Вечный недострой
Итак, запись на верхней части колонны с указанием 60-го года нашей эры археологи считают отметкой времени окончания строительства храма Юпитера. Но был ли он достроен?.. В этом есть весьма серьезные сомнения.
Например, на современных реконструкциях храм Юпитера стоит под двускатной крышей. Но чем была покрыта крыша?.. Про это никто нигде почему-то не пишет.
Рис. 71. Обычная реконструкция комплекса в Баальбеке
Во времена Римской империи в этом регионе довольно широко использовалась черепица. Но была ли она на храме Юпитера?..
Если бы храм Юпитера в свое время был покрыт черепицей, то ее сейчас на памятнике можно было бы увидеть в довольно большом количестве. Целую черепицу, конечно, давно бы местные жители разобрали для собственных нужд, а осколки, без сомнения, даже и не тронули бы. Подобные осколки керамики и для археологов не представляют никакого интереса, и обычно на древних памятниках они просто хрустят под ногами. Однако в районе современных руин храма Юпитера нет ни малейших признаков черепицы. Так что по всей логике получается, что ее там и не было…
Баальбек находится в Ливане, а Ливан знаменит своим кедром, который широко использовался в строительстве с самых давних времен благодаря высочайшему качеству своей древесины. Еще египетский фараон IV династии Снофру снаряжал специальный караван за ливанским кедром для строительства своего дворца, а Соломону кедровую древесину для храма в Иерусалиме поставлял царь Хирам, правивший в ливанском городе Тир. Так может, храм Юпитера имел не черепичную, а деревянную крышу?..
В этом есть тоже очень большие сомнения.
Дело в том, что деревянные балки большой длины неизбежно прогибаются даже под собственным весом, не говоря уже о воздействии веса опирающейся на них крыши. В результате в древних сооружениях очень часто встречается буквально «частокол» колонн, которые для прочности крыши приходилось ставить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Здесь же мы видим колонны и их остатки только по периметру. А что же тогда могло поддерживать, например, конек крыши длиной почти в сто метров?.. Без дополнительной поддержки крыша рухнула бы сразу…
На схеме храма Юпитера (см. Рис. 48) вместо колонн археологи изображают некую внутреннюю стену, на которую теоретически могли бы опираться балки перекрытия. Однако в реальности на платформе храма нет абсолютно никаких признаков этих стен. Разбирать их не было никакого смысла ни христианам, ни арабам – удобнее было использовать готовое сооружение. Так что археологи, скорее всего, просто по аналогии с тем же храмом Бахуса нарисовали на схеме гипотетические стены, которых на деле не было.
Вдобавок, если бы у храма была деревянная крыша, то сейчас можно было бы видеть остатки бревен, перегнившую деревянную труху или следы пожара, в котором могла бы сгореть эта крыша. Однако в реальности на платформе храма ничего похожего на остатки древесины нет, как нет и признаков какого-либо пожара.
Так что гораздо более реалистичной представляется совсем другая реконструкция, в которой на гигантской платформе не было никакого закрытого помещения, а лишь по периметру стоял ряд колонн. Но вряд ли пустая платформа была задумкой римских строителей. Скорее, они все-таки просто не достроили комплекс…
Рис. 72. Другая реконструкция храма Юпитера
Осматривая современные руины комплекса, на верхней поверхности одного из трилитонов можно увидеть любопытную деталь – ряд полос, идущих под углом к блоку. Археологи решили, что это – чертеж фронтона храма Юпитера. В античном мире были распространены такие чертежи, которые наносились не на бумагу, а прямо на камни строящихся храмов. Впоследствии эти чертежи либо закладывались кладкой сверху, либо стесывались в ходе выравнивания поверхностей стен, полов и т.п.
Но на мой взгляд, это всего лишь очередная фантазия археологов. Чертеж там вовсе не просматривается. Есть лишь ряд параллельных полос, которые требовалось как-то объяснить, вот и возникла версия чертежа.
Однако эти полосы гораздо больше похожи на побочные следы при выравнивании чем-то (не исключено, что с помощью какого-то механизма) поверхности трилитонов. В мегалитических сооружениях по всему миру достаточно четко прослеживается, что блоки выравнивались как раз на месте их укладки, а не изготавливались окончательно заранее в каменоломнях, где вырубались лишь «полуфабрикаты». Также и здесь все гораздо больше похоже на выравнивание верхней части трилитонов при подготовке их к укладке дополнительных рядов блоков сверху.
Рис. 73. Параллельные полосы на поверхности трилитонов
Еще более любопытно, что место, где можно увидеть эти параллельные полосы, находится на несколько метров ниже уровня самой платформы храма Юпитера. Говоря другими словами, верхний край трилитонов располагается существенно ниже уровня платформы, что производит также впечатление некоего недостроя не только храма, но и самой платформы под ним. Только недостроя уже не римлянами, а самыми первыми строителями.
