Хеврон
В центре современного города Хеврон находится так называемая Могила Праотцов, носящая также название пещера Махпела. Она почитается иудеями как второе (после Храмовой горы) по святости место, а также христианами и мусульманами.
В еврейской традиции название «Махпела» (от ивр. «двойная, парная») в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру или, как и название примыкающего к Хеврону города «Кирьят-Арба» («город четырех»), соотносится с четырьмя парами, которые считаются похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.
Согласно Талмуду (как и в мусульманской традиции), гробницы Авраама (см. Рис. 13-ц) и Сарры расположены в центре строения, Иакова и Лии – в северо-западной части (вероятно, у первоначального входа), Исаака и Ревекки – в юго-восточной части.
В соответствии же с текстами Библии тут похоронены лишь Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены Сарра, Ревекка и Лия (Адам с Евой уже не упоминаются). А согласно Иосифу Флавию и некоторым апокрифическим источникам, там же похоронены сыновья Иакова (мусульмане считают, что возле Махпелы находится и могила Иосифа).
Ветхий Завет рассказывает о том, что пещера вместе с окружающей ее землей была куплена Авраамом у некоего хетта Ефрона для того, чтобы похоронить там свою жену Сарру:
«…и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения» (Быт., гл.23).
Рис. 46. Похороны Сарры
В византийскую эпоху тут была церковь, ставшая впоследствии мечетью. В полу мечети имеются два отверстия, ведущие в пещеру, одно – закрыто каменными плитами, другое – открыто; сюда, по мусульманскому обычаю, опускается неугасимая лампада. Вид подземной части пещеры Махпела неизвестен, однако по записям путешественников, которые туда проникали ранее, можно заключить, что она представляют собой двойную пещеру, соединенную проходом. Возможно, что имеется еще одна, внутренняя пещера. О существовании входов в эти пещеры, кроме находящихся в мечети отверстий, неизвестно.
Почитаемость места и сильнейшие разногласия между представителями разных религий до сих пор не дают возможности для сколь-нибудь детального исследования этих пещер. Так что ныне имеются лишь весьма схематичные прорисовки общего плана, да и те вызывают сомнения в полной достоверности.
В византийскую эпоху евреям позволялось молиться в строении над Махпелой; христиане входили через одни ворота, евреи – через другие; при входе в помещение возжигались курения. Завоевав страну, арабы поручили евреям в благодарность за их поддержку надзор за пещерой. В конце XI века официальный надзиратель за святыней носил титул «служитель отцов мира». Многие евреи желали, чтобы после смерти их похоронили вблизи Махпелы.
В 1267 году мамлюкский султан Бейбарс I запретил евреям и христианам вход в пещеру, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени.
Через 700 лет, после Шестидневной войны в 1967 году, доступ в пещеру Махпела был открыт для всех. Она стала местом паломничества евреев, где они возносят молитвы у гробниц патриархов. Территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса в определенные дни функционирует как синагога. В остальные дни Махпелу посещают мусульмане.
Доступ в пещеру разделен, чтобы исключить одновременное пребывание в пещере евреев и арабов, после того, как 25 февраля 1994 года житель Кирьят-Арба Б.Гольдштейн убил из автомата 29 молившихся там мусульман из Хеврона, а затем был тут же линчеван молившимися.
Но нас в данном случае будет интересовать не столько сама пещера, сколько древнее монументальное строение над ней (см. Рис. 14-ц). Стены этого сооружения имеют высоту до двенадцати метров, а кладка выполнена из великолепно обработанных блоков до 7,5 метров длиной и очень сильно схожа с кладкой стены вокруг Храмовой горы, называемой историками «иродианской». Однако в отношении стен в Хевроне в справочниках используется гораздо более осторожная фраза: «кладка характерна для эпохи Ирода, однако практиковалась и ранее».
Рис. 47. Размер блоков древнего сооружения в Хевроне
Подобная осторожная фраза, похоже, вызвана тем, что Иосиф Флавий в «Иудейской войне» сообщает, что «гробницы патриархов сделаны искусно, из прекрасного мрамора», однако абсолютно не упоминает внешнюю стену. Равно как и при описании правления Ирода Великого Флавий обходит сооружение над пещерой Махпела полным молчанием. При этом во времена после Ирода заведомо никто подобным строительством здесь не занимался. Вот и приходится даже историкам допускать более древний возраст этих стен.
