Предисловие от Yary
Данная публикация является отрывком из книги Дж.Стивенса Приручи своих Драконов. Сама по себе книга представляет собой довольно обывательский, лишенный всякой научности и методологии взгляд на психическое развитие взрослых людей. При этом, читая данный отрывок, нужно помнить, что автор американец и является носителем всех социально-культурных штампов, присущих этой стране.
И все-таки, данная публикация не бессмысленна и ставит своей целью обратить внимание читателей на несколько очень важных тезисов и фактов.
Первый факт заключается в исследовании самой категории "психический возраст" и осознании такого феномена, как: "физически взрослый, но психически ребенок". Предлагаемый отрывок представляет результаты достаточно подробных практических наблюдений в данной области, и хотя они и не обладают критерием научности, но дают возможность познакомиться непосредственно с самим феноменом.
Другой важный аспект заключается в констатации факта, что в той или иной культуре социально закреплен тот или иной преобладающий психический возраст, передающийся от взрослых к детям и сохраняющийся во времени. При этом, важно осозновать, что психический возраст определяет не только личностные переживания, но и формирует и определяет устойчивый преобладающий способ социального взаимодействия между людьми. Другими словами, поведение и взаимодействие людей в той или иной культуре будет различно, и зависеть оно будет в первую очередь от уровня психической зрелости носителей этой культуры, а следовательно и культуры в целом.
Нами в Новосибирске в настоящий момент разработана научно-методологическая база, позволяющая уже научных позиций обосновать причины и механизмы рассматриваемого феномена, дающая возможности по достоверной диагностике и коррекции задержек психического развития, как на уровне отдельной личности, так и на уровне целых социальных систем. Краткое ознакомление с данной методологией будет представлено в статье, находящейся в написании, которая будет в ближайшее время опубликована на сайте ОКО Планеты.
Важность указанных выше аспектов можно оценить, осознав тот факт, что инфантильная (детская) психика не позволяет физически взрослым людям полноценно выполнять стоящие перед ними задачи. Причем этот вопрос становится особенно значим, когда начинает касаться государственных систем управления, так как инфантильность государственных деятелей (часто также являющихся носителями инфантильной культуры) отражается как в целях и задачах,которые могут быть поставлены и могут быть решены, так и непосредственно в методах достижения этих целей.
Дополнительная возможность, предоставляемая данной публикацией, заключается в возможности провести тестирование собственного уровня психического развития. Так как такое тестирование основано на эмпирическом исселодвании и не имеет под собой методологической базы, его достоверность нельзя оценить, но в любом случае, такое самоисследование позволит задуматься и узнать несколько больше о себе и своем восприятии окружающего мира.
==========================================================
Действительность постоянно убеждает нас в том, что очень многие взрослые в своих поступках так и остались на уровне подростка. В своем развитии они остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст. Они просто обманывают нас своей внешностью взрослого человека. Они даже способны изучить основы того, как в общественной жизни им сойти за взрослых, продолжая оставаться на уровне развития подростка.
Предлагаю вам перечень утверждений, он поможет вам определить уровень зрелости, которому соответствуют ваши повседневные действия. Отметьте перечень наиболее отвечающих вашему мнению утверждений. Постарайтесь быть максимально честным и объективным. Перечни утверждений представлены в смешанном порядке специально, чтобы помочь вам отвечать с максимальной объективностью,
Уровень А
Комфортнее всего я чувствую себя среди похожих на меня людей.
Люди незнакомые, и тем более иностранцы, вызывают у меня ощущение неудобства, неловкости.
Что действительно необходимо этой стране, так это побольше порядка и строгости законов,
Никогда не следует забывать о вирусах и болезнетворных микробах; они проникают повсюду.
Я все тщательно мою и вытираю. Слишком чисто никогда не может быть.
Людом следует знать свое место. Старое и испытанное - лучше всего. Я дрлаю так, как говорит мой врач. Докторам лучше знать.
Я обычно поступаю так, как мне говорят, Если не соблюдать заповедей, Господь обязательно накажет.
Я верю в добро и зло, правду и неправду. Искушение дьявола или сатаны действительно имеет большую силу.
Мне нравятся старые добрые традиции и старинные украшения.
Мне не нравятся незнакомые и заграничные продукты, Хороша она или нет, мне нравится моя страна. Животные разносят столько микробов! Я всегда говорю: сэкономишь на подзатыльниках - испортишь ребенка.
Лишняя осторожность никогда не повредит. Не следует особенно доверять людям незнакомым. Лучше держаться людей своего круга.
Уровень Б
Я чувствую себя обязанным помогать несчастным и обездоленным.
По большей части жизнь очень сложная штука. Сердце мое открыто для людей. Я хочу лучше себя узнать.
Мне нравится узнавать людей и то, почему они поступают так, а не иначе.
Я часто прихожу в замешательство и ищу ответы на мучающие меня вопросы.