Если ориентироваться на чисто визуальные ощущения, то мне показалось, что туда просто просится блок, оставшийся в каменоломне и известный под названием «Южный камень» (от древнего арабского названия «Гайяр эль-Кибли»). Его габариты как раз такие, что он замечательно встал бы на трилитоны, и его верхний край при этом оказался бы вровень с полом храма Юпитера.
Но «Южный камень» остался в каменоломне. Его так оттуда и не вынули. И если он предназначался именно в то место кладки, которая должна была продолжиться выше трилитонов, то мы имеем дело со свидетельством недостроя вообще с самого начала.
Вес этого блока оценивается примерно в полторы тысячи тонн!.. И когда стоишь рядом с ним или забираешься на него, испытываешь чувство чего-то запредельно нереального (см. Рис. 22-ц). Так и кажется, что этот блок собирались дальше нарезать как колбасу на отдельные части. Однако видя, какие блоки использовались в самом Баальбеке, понимаешь, что блок, оставшийся в каменоломне тоже собирались целиком использовать в строительстве. И у тех, кто его изготавливал, явно не было никаких сомнений в том, что эту громадину можно доставить в комплекс и поднять выше трилитонов…
Иногда можно встретить версию, что Южный камень перевозили каким-то образом по воздуху и тут вдруг уронили, и он так и остался лежать, где упал. На самом деле эта версия – плод разгулявшейся фантазии ее авторов, абсолютно не соответствующий реальности, в чем легко убедиться на месте. Дело в том, что блок снизу так и остался соединен со скальной породой. А версия падения явно порождена лишь его наклонным положением, которое обусловлено другими совершенно естественными причинами – именно под таким наклоном здесь располагается исходная каменная порода.
Рис. 74. Перемычка, соединяющая Южный камень с породой
На Южном камне видны следы явно ручной вырубки этого громадного блока из породы – следы обычного кайла или зубила, которые наиболее отчетливы как раз на оставшейся перемычке. Аналогичные следы имеются и на заготовках под другие блоки, которые также остались в каменоломне. И видно, что блоки отделялись от основного массива параллельно с созданием проходов, рассчитанных как раз на человека.
Эти явные признаки изготовления блоков с использованием простейших ручных приемов часто используются сторонниками метода «тяни-толкай» в качестве аргумента создания Баальбека обычными людьми с примитивными технологиями. И если придерживаться версии строительства комплекса высоко развитой в техническом отношении цивилизацией, то полное отсутствие признаков каких-либо развитых технологий в каменоломне довольно сильно смущает. Хотя можно предположить что-то типа какого-то бура цилиндрической формы, у которого сделаны специальные зубья для того, чтобы не столько срезать или стачивать, сколько размалывать породу (тогда результат такой обработки будет соответствовать реальной поверхности Южного камня), но оснований для такого предположения в общем-то нет.
Однако возможно и другое объяснение. В древних легендах и преданиях можно легко обнаружить, что высоко развитая в техническом отношении цивилизация древних богов не гнушалась использовать и ручной примитивный труд аборигенов. Собственно, если полагаться на эти предания, человеку изначально отводилась именно роль раба, который должен был трудиться на богов.
Естественно, что аборигены бросались на самую черновую предварительную работу. Дорогостоящее и сложное оборудование им никто не доверял, посему они и высекали в каменоломнях простыми инструментами полуфабрикаты, заготовки для будущих блоков. А уже далее при транспортировке столь огромных весов, при доработке полуфабрикатов до готовых блоков и при их точнейшей укладке могли использоваться высокие технологии, которыми обладала эта цивилизация богов. Как говорится, рабу – рабово, богу – богово…
Рис. 75. Заготовки для блоков в каменоломне Баальбека
Но вернемся к недострою, на мысль о котором наводят и другие факты.
Например, по северной стороне идет то, что мы назвали мегазабором, – стена из мегалитов, которая располагается на расстоянии с десяток метров от основной стены платформы.
Аналогичный ряд мегалитов, как уже указывалось ранее, можно видеть на южной стороне. Но здесь пространство между мегалитами и основной платформой заполнено каким-то строительным материалом. Возникает закономерный вопрос: а почему имеется такая асимметрия?..
Возможно, что с северной стороны тоже планировали чем-то заполнить имеющееся ныне пустое пространство, но так и не заполнили. Хотя этот вариант представляется маловероятным, поскольку столь сложная конструкция с двойными стенами на нижнем ярусе платформы представляется излишне трудоемкой и нелогичной.
Больше похоже на то, что между основной платформой комплекса и мегазабором так и планировалось пустое пространство. Как планировалось оно и с южной стороны, где это пространство засыпали какие-то другие цивилизации, пришедшие позже на это место и решившие использовать недостроенные участки по своему усмотрению и в соответствии со своими гораздо более скромными возможностями.
На эту мысль наводят в том числе и длинные широкие коридоры, которые имеются под платформой Большого (Алтарного) двора, и где ныне располагается небольшой местный музей.
