Природа задаёт сообществам, живущим на разных территориях, разные начальные и граничные условия. Поэтому в каждой стране, у любой нации есть доля своеобразности, чего-то индивидуального, свойственного только ей. Но вместе с тем, есть и общие закономерности, которые непременно так или иначе проявятся. Задача историка именно и заключается в анализе исторического явления, с определением и причин его отличия от других, и общих закономерностей.
Является ли Россия Европой?
Около ста пятидесяти лет назад этим вопросом задался российский учёный Н. Я. Данилевский. Ответ его был следующим. Европа (а сегодня можно говорить более общо, «Запад») понятие не географическое, а культурно-историческое, и в вопросе о принадлежности или не принадлежности к Европе или «Западу» география не имеет ни малейшего значения. Европа в культурно-историческом смысле – место эволюции и жизни германо-романской цивилизации. Европа сама и есть германо-романская цивилизация, эти слова – синонимы. Сегодня, когда говорят о мировой цивилизации, общечеловеческих ценностях и прочем подобном, имеют в виду всё ту же германо-романскую цивилизацию. Но принадлежит ли Россия к Европе? Нет, – отвечает Н. Я. Данилевский. Россия принадлежит к русской цивилизации и никакой другой.
В силу геоклиматических особенностей жители Европы получали с одной земельной единицы больший прибавочный продукт, нежели жители России. Соответственно, они могли вкладывать в развитие ремёсел, торговли, армии, искусства больше средств без особого ущерба своему благосостоянию; экономика двигалась в сторону капитализма, социальная жизнь – индивидуализма. В России же складывалась экономика «семейного» типа, а основой социума стала община.
До широкого развития мореплавания германо-романская цивилизация расширялась на восток, выдавливая жителей занимаемых ими земель ещё восточнее. И поныне встречаются в Восточной Германии полабские славяне; поныне целые деревни русинов стоят в Чехии и на Карпатах… Нечего и говорить, что они попали сюда не в результате какого-то «встречного» движения, а представляют собою остатки прежнего населения этих земель.
Затем германо-романцы пересели на морские корабли: вся Америка, Африка и Азия были поделены между ними. Когда жаркие и тёплые страны были захвачены, они обратили внимание и на Россию. Но здесь уже сложилась своя государственность!
На международном уровне никакая страна не желает воспитывать себе конкурента.
Всегда, когда предоставляется возможность, соседи силовыми или другими методами подчиняют своей воле слабых, вплоть до уничтожения их государственности. Чем, как не давлением, была военная блокада Московии, её отсечение от внешних рынков западными странами, прежде всего Швецией и Польшей в XVI веке? Или, например, Турция поддерживала крымчаков в их набегах на Россию. А Россия поддерживала казаков в их нападениях на турецкую и иранскую территорию, не позволяя им своевольничать у себя.
Русские витязи били крымчаков не в Крыму, а в Москве. В 1612 году русские ополченцы били поляков не в Варшаве или Кракове, а опять-таки в Москве. Со шведами пришлось драться не у стен Стокгольма, а у Полтавы. Французов выгоняли не из Парижа, и из всё той же многострадальной Москвы. В середине ХХ века дошли до Берлина, двигаясь за отступающей немецкой армии… от Москвы!
Вот какова была наша история: России постоянно приходилось отбиваться от тех, кто желал её сожрать, и ДЛЯ ЭТОГО приходилось расширять территорию, ибо из-за скудости прибавочного продукта плотность населения в изначальной Московии была вдвое, а то и втрое меньшей, нежели в Германии или Франции.
Ещё один важнейший фактор для каждой страны – поведение высшей знати, политической и финансовой элиты. Для России оно имеет критическое значение. Оценивать деятельность высшей власти можно и нужно не по заявлениям, призывам и праздникам, а лишь по тому, насколько в результате её действий поддерживается обороноспособность. Скажем, при Екатерине II «гром победы, раздавайся» гремело во всех залах, а когда сменивший её Павел провёл ревизию, оказалось, что армия в жесточайшем кризисе!
