Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Калюжный Д., Кеслер Я. Другая история Российской империи

Калюжный Д., Кеслер Я. Другая история Российской империи


17-02-2010, 10:48 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (6 182)

Екатерина Великая

Униженная Швеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарность русского народа. Но со временем история оценит влияние её царствования на нравы, откроет жестокую деятельность её деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетённый наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки её в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами её столетия – и тогда голос обольщённого Вольтера не избавит её славной памяти от проклятия России.

А. С. Пушкин.

Жизнь деревни

Пришло время сопоставить многочисленные и многообразные источники, раскрывающие с разных сторон жизнь деревни, чтобы дать правдивый рассказ о русских крестьянах той поры. Сохранилось множество описаний современников, подробных ответов на программы различных научных обществ XIX века, решений общинных сходок, прошений, писем и других документов, по которым можно очень подробно представить жизнь старой деревни. Рассмотрим же некоторые из них, используя сведения, сообщённые в интереснейшей книге М. М. Громыко «Мир русской деревни».

Для начала удивимся: откуда взялось представление о невежественности крестьянина? Вырастить даже одно, самое неприхотливое растение – отнюдь не простой исполнительский труд. А в крестьянском хозяйстве столько разных культур, и каждая со своим норовом, столько разных оттенков погоды, почвы, ландшафта, и всё это надо знать и учитывать, если не хочешь, чтобы ты и семья твоя голодали. Сам годовой цикл земледельческих работ так многообразен и сложен, а природа вносит столько неожиданного в каждый следующий год, что поистине огромным объёмом знаний должен обладать каждый пахарь, чтобы хорошо справляться со своей задачей.

Не по плечу была бы такая задача отдельному человеку, если бы не опирался он на обширный и длительный коллективный опыт, приспособленный к тому же к конкретной местности и постоянно проверяемый и улучшаемый, опять-таки коллективно!

Вся практика крестьянского хозяйства отличалась гибкостью, приспособляемостью к конкретным условиям и вниманием к тончайшим деталям в обработке почв, в уходе за культурами, в сборе урожая. Примечательно, что помещики в инструкциях своим управителям указывали: «Поступать во всём так, как крестьяне обычаи имеют свой хлеб возделывать». Мы приводили несколько ранее оценку сообразительности, сметливости или, говоря современным языком, интеллектуальных возможностей русского крестьянина, данную в 1834 году А. С. Пушкиным: «О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия».

К этой оценке гения очень близка характеристика крестьян Пошехонского уезда, данная уроженцем этих мест священником А. Архангельским в этнографическом описании района:

«Здешние крестьяне не так образованы, как в других местах, напр., в уездах Ярославском, Углицком, Романовском, Борисоглебском и Рыбинском, потому что они по большей части проживают дома и ездят в Пошехонь, Мологу и Рыбинск только по своим надобностям. Впрочем, несмотря на необразованность, они одарены хорошими умственными способностями…

Кроме того, здешний народ весьма деятелен и трудолюбив, так что без какого-нибудь дела… не может пробыть даже в воскресные дни. Поэтому после каждого праздника он очень скучает о том, что несколько дней сряду был в праздности и бездействии. Память, внимание и понятливость здешнего народа доказываются ещё и тем, что молодые люди очень скоро перенимают незнакомые им песни, и старые очень хорошо помнят те, которые часто пелись во время их молодости. Сметливость здешних жителей видна из того, что они мастера считать, и считают быстро, даже без счётов. Они смышлёны: все почти здешние крестьяне сделают всё, что ни увидят, не хуже мастера… В этом отношении женщины не уступают мужчинам».

В другой части очерка этот же автор заметил: «Почти все крестьяне здешнего округа умеют во всё вникать и скоро понимать то, чему учатся или что хотят узнать; они также очень трудолюбивы и проворны». Всё это сказано о пошехонцах, сочинивших о себе целую серию забавных историй, создавших им репутацию непутёвых и проказливых чудаков. К сожалению, из-за злой сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина они ассоциируются теперь с самыми тупыми и дикими людьми.

А вот – из описания сельских жителей Каширского уезда, сделанного священником П. Троицким для Географического общества:

«Действительно, здешним жителям нельзя не отдать в некоторых отношениях преимущества. Так, здешний житель готов вступить в разговор с кем угодно и, если нужно, рассуждать о всяком предмете, не превышающем круга его познаний. В нём есть и сметливость, потому что он вовремя умеет молчать и вовремя высказать, что нужно: есть и рассудительность…»

Автор последней характеристики склонен был считать названные им свойства преимуществом крестьян именно своего края. А этнограф Н. А. Иваницкий, описывавший вологодских крестьян 80-х годов XIX века, решительно распространил своё определение на всех русских:

«Что этот народ в общем умён, хитёр и остроумен, как вообще великорусское племя, – об этом повторять нечего».

