«За каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит – и качество жизни людей».
Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет пятнадцать-двадцать назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности.
В подобных обстоятельствах важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и, вместе с тем, неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни - от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства.
Место России в глобальном разделении труда
После развала Советского блока Россия должна была вписываться в глобальное разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без нее – больше того, сложились в противостоянии с СССР. Рынки развитых стран оказались защищены множественными барьерами, направленными на защиту собственных интересов. Дополнительной проблемой для интеграции в мировую экономику оказалась разница технологических стандартов.
В этих условиях мы смогли, тем не менее, построить экономику, которая стала органичной частью мировой. Смогли сделать это в основном за счет наших природных ресурсов. Больше четверти ВВП России – это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела.
Сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно – сильнее, чем большинство других стран.
Общим местом стала констатация сырьевого характера экономики. Советский народнохозяйственный комплекс, автаркический и замкнутый - был просто не приспособлен к работе в новых условиях. В процессе рыночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции. От колебания цен на основные экспортные товары - т.е. от факторов, которые мы, по большому счету, не контролируем.
Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния - для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для неё огромные материальные и кадровые ресурсы.
При этом в диверсификации экономики мы не можем рассчитывать на протекционистские меры. И не потому, что вступили в ВТО. Мы вступили туда именно потому, что имеем экономику, сильно зависимую от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении. Но высокие импортные пошлины оплачивают наши граждане и наши предприятия. Чрезмерный протекционизм всегда приводит к застою, низкому качеству и к высоким ценам.
Преодолеть технологическое отставание
Надо искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость.
Разумеется, сейчас никто не будет повторять опыта Советского Союза, который в условиях противостояния с Западом сформировал полностью автономную технологическую базу. В итоге основная часть «оригинальных» технологий в условиях изоляции отстала от конкурентов, что выяснилось, как только упал «железный занавес».
Конечно, мы имеем в виду другой сценарий. Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Иначе будем постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами. При этом доля мирового валового продукта, принадлежащая таким технологиям, будет расти, а сырьевых товаров и традиционных услуг – сокращаться.
Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. Список не закрыт – все зависит от конъюнктуры мирового рынка и не в последнюю очередь – от инициативы предпринимателей и работников самих отраслей.
Часто высказывается мнение, что России не нужна промышленная политика. Что, выбирая приоритеты и создавая преференции, государство часто ошибается, поддерживает неэффективных, мешает тому новому, что должно вырасти из равных условий конкуренции. С такими утверждениями трудно спорить, но они справедливы только при прочих равных условиях. Мы прошли через «деиндустриализацию», структура экономики сильно деформирована. Крупный частный капитал добровольно не идет в новые отрасли – не хочет нести повышенных рисков. Безусловно, мы будем использовать налоговые и таможенные стимулы, чтобы инвесторы направляли средства в инновационные отрасли. Но это может дать эффект через несколько лет – а может и не дать, если в мире откроются более привлекательные инвестиционные возможности. У капитала ведь нет границ. Готовы ли мы так сильно рисковать будущим России ради чистоты экономической теории?
Именно приоритетами промышленной политики были продиктованы наши действия по созданию крупных госкорпораций и вертикально интегрированных холдингов – от Ростехнологий и Росатома до ОАК и ОСК. Цель была – остановить развал интеллектуальных отраслей нашей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управления. Эта цель может считаться достигнутой.
Мы должны были собрать формально принадлежавшие государству разрозненно управляемые активы, зачастую потерявшие связь с научными и конструкторскими центрами.
Итогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высоко капитализированных, нашедших и расширяющих свое место на мировом рынке. Именно такие корпорации, сочетающие деятельность начиная от перспективных исследований и разработки продукции и заканчивая производством, поставкой и обслуживанием высокотехнологичного продукта, владеют сегодня мировым рынком авиастроения, судостроения, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники. Они же дают заказы малым инновационным компаниям, скупают удачные стартапы.
Пока большинство интегрированных структур не стали ни глобально конкурентоспособными, ни высоко капитализированными, ни даже устойчиво прибыльными. Мы не собираемся бросать начатое на полдороге – кое-где, как в авиапроме, непростой процесс консолидации активов удалось завершить только сейчас. Но очевидно, что назрел аудит жизненности каждого такого проекта. Сегодня им необходим топ-менеджмент с высокими компетенциями в инновационном бизнесе.
Хотел бы подчеркнуть: усилия государства были направлены на восстановление возможностей России конкурировать в секторах, где на глобальном рынке – всего несколько игроков. Ни о каком подавлении частной инициативы речь не шла – ее в этих секторах просто не было. Ошибочно на основании нашей работы по собиранию, реструктуризации и предпродажной подготовке активов делать выводы о разрастании госкапитализма.
По каждой компании у нас сегодня есть план по их реорганизации, выводу на рынок. Часть их будет превращена в публичные компании с последующей продажей пакетов акций. Это затронет Ростехнологии, Росавтодор, Росатом в его гражданской части и ряд других госкорпораций. Это работа не одного дня, но и тянуть ее до бесконечности мы не можем. Считаю возможным до 2016 снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу.
Мы рассчитываем на активное участие российского капитала в приватизации и дальнейшем развитии высокотехнологичных активов. Одновременно надо искать покупателей среди глобальных инвесторов, которые готовы были бы не только вкладываться в научно-производственную базу, а принести свои связи, свое место на крупных международных рынках.
Опыт успешной модернизации экономики таких стран, как Корея и Китай, показывает, что толчок от государства нужен, что его эффект перевешивает риск ошибиться. Без целенаправленных усилий диверсификацию осуществить будет сложно. Но, понимая все риски избирательности, мы должны сделать политику выбора приоритетов и государственной поддержки максимально прозрачной, открытой для оценки и дискуссий со стороны конкурирующих фирм и профессиональных сообществ.
