Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Марк Туллий Цицерон: О ЗАКОНАХ

Марк Туллий Цицерон: О ЗАКОНАХ


29-06-2011, 17:16 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 314)
 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

О ЗАКОНАХ. Книга II.

1. Ср. Цицерон, «Письма к брату Квинту», III, 1, 1 (145). Фибрен, приток реки Лирис, делился на два рукава, один из которых протекал вблизи от усадьбы Цицерона.

2. Ср. Гораций, Оды, II, 18, 1 сл.

3. Еврип — пролив между островом Евбеей и материком; в течение суток в нем несколько раз менялось направление течения. Богатые римляне проводили в своих усадьбах каналы.

4. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Планция», 20 и 22; «Письма к Аттику», II, 11, 2. (39).

5. Маний Курий Дентат был консулом в 290, 284, 275 и 274 гг. Ср. Цицерон, «О государстве», III, 6 и 40; «О старости», 55.

6. Одиссей. См. Гомер, «Одиссея», I, 55; V, 135. Ср. Цицерон, «Об ораторе», I, 196.

7. Ср. Цицерон, «О пределах добра и зла», V, 4. Римские законы не допускали двойного гражданства; поэтому Аттик не принял предложенного ему афинского гражданства. См. Цицерон, речи: «По делу Цецины», 100; «В защиту Бальба», 28; Корнелий Непот, «Аттик», 3.

8. См. Цицерон, «Письма к Аттику», II, 15, 13 (42).

9. Имеется в виду Марк Порций Катон Цензорий (234—149). Ср. Цицерон, «Речь в защиту Планция», 20. См. «О государстве», прим. 36 к кн. I.

10. Согласно мифу, царь Тесей объединил городские общины Аттики и переселил их в Афины. См. Фукидид, II, 15; Плутарх, «Тесей», 24.

11. «Великий» (Magnus) — прозвание Гнея Помпея. Тит Ампий Бальб — трибун 63 г., претор 58 г., во время гражданской войны сторонник сената и Помпея. О его процессе сведений нет. См. Цицерон письма: «К Аттику», VIII, 11b, 2 (327); «К близким», 11, 16, 3 (390); VI, 12 (489).

12. Родом из Арпина были Гай Марий, победитель кимвров и тевтонов (102—101 гг.), и Цицерон, «спасший Рим» подавлением движения Катилины. См. Цицерон, речи: «В защиту Суллы», 26, 33, 83; «В защиту Гая Рабирия» (63 г.), 27 слл.; «К квиритам после возвращения из изгнания», 19 сл.; «О доме», 92, 132; «В защиту Сестия», 50; «Против Писона», 43; «Письма к Аттику», IX, 10, 3 (364).

13. Палестра (греч.) — место для гимнастических упражнений, имевшее помещения для переодевания и отдыха; на палестрах философы вели занятия с учениками.

14. При усыновлении (адопция, адрогация) усыновляемый получал личное и родовое имя усыновителя. Здесь шутка.

15. См. Платон, «Федр», 230 В.

16. Аттик владел в Эпире, на реке Тиаме, имением, где он устроил «Амальтей», храм нимфы Амальтеи. См. Цицерон, «Письма к Аттику», I, 13, 1 (19); 16, 15 слл. (22).

17. См. Цицерон, «О государстве», I, 22, 56, прим. 63 и 131.

18. Цитата из закона Двенадцати Таблиц: «Если человека зовут в суд, он должен идти; если не пойдет, надо призвать свидетелей, а затем взять его силой». Имеется в виду процедура in iure; см. прим. 43 к кн. I.

19. Эпизод на свайном мосту через Тибр (pons Sublicius) во время войны с этрусками (508 г.). См. Ливий, II, 10.

20. См. Цицерон, «О государстве», II, 46. По традиции, это послужило поводом к восстанию и изгнанию царей (510 г.).

21. Ср. Платон, «Законы», I, 631.

22. Имеются в виду стоики. См. Цицерон, «Тускуланские беседы», III, 13.