«Повторять нечего!» – и действительно, мы встречаем подобные утверждения в ответах, поступавших в научные общества из самых разных районов России. И не только в корреспонденциях, составленных по программам обществ, но даже в отчётах государственных учреждений. Вятская губернская палата государственных имуществ, например, неоднократно отмечала прилежание вятских крестьян и их «переимчивость» ко всему новому, полезному в хозяйстве. О сметливости крестьян писали в официальном обзоре Рязанской губернии и других документах.

Даже князь В. Ф. Одоевский – эстет, склонный к элитарному мышлению, человек энциклопедической европейской образованности, не мог не отметить «чудную понятливость русского народа».

Нередки рассказы о самоотверженности на пожере, готовности помочь другому человеку, ведь пожар – частое бедствие для деревянной русской деревни.

Повсеместно проявлялось гостеприимство к чужим, попросившим крова, в том числе и нищим. Просто удивительно, какое большое количество упоминаний о распространении милосердия, милостыни, гостеприимства у русских крестьян всей территории России встречается в документах XVIII—XIX веков. «Нищему никогда не откажут ни в хлебе, ни в ночлеге», – сообщали из Вельского уезда Вологодской губернии. «Нищие в редком доме получают отказ», – утверждал информатор из Пошехонского уезда Ярославской губернии. «Очень гостеприимны и внимательны к нищим и странникам», – писали из Белозёрского уезда Новгородской губернии. В последней информации подмечено, что наибольшим гостеприимством и радушием к постороннему человеку отличаются крестьяне «среднего и бедного состояния», хотя есть и утверждения, что как раз зажиточные крестьяне больше принимают просящихся на ночлег, и обязательно накормят при этом. Можно сделать вывод, что гостеприимны были все крестьяне. И в самом деле, в рассказе 1849 года о нравах помещичьих крестьян сёл Голунь и Новомихайловское Тульской губернии (Новосильский уезд) отмечалось равное гостеприимство всех крестьян:

«При такой набожности ни у кого, по выражению народному, не повернётся язык отказать в приюте нуждающемуся страннику или нищему. Лавку в переднем углу и последний кус хлеба крестьянин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять заимообразно, или пропитываться трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему».

Таков высокий образец нравственности наших предков: даже тот крепостной крестьянин, который сам стоял на грани обнищания, делился со странником – чужим ему человеком.

Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Житель Шадринского уезда Пермской губернии Андрей Третьяков так писал в 1852 году:

«Похвальная черта в характере жителей – общественность и соревнование к своевременному отправлению полевых работ… Господствующие добродетели суть: трудолюбие и воздержание от хмельных напитков. Гласно и колко смеются все над тем, кто по своей лености затянул пар, то есть в надлежащее время не вспахал, или кто зимней порой не успел окончить молотьбу до талицы».

Судить о умелости и сноровке крестьянина позволяли результаты ведения хозяйства и прочих работ. Так, мнение односельчан о девушке как о работнице, непременно учитывающееся при выборе невесты, складывалось не только при наблюдении за её работой. У всех на виду была её одежда собственного изготовления, украшенная в праздничные дни сложным рукоделием. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр женщинами девичьего рукоделия.

Большое значение для развития нравственной дисциплины, для совершенствования силы воли, умения ограничить себя, соблюсти запрет имела система представлений и норм поведения, связанных с постами. Дети с малых лет приучались понимать, что не всё, что хочется, дозволено. Воспитывалось понятие о превосходстве духовного начала в человеке над телесным. В пример детям и взрослым ставились те, кто постился особенно строго. Считалось, что человек тем и отличается от животного, что «сила духа в нём позволяет одолеть хотение». Большим уважением пользовались у односельчан те из разбогатевших крестьян, которые вкладывали свои средства в строительство церкви. В фондах Синода и консисторий сохранилось немало дел о строительстве церквей, предпринимаемом отдельными крестьянами. Случалось, что общины участвовали своими средствами даже в строительстве монастырей. Обратимся к интересному архивному делу из Кубанского края. Это решение (приговор) сходки станицы Пшехской от 1882 года, с ходатайством об открытии на землях, подведомственных Пшехской общине, Александровского женского монастыря сестёр милосердия, в память императора Александра II. Своё участие в создании монастыря община оговаривает условием: «учредить из монастыря крёстный ход в станицу нашу ежегодно 30 августа (Александров день), которой должен быть там до 9-го сентября (день после Рождества Богородицы)».

Широко распространённой причиной отлучек крестьян из общины по всей территории расселения русских был уход на богомолье. «Пообещал помолиться и молебен отслужить… образу пресвятыя Богоматери Одигитрии что на Оболаке» и отпущен на «срок за поруками», – указывали, например, конкретную цель поездки крестьян, отправлявшихся на поклонение почитаемой в Сибири Абалакской иконе Богоматери в монастырь под Тобольском. Из деревень Егорьевского уезда (Рязанская губ.) в Москву на богомолье ходили группами по 10-15 человек весной и осенью; в Киев выбирались лишь единицы; в местные монастыри ходили, по сведениям жителя этих мест, «почти все крестьяне». В Орловском уезде Орловской губернии было принято отпускать крестьян на богомолье в соседние уезды; в Троице-Сергиеву лавру ходили отсюда «по обещанию»; отдельные крестьяне отправлялись в Киев. Из Змиевской волости Орловского уезда на богомолье отпускали весной – в Киев или в Белобережскую пустынь, что в Карачёвском уезде, в 150 вёрстах от села Змиёва. Из села Петушкова и окрестных деревень крестьяне ходили на богомолье тоже в Белобережскую пустынь и в Киев.