Конкуренция, которая лежит в основе современной экономики, базируется на том, что корпорации-разработчики и владельцы передовых технологий стремятся не допускать потребителей этих технологий к тому, что можно назвать «технологическим ядром». А это не только опытные разработки – это и полный цикл обслуживания технологий. Мы это увидели на своем примере, когда в условиях кризиса наши российские компании пытались купить ряд активов за рубежом. Как только речь заходила о технологических комплексах полного цикла – пусть даже в автомобильной промышленности – наши западные партнеры немедленно включали «красный свет».
Продавая новейшие технологические разработки, фирма-поставщик, как правило, стремится оставить за собой все сколько-нибудь сложные элементы обслуживания оборудования и технологических процессов. Покупатель, таким образом, попадает не только в технологическую, но в экономическую зависимость от поставщика. Если какая-то страна оказывается аутсайдером в передовых технологических решениях, она несет постоянные экономические потери. Даже если на ее территории расположены сборочные производства – львиная доля прибыли уходит туда, где расположены головные офисы, лаборатории и конструкторские бюро.
Поэтому развитые страны работают на принципах технологической кооперации. Их взаимная зависимость укрепляет экономическую и политическую стабильность.
Инновационный цикл российской экономики
Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только конкуренция заставляет частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию. Вижу все вызовы для ряда наших отраслей со вступлением в ВТО. Хочу заверить – буду делать все, чтобы максимально смягчить трудности переходного периода. Но все производители промышленных товаров должны ясно понять – время национальных рынков прошло. Уютных ниш больше не будет. В высокотехнологичном производстве существует только один, глобальный рынок.
Есть другая сторона медали – предложение инноваций. Российская экономика может не только покупать – она может порождать инновации. Наше место в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои возможности.
Высокий уровень образования населения; огромное наследие фундаментальной науки; наличие инженерных школ; сохранившаяся во многих отраслях база опытного производства – мы обязаны задействовать все эти факторы.
За предыдущие годы мы серьезно вложились в институты, обеспечивающие коммерциализацию прикладных разработок. Работают Роснано, Российская венчурная компания, государство проводит конкурсы на создание инновационной инфраструктуры вузов. Большое число западных фирм уже привлек проект Сколково. Но мало научиться продавать – для устойчивого инновационного роста экономики нужно, чтобы в нее непрерывно поступали новые идеи, продукты фундаментальных разработок, наконец, просто креативные работники, готовые создавать технологии.
Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий. Это значит, необходимо обеспечить устойчивое финансирование университетских научных коллективов и международный характер этих коллективов.
Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование» - как их международные конкуренты. Исхожу из того, что одновременно будем проводить продуманную и согласованную с экспертным сообществом и общественностью реструктуризацию всей отрасли профессионального образования.
Для РАН, ведущих исследовательских университетов и государственных научных центров должны быть утверждены десятилетние программы фундаментальных и поисковых исследований. Но такие программы надо будет защищать, а по ходу их исполнения – регулярно отчитываться. Не перед чиновниками Минобрнауки – перед налогоплательщиками и научным сообществом с привлечением авторитетных международных специалистов. А в случае, когда речь идет об оборонных и других разработках, в которых непосредственно заинтересовано государство - перед руководителями страны. Преимущественное развитие исследовательских университетов не означает пренебрежения ролью Российской академии наук и государственных научных центров. Наоборот, устойчивое развитие институтов РАН возможно только в условиях, когда они могут выбирать себе сильное пополнение.
Будет в несколько раз – до 25 миллиардов рублей в 2018 г. - увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе.
Необходимо продолжать усилия, направленные на включение российских научных центров, университетов и предприятий в международные механизмы оформления и капитализации научных результатов.
Надо преодолеть инерцию крупного отечественного капитала, который, прямо скажем, отвык от инновационных проектов, от исследований и опытно-конструкторских работ. Сейчас 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы. Но и частные корпорации должны приучиться к тому, что 3-5% их валового дохода должно направляться в исследования и разработки. Необходимо разработать соответствующие налоговые инструменты, но главное – это понимание руководителями частного бизнеса, что без этого они просто не будут восприниматься на глобальном рынке в качестве равных участников.
Вторая сторона технологической модернизации – это максимально быстрое освоение импортируемых технологий. Есть уже несколько наглядных примеров импорта передовой технологической культуры. Мы имеем неплохой опыт промышленной сборки автомобилей – сегодня уже половина «иномарок» собрана руками российских рабочих, а наши потребители забыли и думать о разнице в качестве сборки «здесь» и «там». Теперь дело – за локализацией и созданием здесь, в России, центров технологического развития. Большая часть бытовой техники известных фирм производится в России, крупнейшие фирмы-производители пищевой продукции продают у нас исключительно продукцию местного производства. Для нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка перешли от первой стадии – восприятия России как интересного и емкого рынка и второй стадии – инвестирования в локализацию производства – к третьей – стали бы здесь, в России, создавать новые технологии и новые продукты. Но они придут сюда только в том случае, если увидят конкурентоспособные на мировом уровне технические университеты и научные центры.
Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия решает и глобальную социальную задачу: развития креативного класса и формирования пространства для его реализации.
Но есть огромные сектора, где наша технологическая и организационная культура «застряла» в прошлом веке. И не в последнюю очередь потому, что покупаем отдельные единицы оборудования, но забываем о производственной логистике, о контроле качества, а иногда и об элементарной технологической дисциплине. Самые крупные из таких секторов – это, конечно, строительство и транспорт.
Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь – по обеспечению транспортной связанности нашей страны, по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока. Не менее важное направление – местная дорожная сеть. Сегодня мы имеем поистине парадоксальную ситуацию. В России, с ее огромной территорией, дефицитом являются участки для строительства. Причина – неразвитость инфраструктуры. Если в Европе, Америке, Японии и Корее вы можете построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 80 километров от крупного города, то у нас уже за 20-30 километров начинаются неосвоенные участки – без дорог, газа, воды и электричества, где земля ничего не стоит, потому что ее просто нельзя использовать.
Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора.
Бизнес, прежде всего малый и средний, быстро реализует новые возможности, которые появятся с развитием инфраструктуры, в первую очередь дорожной сети. Но создать ее в современных условиях способно только государство, в том числе с участием частного бизнеса (ГЧП). Для этого нам придется резко повысить эффективность расходов. Строить не дороже, чем наши соседи. Для этого мы готовы проводить международные конкурсы, широко привлекать в качестве операторов и подрядчиков видные зарубежные компании. Начиная со следующего года, будет организован обязательный публичный технологический и ценовой аудит всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием. К нему будут привлекаться международные эксперты.
Отдельная тема – сельское хозяйство. Аграрный сектор нашей экономики демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста. Практически все развитые страны в той или иной форме поддерживают, субсидируют своих сельскохозяйственных производителей, и Россия здесь не исключение. Причины две. Во-первых, в условиях неопределенности мирового рынка, значительных колебаний цен на продовольствие аграрная безопасность – способность страны самостоятельно себя прокормить – является не менее важным условием экономической и социальной стабильности, чем равновесный бюджет или надежная валюта. Во-вторых, и это опять-таки важно не только для России, аграрный сектор выступает важным элементом сохранения в экономике конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса – «подлеска» здорового капитализма.
Где взять капитал?
Главный источник создания новых производств, новых рабочих мест – частные инвестиции. Здесь ситуация далека от радужной. Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России.
Да, во многом такая ситуация – следствие наших действий в конце 90-х - начале 2000-х годов. Борьба тогда шла между теми, кто присвоил в 90-е основные денежные потоки (в основе которых была продажа сырья и энергоносителей), и теми, кто хотел вернуть их государству и использовать на благо всего общества. Считаю, что мы тогда поступили правильно, повысив влияние государства в сырьевых отраслях.
И не только потому, что кое-кто из олигархов пытался продолжать впрямую «покупать политику». В самом начале моего первого президентского срока мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы. Сохранение в частных руках нескольких человек стратегических ресурсов страны в перспективе 5-10 лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществляться извне.
Речь ведь не о каком-то заговоре специально против России. Дело совсем в другом. Посмотрите, как ведет себя международный капитал в обстановке нестабильности, турбулентности, ощущения близкого кризиса: для спасения национального ядра своего бизнеса он не задумываясь выводит средства из «развивающихся рынков» - а Россия, по их представлению, к ним относится и тем более относилась в начале прошлого десятилетия.
Устойчивость нашего развития как страны обусловлена не только макроэкономическими показателями. Устойчивость страны базируется еще и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, принимающих инвестиционные решения, живет в этой стране, связывает с нею будущее своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием.
Что надо сделать для решения «проблемы капитала»?
Первое – увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций. Здесь мы сегодня делаем все, что от нас зависит. Впервые после развала СССР мы перешли от деклараций, от заявления намерений – к реальной интеграции. За последние годы сформированы Таможенный союз, ЕЭП, зона свободной торговли СНГ. Идет гармонизация технических регламентов. Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями. Рынок, где проникновение товаров и услуг не встречало бы никаких препятствий, не сталкивалось бы с неопределенностью условий. Разумеется, при этом мы учитываем интересы партнеров, идем на компромиссы, даже уступки. Но очень скоро эти уступки окупятся сторицей. Большой рынок ЕЭП повысит конкурентоспособность каждой их наших стран – мы исходим из этого.
Второе - деловой климат в стране, ее привлекательность для долгосрочного помещения капиталов все еще являются неудовлетворительными. За последние несколько лет по инициативе Президента Медведева мы начали целый ряд реформ, направленных на улучшение делового климата. Но заметных сдвигов пока не произошло. Мы проигрываем в «конкуренции юрисдикций» - работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и сделки за границей. И дело не в налоговом режиме – он у нас в целом конкурентоспособный, и не в отсутствии законодательства, отвечающего современным требованиям (его надо, конечно, совершенствовать, оно еще недостаточно гибко и не предоставляет всего набора инструментов для бизнеса). Главная проблема - недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства – от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться – ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от «степени расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае – не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес, в свою очередь, будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того, чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий.
Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, - это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную «связку» правохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счет. Уверен – депутаты Государственной Думы поддержат такие поправки.
Показателен пример соседнего Казахстана, с которым мы с 1 января этого года находимся в режиме единого экономического пространства. Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия - 120-е. Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса.
Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на «презумпции добросовестности» бизнеса - исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.
Третье – средства населения почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации экономики. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения - через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования. В странах с развитой рыночной экономикой это - значительная часть национального капитала.
Надо сформировать такие условия, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут «длинные деньги» в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных.
Этого не добиться без устойчивого снижения инфляции. Рост цен бьет по доходам каждого человека и подрывает стимулы откладывать средства на будущее. Подчас нам советуют решать экономические проблемы безответственным печатанием денег или безоглядным наращиванием государственного долга. Но мы хорошо знаем – в этом случае недолгая иллюзия благополучия скоро сменится скачком цен. Наша страна проходила это в 1990-е годы.
Но снижение инфляции не создаст автоматически дополнительного капитала. Надо активно помогать формированию новых институтов.