23. Имеются в виду законы трибуна Луция Аппулея Сатурнина — земельные, о распределении хлеба и об оскорблении величества римского народа (100 г.) и земельный закон трибуна Секста Тиция (99 г.). Сатурнин встретил сопротивление нобилитета; восстание Сатурнина было подавлено консулом Гаем Марием; Сатурнин и претор Главция были убиты. См. Цицерон, «Речь в защиту Гая Рабирия (63 г.), 18 слл.; «Брут», 224; «Об ораторе», II, 48.

24. Законы, предложенные в 91 г. трибуном Марком Ливием Друсом младшим: по судебному закону сенат, пополненный римскими всадниками, должен был получить судебную власть; по земельному и хлебному законам плебс должен был получать дешевый хлеб и быть наделен землей в Италии и Сицилии; по закону о гражданстве италики должны были получить права римского гражданства. Сопротивление нобилитета привело к восстанию италиков против Рима (Союзническая, или Италийская, война, 91—88 гг.). Друс был убит.

25. Возможно, имеется в виду senatus-consultum ultimum. См. «О государстве», прим. 146 к кн. I. Ливиевы законы были объявлены недействительными по формальным причинам: они охватывали разные вопросы (в нарушение Цецилиева—Дидиева закона 98 г.). См. ниже, § 31.

26. См. Платон, «Законы», IV, 722 D слл.

27. См. выше, I, 57; Диодор Сицилийский, XII, 19, 3—21, 3.

28. См. Диодор Сицилийский, XII, 11, 3—19, 2.

29. См. Платон, «Законы», IV, 718 B-C, 720 A, 722 B.

30. Сицилийский историк IV—III вв. См. Цицерон, «О государстве», III, 43.

31. Цицерон был патроном локрян. См. «Речь в защиту Планция», 97; «О государстве», прим. 105 к кн. I.

32. См. выше, I, 18 слл.

33. См. Платон, «Законы», IV, 722 D.

34. См. Платон, «Законы», IV, 715 D слл.

35. Законы об учреждении трибуната и о неприкосновенности личности плебейских трибунов; по традиции, они были приняты в 494 г., в связи с первым «уходом» плебса. См. «О государстве», прим. 144 к кн. I.

36. В Риме были приняты иноземные культы Изиды, Сераписа, Сабазия, Эскулапа, Кибелы.

37. Имеются в виду лары перекрестков (Lares compitales, L. publici). См. «О государстве», прим. 6 к кн. V. «Святилище» (delubrum) — участок земли с храмом.

38. Двенадцать главных божеств (dii maiorum gentium): Юпитер и Юнона, Нептун и Церера, Аполлон и Диана, Вулкан и Минерва, Марс и Венера, Меркурий и Веста. См. Энний, «Анналы», фр. 426—7 Мюллер. Они составляли «совет богов» (dii consentes).

39. Возможно, намек на деятельность плебейского трибуна Публия Клодия Пульхра, который в 58 г., после изгнания Цицерона, построил на его участке на Палатинском холме в Риме храм Свободы, который Цицерон ниже (§ 42) называет храмом Своеволия. См. ниже, § 36 и прим. 95.

40. «Годовой круговорот», по-видимому — зимнее солнцестояние (в декабре, когда справлялись Сатурналии). Упоминаемое здесь предписание могло относиться к празднованию Компиталий и Сатурналий. См. «О государстве», прим. 6 к кн. V. Цицерон, «О предвидении», I, 102; Овидий, «Фасты», I, 71 слл.; Гораций, Сатиры, II, 7, 4 сл.; Макробий, «Сатурналии», I, 7, 26.

41. Понтифики — коллегия жрецов, наблюдавшая за соблюдением требований религии; со времени Суллы она состояла из 15 жрецов. Верховному понтифику были подчинены прочие коллегии жрецов — фламины, «царь священнодействий» и девы-весталки. О фламинах см. «О государстве», прим. 44 к кн. II; о весталках — прим. 46 к кн. II.

