С другой стороны: вам нужно увеличить кредитный мультипликатор? Какие проблемы? Бросайте в его топку новое ликвидное имущество. Именно имущество! А не ваши "обязательства". Россияне, приватизируйте свои леса, недра. Украинцы, - землю сельхозназначения. Белорусы, - свои неразворованные заводы. (Ведь вы же так и не научились сжигать в топке мультипликатора практически неограниченный труд, как нищие китайцы. Или "обещания", как богатые американцы. Поэтому сжигайте реальные, невосполнимые ресурсы.) Вы и глазом моргнуть не успеете, как ваш мультипликатор развернется до невообразимых величин, и вас будут ждать 3-5 лет сказочного процветания и космического роста ВВП. Пока это топливо "догорит" и через небольшой "процент" неторопливо и надежно перейдет в собственность источника финансирования. Но все это время кредиты будут течь рекой.
И плевать, какая у вас там денежная база (хоть "два рубля"), только успевайте снижать требования к резервам комбанков. В любом случае, оттюнингованный Мерседес будет у каждого бомжа.
Правда, через эти 3-5 лет из под вас, рывком, "как скатерть из под накрытого стола", выдернут вашу страну. Аккуратно выдернут. Даже рюмки не попадают. И станете вы со своим ржавым Мерседесом наемными рабами в уже не принадлежащей вам стране выпрашивать хоть какой-нибудь кредитик, чтобы не сдохнуть. А под что его вам давать? Под ваши красивые глаза? Или Ваш, теперь уже бесплатный "труд"? Увы. Ничего личного. Только бизнес.)
3): В качестве огнетушителя, для снижения "градуса" истерии о "недо-монетизации", давайте рассмотрим показатели достаточности денежной массы в экономике.
Страна
|
Уровень монетизации экономики. М2/ВВП*
|
Капитализация рынков (по компаниям, включенным в листинг).
% к ВВП**
|
Доля наличных денег в агрегате М2 на 01.01.2009. (М0/М2)х100%
|
Денежный мультипликатор на 01.01.2009, М2/МВ*
|
Украина
|
0,46
|
14
|
30,2
|
2,7
|
Казахстан
|
0,26
|
24
|
17
|
3,0
|
Литва
|
0,39
|
8
|
19.7
|
3,4
|
Латвия
|
0,38
|
5
|
17,1
|
2,8
|
Эстония
|
0,50
|
8
|
8
|
3,6
|
Чехия
|
0,69
|
23
|
13,9
|
6,0
|
Венгрия
|
0,51
|
12
|
15
|
4,6
|
Япония
|
1,41
|
66
|
9,9
|
8,0
|
Швейцария
|
0,92
|
177
|
8,3
|
6,6
|
США
|
0,52
|
83
|
10,0
|
4,9
|
Великобритания
|
0.77
|
70
|
4,3
|
4,3
|
Зона евро
|
0,88
|
38
|
8,9
|
7,0
|
Китай
|
1,46
|
65
|
7,2
|
2,9
|
Аргентина
|
0,16
|
16
|
45,4
|
1,7
|
* Рассчитано на основе данных Центральных банков соответствующих стран, размещенных на их официальных сайтах в Интернет.
** Данные Всемирного банка, www.worldbank.org.
Таб. 2. Основные показатели денежной сферы и капитализации рынков в различных странах в 2009 году.
Не правда ли, господа аналитики, забавно смотрится "разительный контраст" между монетизацией США и, например, Украины? Ну а о сидящих в ЕС "развитых" и "свободных", прибалтийских экономических "тиграх" я даже боюсь заикнуться. Наверное и США из той же когорты? Для пущего удовольствия выдеру еще из контекста фразу об "уровне монетизации".
"...данный чисто количественный подход не позволяет оценить качество денег в экономике, которое влияет на степень их достаточности."
И, кстати, что особенно веселит. И эти цифры ни в коем случае нельзя пропустить: Наших "аналитиков" ничуть не смущает тот факт, что уровень монетизации экономики России во времена, когда "Геракл" совершал свои подвиги (Геращенко, с его самым быстрым восстановлением. Цитата выше.) был самым провальным по уровню монетизации. М2 к ВВП тогда упало до 0,12э
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
М2, среднегодовая (млрд.руб.)**
|
413.9
|
584.15
|
934.5
|
1383.5
|
1837,55
|
2673,6
|
3788
|
5204
|
7520,25
|
11133,95
|
13382.65
|
ВВП номинальный (млрд. руб.)**
|
2629.6
|
4823.2
|
7305.6
|
8943.6
|
10830.50
|
13243.20
|
17048.10
|
21625.40
|
26903.50
|
33111.40
|
41668.00
|
Уровень монетизации экономики (М2/номинальный ВВП)
|
0.16
|
0.12
|
0.13
|
0.15
|
0.17
|
0.20
|
0.22
|
0.24
|
0.28
|
0.34
|
0.32
|
Темп экономического роста
(% увеличения реального ВВП)*
|
-5,3
|
3,2
|
10,0
|
5,1
|
4,7
|
7,3
|
7,2
|
6,4
|
7,7
|
8.1
|
5,6
|
Уровень инфляции (% прироста индекса потребительских цен)*
|
84,4
|
36,5
|
20,2
|
18,6
|
15,1
|
12
|
11,7
|
10,9
|
9.0
|
11,9
|
13,3
|
Капитализация рынков по листингуемым компаниям
(% к ВВП)***
|
8
|
37
|
15
|
25
|
36
|
53
|
45
|
72
|
107
|
117
|
82
|
* Данные Банка России, http: www.cbr.ru.
** Данные Федеральной службы государственной статистики, http; www.gks.ru.
*** Данные Всемирного банка, http: www.worldbank.org.
Таб. 3. Уровень монетизации экономики в России
Ребята, вы уж выберите что-нибудь одно. Либо никакого быстрого восстановления при "Геракле" быть не могло (так как уровень "монетизации" был рекордно низким), либо спетая вами патетическая соната о "недомонетизации экономики" не стоит выеденного яйца.
Недо-монетизация и отраслевой дисбаланс.
Ей богу, будь моя воля, я бы за эту "бесиловскую" сказочку под название "мало денег" по губам бы давал "экономистам" за бездумное ее повторение. Причем не потому, что она "неверна", а потому что от своего болезненного нежелания "думать" они создают неверную картину причинно-следственных связей и вводят людей в заблуждение. Причем в массовом порядке, а такая дезинформация должна быть наказуема.