Меня интересуют различные религии мира. В каждой из них есть частица правды. Я люблю пробовать новые блюда. Я верю, что по большому счету все мы - братья и сестры в этом мире.
Я еще не пришел к ясному понимаю собственного предназначения в этой жизни.
Когда у меня возникают проблемы, я всегда обраща- юсь к окружающим за помощью.
У меня бывали моменты, когда я уже подумывал, уж не сошел ли я с ума?
Я часто имел дело с людьми, которые меня не понимали. Я люблю животных. Иногда они кажутся мне большими друзьями, чем люди.
Я считаю, что у животных есть свои права. Я считаю, что окружающая среда должна быть защищена от безжалостного разграбления.
Я бы с радостью присоединился к маршу протеста за то, что считаю правильным и справедливым.
Иногда я смущаюсь и чувствую, что меня не понимают.
Мне кажется, что в мире слишком много несправедливости, и мне следует содействовать ее исправлению.
Уровень В
Я очень суеверен.
Я - это одно, а окружающий мир - совсем другое. В мире так много нового, неожиданного, поражающе- го воображение.
Мои родственники, клан, компания, банда являются всем на свете. Без них я просто не мог бы жить.
В жизни все так запутано; я даже часто не понимаю что к чему.
Я зачастую чувствую себя потерянным и мне нужен человек, способный научить, что нужно делать.
Я сторонник естественного отбора: побеждает силь- нейший, а чтобы выжить в этом мире, нужен хороший пистолет.
Насколько я понимаю, каждый должен поступать в жизни так, как ему нравится. Иногда пытки просто необходимы. Каждый в этом мире - сам за себя. Если кто-то стоит у тебя на пути, избавься от него. Соблюдающий правила игры - наивный простак. Я все время выгляжу несколько испуганным или на- стороженным.
Есть несколько этнических групп, которые и затева- ют все эти беспорядки. Нужно их каким-то образом дер- жать в узде.
Только запугиванием и можно по-настоящему добить- ся того, чего хочешь.
Уровень Г
Занимайся своим делом и не вмешивайся в мои. Природа - наш главный учитель. Душе нужны неоткрытые земли. Я верю, что между людьми существует глубокая ду- ховная связь.
Я не могу причинить другому боль, не причиняя ее себе.
В конце концов все проблемы по большому счету будут решены.
Духу закона я верю больше, чем букве. Свободное от работы время я посвящаю преследова- нию своих собственных интересов.
Окружающие иногда считают мои поступки эксцент- ричными. У меня есть собственные представления, иду- щие вразрез с общепринятыми. Я хочу быть таким, какой я есть. Иногда я замечаю, что у меня очень развита интуи- ция; возможно, даже слишком развита.
Прежде чем съесть сыр и хлеб, я обрезаю у них ко- рочку.
Окружающие считают меня добрым и сострадательным. Я ощущаю в себе глубокую духовность, которую нет необходимости связывать с религией. Я ощущаю глубокую связь с природой и животными. Болезнетворные микробы меня не очень беспокоят. Я считаю, что в большинстве случаев эмоции и собственные настроения являются источниками болезней.
Внешность не так уж важна. В жизни гораздо боль- шее значение имеют внутренние качества человека.
Я без труда нахожу общий язык с людьми разных общественных слоев.
Мне нравится кухня и обычаи большинства стран мира.
Я не верю, что мир можно сохранить с помощью оружия.
Мне нравится хорошенько поработать и затем отдох- нуть с друзьями.
Проявление жизни гораздо многообразнее того, что мы наблюдаем. У меня философский подход к жизни. Я бы отдал все свое состояние, чтобы сохранить леса, озера и животных.
Что может сравниться со временем, проведенным в семье и с друзьями?
Уровень Д
Жизнь - это соревнование. И ты должен быть впе- реди того, кто бежит по соседней дорожке.
Мне нравится упорно поработать и выбиться вперед среди окружающих.
Главное в жизни -это успех. Я способен постоянно думать о том, как извлечь пользу из той или иной вещи или события.
Люди слишком много о себе думают. Лучше бы столько же работали.
Вокруг столько лентяев, которым никогда не добить- ся успеха в жизни.
Глупец с деньгами быстро расстается. Ну что ж: он и заслуживает то, что имеет.
Я верю в прогресс. Любое коммерческое начинание должно быть по достоинстау вознаграждено.
Людям следует дать свободу в разработке природных ресурсов.
Свободное предпринимательство - это как раз то, что нужно, *кто не имеет права вмешиваться в чужие дела.
Мне в голову приходят отличные идеи, Людям следу- ет быть похожими на меня.
Те, кто обращается к психиатру, просто сумасшед- шие. Я не из их числа.
Важно уметь себя правильно преподнести. Это уже само по себе - половина дела.
