Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Грани научного творчества

Грани научного творчества


19-07-2009, 17:19 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 005)

 


<!--[endif]-->
<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->     Barron F. Originality in Relation to Personality and Intellect // Journal of Personality. 1957. 25. P. 730-742; Torrance E.P. Guiding Creative Talant. N. Y., 1962; Wallach M.A., Kogan N. A New Look on the Creativity-Intelligence Distinction // Journal of Personality. 1965. Vol. 33. № 3. P. 348-369; Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N. Y., 1967; Guilford J.P. Is Some Creative Thinking Irrational? // Journal of Creative Behavior. 1982. Vol. 16. (3). P. 151-154; Westcott M.R. Toward a Contemporary Psychology of Intuition. N. Y., 1968. P. 89; McKinnon D.W. Creativity: a Multy-faceted Phenomenon // Creativity: a Discussion at the Nobel Conference. Amsterdam. L., 1970. P. 29-32 и др.
<!--[if !supportFootnotes]-->[2]<!--[endif]-->     Подобного рода тесты начали разрабатывать не так давно. См., например, Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.
<!--[if !supportFootnotes]-->[3]<!--[endif]-->     Renzulli J.S. The Three-Ring Conception of Giftedness: A Developmental Model for Creative Productivity // Conceptions of Giftedness. Cambridge, 1986. P. 53-92; Sternberg R.J. The Conception of “Giftedness”: A Pentagonal Implicit Theory // The Origins and Development of High Ability. Chichester, 1993. P. 5-16; Sternberg R.J. Procedures of Identifying intellectual Potential in the Gifted: A Perspective on Alternative “Metaphors of Mind” // International Handbook of Research and Development of Giftedness and Talant. Oxford, 1993. P. 185-207.
<!--[if !supportFootnotes]-->[4]<!--[endif]-->     Некоторые интересные результаты см.: Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения в начальном звене общеобразовательной школы. Киев, 1991; Zuckerman H. The Scientific Elite: Nobel Laureates’ Mutual Influence // Genius and Eminence. The Social Psychology of Creativity and Exeptional Achievements. Oxford, 1983. P. 241-252; см. также известное лонгитюдное исследование Л.Термена: Sears P.R. The Terman Genetic Studies of Genius, 1922-1972 // The Gifted and Talanted. Chicago, 1979. P. 28-44.
<!--[if !supportFootnotes]-->[5]<!--[endif]-->     В частности, тесты на оригинальность мышления, фактически, не позволяют отличить ситуации, когда оригинальные решения являются следствием одаренности человека, а когда – оригинальничания или даже аутизма (см.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 118).
<!--[if !supportFootnotes]-->[6]<!--[endif]-->     Отобранное для анализа качество изначально сузило сферу рассмотрения, а затем сама природа тестовых заданий как искусственно конструируемых ситуаций в условиях лабораторного исследования, в свою очередь, ограничила сферу их приложимости.
<!--[if !supportFootnotes]-->[7]<!--[endif]-->     Наличие драматических переживаний в детстве и юности, усложнивших и обогативших внутренний мир человека, трансформировавших его мировосприятие по сравнению с большинством сверстников; перенесенные тяжелые заболевания, заставившие его задуматься о причинах и природе трудностей, с которыми он столкнулся; богатство и разнообразие полученного в детстве опыта; возможность контактов с интересными выдающимися людьми; предоставлявшиеся ребенку возможности испробовать свои силы в разных направлениях деятельности, включая широкий круг специализированных навыков, развиваемых в научных, художественных, театральных школах и т.д.
<!--[if !supportFootnotes]-->[8]<!--[endif]-->     Например, изучаются параметры мыслительной активности школьников, побеждающих на олимпиадах, или тех, которые имеют лучшие результаты в смысле успеваемости, или тех, кого преподаватели считают одаренными и т.п.
<!--[if !supportFootnotes]-->[9]<!--[endif]-->     См.: Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997.
<!--[if !supportFootnotes]-->[11]<!--[endif]-->    Речь, в частности, идет не о том, чтобы на основании результатов тестирования отнести некоторую группу лиц к категории одаренных, а о том, чтобы наметить и проанализировать параметры мышления людей уже признанных одаренными в соответствии с определенными, заранее заданными стандартами.
<!--[if !supportFootnotes]-->[12]<!--[endif]-->    Lumsden Ch., Gushurst A. Gene-Culture Coevolution: Humankind in the Making // Sociobiology and Epistemology. Dordrecht, 1985. P. 9.
<!--[if !supportFootnotes]-->[13]<!--[endif]-->    Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М., 1982. С. 267.
<!--[if !supportFootnotes]-->[14]<!--[endif]-->    Так Э.Уилсон утверждает, что различные формы верований будут удерживаться и распространяться в сообществе, если они способствуют повышению адаптивных возможностей человека. Т.е. их полезность должна обнаруживать себя как совокупный результат в целом возрастающей приспособленности членов сообщества (Wilson E.O. On Human Nature. Cambridge, L., 1978. P. 175).
<!--[if !supportFootnotes]-->[15]<!--[endif]-->    Адаптивная ценность связана с более высокой интенсивностью размножения, или относительно более высокой выживаемостью потомства, или такой ситуацией, когда совокупный эффект смертности и скорости размножения выражается в увеличении числа выживающих потомков.
<!--[if !supportFootnotes]-->[16]<!--[endif]-->    Wilson E.O. On Human Nature. P. 176-177. Ср. также: “Мозг существует, т.к. он обеспечивает выживание и умножение генов, направляющих его формирование. Сознание есть средство выживания и размножения, а разум – это лишь одна из разновидностей техники” (Wilson E.O. Sociobiology: New Synthesis. Cambridge, 1975. P. 2).
<!--[if !supportFootnotes]-->[17]<!--[endif]-->    Это ограничения, налагаемые на возможные пути развития мыслительных структур субъекта его генетическими предрасположенностями.
<!--[if !supportFootnotes]-->[18]<!--[endif]-->    Lumsden Ch.J., Gushurst A.C. Gene-Culture Coevolution: Humankind in the Making // Sociobiology and Epistemology. P. 7.
<!--[if !supportFootnotes]-->[19]<!--[endif]-->    Bouchard Th.J. Whenever the Twain Shall Meet // The Sciences. Sept./Oct. 1997. P. 54.
<!--[if !supportFootnotes]-->[20]<!--[endif]-->    Ruse M. Evolutionary Epistemology: Can Sociobiology Help? // Sociobiology and Epistemology. Boston, 1985. P. 252.
<!--[if !supportFootnotes]-->[21]<!--[endif]-->    Более подробно см.: Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983. С. 111-142.
<!--[if !supportFootnotes]-->[22]<!--[endif]-->    Это не значит, что в западной культуре такое понимание отсутствует. Особенно отчетливо оно представлено у христианских мистиков. (Например, интересны в этом отношении понятия “Божьей Благодати”, “Лика Божьего”, “Маленькой точки” у Мейстера Экхарта.) Просто такое понимание творчества в жизни западного человека используется не очень широко.