Рис. 76. Коридор под платформой Алтарного двора
Арочный свод этих коридоров вполне соответствовал исходной версии историков о строительстве Баальбека во времена Римской империи, ведь арка долгое время считалась изобретением именно римлян, так что ни у кого даже мысли не возникло подвергнуть сомнению гипотезу римского происхождения коридоров под Алтарным двором. Так что даже и сейчас полукруглая форма свода нередко используется в качестве «аргумента» якобы в пользу строительства комплекса римлянами.
Однако, во-первых, постепенно под давлением результатов самых различных исследований историки вынуждены были отказаться от утверждения, что арка – римское изобретение. На Ближнем Востоке и в Передней Азии обнаружены бесспорные свидетельства строительства тут арочных конструкций еще задолго до прихода сюда римлян. И сейчас уже все более укрепляет свои позиция версия того, что римляне просто использовали и тиражировали этот строительный прием, подсмотренный ими на завоеванных территориях.
А во-вторых, сомнения в римском строительстве вызывают параметры как самих коридоров под алтарным двором, так и каменной кладки их стен. Размер коридоров таков, что по ним совершенно спокойно можно было бы пустить современную ветку метро со всеми сопутствующими коммуникациями.
Что касается кладки, то по меньшей мере нижних три ряда (есть ли что ниже уровня пола, просто не видно) выделяются своей мегалитичностью, полностью соответствующей по размеру блоков и даже по фактуре материала нижнему ярусу кладки в основании, скажем, Гексагонального двора (см. Рис. 62 и Рис. 17-ц). То есть той кладке, для которой имеются основания для соотнесения ее с высоко развитой цивилизацией древних богов. При этом мегалиты на верхнем (третьем видимом) уровне уже имеют форму, указывающую на арочный свод. Так что римляне вполне могли здесь заниматься лишь реставрацией сводов, а не их строительством.
Общие размеры этих коридоров позволяют выдвинуть версию, что между мегазобором и северной стеной платформы храма Юпитера предполагалось создание чего-то подобного. Но тут внутреннее помещение просто не успели перекрыть. А есть ли подобный коридор на южной стороне храма Юпитера – неизвестно. Данных о каких либо раскопках в этой зоне, увы, нет…
Версии назначения Баальбека
Немало споров вызывает и назначение Баальбека.
Допустим, с римлянами более-менее понятно. Обнаружив место с руинами древних мегалитических сооружений, все признаки которых наводят на мысль о цивилизации древних богов, римляне могли и должны были посчитать это место священным. Местом, в котором ничего иного и нельзя было построить, кроме как храмы для поклонения своим богам.
Точно так же дело обстоит и с теми жителями Ханаана, которые обитали тут до прихода римлян. Недаром считается, что ранее здесь был храм Баала – главного ханаанского бога.
А вот для чего самим богам был нужен Баальбек с его громадными мощно укрепленными платформами?..
Например, у известного писателя, сторонника версии палеоконтата Ситчина есть версия, что здесь был некий космодром. Но лично мне, хоть я также являюсь сторонников версии палеоконтакта, версия Ситчина, как говорится, не особо греет душу.
Дело в том, что когда речь заходит о палеоконтакте, надо понимать, что мы сталкиваемся с цивилизацией, способной преодолевать межзвездные расстояния, поскольку в нашей Солнечной системе нет планеты, подходящей для сложных форм жизни. И на подобную цивилизацию нельзя автоматически переносить современные достижения – наши ракеты, с которыми мы и связываем понятие космодрома, для межзвездных перелетов абсолютно не годятся. Тут должны быть совсем другие принципы движения, а следовательно и другие формы летательных аппаратов.
Вдобавок, надо понимать, что цивилизация, вышедшая на межзвездные просторы, должна иметь летательные аппараты, способные прилетать и опускаться даже на не обустроенные планеты. То есть аппараты, способные садиться практически в любом месте (хороший пример, на мой взгляд, тут представляют НЛО, приземляющиеся где угодно и когда угодно). И для таких аппаратов нет никакой необходимости создавать специальные огромные платформы.
Рис. 77. Для НЛО не требуется специальных посадочных площадок
Другое дело, что в самых разных частях света мы сталкиваемся с мегалитическими сооружениями, представляющими собой, казалось бы, совершенно бессмысленные вертикальные стены. Бессмысленными они кажутся, с конструкционной точки зрения. Но зато эти стены обретают вполне определенный смысл, если предположить, что древним богам нужно было защитить какое-либо пространство или какие-то объекты от проникновения туда назойливых «говорящих мартышек» (то есть примитивных людей – рабов богов).
Понятно, что летательные аппараты как раз являются подобными объектами. И если предположить, что платформа храма Юпитера представляла собой посадочную площадку для неких летательных аппаратов богов, то имелся вполне понятный резон поднять ее над уровнем окружающей местности и оградить вертикально вздыбленными стенами.
Рядом же с посадочной площадкой могли размещаться какие-то дополнительные необходимые сооружения. В том числе и обычные жилые дома или даже дворцы богов (недаром «храм» означает «дом бога»), которые вполне были бы уместны, скажем, на Большом (Алтарном) дворе.
