П р и л о ж е н и я
Статья « Фарисейство » из Словаря
ФАРИСЕЙСТВО
– богоугодность, в ущерб человечности (ханжество); – следование моральному правилу, в ущерб «плоду доброму», иначе говоря, следование букве морального правила в ущерб его духу (формализм).
То и другое –
– особый вид лицемерия: тщеславие, властолюбие или корыстолюбие, прячущиеся за религиозное или моральное рвение. Религиозное или моральное рвение, пошедшее по пути дотошного формализма и этим освободившее душу «фарисея» для тайной недобросовестности.
• К правилу нужна зрячесть, а фарисеи, напротив, настаивают на слепоте.
• Следовать моральному правилу, а не моральной (доброй) цели – это значит закрыть на цель глаза, а нужно это бывает лишь в том случае, когда подлинной целью поступка является не добро.
• Фарисейство – это бесчеловечная богоугодность, набожное бездушие, безжалостная нравственность.
• Бог моральный у фарисея превращается в священное неприкасаемое правило – «Закон»; а надо – в совесть и жалость.
• «Бог есть любовь» – это значит, что «человек человеку бог». «Любви не имея», не найдёшь и Бога, а имея любовь – Бог уже, как лицо, не нужен, персонально Богу ничем нельзя угодить. Но именно это и тщатся сделать фарисеи.
• Прообраз и предел всякого фарисейства – принесение праведником в жертву собственного сына: подвиг богоугодности ценой человечности.
• Архаичный Бог гонит разум, оставляя религиозному рвению лишь долг благоговеть и подчиняться, что значит – служить форме. И это оказывается весьма на руку человеческой недобросовестности, фарисейству .
• «…Препоясав чресла истиною, и облекшись в броню праведности…» (Из Павла). – Превратить учение Христа в религиозную догму – значило, по необходимости, фарисеизировать его, направить его букву против его же духа. Когда наша моральность не делает нас чувствительнее, не срывает кожу, а, напротив, одевает в броню – броню на совести – это фарисейство и есть…
• Человек способен делать что-то полностью бессмысленное лишь тогда, когда верит, что в этом состоят его обязанности, как полностью бессовестное – лишь тогда, когда верит, что в этом его долг.
• Истина всегда – вопрос открытый. Потому человек не успокаивается в своих поисках истины, пока не остановится на какой-нибудь лжи. То же и совесть: она тревожит, пока не превратится в мёртвую принципиальность.
• Добро всегда проблема, а не решение. Принципиальность же – это заранее найденные ответы на все вопросы.
• Невозможно, чтобы в наших глазах не было «сучков» – кто из нас «без греха»? Но тот, кто заметит и осудит «сучок» сперва не у себя, а «в глазе брата», не чувствует в своём глазу уже настоящего «бревна»: ибо в таком случае его собственный «сучок» осложняется лицемерием. Следовательно, судить не грех только, а грешников – значит непременно быть лицемером: фарисеем. Берущийся судить тем самым заслуживает суда ещё более строгого – «не судите, да не судимы будете». «Меры» справедливости, конечно, для всех одни и те же, но именно потому та самая «мера», какою вы мерите другим – кто без греха? – непременно должна быть обращена против вас же самих.
• Судить – значит зарекаться. Не зарекайся, а особенно не суди – за первое будет стыдно, а за второе ещё и совестно.
• Не суди, да не опозоришься сугубо.
• Не судите, ибо себе, по совести, уже придётся отмерять двойной мерой.
• Абсолютно моральное требование, задача, а не моральная норма. То есть не буква, а дух. Конкретно – необходимость иметь в виду не только законность поступка, но и его реальные пользу или вред.
• Абсолютизировать моральную норму – значит абсолютизировать приблизительность; на моральном языке – косность. – Тут надо ещё учесть, что приблизительное, нередко, оказывается прямо противоположным точному…
• Теперь – в защиту фарисейства . – Абсолютность моральных норм, за которую держатся фарисеи, должна означать, что определённые поступки хороши или плохи всегда, независимо от того, есть ли от них кому-нибудь польза или вред, или больше вреда, чем пользы и т.д. Это, конечно, нелепо и чревато всем самым худшим. Однако «рациональное зерно» есть и в такой абсолютизации: оно – в том, что истинная польза нравственного поступка не измеряется одной его прямой практической пользой, но существуют польза и вред собственно «моральные». А именно, это польза и вред примера; эта польза и вред от взаимного доверия или недоверия, поддерживаемого или разрушаемого твоим отношением к общим моральным нормам; в конце концов, трудно нарушить свои обязанности, даже ложные, не лишив кого-то того, на что он был вправе рассчитывать… В общем, куда как худо, когда за формальной моральностью укрывается недобросовестность, но и совести надо стараться действовать, насколько можно, по правилам.
• Дело не в правиле, а в цели, которую оно имеет в виду. Но, конечно, «не уверен – не нарушай».
«Я один, все тонет в фарисействе »
Борис Пастернак
ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе . Жизнь прожить – не поле перейти.
|
Мой (Круглова) комментарий. – «Я один, все тонет в фарисействе » – «Судьба сфокусировалась на мне, я поставлен перед неизбежным выбором и выбираю то, чем сам поистине являюсь – честен перед собою и как следствие отвержен; кругом меня одни только исполняемые роли и благочестивые маски, все, что должно быть живым и искренним, подменяется формой и личиной, и что-то, какая пустота и какой мрак, под ними?.. Гибель неотвратима. О, трудно жить, если жить всерьез…»
От формализма к фарисейству
Август 2012 Источник: alkruglov.narod.ru.
Рейтинг публикации:
|