Государство Израиль возникло в 1920 году
В конце второго тысячелетия немаловажное место в развитии мировой цивилизации занимает Ближний Восток. Он находится на историческом перекрестке, где происходят события, способные в значительной степени определить судьбу следующих поколений народов как самого Ближнего Востока, так и всего мира, ибо он является одновременно и горячей и стратегической зоной современного глобального исторического процесса. Именно на этом историческом и геостратегическом перекрестке находится государство Израиль, которое занимает второе место в мире по числу проживающих в нем евреев. Оно проводит политику мира с окружающими его арабскими соседними государствами, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим гражданам. "Мы в Израиле решили сделать все, - отмечает Ш. Перес, - чтобы у наших детей и внуков была перспектива более безопасной, мирной жизни" (Перес Ш. Новый Ближний Восток. М., 1994, с. 19), Ведь вся история израильского народа - это история преследований и гонений на протяжении двух тысяч лет после потери независимости еврейским государством.
Исторической родиной евреев является, как известно, современная Палестина, которая в глубокой древности называлась Иудея (это название привилось всей территории страны после падения в 722 г. до н. э. Израильского царства), и только римский император Адриан после восстания Бар-Кохбы в 135 г. в административном порядке переименовал ее в Палестину. На иврите эта страна носит название "Эрец-Исраэль" - родина еврейского народа, где он сформировался как нация со всем его духовным обликом. И хотя Эрец-Исра-эль весьма долгое время входила в качестве незначительной провинции в различные государства (Рим, Византию, ^рабский халифат и Турецкую империю), она прежде всего была святой страной иудаизма.
Необходимо отметить уникальный феномен в истории человечества - связь еврейского народа с Эрец-Исраэлем, который как независимая геополитическая культурная единица никогда не существовал вне контекста еврейской истории: "Народ, изгнанный из своей земли и веками рассеянный по всему миру, никогда не утрачивал связи с исторической родиной. Мировоззрение еврейского народа основывалось на мессианстве, т. е. вере в избавление человечества и возвращение евреев в Эрец-Исраэль. Этим упованием проникнуто все духовное творчество еврейского народа в многовековой диаспоре, и неоднократно возникавшие мессианские движения стремились свершить чудо избавления. В стране Израиля, несмотря на жесточайшие преследования и перемещения еврейских демографических и культурных центров, неизменно оставалась часть еврейского населения. Чаяния политической независимости всегда были прочно связаны в еврейском сознании с Эрец-Исраэлем, и за всю многовековую историю изгнания не было предпринято ни одной попытки обрести политическую независимость в какой-либо из стран расселения" (Израиль. Географический справочник. Иерусалим, 1990, с. 1-2).
Необходимо подчеркнуть, что в истории человечества наступило время осуществления чаяний еврейского народа - первая половина XX столетия. Этот период оказался весьма бурным, жестоким и кровавым и для евреев, и для других народов мира. Причем его предпосылки были созданы в конце прошлого века.
Именно тогда начал вырисовываться новый контур решения еврейского вопроса. Венский писатель и публицист Т. Герцль, первоначально сторонник ассимиляции и всеобщего крещения детей как очевидного решения еврейской проблемы (см. Roth С. A Short History of the Jewish People. L., 1969. p. 410) после взрыва французского антисемитизма в связи с делом Дрейфуса стал приверженцем создания израильского государства. После I сионистского конгресса (Базель, 1897) - как первый президент Всемирной сионистской организации - стремился осуществить древние устремления еврейского народа во встречах с главными деятелями тогдашней Европы: ему пришлось беседовать с Вильгельмом II и Николаем II, вести переговоры с султаном Абдул Гамидом II, в последний год жизни сумел вступить в контакт с папой Пием X.
В январе 1904 года Пий X дал аудиенцию Т. Герцлю, на которой заявил: "Не можем поддерживать это движение... Евреи не признали нашего Господа, поэтому не можем признать еврейский народ". Его оппонент выдвинул принцип res sacrae extra ojmmercium gentium (священные предметы вне обычного международного общения). Однако папа не уступал, утверждая, что, хотя турецкое владычество над Святой Землей является весьма неприятным, однако "мы не можем дать санкции на занятие этого места евреями". Т. Герцль объяснял, что речь идет не о Иерусалиме, а о Палестине, только о мирской территории, но папа оставался непреклонным (см Horoszewicz M. Przez dwa millenia do rzymskiej synagogi // Czlowiek i swiatopogland. 1988. № 4. S. 72). Фактически перед нами нечто похожее на торг - если евреи признают Христа (т. е. примут католичество), тогда вопрос будет решен положительно.
