1. Написанная Цицероном в молодости поэма о Гае Марии (см. «О государстве», прим. 29 к кн. 1). Марий родился в Арпине в 159 г., Цицерон — в 106 г. Арпин получил права римского гражданства в 188 г. См. Цицерон, «Письма в Аттику», II, 15; 3 (43).
2. Квинт Цицерон занимался поэзией и писал трагедии. См. Цицерон, «Об ораторе», II, 10; «Письма к Квинту», III, 4, 4 (151); 5, 7 (153); 9, 6 (157).
3. Скорее всего имеется в виду Квинт Муций Сцевола Авгур, консул, 117 г., участник диалога «О государстве». Возможно, Сцевола был одним из персонажей поэмы.
4. По мифу, между Афиной и Посейдоном возник спор насчет имени, которое должно было быть дано городу. Афина ударила в землю Акрополя копьем, после чего на этом месте выросла олива; Посейдон ударил в землю своим трезубцем, и из земли вышел конь; боги решили спор в пользу Афины, и город был назван Афинами.
5. Гомер, «Одиссея», VI, 162 слл.
6. См. Цицерон, «О предвидении», I, 106 слл. Стих из «Мария». Речь идет об орле, полет которого по направлению к востоку считался благоприятным знамением. См. «О государстве», прим. 11 к кн. II.
7. Ср. Цицерон, «О государстве», II, 20.
8. См. Платон, «Федр», 229 В. По мифу, Орифия была дочерью афинского царя Эрехфея.
9. См. Цицерон, «О государстве», II, 25 слл.; Ливий, I, 21.
10. См. Ливий, I, 34. О фламинах см. «О государстве», прим. 44 к кн. II.
11. Феопомп Хиосский (род. в 380 г.) написал историю современной ему Греции. См. Цицерон, «Брут», 66.
12. Имеется в виду подавление движения Катилины, что Цицерон всегда ставил себе в заслугу.
13. См. Цицерон, «Об ораторе», II, 62; «Оратор», 66.
14. Ср. Цицерон, «Об ораторе», II, 52.
15. Фабий Пиктор (260—190) — один из первых анналистов, довел историю Рима до второй пунической войны.
16. Имеется в виду Марк Порций Катон Старший. Ср. Цицерон, «О государстве», I, 1; П, 2.
17. Луций Кальпурний Писон Фруги — консул 133 г., анналист. См. Цицерон, «Брут», 106.
18. Гай Фанний Страбон, зять Гая Лелия младшего, анналист.
19. Венноний упоминается только здесь и в письме Цицерона к Аттику, XII, 3, 1 (616).
20. Луций Целий Антипатр написал историю второй пунической войны. См. Цицерон, «Об ораторе», II, 54.
21. Дионисий Галикарнасский упоминает о двух Геллиях, Сексте и Гнее, чьими трудами он пользовался.
22. Клодий Квадригарий и Публий Семпроний Аселлион были анналистами; последний написал историю нумантийской войны. См. Авл Геллий, II, 13, 1; V, 18, 8.
23. Гай Лициний Макр — трибун 73 г., анналист. См. Цицерон, «Брут», 238.
24. Луций Корнелий Сисенна — претор 78 г., легат Помпея в 67 г., написал историю гражданской войны, доведя ее до смерти Суллы. «Речи» — речи, которые автор приписывает историческим лицам. См. Цицерон, «Брут», 228, 259.
25. Возможно, намек на Цезаря, писавшего в 52 г. свои записки о галльской войне, или на Луция Лукцея; см. Цицерон, «Письма к близким», V, 12 (112).
26. Клитарх — историк, биограф Александра Македонского, сопровождавший царя во время его похода на Восток. См. Цицерон, «Письма к близким», II, 10, 3 (225).
27. См. Цицерон, «Речь о Манилиевом законе», 27 слл. Это место свидетельствует о том, что диалог был написан до 49 г.; кроме того, после 48 г. между братьями Марком и Квинтом Цицеронами произошла ссора. Иронический тон Аттика можно объяснить тем, что Помпей в 58 г. отказал в помощи Цицерону, когда ему грозило изгнание. См. III, 26; Письма: «К Аттику», III, 15, 4 (73); X, 4, 3 (380); «К брату Квинту», III, 15, 4 (72); Плутарх, «Цицерон», 31.
28. Год консульства Цицерона (63 г.), ознаменовавшийся подавлением движения Катилины. В 60 г. Цицерон написал поэму о своем консульстве (утрачена). См. «Письма к Аттику», I, 19, 10 (25); II, 1, 3 (27); 3, 4 (29).
29. К этому времени Цицерон уже выпустил в свет диалоги «Об ораторе» и «О государстве» и ряд своих литературно обработанных речей. См. «Письма к Аттику», II, 1, 3 (27).
30. Имеется в виду legatio libera, т.е. поездка, которую сенатор совершал за счет казны как официальное лицо, но по своим делам; см. III, 18. Как консул Цицерон боролся с этим обычаем. Цезарь в 59 г. ограничил свободные легатства своим законом о вымогательстве (lex Iulia de repetundis). См. Цицерон, речи: «О земельном законе», I, 8; II, 45; «В защиту Флакка», 86; «Письма к Аттику», II, 18, 3 (45); XV, 11, 4 (746).