Между тем сходство между сооружением в Хевроне и стеной вокруг Храмовой горы в Иерусалиме настолько велико, что вывод об одних и тех их создателях напрашивается сам собой. И если для иерусалимской стены вполне допустима гипотеза о создании ее представителями высоко развитой цивилизации древних богов, то и для сооружения в Хевроне следует рассматривать эту же гипотезу.
Косвенно в пользу этой версии говорит то, что, согласно еврейской традиции, в пещере Махпела похоронены Адам и Ева. Это означает, что речь идет об очень и очень древних временах.
Достаточно очевидно, что подобные сооружения древних богов должны были считаться священными с давних времен. Возможно именно поэтому и Авраам выкупал право на землю вокруг Махпелы, и Давид выкупал территорию горы Мориа, хотя уж Давид-то всегда имел возможность ее не выкупать, а просто отнять или реквизировать (что, впрочем, одно и то же). После завоевания им целого города это было бы уже совсем «мелочью»…
Самый, самый, самый Баальбек
Переместимся теперь ближе к северу Ханаана – в нынешний Ливан.
Менее чем в ста километрах от Бейрута, у подножия Антиливанских гор, в небольшом городке под названием Баальбек, находится один из самых грандиозных древних памятников.
Почти все здесь – самое-самое. Самые большие колонны храма (см. Рис. 15-ц). Самые большие блоки каменной кладки. Самый большой в мире блок, который в эту кладку не попал и так и остался в каменоломне неподалеку. И этой своей исключительностью Баальбек поражает всех, кому посчастливилось увидеть его собственными глазами, поскольку даже очень качественные фотографии и профессиональная телевизионная картинка не способны передать все величие этих древних сооружений, рядом с которыми чувствуешь себя в роли Гулливера, попавшего в страну великанов.
Рис. 48. Схема комплекса в Баальбеке
К комплексу Баальбека относятся три, как считается, римских храма – храмы Юпитера, Бахуса и Венеры. К храму Юпитера примыкают (последовательно с запада на восток) сооружения Большого (Алтарного) двора, постройки Гексагонального двора и полукруглый двор с пропилеями. В комплекс входят также остатки арабской крепости с мечетью и южная башня (см. Рис. 48).
Первые исследования Баальбека проводились в самом начале ХХ века (с 1898 по 1905 годы) немецкими археологами по личному распоряжению кайзера Германии. Результаты этих исследований были опубликованы в 20-е годы Теодором Вигандом. Баальбек был признан римским храмовым комплексом, который был построен в период правления знаменитого Нерона, то есть в середине первого столетия нашей эры.
Французские археологи, которые в 30-е годы ХХ века проводили тут реставрационные работы, также придерживались римской версии. Однако еще в V веке нашей эры римский же писатель Макробиус называл строителями Баальбека вовсе не римлян, а египетских жрецов.
Египтяне действительно знали об этих местах и бывали здесь. Так, скажем, первые известные упоминания Баальбека содержатся в знаменитой Тель-эль-Амарнской переписке периода правления не менее знаменитого фараона Эхнатона (XIV век до н. э.). А найденные близ Баальбека египетские надписи XVIII века до нашей эры позволяют предположить существование города и в более раннее время.
Историк же М.Элауф в книге «История Баальбека» пишет, что египетский храм построен здесь египетскими жрецами не с нуля, а лишь реставрирован ими после землетрясения в период завоевания Сирии Египтом.
В египетских и ассирийских надписях этот город называется Баальбек (иногда упоминается название Бааль-Геде) – очевидно, по причине того, что здесь поклонялись богу Баалу, позднее отождествленному с Юпитером.
Греки же называли Баальбек Гелиополисом – Городом Солнца. Согласно древней легенде, Гелиос был богом Солнца и разъезжал по небу в колеснице, а Баальбек был будто бы местом, где эта колесница останавливалась на отдых. Не правда ли, напоминает «интиуатану» – «место парковки транспортного средства бога Солнца» – в Южной Америке (см. ранее)?..