Вводить государственные механизмы обеспечения сохранности и даже доходности накопительных пенсионных счетов. Надо испробовать новые формы – в частности, открывать накопительные пенсионные счета непосредственно в банках. Поддержка формирования «длинных денег» должна стать приоритетом на ближайшие 10-15 лет. Это долгий процесс, и не надо бояться, что он не даст немедленных эффектов. У нас есть главное условие его успешности: в России быстро растет средний класс, готовый вкладывать свои деньги в более качественное медобслуживание, в лучшее жилье, в более высокие пенсии. Задача государства – чтобы его деньги не сгорели.
Специально для представителей оппозиции оговариваю. Все сказанное не означает, что мы в какой-то степени отступим от системы бесплатного образования и здравоохранения, перестанем повышать традиционные пенсии. Не отступим, будем поднимать качество услуг, которые гарантированы каждому гражданину нашей страны Конституцией. Этому будет посвящена отдельная статья.
Снижение доли государства в экономике
Искусство управления экономикой в современных условиях состоит, прежде всего, в точном определении необходимого соотношения между ролью государства и частной инициативой.
Мировой кризис добавил аргументов сторонникам государственного управления. Но мы понимаем, что Россия отличается от многих других стран еще достаточно большой долей государства в экономике и более серьезным вмешательством в регулирование, в то время как методы такого регулирования, наоборот, отстают от лучших имеющихся аналогов. Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля – на страхование ответственности.
Выше я уже говорил о наших планах приватизации ряда ключевых активов. Хочу при этом отметить, что приватизация носит не фискальный, а структурный характер. То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы. Но продавать по дешевке, игнорируя конъюнктуру рынка, просто глупо. Ни один хозяин так не поступит.
В обществе много говорят о том, что приватизация 90-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной. И я с этим полностью согласен. Но отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы. Кроме того, многие нынешние собственники этих активов формально являются добросовестными приобретателями. Они не нарушали принятых тогда законов. Многие из них модернизируют предприятия, вводят новые рабочие места, являются эффективными собственниками. Поведение их в период кризиса 2009-2010 годов показало, что существенно выросла и социальная ответственность бизнеса.
Следует также сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая Газпром, в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе – медиахолдинги.
Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.
Макроэкономические условия роста
Непременное условие формирования у нас нормального «капитализма для каждого» – это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. Она, пожалуй, является крупнейшим нашим достижением за последние годы. Мы научились ценить макроэкономическую стабильность и использовать инструменты ее сохранения в самых сложных условиях. Благодаря заблаговременно созданным резервным фондам мы относительно спокойно выдержали натиск первой волны мирового кризиса.
Для формирования «длинных денег» важна уверенность участников экономики в макроэкономической стабильности на годы вперед. Это предполагает, в частности, что бизнес понимает, как государством будут решены острые проблемы бюджетной политики, как будут обеспечены доходами уже принятые расходные решения, а также те, которые необходимы для задач обновления экономики.
Нами уже взяты немалые долгосрочные бюджетные обязательства. Прежде всего, в социальной сфере, и мы их намерены неукоснительно соблюдать. Также значительные расходы предстоят в связи с модернизацией наших Вооруженных сил. Большие расходы потребуются для развития здравоохранения, образования, для строительства и ремонта дорог. Как мы сможем их обеспечить?
Первое – эффективность расходов. Четкий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жесткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути – ликвидация «откатов» при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы должны с этим справиться, и это позволит нам сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно и 10% бюджета – от 1 до 2% ВВП ежегодно.
В проекте закона о ФКС предусмотрено обязательное предварительно публичное обсуждение формата государственной закупки и стартовой цены. Считаю необходимым, не дожидаясь введения в действие нового Закона, применить такую процедуру ко всем крупным закупкам, допустим, превышающим миллиард рублей. Давайте задействуем на пользу обществу частный интерес фирм-потенциальных поставщиков. Пусть они вместе с журналистами, вместе с заинтересованными общественными организациями привыкают обсуждать – современно ли заказываемое техническое решение, кто, какие фирмы могут успешно выполнить такой проект, наконец, за какие минимальные деньги это можно сделать.
В бюджетной сфере требуется решительный отказ от инерции, когда мы продолжаем финансировать учреждения вместо социальных услуг, которые они должны предоставлять. Везде, где это возможно, надо перейти на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги закрепляются за гражданами, которые обращаются за услугами, развитие конкуренции. Это еще 10-15% внутренней экономии, за счет которой мы, не изымая эти средства из социальных секторов, сможем повысить зарплаты учителям, врачам, профессорам университетов, обеспечить больных лекарствами.
Второе. Нужна сбалансированная пенсионная система, что снизит уровень трансфертов из бюджета в Пенсионный Фонд.
Третье. Понадобится определенный «налоговый маневр». Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора - это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего - то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее – на престижное потребление. Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса.
Большой резерв – в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства.
Наряду с этим нам необходимо раз и навсегда отказаться от соблазна подстраивать налоговую систему под растущие расходные обязательства. Такая политика усиливает неопределенность экономической среды для бизнеса, серьезно ухудшая тем самым инвестиционную привлекательность нашей экономики.
Задача номер один - восстановление долгосрочного соответствия между величиной государственных доходов и расходов. Связь между ними ослабла в период кризиса, когда значительные ресурсы выделялись на смягчение внешних шоков. Это произошло в большинстве стран, сильно затронутых кризисом. Однако именно негативный опыт стран Евросоюза и США ясно показывает, насколько опасно нарушение бюджетной сбалансированности и с экономической, и с социальной, и с политической точки зрения. В России проблема усложняется высокой зависимостью доходов государства от цен на нефть и газ.
Кроме того, мы должны очень аккуратно проводить бюджетные заимствования, постоянно помня несколько уроков из недавней мировой и российской экономической истории.
