 496 году согласился на формальное крещение и был крещен в Реймсе святым Реми.
Церковь вовсе не сделала Хлодвига королем, она просто признала этот факт и официально вступила в союз не только с отдельным человеком, но и со всем родом.
Главный род Меровингов лишился трона со смертью Дагобера II (629—639). Поэтому убийство Дагобера можно считать знаком окончания династии Меровингов.
http://www.newacropol.ru/Alexandria/history/Darc/dinast/
http://za-putina.narod.ru/meroving.htm
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
но - заставляет задуматься? а, если почитать весь авторский материал http://bossjak.livejournal.com с камментами, так сказать? тут у меня не более чем - "выборка" из весьма обширного материала. вот, для примера, что еще есть:
Никому ещё не удавалось обмануть законы природы и не утратить постепенно ориентацию в пространстве и времени в рамках концепций, требующих от чиновника, администратора, жреца или фараона постоянно лгать. Прикрываться решениями каменных истуканов долго невозможно. Доверие не бывает бесконечным, один прокол, другой и всё; маленькая трещинка со временем разрушит всю плотину. Да, конечно, на заре истории обрушение государств и цивилизаций происходило в течение нескольких поколений, но всё равно происходило обязательно. А теперь и вовсе иные времена - исторические циклы успевают замкнуться за одну-единственную человеческую жизнь. Никто не может надеяться уйти от уплаты по счетам.
Проблема управляющей лжи именно в том, что она накапливается и никуда не исчезает со временем. А это значит, что растёт число информационных поводов, чтобы любой человек, столкнувшись с кривдой, утратил доверие ко всей системе разом. В итоге, всё большее число людей перестаёт верить указующему персту власти, и управляемость в системе стремительно исчезает. А параллельно мифологическое и невежественное представление о мире, воспитываемое с детства, проникает всё выше и выше в иерархию управляющей структуры. Вертикаль власти попросту вбирает в себя всё больше и больше слепцов и невежд.
Таким образом, используя ложь для управления системой, регулятор сам вносит неизбежное информационное искажение, которое возвращается к нему же бумерангом снова и снова, например, в виде нового набора чиновников, не верящих никому и ничему, или деформированного общественного мнения, которое уже не позволяет поступать так, как требует реальная ситуация. Другими словами, жрецы рискуют попросту стать заложниками собственной лжи. Тогда чтобы вообще понимать происходящее, необходимо учитывать всю предыдущую историю лжи на всех последующих циклах управления. В принципе, в простых системах это не столь тяжёлая задача, там нет взаимного влияния между управленцем и управляемой системой - шаман легко запудрит мозг небольшому первобытному племени. Но на имперском уровне такой фокус попросту не сработает.
Проблемы жрецов начинаются именно с империй. Собственных ресурсов или энергии для управления кратно превосходящими массами людей, не может хватить принципиально, значит надо освобождать место у кормушки для приказчиков, их заместителей и заместителей заместителей. Так появляются такие проекты как египетские «сироты». Такие же, в принципе, реформы задумывал диктатор Цезарь Г. Ю., вводя в сенат галлов. Такую же задачу ставил перед собой и царь Романов П. А., формируя свой регулятор на принципе заслуг, а не происхождения. Так поступали всегда и везде, когда к власти приходили люди зрячие.
И это как раз очевидный шаг. Это понимали и в храмах Фив, и в библиотеках Гелиополя. Но в Фивах было несколько иное видение проблемы. Признавая, например, необходимость «сирот», т.е. дополнительного расширения избранной касты, они были категорически против изменения самой концепции управления. Фиванцы готовы были потесниться, но отдавать весь пирог, конечно, не собирались. Вот где-то здесь они и разошлись с Эхнатоном. А в условиях незаметного, но упорного саботажа со стороны Фив, реформа Эхнатона не была реализована, и в итоге фиванцам удалось оставить в неизменном виде все механизмы управления Египтом. Эти механизмы уже не были эффективны, и значительного пиетета не вызывали, но регулятор, сделав вид, что всё пучком, продолжил деградировать дальше.
А меж тем, подрастающее поколение прекрасно видит, что система позволяет распределять ресурсы в свою пользу, т.е. существует вполне реальная возможность срубить бабла по-лёгкому. Тут и начинается нечто вроде краха СССР, когда новый выводок комсомольских боссов начинает обналичивать своё положение в государственной машине и превращается в поколение рвачей-банкиров.
Но когда все действия элит общества открыто направлены на личное потребление, вся остальная система тоже начинает жить по собственной воле, перенимая пример старших. А это приводит в первую очередь к тому, что исчезает самое главное - управляемость. Если грубо, то чем меньше людей верит жрецам, тем меньше у жрецов власти. А к тем же самым банкирам того и гляди забредёт на чаёк нечто с гладко выбритой макушкой, с большим бицепсом и очень маленьким мозгом. И в самую пору будет тогда задаться вопросом типа «кому на Руси жить хорошо».