На рубеже нашей эры император Август превратил его в римскую колонию, названную Колония Юлия Августа Феликс Гелиополитана. А в начале IV века, согласно свидетельству церковного историка Евсевия, император Константин запретил бытовавшие в Гелиополе культы и воздвиг здесь большой христианский храм.
В 635 году город захватили арабы под предводительством Абу Убайды. Вместо христианского храма тут появилась мечеть, а сам комплекс был перестроен в крепость.
У арабов встречается сразу две версии. Согласно одной из них, арабы полагали, что огромные блоки в сотни и даже тысячи тонн, лежащие в основании храма Юпитера (см. далее), люди были не способны передвигать, и делали это демоны или джинны. Следовательно, храм построен был Соломоном, поскольку джиннами повелевать мог только он.
В другой же версии, изложенной в одном арабском манускрипте, найденном в Баальбеке, по сути указывается допотопный возраст комплекса. Манускрипт гласит, что упоминавшийся уже нами ранее Нимрод послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Потопа.
Иногда строительство Баальбека связывается с Каином, сыном Адама. Он будто бы построил Баальбек в качестве убежища, когда бог Яхве проклял его. Патриарх общины маронитов Ливана Эстфан Довейги писал: «Согласно сказаниям, крепость Баальбек – самое древнее строение в мире. Его построил сын Адама Каин в 133 году от сотворения мира, в припадке безумной ярости. Он назвал его в честь своего сына Еноха и населил великанами, которые были наказаны Потопом за свои беззакония».
Эта версия тем более любопытна, что марониты, представляющие местную ветвь католической веры, считают себя самостоятельным этносом, имеющим финикийские генетические корни. А соответственно вполне могут быть и хранителями устных ханаанских преданий о Баальбеке…
Для того, чтобы попытаться выяснить, какая же из версий строительства комплекса ближе к истине, и каков реальный возраст Баальбека, необходимо проанализировать целый ряд его особенностей. Чем мы сейчас и займемся.
Арабская крепость
То, что арабы приложили руку к реконструкции Баальбека и превращению комплекса в крепость, видно, что называется, невооруженным глазом – тут даже специалистом быть не надо. Крепостные сооружения, располагающиеся в юго-западном углу комплекса и включающие в себя то, что археологи считают мечетью, полностью соответствуют арабскому стилю построек (см. Рис. 49).
Рис. 49. Арабские крепостные постройки в юго-западном углу комплекса
И как легко можно заметить, для создания этих крепостных сооружений арабы особо не утруждали себя работой по добыче материала и его обработке. Для этого они явно использовали блоки из более ранних построек, довольно небрежно ставя их как детские кубики друг на друга. В результате между блоками оставались весьма серьезные щели даже при условии того, что арабы использовали камни весьма скромного размера. При этом блоки если и дорабатывались до нужной формы (например, при создании бойниц или лестниц), то делалось это в самой минимально необходимой степени.
И особенно отчетливо эта небрежность в качестве кладки и минимальность трудозатрат на ее создание просматривается на северной стороне верхней площадки храма Юпитера. Здесь в ход пошли как остатки еще стоявших колонн, так и основания рухнувших. Их даже не пытались дорабатывать до прямоугольной формы или перемещать в более удобное положение – как было все, так и пошло в дело.
Рис. 50. Арабская кладка на северной стороне площадки храма Юпитера
Но как очевидно здесь арабское присутствие, так же очевидно и то, что арабы не являлись строителями комплекса, а просто использовали то, что итак у них тут было под рукой…
Римские постройки
Как уже упоминалось, к римским постройкам историки относят прежде всего три храма на территории комплекса – храмы Юпитера, Бахуса и Венеры. Храм Юпитера датируется I веком, храм Бахуса – II веком, храм Венеры – III веком нашей эры.
Пройдем по ним в обратном хронологическому порядке.
Храм, посвященный Венере, находится чуть поодаль к востоку от основного комплекса и представляет собой круглое сооружение, первоначально перекрытое каменным куполом и украшенное в том же стиле, что и другие храмы Баальбека. По сравнению со всеми иными сооружениями комплекса Храм Венеры дошел до нас в наиболее разрушенном состоянии.