Это стадо "аналитиков" путает смыслы и понятия, не разбирается в размерностях и искажает причинно-следственные связи до полного бардака в рассуждениях. С одной стороны они формально правы. Экономика недомонетизирована. Но к росту кредита (мало денег) это не имеет ровным счетом никакого отношения. Чтобы пояснить эту, кажущейся абсурдной мысль, приведу такой пример.
Мой отец многие годы уезжал в многомесячные командировки "на севера". Кочевал с ноутбуком настраивать газоперекачивающие станции. Так вот, недомонетизированная экономика там выглядит просто, очевидно и наглядно. Стоит где-нибудь в тайге или лесотундре один фрагмент "экономики" — ГПС (газоперекачивающая станция: Перегребная, Ивдель, Октябрьская, Тарко-Сале, Тобольск...). Этот фрагмент "перемонетизирован" до предела. В то же время вокруг расстилается бескрайняя "недомонетизированная" экономика нищеты. Которая живет своим, непересекающимся с ЛПУ МГ (Линейно-производственное управление магистральных газопроводов) миром на грани выживания. Это не "одна" экономика. Это две параллельные "невзаимопроникающие" друг в друга экономики. Между ними нет (или почти нет) каналов, которые бы позволяли деньгам перетекать из одной в другую. (Шкурку песца можно и за бутылку водки купить. Вот и все "взаимопроникновение").
И, по-сути, такая структура построена во всей России. Существует небольшое количество невероятно "перемонетизированных" экспортно-ориентированных отраслей бройлеров, окруженных морем недомонетизированных "дистрофиков" (действительно национальной экономики).
Как отреагирует нормальный, вдумчивый человек, которого спросят, "недомонетизирована" или "перемонетизирована" данная экономика в целом? Нормальный человек ответит, - "это разбираться надо. Смотря где. Усреднение температуры больных в тифозной палате ни о чем не скажет. У половины +40, у половины комнатная. А в результате может выйти 36,6."
А как ответит "экономист" Калиты-Финанс? Экономист забьется в истерике про "мало (или много) холодных (или горячих) денег".
Теперь вдумайтесь в то, что они советуют в качестве решения проблемы. "Добавить денег. Увеличить кредитование."
Все то это верно и правильно. Вот только если б вы еще задумались, а сработает ли ваш совет в условиях открытой РЫНОЧНОЙ экономики? Да еще и находящейся в режиме внешнего валютного управления. И вовсе не нужно быть титанами ума, для того, чтобы понять, что кредитование это только небольшая и ничего не решающая часть проблемы... Для того, чтобы стало ясно, что Вы "копаете не там"... достаточно задать самому себе всего лишь два простых но важных вопроса.
1) Как Вы думаете, кому выдадут кредиты коммерческие банки? Неплатежеспособному и неприбыльному "дистрофику", который и без того сидит на подсосе и даже проценты платить не в состоянии? Или отрасли "бройлеру"?
2) Как Вы думаете, даже если каким-либо "силовым" решением выдать целевые кредиты "дистрофикам", - исправит ли это существующий отраслевой перекос в единой экономике России навсегда? Или просто "оттянет конец дистрофикам" еще на месяц, два.... год? После чего дистрофиков нужно будет снова безнадежно кредитовать, либо снова заказывать панихиду.
Поэтому нет и не может быть такого понятия как "недо- пере-монетизированная экономика". Так как экономика в условиях ценового баланса взаимозависимых отраслей(!) будет работать как часы при любом(!) количестве денег в ней. Хоть миллион, хоть 100 миллиардов. Будет происходить только пропорциональное изменение количества нулей в отраслевых "ценниках". (Есть, конечно, порог снизу, который ограничивается технической возможностью проведения платежей. Иначе гипотетически можно и "одним рублем" проводить все платежи страны. При трех "если". Если делать это достаточно быстро, если платежи не разнесены во времени, и если никакая "редиска" не выхватит этот "рубль" из оборота в свою "прибыль".)
А у нас имеется только "несбалансированная" экономика.
Если хотя бы одна из отраслей (в особенности ,критически важная) начинает задирать цены на свою продукцию, то вся остальная экономика тут же становится "недомонетизированной". Так как при новом уровне цен "одной из отраслей" технологические циклы всех остальных уже не могут быть замкнуты.
Рис. 13. Круговорот ресурсов и платежей
Поэтому если Вы хотите в действительности исправить ситуацию в экономике страны, нужно резать "неприкосновенную, священную корову", - свободу ценообразования всех субъектов экономики. Причем я подчеркну, не каких-то "отдельных монополистов", а всех без исключения, иначе порядка в народном хозяйстве вам не навести.
Хочешь зарабатывать? Вот тебе отпускная цена твоей продукции, находящаяся в ценовом балансе с остальными субъектами экономики. Работай и зарабатывай. Что? Мало? Хочется "прибыли"? Пардон, но всем хочется. Если ты поднимешь цену, а остальные нет, то чего они должны оплачивать твою жадность? А если поднимут все одновременно, так что изменится, кроме цифр? Поэтому работай и не тявкай. Если будешь работать некачественно и твоя продукция не будет раскупаться — тебе снизят расценки. Если рынок насыщен аналогичной продукцией — тебе опять же снизят расценки. Если ты совсем плохо работаешь, то отлучат от производства, да еще впаяют штраф, за испорченное сырье.
Что? Недемократично? А демократично, когда ты, манипулируя ценами, перекачиваешь (с переменным успехом) чужой доход в свой карман? Демократично, когда ты организовываешь бессмысленные "производства", которые не нужны обществу и приводят к его деградации и (или) нерациональному сжиганию ресурсов. Демократично, когда жрущие как саранча стада твоих необразованных, ничего не производящих "менеджеров" составляют население городов-миллионников? Демократично, когда деревня ничего не производит и вымирает, опять же, благодаря тому, что "ты", как перекупщик, организовал успешную посредническую контору убивающую сельское хозяйство на корню? Ведь сам ты никого не убивал. Ты просто вклинился между производителем и переработчиком, навязав свою цену.
Когда "вы", господа экономисты, рассматриваете "прибыль" как личное дело хозяйствующего субъекта, вы не понимаете, что эти лишние "20%" в цене — это вовсе не его личное дело.
Почему? Потому что увидеть негативную роль прибыли, рассматривая только один, "микроэкономический" элемент мозаики, невозможно. (Там только невинные "20% навара" и ничего больше.)