<!--[if !supportFootnotes]-->[23]<!--[endif]-->    Марис Лиепа. Вчера и сегодня в балете. М., 1982. С. 9.
<!--[if !supportFootnotes]-->[24]<!--[endif]-->    Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991.
<!--[if !supportFootnotes]-->[25]<!--[endif]-->    Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 220.
<!--[if !supportFootnotes]-->[26]<!--[endif]-->    Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992.
<!--[if !supportFootnotes]-->[27]<!--[endif]-->    Шэтток И. Сатипаттхана. Опыт внимательности. Киев, 1993. С. 69.
<!--[if !supportFootnotes]-->[28]<!--[endif]-->    Последнее выражение означает буквально медитацию в сидячей позе - дзадзэн. Это основной вид медитации в дзэн-буддизме.
<!--[if !supportFootnotes]-->[29]<!--[endif]-->    Хемфрейс Кр. Концентрация и медитация. Киев, 1994.
<!--[if !supportFootnotes]-->[30]<!--[endif]-->    Термин, используемый представителями восточной духовной традиции при описании бодрственного состояния сознания нетренированного человека при обычных условиях.
<!--[if !supportFootnotes]-->[31]<!--[endif]-->    Авторы обычно различают эти состояния, говоря о первом из них как о более интенсивном и грубом, возникающем при первом контакте описанного типа с объектом. Второе – более мягкое, но и более продолжительное и утонченное состояние, связанное с устойчивым обладанием объектом концентрации.
<!--[if !supportFootnotes]-->[32]<!--[endif]-->    “Весь смысл в том, чтобы уметь изрекать молчание, не выходя из него. Именно по этой причине дзэн по возможности избегает рациональных толкований. Он стремится показать нам то, что находится за пределами слов; он хочет, чтобы мы проникли на этот уровень бытия” (Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. Киев, 1996. С. 41).
<!--[if !supportFootnotes]-->[33]<!--[endif]-->    В качестве фокуса сосредоточения в практике випассана могут выступать четыре объекта: тело, чувства, ум или мысли самого субъекта.
<!--[if !supportFootnotes]-->[34]<!--[endif]-->    Если говорить коротко, “аникка” – это переживание истинности непостоянства, “дукха” означает положение, что ум – источник страдания, “анатта”, – что ничто не имеет в себе души, т.к. ни в вещах, ни в самом человеке нет ничего постоянного.
<!--[if !supportFootnotes]-->[35]<!--[endif]-->    Шэтток И. Сатипаттхана. Опыт внимательности. Киев, 1993.
<!--[if !supportFootnotes]-->[38]<!--[endif]-->    Их сопоставительный анализ см., например: Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев, 1993.
<!--[if !supportFootnotes]-->[39]<!--[endif]-->    Кришнамурти Дж. Традиция и революция. Пг., 1994. С. 49.
<!--[if !supportFootnotes]-->[41]<!--[endif]-->    Подробнее об этом см.: Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993.
<!--[if !supportFootnotes]-->[42]<!--[endif]-->    Дрейфус Х. Чего не могут машины? М., 1976.
<!--[if !supportFootnotes]-->[43]<!--[endif]-->    Дзэнский идеал не-само-сознательности.
<!--[if !supportFootnotes]-->[44]<!--[endif]-->    Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. С. 43-44.
<!--[if !supportFootnotes]-->[45]<!--[endif]-->    Здесь важно обратить внимание на следующее. И раньше отмечалось, что особенностью подсознания является способность оперировать информацией в условиях противоречивой ситуации (более подробно об этом см.: Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?, гл. 4), но это не связывалось с какими-то объяснениями, а просто постулировалось. Теперь же, как мне кажется, мы можем предположить, чем обусловлено это важнейшее для понимания механизмов творческого мышления качество.
<!--[if !supportFootnotes]-->[46]<!--[endif]-->    Исследования показали, что в ситуациях, когда испытуемые вынуждены формулировать суждение на основе совокупности признаков, содержащих взаимоисключающие утверждения, их мыслительная стратегия сводится к отбрасыванию одного из компонентов противоречивой информации и принятию решения на основании другого. При этом выбор “оставляемого” признака определяется некоторыми установками достаточно общего характера: собственными предпочтениями, сложившейся системой представлений и т.п. (Posner M. Cognition: An Introduction. Illinois, 1973. P. 80).
<!--[if !supportFootnotes]-->[47]<!--[endif]-->    Слово или фраза, которые не могут быть поняты рассудком (например, хлопок одной рукой). Роси дает ученику коан, чтобы тот в собственном переживании постиг реальность, простирающуюся за пределами дуалистической мысли.
<!--[if !supportFootnotes]-->[48]<!--[endif]-->    “Некий монах спросил Чжао-чжу: “Обладает или нет пёс природой Будды?” “Му”, – отвечал Чжао-чжу” (см.: Путь к себе: реальность дзадзэн. Психология Востока для Запада. М., 1995. С. 304).
<!--[if !supportFootnotes]-->[49]<!--[endif]-->    Личные интервью, в ходе которых наставник контролирует результаты занятия медитацией своего ученика.
<!--[if !supportFootnotes]-->[50]<!--[endif]-->    Сэссин – период усиленной медитации, длящийся одну неделю. Рохацу сэссин продолжается с первого до восьмого декабря (день, который традиционно считается днем просветления Будды). В течение этого времени монахи прилагают все усилия для достижения сатори. Обычно они даже не ложатся спать целую неделю.
<!--[if !supportFootnotes]-->[51]<!--[endif]-->    Постигающая мудрость.
<!--[if !supportFootnotes]-->[52]<!--[endif]-->    Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. С. 150-154.
<!--[if !supportFootnotes]-->[53]<!--[endif]-->    Цит. по: Судзуки Д.Т. Мистицизм... С. 72.
<!--[if !supportFootnotes]-->[54]<!--[endif]-->    См., например: Wuketits F.M. Evolutionary Epistemology and Its Implications for Humankind. N.Y., 1990. P. 152-153; Oeser E. Evolutionary Epistemology as Self-Referential Research Program of Natural Sciences // Evolution and Cognition. 1996. Vol. 2. № 1. P. 16-21.
<!--[if !supportFootnotes]-->[55]<!--[endif]-->    Wuketits F.M. Evolutionдre Epistemologie als Verbindung von Methodologien und Perspektiven // Die Evolutionдre Erkenntnistheorie im Spiegel der Wissenschaften/ Hrgb. von R.Riedl und M.Delpos. Wien, 1996. S. 193.
<!--[if !supportFootnotes]-->[56]<!--[endif]-->    Binning G. Die Kreativitдt der Natur – Was wir von ihr lernen kцnnen // Evolution, Kreativitдt und Bildung. Trostberg, 1995. S. 26.