В итоге, системная цель, формулируемая регулятором, перестаёт вообще таковой быть, несмотря на любой угол наклона суровой брови фараона. А члены общества начинают подыскивать себе цели самостоятельно. Так, каждый отдельный субъект замкнётся на своих личных целеуказаниях, и будет как бы стабилизировать себя сам. Т.е. делать всё, чтобы чувствовать себя сытым, довольным, значительным, в общем, будет удовлетворять свои личные потребности. Поэтому в отсутствие общей глобальной цели, обязательно возникнет множество целей локальных. А в сумме это и будет реальное целеуказание для всей системы.
И если никак не влиять на эту ситуацию с помощью образования или пропаганды, то цель эта будет крайне примитивной и продиктованной исключительно животными инстинктами. В целом, это всё будет выглядеть, как стремление безвозмездно изъять часть энергии из общей системы - обогатиться. А в масштабах всего общественного организма начнётся стремительное расходование жировых отложений, накопленных предыдущими поколениями.
Потреблятство, собственно, не вчера возникло, это всего лишь один из типичных исторических этапов. И этот этап ведёт в никуда. Потребности человека принципиально не ограничены ничем, в отличие от ресурсов. Более того, ресурсы со временем убывают, а вот хотелки только растут. В итоге, это приводит либо к конфликту внутреннему (кто первый встал того и тапки), либо к внешнему (воровство на соседских огородах).
Кстати, уровень конфликтности уже достаточно давно получил количественную оценку в виде отношения имуществ богатейших и беднейших слоёв общества. Везде, где это отношение стремительно растёт, в явном виде имеются серьёзные проблемы с мозгами у тех, кто почитает себя элитой. Когда я говорю о проблемах с мозгами, я не имею в виду низкий интеллектуальный потенциал. Вовсе нет, это не проблемы интеллекта - это проблемы модели восприятия мира, исходя из которой, люди принимают решения. А искажение этой модели при сильной замусоренности всего информационного пространства просто неизбежно. И тогда вернейшие и самые выверенные решения обречены вести только к катастрофе.
В такой ситуации, даже если наверху кто-то захочет что-то поменять, ничего у него уже не выйдет. Любой управляющий импульс полностью изменится на местах в пользу очередного личного интереса. И так загнётся любая сколь угодно благая и гениальная инициатива, если не выродится в очередной перегиб. При этом недовольство ещё будет направлено на самого же инициатора реформ! Что будет первейшим признаком необходимости проведения масштабных чисток, поскольку это свидетельствует об образовании положительной обратной связи, когда все усилия, прилагаемые властями, приводят только к обратным последствиям. Здесь помогут только очень суровые меры, а именно тотальная замена коррупционных элементов регулятора на более тщательно отобранные. Только, во-первых, кому эти чистки поручить, ведь всё это грозит очередным ещё более жутким перегибом. А во-вторых, кого выводить на замену, если разложение охватило ужё всё общество?
Вот говорят, мол, рыба гниёт с головы. Правда, при этом забывают, что гниёт она только после своей гибели. Если обнаруживается, что власть разлагается, то не значит ли это, что и само общество уже в некотором смысле мертво? Если власти только начали гнить, то процессы распада в обществе уже давно закончились, и вот самые что ни на есть гниловатые кадры, начинают потихоньку заполнять снизу регулятор, подтачивая его основание. Можно, конечно, сказать, что всё равно виновата власть - не доглядела. Конечно, что посеешь, то и пожнёшь. Но людей ведь нельзя в приказном порядке сделать тупыми и вороватыми, они должны сами на это согласиться. И если всю человеческую толпу устраивает быть не более чем биомассой, то винить, собственно, некого.
Хотя в целом нельзя не согласиться, что большая часть ответственности остаётся на управленцах. И если регулятор не будет в первую очередь озабочен постановкой вменяемых целей, способных привлечь людей, то очень быстро, сформируется самостоятельная цель управления, возникающая из средней суммы устремлений отдельных тёмных личностей. А так как большая часть людей следует лишь своим инстинктам, а не разуму, то к гадалке ходить не надо, чтобы предсказать долгосрочную судьбу такого общества.
Да, новые чиновники-администраторы будут всё так же ходить в старые храмы или заседать на партсобраниях, или же падать ниц перед верховными жрецами и фараонами, но первой же тёмной ноченькой они пойдут обчищать гробницы. Они не понимают очень многого, они потрясающе некомпетентны, но им вполне достаточно знать, кто дёргает за ниточки статуй богов в храмах. И, конечно, до поры они будут изображать усердное выполнение планов, а если бумага стерпит, то и перевыполнение изобразят, но реально будет всё более и более отчётливо проявляться собственная цель системы, основанная на личных мотивах.