Причина в том, что от Петра до Павла не элита была в кулаке высшей власти, а наоборот: царицы подчиняли интересы страны интересам жадной и самовластной элиты. А ведь, в отличие от Европы, дворянская вольница у нас недопустима; как только высшая власть начинает идти на поводу у элиты, начинается застой, кризис, развал!
14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов. Планировалось не дать сенаторам присягнуть новому царю (Николаю), и заставить их издать манифест к русскому народу, в котором объявить о низложении прежней власти, о создании временного правительства, о ликвидации крепостного права. Также заговорищики намерены были требовать провозглашения свободы печати, вероисповеданий, равенства граждан перед законом, уничтожения рекрутчины и т. п. Если посмотреть с точки зрения устойчивости государства, то победа этих людей разрушила бы эту устойчивость, с совершенно непредсказуемыми последствиями.
Ричард Пайпс в книге «Россия при старом режиме» писал:
«Такие господа [высшая знать] настолько были поглощены погоней за наслаждениями, что почти не интересовались политикой. В 1813—1815 гг. многие молодые отпрыски этих богатых семейств побывали в Западной Европе с оккупационной армией и вернулись домой, заражённые идеями либерализма и национализма. Именно они основали в России общества, подобные немецкому Tugendbunde, и, вдохновившись восстаниями либерально настроенных офицеров в Испании, Португалии и Неаполе, попытались в 1825 г. покончить с абсолютизмом в России. Однако у восстания декабристов не было исторических предпосылок… Оно было большим потрясением для знатных семейств, которые не догадывались о его приближении и ума не могли приложить, что за безумие обуяло их молодую поросль. В общем, богатейшие дворяне предпочитали наслаждаться жизнью и не задумывались о своём собственном завтрашнем дне, не говоря уж об общественном благе».
Понимание Пайпсом «общественного блага» для России весьма своеобразно. Он, – вроде бы демократ, – полагает, что только дворянская элита знала, что для России благо, а что нет. Мнение народа не учитывается им никак!
На всём протяжении русской истории элита сделала три серьёзные попытки, отстоявшие на столетие друг от друга, пойти против самодержавия и стеснить его неограниченную власть. Первая имела место в Смутное время, когда группа бояр вступила в соглашение с польской короной, предложив сыну польского короля российский трон, если он обещает править на их условиях. Поляки согласились, но народное ополчение их выгнало из России, и договор был аннулирован.
Затем, в 1730 году группа сановников из Верховного Тайного Совета, среди которых выделялись князья Голицыны и Долгорукие, потребовали от императрицы Анны Иоанновны подписания «кондиций», резко ограничивавших её власть. Императрица условия подписала, однако после вступления на царствование отклонила их по наущению рядового дворянства и вернулась к неограниченному самодержавному правлению. В тот судьбоносный момент представитель провинциальных дворян так выразил их опасения: «…кто же нам поручится, что со временем вместо одного государя не явится столько тиранов, сколько членов в [Верховном Тайном] Совете, и что они со своими притеснениями не увеличат нашего рабства». (См. Д. А. Корсаков, «Воцарение Императрицы Анны Иоанновны», Казань, 1880, стр. 93.) Наконец, в декабре 1825 года группа офицеров из виднейших фамилий (весьма возможных будущих тиранов) попыталась совершить дворцовый переворот. Восстание было мгновенно подавлено.
Интересно, что сам же Пайпс пишет:
«Все эти три попытки имели известные общие черты. В каждом случае предприятие возглавлялось высшей элитой – потомками «родословных» семейств или богатыми нуворишами, отождествлявшими себя с западной аристократией. Действовали они на свой страх и риск, поскольку были не в состоянии заручиться поддержкой массы провинциального дворянства. Последние с большим подозрением относилось ко всяким конституционным предприятиям, в которых видело не тщение об общем благе, а хитро замаскированные интриги, нацеленные на установление олигархической формы правления».
Итак, с внешней стороны завладеть Россией желала западная аристократия, а изнутри – прозападно настроенная собственная, российская аристократия. Кто же мог бы им противостоять? Только царь и народ, состоящий из дворян и крестьян. Ведь более 90% всего дворянского сословия составляли бедные дворяне, у которых не было политических устремлений. Они пеклись больше о сиюминутном и материальном, оставляя политику царю. Как и крестьяне, сходно с которыми жили многие из них, они искали помощи у самодержавия и рассматривали всякую попытку либерализации порядка правления как происки магнатов, заботящихся лишь о своих собственных интересах.