Суть и вред "микроэкономической" прибыли можно увидеть только рассматривая всех субъектов экономики как "макроэкономическое единое целое", как единый организм в балансе и взаимодействии между ними. Любые другие рассуждения для "открытых микроэкономических систем" в отрыве от окружающих их условий, взаимодействий и закономерностей вырождаются в бессмыслицу. Не может быть "прибыли" в каком-то одном органе цельного организма. Может быть только пропорциональный рост всего организма и именно это есть единственная и настоящая "прибыль" в экономике. А если она есть только у отдельного "органа", то это опухоль, живущая за счет остальных и подлежащая удалению.
Да. Чисто технически, в открытой экономике прибыль возможна. Но для этого вы должны быть "метрополией", окруженной многочисленными "колониями", в которых, собственно, и будет создаваться материальная "прибыль", покрывающая вашу "финансовую". И эта финансовая прибыль будет в точности равна материальному убытку другой экономики. (Причем принцип замкнутости экономики в этом случае все равно не нарушается. Просто границы рассматриваемой "макроэкономики" расширяются на всю охватываемую вашими торговыми обменами область.)
У вас такие колонии есть?
Если нет, то в таком случае вы, опять таки, должны рассматривать свою экономику как "замкнутую". И все ее внешние обмены должны быть равноправными со всеми торговыми партнерами. Так что здесь "микроэкономической" прибыли тоже нет. Обычный обмен. Если возникают неустранимые профициты платежного баланса, иили рабочая сила стремится в какую-то одну из стран, значит в ней нужно снижать цены. (В данном случае я говорю о равновесных обменах между экономиками, а не о вариантах финансовой агрессии и "ассиметричных ответах" на нее по типу китайского.)
Изолированных макроэкономических систем на практике конечно же не бывает. Но главное — понимать принципы. В голове должны сидеть "точки привязки сознания", относительно которых можно определять "что такое хорошо и что такое плохо". Не имея такого детского стихотворения, написанного для экономистов, вы всегда будете аморфно недееспособны и никогда не сможете ответить на простые вопросы.
А как надо? А к чему нужно стремиться? "Таргетирование"? Для чего? (Только доводите аргументацию до конца и честно, не останавливаясь на пороге благоглупостей о стабильности.) Чего вообще нужно добиваться? Баланса отраслей? Дисбаланса? Самодостаточной экономики? Или зависимой? Управляемой? Тогда кем и в чьих интересах? Неуправляемой? Зачем?... Имея осмысленные критерии оценки (если хотите "идеологическую базу"), вы получаете работоспособный скелет, на который можете опираться при решении практических задач. Вы никогда не достигнете "идеальной цели", но, по крайней мере, вы будете видеть направление. У вас будет работающий компас, а не хаотично вращающаяся стрелка. Дальше уже ваше дело решать куда вам идти - на "север или юг". Но он у вас хотя бы будет. В противном случае вы всегда обречены пользоваться "уравнением Фишера", которое безошибочно утверждает, что стоимость товара равна деньгам, за него уплаченным. И все закончится очередной болтовней про "денег мало"... "денег много"... Это все пустозвонство, так как вы не даете критериев оценки и не понимаете, что деньги - это только способ делить созданное. Но сами они ничего не создают.
Простым увеличением предложения денег (в рыночной(!) экономике) ситуация не может быть исправлена в принципе. Это временная подпорка. В любом случае "положительные обратные связи" рыночной экономики будут приводить только к еще большей монетизации и без того перемонетизированных секторов. "Деньги пойдут только к деньгам", а не в "полуживые колхозы". Для реальной коррекции дисбалансов нужно перекраивать отраслевые ценники внутри национальной экономики. А возможно ли это "демократическим", несиловым путем в рыночной экономике, где каждый собственник сам устанавливает свои цены? Нет. И в этом легко убедиться, задумавшись над вопросами типа "а для чего внутри стран существуют антимонопольные комитеты?". Или, в международном смысле, "а почему сейчас ведутся войны между странами?".
Да, да. Всего лишь для контроля над ценами. Когда потребности в реальных ресурсах есть, а встречные потоки других ресурсов идут с неадекватными ценами. Добровольный обмен тормозится и начинается "недобровольный".
После того, как "одна из отраслей" поднимает цены, - количество денег, требующееся для бесперебойной работы всей остальной экономики, возрастает многократно. Причем, для коррекции возникшей флуктуации эти (требуемые) деньги должны "каким-то образом" целенаправленно попасть именно в те отрасли, которые опоздали с повышением цен. А существует ли такой механизм целенаправленных вливаний в рыночной экономике? Разумеется нет.
Все это вынуждает другие отрасли либо деградировать; либо входить в заведомо невозвратные долги; либо также задирать цены, т.е. пытаться соответствовать новому балансу цен. В условиях "замкнутой экономики" это мгновенно проявляется в виде инфляции цен (и одновременно недостатка денег), но в "открытой" этого столь наглядно не видно. Экспортно-ориентированным бройлерам попросту плевать. Они образуют свою собственную изолированную экономическую нишу. А внутренне-ориентированные "дистрофики" строят свою, живя на подачки от "бройлеров". (И единственный канал связи между ними это "дохлый песец и бутылка водки".)
"Экономистам" меряющим "среднюю температуру по больнице" не понять, что заливанием кредитной ликвидностью "вообще" Эту проблему не решить. Так как перед нами не одна, а, по сути, РАЗНЫЕ и практически "НЕ СООБЩАЮЩИЕСЯ" между собой экономики на одной территории. Тут хоть застрелись, но чтобы оживить внутреннюю экономику, импорт ширпотреба нужно отсекать невзирая на сопутствующие потери. Причем, если импорт конечной продукции убивает собственную страну здесь и сейчас, заставляя ее деградировать, то экспорт сырья убивает ее будущее. (Когда кончится сырье, восстанавливать производства будет уже незачем)
Вообще-то, реальное решение проблемы элементарно. Попросту "дать по башке" зарвавшейся отрасли и сохранить целостный, работоспособный механизм ведения хозяйства.