<!--[if !supportFootnotes]-->[57]<!--[endif]-->    См.: Курдюмов С.П. Собcтвенные функции горения нелинейной cреды и конcтруктивные законы поcтроения ее организации // Современные проблемы математичеcкой физики и вычиcлительной математики. М., 1982; Самарcкий А.А., Галактионов В.А., Курдюмов С.П., Михайлов А.П. Режимы c обоcтрением в задачах для квазилинейных параболичеcких уравнений. М., 1987; Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Самарcкий А.А. Неcтационарные cтруктуры и диффузионный хаоc. М., 1992.
<!--[if !supportFootnotes]-->[58]<!--[endif]-->    См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и cамоорганизации cложных cиcтем. М., 1994. С. 107-119.
<!--[if !supportFootnotes]-->[59]<!--[endif]-->    Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin: Springer, 1996; Haken H. and Stadler M. (Eds.) Synergetics of Cognition. Berlin: Springer, 1990; Kriz J. Attraktoren bei kognitiven und sozialen Prozessen. Kritische Analyse eines Mode-Konzepts // Schiepek G. und Tschacher W. (Hrsg.) Selbstorganisation in Psychologie und Psychiatrie. Wiesbaden: Vieweg-Verlag, 1997, S.57-70; Vollmer G. New Problems for an Old Brain – Synergetics, Cognition, and Evolutionary Epistemology // Frehland E. (Ed.) Synergetics – from Microscopic to Macroscopic Order. Berlin: Springer, 1984. P. 250-258.
<!--[if !supportFootnotes]-->[60]<!--[endif]-->    Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition. Berlin, 1996. P. 304-305.
<!--[if !supportFootnotes]-->[61]<!--[endif]-->    Ambiquity in Mind and Nature. Multistable Cognitive Phenomena. / Ed. by P.Kruse, M.Stadler. Berlin: Springer, 1995.
<!--[if !supportFootnotes]-->[62]<!--[endif]-->    Bьhler K. Das Gestaltprinzip im Leben des Menschen und der Tiere. Bern, 1960. S. 85.
<!--[if !supportFootnotes]-->[63]<!--[endif]-->    Чуковcкий К. Дневник. 1901–1929 гг. М., 1997. С. 337.
<!--[if !supportFootnotes]-->[64]<!--[endif]-->    Duhem P. The Aim and Structure of Physical Theory. Princeton, 1991. P. 255.
<!--[if !supportFootnotes]-->[65]<!--[endif]-->    Simonton D.K. Scientific Genius: a Psychology of Science. Cambridge (N.Y.): Cambridge University Press, 1988. P. 136.
<!--[if !supportFootnotes]-->[66]<!--[endif]-->    Ньютон И. Оптика. М.-Л., 1927. С. 51.
<!--[if !supportFootnotes]-->[68]<!--[endif]-->    Цит. соч. С. 52-54.
<!--[if !supportFootnotes]-->[69]<!--[endif]-->    См.: Эрстед Г.Х. Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку // Ампер А.М. Электродинамика. Л., 1954. С. 433-439.
<!--[if !supportFootnotes]-->[70]<!--[endif]-->    Цит. соч. С. 437.
<!--[if !supportFootnotes]-->[73]<!--[endif]-->    См.: Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1974. С. 245-246.
<!--[if !supportFootnotes]-->[74]<!--[endif]-->    См.: Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1966. Т. 3. С. 92-107.
<!--[if !supportFootnotes]-->[75]<!--[endif]-->    См.: Комптон А., Алисон С. Рентгеновские лучи: теория и эксперимент. М.-Л., 1941.
<!--[if !supportFootnotes]-->[76]<!--[endif]-->    Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973. С. 369.
<!--[if !supportFootnotes]-->[82]<!--[endif]-->    Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2 изд. М.; Л., 1951. Т. 4. С. 21.
<!--[if !supportFootnotes]-->[83]<!--[endif]-->    Павлов И.П. Двадцатилетний опыт... С. 231.
<!--[if !supportFootnotes]-->[94]<!--[endif]-->    Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 395.
<!--[if !supportFootnotes]-->[95]<!--[endif]-->    Павлов И.П. Двадцатилетний опыт... С. 417.
<!--[if !supportFootnotes]-->[96]<!--[endif]-->    Там же. С. 288, 75.
<!--[if !supportFootnotes]-->[99]<!--[endif]-->    Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 22.
<!--[if !supportFootnotes]-->[100]<!--[endif]-->  Павлов И.П. Двадцатилетний опыт... С. 534.
<!--[if !supportFootnotes]-->[101]<!--[endif]-->  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 39.
<!--[if !supportFootnotes]-->[102]<!--[endif]-->  Павлов И.П. Двадцатилетний опыт... С. 83.
<!--[if !supportFootnotes]-->[116]<!--[endif]-->  Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 17.
<!--[if !supportFootnotes]-->[118]<!--[endif]-->  Павлов И.П. Двадцатилетний опыт... С. 77.
<!--[if !supportFootnotes]-->[124]<!--[endif]-->  См.: Там же. С. 185-186.
<!--[if !supportFootnotes]-->[127]<!--[endif]-->  См.: Веселовский И.Н., Белый Ю.А. Николай Коперник. М., 1974. С. 180.
<!--[if !supportFootnotes]-->[128]<!--[endif]-->  Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 61-62.
<!--[if !supportFootnotes]-->[129]<!--[endif]-->  Лоренц Г.А. Старые и новые проблемы физики. М., 1970. С. 204.
<!--[if !supportFootnotes]-->[130]<!--[endif]-->  См.: Хэллем Э. Великие геологические споры. М., 1985. С. 162-164.
<!--[if !supportFootnotes]-->[131]<!--[endif]-->  См.: Жарков В.Н., Козенко А.В. Крупнейший геофизик ХХ века // Природа. 1991. № 4. С. 81.
<!--[if !supportFootnotes]-->[132]<!--[endif]-->  Фрейд З. О психоанализе // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 163.
<!--[if !supportFootnotes]-->[136]<!--[endif]-->   Исследованиероведено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 99-0680075.
<!--[if !supportFootnotes]-->[137]<!--[endif]-->  См.: Меркулов И.П. Архаическое мышление: вера, миф, познание // Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996. С. 39-43.
<!--[if !supportFootnotes]-->[138]<!--[endif]-->  Напомним в этой связи, что главное отличие между когнитивными типами мышления – пространственно-образным (правополушарным) и знаково-символическим (левополушарным) – касается не способов репрезентации когнитивной информации (т.е. представлена ли она в символической, в том числе и вербальной, форме, либо в виде образов, сценариев и т.п.), а стратегией ее обработки. Для архаического, преимущественно образного мышления характерна та или иная степень доминирования холистической стратегии, которая позволяет сопоставлять элементы образов и целостные образы, “гештальты” и создать многозначный контекст (например, мозаичную или калейдоскопическую картину) с множественными “размытыми” связями. Конечно, содержание (многообразие смыслов) такого контекста не может быть полностью транслировано с помощью вербальных систем коммуникации. Более подробно см.: Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопр. философии. 1984. № 4; Меркулов И.П. Архаическое мышление: вера, миф, познание // Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. С. 22-39.