Во-первых, значительный долг - это всегда отказ от части независимости страны. Он создает ситуацию, когда любое ухудшение экономической конъюнктуры ставит страну в зависимость от инвесторов, международных организаций, стран-кредиторов, которые диктуют правительству, какие меры оно должно принимать. С этой точки зрения Россия сегодня находится в выгодном положении по сравнению с другими странами, имея например, самый низкий уровень государственного долга среди всех стран «Большой двадцатки». И мы должны сохранять это свое преимущество как залог макроэкономической безопасности.
Второй момент состоит в том, что когда люди дают своему государству в долг, - это всегда вычет из финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на частные инвестиции. И если мы хотим наращивать их уровень, то не должны поддерживать значительный бюджетный дефицит.
* * * * *
Россия сегодня уступает развитым экономикам по производительности труда в три-четыре раза. А что это значит? В масштабах страны низкая производительность труда – это глобально неконкурентоспособная экономика. Для конкретного человека низкая производительность труда – это «плохая работа», которая не может обеспечить хорошую зарплату. И дело не в том, как об этом говорят некоторые умники, что наши люди не умеют, не хотят работать или мало трудятся – это не так. А в том, что они заняты на устаревших, неэффективных рабочих местах.
Новое поколение российских граждан – те, кто только начал работу и те, кто еще учится, имеет очень высокие ожидания, очень высокие требования к своей работе. Наша страна еще никогда не встречалась с таким образовательным и культурным вызовом. И это позитивный вызов – я глубоко убежден в этом.
Естественное, логичное решение проблемы низкой производительности труда – массовое создание высокопроизводительных, а потому – высокооплачиваемых рабочих мест для образованных и амбициозных людей. Как за счет модернизации существующих, так и открытия новых производств. Как в традиционных, так и в принципиально новых секторах экономики.
Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где, кроме современного ТЭК, будут развиты и другие конкурентоспособные сектора. Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 году увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое.
Это - эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. Мы должны значительно сократить отставание от стран-лидеров. Это значит, что надо обеспечить рост производительности по экономике в 2 раза, а в ключевых секторах – выйти на уровень производительности, сопоставимой или даже выше, чем у наших конкурентов. В противном случае у нас просто не будет надежды на успех в глобальной конкуренции.
Это - высокопроизводительные рабочие места с высокой оплатой. Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 тысяч рублей в ценах 2011 года. Номинально она, конечно, будет выше.
Это - экономика постоянно обновляющихся технологий. Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в два с половиной раза к концу десятилетия с нынешних 10,5 до 25%, то есть достигнуть сегодняшнего среднеевропейского уровня.
Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года – это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги.
За каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит – и качество жизни людей.
Обновленная экономика должна дать перспективу реализации каждому – и предпринимателям, и работникам бюджетной сферы, инженерам и квалифицированным рабочим. В этом - смысл социального измерения экономики, о котором я предлагаю поговорить в следующей статье.
Опубликовано в «Ведомостях»
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1051
Рейтинг поста:
Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения.
Мысль правильная, но надо сделать так, чтобы эта "улица" была с двусторонним движением: если население обращается за помощью к власти, то власть должна реагировать немедленно, а не отправлять материалы тому, к кому люди просят применить санкции ( как в советствие времена).
Пример: я написала жалобу лично Медведеву на Медведева ( именно так). Что вы думаете сделала его команда? Они направилии ее Громову, т.к. речь шла о катастрофическом положении одной из больниц в Подмосковье. Ответа нет до сих пор.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Хотел бы задать вопрос Путину, но он этого не читает. К примеру, Путин президент, я инвестор, строю современный завод, полностью автоматизированный, такие уже есть и технический прогресс развивается по геометрической кривой.Кому я буду продавать свою продукцию, на какие средства Путин будет содержать армию и просто народ, ведь он требует хлеба и зрелищ. Европа пошла по пути заимствования, жить в долг. Но в долг можно жить год, два, десять лет, но что дальше? А Путин предполагает жить при капитализме и рыночных отношениях, занять нишу которая уходит в прошлое.
Если планируется 25 млн. раб. мест, то нужны заводы и фабрики образца 1950 года, и мы покатимся в средние века, если строить современные заводы, то там должны быть роботы и автоматы и рабочих мест будет очень и очень мало. Почему же люди не могут до сих пор понять, что та наезжанная дорога, по которой идет развитие цивилизации ведет в тупик или к обрыву.Можно бесконечно затыкать дыры, но чем больше дыр, тем больше прорыв. А другого пути нет, потому что никто не хочет расстаться со своими миллиардами.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
" Так что создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования – это не красивая фраза".
согласен практически со всеми вышеизложеными тезисами ,кроме этого.25 миллионов новых менеджеров нам не нужны!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 43
Рейтинг поста:
Смотрел несколько недель назад интервью Лукашенко с Доренко. Доренко ему задал вопрос мол, что будет с Белоруссией, если не дай Бог, с Лукашенко что-то случится, где мол приемник? Лукашенко сказал мол, что приемник обязательно найдется(какая опрометчивость!). Кстати в том же интервью, Лукашенко заявил, что у него врожденная неприязнь к "вождизму" и сказал что никакого вождизма быть не должно, это он сказал в ответ на заявление Доренко, что мол Лукашенко- вождь для белорусского народа. Так же Доренко заявил, что Путин- Жрец, а не вождь. И в конце был вопрос "Ху из мистер Путин" по мнению Лукашенко, Лукашенко так задумался,улыбнулся, и так и не ответил конкретно. Кому интересно можете пересмотреть интервью. https://www.youtube.com/watch?v=7vXjy8FWqyQ
Так вот с Путиным и Русью та же проблема, кто подхватит управление гос-вом , если общество - это толпа, бегущая слепо, в порыве эмоций, за вождями, а окружение Путина- безнравственная "элита"? Одной из фажных задач для Путина на ближайшие годы, как я её вижу, сформировать из толпы народ и уже из народа отобрать управленческие кадры. Звучит может и пафосно, но это так.