Рассматривая народное благочестие в отдельных его проявлениях, следует помнить, что в действительности религиозность крестьян была очень цельной, слитной с их образом жизни. Для большинства крестьян вера служила основой самого их существования, способом жизни. Искренне верующий человек просто не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал созданием Божиим, или отказать в помощи нуждающемуся. Также и в повседневных молитвенных обращениях для него сливались воедино и отношение к иконе святого, и знание его жития, и заказ молебна в сельском храме, и стремление отправиться в дальнюю обитель к чудотворному его образу.

Местному мастеру можно было заказать конкретную икону, чтобы обращаться с молитвой к опредеённому святому. Образы Зосимы и Савватия, например, просил пасечник, святого Пантелеймона заказывали для исцеления от болезней, Николая Угодника – отправляясь в плавание и т. д. А постоянное созерцание высоких образцов профессионального иконописания в сельских церквах служило источником духовного и эстетического воспитания, развивало вкус. Прежде, чем вернуться нам к истории государственности российской, поговорим и о патриотизме крестьян.

Вопреки традиционным представлениям, крестьянская жизнь старой России была буквально пронизана патриотизмом. С позиций интересов Отечества оцениваются события, деятели, отдельные поступки. Конечно, так было не всегда, но с некоего момента понятия «Святая Русь», «своя сторона», «государство Российское», «земля святорусская», «Россиюшка», «мать Россия», как обозначения Отечества, часто встречаются в исторических песнях и всегда с теплом, любовью, заботой, гордостью или тревогой. Мы с вами добрались в нашей книге до начала правления императрицы Екатерины II, – позвольте перенестись на полстолетия вперёд.

Вот несколько вариантов зачина народных песен, посвящённых Отечественной войне 1812 года:

Мать Россея, мать Россея,

Мать россейская земля.

Про тебя, мати Россея,

Далёко слава прошла.

Или:

Мать российская земля

Много крови пролила.

Святорусская земля

Много горя приняла,

Прошла слава про тебя!

Хороши, по представлениям крестьян, те государи, полководцы, генералы, бояре или солдаты, которые действуют на пользу Отечества. Осуждение бояр или дворян, как правило, в песнях, преданиях, разговорах связывалось с их изменой Отечеству.

Считается, что в национальном виде патриотическое чувство впервые проявилось в XV веке во Франции. Французы и англичане принадлежали тогда к одной и той же церкви, имели один и тот же феодально-монархический строй, одни и те же основы быта. Столетняя война между ними была династической, между Валуа и Плантагенетами за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало-помалу пробудили у французов чувство своей народности и вызвали, наконец, откровение национальной идеи. Жанне д’Арк приписывают простую и ясную формулу чисто национального патриотизма: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу.

На Руси, возможно, до войны с поляками начала XVII века, а кое-где и до 1812 года большинство крестьян (христьян) так и считали себя христианами, а никакими не русскими. Требовались определённые причины, чтобы перейти к национальной идентификации. Заметим, что элита старой России гордилась своим иноземным происхождением, не желала вникать в крестьянскую культуру, и в некий период вся сплошь говорила на французском языке. А кстати, и положение в российской науке того времени характеризуется явным засильем чужеземцев. Почему у нас было так, а не иначе – тема для отдельного разговора; а здесь только скажем, что и народы России в своё время, как и другие народы Европы, пришли к национальному патриотизму.

Идеал смелого, сильного, верного Отечеству воина, надёжного товарища проходит через весь русский фольклор – от былин до поздних солдатских песен, темы которых были близки крестьянству. Как правило, героями в них выступали солдаты, государь был символом, знаменем Отечества, а если возникала «критическая» тема, она направлялась против «господ», но не царя.

Прочно бытовало в крестьянской среде представление, что «если умрёшь на войне за Христову веру, то Господь грехи отпустит».

Война 1812 года особенно показала высокий уровень национального самосознания крестьянства. Специально исследовавший этот вопрос молодой историк А. В. Буганов сообщает вот какое мнение о народных песнях 1812 года: «В центре изображения песен, независимо от места их создания, остаётся судьба России как единого целого. Осознание общенациональных интересов явно преобладает над возможным местным влиянием». Впрочем, о том же говорит и крестьянское партизанское движение, добровольные вступления в ополчение и армию в 1812 году, пожертвования крестьян на нужды войны.