<!--[if !supportFootnotes]-->[139]<!--[endif]--> “Согласно верованиям древнего Двуречья, прообразом реки Тигр является звезда Анунит, а Евфрата – звезда Ласточки. В шумерском тексте говорится о “местопребывании божественных форм”, где находятся “(божество) стад и (божество) злаков”. У алтайских народов, аналогичным образом, горы имеют идеальный прототип на небе. Названия египетских местностей и номов были даны по названиям “небесных полей”: сначала узнавали о “небесных полях”, а затем идентифицировали их с земной географией” (Илиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 34).
<!--[if !supportFootnotes]-->[140]<!--[endif]-->  Именно поэтому язык символов стал языком древневосточных Мистерий – секретных обществ (школ), хранителей и вдохновителей религиозно-мистических доктрин, источник которых под угрозой смерти не открывался “профанам”. “С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. Отвергнув постижимый человеком диалект как неадекватный и недостойный передачи божественных идей, Мистерии, таким образом, выбрали символизм как гораздо более изобретательный и идеальный метод сохранения своего трансцендентального знания” (Холл Менли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. С. 43).
<!--[if !supportFootnotes]-->[141]<!--[endif]-->  “Эта ось проходит, разумеется, через некое “отверстие”, через “дыру”: именно через эту дыру Боги спускаются на землю, а мертвые – в подземный мир; через неё же дух пришедшего в экстаз шамана может воспарять или спускаться во время его небесных или инфернальных путешествий” (Илиаде М. Космос и история. С. 145).
<!--[if !supportFootnotes]-->[142]<!--[endif]-->  См.: Илиаде М. Космос и история. С. 159.
<!--[if !supportFootnotes]-->[143]<!--[endif]-->  “Об арифметике они знали много и восхитительным образом, ибо узелками, завязанными на нитях различных цветов, они вели счет всему тому, что имелось в королевстве инков по обложению и освобождению от налогов и контрибуций” (Инка Гарсиласо де ля Вега. История государства инков. Л., 1974. С. 129).
<!--[if !supportFootnotes]-->[144]<!--[endif]-->  “О геометрии они знали много, потому что она была необходима им, чтобы измерить свои земли, уточнить и делить их между собой, но это делалось материально, не по высоте градусов или какому-либо другому умозрительному счету, а с помощью своих шнуров и камушков” (Инка Гарсиласо де ля Вега. История государства инков. С. 128).
<!--[if !supportFootnotes]-->[145]<!--[endif]-->  “Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе” (Исход. 25, 40).
<!--[if !supportFootnotes]-->[146]<!--[endif]-->  Илиаде М. Космос и история. С. 35.
<!--[if !supportFootnotes]-->[147]<!--[endif]-->  См.: Кн. Пророка Иезекииля. 40.
<!--[if !supportFootnotes]-->[148]<!--[endif]-->  См., например: Кн. Пророка Даниила. 2-5, 7-8, 10.
<!--[if !supportFootnotes]-->[149]<!--[endif]-->  Так, например, пятилетний ребенок не в состоянии понять принцип функционирования балансира, хотя обычно и осознает важное значение грузов, расположенных по обе стороны точки опоры. В отличие от более взрослого, восьмилетнего ребенка у него еще нет правила, связывающего расстояние, которое отделяет груз от точки опоры, с движением балансира. Восьмилетним детям, даже если они здесь и сталкивались с трудностями, все же удавалось обнаружить такое правило, используя для этого обратную связь между предполагаемым и реальным движением балансира. Как считает ряд исследователей, у пятилетних детей соответствующие входные сигналы не получают ментальной репрезентации и не попадают в фокус внимания, так как у них еще не завершилось формирование всего комплекса когнитивных предпосылок, необходимых для инсайта и зарождения адекватного понимания принципа функционирования балансира. Более подробно см., например: Siegler R.S. How Knowledge Influences Learnig. American Scientist, 1983, № 71. P. 631-638.
<!--[if !supportFootnotes]-->[150]<!--[endif]-->  Впервые предположение о врожденном характере такого рода императивов применительно к индукции было выдвинуто еще в XIX в. Ч.Пирсом. Обзор современных точек зрения см., например: Holyoak K.J., Nisbett K.E. Induction // The Psychology of Human Thought. Cambridge, 1988. P. 50-91.
<!--[if !supportFootnotes]-->[151]<!--[endif]-->  Характерно, что эти изменения одновременно приводят к частичной редукции образного восприятия и мышления: “представитель современной цивилизации уже не способен к проявлению, например, того “звериного” чутья к опасности и потенциальной угрозе, которое свойственно примитивным народам” (Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987. С. 52). Археологические исследования древних Мистерий (в частности, крупнейших в Древней Греции – эливсинских), а также попытки реконструировать ритуалы и ход этих религиозных празднеств дают основания полагать, что “ныне нам трудно душою ощутить то, что переживали относительно стихий и планет тогдашние люди с их весьма неразвитой еще внутренней жизнью (неслучайно лица на ранних изображениях выглядят пустыми)... Мы почти бесчувственны и неспособны уловить настрой подобной игры природы. Что же тут говорить о сердцах, открытых иным стихиям и планетам! И все-таки для мистов и мистиков – как прежде, так и теперь – достижение главной цели, созерцания, наполовину зависит от правильного настроя, от его тончайших нюансов. От древних критян и эллинов, к примеру, стихия ветра – планетарно под властью Луны (Гекаты), астрально под знаком Рака – требовала одного настроя, а стихия земли – под планетой Венерой и знаком Тельца – совершенно другого. Именно способность чувствовать оттенки настроя, а не осведомленность о смыслах созерцания, какие мы тут излагаем, и отличала древнего мистика. Вдобавок критяне II и III тысячелетия до Р. Х. “чувствовали” не умом и сердцем, а пляшущими ногами (кстати, как раз это Одиссей с благоговением наблюдал у феаков)” (Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996. С. 95-96).
<!--[if !supportFootnotes]-->[152]<!--[endif]-->  Более подробно об этом см., например: Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. С. 67-68.
<!--[if !supportFootnotes]-->[153]<!--[endif]-->  См., например: Фогель Ф., Матульский А. Генетика человека. М., 1990. Т. 3. С. 120-123.
<!--[if !supportFootnotes]-->[154]<!--[endif]-->  См.: Илиаде М. Космос и история. С. 187-189.
<!--[if !supportFootnotes]-->[156]<!--[endif]-->  Характерно, что в архаическом мировосприятии состояние экстаза, наркотического опьянения символически приравнивалось к “смерти”: “одурманенный покидал свое тело, принимал состояние умерших и духов” (Там же. С. 182). Мистический экстаз означал здесь только временную “смерть”, временное расставание “души” с телом и ее перемещение в инфернальный мир.
<!--[if !supportFootnotes]-->[157]<!--[endif]-->  От греч. ejТterikos – внутренний, скрытый, тайный, предназначенный исключительно для посвященных. В александрийских школах эпохи эллинизма (III-IV вв.) оккультные (от лат. occultus – тайный, сокровенный) науки подразделяли на алхимию, астрологию и каббалу.