Толпой можно манипулировать и толпа привязана к вождю, если устранить вождя, толпа лишается лидера, носителя какой-то управленческой функции, носителя концепции, и следовательно она разбежится по сторонам до тех пор, пока не найдет себе нового вождя с новой управленческой функцией. Народ же выбирает(нанимает) себе управленца, чтобы он, управленец, реализовывал какой-то замысел , выбранный народом, с полным пониманием зачем, для чего, осмысленно , и как он будет оценивать деятельность этого управленца, не по словам, а по делам .
Как там говорят? Лучшего сапожника может выбрать только сапожник. Лучшего врача может выбрать только врач. А лучшего управленца кто может выбрать? Ответ- только те, кто разбирается в управлении, хотябы самыми основами. И именно тогда можно говорить о демократии, власти народа. Если народ не будет разбираться в этих "основах". его будут обманывать постоянно, обещая заведомо невыполнимое, но не предлагая механизмов по его достижению.
Поэтому в наше время нельзя ставить на 1 одну личность, будь то Путин, иль Зюганов, иль еще какой-то "вождь", в наше время надо ставку делать на концепцию управления (замысел, алгоритм),т.е замысел по которому будет идти управление. Вожди живут довольно недолго, особенно если они отстаивают интересы своего народа. Тому свидетельство - вся наша горькая история. Это хорошо показано в книгах Н.старикова. Концепция же живет веками и тысячелетиями(!) , если конечно она озвучена и народ ее знает и желает реализоввывать, в том числе и нанимая себе управленца. Именно поэтому сейчас мы находимся в состоянии "концептуальной неопределенности" , общество не знает чего оно хочет и чего желает, по какому замыслу жить будем, братцы. Да есть какие -то зачатки, мол мы хотим сильную Россию и все такое, но это не совсем то.
И сейчас очень опасно думать и мыслить вроде : "с нами вождь, он все за нас решит." "он же вождь, ему виднее куда нас вести". Враги России знают ее слабость, слабость населения к "добрым царям-батюшкам","справедливым" вождям, это тысячелетний порок, который еще предстоит каждому в себе устранять. Они заранее готовят нам таких "добрых вождей"(образ их создают сми), которые когда окажутся у управления гос-вом, в лучшем случае будут патокать низменным стремлениям толпы, вместо того чтобы воспитывать из толпы- народ. В худшем- приведут гос-во к распаду и деградации. Пора делать из толпы - народ, который точно определил чего он хочет и как он хочет жить. И уже исходя из этого понимания , выбирать себе управленца президента. И я думаю , что Путин это тоже прекрасно понимает, что , в общем то и прослеживается в его статье. Монолог закончил, спасибо за внимание. Если чего-то забыл и не учел вы извините.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1
Рейтинг поста:
"необратимая глобальная трансформация"
необратимая-неизбежная
глобальная-всеобщая, мировая
трансформация-???? ЧТО на что поменяеся? Подскажите, кто знает. Заранее благодарен.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
Запостить не могу, поэтому каментом:
https://www.youtube.com/watch?v=RNFaHppNrXc
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Глобальный Паразит для достижения своих целей использует систему государственного управления США, являющейся его исполнительным органом, для эффективного противодействия России требуется особая структура, которую можно назвать Русским Предиктором (противодействие ГП на глобальном уровне, используя такие же по эффективности методы и способы их достижения).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Я думаю тот кто пережил 90-е и до сегодняшнего дня не уличит Путина в неправдоподобности этого отрезка жизни народа России Так что пессимистам лучше помолчать А лучше помогать двигатся вперед как он наметил Или у когото есть лучший путь развития страны, предоставляйте пока есть время можно пообсуждать
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 53
Рейтинг поста:
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования после пяти лет работы в 2011 году опубликовал и выдвинул на обсуждение работу под названием «Научный макет новой Конституции России». Учитывая, что этот Центр ранее выпустил книгу «Новые технологии борьбы с российской государственностью», где предельно честно и профессионально описал процесс разрушения России, и что научным руководителем Центра является Владимир Якунин, один из важнейших людей команды Путина и заметный деятель нового российского государства, я настоятельно рекомендую внимательно прочитать этот макет. Не исключено, что именно он станет основой будущей Конституции России, которой - а у меня нет в этом практически никаких сомнений - Путин в недалёком будущем предложит народу заменить Конституцию 1993 года, узаконившую невиданный доселе грабёж государства и народа.
отсюда: http://russkiy-malchik.livejournal.com/89272.html#cutid1
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Путин абсолютно прав, опираясь на средний класс, но возможно нужна расшифровка, что имеется ввиду. Кстати, он дал свое определение среднего класса.
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 17302
комментариев 6370
Рейтинг поста:
Премьер-министр, кандидат в президенты РФ Владимир Путин опубликовал сегодня в газете "Известия" статью под заголовком "Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить". Опрошенные РБК политологи в общем положительно оценили программную статью кандидата в президенты В.Путина.
Так, замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что главное позитивное впечатление, которое осталось после прочтения этой публикации, - то, что В.Путин признал значимость среднего класса, что люди, которые вышли на Болотную и Сахарова, - значимые люди в обществе, и к ним нужен какой-то новый подход. "Их мнение надо учитывать. Это самое главное", - отмечает А.Макаркин.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций считает, что "это приглашение к диалогу, обращенное к элите. Поэтому это не программа президента в классическом понимании. Самым главный месседж, на мой взгляд, - это объяснение Владимира Путина о том, зачем он идет в президенты: чтобы доделать начатое. Это, мне кажется, основные идеи статьи. Этот текст обращен к образованному среднему классу. Выбран очень правильный диалоговый режим, спокойный тон".
