Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » "Инфанты и герои" или куда ведет нас кризис (исследование общей методологии психологического и социального развития)

"Инфанты и герои" или куда ведет нас кризис (исследование общей методологии психологического и социального развития)


8-10-2010, 10:24 | Политика / Аналитика мировых событий | разместил: Yary | комментариев: (91) | просмотров: (15 498)

Автор: Yary.

 

Исследование общей методологии психологического и социального развития

 

I.

Из обыденного опыта, думаю, очевидно, что поведение ребенка, отличается от поведения взрослого человека, даже если они окажутся в совершенно одинаковой ситуации. Причем причины различий в поведении кроются не только в физиологических различиях, но и в различном психическом развитии. И это отличие не просто количественное, это различие качественное. Более того, если мы начнем рассматривать этот вопрос более внимательно, то заметим, что такое качественное различие не заканчивается на взрослых и детях. Среди детей разных возрастов мы можем легко заметить точно такие же качественные различия в психическом развитии.

Для психологии этот феномен не является новостью. Современная возрастная психология, опирающаяся на работы советских ученых Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, выделяет периоды развития ребенка. Традиции советской деятельностной школы нашли свое отражение в периодизации, и поэтому разделение на периоды в ней построено на выделении ведущей деятельности, свойственной ребенку в тот или иной период жизни. Также стоит отметить, что возрастные нормативные кризисы, сопровождающие процесс перестройки психики ребенка из одного качественного состояния в другое, были найдены эмпирическим путем, имеют характерные, ярко выраженные особенности поведения. Мы еще вернемся более подробно к этому вопросу ниже в статье.

А сейчас попробуем ответить на следующий вопрос. А когда ребенок заканчивает быть ребенком и становится взрослым? Этот вопрос может быть рассмотрен с разных позиций. Но нас будет интересовать только конкретный узкий аспект. Является ли критерием взрослости окончание процесса психического развития человека? Другими словами, можем ли мы считать ребенком – того, кто еще развивается, а взрослым – человека достигшего финальной точки своего развития?

Сформировавшаяся в психологии дисциплина акмеология (от греч. akm — вершина + logos — наука, учение), рассматривает категорию взрослости именно как вершинную ступень психического развития человека, пусть многомерную, пусть имеющую индивидуальные личностные особенности, но все-таки конечную ступень развития. Для такого подхода характерна фиксация на взрослой социальной деятельности, как на конечной цели существования человека. По сути, акмеологию интересует человек как субъект профессиональной социальной деятельности.

Такое суженное, можно сказать утилитарное мышление, на наш взгляд, лишает исследователей широты видения, нацеливая акмеологию на решение практических частных задач. При этом на заданный вопрос, когда человека можно считать взрослым, акмеология ответить не может, так как утверждает, что взрослое состояние никогда не является статичным, а отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Исследования зрелости взрослого человека позволили установить, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости по всем характеристикам. Таким образом, понятие взрослости размывается, теряя всякий смысл, а исследования с данных позиций неизбежно скатываются в исследования динамики развития отдельных характеристик, без возможности построения целостного психического портрета взрослого человека.

Такая невозможность построения целостного знания, на наш взгляд, является следствием изначальной методологической ошибки, заключающейся в попытке найти вершинное состояние человека. Поэтому, мы будем исходить из аксиомы, что взрослый человек, так же как и ребенок, обладает определенным потенциалом развития, причем общие принципы и механизмы такого развития и для взрослого и для ребенка одинаковы. Достоверность такого подхода подтверждает факт, что для взрослых, как и для детей также характерны эмпирически фиксируемые нормативные кризисы, например: кризис 30-ти лет и кризис середины жизни. А раз так, то мы по аналогии, можем констатировать, теоретическую возможность качественно различных психических состояний, для взрослых разных возрастов. И действительно, в литературе описано много случаев, когда следствием нормативного взрослого кризиса становится качественное изменение поведения и мировосприятия человека.

Итак, основной вывод первой части статьи заключается в тезисе, что психика человека развивается, последовательно проходя ряд качественно различных состояний, причем эти состояния, являясь следствием развития посредством нормативных кризисов, также нормативны, и это свойство распространяется на весь период жизни человека.

Качественность, является причиной двух важных свойств процесса психического развития: дискретности и целостности, что очень хорошо коррелируют с понятиями «инсайт» и «гештальт», исследованными в гештальт-психологии.