Политические контакты тем не менее не прекращались. В 1917 г. по поручению X. Вейцмана, тогдашнего лидера Всемирной сионистской организации (ВСО), варшавский журналист Соколов встретился с несколькими кардиналами папской курии, а затем с папой Бенедиктом XV. Последний не смог удержаться от удивления: "Возрождение Израиля через народ Израиля. В этом состоит замысел сионизма? Что за поворот судьбы! Девятнадцать столетий назад Рим уничтожил вашу родину, а теперь, когда Вы стараетесь ее воссоздать, Вы избрали путь, ведущий через Рим". На что Соколов возразил: "Рим рухнул вскоре, а Израиль же существует до сих пор и будет дальше существовать, причем он обладает достаточной жизненной силой, чтобы добиваться возвращения своей земли..." Бенедикт XV тогда ответил: "...Да, такова воля Божественного Провидения, этого желает Всемогущий ..." Представитель ВСО изложил папе следующую программу: "Наша программа охватывает два направления: создание еврейского духовного и культурного центра и одновременно с этим основание там для евреев Народного Домашнего Очага. Стремимся возвести обширный центр, в котором евреи могли бы свободно развивать свою культуру...". Папа в связи с этим заметил: "... Это великая мысль!" (Ноroszewicz M. Op. cit. 73). Представитель ВСО далее изложил все детали программы и отметил, что в ее осуществлении значительную роль играет Великобритания.
Здесь следует отметить, что, наряду с сионистской программой решения ключевой еврейской проблемы - воссоздание государства Израиль - имелись ещё три проекта, выработанных представителями Хаскапаха (еврейского Просвещения, зародившегося в Германии XVIII в. и распространившегося в Восточной Европе XIX в.).
В Хаскалах входили интеллектуалы, стоявшие в оппозиции к истеблишменту общин. Именно они, чтобы продемонстрировать свое отличие от нормативной еврейской культуры, создали потенциально новую форму гебрайского самосознания. Известный американский ученый Д. Байэль в своем исследовании "Сила и бессилие в еврейской истории" пишет об их деятельности следующее: "В короткий период между концом XIX века и второй мировой войной развивалась новая еврейская политическая жизнь. В наиболее острый момент еврейской истории, между Хаскалахом и Хопокаустом, множество политических партий и движений соревновались в поддержке миллионов европейских евреев, особенно в Восточной Европе. В самых малых еврейских общностях процветали политические партии, молодежные движения, газеты и клубы. Сионисты, буддисты, либералы, сторонники ассимиляции и религиозного возрождения, революционеры-социалисты всех цветов и оттенков соперничали друг с другом за своих последователей... В 1917-1919 годах четыре основные еврейские идеологии этого периода - сионизм, социализм, либерализм и территориапизм, - кажется, совпали в достижении первого этапа успеха" (Biale D. Power and Роwerlessness in Jewish History. N.-Y. 1989. P. 118-119).
Действительно, сионистское движение сумело добиться поддержки Великобритании, к которой в виде подмандатной территории отошла Палестина. Министр Вальфур провозгласил свою "Декларацию" в поддержку идеи еврейской Палестины под протекторатом Британии (см. Рид Д. Спор о Сионе. М., 1993, с. 267).
Почти в то же самое время Октябрьская революция свергла царизм, под чьей властью находились миллионы евреев. Социалистический подход к национальному вопросу большевиков, казалось, открывал новую эру в его решении.
Создание Веймарской республики в конце первой мировой войны вроде бы предвещало триумф либерализма, хотя здесь происходила борьба за полную социальную и политическую эмансипацию евреев в Германии.
И, наконец, Версальский мирный договор установил принцип национальных прав меньшинств в новых государствах Восточной Европы.
Казалось, что осуществилась программа бундовцев и других "территориалистов", согласно которой евреи получили политическую и культурную автономию в мультиэтнической Восточной Европе.
Однако в течение следующих десятилетий "трем из этих четырех идеологий был нанесен смертельный удар в Европе: социализм как результат сталинских чисток; либерализм в Веймарской республике, с выросшим из нее нацизмом, и территориализм, с развившимися фашистскими режимами в Восточной Европе - и конец всех трех в Холокаусте" (Biale D. Op. cit. P. 119).
И только четвертая - идеология сионизма - оказалась жизнеспособной. Ведь все "европейские решения еврейского вопроса после неисчислимых жертв нацизма (всего, как известно, немецкие фашисты уничтожили более 6 млн евреев), после Холокауста оказались просто бессмысленными. Для всех евреев в мире остались только два решения, а именно: сионизм и американский плюрализм.