<!--[if !supportFootnotes]-->[158]<!--[endif]-->  Холл Менли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1992. С. 99.
<!--[if !supportFootnotes]-->[160]<!--[endif]--> “Ямвлих утверждал, что Гермес был автором двадцати тысяч книг. Среди наук и искусств, которые, как утверждают, Гермес открыл людям, были медицина, химия, юриспруденция, астрология, музыка, риторика, магия, философия, география, математика (особенно геометрия), анатомия и ораторское искусство. ...Его превосходящие все знания заставляли отождествлять Гермеса с многими ранними мудрецами и пророками ... Гермес был принят в мифологию греков, а затем стал Меркурием у римлян. Ему поклонялись в форме планеты Меркурий потому, что это тело было ближайшим к Солнцу: из всех созданий Гермес был наиближайшим к Богу и был известен как посланец Богов... Обращение “Трижды Величайший” было по отношению к Гермесу по той причине, что он рассматривался величайшим из всех жрецов, величайшим из всех царей ... Египтяне считали его богом мудрости, письма и летописи. Вследствие огромного уважения, которое питали старые алхимики к Гермесу, химические сочинения назывались “герметическими”, и до сих пор в ходу фраза “герметически закупоренный”, означающая плотную упаковку сосудов. Мы обнаруживаем тот же корень в герметической медицине у Парацельса и в герметическом масонстве средних веков” (Холл Менли П. Указ. соч. С. 111-112). Среди сохранившихся фрагментов рукописных трактатов Гермеса Трисмегиста есть его знаменитая работа “Изумрудная скрижаль” около II в. от Р.Х.). В трудах Климента Александрийского (ок. 150 – ок. 213 гг.), который рассматривал языческую мистику как приготовление к христианской мудрости, упоминается о сорока двух книгах Гермеса, игравших важную роль в священных церемониях древних египтян. Эти книги скорее всего погибли во время известного пожара в Александрии.
<!--[if !supportFootnotes]-->[161]<!--[endif]-->  Холл Мэнли П. Указ. соч. С. 47, 50.
<!--[if !supportFootnotes]-->[162]<!--[endif]-->  См.: Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. II, 50.
<!--[if !supportFootnotes]-->[163]<!--[endif]-->  См.: Диодор. Историческая библиотека. I, 96.
<!--[if !supportFootnotes]-->[164]<!--[endif]-->  См., например: Гостева Е.И. Философия вайшешики. Ташкент, 1963.
<!--[if !supportFootnotes]-->[165]<!--[endif]-->  Более подробно см., например: Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. С. 43-64.
<!--[if !supportFootnotes]-->[166]<!--[endif]-->  По мнению, например, Порфирия, математические знания пифагорейцы заимствовали у народов Ближнего Востока: “Что касается его (Пифагора – И.М.) учения, то большинство писавших утверждают, что так называемые математические науки он усвоил от египтян, халдеев и финикиян (ибо геометрией издревле занимались египтяне, числами и подсчетами – финикияне, а наблюдениями небес – халдеи), а от магов услышал о почитании богов и прочих жизненных правилах” (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 450).
<!--[if !supportFootnotes]-->[167]<!--[endif]-->  См., например: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 458.
<!--[if !supportFootnotes]-->[168]<!--[endif]-->  Ср. Ямвлих: “Необходимейшим у него (Пифагора – И.М.) считался способ обучения через символы. Этот стиль, поскольку он был старинной манеры, ценился едва ли не у всех эллинов и особенно почитался в самых разных формах у египтян. По той же причине к нему чрезвычайно серьезно относился и Пифагор; надо было только ясно расчленить скрытые намеки и сокровенные значения пифагорейских символов, (чтобы понять), как много правильного и истинного содержится в них, когда они раскрыты и освобождены от загадочной формы;...” (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 491). По свидетельству Порфирия, пифагорейцы прибегали к числам для ясности обучения, так как “первообразы и первоначала... не поддаются ясному изложению в словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать... Точно так же учителя геометрии, не умея передать на словах телесный образ, представляют его очертания на чертеже и говорят “вот треугольник”, имея в виду, что треугольник – это не то, что сейчас начерчено перед глазами, а то, о чем этим начертанием дается понятие. Вот так и пифагорейцы поступают с первоначальными понятиями и образами: они не в силах передать словесно бестелесные образы и первоначала и прибегают к числам, чтобы их показать. Так понятие единства, тождества, равенства, причину единодушия, единочувствия, всецелости, то из-за чего все вещи остаются самими собой, пифагорейцы называют Единицей; Единица эта присутствует во всем, что состоит из частей, она соединяет эти части и сообщает им единодушие, ибо причастна к первопричине. А понятие различия, неравенства, всего, что делимо, изменчиво и бывает то одним, то другим, они называют Двоицей; такова природа Двоицы и во всем, что состоит из частей” (Диаген Лоэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 458).
<!--[if !supportFootnotes]-->[169]<!--[endif]-->  Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914. Ч. III. 32А 14.
<!--[if !supportFootnotes]-->[170]<!--[endif]-->  См.: Аристотель. Метафизика. I, 5, 985B 26; XIII, 6, 1080B 13; XIV, 5, 1092B 19.
<!--[if !supportFootnotes]-->[171]<!--[endif]-->  См., например: Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. М., 1959. С. 59-62.
<!--[if !supportFootnotes]-->[172]<!--[endif]-->  Roe A. The making of a scientist. 1953.
<!--[if !supportFootnotes]-->[173]<!--[endif]-->  Genius and eminence: The social psychology of creativity and exceptional achievements. Oxford etc., 1983.
<!--[if !supportFootnotes]-->[174]<!--[endif]-->  MacKinnon D.W. The study of lives. N.Y., 1964.
<!--[if !supportFootnotes]-->[175]<!--[endif]-->  Mansfield R.S., Busse T.V. The psychology of creativity and discovery (Scientists and their work). Chicago, Nelson Hall, 1981.
<!--[if !supportFootnotes]-->[176]<!--[endif]-->  Cattell R.B. The personality and other motivation of the researcher from measurements of contemporaries and from biography. Scientific creativity. 1963. P. 119-131.
<!--[if !supportFootnotes]-->[177]<!--[endif]-->  Knapp R.H., Goodrich H.B. Origins of American scientists. Chicago, 1952; Knapp R.H. Demographic, cultural and personality attributes of scientists. Scientific Creativity: Its recognition and development. 1963. P. 205-216.
<!--[if !supportFootnotes]-->[178]<!--[endif]-->  Данные, полученные в подобных исследованиях, могут иметь как минимум две точки практического приложения. Во-первых, можно просто очертить тот социальный круг, где с наибольшей вероятностью будут встречаться способные молодые люди, мечтающие стать учеными, и именно на нем сосредоточить поиски будущих талантов. Во-вторых, там, где это зависит от усилий общества, можно попытаться снизить влияние факторов, сдерживающих развитие творческой личности, и, наоборот, культивировать факторы, благоприятствующие такому развитию.