Конечно, мы должны констатировать, что индивидуальные особенности накладывают отпечаток на такие состояния, и можно предположить, что чем взрослее человек, тем большим индивидуальным опытом он обладает, и тем большей степени индивидуализации подвержены его нормативные состояния.

Но, наш подход открывает возможности для выделения критериев психической взрослости человека, а также ее типологизации. Второе следствие распространения методологии детской возрастной психологии на взрослых, заключается в появлении такого феномена, как нарушенность нормативного процесса психического развития взрослых, выявленная и описанная для детского периода жизни. Это открывает перспективы целого направления исследований: дефектологии развития взрослых людей.

II.

Сделаем также ряд дополнительных методологических выводов.

В свете вышесказанного полностью претерпевает изменение понятие «взрослый», как психологическая категория. Теперь это уже не единое качественное состояние, но совокупность нескольких, последовательно сменяющих друг друга. Причем, граница взрослости становится условной, так как с точки зрения процесса психического развития нет методологических оснований для различения детского и взрослого периода жизни. Взрослость становится не абсолютной, а относительной категорией, позволяющей определить более взрослое, или более детское психические состояния.

Также претерпевает изменение понятие «зрелость». В нашей методологической парадигме понятие «зрелая психика» будем определять как соответствующая своему возрастному периоду, соответствующая деятельности и задачам, данного возраста. И хотя слово «зрелый» в изначальном смысле означает спелый, созревший, в более широком смысле его правомерно понимать как «годный к употреблению». Соответственно, понятие «инфантильность» будем использовать как антоним «зрелости», означающий состояние психики, не соответствующее возрастным требованиям окружающей среды. Инфантильность в нашей модели стоит рассматривать как следствие нарушения нормального течения процесса психического развития человека, а инфантильное поведение, а также проблемы его диагностики и коррекции становятся объектом дефектологии развития, как научной дисциплины.

Отметим, что в результате рассмотрения психических качественных состояний в их взаимосвязи с социальным полем, в котором посредством ведущей деятельности (здесь и далее мы будем использовать понятие деятельности как оно понимается в деятельностной психологической школе) осуществляется их реализация, возникает еще один ряд категорий. Способность к такой реализации, как было показано в детской возрастной психологии, не является априорной, но зависит от условий протекания процесса развития человека. Нарушение такого процесса по тем или иным основаниям,  может затормозить, исказить или вообще препятствовать формированию психических новообразований, необходимых для успешной реализации ведущей деятельности соответствующего социального возраста.

Таким образом, возникает потребность в формулировании понятия «дееспособность», как психологической, а не только юридической категории. Дееспособность, с наших позиций, становится критерием психической готовности человека осуществлять свойственные его возрасту социальные действия, или другими словами, способность человека осуществлять ведущую деятельность своего социального возраста. Эта категория расширяет такое психологическое понятие, как «готовность ребенка к школе» на все без исключения стабильные нормативные периоды жизни человека.

Дееспособность также может выступать как оценочная категория, которая безотносительно биологического возраста человека, определяет способность человека вести деятельность, относящуюся к тому или иному типу нормативных ведущих деятельностей. В этом случае удобно рассматривать дискретную шкалу дееспособности, отражающую этапное овладение человеком все более высокими уровнями деятельностной компетенции.

III.

Таким образом, перед нами встала практическая задача периодизации, выделении новообразований и ведущих деятельностей для различных периодов взрослого этапа жизни человека. Решение этой задачи может быть получено в рамках исследования и экстраполяции системных законов психического развития, исследованных в детской возрастной психологии.

В первую очередь мы обратим внимание на следующую методологическую закономерность, а именно, попеременную двухвекторность психического развития. «В основе психического развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой. Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение социальной ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности.» [1]

С методологических позиций это означает, что мы имеем возможность обобщить эти два вектора, в предельных понятийных категориях, включающих в себя сущностную характеристику этих двух векторов, и развитие которых, и определяет сам процесс психического развития. Или другими словами, мы можем выделить две базовых психических системы, в онтогенезе которых, по сути, и заключается весь онтогенез психики человека.