Однако и американский плюрализм не смог решить данный вопрос, как показал в своей работе преподаватель истории польских евреев Тель-Авивского университета Д. Энгель ("Западные союзники и Холокауст"). Причины заключались прежде всего в личном негативном отношении к евреям со стороны функционеров государственной администрации, ответственных за иммиграционную политику. В качестве примера можно привести антисемитизм заместителя американского государственного секретаря Лонга (он заведовал отделом виз), который "хотя и был не таким грубым, как нацистский... исходил из тех же положений" (Horoszewich M. Oksfordzki rocznik studiow polsko-zydowskich // Czlowiek i swi-atopogland. 1988. № 7. S. 107). Сам Лонг был "атавистическим националистом: в чужих он видел угрозу для американской культуры и поэтому с конца 1940 года задерживал, как только мог, тонкий поток беженцев в США. Аналогично и власти Канады находились в шорах этнических предрассудков, ибо место небелого и нехристианина видели только в шахтах, на рубке леса, на развалившихся фермах. Это ограничивало возможность использования евреев-беженцев в хозяйстве страны, причем данный подход усиливала антисемитская риторика.
Знаменательно, что иммиграционная политика осталась почти без изменений даже в 1945 году и позже, когда факты уничтожения людей были известны канадским властям. Рост антисемитизма в 1937-1944 годах является главным элементом негативного отношения американского общественного мнения против иммиграции беженцев. Большинство американцев, по мнению Д. Энгеля, "придерживалось средневековых представлений о том, что преследование евреев было необходимой карой за еврейский грех убийства бога" (Цит. по: Horoszewicz M. Op. cit. P. 107-108). Перед нами необычайно существенная констатация, показывающая, в какой степени церковная абберация "убийства бога" могла косвенно способствовать увеличению потерь еврейской популяции в годы второй мировой войны. К тому же американцы больше были заняты работой, слишком много уделяли внимания японской угрозе и предрассудкам против мексиканцев и негров, чтобы интересоваться евреями. Те же, которые интересовались, стремились скорее покарать виновника, чем помочь его жертве.
Великобритания приняла 300 тысяч беженцев из Голландии и Бельгии, десятки тысяч греков и югославов разместила на Ближней Востоке. С 1942 года она обеспечивала продовольствием Грецию, оккупированную странами "оси", но постоянно отказывала принимать еврейских беженцев более 2 тысяч ежегодно. Ведь евреи не стали "примирившимся народом" (здесь имеется в виду то, что они не перешли в христианскую веру), а без этого "ограниченные горизонты бюрократического мышления" (Horoszewicz M. Op. cit. P. 108) не признавали за ними права получать помощь.
Еще одной причиной явилось "странное" недоверие западных союзников к сообщениям об уничтожении евреев. В США не пришли в движение две силы, которые, возможно, смогли бы возбудить общественное мнение, чтобы оказать давление на правительство: церковь и организованная еврейская общность. Очевидно, что если бы американские евреи оказались более прагматиками, нежели идеологами, то многих евреев удалось бы спасти от Холокауста. Неудивительно, что Д. Энгель считает Запад виновным перед евреями задолго до возникновения Второй мировой войны, ибо в эпоху Холокауста правительства западных союзников не желали видеть неоспоримых политических, стратегических и правовых доводов, чтобы спасти евреев из смертоносного ада гитлеровских концлагерей. Очевидно, прав американец Фейн-гольд, утверждающий, что "в итоговом анализе черным пятном этого вопроса может быть не государственный департамент и не группа определенных функционеров, а сам характер народа-государства" (Horoszewicz M. Op. cit. S. 108). Таким образом, американский плюрализм не смог решить еврейский вопрос в силу указанных выше причин; его смог разрешить именно сионизм, опирающийся на американскую поддержку.
Вскоре после второй мировой войны с ее геноцидом евреев Генеральная Ассамблея ООН принимает постановление о ликвидации мандата Англии в Палестине и разделе ее на два государства - израильское и арабское. В мае 1948 года палестинские евреи создали государство Израиль, которое в спровоцированной арабами-палестинцами войне оккупировало остальную часть Палестины и заняло западную часть Иерусалима. С техпор "Ближний Восток - это хранилище коллективной памяти человечества, погрязшее в трясине регионального конфликта" (Перес Ш. Указ. соч. С. 62), оказывает немаловажное влияние на ситуацию в мире.