<!--[if !supportFootnotes]-->[179]<!--[endif]-->  Science as a career choice: Theoretical and empirical studies. N.Y., 1973.
<!--[if !supportFootnotes]-->[180]<!--[endif]-->  Long J.S., MacGinnis R. The effect of the mentor on the academic career // Scientometrics. Amsterdam, Budapest, 1985. Vol. 7. № 3/6. P. 255-280; Long J.S. Productivity and academic position in the scientific career // Amer. Sociol. Rev. N.Y., 1978. Vol. 43. № 6. P. 889-908.
<!--[if !supportFootnotes]-->[181]<!--[endif]-->  Zuckerman H. The scientific elite: Nobel laureates’ mutual influence. N.Y., 1977.
<!--[if !supportFootnotes]-->[182]<!--[endif]-->  Simonton D.K. Biographical typicality, eminence and achievement styles // J.of creative behaviour. Buffalo, 1986. Vol. 20. № 1. P. 14-22.
<!--[if !supportFootnotes]-->[183]<!--[endif]-->  Simonton D.K. Scientific genius: A psychology of science. N.Y. etc., 1988.
<!--[if !supportFootnotes]-->[184]<!--[endif]-->  Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 4. С. 149.
<!--[if !supportFootnotes]-->[185]<!--[endif]-->  Smith R. Special theory of creativity // J.of creative behavior, 1973. V. 7. № 3. P. 65-73; Maslow A. Towards psychology of being. 1968; Gilmore J.V. The productive personality. St. Fransisco, 1974.
<!--[if !supportFootnotes]-->[186]<!--[endif]-->  Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
<!--[if !supportFootnotes]-->[187]<!--[endif]-->  Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
<!--[if !supportFootnotes]-->[188]<!--[endif]-->  Братусь Б.С. Аномалии личности М., 1988; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15-26. Применительно к этой области проблематики пока не сложилось устойчивой терминологии. Говоря о смысловой сфере, зачастую пользуются весьма расплывчатым понятием “смысловые образования”. Попытка уточнения его содержания и классификации различных феноменов, объединяемых под этим именем, дана Д.А.Леонтьевым в его кандидатской диссертации “Структурная организация смысловой сферы личности”.
<!--[if !supportFootnotes]-->[189]<!--[endif]-->  Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.
<!--[if !supportFootnotes]-->[190]<!--[endif]-->  Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. С. 175.
<!--[if !supportFootnotes]-->[191]<!--[endif]-->  Братусь Б.С. Аномалии личности.
<!--[if !supportFootnotes]-->[193]<!--[endif]-->  Существующие на сегодняшний день в социальной психологии определения “значимого другого”, “авторитетности”, “референтности” очень противоречивы и зачастую объясняют одно неизвестное через другое. Например, “значимость” толкуется как авторитетность или референтность, а последняя – как мера значимости (Психологический словарь, 1990); в одном месте “референтность” употребляется как синоним “значимости”, а в другом встречается определение авторитета и как референтности, и как влияния, основанного на должности.
<!--[if !supportFootnotes]-->[194]<!--[endif]-->  Webster M., Sobieszek B. Sources of Self-evaluation. A Formal Theory of Significant Others and Social Influence. N. Y., 1974.
<!--[if !supportFootnotes]-->[195]<!--[endif]-->  Bruner J. Life as Narrative // Social Research, 1987. V. 54. P. 11-32.
<!--[if !supportFootnotes]-->[196]<!--[endif]-->  Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 4. С. 15-26.
<!--[if !supportFootnotes]-->[197]<!--[endif]-->  Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 7-18.
<!--[if !supportFootnotes]-->[198]<!--[endif]-->  Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
<!--[if !supportFootnotes]-->[199]<!--[endif]-->  В среде молодых научных работников среди критериев выбора научного руководителя есть и такой, как “у него легко защититься”. Это означает, что он дает “выгодную” тему, способствует быстрому прохождению по всем этапам диссертационного процесса, не предъявляет особых требований к содержанию диссертации, лишь бы оно соответствовало формальным требованиям и т.п. В этой ситуации научный руководитель никогда не становится учителем, какими бы выдающимися личностными особенностями он не обладал. Его роль строго ситуативна и конкретна, у ученика нет потребности или изначальной установки рассматривать его как образец, идеал для собственного личностного развития, а потому в его глазах он остается лишь средством достижения определенной цели, а не самой целью.
<!--[if !supportFootnotes]-->[200]<!--[endif]-->  См., например: Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М.: Наука, 1981; Gruber H.E. Cognitive psychology, science creativity and the case-study method // On scientific discovery. Dordrecht; Boston; London, 1977. P. 295-322.
<!--[if !supportFootnotes]-->[201]<!--[endif]-->  Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986. С. 147.
<!--[if !supportFootnotes]-->[202]<!--[endif]-->  Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 123-124.
<!--[if !supportFootnotes]-->[203]<!--[endif]-->  Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991. С. 11.
<!--[if !supportFootnotes]-->[204]<!--[endif]-->  Koyre A. Etudes d’histoire de la pensee scientifique. P., 1966. P. 176.
<!--[if !supportFootnotes]-->[205]<!--[endif]-->  Koyre A. La revolution astronomique. P., 1961. P. 9.
<!--[if !supportFootnotes]-->[206]<!--[endif]-->  Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 226.
<!--[if !supportFootnotes]-->[209]<!--[endif]-->  Энгельгардт В. Интегратизм – путь от простого к сложному в познании явлений жизни. М., 1970. С. 19-20.
<!--[if !supportFootnotes]-->[210]<!--[endif]-->  См.: Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 79.
<!--[if !supportFootnotes]-->[211]<!--[endif]-->  См.: Там же. С. 56.
<!--[if !supportFootnotes]-->[212]<!--[endif]-->  Эйнштейновский сборник. 1972. М., 1978. С. 7.
<!--[if !supportFootnotes]-->[220]<!--[endif]-->  Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. М., 1966. Т. 3. С. 623.
<!--[if !supportFootnotes]-->[221]<!--[endif]-->  Цит. по: Паули В. Физические очерки. М., 1975. С. 90.
<!--[if !supportFootnotes]-->[224]<!--[endif]-->  Борн М. Физика в жизни моего поколения. С. 92.
<!--[if !supportFootnotes]-->[225]<!--[endif]-->  Паули В. Физические очерки. С. 50.
<!--[if !supportFootnotes]-->[226]<!--[endif]-->  См.: Там же. С. 46.
<!--[if !supportFootnotes]-->[227]<!--[endif]-->  См.: Борн М. Физика в жизни моего поколения. С. 75.
<!--[if !supportFootnotes]-->[228]<!--[endif]-->  Эйнштейновский сборник. 1972. С. 97.
<!--[if !supportFootnotes]-->[229]<!--[endif]-->  Паули В. Физические очерки. С. 27.
<!--[if !supportFootnotes]-->[231]<!--[endif]-->  Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977. С. 171.
<!--[if !supportFootnotes]-->[232]<!--[endif]-->  Бройль Л. Революция в физике. М., 1965. С. 184-185.
