Гигантские платформы
Заметим, что уровень пола в той римской постройке, где стены стоят на остатках древних колонн, примерно совпадает с уровнем верхней границы, по которой просматривается отличие двух стилей каменной кладки восточной стены комплекса в районе Парадного входа (на это отличие мы обращали внимание чуть ранее – см. Рис. 17-ц). То же самое отличие хорошо видно, например, на северо-восточном углу возле пропилеев, где ранее располагалась башня – в районе основания колонн наблюдается резкое уменьшение размера блоков. Это отличие позволяет предположить, что римляне возводили Парадный вход и сооружения Гексагонального двора на более древней платформе.
Рис. 62. Основание северо-восточной башни
Большой (Алтарный) двор располагается на платформе примерно такой же высоты, что и Гексагональный двор. Если же учесть странности конструкции «алтаря», уходящей вглубь платформы и просматривающейся в археологическом шурфе (см. ранее – Рис. 58), то логичным выглядит версия, что и сооружения по периметру Алтарного двора римляне также возводили поверх аналогичной древней платформы – только гораздо более крупного размера.
Стоит, правда, отметить, что с внешней стороны комплекса в этой его части на первый взгляд вроде бы не заметно никакой особой разницы между разными уровнями кладки – стиль ее кажется одинаковым (см. Рис. 63). Однако если верхняя часть собрана из «кубиков» относительно небольшого размера, то нижние слои сложены из блоков, доходящих до трех десятков тонн.
Рис. 63. Северная сторона платформы Алтарного двора
Общее видимое сходство нижнего и верхнего уровней кладки внешней стены Алтарного двора на самом деле может иметь сразу несколько вариантов объяснений. Помимо варианта строительства всей конструкции римлянами, на котором остановились историки, есть еще два.
Первый вариант сводится к тому, что римляне строили верхнюю часть конструкции, стараясь подражать древним строителям и используя древние же блоки – только раскалывали их на части меньшего размера, которые было удобнее использовать.
Второй вариант предполагает, что римляне вообще не возводили внешних стен даже на верхнем уровне. Стены толщиной в несколько метров стояли здесь уже до них. Римляне лишь архитектурно-стилистически обработали под свои стандарты внутреннюю часть этих стен, добавив резные украшения и колонны. В общем, работы были сведены к минимуму, что вполне согласуется с довольно коротким сроком строительства комплекса храма Юпитера (ориентировочно, по мнению археологов, всего с 15 по 60 гг. н.э., то есть менее полусотни лет).
Кстати, в стиле кладки внешних стен Большого (Алтарного двора) прослеживается один из элементов колоссального сходства между комплексом Баальбека и стеной вокруг Храмовой горы в Иерусалиме – в частности, с кладкой этой стены в зоне Археологического парка (см. Рис. 33). Уже здесь возникает ощущение руки одного и того же мастера, которое перерастает в твердое убеждение при виде кладки внешней стены другой гигантской платформы – платформы храма Юпитера (ее иногда именуют подиумом).
Именно основание храма Юпитера с древнейших времен вызывает сомнения в его создании известными историкам цивилизациями. И чаще всего в качестве аргументов против версии строительства римлянами приводятся особенности кладки западной стены подиума (см. Рис. 20-ц).
Верхняя часть западной стены интереса не вызывает – это явно арабская беспорядочная сборка мелких блоков и их обломков. Тут даже нередко можно видеть остатки орнамента, расположенного так, что вспоминается поговорка «ни к селу, ни к городу». А вот нижняя часть западной стены – совсем другое дело.
Наиболее впечатляющи здесь три гигантских блока, называемых трилитонами. В разных источниках приводятся разные данные по их габаритам (впрочем, подобных разночтений по комплексу Баальбека много), но в среднем размер каждого камня составляет примерно 11х4,6х3,3 метра, что дает вес примерно в тысячу тонн. И при таком весе блоки не просто брошены на землю, а подняты на высоту с десяток метров и уложены так, что стыки между ними идеальны – в них не просунуть и острия ножа!.. Как раз выше них и начинается арабская «достройка»…
Трилитоны настолько не вписываются ни в какие известные строительные стандарты, что многие исследователи на них и останавливаются, совершенно неправомерно забывая взглянуть на то, что находится ниже. И делают это зря!..
Трилитоны уложены на ряд блоков, которые хоть и меньше размером, но тоже весьма впечатляющи. Вес каждого из них оценивается в 400-500 тонн (а это – порядка десятка современных тяжелых танков), и при этом они уложены так, что стыки между ними порой даже не видны. В этом мы смогли сами убедиться в ходе экспедиции, когда разглядеть стык между двумя такими соседними блоками удалось лишь благодаря косым лучам солнечного света и небольшим повреждениям поверхности блоков в районе стыка.
Но и эти блоки вовсе не покоятся на земле, а лежат на нескольких рядах относительно небольших блоков. Соответственно и эти блоки по полтысячи тонн весом нужно было каким-то образом поднимать вверх на несколько метров.