Первая категория, назовем ее «Я - концепция», заключается в активной деятельностной позиции относительно окружающего мира. В ней, окружающий мир («не Я») рассматривается как объект воздействия и манипулирования, а соответственно «Я» - воздействующий субъект. Эта категория формирует «операционно-технические возможности». А онтогенез этой категории направлен на последовательное увеличение степеней свободы таких возможностей для развивающегося «Я», через осознание себя субъектом во все более широких системах. В психическом развитии человека мы можем выделить следующие этапы онтогенеза (в скобках указано примерный нормативный период времени , в наложении на общепринятую  возрастную периодизацию):

  1. физическая «Я-концепция», реализующаяся в физическом отделении ребенка от тела матери (0 – 3 года);
  2. личностная «Я-концепция», реализующаяся в психической сепарации ребенка от родителей и обретении собственной воли (3 – 13 лет);
  3. социальная  «Я-концепция», реализующаяся в становлении ребенка социально самостоятельным субъектом, (13 – 30 лет);
  4. сценарно-методологическая «Я-концепция», реализующаяся в методологической самостоятельности, когда манипулирование окружающим миром осуществляется на уровне управления методологией собственной деятельности (больше 30-ти).

Вторая категория, назовем ее «Я - регуляция», рассматривает окружающий мир как субъект, а «Я» – как объект воздействия. Здесь мир выступает, как структура, задающая критерии выбора, как опора, вычленяющая из хаоса всевозможностей деятельностный вектор, формирующая регуляторную функцию психики человека, как все более сложной системы. Онтогенез такой категории направлен, на интериоризацию (присвоение) все более сложный регуляторных механизмов. В приложении к динамике развития данной категории у человека, мы можем вычленить следующие этапы ее онтогенеза: внешняя-биологическая (0 -1 год), речевая-эгоцентрическая (1 – 7 лет), морально-правовая (7 - 17), нравственно-этическая (17 - 40 лет), онтологическая (более 40 лет).

Итак, процесс взросления представляется теперь, как последовательный процесс качественного усложнения психики человека, как системы через увеличение ее степеней свободы и развитие адекватных такой степени свободы регуляторных механизмов.

IV.

Выявленные нами закономерности, с полным правом можно распространить на социальные системы, как самостоятельную сущность. Развитие социальных систем, также движется к все большей степени свободы, а ее целостность и управляемость реализуются через развитие регуляторных механизмов. Причем развитие социальных систем и психическое развитие составляющих ее участников происходят взаимосвязано.

Исходя из представленной модели, мы можем легко сформировать методические концепции, позволяющие развивать и социальные системы в целом, и психику отдельных людей. Также, появляется возможность диагностики психических и социальных состояний, и коррекции диспропорций, как в динамике, так и в структуре развития.

В приложении нашей методологии к современному мировому социальному кризису, мы можем констатировать наличие диспропорции между степенью свободы социальной системы и недостаточным уровнем развития регуляторной системы. Поэтому мы с полным правом можем считать его кризисом саморегуляции. Это означает необходимость качественного изменения социальных регуляторных механизмов.

Предложенная в статье методология, как раз и открывает дорогу для таких изменений. На наш взгляд, возможное решение находится в расширении социальных регуляторных механизмов за счет осознания законов развития и интеграции новой методологии социальных взаимоотношений, поддерживающих естественное течение процесса развития. Что системно будет означать качественное расширение категории «Я - регуляции» в общечеловеческой социальной системе за счет саморегуляторных механизмов в области саморазвития. Такая регуляция должна связать и привести в баланс, такие две категории как психическая дееспособность индивида и его социально-правовая дееспособность. Причем разработанная методология позволяет разработать методы независимой оценки психической дееспособности, в том числе и с использованием аппаратных средств, а также выработать комплекс прав и ведущих деятельностей, которые могут быть реализованы при соответствующем уровне развития психики.

V.

Резюмируя вышесказанное в понятиях триадной методологии, мы можем описать жизнь человека как череду последовательных смен триад. Нормативные кризисы, в данной концепции, выступают как моменты осознания новой Цели. Психические новообразования – инструментарий, ведущая деятельность – поле действия. При этом нормативная предопределенность триадных конструкций, а также двухвекторность процесса осознания, требуют дополнительного осмысления, и обозначают природный триадный процесс более высокого порядка, определяемый онтологической Целью жизни человека.

VI.

Справочная информация:

В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот "новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде... и весь ход его развития в данный период"; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов.

Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы: 1) деятельности в системе "ребенок — общественный взрослый", в которых происходит интенсивная ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений и обеспечивается преимущественное опережающее развитие мотивационно-потребностной сферы, и 2) деятельности в системе "ребенок — общественный предмет", в которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, и, соответственно, преимущественное развитие интеллектуальной, операционно-технической сферы. В основе психического развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой. Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение социальной ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности. Противоречия порождают кризисы, как необходимые переломные точки развития. Психическое развитие имеет спиралевидный характер с закономерно повторяющейся сменой периодов развития, в которых ведущей деятельностью попеременно становятся деятельности в системе "ребенок — общественный взрослый" и в системе "ребенок — общественный предмет". Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных между собой периодов, причем в первом происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, а во втором — интеллектуально-познавательной. Эпохи разделены между собой кризисами перестройки отношения личность—общество, а периоды — кризисами самосознания. Эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства и подростничества, в котором младший подростковый возраст с интимно-личным общением как ведущей деятельностью сменяется старшим подростковым возрастом, где ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, указанная схема периодизации соответствует детскому и подростковому возрасту, а для периодизации зрелых возрастов необходимо разработать иную схему при сохранении общих принципов периодизации.

[1. Психология развития. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М. Ю., ПЕР СЭ, Москва, 2005]

 

При использовании материалов статьи ссылка на первоисточник обязательна.  



Рейтинг публикации:

Нравится38




Комментарий от Алекс Зес:

Статья открывает новый пласт приложения Триады управления как методологического базиса позволяющего выработать психологические критерии адекватности личности сложившимся условиям. Оценить способность к отработке Целей в соответствии с качеством развития. Автор без сомнения предложил новый подход в оценке адекватности , что может стать при развитии метода один из критериев отбора для формирования кадров нацеленных на развитие через саморазвитие, создавая таким образом само поддерживающиеся общественные образования управляемые уже не привычными методами, а синергетическими конструкциями.<br />


Комментарии (91) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #11 написал: pl (8 октября 2010 12:14)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Пишу не ради критики, а чтобы лучше понять. Итак:

    Итак, процесс взросления представляется теперь, как последовательный процесс качественного усложнения психики человека, как системы через увеличение ее степеней свободы и развитие адекватных такой степени свободы регуляторных механизмов.

    Психика человека - система. Ее усложнение (развитие) подразумевает возникновение новых подсистем и новых связей между подсистемами. Соответственно - упрощение - это разрыв системных связей и уменьшение количества элементов системы. Можете ли Вы, перечислить подсистемные компоненты психики человека?

    Выявленные нами закономерности, с полным правом можно распространить на социальные системы, как самостоятельную сущность. Развитие социальных систем, также движется к все большей степени свободы, а ее целостность и управляемость реализуются через развитие регуляторных механизмов. Причем развитие социальных систем и психическое развитие составляющих ее участников происходят взаимосвязано.

    В социальных системах выделить составные компоненты и взаимосвязи между ними (ИМХО) проще. Но вот отследить развитие крупной социальной системы (народа, например) можно только с определенного исторического расстояния, превышающего жизнь человека. Как и применение тех или иных методологических подходов к социальным системам дадут результаты через одно-два поколение. Т.е. возникает проблема оценки текущей эффективности применяемой методологии.

    Резюмируя вышесказанное в понятиях триадной методологии, мы можем описать жизнь человека как череду последовательных смен триад.

    Можно несколько примеров чередования триад в жизни человека.


       
     


  2. » #10 написал: Damkin (8 октября 2010 11:46)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Yary
    Смотрите контекст, речь идет о психическом развитии. Собственно различение между взрослым и ребенком существует в культурном понятийном аппарате

    При попытке понять идеи Вашей статьи встретились две точки зрения: подход физико-математический, который требует точных определений и выверенных последовательностей логических конструкций и философский - без определений и содержащий многозначность ответов, связанных с "культурно-понятийным аппаратом". Это уже не наука, а нечто приближенное к ней, затуманенное научными терминами. Поэтому не понимает Pl, поэтому я не могу продраться сквозь расплывчатость суждений.
     При таком методологическом подходе, психологи никогда не смогут приблизиться к пониманию психологических процессов, характерных для мозговой деятельности человека. Уважаемый Yary, учтите критиковать всегда легче, труднее самому сесть и написать , подобную статью. Но у Вас впереди диссертационная работа, поэтому наши замечания, по делу, не по делу - это попытки помочь Вам соверщить прорыв в психологии.  Вы же знаете, как меня топчут ногами, а я - дуюсь, сержусь, взрываюсь эмоции и терплю, выискивая среди замечаний те, которые толкнут мысль дальше  в развитие идей и говорю - спасибо, но потом, остыв.