Рис. 51. Храм Венеры в Баальбеке
По всем своим параметрам – размеру блоков, качеству и стилю кладки, архитектурному стилю, качеству обработки камня – храм Венеры полностью соответствует как возможностям строителей, так и другим примерам архитектуры периода Римской империи. И поэтому сомнений в правильности датировки его археологами и историками сомнений абсолютно не вызывает. Это – явно римская постройка…
Храм Бахуса (см. Рис. 16-ц), который также называется храмом Вакха, производит гораздо более сильное впечатление своим величием и размерами. Когда видишь туристов, идущих между его колоннами, возникает ощущение несоразмерности картинки – на фоне храма люди кажутся букашками.
Частокол из колонн поднимается на высоту в 17 метров. Вдобавок они установлены на платформе почти в три раза выше человеческого роста.
К сожалению, время не пощадило это сооружение, и далеко не все колонны сохранились. Но ранее их было 46 штук – по 15 с каждой боковой стороны и по 8 на торцах.
Прекрасно украшенный портал ведет в закрытое внутреннее помещение храма, имеющее 27 метров в длину и 23 метра в ширину, где, как считается, в западном конце стояла культовая статуя Бахуса. Богатое убранство интерьера храма хорошо просматривается и сегодня. Недаром храм считается прекраснейшим памятником римской эпохи на территории Ливана.
Рис. 52. Фрагмент внутреннего убранства храма Бахуса
Внушительные размеры храма Бахуса при первом взгляде вызывают сомнения в том, что подобное могли сделать римляне. Особенно, когда смотришь на него издали. Однако при более внимательном осмотре это впечатление постепенно развеивается.
Во-первых, колонны храма Бахуса все составные – нет ни одной монолитной. Размеры же отдельных частей колонн уже не кажутся циклопическими.
Во-вторых, все стены храма также собраны из блоков весьма умеренного размера – максимум в несколько тонн весом. Во времена Римской империи с такими весами справлялись достаточно легко. Ажурные украшения, конечно, скрадывают не очень большие размеры «кубиков» этого «лего» из каменной кладки, но лишь частично и только издали. Вблизи скромность размеров использованных блоков просматривается достаточно отчетливо.
В-третьих, даже для внушительного размера платформы, на которой стоит храм Бахуса, строители использовали блоки весьма скромного размера. Тут нет того, что можно было бы назвать мегалитами в полном смысле этого слова.
В-четвертых, храм выстроен из местного мрамора. А мрамор – довольно мягкий материал, достаточно легко поддающийся обработке простыми ручными инструментами и поэтому широко использовавшийся в античный период.
И в-пятых, в углублениях и внутренних углах ажурной росписи не только интерьера, но и упавших наверший колонн, нет абсолютно никаких следов высоких технологий, зато отчетливо просматриваются следы зубила – характерного признака обычной ручной обработки.
В целом, приходится согласиться с мнением историков, что и храм Бахуса – сооружение времен Римской империи.
Рис. 53. Ажурная резьба – результат ручной работы
Перейдем теперь к комплексу храма Юпитера, но начнем не с храма, а с дальнего от него края – с Полукруглого двора.
От самого полукруга ныне ничего не осталось. Сохранились лишь пропилеи – парадный вход, образованный портиками и колоннадами, к которому ведет широкая лестница.
В некоторых описаниях Баальбека можно встретить утверждение, что ступеньки здесь как будто рассчитаны на гигантов и не приспособлены для людей обычного роста. Не знаю, откуда взялось это утверждение – похоже, его просто высосали из пальца. Ступеньки, ведущие к пропилеям действительно немного неудобны, поскольку высота их великовата, но великовата лишь чуть-чуть. Человек спокойно по ним поднимается. И это – самые высокие ступеньки в комплексе. На других лестницах высота ступенек существенно меньше. А ширина ступенек везде вполне согласуется с длиной стопы обычного человека. Так что ни о каких гигантах, ступавших по ним, и говорить не приходится.
Вдобавок, лестница ведущая к пропилеям даже не оригинальная. Она является результатом реставрации в ХХ веке. И это достаточно отчетливо просматривается при взгляде на лестницу сбоку (см. Рис. 17-ц).