В связи с этим стоит вспомнить, во-первых, наше предположение о том, что римляне обнаружили здесь руины каких-то древних сооружений, блоки от которых использовали в собственных нуждах. А во-вторых, о том, что дворец Баала (Балу), согласно мифологии Ханаана, был построен без окон (см. ранее). Может, это и совершенно случайное совпадение, но в комплексе Баальбека нет никаких окон, которые выходили бы наружу.
Был ли именно тут дворец Баала – неизвестно. Он ведь мог располагаться, например, и на горе Мориа в Иерусалиме, которая тоже была окружена мощной вертикальной стеной…
Храм Баала в Пальмире
Перенесемся теперь в соседнюю с Ливаном страну – Сирию, в самом сердце которой среди пустыни находится знаменитая Пальмира. Город, располагающийся в зеленом оазисе среди обширной пустыни в 240 километрах к северо-востоку от Дамаска и в 140 километрах к западу от Евфрата. Здесь находится огромный археологический парк, занимающий площадь в шесть квадратных километров.
Иосиф Флавий и Ветхий Завет (2 Цар., гл. 9; 2Пар., гл. 8) утверждают, что этот город, носивший в древности название Тадмор (в Библии – Фадмор) построил царь Соломон в Х веке до нашей эры в качестве передового оплота против нападений арамейских орд на его владения, простиравшиеся аж до берегов Евфрата.
Доисламский поэт аль-Набиха в поэме «Аль-Далейя» вспоминает арабскую легенду о том, как джинн построил Пальмиру для царя Соломона: «Бог приказал Соломону: Встань и иди к людям, помоги им освободиться от ошибок, дай знать джинну, что я дал ему право построить прекрасные каменные здания и колонны Тадмора».
Однако упоминания о городе встречаются на ассирийской табличке как минимум на сто лет ранее Соломона. Текст таблички сообщает, что ассирийский царь Тиглатпаласар I шел походом на Тадмор (Пальмиру), чтобы бороться с арамейцами. Но есть и еще более раннее упоминание этого же города на табличке начала II тысячелетия до нашей эры из архива древнего города-государства Мари. Раскопки же современных археологов показали, что местный оазис был обитаем аж с десятого тысячелетия до нашей эры. Так что Соломон, скорее всего, вовсе не строил, а лишь укрепил этот город, к чему склоняются большей частью современные исследователи…
Рис. 78. Руины древней Пальмиры
Основная масса сохранившихся сооружений относится ко времени первых веков уже нашей эры. В том числе и к периоду знаменитой воительницы Зенобии, которая сумела составить достойную конкуренцию Римской империи в III веке нашей эры и даже на короткий период сумела завоевать Египет (после чего была разбита римскими войсками и захвачена в плен). Все эти постройки абсолютно типичны для периода античности и в данном случае для нас интереса не представляют…
Самым древним сооружением Пальмиры считается храм Бэла (Баала), располагающийся в восточной части археологического парка. По его датировке источники также очень сильно разнятся.
Так одни авторы пишут, что здание храма было «воздвигнуто при императоре Тиберии и освящено в 32 году нашей эры». Другие упоминают тот же 32-й год, но уже до нашей эры и применительно не к храму, а к древнейшей сохранившейся надписи. Третьи указывают в качестве времени строительства IV век до нашей эры. Но реального фактологического подкрепления ни одна из этих дат – в качестве времени строительства храма – не имеет. Поэтому возраст пальмирского храма Баала может быть и существенно старше.
Рис. 79. Макет комплекса храма Баала в Пальмире
Храм Баала расположен в центре обширного открытого двора святилища. Святилище располагалось на высокой террасе площадью в шестьдесят четыре тысячи квадратных метров, окруженной стенами из каменных блоков. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны находились главные ворота, украшенные скульптурами и пропилеями.
Считается, что комплекс представляет из себя своеобразный гибрид восточной и античной архитектур: планировка выполнена в стиле храмов Ближнего Востока, а фасады – по образцу греческих и римских храмов.
Сам храм располагается на ступенчатом основании. Центральное помещение прямоугольной формы было окружено со всех сторон колоннадой, при этом на торцах здания – в два ряда. Центральный вход в храм находился не с торцевой, как это было принято в античных храмах, а с продольной стороны. Вход выделен мощными пилонами, покрытыми каменными рельефами.
Внутреннее пространство главного храма представляет собой большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами. Свет в него проникает через расположенные почти под самой кровлей прямоугольные окна. В центре торцевых стен сохранились огромные ниши, в которых когда-то находились статуи богов (в античном мире статуи богов помещались не в ниши, а на специальные пьедесталы). Считается, что раньше храм был покрыт плоской кровлей, но к настоящему времени от нее ничего не осталось, сохранились лишь остатки угловых лестниц ведущих на крышу.