"Путин здесь дает, можно сказать, ответ своим клеветникам, которые обвиняют его в "брежневизации" и в том, что он подавляет революционные настроения масс, - уверен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Мне кажется, подавлять революционные настроения масс - это как раз его конституционная обязанность. Что касается "брежневизации", то тут Владимир Путин привлекает внимание читателей к тому, что такового просто не происходит. Мне кажется, что он выступает в роли человека, которого очень задели обвинения, высказанные в его адрес на Болотной площади и проспекте Сахарова. В частности, статья имеет и такую цель - ответить на эти обвинения. Ну, параллельно решаются и предвыборные задачи. О них Путин говорит чуть ниже, апеллируя к среднему классу и молодежи, пытаясь привлечь их на свою сторону".
Замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин не считает, что данная статья напрямую связана с митингами на Болотной и площади и проспекте Сахарова. "Я думаю, для того чтобы понять, почему В.Путин обращается к теме среднего класса и важности и необходимости учета мнения этого класса, надо изменить масштаб оценки и мерить эту его позицию не месяцами, а годами. Сигнал был еще тогда, когда В.Путин в качестве своего преемника на посту президента выбрал именно Д.Медведева, а не кого-либо другого. Д.Медведева, который начал этот активный диалог и шаги, направленные на сближение с российским средним классом. Это позиция выверенная и долговременная. Другое дело, что последние митинги лишний раз подтвердили то, в какой степени эта проблема является актуальной и острой", - говорит политолог.
В сегодняшней статье под заголовком "Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить" В.Путин озвучил свою позицию по ряду вопросов, в том числе о перспективном месте России в глобальной политике и экономике, возможных рисках и задачах, с которыми предстоит столкнуться стране.
"Нужен широкий диалог - о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах. Эта статья - приглашение к такому диалогу", - говорится в статье премьера.
Первый вопрос, который затрагивает премьер в своей статье, - развитие политической системы. В.Путин дает понять, что силы, настаивающие на кардинальной смене власти, не имеют конкретной программы действий на будущее.
"Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать ее "лучшим людям"? А дальше-то что? Что делать-то будем?" - задается вопросом премьер-министр, обозначив в первых абзацах статьи, что "постоянно повторяющаяся в истории проблема России - это стремление части ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания.
Этому противостоит другая тенденция, противоположный вызов - склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причем при каждом удобном случае "ниспровергатели" буквально на глазах превращаются в "самодовольных господ", которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии".
"Не хочу и не буду принижать чьих бы то ни было заслуг в становлении новой страны. Их было немало. Но фактом остается то, что в 1999г., когда я стал председателем правительства, а затем и президентом, наше государство находилось в состоянии глубокого системного кризиса", - говорится в статье. "И именно та группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих строк, опираясь на поддержку абсолютного большинства граждан, вывела Россию из тупика гражданской войны, переломила хребет терроризму, восстановила территориальную целостность страны и конституционный порядок, возродила экономику и обеспечила на протяжении 10 лет один из самых высоких в мире темпов экономического роста и повышения реальных доходов наших людей", - написал В.Путин.
"Мало кто вспоминает, что самые авторитетные эксперты и многие международные лидеры в конце 90-х годов сходились в одном прогнозе для будущего России: банкротство и распад. Нынешняя ситуация в России - если смотреть на нее глазами 90-х годов - выглядела бы для них просто сверхоптимистичной фантастикой", - констатирует премьер.
"Мы не играли в "пустышки". Наша экономическая политика была продуманной и осмотрительной. В докризисный период мы существенно нарастили объем экономики, избавились от долговой зависимости, подняли реальные доходы граждан, создали резервы, которые позволили пройти кризис с минимальными потерями для уровня жизни населения. Более того, в разгар кризиса мы смогли значительно повысить пенсии, другие социальные выплаты. А ведь очень многие, особенно из числа оппозиционеров, подталкивали нас поскорее потратить то, что приносили нефтяные доходы. Что было бы с теми же пенсиями, если бы мы пошли на поводу у популистов?" - так оценивает свою деятельность Путин.
По словам премьера, сегодня видно, что сделано удачно, что сработало эффективно, и, наоборот, что нужно скорректировать, от каких вещей вовсе отказаться. В.Путин признает, что в стране не решено еще много задач, возникают и новые сложности, но он уверен, что их можно обернуть на пользу России. Также в своей статье В.Путин написал, что в России необходимо до конца текущего десятилетия решить проблему бедности.
В.Путин затронул и состояние мировой экономики. Премьер считает, что мир столкнулся не с "рядовым" кризисом, а с "тектоническим процессом глобальной трансформации", период турбулентности будет длительным и болезненным. В этом случае премьер попросил "не питать иллюзий". В ближайшие недели премьер намерен представить на общественное обсуждение более конкретные соображения на этот счет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Блестяще! Речь выдающегося политика, настоящего государственника!
Наметил основные направления, т.е.ЧТО нужно сделать, далее Программа, в которой, как понимаю, будет отражено КАКи ЗА СЧЕТ ЧЕГО достичь намеченных целей. Безупречный управленческий ход.