Вот это и есть ключ к истории России: геоклиматические условия, внешнее окружение, и вечное противостояние царя и народа с одной стороны, и высшей элиты – с другой.
Литература
Алешковский М. Х. Первая редакция Повести временных лет. АЕ за 1967. М., 1969.
Алешковский М. Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971.
Артамонов М. И. Роль климатических изменений VIII—VII веков до н. э. в переселении киммерийцев и скифов в Азию и возвращение их в степи Восточной Европы в VI веке до н. э. В кн. «Этнография народов СССР. Л.: Наука, 1971.
Баггер Ханс. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М.: Прогресс, 1985.
Беляев И. Д. Крестьяне не Руси: исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. М.: ГПИБ, 2002.
Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2000.
Валянский С. И., Калюжный Д. В. Русские горки: возвращение в начало. М.: АСТ, 2004.
Валянский С. И., Калюжный Д. В., Недосекина И. С. Введение в хронотронику. М.: АИРО-ХХ, 2001.
Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI—XII веков. Васильевский В. Г. Труды, т. I. СПб.: 1908.
Великовский И. Миры в столкновении. Пер. С. Цебаковского. М.: Новая планета, Крафт+, 2002.
Водовозова Е. Н. На заре жизни. В 2-х т. М.: Худож. лит., 1987.
Государи из Дома Романовых, 1613—1913. М.: изд. И. Д. Сытина, 1913.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
Давиденко И., Кеслер Я. Книга цивилизации. М.: Эко-пресс, 2001.
Давиденко И. В. Ложные маяки истории. Историческая фантазия. М.: Эко-пресс, 2000.
Дикий А. Неизвращенная история Украины-Руси. Нью-Йорк,1960.
Забелин И. Е. История города Москвы. М.: Столица, 1990.
Записки Императрицы Екатерины Второй. (Факс. изд. Суворина, СПб., 1907) М.: Орбита, 1989.
Захаров В. Н. Западноевропейские купцы в России. Эпоха Петра I. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.
Калюжный Д., Кеслер Я. Другая история Московского царства. М.: Вече, 2003.
Калюжный Д. В., Ермилова Е. Э. ДЕЛО и СЛОВО. Будущее России с точки зрения теории эволюции. М.: Алгоритм, 2003.
Кеслер Я. Русская цивилизация. М., Экопресс, 2002.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I, M.: 1954. Т. II, M.: 1957.
Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет, 1997.
Крюков Е. И. Порочное зачатие истории в 2-х томах. Волжский, Старая башня, 2002.
Кушнир А. Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учебное пособие. Том первый. М.: Рипол классик, 1999.
Мазуркевич С. А. Энциклопедия заблуждений. История. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Марасинова Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века. М.: РОССПЭН, 1999.
Маржерет Ж. Состояние Российской империи и Великого княжества Московского. В кн.: Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1986.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 2001.
Милюков Н. П. Очерки истории исторической науки. М.: Наука, 2002.
Миронов Г. Е. Государи и государевы люди. Портреты в контексте истории. М.: Март, 1999.
Морозов Н. А. Новый взгляд на историю Русского государства. М.: Крафт+ЛЕАН, 2000.
Московское государство. Век XVI. Сост., предисл. и коммент. С. Елисеева. М.: Молодая гвардия, 1986.
Мусский И. А. 100 великих диктаторов. М.: Вече, 2000.
Никитин А. Л. Инок Иларион и начало русского летописания. М.: Аграф, 2003.
Островский А. В. Универсальный справочник по истории России. СПб.: Паритет, 2000.
Павлов-Сильванский Н. П. Государевы служилые люди. М.: Крафт+, 2001.
Пайпс Ричард. Россия при старом режиме. М., Независимая газета, 1993.
Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СП б.: Евразия, 2000.
Петрухинцев Н. Н. Царствование Анны Иоанновны: формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота. 1730—1735 г. СПб.: Алтейя, 2001.