       
     


  3. » #9 написал: Yary (8 октября 2010 00:00)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Экспeрт
    публикаций 198
    комментариев 2276
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: pl
    Свойства развития и базовые оценочные категории в этой статье для меня не являются очевидными. Это только следствия более глубоких вещей, которые психология не в силах познать без синтеза с естественнонаучными дисциплинами (опять ИМХО).

     

    Это не следствия, а универсальные законы природы, реализуемые в разных системах и пространствах. Есстественно эта статья рассматривает эти законы в приложении к психологии. Причем, такая методологическая работа дает качественное изменение видения психологических и социальных процессов, создавая совершенно новые более эффективные способы управления ими.

    Кстати, вполне возможно, что исследование тех же универсальных законов в приложении к есстественным наукам станет Вашей научной работой, и кстати может дать огромный шаг на пути их развития. Так что ищите параллели. Я понимаю, что Вам сложно понять данные законы в психологической доктрине, так как Вы не знакомы с ее понятийным и категорийным аппаратом.


       
     


  4. » #8 написал: pl (7 октября 2010 23:46)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Yary,
    Свойства развития и базовые оценочные категории в этой статье для меня не являются очевидными. Это только следствия более глубоких вещей, которые психология не в силах познать без синтеза с естественнонаучными дисциплинами (опять ИМХО).Спасибо за терпеливые ответы (Алекс бы уже пару раз на мои отсутствующие умственные способности намекнул, а Дамкин бы к тупоБритоОккамоГоловым зачислил  smile ). Постараюсь вникнуть в методологию, но только завтра.  Утро - вечера мудренее. (вставать через 5 ч.) С уважением.

       
     


  5. » #7 написал: Yary (7 октября 2010 23:30)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Экспeрт
    публикаций 198
    комментариев 2276
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: pl
    Может и по этому. Хочу понять предложенную методологию, но не получается.

     

    Чтобы понять методология сконцентрируйтесь на:

    Цитата: Yary
    В статье указана проблематика, разработан понятийный аппарат, сформулированы принципы, выделены свойства развития, опредлены базовые оценочные категории. Это и есть общая методология. Общая, потому что рассматривает самые общие понятия, не опускаясь на уровень конкретных методик. На это и обратите внимание при прочтении.

     

    Цитата: pl
    Согласен. Был не прав. Заменим, НУЖНО, на, ДОЛЖНО, поступать так на соответствующем уровне развития, иначе происходит деградация или распад личности.

    Думаю добавлю ясности, если напомню определение понятию "свобода", данное Лениным. "Свобода - осознанная необходимость". В принципе, вся суть "Я - регуляции" и заключается в "осознании необходимости", хотя мне больше нравится фраза "осознании значимости", хотя сущностно и то и другое верно.


       
     


  6. » #6 написал: pl (7 октября 2010 23:22)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Yary
    Вопросы бытийной регуляции становятся актуальны обычно в кризисе середины жизни (40 - лет). И врядли они будут пока что для Вас актуальны.

    Черт побери! Очень актульны почему-то! И не первый год!

    Цитата: Yary
    Может поэтому для вас так важна статья, как пример методологического исследования?

    Может и по этому. Хочу понять предложенную методологию, но не получается.

    Цитата: Yary
    И самое главное, Вы должны понять, что суть "Я-регуляции" в том, что там пропадают "НУЖНО" и появляются "я принимаю и выбираю". Нужно это категория внешнего управления, когда саморегуляторные механизмы еще не интериоризованы и не развиты. На примере нравственно-этической регуляции это выглядит так: я выбираю быть этичным, потому что осознаю как это важно и занчимо, а не потому что меня кто-то заставляет это делать.
     

    Согласен. Был не прав. Заменим, НУЖНО, на, ДОЛЖНО, поступать так на соответствующем уровне развития, иначе происходит деградация или распад личности.


       
     


  7. » #5 написал: Yary (7 октября 2010 22:46)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Экспeрт
    публикаций 198
    комментариев 2276
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: pl
    методологию изложенную в статье (которую я не смог идентифицировать).