Вот еще золотые слова:
Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами – и достойно отвечает на любые вызовы.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 90
Рейтинг поста:
Проблем стоящих перед страной море. И администрация сайте это понимает, выставив данный опрос. Ведь главное на сегодня - определение приоритетов, что за чем должно следовать, что важнее. Параллельно такие проблемы не решаются. И что же главное с предложенного опроса? Берем для ясности больного человека: у него масса проблем и с финансами, и с жизнью, и т.д. Казалось бы первым делом надо его лечить - правильно? Не правильно!!! Если человек привык к неправильному (дурному) образу жизни, сколько его не лечи, он все равно в болезни будет скатываться. А что ж тогда главное? Нужно совершенствовать систему управления этого человека! Нужно что бы он МОГ, УМЕЛ правильно жить. Так вот в стране та же ситуация, нужно создавать разумную систему управления, а это прежде всего кадры. Придумать, разработать программу действий, родить идею может и 5-10 разумных людей, а вот кто будет это реализовывать, позвольте спросить? И второе, не менее важное. Глубочайшее, на мой взгляд, заблуждение у Путина, или его советчиков, строить систему с опорой на средний класс. Я здесь не собираюсь теоретизировать, могу сослаться хотя бы на М. Хазина доказавшего, что средний класс это уже живой труп, зачем нам ориентироваться на путь ведущий в тупик? Если Разум имеет возможность управлять обществом, а я думаю, Путина глупым человеком никто не считает, то зачем нам как обезьянам кого-то копировать. Есть еще на Руси светлые головы способные не выдумывать теории, а спланировать на научной основе оптимальную социальную систему для нашего типа общества.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
нет в списке опросника каким темам обратить особое внимание :
1. бесплатное и высокачественное образование для всех!!!
2. развитие науки и особенно фундаментальной - физики, математики, генетики, изучение мозга
3. нет ни в списке, нет ни у Путина - повышение уровня интеграции (объединение, воссоединение - Украины, Белоруссии, России, Казахстана в единое государство)
4. у Путина, пока, нет идеи ради чего все будет свершаться: чтобы народы России жили хорошо, а еще лучше жить хорошее или есть отдаленная глобальная цель, которая объединит народы, как при коммунистах в 30г - "Построить коммунизм".
Кратко, ясно и доходчиво от академика до кухурки
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Согласен. Хотя если национальная идея будет базироваться на нравственных принципах, то это будет решением
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 48
Рейтинг поста:
Молодец! Лёша Ональный и ему подлизывающие хомяки ещё утираются. А Путин действительно сильный политик. И к выборам он просто своим присутствием раскатает этих макфоло-кукол.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 351
Рейтинг поста:
Путин - Наш президент! Пусть - помнит о Прошлом, живёт - Настоящим, и думает - о Будущем!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 531
Рейтинг поста:
Вот для этого и нужны социальные лифты. Что-б дерьмо тонуло, а нормальные люди поднимались в руководство. И тогда неважно что за партия и есть-ли она вообще. Нужен нормальный чёткий механизм продвижения государственников.
А КПРФ мы помним за развал СССР.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Конечно! Тем более de facto именно Путин и является президентом. Мало кто серьезно относится к ДАМ, как к главе страны....
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 531
Рейтинг поста:
Социальный лифт способен, отчасти, устранить коррупцию. Но социальный лифт, попутно, решает и многие другие задачи. Пожалуй, это одно из наиболее приоритетных направлений. Также невозможно обеспечить безопасность страны без экономики. Чем мощнее экономика, тем больше безопасность как процент от экономики. Евразийский союз как часть экономической проблемы. Остальное фигня и либо как часть уже указанных задач либо малозначимо.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 250
Рейтинг поста:
1 - "Вопросам создания Евразийского союза"
2 - "Социальным лифтам и механизмам их реализации" (странно, что мало %)
3 - Нет в списке. "Повышение уровня нравственности общества через культуру, сми, воспитание и образование"
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1051
Рейтинг поста:
Это вы верно заметили. Никогда нельзя забывать прошлое, но не жить им, иначе: стагнация, топтание на месте, путь в тупик.
Я тоже целиком поддерживаю Путина и желаю ему безусловной победы на выборах Президента России.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 614
Рейтинг поста:
Путин - наш президент!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 151
Рейтинг поста:
Согласен с предыдущими ораторами.
Уже можно начать? :)
Я скажу только по одному вопросу. Я считаю, что это ненормально, когда судьба страны находится практически в руках одной только партии. Это ведет к застою, росту коррупции, потере инициативы и просто ожирению.
В сегодняшних условиях мы имеем три основные партии, но эти партии слишком отличаются друг от друга по своим базовым принципам. Единая Россия сейчас имеет большинство и представляет современную Россию. А КПРФ- это партия, которая нацелена на предыдущую модель устройства общества- социализм. Распределение голосов между партиями является отражением отношения общества к настоящему и прошлому. Если по какой-то причине в России начнутся ностальгические тенденции по отношению к СССР- то рейтинг ЕР уйдет вниз, а у КПРФ наоборот вырастет.
Но самое главное- приход к власти другой партии приведет к необходимости серьезных перемен в государственном, политическом и прочих устройствах нашего общества. Если партии будут меняться постоянно, если будет сопровождаться постоянным сменам приоритетов, то это приведет к неэффективному использованию и так не лишних государственных средств.
Исходя из этого, я считаю, надо решить следующие задачи.
1. Сблизить идеологическую, политическую, экономическую базу разных партий настолько, чтобы передача власти от одной партии к другой не вызывали микро и макро потрясений в обществе. При сохранении различных приоритетов в деятельности различных партий.
2. Произвести выравнивание электоральной базы существующих основных партий. Если понадобится- при помощи сверху, но в основном путем повышения привлекательности для дополнительного электората в программах деятельности и уставах.
3. Нужно сделать так, чтобы партии перестали быть привязаны к прошлому или настоящему. Нужно чтоб они были нацелены в будущее.
Спасибо за внимание :)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Браво Путин.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
В связи с этой публикацией я на пару суток отложу публикацию своей статьи и внесу некоторые коррективы, но кратко скажу. Это речь ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ по факту, по содержанию, по сути и по философскому пониманию событий. Этот человек достоин возглавить страну, возглавить народ в нынешние непростые времена. Всемерная наша поддержка ему в этом деле обеспечена. Напомним что у статьи будет продолжение и мы начинаем предметное и развернутое обсуждение тезисов Путина. Предлагаем читателям принять участие в этом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 99
Рейтинг поста:
Отлично сказано!