Российская Академия наук Институт философии
В.В.Лазарев
Этическая мысль в Германии и России. Кант-Гегель-Вл.Соловьев
Москва 1997
Оглавление
Введение 3
Глава I. Этика долга. Полемические моменты между Кантом и Гегелем 11
Этика долга. Кант 11
Гегелевская критика этики Канта 21
Абсолютизм и релятивизм в этике 29
Полемические моменты между Кантом и Гегелем 33
Глава II. К преодолению отвлеченных начал. Вл.Соловьев 39
Путь к синтезу у Вл.Соловьева 39
Чистота добра и полнота добра 42
Критика гегелевской критики Канта. 46
Предмет и цель действий. От формальной этики к содержательной 49
Совесть и переход от морали к нравственности 52
Глава III. Добро и истина 56
Добро должно быть разумно обосновано 56
Разум должен быть нравственным 58
Отвести глаза убийце 60
Глава IV. Нравственность и лично-общественная среда 64
Солидарность и индивидуализм 64
Против гипнотиков индивидуализма и коллективизма68
Единство личной и общественной нравственности. 70
Соборность 71
Жертвование своим эгоизмом и самоутверждение 75
Уточнение Соловьевым смысла самоотрицания. Условия для нравственного закона. 78
Видимость самоутраты 80
Глава V. Зло и проблема монизма в этике 84
Не всякое единство – благо, не всякая разделенность - зло 84
Одержимость злом. О трагедии “Моцарт и Сальери”87
Сорвать маску с антихриста 90
“В истории философии, вероятно, еще не было столь противоположно мыслящих философов, как Вл.Соловьев и Кант”. 92
Глава VI. История и нравственность. 99
Альтернатива морализаторству – имморализм? 99
Добро и зло в истории: диалектика? компромисс?. 104
Воздвигнутую на зле гармонию русская мысль не приемлет 110
Глава VII. Проблема преодоления зла 116
“Нечувствие зла” у В.Соловьева 116
В любви к добру нужна зрелость. 119
Превращение актуального зла в потенциальное 124
Глава VIII. Нравственный прогресс и совершенствование у Гегеля и В.Соловьева 128
Вопрос о месте нравственности в прогрессе 128
Вопрос о прогрессе самой нравственности 131
Совершенствование как форма прогресса в нравственности. 136
Глава IX. Развитие нравственного сознания из элементарной общности 142
Семья 142
О воспитании в семье и выходе из нее. 144
Возвышение над природной общественностью 147
Семья и нравственное развитие 150
Семейный строй как опора государственного строя 155
Глава X. О единстве в распаде. Проблема нравственности в гражданском обществе 159
Кант о гражданском обществе 159
Двойственная природа гражданского общества и выбор точки зрения на него 161
Под вопросом принцип всеобщности. 165
Объяснение эмпирической множественности и спекулятивное преодоление обособленности. 170
Гражданское общество в системе целого и само по себе. 173
Гражданское общество не безусловно необходимо 177
Глава ХI. Государство и нравственность 182
Вопрос об истинности государства и его нравственности 182
Государство и гражданское общество 185
Государство – “земное божество”?. 188
О вере в Россию 198
Глава XII.Общности и этическое сознание в них. Философская форма общинного сознания201
Патриотизм и космополитизм. 201
О национальном и сверхнациональном. 206
Непосредственные и опосредованные связи. 208
Органическое воззрение: народно-общинное и философское 211
Механическое мышление и его носители 214
Глава XIII. К этическому освоению философии Гегеля 216
Отношение В.Соловьева к философии Гегеля. Чуткость к восприятию органичности и нравственности в ней 216
К постижению философии Гегеля через его этику. 219
Немецкий дух в Гегелевой системе. 221
Ограниченность гегелевской философии истории. Гегель и Россия 223
Добро не должно поглощаться рациональностью 229
Глава XIV. Нравственный характер русской идеи 237
Нравственный универсализм 237
Русская идея как всемирная. Россия и Европа 241
Триединая формула у В.Соловьева 245
Сложная структура нашего национального самосознания 248
Религиозная идея и русская идея. 253
Всемирно-историческое призвание России – не привилегия, а обязанность 257
Примечания 263
Источник: philosophy.ru.
Рейтинг публикации:
|