42. Таким образом, Цицерон подразделяет жрецов на: 1) служителей культа, 2) истолкователей пророчеств, признанных государством (книги Сивиллы), т.е. квиндецимвиров, 3) истолкователей воли богов, т.е. авгуров и гаруспиков. См. «О государстве», прим. 11 и 26 к кн. II; о гаруспиках см. ниже, прим. 45. Ср. Тацит, «Анналы», VI, 12.

43. Авгур своим посохом разделял небо на четыре части и, обратившись лицом к югу, наблюдал знамения, из которых благоприятными считались появлявшиеся слева, особенно молнии. Участок неба, в пределах которого авгур совершал наблюдения, назывался templum («храм»); так же назывался и соответствующий участок на земле; различался «большой храм», т.е. участок, в пределах которого авспиции были действительны (в городе Риме его границы совпадали с померием, т.е. сакральной городской чертой), и «малый храм», или авгуракул, возвышенное место, где стоял авгур. Авгуру должен был быть обеспечен свободный обзор, и он был вправе требовать сноса зданий, мешавших ему. Авгур производил также инавгурацию (посвящение, наделение властью, объявление неприкосновенными) понтификов и магистратов и совершал моление о ниспослании урожая (авгурация виноградников и молодых побегов). См. Цицерон, «II филиппика», 110; Ливий, I, 18, 6. Об «очищении» места падения молнии см. ниже, прим. 46.

44. Жизнь, а также совокупность гражданских прав (caput).

45. См. Цицерон, «О государстве», II, 31 и прим. 53.

46. Гаруспициной называлось сложившееся в Этрурии учение о знамениях и о предсказании судьбы. Гаруспики объясняли значение удара молнии, гадали по внутренностям жертвенного животного (необычное расположение или необычный внешний вид внутренностей, особенно печени, считался дурным знаком) и истолковывали знамения. Гаруспицина была уделом патрицианских родов. Гаруспики входили в состав когорты полководца или наместника в провинции. В городе Риме были странствующие гаруспики, к которым могли обращаться частные лица. См. Цицерон, «Письма к близким», VI, 6, 3, 9 (491). Место падения молнии ограждалось четырьмя камнями и накрывалось двускатной кровлей; этим оно исключалось из мирского использования; эта процедура называлась «похоронить молнию» (fulgur condere).

47. Имеется в виду жертвоприношение древнему италийскому божеству Доброй богине (Bona dea): бдение римских матрон, совершавшееся в ночь с 3 на 4 декабря в доме магистрата с империем; присутствие мужчин в доме в эту ночь запрещалось. См. ниже, § 36 и прим. 95.

48. Его совершали жрицы-гречанки родом из Кампании. См. Цицерон, «Речь в защиту Бальба», 55; Дионисий Галикарнасский, II, 19.

49. См. ниже, II, 38; «Речь об ответах гаруспиков», 21 сл.

50. Фригийский культ Идейской Матери (Великой Матери богов, Кибелы) был перенесен в Рим в 204 г., во время второй пунической войны. В ее честь справлялись игры Мегалесии (4—10 апреля); в эти дни на форуме приостанавливались все дела. См. Цицерон, речи: «В защиту Целия», 1; «Об ответах гаруспиков», 22 слл.; Овидий, «Фасты», IV, 350 слл.; Ливий, XXIX, 14.

51. Parricidium — убийство римского гражданина, отца, главы ветви рода (pater familias); это преступление каралось так называемой poena cullei, носившей сакральный характер: убийцу зашивали в кожаный мешок и топили в реке или в море. См. Цицерон, «Речь в защиту Секста Росция», 28 слл. Цицерон относит к этому преступлению также и святотатство.

52. Ср. Цицерон, «О государстве», IV, 6; «Об обязанностях», III, 111; Платон, «Законы», XII, 948.

53. В данном случае инцест — обольщение девы-весталки. В широком смысле инцест — кровосмешение и оскорбление религии.