Рис. 80. Храм Баала в Пальмире
На первый взгляд почти все вроде бы соответствует версии историков, относящих храм к античному периоду – пусть и к его началу. Поражает, конечно, объем выполненных работ и очень тщательная подгонка блоков. Но для античного периода и это – далеко не редкость.
Однако остается целый ряд странных деталей…
Странные детали
Стены, окружающие двор храма Баала, собраны из блоков небольшого и среднего размера, которые мегалитами в полном смысле этого слова назвать нельзя. Стены самого храма также сделаны из блоков аналогичного размера. Но вот в качестве стоек ворот на входе в храм по какой-то непонятной причине строители решили использовать монолитные гиганты высотой в семь с лишним раз больше человеческого роста.
Рис. 81. Стойки ворот храма Баала
Почему тут строители решили отойти от привычного размера блоков?.. Зачем надо было делать именно монолитные мегалитичные стойки?..
В связи с этим привлекает внимание иногда встречаемое утверждение, что храм Баала будто бы разместился «на искусственном холме, скрывавшем остатки более раннего языческого храма». На чем основано это утверждение – неизвестно. Но оно вполне допустимо для региона Ближнего Востока, где подобное было весьма широко распространено.
Не могли ли эти стойки ворот остаться от этого самого «языческого храма», имевшего более древний возраст?.. Вполне возможно. Однако столь шаткая версия требует подтверждения, которое можно было бы обнаружить лишь в ходе дальнейших археологических исследований, которых, увы, в связи с разразившейся в Сирии войной в ближайшее время ожидать не приходится…
Другая странность заключается в том, что археологи считают элементом именно восточной архитектуры. Я имею в виду ступенчатый орнамент, действительно широко распространенный на Востоке. Странным образом он перекликается с аналогичным элементом декора, но столь же широко распространенным уже на противоположной стороне земного шара – в Южной Америке.
Внешнее сходство – сомнительная почва для сколь-нибудь серьезных выводов. Но ведь используют же этот прием те же археологи с историками, обобщая порой культуры, разделенные многими сотнями километров, на основании лишь внешнего сходства как раз элементов декора. Может, и тут есть какая-то связь?..
Но если она есть, то обусловлена она может быть как раз присутствием здесь в далеком прошлом цивилизации древних богов, ведь южноамериканские ступенчатые элементы декора характерны прежде всего для мегалитов с признаками высоко развитых технологий…
Рис. 82. Ступенчатый декор храма Баала (вверху) и в Тиауанако (внизу)
И третья странная деталь – регулярные следы от обрабатывающего инструмента, которые мы увидели на торце одного из блоков, составлявших колонны храма Баала.
Во-первых, «насечки», которые можно принять за следы обычного зубила, как-то слишком уж регулярны и строго параллельны друг другу. Настолько, что возникает сомнение в том, что мастер (пусть даже и с хорошо поставленной рукой и отточенным ударом) способен оставить столь ровные следы при работе вручную.
Во-вторых, форма углубления указывает на какое-то сильно закругленное «зубило» – весьма странную форму для подобного инструмента. И в-третьих, нет признаков характерных для ручного скалывания материала углублений в направлении предполагаемого удара. Внешне все это больше похоже на то, что кто-то как будто вворачивал шурупы между соседними блоками.
Является ли это признаком использования какого-то машинного оборудования?.. Утверждать не возьмусь. Но пока склоняюсь именно к этой версии. Слишком уж нереально ровные и параллельные следы…
Рис. 83. «Шурупные» следы в Пальмире
Любопытно, что абсолютно аналогичные «шурупные» следы мы нашли и на некоторых блоках, лежащих ныне в Археологическом парке возле Храмовой горы в Иерусалиме. Анализ взятого образца под микроскопом показал, что даже на микроуровне наблюдается странная регулярность и параллельность выемок. Так что предположение о возможно машинной обработке вполне может быть и не лишено смысла. Но так ли это, покажут дальнейшие исследования образцов, которые пока еще далеки от завершения.
Айн Дара
Если в Пальмире нам так и не удалось обнаружить явных следов присутствия там древних богов, то гораздо больше повезло на северо-западе Сирии, где в 67 километрах от города Алеппо буквально в полутора десятках километров от границы с Турцией в казалось бы ничем непримечательной области находится археологический памятник под названием Айн Дара. Памятник располагается на явно искусственном холме из земли и камней, поднимающемся над равниной на высоту 30 метров.
В 1955 году на холме совершенно случайно была найдена скульптура льва (см. Рис. 23-ц), после чего здесь начались археологические исследования. В ходе раскопок 1976 года под руководством Али Абу-Ассафа на восточном краю холма был обнаружен храм довольно скромных размеров – всего примерно 30х20 метров. По характерным барельефам храм сразу же был отнесен к хеттам. Согласно наиболее распространенному мнению, храм был посвящен богине плодородия Астарте (она же – Иштар; она же – Инанна). Однако высказывается и версия, что храм был посвящен Баалу.