Разумеется, нужно держать в голове, что "силовое" снижение "рентабельности" какой-либо отрасли в условиях открытой настежь экономики приведет только к ускоренному вымыванию ее продукции из страны, но товарного насыщения (внутри страны) не наступит. Хотя существуют некоторые механизмы (вроде пошлин), но их использование также связано со множеством недостатков. Полумерами тут не обойтись. Хоть это трудно и даже опасно для страны, но таможенную границу нужно закрывать и все международные обмены осуществлять осмысленно и только в необходимых для страны объемах. Вот только "с бухты-барахты" закрыть тоже не получится по описанным выше причинам. Нужна реальная власть и возможность подавить сопротивление оборзевшего "бизнеса". Страну надо подготовить, а это целый комплекс проблем. Для решения которых нужен длительный интервал стабильности в экономике. Вот для него и подходит "занижение курса", как временный и "относительно мирный" способ, позволяющий изменить структуру экономики, перевооружить армию, построить дееспособную (а не парализованную "балансом сил" лебедя, рака и щуки) систему управления страной. Будет ли это реализовано, или превратится в обычную вакханалию воровства, я не знаю. Я говорю только о "возможностях" и подходящих для этого "инструментах".
Самое смешное, что даже если эта (пришибленная по башке) отрасль окажется "ущемлена" в своей тактической, сиюминутной "прибыли", она (как и все остальные) все равно окажется в выигрыше в "стратегической", так как количество произведенной потребительской товарной массы окажется существенно больше именно в режиме максимального согласования "каскадов" производства. И, "потеряв в прибыли", она выиграет "в ценах" при покупке произведенных товаров.
Но, как Вы понимаете, это "не наш метод". Неприменим для "рыночной экономики". Ведь для этого государство обязано контролировать цены производителей, постоянно ведя таблицу корректировок цен и путем их изменения добиваться некоей, пропорциональной, изначально сформулированной и одобренной обществом структуры национальной экономики.
"Экономисты" отказывают государству в праве и умении вести осмысленную ценовую политику (рынок все разрулит). Гениальной способностью "поднять цену при снижении складских запасов" обладает только стихийный капиталист с образованием в три класса. Но никак не специально обученный государственный управленец с тремя высшими.
Тем более, у управленца еще может хватить наглости и глупости следить за "неснижением" уровня складских запасов. А это уже не бизнес-мышление. Грамотный и честный чиновник - это же натуральный диверсант, подрывающий "прибыль". "Основу" развития бизнеса.
(Да, да, знаю. Все чиновники воры и взяточники. Но нет, господа "экономисты". Взяточники не чиновники. А вот те самые "бизнесмены" с тремя классами образования, сидящие на их месте. И для того, чтобы отсортировать одних от других нужно сделать элементарнейшее действие. Обеспечить чиновников всем необходимым, одновременно юридически запретив владеть собственностью. Лишить их как и офицеров паспорта... ну и "идентификационного кода". Только служебное удостоверение. Тебе нужно жилье? Вот тебе квартира. Но она не твоя. Хочешь мобильник? Держи! Но он не твой. Автомобиль? Только скажи какой, вон в госгараже десяток стоит. Садись и едь. Икру на завтрак? Получи. Все что съешь, - считай приватизировал. Счет в банке? Пардон, без паспорта не открывают, да и тебе нельзя. Денег? На карманные, оперативные расходы, - конечно, вот тебе кредитка, но помни, что на ней не твои деньги. А так.... ты скажи что тебе надо, - я принесу, говорит государство и навязчиво напоминает про хвосты в зачетке с предыдущей переаттестации. И какой "бизнес" на такое пойдет? А вот чиновник без кавычек, как и настоящий офицер, - легко. Это ведь действительная элита общества из высокообразованных бессеребренников. Попасть в ее состав необычайно трудно. Лезть туда, чтобы что-то украсть? Или получить взятку? Абсурд. Да и что с этим делать? А вылететь, это и позор и жизнь с нуля. И в такой среде еще неизвестно, чья честь будет дороже. Офицерская или чиновничья? "Колбасники" и "лавочники" конечно не поймут, как не смогли понять "тирана всех времен и народов" после которого осталась только подшитые валенки, шинель и великая страна. Ну да это не беда.)
Итак: Если Вам удалось "увидеть", что проблемы "недомонетизации" заключаются вовсе не в общем количестве денег (которое может быть практически любым, в рамках используемой технологии расчетов.), а именно в их неравномерном распределении по отраслям, то Вам будет несложно придумать различные корректирующие механизмы для их перераспределения.
При "выборе" таких механизмов важно понимать, что для устойчивой экономики, при осуществлении подобного "перераспределения" методом займов нельзя бесконечно накапливать "долг". Иначе в любом случае, рано или поздно, наступит время дефолта по этому долгу, либо коллапс системы расчетов. Поясню для примера:
Если одна из отраслей, в результате "гениальной ценовой политики" ее руководства, имеет устойчивый во времени профицит, то нельзя у нее "занять денег" для того, чтобы дать их в долг отраслям, испытывающим дефицит. В надежде, что заемщик оживет. Не оживет. Подобный шаг только замаскирует проблему на короткое время и, в конечном счете, ухудшит его состояние. Так как он будет вынужден и далее брать увеличивающиеся объемы кредитов и платить растущие по ним проценты. Корректировать нужно "гениальность" успешной отрасли. Несмотря на визг указать ей ее уровень цен.
Поразмышляйте также. Возможно ли снижение цен в экономике, в которой используемая обществом в расчетах денежная масса отягощена при своем появлении долгом? (Образуется как "кредит".) Сможет ли заемщик возвращать взятый ранее кредит при пониженном масштабе цен на свою продукцию?
Центробанк, ликвидность и положительные обратные связи в экономике
И если у Вас уже есть сложившиеся ответы на данные вопросы, поговорим немного о возможной роли Центробанка в достижении отраслевого баланса в экономике страны.
Подумайте над таким вопросом. Может ли Центробанк исправлять перекосы между отраслями своей "правильной" или "неправильной" политикой?
Увы нет. И говорю я это не от большой "любви или ненависти" к их политике, а просто рассматривая "инструменты", которыми они владеют.
Все инструменты Центробанка (ставки, требования к резервам, валютные интервенции) могут лишь регулировать "общий уровень" в бассейне ликвидности. Но он совершенно неспособен гасить возникающие на поверхности "стоячие волны" дисбаланса. Центробанк может только гонять уровень "воды" в бассейне по высоте, но никоим образом он не может выровнять денежный перекос, возникающий между охваченными положительными обратными связями отраслями.