54. Консекрация — официально совершаемая передача имущества (участка земли, здания) во власть божества, т.е. из области применения ius humanum в область применения ius divinum; такое имущество становилось res sacra. См. ниже, прим. 151.

55. Обожествленные души умерших родичей, младшие божества.

56. Ср. Цицерон, «О государстве», I, 70.

57. Uti rogas. Обычная формула согласия при голосовании подачей табличек. См. ниже, III, 34 сл.

58. Ср. Цицерон, «О природе богов», II, 71.

59. Имеются в виду очистительные обряды. См. прим. 68 к кн. I.

60. Ср. Цицерон, «О государстве», II, 26 сл.

61. О Пифагоре см. Цицерон, «О государстве», прим. 50 к кн. I.

62. См. Цицерон, «О государстве», прим. 42 к кн. I.

63. См. Исократ, «Апофтегмы», 7; Сенека, Письма, 94, 42.

64. См. выше, § 19. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Сестия», 143.

65. В 612 г. евпатрид Килон пытался захватить власть в Афинах. После подавления заговора сторонники Килона были убиты в храме Афины, где они искали убежища. Для отвращения гнева богов Эпименид совершил очистительные обряды. См. Фукидид, I, 126; Плутарх, «Солон», 12.

66. См. выше, § 19.

67. Авл Аттилий Калатин — консул 259 г., диктатор 249 г., во время первой пунической войны завоевал Панорм.

68. Ср. Цицерон, «О природе богов», II, 61.

69. Ср. Цицерон, «О предвидении», I, 102.

70. Ср. Марк Порций Катон, «Земледелие», гл. 2.

71. Согласно традиции, при Ромуле год состоял из 10 месяцев, царь Нума Помпилий прибавил январь и февраль месяцы. Календарь был лунный, в году было 355 дней, с дополнительным месяцем (mensis intercalaris) — 377 или 378 дней, при четырехлетнем цикле. Календарем ведали понтифики; интеркалация производилась ими небрежно, иногда ею злоупотребляли из политических соображений. В 46 г., при Гае Юлии Цезаре, была произведена реформа календаря с введением солнечного года. См. Ливий, I, 19; Светоний, «Божественный Юлий», 40.

72. Ср. Цицерон, «О государстве», II, 26 сл.; Ливий, I, 20.

73. Ἑστία — Vesta. Оба имени имеют общий корень. Ср. Цицерон, «О природе богов», II, 67.

74. Весталки. См. Цицерон, «О государстве», II, 14.

75. См. выше, § 20. Платон («Законы», X, 909 D) запрещает отправление религиозных культов в домах частных лиц.

76. См. Цицерон, «Речь в защиту Сестия», 96 слл.

77. Ср. Цицерон, «О природе богов», III, 5; «О предвидении», II, 112.

78. Цицерон был кооптирован в коллегию авгуров в 53 г. См. Цицерон, «Брут», I, 1.

79. Alio die! Формула обнунциации. См. Цицерон, «О государстве», прим. 11 и 26 к кн. II.

80. Право магистратов обращаться с речью или с предложением к народу (в древнейшее время к патрициям) в комициях и к плебсу на сходках (ius agendi).

81. См. выше, § 14. Луций Марций Филипп — консул 91 г., противник Марка Ливия Друса. См. выше, прим. 24; Цицерон, «Брут», 173, 186.

82. Гай Клавдий Марцелл — пропретор Сицилии в 70 г., член коллегии авгуров. Аппий Клавдий Пульхр — консул 54 г., автор «Авгуральных книг». См. Цицерон, «Брут», 267; «Письма к близким», III, 4, 1 (194).

83. Т.е. предсказывать грядущее. См. Цицерон, «О предвидении», I, 105; II, 75.

84. Легендарные герои Греции. О Полииде см. Гомер, «Илиада», V, 148; о Мелампе — Гомер, «Одиссея», XV, 225; Мопс, жрец Аполлона, участвовал в походе аргонавтов. Амфиарай — герой фиванского цикла. О Калханте см. «Илиада», I, 68; II, 299; о Гелене - «Илиада», VI, 76; Вергилий, «Энеида», III, 294 слл.