М. М. Громыко пишет: «По мнению специалистов по военной истории, народное ополчение охватывало больше населения, чем партизанские отряды. Основной контингент ополченцев составляли крестьяне. Кроме смоленских, московских, калужских, в ополчении участвовали и крестьяне районов, которых непосредственно война не коснулась, – Костромы и Нижнего Новгорода, Вятки и Пензы, Дона и Урала».

Известно, что в ходе войны проявлялись и классовые интересы крестьян – отказ некоторых из них повиноваться помещикам, слухи об освобождении от крепостной зависимости участников ополчения. Но первоочередной задачей для подавляющего большинства всё же было освобождение Отечества, изгнание иноземных завоевателей. И за сим вернёмся к истории воцарения Екатерины.

Первая половина царствования

1762, 17 июля (по юлианскому календарю 06 июля). – Манифест Екатерины, официально объявляющий об отречении Петра III, который при таинственных обстоятельствах убит в Ропше Алексеем Орловым. Август. – Сенат утверждает происшедший Государственный переворот. Сенат принимает Указ об отмене всех монополий. Сентябрь. – Екатерина II коронована в Москве. Раскрыт заговор Хрущёва – Гурьева с целью её свержения и возведения на престол Ивана Антоновича, отстранённого от власти Елизаветой Петровной в 1741 году, и по-прежнему томящегося в Шлиссельбургской крепости.

Историки не перестают удивляться, почему Екатерина II не отменила заключённый её мужем очень непопулярный в России мир с Пруссией и не добила Пруссию. Можно предположить, что этот мир стал её тактической уступкой Европе. Но стратегически это был весьма дальновидный ход: имея в виду дальнейшее расширение страны на запад, юг и восток, гораздо лучше было иметь в тылу обессилевшую, но вынужденно дружественную Пруссию, нежели находиться под постоянной угрозой открытия второго фронта в Западной Европе со стороны Габсбургов, Англии и Франции.

Екатерина, которая писала, что «муж ей безразличен, но не безразлична российская корона», с поразительным хладнокровием не только блестяще провела операцию по захвату власти, но и максимально использовала своего недалёкого мужа, пока он сам был во власти. В её «Записках» имеются наставления-прописи для Петра III, данные ему ею перед кончиной Елизаветы: что он должен сказать и в какой последовательности при вступлении во власть и коронации, какие бумаги подписать и какие первейшие указы издать.

Его руками она подписала нужный ей мир с Фридрихом; его руками провела свой указ о вольности дворянству, и его же руками подписала популярный в народе, но гибельный для него указ о ликвидации Тайной канцелярии. Вольность дворянства она, придя к власти, немедленно подтвердила. А вот указ о ликвидации Тайной канцелярии был тут же отменён!

1763. – Восстановление Генерального штаба, которому поручено привести в боевую готовность армию после Семилетней войны, развернуть военное производство, построить арсеналы и казармы и устроить военные дороги. Отнятые Петром III у церкви земли передаются в ведение Коллегии экономики.

Март. – В Ростове схвачен архиепископ Арсений Мацеевич, публично выступавший против готовящейся секуляризации церковных имений и призывавший народ к неповиновению, требуя возвращения престола Ивану Антоновичу. Апрель. – Бирону возвращён титул герцога Курляндского в Митаве; его соперник принц Карл Саксонский свергнут.

В том же 1763 году был реформирован Сенат: его разделили на шесть департаментов со строго определёнными функциями, под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился своей главной функции – законодательной инициативы; это право фактически перешло к императрице.

В том же году умер польский король Август III, посаженный на престол ещё во времена Анны Иоанновны. После борьбы между магнатскими группировками Потоцких и Чарторыйских победили последние; они ориентировались на Пруссию. На престоле оказался их родственник, давний знакомец Екатерины Станислав Понятовский. Его правительство постаралось провести в разваливавшейся стране ряд реформ, однако эти попытки вызвали ожесточённое сопротивление со стороны других группировок шляхетства.

В конфликт вмешались Россия, Пруссия и Австрия. России был невыгоден раздел Польши и усиление Пруссии и Австрии за её счёт, Польша более устраивала её как буферное государство между нею и более сильными соседями. Но в дальнейшем Екатерина вынуждена будет пойти на раздел Польши: в 1772 году она подпишет об этом договоры с Пруссией и с Австрией, а пока, в апреле 1764, подписала с Пруссией договор о поддержке кандидатуры Станислава Понятовского на польский престол.

Июль. – Поездка Екатерины II в Курляндию. Очередное упразднение гетманского правления на Украине, управление которой передано Малороссийской коллегии под председательством П. А. Румянцева. Крепостное право распространяется на Украину.

1764, июль. – Иван Антонович убит при попытке В. Я. Мировича организовать его побег из Шлиссельбургской крепости. Запрещение употреблять телесное наказание священников (в 1771 распространено на дьяконов, в 1811 – на монахов). В 1764 году Екатерина II завершила секуляризацию духовных имений, начало которой положил Пётр I, и которую продолжил Пётр III. Указом от 26 февраля все крестьяне, принадлежавшие монастырям и архиерейским домам (более 900 тыс. душ мужского пола), были переданы в ведение Коллегии экономики. Вместо прежних оброков и повинностей они были обложены сбором в полтора рубля с души. Для монастырей и архиерейских домов были составлены новые штаты, и было положено отпускать им жалованье из Коллегии экономии. Кроме того, им были оставлены некоторые угодья.