31. Ср. Цицерон, «Об ораторе», I, 199; II, 143, 226; III, 133.
32. Актер Квинт Росций Галл, по делу которого Цицерон выступал в 76 или 70 г. Флейты сопровождали так называемый кантик, т.е. сольную партию или монолог. См. Цицерон, «Речь в защиту поэта Архия», 17; «Об ораторе», I, 130, 258; «Брут», 290; «Оратор», 57; «Письма к близким», IX, 22, 1 (638).
33. О подготовке к произнесению речи см. Цицерон, «Брут», 139.
34. Имеется в виду деятельность юрисконсульта. См. Цицерон, «Речь в защиту Мурены», 22 сл.; Гораций, Сатиры, I, 1, 9 сл.
35. Имеется в виду Квинт Муций Сцевола «Понтифик», консул 95 г., под чьим руководством Марк и Квинт Цицероны изучали право. См. II, 47.
36. См. Цицерон, «Речь в защиту Мурены», 23 слл.; «Об ораторе», I, 236.
37. Имеются в виду городские сервитуты. Сервитутом называлось право частичного пользования чужим имуществом, создававшее выгоды для определенного лица и налагавшее обязательства на владельца этого имущества. В данном случае имеется в виду отведение дождевой воды от участка соседа (или же отведение дождевой воды на участок соседа) и использование общей стены двух смежных городских владений. См. II, 47; «Речь в защиту Мурены», 22; «Оратор», 72.
38. Стипуляция — устная торжественная форма обязательства, касавшегося имущества; она содержала вопрос заимодавца и ответ должника. Торжественная формула произносилась и при иске (legis actio). См. «О государстве», прим. 104 к кн. II; «Речь в защиту Мурены», 25 слл.
39. Согласно традиции, древние судебные формулы были собраны писцом Гнеем Флавием в конце IV в. (Ius Flavianum); другой список формул приписывали Сексту Элию Пету (начало II в.); эти формулы применялись еще во времена Цицерона, как и формулы из списка Мания Манилия. См. Цицерон, «Об ораторе», 1, 186; «Речь в защиту Мурены», 25; «Письма к Аттику», VI, 1, 8 (251); Ливий, IX, 46.
40. Ср. Платон, «Законы», I. 1. Далее упоминаются участники этого диалога.
41. Городской претор, приступая к исполнению своих обязанностей, издавал эдикт, т.е. постановление, в котором он разъяснял некоторые законы и сообщал основные положения, руководствоваться которыми он намеревался. Это так называемый edictum perpetuum. Он был действителен только во время данной претуры, но мог быть частично или полностью принят претором следующего года (edictum tralatitium). Преторские эдикты легли в основу так называемого ius honorarium, важного источника римского права.
42. См. Цицерон, «О государстве», II, 61.
43. In iure. Речь идет о предварительном разборе гражданского дела перед городским претором. После принятия дела претором и указания им формулы, на основании которой оно должно было разбираться, дело рассматривал назначенный им судья; это была процедура in iudicio или apud iudicem. См. Цицерон, «Речь в защиту Мурены», 26.
44. Возможно, имеется в виду Сервий Сульпиций Руф (105—43), консул 51 г., известный юрист. См. Цицерон, «Речь в защиту Мурены»; «Филиппики», IX; «Брут», 150 слл.
45. Имеются в виду стоики, взгляды которых излагаются ниже.
46. Греческое слово nomos (закон) одного корня с глаголом nemo (уделять).
47. Ср. Цицерон, «Речь в защиту Милона», 19. Оратор доказывает законность убийства при самозащите, исходя из естественного права.
48. Имеется в виду диалог «О государстве»; Цицерон подчеркивает связь между обоими диалогами.
49. Тит Помпоний Аттик был эпикурейцем.
50. Ср. Эпикур, письмо к Менекею, 123; Лукреций, «О природе вещей», II, 646 слл.; Гораций, Сатиры, I, 5, 101.
51. Положение стоицизма, формулированное Хрисиппом. См. Цицерон, «О природе богов», I, 25, 45; II, 16.
52. Об империи см. «О государстве», прим. 17 к кн. I. «Власть» (potestas) — гражданская власть римских магистратов.
53. Положение стоицизма. См. Цицерон, «О природе богов», II, 154. «Предержащее божество» — Юпитер.
54. Агнаты — свободнорожденные, подвластные одному и тому же главе ветви рода (pater familias; см. прим. 132 к кн. II). Агнация — связи между агнатами.
55. Ср. Цицерон, «О государстве», VI, 21.
56. Теренций, «Самоистязатель», 77. Измененный перевод А.В. Артюшкова. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», I, 30.
57. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», III, 11.
58. В тексте лакуна. Дается одна из предложенных конъектур. Ср. Цицерон, «Об обязанностях», I, 56.
59. Ср. Цицерон, «О пределах добра и зла», I, 70.