85. См. Цицерон, «О государстве», II, 5 слл.

86. См. Цицерон, «О государстве», II, 36.

87. См. Цицерон, «О предвидении», I, 75.

88. См. выше, § 21 (о фециалах).

89. См. выше, § 20; «О государстве», III, 35.

90. См. выше, § 21; «О предвидении», II, 28 слл.

91. См. выше, § 21.

92. Иакх - божество из цикла Деметры, отождествлявшееся с Дионисом—Вакхом. Мистериями в его честь, справлявшимися в Афинах, ведали Евмолпиды, потомки жреца Евмолпа. В честь Деметры устраивалось ночное шествие женщин с факелами в руках; оно происходило на Пниксе в Афинах; затем участницы шествия направлялись в Элевсин. См. Цицерон, «Письма к Аттику», I, 9, 2 (5).

93. Имеются в виду Элевсинские мистерии, посвященные Деметре; присутствие на них разрешалось только избранным. Римляне, находясь в Греции, добивались этой чести. См. Исократ, «Панегирик», 28.

94. Имеется в виду распущенность нравов. См. Менандр, «Суд», 234 слл.; Плавт, «Клад», 36.

95. Имеется в виду кощунство Публия Клодия, проникшего в декабре 62 г. в дом верховного понтифика и претора Гая Цезаря, когда там происходило жертвоприношение Доброй Богине (см. выше, прим. 47). См. Цицерон, речи: «Об ответах гаруспиков», 8, 37, 44; «О консульских провинциях», 24; «Письма к Аттику», I, 13, 3 (19); 16 (22); Плутарх, «Цезарь», 9; «Цицерон», 28.

96. В Риме был храм божеств Цереры, Либеры и Либера, построенный в 496 г. См. выше, § 21. О приобщениях сведений нет. Игры в честь Цереры справлялись 19 апреля.

97. Оргиастический культ Вакха, покровителя земледелия, проник в Рим из Этрурии и распространился в Кампании. Вакханалии были запрещены постановлением сената в 186 г. (бронзовая доска с его текстом до нас дошла). См. Ливий, XXXIX, 13.

98. Сабазий — фракийское божество. См. Аристофан, «Осы», 9; «Птицы», 874; «Лисистрата», 389.

99. В цирке происходили скачки и бега, а иногда также и священнодействия. См. Цицерон, «Речь об ответах гаруспиков», 21 слл. Для устройства цирка обычно использовали ложбину между холмами. Места для зрителей устраивались на возвышении. Беговая дорожка имела продолговатую форму и была разделена по длине невысокой стенкой или насыпью (spina), по концам которой было по тройному столбу (meta). При состязаниях возницы старались направить колесницы возможно ближе к мете. «Большой цирк» (Circus Maximus) находился между Палатинским и Авентинским холмами. Физические упражнения были введены в Риме в 186 г. См. Ливий, XXXIX, 22.

100. См. «О государстве», прим. 11 к кн. IV.

101. См. Платон, «Государство», III, 398 слл.; 401 сл.; IV, 410 C; 424 D.

102. См. Платон, «Законы», VIII, 800.

103. См. Платон, «Законы», III, 700.

104. См. Платон, «Государство», IV, 424 C.

105. Грек Луций Ливий Андроник (около 275—200) — был привезен в Рим как военнопленный и стал рабом Ливия Салинатора; он перевел «Одиссею» на латинский язык сатурническим стихом и переделал для римской сцены ряд греческих трагедий и комедий, в которых играл сам; во время второй пунической войны сочинил песнопение в честь Юноны с мольбой об отвращении опасности. См. Цицерон, «Брут», 72; Ливий, VII, 2.

106. Гней Невий (около 270—200) — автор поэмы «Пуническая война» (первая), написанной сатурническим стихом, и ряда комедий с нападками на Цецилиев Метеллов и Сципионов. См. Цицерон, «Об ораторе», III, 45.