    В статье указана проблематика, разработан понятийный аппарат, сформулированы принципы, выделены свойства развития, опредлены базовые оценочные категории. Это и есть общая методология. Общая, потому что рассматривает самые общие понятия, не опускаясь на уровень конкретных методик. На это и обратите внимание при прочтении.

     

    Цитата: pl
    В то же время объявлять жизнь высшей ценностью я бы не стал. Есть такие интуитивные вещи, за которые жизнь отдать не жалко, даже НУЖНО (у каждого человека свои).

     

    Вы совершенно не понимаете тех категорий, о которых идет речь. Одна из сторон бытийной регуляции заключается в принятии смерти как ценности, как закона, составляющего нашу жизнь, осознании значимости смерти, как элемента общего бытийного механизма. Вы совершенно неверно опеределяете антоним понятию жизни - смерть. Антомим смерти - рождение, причем и то и другое всего лишь элементы бытия (жизни). И самое главное, Вы должны понять, что суть "Я-регуляции" в том, что там пропадают "НУЖНО" и появляются "я принимаю и выбираю". Нужно это категория внешнего управления, когда саморегуляторные механизмы еще не интериоризованы и не развиты. На примере нравственно-этической регуляции это выглядит так: я выбираю быть этичным, потому что осознаю как это важно и занчимо, а не потому что меня кто-то заставляет это делать.

    Очевидно, что Вам нужно развивать себя, чтобы осознать такие категории.

     

    Цитата: pl
    Может я как раз нахожусь в стадии перехода на бескрайний онтологический уровень?!!! (32 года, "учение не создал, учеников разбазарил" (с))

    Кризис 30-ти лет характерируется качественным расширением "Я-концепции". Для него характерно сценарная сепарация в методологическом поле. Может поэтому для вас так важна статья, как пример методологического исследования?

    Вопросы бытийной регуляции становятся актуальны обычно в кризисе середины жизни (40 - лет). И врядли они будут пока что для Вас актуальны.



    Цитата: Редактор Damkin
    Что такое развивается? Если следовать данному вопросу: "можем ли мы считать ребенком – того взрослого, кто еще развивается" (сложно без точного определения понятий), то выходит я - ребенок, так как считаю, что мое развитие продолжается.

     

    Смотрите контекст, речь идет о психическом развитии. А вопросы про определение правильные. Собственно различение между взрослым и ребенком существует в культурном понятийном аппарате. В статье задан вопрос в чем это различие, и дальше, же предложена оригинальная трактовка. Та часть, что Вы цитируется относится к постановке вопроса, а вот дальше методом рассуждения эти ответы ищутся.


       
     


  8. » #4 написал: Damkin (7 октября 2010 22:36)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    А когда ребенок заканчивает быть ребенком и становится взрослым? Этот вопрос может быть рассмотрен с разных позиций. Но нас будет интересовать только конкретный узкий аспект.

    Чтобы ответитиь на данный вопрос, нужно дать определение: что такое ребенок, что такое взрослый. Без определения - дальше становится затруднитедьно читать статью.
    Является ли критерием взрослости окончание процесса психического развития человека? Другими словами, можем ли мы считать ребенком – того, кто еще развивается, а взрослым – человека достигшего финальной точки своего развития

    Что такое развивается? Если следовать данному вопросу: "можем ли мы считать ребенком – того взрослого, кто еще развивается" (сложно без точного определения понятий), то выходит я - ребенок, так как считаю, что мое развитие продолжается.
    " А взрослым – человека достигшего финальной точки своего развития", т.е. того кто умер, что ли? Потому, что любой человек развивается до момента своей смерти или,  до момента появления старческого моразма, т.е неадекватного восприятия окружающей действительности и несоответствия своих действий данному восприятию.

       
     


  9. » #3 написал: pl (7 октября 2010 21:53)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: Yary
    Вы путаете методологию и конкретную методику. Методология законечнная и целостная, а построение конкретных методик - это другая, более частная задача. А классификация по двум факторам так вообще тут антураж, самый поверхностный частный уровень. Приведен в основном в качестве примера. Жаль что Вы не увидели главную мысль работы. Буду благодарен, если Вы перечиатете статью с позиций именно методологических вопросов. В любом случае, Спасибо за отзыв.