60. Имеются в виду стоики, последовательно рассматривающие философские вопросы; древние философы — сократики, академики и перипатетики.
61. Намек на строгую диалектику более новых школ (перипатетики и стоики) в противоположность более общему методу рассмотрения, характерному для Платона.
62. После смерти Платона Старую Академию возглавил Спевсипп. Его сменил Ксенократ (338—314), а затем Полемон (314—269). Средняя Академия была основана Аркесилаем (315—241), Новая Академия — Карнеадом (213—129). Школа была названа по имени владельца усадьбы, Академа, в саду у которого Платон собирал своих слушателей.
63. Цицерон объединяет со школой Платона также и Аристотеля (384—322), ученика последнего, и Феофраста (372—287), сменившего Аристотеля. Феофраст был главой школы перипатетиков; он занимался этикой и естествознанием, главным образом ботаникой. Школа Аристотеля открылась в Ликее в 335 г.
64. Зенон (334—262 гг). — основоположник стоицизма. Вел занятия в Афинах в портике, известном под названием στοά ποιχίλη; ξςρώδΰ; отсюда название школы.
65. Аристон Хиосский (около 275 г.) — был учеником Зенона и развил этическую сторону его учения.
66. Имеются в виду эпикурейцы с их политическим абсентеизмом. Ср. Цицерон, «О государстве», I, 1 и 8. Эпикур вел занятия в саду. В 173 г. эпикурейцы Алкей и Филиск были изгнаны из Рима.
67. Ср. Цицерон, «О государстве», кн. III.
68. Ср. Цицерон, «О государстве», III, 19. Возможно, намек на очистительные обряды пифагорейцев. Римляне применяли окуривания серой с целью очищения оскверненного предмета или человека. См. Цицерон, «Речь в защиту Клуенция», 193; Катон, «Земледелие», 141; Проперций, Элегии, V, 8, 81.
69. По греческой мифологии, эринии (у римлян фурии) Алекто, Тисифона и Мегера изображались в виде змееволосых женщин с зажженными факелами в руках. Ср. Эсхин, «Речь против Тимарха», 190 сл.; Цицерон, речи: «В защиту Секста Росция», 24; «Против Писона», 20.
70. Ср. Цицерон, «О государстве», III, 21 (из Лактанция).
71. Ср. Цицерон, «О государстве», III, 20; «О пределах добра и зла», II, 52, 59; «Об обязанностях», III, 37 сл., 77.
72. См. Цицерон, «О государстве», I, 44; III, 32; прим. 123 к кн. I.
73. Имеется в виду закон, проведенный в конце 82 г. интеррексом Луцием Валерием Флакком и одобривший все действия Суллы как консула и проконсула; этот закон предоставил Сулле неограниченные полномочия, право жизни и смерти по отношению к римским гражданам. См. Цицерон, речи: «Против Верреса», (II) III, 82; «О земельном законе», III, 5; «О доме», 49.
74. Имеются в виду постановления трибутских комиций (plebis scita).
75. Ср. Лукреций, IV, 478 сл.; Цицерон, «О пределах добра и зла», I, 22.
76. Ср. Цицерон, «О государстве», III, 21.
77. Текст испорчен. Ср. Цицерон, «Об ораторе», I, 120. Имеются в виду эпикурейцы.
78. Точка зрения эпикурейцев. Ср. Цицерон, «О пределах добра и зла», I, 42.
79. Луций Гелий — друг Цицерона, современник ораторов Луция Лициния Красса, консула 95 г., и Марка Антония, консула 99 г. См. Цицерон, «Брут», 105, 173.
80. Федр — видный эпикуреец, современник Цицерона. См. Цицерон, «Письма к близким», XIII, 1, 2 сл. (198).
81. Антиох Аскалонский — философ-стоик, ученик Филона, был учителем Цицерона, Марка Брута, Аттика и Варрона.
82. Имеется в виду учение Эпикура.
83. См. выше, § 38.
84. Игра слов. Вначале речь идет о границах добра и зла, затем о так называемой usucapio, получении прав собственности в силу давности владения и пользования (по законам Двенадцати Таблиц, для недвижимого имущества — два года); при этом полоса земли шириной в 5 футов, проходившая между смежными владениями, не подлежала отчуждению. Мамилиев закон (165 г. ?) требовал участия третейского судьи при этой процедуре. Указание границ (demonstratio finium) было важным юридическим актом при передаче прав собственности. См. Цицерон, «Речь по делу Туллия», 17.
85. Текст испорчен.
86. О Ликурге см. Цицерон, «О государстве», II, 1, 9 сл.
87. См. Цицерон, «О государстве», II, 59.
88. Харонд — легендарный основатель Локр (Сицилия).
89. Т.е. Аполлона. Над входом в храм Аполлона в Дельфах, по преданию, было высечено изречение: «Познай самого себя»; о нем говорится ниже. Ср. Цицерон, «Тускуланские беседы», I, 52.
90. Ср. Платон, «Пир», 215 В.
91. Ср. Цицерон, «О государстве», VI, 9 слл., «Сновидение Сципиона».
92. Имеется в виду диалектика.