В ходе дальнейших раскопок Али Абу-Ассаф пришел к выводу, что храм создавался в три этапа: первая фаза – в период 1300-1000 гг. до н.э., вторая фаза – в период 1000-900 гг. до н.э., а третья фаза – в период 900-740 гг. до н. э.
Рис. 84. Храм в Айн Даре
В обычных путеводителях внимание туристов к Айн Даре привлекается упоминанием того, что в храме на полу вырезаны отпечатки человеческих ступней длинной около метра. Порой их даже называют отпечатками ступней бога, а известный фантазер Мулдашев счел их даже реальными отпечатками некоего гиганта. Между тем, даже не будучи антропологом, можно легко заметить, что с реальными отпечатками ступни эти «следы» не имеют ничего общего. Вдобавок, для существа подобного роста ступеньки храма совсем бы не подходили бы ни по высоте, ни по ширине, а сам храм показался бы просто жалкой конурой.
Археологи скорее всего сочтут это за рельеф, нанесенный здесь в неких «культовых целях». А мне это представляется больше похожим просто на результат работы какого-то древнего шутника. По крайней мере лет за пятнадцать до экспедиции в Сирию мне доводилось наблюдать подобные «отпечатки» ступней (правда, обычного человеческого размера) рядом с изображениями птиц и других животных на камнях в малопосещаемой укромной бухте под Судаком в Крыму, где явно так развлекался на отдыхе кто-то из местных жителей. Но там хоть отпечаток был прорисован существенно качественней…
Рис. 85. «Отпечатки ступней гиганта» в храме Айн Дары
Гораздо интересней в Айн Даре то, что археологи пропустили по невниманию или намеренно замолчали.
Во-первых, храм здесь выстроен из блоков черного базальта (пол из белого известняка). Между тем ближайшее месторождение базальта находится в 350 километрах отсюда!..
Возникает закономерный вопрос: какова была такая необходимость у хеттов, чтобы перемещать блоки по несколько тонн (а иногда и в десяток с лишним тонн – как весят, например, статуи львов) на такое расстояние в абсолютно ничем не примечательную местность?.. Здесь нет ни крупных городов, ни сколь-нибудь значимых древних поселений. Более того, ни в каких других местах хетты не занимались перетаскиванием подобных блоков на такие расстояния – везде они использовали местный строительный материал…
Однако гораздо более важным моментом является наличие на самом нижнем ярусе базальтовых блоков, которые составляют нечто вроде фундамента стен, следов машинных инструментов!..
Где-то это всего лишь небольшая полоска на ровной поверхности; где-то сразу несколько идущих под углом друг к другу рисок, а где-то великолепно отшлифованные (явно в ходе машинной распиловки) боковые грани блоков, которые ровностью своей боковой поверхности резко отличаются от блоков, расположенных выше. Таких следов мы нашли здесь не менее десятка.
Рис. 86. Надрез, оставленный машинным инструментом на блоке в Айн Даре
Но наиболее показательным оказался один блок с таким следом обрабатывающего инструмента на внешней боковой поверхности, вогнутая форма которого не оставляла никаких сомнений – тут использовалось что-то типа дисковой пилы. Дисковая же пила требует очень большой скорости вращения и высокой прочности инструмента, чтобы не только распиливать блок, но и оставлять после себя подобную тщательно отшлифованную поверхность.
Если ориентироваться на радиус оставленного закругления, тут использовалось либо что-то типа современной «болгарки», которую вели по дуге (как обычно проходит рука, сгибаемая в локте), но тогда не ясно, кто и как обеспечивал необходимую силу давления на инструмент (человек на подобное не способен). Либо здесь мы имеем дело со следом, оставленном стационарной дисковой пилой, но тогда у нее получается радиус порядка метра или даже более. Это – достаточно «ходовой» размер дисковых пил на современных камнеобрабатывающих комбинатах. Однако на комбинатах используются прочные стальные диски с алмазными насадками, и при таком размере диски имеют толщину никак не меньше сантиметра. Толщина же рисок, оставленных на твердых базальтовых блоках в Айн Даре, всего в миллиметр, максимум полтора. Это требует очень прочного материала инструмента, выходящего за рамки даже современных возможностей!..
Рис. 87. След дисковой пилы в Айн Даре
Нужно ли говорить, что подобные следы никак не могли оставить хетты с их самыми простейшими инструментами и технологиями?..
Хетты явно лишь восстанавливали (переделывая на свой вкус) из руин какое-то гораздо более древнее сооружение, созданное тут высоко развитой в техническом отношении цивилизацией – то есть цивилизацией древних богов. Место, естественно, было для хеттов священным. Потому они и сделали тут свой храм, украсив его привычными для себя барельефами. А материал хетты вовсе не тащили за три с половиной сотни километров – он так тут и был со времен цивилизации древних богов, для которых подобные расстояния уже не составляли никаких проблем…
Несуразности в Алалахе
Неподалеку от Айн Дары, но уже по другую сторону турецко-сирийской границы, близ турецкого города Антакья находится еще один археологический памятник под названием Алалах, который также тесно связан с историей Хеттской империи. Правда, попасть туда мы смогли лишь через несколько лет после Айн Дары – в ходе экспедиции в Турцию в 2012 году.