<!--[if !supportFootnotes]-->[233]<!--[endif]-->  Паули В. Физические очерки. С. 48.
<!--[if !supportFootnotes]-->[235]<!--[endif]-->  О формировании принципа дополнительности и применении его в различных науках см.: Бор Н. Избр. науч. труды. Т. II. С. 205, 255, 284, 287, 406-407; Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. М., 1985. С. 176; Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. С. 27, 159, 180-181; Черняк В.С. История. Логика. Наука. М., 1986. С. 174-176.
<!--[if !supportFootnotes]-->[236]<!--[endif]-->  Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. С. 169.
<!--[if !supportFootnotes]-->[238]<!--[endif]-->  Пуанкаре А. Последние мысли. Пг., 1923. С. 88.
<!--[if !supportFootnotes]-->[239]<!--[endif]-->  Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 10.
<!--[if !supportFootnotes]-->[246]<!--[endif]-->  Цит. по: Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. С. 175.
<!--[if !supportFootnotes]-->[247]<!--[endif]-->  Бор Н. Избр. науч. труды. М., 1971. Т. II. С. 398.
<!--[if !supportFootnotes]-->[248]<!--[endif]-->  Цит. по: Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. С. 175.
<!--[if !supportFootnotes]-->[249]<!--[endif]-->  См.: Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. С. 183-184.
<!--[if !supportFootnotes]-->[250]<!--[endif]-->  Цит. по: Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. С. 179-180.
<!--[if !supportFootnotes]-->[251]<!--[endif]-->  Форман – американский историк науки, в 80-х годах – куратор Национального музея истории науки и техники. В качестве главного ассистента Т.Куна в начале 70-х годов принимал участие в большом проекте “Источники по истории квантовой физики”. Значительная часть работ Формана посвящена истории физики первой трети XX в.
<!--[if !supportFootnotes]-->[252]<!--[endif]-->  Дирак П. Величие теории гравитации Эйнштейна // Импакт. 1982. № 1-2. С. 115.
<!--[if !supportFootnotes]-->[253]<!--[endif]-->  Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. М., 1967. Т. IV. С. 145-146.
<!--[if !supportFootnotes]-->[254]<!--[endif]-->  Forman P. Weimar culture, causality and quantum theory 1918-1927 // Historical studies in the phisical science. Philadelphia, 1974. Vol. 3. P. 115.
<!--[if !supportFootnotes]-->[255]<!--[endif]-->  Смирнов В.А. Творчество, открытие и логические методы поиска доказательства // Природа научного открытия. М., 1986. С. 112.
<!--[if !supportFootnotes]-->[257]<!--[endif]-->  Майданов А.С. Искусство открытия. М., 1993. С. 30.
<!--[if !supportFootnotes]-->[258]<!--[endif]-->  Смирнов А.С. Творчество, открытие и логические методы поиска доказательства // Природа научного открытия. М., 1986. С. 101.
<!--[if !supportFootnotes]-->[259]<!--[endif]-->  Майданов А.С. Искусство открытия. С. 31.
<!--[if !supportFootnotes]-->[260]<!--[endif]-->  См.: Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. М., 1957.
<!--[if !supportFootnotes]-->[261]<!--[endif]-->  Ганс Селье. От мечты к открытию: как стать ученым. М., 1987. С. 34.
<!--[if !supportFootnotes]-->[262]<!--[endif]-->  См.: Шульга Е.Н. О герменевтическом подходе в эпистемологии // Материалы международной конференции “Развитие логики в России. Итоги и перспективы”. М., 1997. С. 78-80.
<!--[if !supportFootnotes]-->[263]<!--[endif]-->  Ганс Селье. От мечты к открытию: как стать ученым. С. 43.
<!--[if !supportFootnotes]-->[265]<!--[endif]-->  См.: Шульга Е.Н. Герменевтика в культурно-исторической традиции // Аксиология и историческое познание. Коломна, 1996. С. 113-142.
<!--[if !supportFootnotes]-->[266]<!--[endif]-->  См.: Шульга Е.Н. Проблема “герменевтического круга” и диалектика понимания // Герменевтика. История и современность. М., 1985. С. 143-161.
<!--[if !supportFootnotes]-->[267]<!--[endif]-->  Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992. С. 11.
<!--[if !supportFootnotes]-->[272]<!--[endif]-->  Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. С. 163.
<!--[if !supportFootnotes]-->[273]<!--[endif]-->  Карпушин В.А. Логика и интуиция: их соотношение в получении нового знания // Логика научного познания. М., 1986. С. 27.
<!--[if !supportFootnotes]-->[274]<!--[endif]-->  Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. N. Y., 1962. P. 93.
<!--[if !supportFootnotes]-->[277]<!--[endif]-->  Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1972. С. 72.
<!--[if !supportFootnotes]-->[278]<!--[endif]-->  Maslow A. The psychology of science: A Reconnaisance. N. Y., 1966. P. 123.
<!--[if !supportFootnotes]-->[279]<!--[endif]-->  Можно предположить, что фиксируемые самонаблюдением ученых образы, доходящие до их сознания, – лишь бледная тень и небольшая часть тех образов, которые используются бессознательным мышлением и не осознаются.
<!--[if !supportFootnotes]-->[280]<!--[endif]-->  Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки: Технология научных исследований. М., 1989. C. 98-99.
<!--[if !supportFootnotes]-->[281]<!--[endif]-->  Roe A. The making of a scientist. N. Y., 1953. P. 145.
<!--[if !supportFootnotes]-->[284]<!--[endif]-->  Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. С. 244.
<!--[if !supportFootnotes]-->[285]<!--[endif]-->  Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976.
<!--[if !supportFootnotes]-->[287]<!--[endif]-->  Tweney R.D., Yachanin S.A. Can scientists rationally acess conditional inferences // Social studies of science. 1985. Vol. 15. № 1. P. 156.
<!--[if !supportFootnotes]-->[288]<!--[endif]-->  Мейерсон Ф. Тождественность и действительность: Опыт теории естествознания как введения в метафизику. СПб., 1912. С. 138.
<!--[if !supportFootnotes]-->[289]<!--[endif]-->  Ludlum R. The Rhineman exchange. N. Y., 1974. P. 24.
<!--[if !supportFootnotes]-->[290]<!--[endif]-->  Мейерсон Ф. Тождественность и действительность: Опыт теории естествознания как введения в метафизику. С. 338.
<!--[if !supportFootnotes]-->[291]<!--[endif]-->  Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. N. Y., 1962. P. 157.
<!--[if !supportFootnotes]-->[292]<!--[endif]-->  Mitroff I.I. The subjective side of science. A psychological inquiry into the psychology of the Appolo Moon scientists. Amsterdam, 1974. P. 185.
<!--[if !supportFootnotes]-->[293]<!--[endif]-->  Sagan K. The dragons of Eden. N. Y., 1977. P. 192.
<!--[if !supportFootnotes]-->[294]<!--[endif]-->  Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. P. 107.