Повесть Временных лет. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: Наука, 1999.
Полищук В. В. О бореальных элементах фауны черноморского бассейна. Гидробиологический журнал, т. 14, № 4, 1978.
Полищук В. В. О значительном позднеголоценовом подъёме уровня Чёрного моря и происхождении северных элементов в его фауне. Гидробиологический журнал. Т. XX, № 4, 1984;
Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и некоторые более мелкие сочинения. М.: 1911.
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах, изд. четвёртое. Тома 7 и 8. Л.: Наука, 1978.
Российская государственность в терминах. IX – начало ХХ века. М.: Крафт +, 2001.
Россия XV—XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1986.
Россия это сама жизнь. Свидетельства иностранных путешественников, дипломатов, политиков, мыслителей о нашей Родине. Автор-составитель Р. Балакшин. М.: СканРус, 1999.
Русская нефть, о которой мы так мало знаем Сост. А. Иголкин, Ю. Горжалцан. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. М.: Советская Россия, 1987.
Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963.
Сергеев В. И. Павел I. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.
Солоневич И. Л. Наша страна. ХХ век. М.: изд-во журнала «Москва», 2001.
Социальная психология. Под редакцией А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Academia, 2001.
Страницы Российской истории / Авт. – сост. П. П. Афанасьев, М.: издательство МАИ, 1995.
Струмилин С. Г. К вопросу об экономике петровской эпохи. В кн. «Полтава. К 250-летию
Полтавского сражения». Сб. статей под ред. Бескровного Л. Г. и др. М.: 1959.
Табов Иордан. Когда крестилась Киевская Русь? СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
Татищев В. Н. История Российская, т.1, М-Л.: Наука, 1962.
Торопцев А. Москва – Путь к Империи, 1147—1709. М.: «Тверская, 13», 1999.
Успенский сборник XII—XIII вв. М.: 1971.
Френкель З. Г. Волостное самоуправление. М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 1999.
Хьюз Линдси. Царевна Софья. СПб.: Гранд, 2001.
Цветков С. Э., Карл XII. М.: Центрполиграф, 2000.
Шахматов А. А. Повесть временных лет. Т. 1. Вводная часть. Текст. Примечания. Пг., 1916.
Широкорад А. Б. Русско-турецкие войны. (Библиотека военной истории). Минск – Харвест, М.: АСТ, 2000.
Энглунд Петер. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М.: Новое литературное обозрение, 1995.
Примечания
1
А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений в десяти томах, изд. четвёртое, том 7 «Критика и публицистика», Л.: «Наука», 1978, стр. 100.
2
Атомная энергия – более 50 лет, радио менее 20 лет, а возникли с разницей в несколько лет. Дело в том, что атомная энергетика, в отличие от радио, потребовала изобретения надёжной защиты исследователя.
3
Общий геополитический выигрыш викингов был обеспечен в большей степени применением прекрасного корабля, драккара, нежели конницы.
4
Напоминаем, что мы приводим в своей книге традиционные даты. Химическое материаловедение позволяет сделать вывод, что за 800—1000 лет бумага, как термодинамически неравновесный материал, обязана истлеть полностью, – конкретные сроки зависят от условий хранения. Поэтому бумажных памятников ранее XI века быть в принципе не может, как и пальмовых и прочих листьев, на которых, говорят, писали древние индусы. Была ли бумага в Китае II века, или в Таджикистане VIII века, или нет, – она сохраниться не могла, она должна была рассыпаться в силу своей неравновесности. Это – термодинамика, одна из самых фундаментальных естественных наук. С ней, как сказал Больцман, не поспоришь. Так что «найденные» бумажные образцы к VIII веку не могут относиться никак.
5
В этот список можно добавить версию А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского, что русские – это татаро-монголы.
6
См. Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916, с. 1—26 (Памятники древней русской литературы, вып. 2-й).
7
Фаблио и фацеции – тип коротких комических повестей в стихах, побасёнки. Характерны для средневековой Европы XII—XIII веков.