Да, Центробанк может вести глупую или предательскую политику, опустив уровень ликвидности до того, что под некоторыми "отраслями" обнажится "дно". Или наоборот, утопив всех в инфляции. Но исправлять отраслевой дисбаланс он не может никак. "Гонять уровень ликвидности по высоте" — это все, на что он способен.
Теперь давайте рассмотрим "Государство". Может ли оно выравнивать перекосы между отраслями?
Мало того, что может. Но это и должно быть наипервейшей из его обязанностей. И инструментов для выравнивания у него "выше крыши" (Налоги, сборы, акцизы, лицензии, штрафы, предписания, квоты... И все они охватывают систему "Отрицательными Обратными Связями"). Плюс свобода в поиске и разнообразии этих инструментов.
- Кто сказал и доказал, что "невидимая рука" сама все отрегулирует? И чего "в супе не хватило" для бескризисной жизни?
- Кто сказал, что государство не должно вмешиваться в рыночную (или любую другую) экономику? А кто тогда?
- Кто сказал, что своим вмешательством государство сделает только хуже?
Таким образом, мы видим, что Центробанк и государство работают в "ортогональных плоскостях". Центробанк может эффективно регулировать "высоту уровня в бассейне ликвидности", а государство своим инструментарием может (И должно!) не менее эффективно выравнивать вспухающие "стоячие волны" между отраслями. (дисбалансы возникающие "на горизонтальной поверхности в бассейне ликвидности").
Рис. 14. Для образного восприятия "стоячая волна".
Скажите. Если Вы начинаете наблюдать вот такую картину в распределении ликвидности по Вашей экономике, когда одна отрасль, охваченная положительной обратной связью начинает самоускоряющееся развитие, за счет "стягивания одеяла" с остальной части экономики, каковы будут Ваши действия?
1) Вы можете подлить немного воды ликвидности в бассейн. Это поможет на некоторое время (если конечно лить будете в "бассейн" а не в "кредитоспособную отрасль") остальной экономике и одновременно ускорит рост распухающей отрасли.
2) Вы можете отсечь ее доходы, срезая прогрессивными налогами верхушку и порождая нелинейности в системе. (равномерные налоги не приведут к перераспределению)
3) Вы можете "занять" у отрасли и вернуть ликвидность в бассейн. Но уже в долг, на время и под проценты. Через некоторое время скорость роста отрасли только увеличится.
4) Вы можете ввести отрицательную обратную связь навязывая вспухающей отрасли пониженный уровень цен на ее "продукцию".
Я не знаю как в "экономике". А у грамотного разработчика линейных усилителей последний вариант является оптимальным. В динамиках на выходе усилителя не появятся хрипы нелинейностей. АЧХ останется ровной. Диффузоры не будут порваны. Выходные каскады не окажутся пробиты или выжжены. Устройство получается стабильным, надежным и "прозрачным". Как реагируют экономисты на подобную "физиократию"? Увы, кроме "навешивания ярлыков" и песен общего плана о "великой и харизматичной экономической науке, которая недоступна обыкновенным смердам" я пока ничего не слышал.
Ну да бог с ними. Зададимся вопросом - а может ли государство также регулировать и уровень "в бассейне"?
Да, разумеется. Причем совершено без проблем. "Искусственное правило" о том, что этим должен заниматься исключительно "независимый Центробанк", мало того что "надумано", но и не несет за собой НИКАКОЙ вразумительной аргументации. Этот идиотизм был придуман и навязан на шею государству исключительно с целью реализовать возможность "Внегосударственного" управления страной. Как постоянную угрозу стабильности, с которой нужно считаться и всегда согласовывать с ней свои действия.
Управлять страной "независимый Центробанк" чисто технически не может. Но напакостить, помочь разворовать(через трансграничную канализацию), развалить систему хозяйства и расчетов, раскачивая уровень ликвидности, - элементарно. И при этом еще и останется безнаказанным.
Уже одно только это соображение не оставляет сомнений для любого вменяемого человека, что Центробанк не может, не имеет права быть "независимым". Он не только обязан быть на 100% "зависимым", но и жизнь у его чиновников должна быть собачья. Никакой личной жизни. Никакой приватности, "тайны переписки", телефонных переговоров или права покидать страну. Все под запись. Простите, но сами себе работу выбирали. Они должны понимать, что любой их самодеятельный чих — это предательство страны и расстрельная статья. И даже место для них приготовлено, прямо на Красной площади.
На самом деле все конечно не так страшно. Просто реальная, а не надуманная роль Центробанка в стране, - это не "величественное здание эпохи позднего ренессанса", а "восьмая дверь направо в коридоре Минфина, возле туалета под лестницей". Где за "конторкой" сидит не очередная "звезда финансового гения", а старательный клерк в нарукавниках. Грамотный, исполнительный и умеющий считать.
Скажите, какие проблемы появились у Франции в управлении своей ликвидностью, когда она в 1945г. национализировала свой Центробанк? Причем снова оторвать его от государства смогли только 1993г. И что? Разве все это время (без малого полвека) Франция не вылезала из неисчислимых бедствий? Кризис шел за кризисом? Инфляция жрала франк, как тля капусту?
Какие существуют неразрешимые проблемы в тривиальной задаче поддержания и корректировке уровня ликвидности, что их должен решать только "независимый" (от кого? От законной власти?) Центробанк?
А теперь, понимая все это, давайте посмотрим, что советуют в качестве выхода из кризиса наши мыслители от финансов. (33-я минута.)
Цитата 14
"Сделать Центробанк независимым от Минфина". Он работает на интересы бюджета, а бюджет формируют сырьевые компании."
Как говорят в Украине -"и шо?" Нужно лишить государство бюджета и тихо загнуться, подарив прибыль сырьевым компаниям?
Вообще-то ЦБ и так независим, по закону. Но дело даже не в этом. Для меня это суждение давно уже является "лакмусовой бумажкой" и по совместительству "диагнозом". Для читателей же переведу на человеческий язык.
Наши экономические орлы хотят, чтобы "пилоты, управляющие самолетом страны" поделили штурвал. Чтобы один отвечал исключительно за горизонтальную рулежку, а другой — за руль высоты. Причем между ними нужно выстроить стенку "независимости", чтобы они не могли между собой договориться о единоначалии или согласованном управлении. Как Вы полагаете, далеко ли улетит самолет с таким управлением?
Желаете других образов? Да, пожалуйста. Много ли навоюет армия, у которой тыловая служба будет иметь независимого от фронта командира ?