<!--[if !supportFootnotes]-->[295]<!--[endif]-->  Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976. P. 72.
<!--[if !supportFootnotes]-->[296]<!--[endif]-->  Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1973. С. 148.
<!--[if !supportFootnotes]-->[297]<!--[endif]-->  Mitroff I.I. The subjective side of science. A psychological inquiry into the psychology of the Appolo Moon scientists. Amsterdam, 1974.
<!--[if !supportFootnotes]-->[298]<!--[endif]-->  Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976. P. 168.
<!--[if !supportFootnotes]-->[299]<!--[endif]-->  Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989. № 10. С. 10.
<!--[if !supportFootnotes]-->[300]<!--[endif]-->  Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 374.
<!--[if !supportFootnotes]-->[301]<!--[endif]-->  Miller A.G. Imagery, metaphor, and physical reality // Psycholgy of science. Contributions to metascience. Cambridge, 1989. P. 333.
<!--[if !supportFootnotes]-->[303]<!--[endif]-->  Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 189.
<!--[if !supportFootnotes]-->[304]<!--[endif]-->  James W. The principles of psychology. Dover, 1890. P. 363.
<!--[if !supportFootnotes]-->[305]<!--[endif]-->  Creativity as a mechanical process // The nature of creativity. Cambridge, 1988. P. 221.
<!--[if !supportFootnotes]-->[307]<!--[endif]-->  Филатов В.П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.
<!--[if !supportFootnotes]-->[308]<!--[endif]-->  В этом, пожалуй, состоит главное отличие “живого” обыденного знания от “личностного знания”, описанного М.Полани. “Личностное знание” результирует преимущественно внутринаучный личный опыт ученого.
<!--[if !supportFootnotes]-->[309]<!--[endif]-->  Perry H.S. Psychiatrist of America. Massachusets, 1982. P. 197.
<!--[if !supportFootnotes]-->[310]<!--[endif]-->  Определенный характер научной деятельности эти особенности закрепляет и, таким образом, она оказывает обратное влияние на психологический склад ее представителей. Например, по серии портретов Ньютона замечено, что “механическое мышление” сильно изменило его лицо, которое отразило поворот к механическому миросозерцанию и к суровой самоцензуре.
<!--[if !supportFootnotes]-->[311]<!--[endif]-->  Manuel F.E. A portrait of Isaak Newton. Harvard, 1968.
<!--[if !supportFootnotes]-->[312]<!--[endif]-->  Holton G. The thematic component in scientific thought. Cambridge, 1978. P. 102.
<!--[if !supportFootnotes]-->[313]<!--[endif]-->  Tolman E.C. Principles of purposive behaviour // Psychology: A study of science. N. Y., 1959. Vol. 2.
<!--[if !supportFootnotes]-->[314]<!--[endif]-->  Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. С. 208.
<!--[if !supportFootnotes]-->[315]<!--[endif]-->  Jason G.L. Science and common sence // Journal of critical analysis, 1985. Vol. 8. № 4.
<!--[if !supportFootnotes]-->[316]<!--[endif]-->  Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989. С. 36.
<!--[if !supportFootnotes]-->[317]<!--[endif]-->  Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975. С. 231.
<!--[if !supportFootnotes]-->[318]<!--[endif]-->  Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976. З. 178.
<!--[if !supportFootnotes]-->[319]<!--[endif]-->  Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976.
<!--[if !supportFootnotes]-->[320]<!--[endif]-->  Nisbett R., Ross L. Human inference: Strategies and shortcomings. New Jersey, 1980.
<!--[if !supportFootnotes]-->[321]<!--[endif]-->  Лук А.Н. Психология творчества. М., 1979.
<!--[if !supportFootnotes]-->[322]<!--[endif]-->  Гилберт Дж., Малкей М. Открывая ящик Пандоры: Социол. анализ высказываний ученых. М., 1987.
<!--[if !supportFootnotes]-->[323]<!--[endif]-->  Gerlach W. Otto Hahn : 1879-1968. Ein Forscherleben usserer Zeit. Stutgart, 1984.
<!--[if !supportFootnotes]-->[324]<!--[endif]-->  Martin R.P., Curtis M. Consultants' perceptions of causality for success and failure of consultation // Professional psychology, 1981. Vol. 12. № 6.
<!--[if !supportFootnotes]-->[325]<!--[endif]-->  “Локус контроля” – введенное Р.Роттером понятие, обозначающее свойственное каждому человеку обобщенное и достаточно устойчивое представление о том, насколько люди свободны в своих поступках и независимы от внешних обстоятельств. Люди, имеющие внутренний “локус контроля”, – “интерналисты” – убеждены в том, что человек сам создает свою судьбу и мало зависим от внешних обстоятельств. “Экстерналисты”, которым свойственен внешний “локус контроля”, напротив, считают все происходящее с человеком результатом внешних воздействий.
<!--[if !supportFootnotes]-->[326]<!--[endif]-->  Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. N. Y., 1962.
<!--[if !supportFootnotes]-->[327]<!--[endif]-->  Mitroff I.I. The subjective side of science. A psychological inquiry into the psychology of the Appolo Moon scientists. Amsterdam, 1974.
<!--[if !supportFootnotes]-->[328]<!--[endif]-->  Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. N. Y., 1962. P. 174-175.
<!--[if !supportFootnotes]-->[330]<!--[endif]-->  Подчеркнем, что в процессе психологического исследования позицию наблюдателя занимает не только исследователь, но и испытуемый. Он, в частности, наблюдает действия экспериментатора, стремится понять его намерения, цели и общий замысел исследования, в котором участвует.
<!--[if !supportFootnotes]-->[331]<!--[endif]-->  Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 2.
<!--[if !supportFootnotes]-->[332]<!--[endif]-->  Отсюда, в частности, проистекает в целом гипертрофированная, но отчасти обоснованная идея о том, что, для того, чтобы понять, скажем, австралийцев, надо быть австралийцем, чтобы понять женщин, надо быть женщиной, чтобы понять католиков, надо быть католиком и т.д., имеющая под собой вполне очевидный факт: если Вы являетесь, предположим, женщиной, Вы многое можете узнать о психологии женщины путем простой интроспекции.
<!--[if !supportFootnotes]-->[333]<!--[endif]-->  В психологии они практически отождествляются, поскольку социальное восприятие рассматривается как осмысление ( объяснение ) социальных объектов, обладающее всеми атрибутами мышления.
<!--[if !supportFootnotes]-->[334]<!--[endif]-->  Wyer R.S., Srull T.K. Understanding social knowledge: If only data could speak themselves. Morristown, 1988.
<!--[if !supportFootnotes]-->[336]<!--[endif]-->  Эйнштейн А. Собр. науч. трудов. М., 1967. Т. 4. С. 200.
<!--[if !supportFootnotes]-->[337]<!--[endif]-->  Holton G. The thematic component in scientific thought. Cambridge, 1978. P. 103.
<!--[if !supportFootnotes]-->[338]<!--[endif]-->  Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1974.
 
 
Назад Вперед


Источник: www.philosophy.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map