А. С. Пушкин так оценивал религиозные реформы императрицы:

«Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени. Но, лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар просвещению народному. Семинарии пришли в совершенный упадок. Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностию. От сего происходит в нашем народе презрение к попам и равнодушие к отечественной религии; ибо напрасно почитают русских суеверными: может быть, нигде более, как между нашим простым народом, не слышно насмешек на счёт всего церковного. Жаль! ибо греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, даёт вам особенный национальный характер».

И, кстати, ещё из Пушкина:

«В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но ограждённое святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем, как между человеком и божеством. Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением. Екатерина знала всё это и имела свои виды».

Вышел указ о терпимом отношении к раскольникам.

Основан Северный союз Россия с Данией и Англией.

Расширены полномочия Сената через создание четырёх новых департаментов.

По почину императрицы, ещё в 1762—1763 издавшей манифест о привлечении иностранцев для колонизации русских земель и учредившей Канцелярию опеки иностранцев, Потёмкин призывает селиться в Новороссии и Крыму, наряду с русскими, немцев, шведов, греков, сербов, армян и евреев.

Целый ряд мер должен был раздвинуть рамки свободного предпринимательства: начав с отмены в 1762—1763 годах монополий «указных фабрикантов», в 1765-м Екатерина учредила Вольное экономическое общество.

1766. – Договор о дружбе и торговле с Англией. Мятеж уральских казаков.

Декабрь. – Манифест о созыве Комиссии по составлению нового Уложения.

1767, 07 июля (по юлианскому календарю 26 июня). – Опубликование «Наказа» Екатерины II на русском, французском, немецком и латинском языках. В нём императрица излагает специально для Комиссии по составлению нового Уложения свои политические теории, источниками для которых послужили труды Шарля Луи Монтескьё и Чезаре Беккариа.

Начался съезд в столицу депутатов. Не обходилось без случаев анекдотических.

Приведём, к случаю, письмо сибирского губернатора Дениса Чичерина: он писал брату своему, генерал-полицеймейстеру Николаю Чичерину, о двух таких депутатах:

«Поехали от меня два принца, получившие диплом на княжество от царя Годунова: один – Обдорский, а другой – Куновацкий Берёзовского ведомства, кочующие к самому Северному океану по устьям реки Оби. Выезд их по силе манифеста о депутатах, однако ж ни нужд, ни поверенности – ничего при себе не имеют, а только меня спросили: ездит ли государыня по улицам, и как им сказано, что изволит выезжать, то, упав в ноги, просили, чтоб я их, конечно, отправил. Желание их в том, чтоб в проезд увидеть государыню. И повезли в подарок 6 лисиц чёрных и дипломы с собой повезли ж объявить у вас: пущай знают, что мы князья, а не подлые. Не могу, братец, изъяснить, сколько здешние дикие народы искренности и верности имеют к государыне и как освящают всё то, где указ императрицы Екатерины Алексеевны написан; и так принуждён, когда в дикие улусы указы пишу, прописывать высочайшее имя. Как туда дойдёт, сходятся великими толпами с жёнами и детьми, целуют губами и лбом написанное имя и маленьких детей прикладывают; и тот день, когда в указе им имя государынино упомянется, великое торжество – вот что сделала милость государынина учреждением поясачной комиссии, что они спокойнейшею жизнию доставлены. Вы найдёте в сих моих принцах двух дикеньких зверьков, странных видом, странных и одеянием. По именному указу велено их, ежели полный ясак заплатят без доимки, дарить. Почему и подарил я их по сукну; и сделали себе платье своим покроем; знаю, как пойдут в Москве по улицам, запрут проезд, и дядьку с ними я послал. Как государыня изволит обо всех подробностях любопытствовать, то, кажется, не излишнее вам при случае об них донесть, может быть, не будет ли соизволение их видеть. Я за своих принцев ручаюсь, что не ударят себя лицом в грязь, фигуру сделают при дворе не хуже французских, а особливо танцевать и песни петь не итальянцам вашим чета; впрочем, братец, пожалуй их, приласкай и не оставь, особливо квартерою их снабди, по их дикости не могут найтить места».