В отличие от лестницы портики и колоннады, украшающие по бокам парадный вход, действительно древние. По крайней мере именно на это указывает поставленная возле входа схема, на которой древние сооружения и реконструированные участки специально обозначены разным цветом. Но и внешняя стена с портиками, и колоннады абсолютно по всем параметрам вполне соответствуют периоду Римской империи и вопросов не вызывают.
Единственное, что бросается в глаза, – это то, что кладка нижнего яруса, то есть фактически фундамента, довольно сильно отличается от римской кладки, образующей портики и верхнюю часть внешней стены пропилеев. Но к фундаменту комплекса мы вернемся чуть позднее, а пока зайдем через парадный вход в Гексагональный двор.
Рис. 54. Часть колоннады парадного входа
Постройки вокруг Гексагонального двора особого впечатления не производят. И если не обращать внимания на некоторые арабские «переделки», то в целом и кладка, и архитектура выдержаны в том же стиле, что и сооружения по периметру Большого двора или Алтарной площади, как ее иногда еще называют, поскольку посреди нее некогда стоял большой алтарь (см. Рис. 18-ц). Половина этого алтаря сохранилась, другая половина разрушена – возможно, в IV веке, когда на этой площади был сооружен христианский храм.
По обе стороны от алтаря находились бассейны для омовений. По периметру площади располагалась прекрасная колоннада, а за ней – внешняя стена с полукруглыми живописно украшенными нишами.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть здесь колоссальное сходство и по архитектурному стилю, и по технологиям обработки камня и строительства с храмом Бахуса. Рука римских зодчих тут неоспорима.
Обращает на себя внимание, что каменные блоки тут хоть и тщательнейшим образом подогнаны друг к другу (в отличие от арабской кладки), но размер их весьма скромный – лишь изредка попадаются блоки среднего размера. Никаких признаков гигантомании или мегалитического строительства тут не видно.
И основные наши сомнения были связаны даже не с общими размерами сооружений, стоявших по периметру Алтарной площади, а с гранитными колоннами, которые на первый взгляд производили впечатление идеально обработанных. Подобного гранита в окрестностях Баальбека нет, и колонны эти, как утверждают историки, изготавливались в Египте, после чего привозились сюда (довольно распространенная практика, начиная со времен завоевания Египта Александром Македонским).
Однако более детальный осмотр позволил обнаружить периодически встречающиеся погрешности – отклонения от идеальной кривой контура колонн, характерные именно для ручной обработки. Да и полировка поверхности колонн хоть и была глубокой (что очень трудоемко для ручной обработки), но все-таки далека от идеальной – на отсвет хорошо просматриваются оставшиеся каверны от первичного скалывания материала. Так что даже с учетом изначальной монолитности колонн (многие из которых раскололись ранее при падении в ходе различных разрушений комплекса) и здесь приходится согласиться с датировкой сооружений вокруг Большого (Алтарного) двора периодом Римской империи.
Рис. 55. Полукруглая ниша с колоннами в Алтарном дворе
В западной части Большого (Алтарного) двора находится широкая лестница, поднявшись по которой, попадаешь на платформу собственно храма Юпитера, находящуюся на шесть метров выше уровня Алтарного двора. С северной и западной стороны этой платформы располагается уже упоминавшаяся ранее арабская кладка. Так что от самого храма, как считается, осталось лишь шесть колонн на южном краю платформы. Стоя рядом с ними, начинаешь очень сильно сомневаться в том, что их могли поставить здесь древние римляне – высота только блоков основания колонн лишь чуть-чуть ниже человеческого роста.
Иногда можно встретить утверждение, что колонны храма Юпитера сделаны из гранита. Видно те, кто это пишет, сами никогда в Баальбеке не были и просто перепутали их с колоннами в Алтарном дворе. Реальные колонны храма Юпитера – из местного мрамора, что ясно видно, даже несмотря на то, что время их довольно сильно потрепало, и реставраторы вынуждены были сделать на колоннах внушительные бетонные заплаты, местами даже с щебенкой.
Рис. 56. Автор у колонн храма Юпитера
До экспедиции я был почти уверен в том, что историки ошибаются, приписывая возведение этих поистине гигантских колонн ко временам периода Римской империи. Казалось невероятным, что это могли сделать люди, пусть даже уже умевшие к этому времени строить мощные катапульты и осадные башни. Однако на месте это мнение пришлось пересмотреть.