Рис. 64. Мегалиты западной стены уложены на несколько рядов небольших блоков
Подобный стиль кладки нигде в достоверно идентифицированных римских постройках не встречается. Зато и размер блоков, и стиль кладки чрезвычайно похож на то, что можно видеть в туннеле западной стены возле Храмовой горы в Иерусалиме (см. Рис. 35)!.. Те же размеры блоков, та же система их расположения поверх нескольких рядов блоков меньшего размера, и столь же идеальные стыки между блоками, уложенными без использования какого-либо раствора.
Это сходство настолько бросается в глаза, что мы, увидев кладку в туннеле западной стены (Баальбек мы посещали раньше), сразу же пришли к единодушному мнению – авторы подиума Баальбека и стены вокруг Храмовой горы одни и те же. Однако Баальбек никогда не попадал под влияние ни Ирода Великого, ни Соломона (периодом правления которых, по разным версиям, датируется возведение стены вокруг Храмовой горы – см. ранее). Равно как и римляне никогда не упоминаются в качестве авторов стены в Иерусалиме.
Все сходится лишь в том случае, если предполагать в качестве строителей и Баальбека, и стены Храмовой горы представителей той древней высоко развитой цивилизации, существование которой историки отвергают, а наши предки не подвергали сомнению, хоть и называли их богами…
То, что обычно остается за кадром
Чаще всего споры об авторах Баальбека сводятся к рассуждениям о возможности или невозможности работы с такими весами, которыми обладают блоки трилитона (добавляют, правда, еще так называемый Южный камень – блок, оставшийся в карьере Баальбека, но к нему мы вернемся позднее).
Сторонники официальной версии «тяни-толкай», убежденные, что все сделано примитивными ручными методами с помощью лишь самых нехитрых приспособлений, чаще всего приводят в качестве «доказательства» так называемый Гром-камень – гранитную скалу весом в тысячу тонн, на которой ныне стоит памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
Рис. 65. Перевозка Гром-камня в присутствии Екатерины II (гравюра И.Ф.Шлея)
Сору нет – этот огромный монолит действительно смогли перевезти и установить на набережной Невы без каких-либо современных кранов. Однако в подобном «доказательстве» не учитывается целый ряд факторов.
Во-первых, технологии XVIII века все-таки во многом превосходили технологии времен Римской империи. Так, скажем, для перевозки Гром-камня пришлось изготовлять специальные уникальные салазки и шары из сверхпрочной бронзы, используя все технологические наработки, которые имелись к этому времени.
Во-вторых, Гром-камень не требовалось поднимать на высоту с десяток метров и ставить на каменную кладку.
В-третьих, Гром-камень не дорабатывался до прямоугольной формы и не состыковывался, как трилитоны, с великолепнейшей точностью с соседними блоками.
В-четвертых, операция по транспортировке Гром-камня заняла целых полтора года.
И главное, в-пятых, это была уникальная, «штучная» операция. А только трилитонов в Баальбеке уже три штуки. Трилитоны же уложены на целый ряд мегалитов в полтысячи тонн весом, которые так же тщательно состыкованы. Это уже совсем не похоже на «штучную» работу. И еще меньше становится на нее похожа, если пройтись по периметру храма Юпитера и внимательно присмотреться к его основанию со всех сторон…
Участник нашей экспедиции Мария Дудакова, архитектор по образованию и специальности, обратила внимание на камень, уложенный на том же самом уровне, что и блоки в полтысячи тонн (то есть на ряд ниже трилитонов), в основание северо-западного угла. Об этом камне не встречается упоминаний нигде в общедоступной литературе, и даже археологи обходят его молчанием. Между тем он весьма и весьма интересен. И прежде всего тем, что он… гораздо больше блоков трилитона, весящих тысячу тонн!..
Рис. 66. Угловой камень
Дело в том, что многих сбивает с толку разная форма внешней поверхности блока, которая на одной части сделана просто под наклоном к вертикали, а на другой – имеет косую ступеньку, своеобразный «откос». Из-за этой разницы формы исследователи, оперирующие лишь фотографиями принимают единый блок за два. Между тем это именно монолит. На снимке (см. Рис. 66) наш оператор Максим Ляменков показывает, где располагается реальный край углового блока. Легко увидеть, что в длину этот блок ничуть не меньше блоков трилитона. Между тем в толщину угловой блок заметно больше, чем трилитоны.
По мнению Марии Дудаковой, все параметры этого углового камня указывают на то, что укладка ряда из огромных блоков под трилитонами начиналась строителями именно с него…
Другая важная деталь, которая также почему-то никем из исследователей не выделяется, – то, что этот мегалитический ряд вовсе не заканчивается на западной стене. И если повернуть за угол и посмотреть на южную сторону платформы, то можно увидеть его продолжение из аналогичного размера громадных блоков (см. Рис. 21-ц). Сами эти гигантские блоки на южной стороне упоминаются в литературе, но нигде не указывается, что это именно продолжение ряда мегалитов западной стены.