Короче! Жадность при таком раскладе обязательно победит. А это и есть деградация общества. А потом наступает кризис, разрушаются традиционные моральные и этические ограничения, и закон становится лишь игрушкой в руках пацанов позубастей. В общем, если группа, владеющая рычагами управления, начинает эксплуатировать свою власть неограниченно и перегонять все доступные ресурсы системы в своё монопольное распоряжение, то и период очередного хаоса, когда рабы превращаются в надсмотрщиков, становится неизбежен.
В принципе, в момент хаоса жрецам можно отойти в сторонку, укрыв за ближайшим бугром накопленные ресурсы для перезагрузки системы на новый цикл. Но это даже теоретически возможно лишь, когда нет организованных внешних сил, нет таких же империй или конкурирующих жреческих клубов. Пока же есть вероятность сильных внешних возмущений, почивать на лаврах нельзя никогда. Пока на границах охваченной управляющим контуром системы оживает геополитика со многими неизвестными, надо создавать и поддерживать империю.
Такой вот замкнутый круг. Надо либо отказываться от личных амбиций совсем, либо менять всю концепцию управления, что подразумевает едва ли меньшее смирение. В первом случае Вас легко сожрут более молодые и голодные. А во втором случае, придётся делиться властью, что грозит совершенно непредсказуемыми последствиями для тех, кому есть чего бояться при таком дележе. Но третьего просто не дано. Другими словами, либо Вы построите Империю, либо Империя построит Вас.
Жизнь, зараза, - хитрая штука; даже чтобы оставаться на одном месте необходимо карабкаться вверх, срывая кожу, ломая ногти и стачивая зубы о скалы. Если же не карабкаться вовсе, то скорее рано, чем поздно, окажешься снова в самом низу. Но почему-то именно так всегда и происходит, будто этого никто не понимает.
История никого ничему не учит. Не знаю, но это видимо, потому что её саму не учит никто.
&n
bsp; А учить надо. Хотя бы потому, что все кризисы во многом одинаковы. Всё в том же Египте по мере развития империи регулятор стремительно разросся количественно и столь же стремительно стал деградировать качественно. То и дело в египетских документах того времени, сначала изредка, а потом уж и регулярно, обнаруживаются истории о громких коррупционных скандалах, в которых замешаны все, вплоть до визирей и верховных жрецов. Из чего можно сделать серьёзный вывод - египетский регулятор без должных изменений, не мог справиться со стоявшей перед ним задачей охватить и Египет, и Палестину, и Сирию, и Эфиопию и ещё чуть-чуть. И эта очевидная мысль наверняка приходила в голову не одному только Эхнатону.
ни чего не напоминает?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 151
Рейтинг поста:
Статья написана сумбурно, и не ведет читателя к пониманию что хотел сказать автор. А тема самая важная-а именно, где та истина, которую мы по дороге потеряли, и сегодня не можем найти.
Л.Н.Толстой-совершенно очевидно-эпохальная фигура в истории. Осмелюсь предположить, что если перевоплощение душ существует, это САМ ХРИСТОС явился в его образе, написав трактовки Евангелиям, чтобы выразить свой протест против того уклада и трактовок церковью его учения. Евангелие, действительно выкручено наизнанку, мелко нарезано и приправлено как винегрет к столу. И читая его всегда задавался вопросом, что же есть настоящий источник.
Ну вот, например, как выбирали на 1 вселенском соборе в Никее в 322г. из 300 евангелий тех 4, что мы знаем. Все богодухновенные книги были сложены перед алтарем в большую кучу, а утром, только 4 из них, нам известные оказались НА АЛТАРЕ. Вот так произвели выбор. А грамотных на том соборе было аж два человека-сам равноапостольный Константин, убивший лично не менее 9 человек и епископ Смирнский (турецкий Измит), а участников-несколько сотен.
А между прочим, там были такие имена учеников Христа, что сами написали свои евангелия, например Никодим-многие о нем слышали? или евангелие от Марии Магдалины...
Автору статьи-если интерестно продолжить поиски рекомендую прочитать 4-х томник ДВЕ ЖИЗНИ. Есть серьезное предположение, что Левушка в нем-образ ЛН Толстого, а его спутница в общине-ЕП Блаватская.
А Петр, еврейский талмудист до мозга костей, люто ненавидел Павла, а теперь- они лежат вместе. (как утверждается)!
Кстати, Иисуса называли не "из Назарета", как все мы знаем, а назаретянин. А назореи-одна из "сект" древнего Израиля, отступники, как и ессеи. А Иоанн Креститель-его родной дядя. кстати, глава этой секты. Кто об этом сегодня знает?
bereginy:
пока есть католики - есть и ПРАВОСЛАВИЕ. И это Ваше колоссальное заблуждение.