Во-первых, мрамор, как уже говорилось, довольно легко обрабатывать.
Во-вторых, колонны оказались вовсе не монолитными, а составными – состоящими из трех частей. Каждая из этих частей уже не вызывает ощущения чего-то запредельно невозможного.
И в-третьих, перекрытия, располагающиеся поверх колонн также оказались далеки от монолитности. Если к ним присмотреться не с внешней стороны, где многое скрадывает ажурный орнамент, а «сзади», то есть с тыльной стороны (со стороны самой платформы), то там видно, что перекрытия составные и сделаны вовсе не из мегалитических блоков, а из камней довольно среднего размера.
Все это было вполне под силу рабочим времен Римской империи.
Рис. 57. Составное перекрытие колонн храма Юпитера
В ряде источников можно встретить утверждение, что храм Юпитера был построен во времена императора Антонина Пия. Однако Антонин Пий – римский император, правивший с 10 июля 138 года по 7 марта 161 года. Между тем археологи на самом деле относят к этому императору сооружение храма Бахуса, а храм Юпитера датируют на сто лет ранее. Датировка эта основывается на обнаруженной подписи, которая была оставлена одним из рабочих бригады каменщиков 2 августа 60 года нашей эры (Seyrig 1937, 95–97. Cf. IGLS 6.2733; Hajjar 1977, no. 78; Freyberger 1998, 63 n. 816). Учитывая положение надписи – на самом верху одной из колон храма, в этом месте строительство должно быть фактически завершенным, хотя старт проекта возможно был несколькими десятилетиями ранее, вслед за основанием колонии Бейрут в 15 году до нашей эры, наиболее древней римской колонии на Ближнем Востоке, чьей территорией Гелиополь тогда стал. Основание в 15 году до нашей эры засвидетельствовано в Хронике Джерома (Rudder 1956,166; Millar 1990; Hoffman 1998, 285; Freyberger 1998, 63). Данные взяты из статьи: Kropp and Lohmann «Construction Techniques at Heliopolis and Jerusalem».
Можно, конечно, спорить о том, имеет ли отношение эта «надпись на заборе» к самим строителям, но соотносимость стилей и технологий указывает на то, что это действительно может быть надпись, оставленная рабочим-каменщиком…
Римляне были вовсе не первыми
До сих пор мы только соглашались с историками и археологами. А теперь перейдем к тому, что абсолютно не вписывается в их теорию. Для этого вернемся сначала на Большой (Алтарный) двор и посмотрим на то, что называется алтарем. С его восточной стороны остался шурф, сделанный археологами (таких шурфов археологи проделали несколько штук, но другие сейчас закрыты металлическими люками). Опускаем взгляд вниз и видим, что кладка «алтаря» уходит вглубь земли аж метров на девять!..
Рис. 58. Кладка «алтаря», уходящая вглубь земли
А теперь представьте себе, уважаемый Читатель, такую картинку: римляне строят посреди Большого двора «алтарь» высотой с четырехэтажный дом, а затем на девять метров (из десяти с небольшим) зачем-то закапывают его в землю, поднимая на эти девять метров уровень двора. Не правда ли, картинка попахивает явным бредом…
Если бы римляне действительно делали некий насыпной двор подобной высоты (а уровень Большого двора действительно находится на такой высоте над уровнем земли), то зачем им строить столь глубокий «фундамент» для не очень-то высокого алтаря?.. Вполне было достаточно просто положить камни алтаря прямо на хорошо утрамбованный грунт. В крайнем случае на одинарный слой каменных плит.
И напрашивается совсем другой вариант. Римляне пришли сюда, когда некое сооружение высотой с четырехэтажный дом посреди Большого двора было уже засыпано грунтом (возможно, даже закрыто культурным слоем земли), и просто переделали его верхушку в алтарь для своих нужд.
Но тогда получается, что римляне были здесь далеко не первые. И еще задолго до римлян над созданием этого четырехэтажного сооружения потрудился кто-то другой. Но кто?..