Первое письменное упоминание Алалаха (тогда еще под названием Алахтум) встречается в табличках из архива Мари XVIII века до нашей эры, хотя город явно более древний. За свою бурную историю Алалах успел побывать как самостоятельным государством, так и в вассальной зависимости от таких государств как царство Мари, царство Миттани и Хеттская империя. Окончание же своей истории (с названием Царство Мукиш) он встретил под властью Угарита, будучи разрушенным, как полагают, в ходе нашествия «народов моря» в XII веке до нашей эры.
Алалах никогда не был административным центром или каким-то форпостом Хеттской империи, но играл значительную роль, потому что находился в очень важном месте, где пересекались интересы многих великих держав прошлого, – на пересечении торговых путей, а также дорог, по которым проходили армии самых разных стран. И ныне считается, что это был прежде всего крупный торговый центр.
Рис. 88. Руины древнего Алалаха
Поскольку ни в какой доступной литературе по Алалаху не встречается ничего из разряда «аномального», в ходе нашей экспедиции в Турцию заезжали мы туда больше «для галочки» – маршрут удобней было проложить таким образом, что наш путь все равно пролегал неподалеку.
В целом мы увидели как раз и то, что ожидали – довольно простые сооружения из примитивной кладки из рваного камня на глиняном растворе – как раз то, что и должно быть в ближневосточном городе бронзового века возрастом 3-4 тысячи лет. Выделялось, пожалуй, лишь одно место, где местами попадались не очень большие и весьма посредственно обработанные прямоугольные базальтовые блоки в качестве облицовки стен (археологи считают, что это было дворцом местного правителя). Все только навевало скуку…
И вдруг совершенно неожиданно сопровождавший нас гид (который к этому времени уже понимал, что именно нас интересует) предложил взглянуть на один блок, который он увидел на раскопках. Мы подошли и оторопели – блок черного базальта размером около метра был… буквально исполосован надрезами и надпилами со всех сторон (см. Рис. 24-ц)!..
Блок настолько выделялся из всего того, что его окружало, что в первый момент мы даже не поверили в его реальность и подумали о каком-то розыгрыше. Возникало впечатление, что кто-то из шутников привез блок с современного камнеобрабатывающего комбината и бросил его тут просто для развлечения.
Однако мы находились на территории, где археологические раскопки не только не закончились, но и шли полным ходом непосредственно при нас. А в таких случаях никто не занимается ни искусственной реставрацией, ни подобными шутками. Так что приходилось смириться с фактом – перед нами лежало конкретное свидетельство использования в глубокой древности машинных методов обработки такой твердой породы, как черный базальт.
Рис. 89. Надрезы на блоке в Алалахе
Хаотичное расположение надрезов на всех гранях блока (даже снизу был виден надрез) казалось абсолютно бессмысленным. Как будто некий безумный скульптор, который пытался что-то сделать из базальтового блока, отхватывал от него с разных сторон кусок за куском, следуя одному ему известному плану, а затем с криком «Опять ничего не получилось!» выбросил испорченную заготовку.
Но если замысел мастера, наносившего надрезы, нам так и остался не понятен, то форма использованного им инструмента не вызывала никаких сомнений – это была какая-то дисковая пила. Во-первых, целый ряд надрезов имел вогнутую форму с наибольшим заглублением в середине надреза и с наименьшим по краям. А во-вторых, если внимательно присмотреться, то в некоторых местах можно заметить, что дисковую пилу вели очень небрежно, и мастеру приходилось делать несколько надрезов под разными углами в разных плоскостях. Оставшиеся после этого изогнутые следы мог оставить только диск.
Рис. 90. Несколько надрезов под разными углами
В том, что это была именно машинная обработка, сомнений даже не вызывало – боковые поверхности надрезов были отшлифованы, причем шлифовка явно была сугубо побочным результатом распиловки. Однако столь же очевидно было, что следы оставлены вовсе не современной болгаркой, поскольку после болгарки остаются множественные характерные концентрические риски, признаков которых тут абсолютно не было. Видимый на блоке результат по шлифовке способны обеспечить лишь большие диски с абразивным покрытием по всей поверхности диска, но диски стационарные, а тут гораздо больше похоже на то, что инструмент держала чья-то рука. Притом непонятно чья рука, поскольку человек не способен своей рукой обеспечить такое давление на инструмент, чтобы заглубиться в черный базальт на несколько сантиметров сразу за один проход. Даже если мастер будет налегать на инструмент всей массой своего тела, в таком твердом материале он сможет оставить надрез всего в пару миллиметров глубиной. В целом же приходилось признать, что здесь мы имеем дело со следами не только неизвестного нам оборудования, но и обладавшего такими возможностями, которых еще нет у нашей цивилизации. Ясно, что ни хетты, ни жители царства Мукиш не могли обладать подобными инструментами, и мы имеем тут дело со следами деятельности древних богов, которые по технологиям во многом превосходили наше современное общество…
Рис. 91. Диск явно «гулял» из стороны в сторону
Своей заинтересованностью к этому блоку мы привлекли внимание местных археологов. Причем сначала на нас смотрели с удивлением, потом как-то даже с настороженностью и раздражением – дескать, какие-то непонятные люди ходят на месте действующих раскопок, не обращают внимания на важные археологические находки (буквально за пару дней до нашего визита тут нашли печать правителя города), зато сгрудились вокруг какого-то булыжника…
В конце концов один из руководителей археологической группы не выдержал и подошел к нам. Он поинтересовался причиной нашего внимания к изрезанному базальтовому блоку и с ходу заявил, что камень современный. Однако затем он изменил свое мнение на прямо противоположное и подтвердил, что этот блок действительно найден здесь в ходе раскопок. А надрезы, по его мнению, объясняются очень просто – кто-то, дескать, отрезал от блока образцы для анализа.