Представляет интерес промоделировать ситуацию я случае, если бы государство Израиль возникло в 1920 году, и посмотреть, каковы бы были тогда контуры международного порядка.
Поэтому рассмотрим данный неосуществленный сценарий мировой цивилизации, чтобы высветить имеющиеся в то время потенции развития мира.
Прежде всего существенно то, что к этому времени "Британия получила несколько значительных наград, включая Танганьику, Палестину и, что было важнее всего, Иорданию и Ирак (с нефтяными месторождениями Киркука и Мосула), которые сделали ее господствующей силой на всем арабском Ближнем Востоке" (Джонсон П. Указ. соч. Ч. I, с. 56). В соответствии с "Декларацией Бальфура", чтобы поощрить их уход из Западной и Восточной Европы, евреи получают свой национальный дом в Палестине.
Заняв Палестину, евреи берут на себя все бремя организации страны. Однако они в течение 10-15 лет действуют под временным протекторатом Великобритании. Возникает несколько парадоксальная ситуация - государство Израиль вроде бы есть и в то же время его будто бы и нет. Именно из такого положения Израиль сумел извлечь максимум выгоды. "В течение десяти лет после того, как английскому народу был навязан палестинский "мандат", международной пропагандой поддерживался тезис, будто бы т. н. "еврейский национальный очаг" в Палестине будет, под защитой Англии, всего лишь "культурным центром" иудаизма, не представляющим для арабов никакой угрозы: своего рода иудейской Меккой с университетом, библиотекой и земледельческими поселениями" (Рид М. Указ. соч. С. 306).
"Мандат" Великобритании на Палестину оказал немалую помощь сионистам в решении целого комплекса задач. Во-первых, великая держава помогает евреям найти общий язык с местным арабским населением. Не следует забывать того существенного факта, что великие арабские завоевания начала мусульманской эры не привели к созданию арабской нации, но они генерировали элементы, из которых в течение многих сотен лет страданий и унижений западные идеи смогли сформировать облик современных арабских государств (см. Gotten S. D. Jews and Arabs. N.-Y., 1974. P. 216). Это благоприятствует установлению более или менее нормальных отношений с коренным арабским населением. Более того, израильтяне не стремятся силой захватывать земли у арабов-они предпочитают их выкупать. Нов случае отдельных бунтов и мятежей арабов именно английские вооруженные силы подавляют их.
Во-вторых, английское правительство передает организацию еврейского "содружества наций" полностью в руки евреев. Благодаря этой организации начинается миграция евреев из Западной и Восточной Европы.
Миграции евреев из Европы способствовала сложившаяся в ней ситуация после подписания Версальского мирного договора. Ведь "именно в Центральной и Восточной Европе насилие и этнический антагонизм, который его провоцировал, были самыми острыми, широко распространенными и продолжительными. С 1919 г. до 1922 г. там велось двадцать или более малых войн. Они были слабо освещены в западной историографии, но оставили ужасные следы, которые были болезненными в некоторых случаях вплоть до 60-х годов, и непосредственно способствовали хронической нестабильности в междувоенной Европе. Версальский договор, преследуя осуществление принципов самоопределения, фактически создал больше, а не меньше меньшинств, причем более яростных (многие из них были немецкие или венгерские), вооруженных куда более вескими поводами для недовольства. Новые националистические режимы считали, что могут позволить себе быть намного нетолерантнее старых империй. И вследствие того, что перемены повредили экономическую инфраструктуру (особенно в Силе-эии. Южной Польше, Австрии, Венгрии и Северной Югославии), каждый стал еще беднее, чем раньше" (Джонсон П. Указ, соч., ч. I, с. 50).
В той же Польше из 27 миллионов человек населения евреев насчитывалось 3 миллиона, они занимались в основном торговлей и имели своих депутатов в сейме. Однако Польша не соблюдала специальный договор, гарантирующий права ее меньшинств, в том числе и евреев. Поэтому евреи стали потихоньку эмигрировать в Израиль, принося туда свои немалые капиталы и свой жизненный опыт.