8
Интереснейшие подробности о крещении Руси, а также о происхождении Бориса и Глеба, приведены в книге Йордана Табова «Когда крестилась Киевская Русь?» (СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003).
9
Тех, кто особо интересуется этой темой, отсылаем к книге А. Л. Никитина «Инок Иларион и начало русского летописания», выпущенной в Москве издательством «Аграф» в 2003 году. Правда, маленьким тиражом.
10
См., например, Rampino M.R., Self S., Stothers R.B. Volcanic winters. – Annual Review, of Earrth and Planetary Sc. Lett., 16, 1988, p. 73—99, или работы Raynaud D. The total gas content in polar ice core. – The climatic record in polar ice. Cambridge, 1983, p. 79—82.; и Gerlach T.M., Graeber E.J. Volatile budget of Kilauea volcano. – Nature, v.313, N6000, 1985, p. 273—277.
11
Спас-Чигасов монастырь (Спасочигасовский пер.). Упоминается в летописи под 1483 годом: «заложи церковь кирпичну Спас Святой за Яузой игумен Чигас» (ПСРЛ, VI, 234; XX, 349). Под 1547 годом в Никоновской летописи указано: «загорешася за Яузой на Болвановке… и церковь Спаса выгоре в Чигасове монастыре» (ПСРЛ. XIII, 152).
Церковь Никиты – ул. Володарского, бывш. Швивая горка. Время основания неизвестно. В Летописи Никита святой «иже за Яузой» впервые упоминается под 1476 годом (ПСРЛ, VIII, 182). Под 1533 годом говорится: «…взошла туча велика страшна… и за Яузою у церкви святаго мученика Никиты прошибе стену…» (ПСРЛ, VIII, 283; XIII, 69).
12
«По полям рассеяны какие-то дикие животные, самцы и самки, чёрные, с лицами землистого цвета, сожжённые солнцем, склонившиеся к земле, которую они роют и ковыряют с непреодолимым упорством; у них как будто члено-раздельная речь, а когда они выпрямляются на ногах, то мы видим человеческое лицо; и действительно, это – люди. На ночь они удаляются в свои логовища, где питаются чёрным хлебом, водой и кореньями; они избавляют других людей от труда сеять, обрабатывать и собирать для пропитания, и заслуживают того, чтобы не терпеть недостатка в хлебе, который сами сеют» (пер. с франц.). Лабриер. Характеры.
13
См. «Россия это сама жизнь. Свидетельства иностранных путешественников, дипломатов, политиков, мыслителей о нашей Родине». М: СканРус, 1999.
14
Иностранное польско-немецкое слово было выбрано не только из-за пристрастия Петра к иноземным терминам, но и потому, что термин дворянин обозначал сравнительно невысокий чин и тот, кто из дворян был возведён в чин боярина, уже не назывался дворянином. В последние годы царствования Пётр в указах пользовался уже термином дворянство, и это наименование ко времени Екатерины II вытесняет наименование шляхетства.
15
Некоторые виды красок, химикалий, а также хлопчатобумажных материй, список которых приведён ниже, могли производиться и в восточных странах. В этом случае западноевропейские купцы доставляли их в Россию в качестве реэкспорта из своих стран.
16
Не исключено, что «крепкая водка» – это азотная кислота. товары»)
17
В разделе «Б» указаны только те товары, которые иноземцы покупали на ярмарке у русских купцов. Кроме того, торговые иноземцы покупали ДРУГ у друга европейские товары (обычно для собственного потребления), а также ими приобретались восточные товары непосредственно у армянских купцов – главным образом это шёлк-сырец, торговля которым составляла привилегию армян, объединившихся в так называемую Джульфинскую компанию. Здесь не отмечены и купленные иностранцами товары, находившиеся в казённой монополии (поташ, смольчуг, икра и т. п.), так как эти сделки не фиксировались в выписях Архангельской таможни.
18
Начавшая создаваться при Петре Мариинская система каналов, связавших Каспий с Архангельском, существует до сих пор.
19
Бурхард Кристоф Миних (1683—1767) на русской службе с 1721 года.
20
Раньше нефть перегоняли («передваивали») в лабораторных колбах и продавали в аптеках. А кто первым в России построил заводскую установку по переработке нефти, до сих пор неизвестно.