Версия, высказанная этим археологом, явно никуда не годится.
Во-первых, для того, чтобы взять образец на анализ, не было необходимости что-то отрезать или отпиливать – достаточно было отколоть небольшой кусок обычным молотком, как и поступают обычно геологи и минерологи. И уж тем более не было никакой необходимости надрезать камень со всех сторон.
А во-вторых, анализировать-то, собственно говоря, тут нечего. То, что материал представляет из себя черный базальт, видно даже не специалисту. Среднестатистический состав базальтов итак хорошо изучен. А анализ состава материала одного конкретного булыжника явно природного происхождения для археологических исследований не дает никакой содержательной информации.
Естественно, что археолог не смог совершенно ничего ответить на наши ехидные вопросы о том, кто якобы брал образцы для анализа и для какого именно анализа. Как оставил без ответа и еще более ехидную просьбу показать нам инструмент, которым якобы брались гипотетические образцы – то есть то, чем отрезались куски от базальтового блока…
На мой взгляд, все объясняется гораздо проще. Дело в том, что активные раскопки в этом месте к моменту нашего появления шли всего второй сезон. В первый сезон приехала одна группа археологов и нашла этот камень в ходе раскопок. Поскольку он резко выделялся из всего его окружающего, они так и не поняли, что с ним делать, и просто отбросили в сторону – дескать, потом разберемся, и без него дел хватает. На следующий сезон приехала другая бригада археологов, которые посмотрели на странный блок и решили – это первая бригада тут зачем-то отрезала образцы на анализы. И занялись дальше своими раскопками…
Рис. 92. Археологи на раскопках в Алалахе
Подобное поведение абсолютно не удивительно. Дело в том, что археологи (как и историки, тесно с ними взаимодействующие) имеют сугубо гуманитарное и узко специализированное образование. Они просто не способны оценить последствия, к которым ведут те или иные характеристики технического или физического характера типа параметров надрезов, качества обработки поверхности, твердость обрабатываемого материала и т.д. и т.п. Для этого надо иметь техническое образование, которого у археологов нет. В результате многие технические параметры древних артефактов они не просто не замечают, а вообще не видят в прямом смысле этого слова (довольно неплохо изученная психологами особенность человеческого восприятия). В результате найденная печать местного правителя с надписью, которую можно перевести, приводит археологов в восторг и состояние гордости своей находкой, а изрезанный базальтовый блок не вызывает у них никаких эмоций и интереса.
Вдобавок, археологи обучены воспринимать все строго в рамках принятой доктрины «развития от простого к сложному». И они даже допустить не могут существование в древности какой-то цивилизации, превосходящей нашу современную. Поэтому о том, что наличие надрезов на базальтовом блоке свидетельствует о реальности присутствия тут цивилизации древних богов, у них и мысли появиться не может.
Древние артефакты могут о себе многое рассказать. В том числе и надрезы на каменных блоках. Только для этого нужно научиться «разговаривать» с камнями и надрезами на «их языке». Но понять «язык» камней без технического образования невозможно. Однако археологи не любят привлекать к своим исследованиям «технарей» с независимым мнением…
Судя по всему, у древних жителей Алалаха подход был проще, поскольку в существовании могущественных древних богов они не сомневались. И подтверждение реальности этих богов в виде изрезанного блока должно было быть для них священным. Они же понимали, что сами так изрезать блок не смогут никоим образом.
В таком случае появление здесь, в зоне более качественных сооружений, этого странного блока имеет вполне прозаическое объяснение. Это был скорее всего не дворец правителя, а храм – место, где и должен был находиться священный предмет, прямое свидетельство богов.
Найдется ли в Алалахе еще что-то подобное – покажет будущее. Раскопки здесь идут полным ходом на огромной площади. Так что перспектива есть. Главное – чтобы археологи не повыбрасывали подобные блоки в мусорную яму, как «не представляющие никакого интереса»…
Источник: lah.ru.
Рейтинг публикации:
|