31 июля (по юлианскому календарю 20 июля). – Первое заседание Комиссии по составлению нового Уложения в Москве. Всего в составе Комиссии 564 депутата, из которых 30% дворян, 39% депутатов от городов, 14% – от государственных крестьян, 12% – от национальных меньшинств, 5% от высших государственных учреждений, из них лишь один представитель духовенства. Крепостные крестьяне отсутствовали; их представляли помещики. Комиссии представлен 1441 наказ от избирателей. Среди прочих вопросов, по инициативе Екатерины один из либеральных дворян поднял вопрос об уничтожении крепостного права. Против этого не только восстало большинство дворянских депутатов, но и с претензиями на право владения крепостными выступили представители купечества. Через полтора года в связи с начавшейся русско-турецкой войной общие собрания прекратились, и хотя отдельные комиссии продолжали работать над проектами ещё в течение пяти лет, главная цель – разработка нового Уложения, – так и не была достигнута.

1767. – Инспекционная поездка Екатерины II по Волге, официально – в Казанскую губернию. Маршрут поездки вызывает немало вопросов, прежде всего о степени административной подчинённости южноволжских территорий. Объезжая свои владения, Екатерина II совершила поездку по Волге от Твери до Симбирска – а не до Самары, Саратова или Царицына, не говоря уже об Астрахани! При этом сопровождающих её в поездке иностранных послов не пустили даже в Нижний Новгород и под благовидным предлогом отправили назад.

Любопытно письмо императрицы к Панину от 22 мая о состоянии тогдашнего Нижнего Новгорода: «Сей город ситуациею прекрасен, а строением мерзок, только поправится вскоре, ибо мне одной надобно строить как соляные и винные магазины, так губернаторский дом, канцелярию и архив, что всё или на боку лежит, или близко того…»

Своё пребывание в Нижнем Новгороде Екатерина ознаменовала утверждением устава купеческой компании, «понеже купцы Нижнего Новгорода по разным злоключениям пришли в упадок, по собственному их признанию, того для захотела ныне во время прибытия в сей город дать повод к поправлению сего падшего города. Как известно, что все почти купцы малые имеют капиталы, а по той причине не могут расторговаться, то составить им компанию…» Из другого письма: «Чебоксар для меня во всём лучше Нижнего Новгорода». А Казань, куда приехали 26 мая, произвела самое благоприятное впечатление: «Мы нашли город, который всячески может слыть столицею большого царства; приём мне отменный; нам отменной он кажется, кои четвёртую неделю видим везде равную радость, а здесь ещё отличнее. Если б дозволили, они бы себя вместо ковра постлали, и в одном месте по дороге мужики свечи давали, чтоб предо мною поставить, с чем их прогнали. …Здесь триумфальные ворота такие, как я ещё лучше не видала».

Этот отрезок путешествия резко контрастирует с описанием верхневолжского участка пути: о ликовании народа при встрече с императрицей, например, в Костроме и в Кимрах.

В Ярославле Екатерина не только общалась с народом, но и «творила суд», по жалобе купечества отстранив от работы губернатора.

Видимо, во время путешествия Екатерину постоянно занимала мысль о наказе и предстоящей комиссии. Она писала Вольтеру из Казани: «Эти законы, о которых так много было речей, собственно говоря, ещё не сочинены, и кто может отвечать за их доброкачественность? Конечно, не мы, а потомство будет в состоянии решить этот вопрос. Представьте, что они должны служить для Азии и для Европы, и какое различие в климате, людях, обычаях и самих понятиях! Вот я и в Азии; мне хотелось посмотреть её собственными глазами. В этом городе 20 разных народов, вовсе не похожих друг на друга. И однако, им надобно сшить платье, которое на всех на них одинаково хорошо бы сидело. Можно легко найти общие правила, но подробности? И какие подробности? Это почти всё равно, что создать целый мир, соединить части, оградить и проч.»

Страна и состояние жителей по Волге от Казани произвели на царицу самое благоприятное впечатление. «Здесь народ по всей Волге богат и весьма сыт, и хотя цены везде высокие, но все хлеб едят, и никто не жалуется и нужду не терпит. Хлеб всякого рода так здесь хорош, как ещё не видали; по лесам же везде вишни и розаны дикие, а леса иного нет, как дуб и липа; земля такая чёрная, как в других местах в садах на грядах не видят. Одним словом, сии люди Богом избалованы; я отроду таких рыб вкусом не едала, как здесь, и всё в изобилии, что себе представить можешь, и я не знаю, в чём бы они имели нужду: всё есть и всё дёшево». А вот Симбирск произвёл самое неприятное впечатление: «Город самый скаредный, и все домы, кроме того, в котором я стою, в конфискации, и так мой город у меня же; я не очень знаю, схоже ли то с здравым рассуждением и не полезнее ли повернуть людям их домы, нежели сии лучинки иметь в странной собственности, из которой ни коронные деньги, ни люди не сохранены в целости? Я теперь здесь упражняюсь сыскать способы, чтоб деньги были возвращены, домы по-пустому не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление, а недоимка по соли и вину только в сто семь тысяч рублей, к чему послужила как кража, так и разные несчастливые приключения».

Из Симбирска Екатерина сухим путём возвратилась в Москву.

А в это время от Оки до Кавказа и северного Причерноморья шло приведение жителей в повиновение. Мы уже рассказывали, как двигались всё дальше на юг оборонительные сооружения России; между ними жили люди; но эти «новые граждане» привыкли к большой самостоятельности. Пришла пора ограничить их излишнюю «вольницу».