Вполне возможно, что такая невнимательность является следствием разницы современных уровней грунта с западной и южной сторон храма Юпитера – с южной стороны основание под мегалитами просто не раскопано. И эта видимая разница между расположением мегалитов с разных сторон сбивает с толку исследователей, но не ускользнула от профессионального взгляда Марии Дудаковой.
В конце (на восточном краю) ряд мегалитических блоков южной стороны завершается хорошо обработанным блоком того же размера, но уложенным под прямым углом к платформе храма Юпитера (см. Рис. 67).
Рис. 67. Блок на юго-восточном углу подиума
Есть ли далее продолжение этого ряда, пока не ясно. Но оно вполне возможно. К сожалению, проверить это визуально ныне нельзя, поскольку уровень начинающегося тут Большого (Алтарного) двора располагается выше ряда мегалитических блоков. И если они там есть, то скрыты под грунтом.
Однако имеется косвенное свидетельство того, что мегалитический ряд под Алтарным двором все-таки имеет продолжение. На это указывают особенности лестницы, ведущей из Алтарного двора на платформу храма Юпитера.
Дело в том, что эта лестница не одинакова в разных своих частях. Если верхние уровни лестницы составлены из средних размеров блоков, то нижний уровень принципиально иной – здесь по целых тринадцать ступенек сделаны на трех гигантских блоках, лежащих рядом и состыкованных друг с другом с такой тщательностью, что стыки почти неразличимы на глаз.
Рис. 68. Лестница между Алтарным двором и платформой храма Юпитера
Размеры этих трех блоков, из которых сделан нижний ярус лестницы таков, что они вполне сопоставимы с… трилитонами на противоположной стороне храма Юпитера!..
Более того. Когда Мария Дудакова вычертила схему расположения мегалитических блоков, оказалось что уровень расположения блоков, образующих этот нижний ярус лестницы с восточной стороны храма Юпитера, отличается от уровня расположения трилитонов на западной стороне храма всего на семь сантиметров. Разница в семь сантиметров при длине храма Юпитера в сто метров уже ничтожна, но и она вполне может оказаться лишь следствием погрешности измерений!..
Все это приводит к заключению, что аналог трилитонов западной стены находился и на восточном крае платформы храма Юпитера. И, кстати, неизвестно, когда тут появились ступеньки. Их вполне могли высечь и римляне в ходе своей реконструкции комплекса. А до того тут вполне могла быть та же самая тройка трилитонов!..
Но трилитоны западной стены уложены на ряд мегалитов в полтонны весом. Таким образом вполне логично предположить, что и блоки нижнего яруса лестницы также уложены на ряд аналогичным мегалитов. Так ли это, могут показать лишь археологические раскопки, которые тут, увы, не проводились. Однако вполне возможно, что в ближайшее время такие исследования будут проведены. Ведь даже среди археологов начинает постепенно утверждаться версия, что платформа храма Юпитера имеет более древнее происхождение. По крайней мере эту идею продвигает уже ранее упоминавшийся немецкий археолог Даниэль Лохманн (Lohmann). И все движется к тому, что в ближайшие годы археологические исследования платформы будут возобновлены…
Рис. 69. Схема подиума храма Юпитера, общий и увеличенный вид с южной стороны (М.Дудакова)
Но оставим предположения на проверку в будущем и перейдем на северную сторону храма Юпитера. Здесь мы снова видим ряд огромных мегалитов, который заканчивается на северо-западном углу храма как раз упоминавшимся ранее «стартовым» камнем (который больше трилитонов). Правда, на северной стороне храма на ряд этих мегалитов не опирается никакая кладка. Между ними и стеной подиума оставлено пустое пространство, которое с противоположной, южной стороны храма ныне заложено (чем и кто заложил это пространство с южной стороны храма – неизвестно). В результате ряд мегалитов напоминает своеобразный забор, и между собой мы так и назвали его «мегазабором».
На северной стороны мы видим все тот же строительный принцип – гигантские мегалиты установлены на несколько рядов небольших блоков. При этом здесь поверхность мегалитов обработана существенно лучше, чем, скажем на западной или южной стороне, и это настолько усиливает сходство данной кладки с находящейся в тоннеле западной стены Храмовой горы, что никаких сомнений в их общем авторстве уже вообще не возникает. Кладка в Баальбеке и кладка в Иерусалиме выглядят как близнецы-братья (хотя правильней сказать – как близнецы-сестры)…
Рис. 70. Блоки «мегазабора» с северной стороны храма Юпитера
Итак, только наблюдаемых ныне в кладке платформы храма Юпитера громадных блоков оказывается более трех десятков штук. Еще десяток-полтора предположительно находятся под грунтом Алтарного двора…
Это уже вовсе не штучное производство, а массовое. Фактически производство мегалитических блоков у строителей было поставлено на поток. И так же на поток была поставлена столь тщательная обработка и установка, что и ныне зазоров между ними нет. Это вам не Гром-камень передвинуть с места на место. Подобное фактически «поточное» производство мегалитов уже никакими примитивными технологиями не объяснить!..
Источник: lah.ru.
Рейтинг публикации:
|