    Тема, для меня, интересная. Обязательно перечитаю. Для того и вопросы пишу, чтоб лучше понять (решить проблему разного понятийного аппарата). А главная мысль статьи, по-моему, которая сложилась из прочтения - можно создать эффективную методику социального развития общества, опираясь на  методологию изложенную в статье (которую я не смог идентифицировать).

    Про методологию (извиняюсь что из Википедии):

    Методология (от греч. μεθοδολογα — учение о способах; от др.-греч. μθοδος из μθ- + οδος, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λγος — мысль, причина) учение о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей.[1]
    Методология — учение об организации деятельности.
    Методология — это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели. 1. Теоретической цели — модели идеального знания (в заданых описанием условиях, например, скорость света в вакууме); 2. Практической цели — программа (алгоритм) приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.
    Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира.
    Методологи — люди, занимающиеся методологией: изучением и разработкой принципов формирования методов, разрабатывающие методы и технологии их применения.
    Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.



    Цитата: Yary
    Что же касается онтологического уровня саморегуляции, то здесь регуляция осуществляется на уровне осознания императивных жизненных законов. По сути, на отнологическом уровне саморегуляции человек интегрирует в себя и руководствуется принципом "высшая ценность - жизнь", а бытийные законы становятся основой потребностно-мотивационной сферы человека. Потому и использован термин - онтологическая (бытийная). Впрочем, не терминологии настаивать не буду, хотите предложить свою? .

    Предложить свою терминологию не могу. Есть мысли у Л.Н.Гумилева, как классифицировать людей по стереотипу поведения, весьма здравые (ИМХО и еще раз ИМХО). В то же время объявлять жизнь высшей ценностью я бы не стал. Есть такие интуитивные вещи, за которые жизнь отдать не жалко, даже НУЖНО (у каждого человека свои). Но есть люди, для которых собственная жизни является абсолютной ценностью. Может по этой шкале можно распределить все многообразие поведенческих императивов индивидуумов? Хотя,наверно, будет тоже однобоко, ибо человек - существо многомерное.

    Кстати, обратите внимания, что более ранние уровни развития также не расшифровывались, но их понимание Вам легко доступно

    Может я как раз нахожусь в стадии перехода на бескрайний онтологический уровень?!!! (32 года, "учение не создал, учеников разбазарил" (с))


       
     


  10. » #2 написал: Yary (7 октября 2010 21:21)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Экспeрт
    публикаций 198
    комментариев 2276
    Рейтинг поста:
    0

    Цитата: pl
    Дочке еще двух не было, а, она, уже все хотела сама делать. Сейчас (2г 3 м.) так вообще, без спросу начнешь помогать, как завирищит "Я САМА". Еще норовит волю свою всем диктовать "папа, сделай то, потом это.., иди туда, принеси то.."

     

    Это достаточно примерные периоды. Современные дети очень часто значительно раньше переходят к номым периодам развития. Классический кризис 3-х лет у современных детей часто начинается в 2 года. Это общий социальный тренд. Поэтому предлагаю на цифрах не фикситься, они имеют определенную вариативность. Впрочем для нас это и не особо важно, так как важно осознать сущность самого тренда и понять критерии его диагностики.

     

    Цитата: pl
    уровень управления методологией несколько туманное понятие (ИМХО)

    Отвечу цитатой:

    онтогенез этой категории направлен на последовательное увеличение степеней свободы таких возможностей для развивающегося «Я», через осознание себя субъектом во все более широких системах.

    Сильно упрощенно можно сказать, что здесь речь идет о обретении свободы в пространстве деятельностного инструментария. Но это очень упрощенно. Методологический уровень управления реализуется в том числе и через сеперацию от семейно-родовых жизненных сценариев.  Вообще целостное понимание высших уровней психического развития возможно только при их осознании, что по сути означает переход осознающей личности в совем развитии на данный уровень.

    Что же касается онтологического уровня саморегуляции, то здесь регуляция осуществляется на уровне осознания императивных жизненных законов. По сути, на отнологическом уровне саморегуляции человек интегрирует в себя и руководствуется принципом "высшая ценность - жизнь", а бытийные законы становятся основой потребностно-мотивационной сферы человека. Потому и использован термин - онтологическая (бытийная). Впрочем, не терминологии настаивать не буду, хотите предложить свою?

    Кстати, обратите внимания, что более ранние уровни развития также не расшифровывались, но их понимание Вам легко доступно.