Взошла звезда крупного администратора, Евдокима Алексеевича Щербинина (1728—1783). Его имя не слишком известно, причём по вполне понятным причинам. В 2000 году в серии «Рассекреченные жизни» издательство «Гея» выпустило книгу «Тайны галантного века» (шпионаж и спецоперации при Петре I и Екатерине II) бывшего ответственного сотрудника спецслужб Вениамина Гражуля. Щербинина он называет одним из наиболее выдающихся мастеров спецопераций того времени, наряду с его современником Обресковым, а также Паткулем при Петре I. Щербинин был губернатором 3-х губерний, занимался подчинением юга России наравне с Румянцевым и Потёмкиным, сделал стремительную карьеру: секунд-майор Измайловского полка в 1763 году, премьер-майор (= полковник) в 1765, генерал-поручик в 1767! С кем же он воевал в 1765—1767 годах? Ликвидировал Слободское казачество, так же, как Румянцев – Запорожскую Сечь. Позже он отличился при реализации плана покорения Крыма. Как мы помним, Измайловский полк, созданный во времена Анны Иоанновны, был прообразом внутренних войск; немалые административные кадры вышли из его состава. Потомки Е. А. Щербинина занимали видное место в русском обществе. Его сын Андрей был женат на Анастасии, дочери близкой подруги Екатерины II – Екатерины Дашковой (Воронцовой); одним из внуков Е. А. Щербинина был герой войны 1812 года Денис Давыдов (по материнской линии).

1768, февраль. – В Польше образуется конфедерация с центром в Баре против короля Станислава Понятовского и русской партии. Кровопролитные столкновения конфедератов с русскими гарнизонами.

Май. – Создание Совета при высочайшем дворе, в который вошли А. А. Вяземский, Сиверс, А. И. Бибиков, братья Орловы и Черкасов. Совету поручена, в частности, реорганизация армии и военного управления ввиду намечающейся войны с Османской империей, к которой, стремясь сохранить Польшу, подталкивала Турцию Франция. Когда той же осенью русско-турецкая война началась, Фридрих II послал России денежную помощь, предусмотренную договором с ним.

В октябре 1769 года подписан договор с Пруссией о защите диссидентов (протестантов и православных) в Польше; в ноябре в России учреждён орден Георгиевского креста.

История русско-турецкой войны достаточно хорошо известна, и мы здесь ограничимся хронологическим изложением событий с небольшими комментариями; это окажется важным при описании перипетий Пугачёвского восстания, сопровождавшего последние годы войны.

1769. – После серии ударов русские войска берут крепость Хотин и открывают себе путь в Молдавию. Алексей Орлов проводит эскадру в Эгейское море и поднимает восстание греков на Балканах.

1970, июль. – Алексей Орлов атакует и сжигает весь турецкий флот, укрывшийся в бухте Чесма. Сентябрь. – П. А. Румянцев наголову разбивает значительно превосходящую его силы армию Великого визиря. Встреча короля Пруссии Фридриха II и императора Иосифа II, обеспокоенных растущей мощью России. Октябрь. – П. И. Панин берёт крепость Вендоры в Бессарабии. В Санкт-Петербург прибывает прусский принц Генрих, предлагая посредничество Пруссии для заключения мира между Россией и Турцией. Декабрь. – Взятие Аккермана (на Чёрном море), Браилова и Бухареста.

1771. – Русские войска занимают Крым. Установление протектората, не признанного Константинополем. Март. – Прусское посредничество: Екатерина требует для себя Молдавию и Валахию. Эпидемия чумы в Москве; «чумной бунт». Запрет на продажу крепостных с публичных торгов за долги помещика в России. Уральские казаки вновь поднимают мятеж.

1772. – Сто лет со дня рождения Петра I. Восстание сибирских ссыльных под предводительством Беневского. Секретные договоры с Пруссией и с Австрией о разделе Польши. В августе началась реализация договоров: Пруссия получила Поморье и часть Великой Польши, Австрия – Галицию; к России была присоединена часть белорусских и украинских земель, то есть правый берег Западной Двины и Восточная Белоруссия (Полоцк, Витебск, Могилёв).

Барская конфедерация польских шляхтичей уничтожена.

Непосредственным результатом раздела Польши стал отказ Австрии от ратификации соглашение с Турцией об оборонительном антироссийском союзе, и Турция, лишённая поддержки Австрии, была вынуждена заключить с Россией перемирие.

Сентябрь. – Победы А. В. Суворова под Карасу и Кючук-Кайнарджи; П. А. Румянцев, потерпев поражение в Силистрии, вынужден отойти за Дунай.

1773, сентябрь. – Польский сейм санкционировал соглашение о разделе Польши. Создание первого технического высшего учебного заведения России – Горного института.