107. Тимофей Милетский — автор дифирамбов, жил в V—IV вв. Со времени Терпандра (VII в.) кифара была семиструнной.

108. См. прим. 50. Ср. Ксенофонт, «Меморабилии», IV, 3, 16; Лукреций, «О природе вещей», II, 626; Овидий, «Фасты», IV, 249; Ливий, XXIX, 10.

109. В 43 г. триумвиры изъяли из храма Весты ценности, принесенные туда на хранение. См. Плутарх, «Антоний», 21.

110. Ср. Цицерон, «О государстве», II, 2. Клисфен был изгнан из Афин, подвергнутый остракизму, который он сам ввел.

111. См. выше, § 22.

112. См. Платон, «Законы», IV, 716 слл.

113. В римском праве устное соглашение, контракт, заключаемый сторонами путем вопросов и ответов.

114. Имеется в виду отъезд Цицерона в изгнание в 58 г. Его римский дом был сожжен и на этом участке трибуном Публием Клодием был построен храм Свободы; Цицерон называет здесь этот храм храмом Своеволия. «Спасение ларов» — подавление движения Катилины. Ср. Цицерон, речи: «В сенате по возвращении из изгнания», 6, 33; «О доме», 76, 99, 110, 131; «Письма к Аттику», IV, 1, 7 (90).

115. Перед своим отъездом в изгнание Цицерон перенес из своего дома в Капитолий статую Минервы с надписью «Охранительница Города». См. «Речь о доме», 144; Плутарх, «Цицерон», 31.

116. Намек на совершенное в Гостилиевой курии сожжение тела Публия Клодия, убитого в январе 52 г. на Аппиевой дороге. См. Цицерон, «Речь в защиту Милона», 86; Асконий, «Введение к речи Цицерона в защиту Милона».

117. Ср. Цицерон, речи: «О доме», 105; «Об ответах гаруспиков», 39; «Против Писона», 99.

118. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Милона», 77.

119. См. выше, прим. 54.

120. Ср. Платон, «Законы», XII, 955 D — 956 B.

121. См. ниже, § 67.

122. См. выше, § 22.

123. Публий Муций Сцевола — консул 133 г., юрист. См. Цицерон, «О государстве», I, 20, 31; «Об ораторе», I, 217, 240 слл. Его сын Квинт, консул 95 г., написал 12 книг по гражданскому праву. См. Геллий, VI, 15, 2.

124. См. выше, I, 14; «Речь в защиту Мурены», 22.

125. Римляне часто хоронили близких в своих усадьбах. При продаже владения обусловливалось право доступа к гробнице — iter ad sepulcrum; это был один из видов сервитута (прим. 37 к кн. I). Возможно, что здесь имеется в виду именно это. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Секста Росция», 24.

126. В древнейшую эпоху обязанность совершать родовые священнодействия переходила к старшему сыну или к лицу, усыновленному главой ветви рода; впоследствии — также и к наследникам по завещанию. См. Цицерон, «Речь в защиту Мурены», 27.

127. Наследник мог получить все имущество (ex asse) или его долю, которая обозначалась частями монеты асса: ex uncia — одна двенадцатая, ex quadrante — четверть, ex semisse — половина, ex dodrante — три четверти. Права законных наследников ограждались Вокониевым законом; см. «О государстве», III, 17, прим. 28.

128. Давность владения — см. прим. 84 к кн. I.

129. Возможно, на основании давности или в силу дарения лицом, находящимся на смертном ложе; см. ниже, прим. 132.

130. Легат — см. «О государстве», прим. 26 к кн. III. Во втором из рассматриваемых случаев имеется в виду дарение.

131. «Вычтенная часть», возможно, предназначалась для лиц, неспособных получать легаты (утратившие гражданскую честь, чужеземцы), или же это символическая сумма в 100 сестерциев для покрытия расходов на священнодействия. См. ниже, § 53.