Надвигались неблагополучные времена для евреев и в Германии, где массы немцев, находящиеся в условиях обнищания, начали прислушиваться к тому, что вещал руководитель национал-социалистической рабочей партии Гитлер. В его книге "Майн кампф", которую он начал писать в 1924 году, сквозит страшная ненависть к евреям. Нелишне отметить, что Гитлер использовал при этом известную книгу Г. Форда "Международное еврейство". Основатель автомобильной династии откровенно юдофобствует: "Мы обязательно встретим евреев в высших кругах - там, где сосредоточена вся власть. В этом-то и состоит суть еврейского вопроса. Как им удается пробраться на самый верх во всех странах? Кто содействует им?... Что они делают наверху?... В каждой стране, где еврейский вопрос становится жизненно важным, выясняется, что причина возникновения его -в еврейском умении держать власть под своим контролем. Здесь, в Соединенных Штатах, - неоспоримый факт: за последние 50 лет это меньшинство добилось такого контроля, который был бы невозможен для какой-либо иной национальной группы, превосходящей его по численности в десятки раз" (Форд Г. Международное еврейство. М., 1993, с. 9). Г. Форд считал, что существует "еврейский заговор", направленный на разрушение христианского мира и захват власти в глобальном масштабе.
В этом был уверен и Гитлер, считавший, что евреи скрываются под маской религии: "Так, во все времена евреи гнездились в чужих государствах и образовывали внутри них свое государство, маскируя последнее под псевдонимом "религиозная община"... Евреи живут, как паразиты, на теле других наций и государств. Это и вырабатывает в них то свойство, о котором Шопенгауэр должен был сказать, что "евреи являются величайшими виртуозами лжи". Все существование еврея толкает его непрерывно ко лжи" (Гитлер А. Моя борьба. М., 1992, с. 256). Проницательные евреи, проштудировав вдоль и поперек гитлеровскую библию "Моя борьба" и увидев отряды коричневых штурмовиков, сделали вывод, что необходимо эмигрировать из Германии. В течение 10 лет им удалось более или менее спокойно покинуть эту страну, перевести свои капиталы в международные банки и, в основной массе, осесть в Израиле.
Следует отметить, что они сделали это вовремя, ибо Веймарская республика была уже обречена на гибель. В своей "Второй", или Тайной, книге, написанной в 1928 году, Гитлер весьма четко изложил свои цели: процесс "очищения" (ликвидация евреев) был очень существенным для всей долгосрочной стратегии тысячелетнего рейха (см. Hitlers Zweites Buch. Ein Dokument aus dem Jahre 1928. Stuttgarrt, 1961). Эта стратегия быстро рухнула из-за миграции основной массы евреев в Палестину - "землю обетованную". Но самым неприятным последствием для Гитлера явилось то, что он лишился возможности сделать евреев (в полном соответствии со своей расовой теорией) козлами отпущения, натравить на них немецкий народ. Именно евреи должны были, по его замыслу, отвечать за все беды, обрушившиеся на Германию, что цементировало бы нацию, давая фюреру возможность манипулировать ею. Кроме того, Гитлер не смог бы ограбить евреев, согласно разработанному плану "хрустальной ночи". Он лишился, как говорят проведенные расчеты, свыше 5 миллиардов марок, которые предполагалось вложить в военную промышленность. В силу этого фюрер не смог осуществить свои грандиозные планы завоевания сначала всей Европы, а потом и всего мира. Ведь любая война требует немалых финансов и если их нет, то ничего не получится с мечтами о господстве.
Поэтому Гитлеру ничего не оставалось делать, как обрушить всю свою пропаганду на большевиков. Германия стала готовиться к войне, чтобы завоевать жизненное пространство в Европе, и в первую очередь Англию. Но и здесь он просчитался, ибо Израиль в 1937 году вышел из-под формальной опеки Великобритании. А так как Израиль обладал гигантскими финансовыми возможностями (он инвестировал солидные средства в нефтяные разработки на Ближнем Востоке, способствовал бесперебойному притоку сырья из этого региона, обеспечивал свободу капиталовложений и продажу товаров в ближневосточных странах) и в значительной степени влиял на политику Великобритании, то он содействовал ее экономическому и стратегическому укреплению. Израиль выкупает португальский Мозамбик и на определенных условиях передает его Англии, чтобы получился Британский африканский доминион. Этот огромный территориальный конгломерат, простиравшийся от Виндхука до самого Найроби, охватывал "почти все ископаемые богатства Африки, исключая Конго, и около трех четвертей лучших ее земледельческих площадей" (Джонсон П. Указ, соч., Ч. I, с. 57). Кроме того, появление большого доминиона в Африке позволяло превратить весь Индийский океан в "Британское озеро" и решить тем самым вопросы безопасности самой мощной империи. И когда Гитлер стал реализовывать свой план "Морской лев", чтобы завоевать Англию, его армии потерпели сокрушительное поражение - на него напал Советский Союз, который сам стремился установить господство в Европе.
Однако и этот сценарий мировой цивилизации остался осуществленным в силу ряда обстоятельств.
Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
Рейтинг публикации:
|