Еще? Долго ли проработает Атомная электростанция, если управление реактором и поддерживающая инфраструктура будут "независимы" и иметь разное руководство?
Еще? Взлетит ли разрабатываемый проектировщиками космический корабль, если снабженцы будут иметь свое независимое руководство и собственное независимое мнение о количестве и качестве поставок алюминия для ракеты?
Еще? ....
***
Но вернемся к нашей "хронически недомонетизированной экономике" и попробуем порассуждать, как же все-таки влияет на нее привязка Currency Board.
Очень жаль, что финансовые аналитики не дают себе труд мысленно смоделировать поведение трансграничных финансовых потоков, поставив на границах раздела "двух государств" формулу, конвертирующую эти потоки в их валюты. Возможно в этом случае они бы заметили, что режим валютного управления потому и называется "режимом валютного управления", что позволяет не только сжимать денежную базу, а вслед за ней и массу управляемого государства, но также и расширять ее. То есть "УПРАВЛЯТЬ".
Возможные варианты развития событий: (Для снижения количества вариантов рассмотрим "классический". Т.е. при стабильном, законодательно оформленном курсе валюты метрополии, как и должно быть в добропорядочной колонии.)
1) В случае длительного устойчивого притока валюты мы можем получить такое же устойчивое расширение денежной базы, а вслед за ним, (возможно!) и "массы" на величину мультипликатора второго уровня банковской системы. Вполне реально регулировать приток валюты сообразно с возможностями и потребностями в денежной базе внутренней экономики страны(Стабфонд). (Но не структурное расслоение отраслей!) Тогда расширится и масса. (Разумеется при наличии достаточной залоговой базы.)
Возможный подвариант:
Если приток валюты очень велик, денежная база растет также быстро (как и резервы). Мы получаем внутреннюю инфляцию.
Рис. 15. Например, Украина июль-август 2007 года, ежемесячные прямые иностранные "инвестиции" возросли в 2-3 раза, почти до полутора миллиардов долларов в месяц, что сопровождалось ощутимой инфляцией, в особенности по продуктам питания (122,9%), при стабильном курсе гривны. (График 2007 года, поэтому не до конца года.)
2) В случае простого баланса, мы получаем статичную денежную базу.
3) В случае оттока валюты денежная база быстро сворачивается. Мы, наконец-то, получаем то, что товарищ критик описал. Но описал он только одну (и небольшую часть) возможных процессов. "Хроническую недомонетизацию".
То есть кризис неплатежей, банкротства, безработицу, которые накладываясь на "кредитный способ создания денежной массы" делают невозможным корректирующее снижение цен в экономике. Попросту кредиты работают в экономике как "храповик". Их можно вернуть только при повышении уровня цен. Если же цены падают, производитель не сможет вернуть кредиты в принципе. Только банкротство и потеря собственности.
Сказка про "развитие" уже не функционирует. В пределы расширения реальной экономики уже давно треснулись лбом, а виртуальная буксует и идет в отрыв от реальной.
В вопросе "кредита" важно также понимать, что еще есть две большие разницы, - кто создает кредит. Частный сектор (как вариант, такая независимая, неведомая "хня" как Центробанк) или государство. Если кредит создает государство, то полученный процент по кредиту оно может и должно направлять не в новые кредиты, а в бюджет, тратить его и, соответственно, избегать сворачивания денежной базы иили экспоненциального роста долга. Таким образом превращая его в обычный "налог", который не накапливается во времени и соответственно не дает "далеко идущих последствий", как это делает долг. Для государства, как макро-экономического субъекта, такая политика является единственно правильной.
К сожалению, "экономисты" рассматривают государство как "микроэкономический объект" который должен быть "рентабельным". "Занимать" и "зарабатывать" деньги, плавая в общем болоте с другими. Хотя действительная роль государства должна быть "регулирующе-распределительная". Вне драки за деньги и вообще ресурсы. Государство УПРАВЛЯЕТ всеми "объектами" внутренней экономики при помощи осмысленного формирования отраслевых цен, корректирующего перераспределения денег. А не "зарабатывает" их.
Чтобы лучше понять процесс, можно привести такую наглядную аналогию. Currency Board можно сравнить с трансмиссией, (коробкой передач) автомобиля. Которая дает жесткое сцепление вала двигателя с колесами и дорогой.
Причем, повторюсь, в "классическом", колониальном варианте Currency Board нельзя даже "переключать скорости" (менять курс валюты. Привязка к резервам и курс фиксируются законодательно).
Но это в случае Currency Board "де-юре"(к счастью, таких сумасшедших, желающих взвалить на себя юридическую ответственность Currency Board, в мире осталось очень мало). В случае же "де факто", как и в рассматриваемых примерах, остается шанс "переключить скорости" (курсы валют), получая выигрыш то в скорости, то в моменте вращения..., но разорвать сцепление вала двигателя с дорогой невозможно. Как "не может" его разорвать незалежна Украина. Скорости (в виде валютного курса) она судорожно переключает, а на сцепление не жмет и вся "энергия двигателя" валютных притоков и оттоков передается "на колеса", это показывает ровная линия графика. При проскальзывании "сцепления" она начала бы метаться в ту или другую сторону.
Рис. 16. Курсы валют и показатель Currency Board Украины (График дополнен до конца 2010 г.)
А Нацбанк оправдывается ( выделения по тексту - НБУ, дословный перевод с укр. автора),
"Показатель прироста монетарной базы подлежит жесткому контролю. В частности он контролируется в рамках обязательств перед Международным валютным фондом в рамках обязательств, которые Украина взяла на себя при реализации программы "Стенд-бай".
В рамках программы "Стенд-бай установлены количественные критерии эффективности по показателям чистых внутренних активов и чистых международных резервов, которые есть составляющими показателями монетарной базы. Показатель чистых внутренних активов демонстрирует насколько монетарная база формируется за счет выпуска средств в обращение через каналы отличные от валютного, в свою очередь показатель чистых международных резервов характеризует внешнюю стойкость (стабильность) денежной единицы.
По состоянию на 01.01.2011 эти критерии эффективности Национальным банком Украины были выполнены."
"За 2010 год объем чистой, безналичной эмиссии (выпуск средств в обращение за вычетом их изъятия из обращения составил 35,5 млрд. грн. Почти все эти деньги (99,4%) были выпущены в обращение через операции по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов Украины."