132. Под «властью главы ветви рода» (patria potestas) разумеют существовавшую в древнейшие времена, а в исторические сохранившуюся только формально власть главы рода или ветви рода (pater familias) над всеми домочадцами: жена, дети, жены сыновей, внуки от сыновей, рабы и все имущество. Она включала в себя даже право жизни и смерти и право продажи в рабство («за Тибр»); после трехкратной продажи в рабство (даже фиктивной) она прекращалась, как и после утраты главой ветви рода его гражданских прав. — В данном случае речь идет о дарении лицом, находящимся под властью главы ветви рода, когда дарение совершается на смертном ложе (mortis causa). См. Дигесты, 39, 6, 25, 1.

133. Наследник, который — непосредственно после смерти завещателя — добровольно отказался от части наследственного имущества, мог (сам или его наследники) впоследствии заявить притязание на дополнительное имущество.

134. Имеется в виду манципация: символическая древняя процедура передачи прав полной собственности; она совершалась с участием «весодержателя» и свидетелей; покупатель брал в руки вещь, произносил установленную формулу и ударял по весам куском меди, т.е. деньгой. Такая процедура, по-видимому, совершалась также и при освобождении от обязательства совершать родовые священнодействия. Передача путем манципации превращает наследование в акт продажи. Пример: А оставляет Б легат в 10 000 сестерциев. В, наследник А, обязан выплатить эту сумму. Б заключает контракт с В, отказывается от своих прав на легат и получает эту сумму от В. Таким образом, Б «продал» В свои права на легат, а так как он ничего не получил из наследства, то он свободен от обязательств совершать священнодействия. См. ниже, § 53; Гай, Институции, II, 103, 252.

135. Ср. Цицерон, «Брут», 156.

136. Тит Корунканий, законовед, первый верховный понтифик из плебеев, консул 279 г. См. Ливий, Эпитома XVIII.

137. См. прим. 38 к кн. I.

138. О Манах см. выше, § 22. В квадратных скобках дана конъектура Ламбина.

139. О Сисенне см. прим. 24 к кн. I. Децим Брут Галлекский (Каллекский) — консул 138 г., завоеватель Луситании. См. Цицерон, «Брут», 107.

140. Луций Акций — трагический поэт II в. См. Цицерон, «Брут», 229.

141. Речь идет о «парентации», принесении жертвы умершим. Паренталии, дни жертвоприношений умершим родичам, продолжались с 13 по 21 февраля (февраль был последним месяцем года в древнейшие времена, месяцем «очищений»); последний день паренталий назывался фералиями, от слова fero — несу; на могилах приносили в жертву хлеб, соль, вино и венки. Могилы украшались цветами.

142. Возможно, Авл Манлий Торкват, консул 243 и 240 гг. Попиллии — плебейский род.

143. Предлагаемая Цицероном этимология сомнительна. Dies denicales, d. novemdiales означали время траура; на девятый день после похорон приносилась жертва (novemdiale sacrificium), и траур оканчивался.

144. После того, как установился обычай сжигать умерших, у умершего отрезали палец (os resectum), который хоронили в земле. Принесение барана в жертву носило искупительный характер; свинью приносили в жертву с целью «очищения» (porca praecidanea).

145. См. Ксенофонт, «Воспитание Кира», VIII, 7, 25; Цицерон, «О старости», 79 слл.

146. Алтарь Родника находился в Риме близ Яникула (участок в древнейшей части Рима, в так называемом Сервиевом городе).

147. Гробница Корнелиев Сципионов находилась на Аппиевой дороге, невдалеке от Рима. Эпитафия Сципиона Африканского Старшего, сочиненная Эннием, сохранена для нас Сенекой, Письма, 108, 33. См. Цицерон, «Речь в защиту Архия», 22.

148. О Луции Валерии Попликоле см. Цицерон, «О государстве», II, 53, 55.

149. Публий Постумий Туберт — консул 505 и 503 гг., победитель сабинян.