В 1773—1775 годах весь юго-восток России, Урал, районы Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири были охвачены крестьянско-казацким восстанием под руководством донского казака Емельяна Пугачёва; мы посвятим ему отдельную главу. А здесь отметим, что Екатерина II, вынужденная из-за восстания Пугачёва вести борьбу на два фронта, в марте 1774 смягчила свои требования к туркам.

1774, июль. – Окончание русско-турецкой войны. Мирный договор в Кючук-Кайнарджи: Россия получила устья Днепра и Южного Буга, часть степи между этими реками, право свободного плавания по Чёрному морю с проходом через Проливы её торговых кораблей. Кабарда включена в государственные границы России. Крым объявлен самостоятельным, а с самой Турции Россия получила 4,5 млн. руб. контрибуции. Однако окончательного решения «турецкой проблемы» не произошло, и позже России ещё не раз пришлось вступать в войну с Турцией.

По просьбе Потёмкина, старообрядцам в Новороссии было разрешено иметь свои храмы и священников.

1775, ноябрь. – Губерская реформа. Перестройка органов власти, управления и суда.

Ещё до прихода к власти Екатерины II из экономических и военных соображений число губерний, созданных Петром I, увеличилось с восьми до двадцати. Теперь, по новому областному делению учреждается 51 губерния с населением от 300 до 400 тыс. жителей в каждой; губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей в каждом, с упразднением прежних провинций. По две-три губернии вверялись генерал-губернатору или наместнику, который был облечён большой властью и надзирал за всеми отраслями управления.

В уездах власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. Дворяне фактически получили право местного самоуправления; на своих собраниях они выбирали уездного предводителя, на таких же собраниях в губернии – губернского предводителя дворянства. В городах ввели должность городничего, назначаемого правительством. На всех уровнях административные, судебные и финансовые органы были разделены.

Одновременно в губерниях была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения. В уездах появились уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для инородцев и государственных крестьян (суд над крепостными по-прежнему вели помещики).

В рамках политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864-го, а введённое ею административно-территориальное деление – до 1917 года.

Правительство Екатерины II много заботилось о внешнем виде городов, то есть о проведении прямых широких улиц и строительстве каменных зданий. До двухсот разросшихся сёл получили статус городов. Екатерина заботилась о санитарном состоянии городов, о профилактике эпидемий и в качестве примера для подданных первая сделала себе прививку оспы.

Екатерина издала в 1775-м «Манифест о свободе заведения промышленных станов». Гильдейское купечество было освобождено от рекрутской повинности и подушной подати. Предприниматели-старообрядцы могли селиться в Москве. Различные льготы немецким колонистам-земледельцам позволили установить тесные хозяйственные связи между Уралом и центральной Россией.

1777, март. – Возобновление союза с Пруссией; противоречия между Пруссией и Австрией. У наследника трона Павла Петровича родился сын Александр, будущий Александр I.

1779. – Основание Черноморского флота. У наследника трона Павла Петровича родился сын Константин.

1780, март. – Декларация Екатерины II о «вооружённом нейтралитете», с целью охраны торгового мореплавания в ходе войны английских колоний в Северной Америке за свою независимость. В следующем году Дания, Голландия, Швеция, Пруссия и Австрия присоединились к «вооружённому нейтралитету». Май. – Встреча Екатерины II и Иосифа II в Могилёве.



Источник: gumer.info.

Рейтинг публикации:

Нравится15



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: iasmer (10 июня 2023 23:00)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 950
    Рейтинг поста:
    0
    К уровню выдающихся историков недавней современности.

    Цитата *:

    "Печати с надписью «ДЬНЪСЛОВО»
    В. Л. Янин датирует всю эту группу временем киевского княжения Святополка Изяславича (1093—1113) и предлагает персональную атрибуцию большинству печатей, связывая их как с князьями, так и с митрополитами. Что касается истолкования самого термина «ДЬНЪСЛОВО», то, отметив большое число вариантов его написания, отражавшего фонетические особенности произношения, он пришел к выводу, что грамматическая структура надписи оставалась непонятной резчикам отдельных матриц. В. Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н. П. Лихачевым, — «внутри слово», отметив при этом, что лингвистические возможности истолкования печатей полностью исчерпываются этим подстрочником".

    Ъ! Если это уровень 2-х академиков-историков, начинаешь немного пугаться – велик шанс, что и остальные исследования уважаемых людей выполнены на столь же высоком уровне.
    Таинственная надпись переводится с болгарского как «ДОСЛОВНО», т.е. печать подтверждает, что содержимое заверенного документа передано ДОСЛОВНО. – прим. Читателя

    ---
    * Глава 3. Сфрагистика, в кн.
    Леонтьева Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. для студентов вузов / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин; под ред. Г.А. Леонтьевой. - Москва : Гуманитар. изд. центр Владос, 2003 (Ульяновск : Обл. тип. ГПП Печ. Двор). - 365 с.: ил., табл., факс.; 21 см. - (Учебник для вузов (УВ)).; ISBN 5-691-00495-6 (в пер.)

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map