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2107
Рейтинг поста:
Вообще не поняла причем тут папа римский?
Если стоит вопрос о противоречиях в Библии, то лучше это глянуть:
http://www.24video.net/video/view/731323
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Захожанин,Ты прав! Добавлю только что эти самые типа "мыслительные новаторы"-на самом деле шелупонь необразованная, которая уехал в штаты и надеялась там на халяву "отдыхать мазево"
А там это не пролазит,
там работать надо,
а чтобы нормальную работу иметь-надо язык английский знать.
а они-то лентяи, язык не выучили (надеялись же отдыхать мазево)
вот и нету работы нормальной,
выход-или таксистом или пиццу разносить (тяжело)
или на угол в очередь за нищенской похлебкой. (а там негры страшные с мексами-как бы чего не вышло....)
вот и идут они по третьему пути-нанимаются к госпоже клинтон гадости нам писать.
Паниковский обзывал других "жалкие ничтожные люди", потому что ему нравилось думать что где-то есть люди еще более жалкие и ничтожные чем он сам.-Ильф и Петров.
Вот и этим пасквильным уродам очень хочется думать что мы еще хуже их.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1452
Рейтинг поста:
bereginy,
Я не видел, где афтар начал "копать", видел только , что он пишет заказную ахинею. Разбирать его ляпы построчно - нет желания, я же сказал - сторонюсь таких. А по поводу критериев - один вопрос из первых 20 строчек: где Вы слышали о крестовых походах Православия? Сможете дальше проследить - увидите провокационность. Не сможете - просто воспользуйтесь советом - сторонитесь таких авторов, этого конкретно.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
bereginy, Как общеизвестно, журналисты составляют наименее образованную часть общества. Потому что просто болтать языком обо всем и ни о чем идут тогда когда заниматься конкретным делом серьезно не получается. Так и вы-не зная таблицы умножения, лезете в интегральное исчисление-и сразу с понтами-мы типа претендуем на оригинальность-типа наше слово против вашего!
Так вот, для необразованных объясню "на пальцах". Есть такие вещи, которые не требуют доказательств ввиду их очевидности и общеизвестности. Например, что вода-мокрая, небо-голубое, 2+2=4 и т.д.
Точно также не требуют доказательств существование Бога и ВСЕ ТО ЧТО НАПИСАНО В БИБЛИИ. И сейчас ФИЗИЧЕСКИ присутствуют и ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИХ ВООЧИЮ УВИДЕТЬ-И ДАЖЕ ПОТРОГАТЬ!
Но ВЫ почему-то этого не знаете-я ж говорю, понтовая темнота!
И не думайте даже что вопрос этот-ваше слово против нашего. Это-ваше слово против Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Суворова, Ушакова, Жукова и Рокоссовского!
Только вот главный вопрос-против этих личностей. ВЫ-КТО? -см. начало.
Так что не позорьтесь лошпеки.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Для того, чтобы вычеркнуть все победы России в 20 веке, например, Победу в Великой Отечественной Войне.
Вот поэтому царскую Россию нужно представить белой и пушистой, с молочными реками и кисельными берегами, а вот СССР представить «империей зла».
И некоторые попы как раз развивают этот миф, что при царе все жили как в Раю.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1452
Рейтинг поста:
poisk-istini,
Редактор VP,
Я совсем не против фактов, я против данного автора. Считаю его провокатором. Не поймите меня как защитника Папы римского (Боже упаси!), нет. Я о другом - о чистоплотности. Если человек мешает в кучу вещи, совсем не сопоставимые, и при этом как само собой разумеющееся выкладывает ОЧЕНЬ сомнительную и даже провокационную информацию - я считаю, что и в остальном он также нечистоплотен. Таких я сторонюсь. И вам советую.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дело не в этом конкретном авторе даже и в этом конкретном материале, а в том, что роль Ватикана на мировой арене за последние 1500 лет просто глупо отрицать.
Я против папства и иезуитства, но не против самого христианства, за которым прикрываются эти мракобесы.
Черные ложи всегда действует примерно так: не можешь уничтожить что-то, например, новое учение — возглав его. Это и произошло с католичеством.
Вот такая конспиролоХия...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Захожанин,
зря так. собрано - много фактов. а вот интерпритация - это уже дело личное. принять или нет, либо - сделать своё умозаключение.
а так - пришлось бы сидеть и перелопачивать тонны бумаг..
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1452
Рейтинг поста:
Прочитав первые 20 строк, я сразу посмотрел, кто же аффтар? Опять тот же "босяк" из жжшки. Плодовитый парень оказался. Опять сгреб в кучу прошлогодние листья и недоеденый вчерашний торт - и выставил это варево как гениальный труд...
Очередной показатель неуемности противников наших. Гоните таковых прочь....