Для ответа на этот вопрос вернемся еще немного назад, перейдем в Гексагональный двор и зайдем внутрь небольшого помещения, которое располагается с правой стороны Парадного входа сразу же за входом в комплекс. Это помещение относится археологами к оригинальному римскому сооружению, которое арабы не перестраивали.
Часть пола в этом довольно узком помещении разобрана. В результате хорошо видно основание стен. И оказывается, что в качестве стенового фундамента римляне использовали здесь… остатки каких-то колонн!..
Рис. 59. Части колонн, использованные римлянами для фундамента стен
Колонны – весьма трудоемкое изделие. Поэтому к ним относились весьма бережливо. В древнем мире весьма нередко можно встретить даже примеры того, что расколовшиеся по каким-то причинам части колонн просто скрепляли дополнительными вставками и стяжками и снова пускали в дело. Почему же тут римляне повели себя столь расточительно?..
Единственный вариант, который напрашивается в этих условиях, сводится к тому, что римляне обнаружили тут руины каких-то гораздо более древних сооружений, которые были уже в настолько обветшалом состоянии, что использовать старые колонны не было никакого смысла и/или возможности. Вот их и пустили на фундамент.
Но гораздо более примечательным оказывается то, что на одной из частей колонн мы обнаружили такие следы обработки, которые заставили нас задуматься о… машинном изготовлении колонн. Эти следы представляют собой ровные параллельные риски, идущие по внешней окружности колонны на равном расстоянии друг от друга (см. Рис. 19-ц). Когда мы после экспедиции показали фотографии геологам из Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана РАН, которые непосредственно сами сталкиваются с камнеобработкой, вывод был вполне определенный – никаким обычным простым инструментом такие следы оставить нельзя. Тем более за одно движение руки – а характер следов указывает как раз на то, что движение во время нанесения этих рисок не прерывалось. Так что тут уместнее говорить о некоем токарном или фрезерном станке!..
Более того. На тот же весьма категоричный вывод наталкивают и другие следы, которые видны сразу на нескольких других частях колонн, лежащих рядом в фундаменте римских стен. Только тут следы находятся не на внешней части колонн, а на их торцах, и имеют вид концентрических окружностей.
Рис. 60. Концентрические риски на торце колонны
Токарный или фрезерный станок, на котором изготавливаются колонны диаметром от полуметра до метра… Можно ли его соотнести с технологиями Римской империи?.. У римлян много чего уже было из механических приспособлений и устройств, но такого точно не было и быть не могло. Не могло такого быть ни у египтян, про которых упоминает римский писатель Макробиус, ни у жителей Ханаана. Речь может идти только о цивилизации, обладающей весьма развитыми технологиями. Получается, как ни крути, что римляне обнаружили тут руины не просто древних сооружений, а сооружений очень высоко развитой цивилизации – цивилизации древних богов!..
То, что римляне нашли здесь руины древних сооружений, снимает, кстати, одно весьма сильное противоречие, которое без этого просто необъяснимо. Дело в том, что оставленная римским каменщиком дата относится к периоду правления императора Нерона – того самого, который после пожара в Риме (произошедшего 19 июля 64 года нашей эры) затеял строительство нового дворца для себя – так называемого «золотого дворца Нерона». Дворец, который должен был поражать современников и потомков своим великолепием, строился почему-то не из каменных блоков (как сооружения Баальбека), а из обычного кирпича на растворе. Затем внешняя поверхность этих кирпичных стен просто выравнивалась штукатуркой.
Рис. 61. Золотой дворец Нерона
Почему уже через несколько лет после возведения основных сооружений комплекса Баальбека самое главное здание в своей жизни Нерон строит по куда более примитивным технологиям?.. Одной экономией ресурсов это явно не объясняется. Гораздо более логичным выглядит предположение, что в Баальбеке были столь обширные руины, что римлянам тут вообще не приходилось заниматься изготовлением каменных блоков – эти блоки в необходимом количестве буквально валялись у них под ногами. Надо было их лишь чуть доработать, да расколоть большие громоздкие блоки на более удобные мелкие части.
Более того. Не исключен и вариант, что римляне даже не занимались новым строительством в полном смысле этого слова, а проводили лишь реставрацию более древних сооружений и переделкой их под свою более привычную стилистику...
Источник: lah.ru.
Рейтинг публикации:
|