21
1913 год.
22
Бунчук – знак гетманского достоинства.
23
А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений в десяти томах, изд. четвёртое, Л.: «Наука», 1978, том 8, стр. 91—92.
24
Домашний палач кроткой Екатерины (сноска Пушкина).
25
Там же, стр. 91—92.
26
Я воскрес и начинаю мстить.
27
Том 8, стр. 91.
28
Исходная беллетристика – «Задонщина», написана в середине XVII века.
29
Его императорского величества.
30
Население тогдашней России.
31
Цит. по: Болотов А. Т. Любопытные и достопамятные деяния и анекдоты государя императора Павла Перваго. Часть I // Памятник претекших времён или краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах. М.: 1875, стр. 10—11.
32
Гавайи – исконно русское владение; если Аляску в дальнейшем официально «продали» Штатам, то Гавайи США занимают не по праву, и даже не вносят России арендную плату!
33
Согласно записи в дневнике А. С. Пушкина от 21 мая 1834 года, П. И. Полетика рассказал ему анекдот об Александре I: будто бы император собирался дать России свободу и конституцию, а затем отречься от престола и уехать в Америку.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: iasmer (10 июня 2023 23:00) Статус: |
К уровню выдающихся историков недавней современности.
Цитата *:
"Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО» В. Л. Янин датирует всю эту группу временем киевского княжения Святополка Изяславича (1093—1113) и предлагает персональную атрибуцию большинству печатей, связывая их как с князьями, так и с митрополитами. Что касается истолкования самого термина «ДЬНЪСЛОВО», то, отметив большое число вариантов его написания, отражавшего фонетические особенности произношения, он пришел к выводу, что грамматическая структура надписи оставалась непонятной резчикам отдельных матриц. В. Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н. П. Лихачевым, — «внутри слово», отметив при этом, что лингвистические возможности истолкования печатей полностью исчерпываются этим подстрочником".
Ъ! Если это уровень 2-х академиков-историков, начинаешь немного пугаться – велик шанс, что и остальные исследования уважаемых людей выполнены на столь же высоком уровне. Таинственная надпись переводится с болгарского как «ДОСЛОВНО», т.е. печать подтверждает, что содержимое заверенного документа передано ДОСЛОВНО. – прим. Читателя
--- * Глава 3. Сфрагистика, в кн. Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин; под ред. Г.А. Леонтьевой. - Москва : Гуманитар. изд. центр Владос, 2003 (Ульяновск : Обл. тип. ГПП Печ. Двор). - 365 с.: ил., табл., факс.; 21 см. - (Учебник для вузов (УВ)).; ISBN 5-691-00495-6 (в пер.)
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 950
Рейтинг поста:
Цитата *:
"Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО»
В. Л. Янин датирует всю эту группу временем киевского княжения Святополка Изяславича (1093—1113) и предлагает персональную атрибуцию большинству печатей, связывая их как с князьями, так и с митрополитами. Что касается истолкования самого термина «ДЬНЪСЛОВО», то, отметив большое число вариантов его написания, отражавшего фонетические особенности произношения, он пришел к выводу, что грамматическая структура надписи оставалась непонятной резчикам отдельных матриц. В. Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н. П. Лихачевым, — «внутри слово», отметив при этом, что лингвистические возможности истолкования печатей полностью исчерпываются этим подстрочником".
Ъ! Если это уровень 2-х академиков-историков, начинаешь немного пугаться – велик шанс, что и остальные исследования уважаемых людей выполнены на столь же высоком уровне.
Таинственная надпись переводится с болгарского как «ДОСЛОВНО», т.е. печать подтверждает, что содержимое заверенного документа передано ДОСЛОВНО. – прим. Читателя
---
* Глава 3. Сфрагистика, в кн.
Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин; под ред. Г.А. Леонтьевой. - Москва : Гуманитар. изд. центр Владос, 2003 (Ульяновск : Обл. тип. ГПП Печ. Двор). - 365 с.: ил., табл., факс.; 21 см. - (Учебник для вузов (УВ)).; ISBN 5-691-00495-6 (в пер.)