В то же время по-настоящему свободная местная валюта легко позволяет себе, в зависимости от ситуации, "недемократично" надавить на "педаль сцепления" и разорвать это жесткое соединение трансмиссии с внешним для страны "двигателем". Ехать сама по себе, исходя из собственных требований, к достаточности капитала, формируя на своей территории структуру собственной, а не экспортно-ориентированной экономики. Точнее говоря, и собственная экономика может быть экспортно-ориентированной. Но структура этого экспорта определяется внутренними субъектами страны (в идеале правительством) а не внешней направляющей "безымянной" силой "инвестора".
Как работает внешнее управление
Основная задача Currency Board вовсе не в том, чтобы тупо сжать внутреннюю денежную базу (и , как следствие -> массу) страны. (Это разворачиваться "масса" не обязана. А сворачивается она мгновенно вместе с уничтожением "носителей заряда" денег. И суть здесь не в самой бессмыслице "денежной массы", а в резко возрастающей невозможности проведения платежей по экономике, которая в "невекторной" логике "экономикса" выглядит как ее "снижение".) А в том, чтобы сделать ее управляемой(!) извне.
Каждой стране внешними целевыми кредитами "предписывается" развитие некоторых отраслей, которыми она интересна на внешних рынках. (К примеру, для России это нефть, газ, черные и цветные металлы... для Украины низкопробная сталь, продукция сельского хозяйства... и т.п.) Все остальные отрасли становятся "вредными" (или, по-научному, "неконкурентоспособными"), так как оставляют некоторую самостоятельность и независимость для управляемой страны.
Если страна идет в своем магистральном развитии согласно "предписанию", послушно делегирует право управления собой международной финансовой олигархии, экспортирует требуемое на внешние рынки и строит торгово-развлекательные центры для "правильного" вывода ее доходов, она становится "азиатским тигром" местного значения. Никаких проблем у нее нет. Внешние кредиты идут рекой. Валюта исправно поступает в резервы и денежная база (а вслед за ней и масса(?)) не испытывают недостатка. Страна последовательно перестраивает структуру своей экономики на экспортно-ориентированную. А на поступающую извне валюту компенсирует недостаток продукции деградирующих отраслей.
После подобной перестройки производственной структуры страна становится зависимой. Но не от виртуальных глупостей, что у нее "мало" или "много" денег. А от того, что благодаря резко сузившейся производственной номенклатуре, страна оказывается намертво интегрирована в систему международного разделения труда и (что куда важнее) в систему международных обменов, осуществляемых в чужой, неподвластной ей валюте. Любой "протест" этой страны или попытка восстановить структурное разнообразие производств моментально блокируются обычным "нерефинансированием" валютных кредитов. Валютный отток ставит страну на порог голода. (По причине ли отсутствия "бензина", или просто "еду" или "комплектующие" не подвезли, так как нет валюты... неважно. Страна моментально оказывается на уровне развития первобытно-общинного строя(если не ниже). При том, что продукцией экспортно-ориентированных отраслей можно всем хоть клозеты оклеивать, но она никому не нужна.)
Монокультурная система производства опасна и в любом случае оставляет страну "один на один" с гипертрофированными и ненужными для нее (в таких объемах) экспортно-ориентированными отраслями-бройлерами при катастрофической нехватке продукции других (деградировавших) отраслей.
См. карту стран с монокультурной структурой экспорта.
Поэтому перевод словосочетания Currency Board, как режим внешнего "ВАЛЮТНОГО УПРАВЛЕНИЯ" выглядит наиболее точным.
В этом и заключаются цель и смысл режима Currency Board, а вовсе не в одном из его частных случаев сжатия денежной базы. Которого может и не быть.
Само по себе сжатие денежной базы может говорить о разных вещах.
1) Например о том, что начался передел собственности в пользу источника финансирования.
2) Или, что страна "непослушна и строптива", и нужно задушить ее "неконкурентоспособные" отрасли.
3) Или (в том случае, если это сжатие организует сама страна в ответ на внешнюю накачку (Стабфонд)), о том, что страна обороняется от притока валюты.
Свободное же расширение денежной базы (в условиях открытой экономики и привязки денежной базы к резервам) свидетельствует лишь о том, что страна идет послушной овцой в полном соответствии с целями внешнего валютного управления и перестраивает свою экономику в "монокультурную экономику отдельных отраслей".
Вот именно к этому и призывают настоящие "Враги Модернизации".
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 454
Рейтинг поста:
вот один:
Хочешь зарабатывать? Вот тебе отпускная цена твоей продукции, находящаяся в ценовом балансе с остальными субъектами экономики. Работай и зарабатывай. Что? Мало? Хочется "прибыли"? Пардон, но всем хочется. Если ты поднимешь цену, а остальные нет, то чего они должны оплачивать твою жадность? А если поднимут все одновременно, так что изменится, кроме цифр? Поэтому работай и не тявкай.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Currency Board в России. Наглядно (продолжение)
Начало статьи: Currency Board в России. Наглядно.
(перевод английского выражения "currency board" неустоявшийся -- возможны варианты типа "валютной управы", "механизма стопроцентного резервирования" и т.д.)... Суть данной системы состоит в том, что все обязательства центрального банка (денежная база) полностью покрыты резервами в определенной иностранной валюте -- чаще всего в долларах. Фактически центральный банк отказывается от своих так называемых дискреционных прав, то есть прав по регулированию размера денег в экономике. Его денежная политика становится полностью пассивной, она перестает быть политикой в подлинном смысле слова. Центральный банк просто обменивает национальную валюту на иностранную валюту-"якорь" и наоборот. "
У автора осталось чувство глубокого неудовлетворения после написания предыдущей статьи, в которой не удалось обнаружить привязку к режиму валютного управления из статистики ЦБ РФ. Отсутствие подобной привязки, по логике автора, было довольно странным: колониальная зависимость страны вполне заметна, а наиболее распространенный режим валютного управления посредством Центробанка не наблюдается.
В процессе написания данной статьи были расширены рассматриваемые временные рамки, а также более подробно рассмотрена "точка перегиба" в 2004 году. Единственное значимое событие, которое, на взгляд автора, могло бы повлиять на "искажение" закономерности режима Currency Board, — образование "Стабфонда". Поэтому было рассмотрено предположение - "а что если...?" Если Центробанк просто не показывает в денежной базе тот объем денег, который ложится в Стабфонд?
С одной стороны это логично. Так как деньги, "замороженные" в Стабфонде, не являются частью активной денежной базы страны, и это именно изымаемая из оборота "база", а не какой-либо денежный агрегат.