150. Гай Фабриций Лусцин — консул 282 и 278 гг., был известен своим бескорыстием и неподкупностью. См. Цицерон, «Тускуланские беседы», III, 56.

151. Под дедикацией разумели первую часть акта освящения храма или участка земли: магистрат передавал это имущество понтифику. Вторая часть (консекрация) состояла в том, что понтифик, взявшись рукой за дверной косяк, объявлял здание принадлежащим божеству. См. Цицерон, «Речь о доме», 119 сл.; Овидий, «Фасты», I, 610. См. также прим. 54.

152. Без применения железа в Риме в древнейшую эпоху был построен свайный мост (pons Sublicius) на Тибре. Ср. законы Двенадцати Таблиц, X, 4 Уормингтон, Плутарх, «Нума», 9. Цицерон, «Тускуланские беседы», II, 55.

153. О Сексте Элии Пете Кате см. Цицерон, «О государстве», I, 30; III, 33. О Луции Ацилии см. Цицерон, «О дружбе», 6.

154. Луций Ацилий Стилон, старший современник Цицерона, истолкователь древних текстов. См. Цицерон, «Брут», 205 сл.

155. См. ниже, § 64; Плутарх, «Солон», 21.

156. Обливание костей умершего вином и благовониями после сожжения его тела.

157. Возможно, венки, полученные за победу на состязаниях в цирке, или же венки за подвиги на войне.

158. Имеются в виду символические погребальные обряды. См. Тацит, «Анналы», III, 2. «Ложе» — парадное, на которое помещали умершего.

159. Вестибул — участок перед входом в римский дом, ограниченный с боковых сторон выступающими вперед крыльями дома. См. Авл Геллий, XVI, 5, 3. Здесь — свободный участок вокруг гробницы.

160. Т.е. приобретения прав собственности на основании давности не допускалось. См. выше, прим. 124 и прим. 84 к кн. I.

161. Имеются в виду бои гладиаторов. Они были заимствованы римлянами у этрусков и первоначально (в середине III в.) устраивались во время похорон знатных людей. Это было связано с представлениями древних о том, что во время похорон должна пролиться человеческая кровь. Бои гладиаторов утратили свой культовый характер только в конце II в. или в начале I в. Гладиаторами становились преимущественно рабы и военнопленные, содержавшиеся в особых казармах, «школах». Они бились парами, причем подбирались гладиаторы с различным вооружением, легким и тяжелым. Бои происходили вначале на форуме, а впоследствии в амфитеатрах. Древнейший из известных нам амфитеатров (в Помпеях) был построен в 80 г.

162. Об акценсе см. «О государстве», прим. 67 к кн. II; о ликторах — там же, прим. 142 к кн. I.

163. Похоронная процессия останавливалась на форуме, где один из родственников произносил речь с прославлением заслуг умершего. Текст вызывает сомнения, так как скорбные песнопения во время похорон называются по-гречески threnos.

164. Гай Марций Фигул был консулом в 64 г. Год его смерти не известен. См. Цицерон, «II филиппика», 12.

165. Кекроп — легендарный основатель Афин.

166. Ср. Цицерон, «О старости», 51.

167. О Деметрии Фалерском см. Цицерон, «О государстве», II, 2.

168. О децемвирах, см. Цицерон, «О государстве», II, 54 и 61.

169. Керамик — «рынок гончаров»; внутренний Керамик Афин находился внутри городских стен; на внешнем, находившемся к северо-западу от городских стен, хоронили павших при защите города.

170. Первоначально четырехгранный столб, увенчанный изображением Гермеса; он ставился в Греции на улицах, площадях и у ворот общественных и частных владений. Впоследствии гермой называли портретный бюст.

171. Питтак — легендарный законодатель Митилен (VII—VI вв.).

172. См. Платон, «Законы», XII, 958 D — 959 D.

173. Шестистопный дактило-спондеический стих, применявшийся в героическом эпосе.

174. Значительная сумма. 5 мин равнялись 500 драхм.

175. См. Платон, «Законы», III, 683 C.


 



Источник: ancientrome.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map