    Вообще я не ставил задачей подробно рассматривать категории. Это будет уже диссертация и в рамках статьи это просто невозможно. Задача статьи общее ознакомление с методологией,  не более того. Хотите подробнее, ждите когда напишу диссертацию.

     

    Цитата: pl
    Вообще, существуют ли объективные критерии развития личности? Интуитивно понятно, что нормальный взрослый более развит по сравнению с нормальным ребенком, но вот взрослых в развитии по каким объективным критериям можно сравнивать?

    Критерии выделены. "Я - концепция" и "Я - регуляция". Их оценка не представляет сложности и является методической задачей, хотя и требует комплексной экпериментальной научной работы. Но эта тема выходит за рамки задач статьи, исследующей именно общую методологию развития.

     

    Цитата: pl
    Законченной методологии в статье не увидел. Есть только декларация возможностей ее применения. Увидел классификацию личностных состояний по двум факторам анализа.

    Вы путаете методологию и конкретную методику. Методология законечнная и целостная, а построение конкретных методик - это другая, более частная задача.

    А классификация по двум факторам так вообще тут антураж, самый поверхностный частный уровень. Приведен в основном в качестве примера. Жаль что Вы не увидели главную мысль работы.

    Буду благодарен, если Вы перечиатете статью с позиций именно методологических вопросов.

    В любом случае, Спасибо за отзыв.



    Цитата: pl
    Понравилась Ваша статья про драконов. Если у меня в голове больше драконов, чем у Вас, то, следовательно, я нахожусь на более низкой ступени развития. Только кто их сможет посчитать, когда я ловко мимикрирую под уровень "Учителя", как часто происходит в многочисленных сектах.

     

    Это не так. Драконы по Стивенсу задают психическую проблематику, а от уровня развития зависти то каким образом эта проблематика будет реализована. Если интересно, почитайте книгу целиком, она есть в интренете.

    Ну а вопрос"быть или казаться" - это вообще отдельная тема. И такая мимикрия возможна именно потому, что все без исключения участники секты имеют очень низкий уровень развития, поэтому и так легко обманываются.

    А вообще Стивенсовская классификация очень банальна и по большому счету не интересна с исследовательских позиций, хотя и дает пищу для ума.


       
     


  11. » #1 написал: pl (7 октября 2010 20:43)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    физическая «Я-концепция», реализующаяся в физическом отделении ребенка от тела матери (0 – 3 года);

    личностная «Я-концепция», реализующаяся в психической сепарации ребенка от родителей и обретении собственной воли (3 – 13 лет);

    Дочке еще двух не было, а, она, уже все хотела сама делать. Сейчас (2г 3 м.) так вообще, без спросу начнешь помогать, как завирищит "Я САМА". Еще норовит волю свою всем диктовать "папа, сделай то, потом это.., иди туда, принеси то.."

    социальная «Я-концепция», реализующаяся в становлении ребенка социально самостоятельным субъектом, (13 – 30 лет);
    сценарно-методологическая «Я-концепция», реализующаяся в методологической самостоятельности, когда манипулирование окружающим миром осуществляется на уровне управления методологией собственной деятельности (больше 30-ти).

    уровень управления методологией несколько туманное понятие (ИМХО)

    внешняя-биологическая (0 -1 год), речевая-эгоцентрическая (1 – 7 лет), морально-правовая (7 - 17), нравственно-этическая (17 - 40 лет), онтологическая (более 40 лет).

    Онтологическая - слишком обширное категория, в ней самой можно выделить подуровни (или ступени) дальнейшего развития. Вообще, существуют ли объективные критерии развития личности? Интуитивно понятно, что нормальный взрослый более развит по сравнению с нормальным ребенком, но вот взрослых в развитии по каким объективным критериям можно сравнивать? Понравилась Ваша статья про драконов. Если у меня в голове больше драконов, чем у Вас, то, следовательно, я нахожусь на более низкой ступени развития. Только кто их сможет посчитать, когда я ловко мимикрирую под уровень "Учителя", как часто происходит в многочисленных сектах.

    Предложенная в статье методология, как раз и открывает дорогу для таких изменений. На наш взгляд, возможное решение находится в расширении социальных регуляторных механизмов за счет осознания законов развития и интеграции новой методологии социальных взаимоотношений, поддерживающих естественное течение процесса развития.

    Законченной методологии в статье не увидел. Есть только декларация возможностей ее применения. Увидел классификацию личностных состояний по двум факторам анализа.


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map