С другой — это высоколиквидные "деньги высокой мощности", уже "как бы эмитированные" Центробанком, и не его дело, кто, где и на каких счетах их держит. Его дело — учесть то, что он эмитировал. Тем более, это деньги, которые доступны правительству и могут быть свободно потрачены на дефицит бюджета, по крайней мере, судя по звучащим декларациям.
К сожалению, поиск "трактовки" этих денег не дал ровным счетом ничего. Вообще "ноль". В интернете лежит чудовищный пласт флейма на тему "тратить или не тратить? Можно ли тратить? И если тратить, то куда?" стабфонд, но автор не нашел ни одной ссылки "по существу", в которой хотя бы как-то интерпретировались "смысловые значения" этих денежных масс, и как их учитывает Центробанк. Точнее сказать, интерпретаций множество, включая "законы" и мнения многих "столпов от экономики", но однозначного, вразумительного ответа из них вынести нельзя.
До 2006 года Стабфонд лежал "мертвым грузом" в рублях. В 2006 его якобы "конвертировали" в валюту (45% доллары, 45% Евро, 10% фунты стерлингов). Примечательно, что в процессе "конвертации" таких огромных сумм (около 1,7 трлн. руб.) не возникало никаких "курсовых" паник. Не происходило также никаких скачкообразных изменений в золотовалютных резервах ЦБ РФ, что говорит о том, что все это происходило не на валютных биржах, а просто "в уме" финансовых властей. Т.е. никакие деньги никуда не перетекали, а просто перетасовывались их "определения" и вкладываемые в них "смыслы".
Поэтому была рассмотрена ситуация, в которой средства Стабфонда суммировались с декларируемой ЦБ денежной базой. (После 2008 года, когда Стабфонд был разделен на Резервный и "Фонд национального благосостояния" рассматривалась сумма этих фондов.)
Подсчитали, нарисовали и... получили самый заурядный Currency Board, ничем не отличающийся от Украинского. Те же ~0,85. Или, что то же самое, только путая агрегаты с базами и подразумевая обратную величину (1/1,15=~0,87), говорит Википедия.
"Валютные резервы страны должны полностью покрывать объём национальной валюты в обращении (обычно они составляют 110-115% денежной базы M0)"
(Напомню, для ЦБ РФ денежный агрегат М0 — это наличка в обращении вне банков. А денежная база "агрегатом" не является (см. Стр. 151), и М0 входит в ее состав наравне со всеми обязательствами ЦБ перед кредитными организациями в национальной валюте. Для других ЦБ эти понятия не обязаны соответствовать. У них свои определения. Поэтому прямые сравнения, как правило, некорректны.)
Рис. 1. Сравнение Currency Board по данным ЦБ РФ и с учетом Стабфонда (Примечание-предупреждение: График до 2002 года может быть методически некорректен. В статистике ЦБРФ произошли изменения, и до этого времени в расчете используется показатель "денежная база" вместо "денежная база в широком определении". В качестве основания совмещения их на одном графике используется найденная в Центробанковских бюллетенях банковской статистики фраза, - "Показатель “Денежная база” в таблице “Обзор центрального банка” рассчитывается так же, как и денежная база в широком определении." Возможно просто очередная центробанковская "игра слов", но надеюсь, что просто разные названия одной и той же методики.)
Таким образом режим валютного управления можно считать найденным. По крайней мере, понятно, что Центробанк его придерживается, просто учитывает чуть похитрее. Но подчеркну еще раз: несмотря на то, что все выглядит довольно просто и логично, никаких документальных оснований, подтверждающих методологическую правомерность подобной трактовки, автору найти не удалось. Формально это не более чем "предположение". "Подгонка под искомый результат". Если у кого-то есть фактический материал, который мог бы однозначно подтвердить или опровергнуть эти "логические построения", просьба прислать автору.
Некоторые мысли о роли Стабфонда (просто размышления, а не утверждения).
- "Конвертация" стабфонда была обыкновенной PR-акцией. Никакой реальной "конвертации" в иностранные валюты не происходило. Эти валюты, являющиеся зарубежным "зеркалом" российской денежной базы (т.е. валюты являющейся "обеспечением" "якобы эмитированной" части рублевой денежной базы, "ушедшей" в Стабфонд), как лежали в ЗВР, так и продолжили лежать дальше. Но у финансовых властей появился странный "аргумент" против желающих потратить Стабфонд. Дескать, никакого "рублевого стабфонда уже нет. Мы на него купили обязательства других стран". Ну так его и не было. Это просто часть валютных резервов, под которые (согласно закономерности Currency Board) не были выпущены в экономику рубли.
- Тем не менее, автор согласен с тем, что создание стабфонда играло на руку независимости страны и было необходимым. В противном случае эти деньги были бы просто выведены из нее. Другое дело, что поступить со стабфондом можно через ж... и потерять все. Эта опасность тем более "зрима" в связи с тем, что стабфонд в любом случае представляет собой обязательства других стран перед Россией. И может быть заблокирован этими странами с той же легкостью, с какой блокировали "деньги Каддафи". Это просто счета в "их" банках. И чтобы их лишиться, достаточно любого "не нравящегося этим странам" действия.
- Даже в случае потери Стабфонда для внутренней экономики страны его роль все равно "скорее положительна, чем отрицательна". Так как его отсутствие способствовало бы еще большему, парализующему экономическую активность расслоению внутреннего хозяйства страны по уровням дохода и цен различных отраслей. (Попросту говоря, нефтяная отрасль при прямом притоке валютных рублей настолько бы ушла в "космос", что все остальные отрасли бы тихо умерли не имея возможности получать энергию по сопоставимым с их возможностями ценам. См. Подробнее ниже.)
- Таким образом, в случае избыточного притока валюты стабфонд аккумулирует этот избыток, снижая отраслевое расслоение внутри страны, поскольку эти рубли, вопреки крикам "экономистов" о "недостатке денег", идут вовсе не в нуждающиеся в них отрасли, а тем, кто этого голода и так не испытывает. Автор не разделяет "психозов" о "недомонетизации экономики" в виде "средней температуры по больнице" (М2/ВВП.). (Так как со временем пришел к выводам о том, что "недомонетизация" в изложении "экономистов" ("мало денег") является глупостью и или вводящей в заблуждение обманкой. "Почему?", и на что нужно в действительности обращать внимание, говоря о "недомонетизации", — разбирается здесь.)