Первое впечатление наиболее важное. Вы с самого начала должны сделать решительный шаг к успеху. Одежда делает и мужчину, и женщину. Неудачники не вызывают у меня сочувствия. Выживает сильнейший. Победитель остается, проиг- равший выходит из игры.
Главная задача каждого - поддерживать о себе репу- тацию сильного человека.
Простаков вокруг хоть пруд пруди. В бизнесе побеждает жесткая политика, Я не уважаю тех, кто проявляет мягкотелость.
Придет день, когда мы завоюем природу полностью. Мы подчиним себе даже погоду.
Если собираетесь посетить врача, выбирайте самого высокооплачиваемого и требуйте, чтобы все было сделано как надо.
Перечни утверждеммй соответствуют следующим уровням зрелости
Уровень А: делающий свои первые шаги малыш. Уровень Б: юноша. Уровень В: грудной младенец. Уровень Г: взрослый человек. Уровень Д: подросток.
Далее представлена серия практических указаний, практических шагов, которым предназначено привести че- ловека от уровня грудеого младенца до зрелости человека взрослого. Эти шаги иллюстрируют манеру поведания ма- лыша, подростка и юноши на каждом основном этапе жизни - ступени зрелости. Здесь же вы найдете соса- ние манеры поведения взрослого человека, остановивше- гося в своем развитии на том уровне, о котором идет речь, то есть как выглядит кажущийся взрослым человек, поведение которого отвечает уровню развития малыша, юноши и подростка.
Знание степеней зрелости создает основу для лучше- го понимания того, как действуют драконы и какое обли- чие они принимав на людях. Эти степени зрелости кажутся очевидными, но на самом деле они лишь выгля- дят ясными и понятными. В противном случае о них была бы уже написана целая гора литературы. Кроме того, часть информации, приведенной в этой главе, весьма полемична. Возможно, это происходит потому, что фено- мен степеней зрелости ускользнул от внимания основной массы литературы. Поразмыслите над предлагаемым вам материалом и сравните, соответствует ли он вашему жиз- ненному опыту. В последующих главах эта информация будет соотнесена с характером каждого из драконов. Семь основных принципов зрелости
Грудной малыш - это изртительное, полное динами- ки крошечное существо, развитие которого идет семи- мильными шагами одновременно во множестве направлений. Однако, говоря практическим языком, из-за своих выдвигаемых природой физических ограничений грудной малыш обладает очень низкой мобильностью и, как следствие, весьма фальсифицированными представле- ниями обо всем, что лежит вне пределов его досягаемос- ти. У продолжающего развиваться малыша, становящегося подростком, а затем и юношей, сфера деятельности рас- ширяется неизмеримо. Повзрослев, он в каждом направ- лении выказывает бесконечно большие способности по сравнению с теми, которыми он обладал будучи грудным младенцем.
Я изложил здесь семь основных принципов, соответ- ствующих процессу созревания человеческой личности. Конечно, попытка как-то оценить уровень зрелости чело- века сродни прогулке по минному полю, поэтому не забы- вайте, что здесь представлены лишь основные принципы, которые при определенных обстоятельствах способны из- меняться в значительной степени. Помните, что быть че- ловеком взрослым вовсе не означает быть зрелой личностью. Как, впрочем, быть юношей вовсе не означает иметь незрелый характер.
Принцип первый. Основная тенденция созревания на- правлена на все большее приобретение личного опыта и расширение способностей для усвоения и анализа предла- гаемых жизнью событий и ситуаций.
Принцип второй, По мере созревания человек приоб- ретает все большую способность разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путем.
Принцип третий. По мере созревания человек де- монстрирует все большую независимость мыслей и сужде- ний.
Принцип четвертый. По мере созревания человек испытывает все возрастающее чувства доброты и состра- дания ко всему живо*.
Принцип пятый. По мере созревания человека растет его вера в собственные силы и ясность осознания стоя- щих перед ним задач.
Лрашццл шестой. По мере созревания человека рас- тет осознание им права окружающих на свободу самовы- ражения и личное счастье.
Лрцнццл седьмой. По мере созревания человек испы- тывает все меньше страха перед неизвестным.
Этот перечень основных принципов зрелости может показаться очень коротким, зато он применим для подав- ляющего большинства жизненных ситуаций. Дальше вашему вниманию предлагаются основные стадии ч*овеческого развития. Хочу подчеркнуть, что они здесь только намече- ны. Эти стадии развития человека представляют собой возрастные отрезки времени, каждый из которых в свою очередь состоит из многочисленных подуровней, в настоя- щей книге не приводящихся.
Семь стадий человеческого развития
Первая стадия: грудной младенец. Вторая: делающий свои первые шаги малыш. Третья: подросток. Четвертая: юноша. Пятая: взрослый человек. Шестая: почтенный старец. Седьмая: учитель.
Первая стадия: грудной младенец
Характеристики:
Возраст: от рождения до шести месяцев. Мировоззрение: «я» и «не я»; «не я» может выглядеть дружественно или враждебно.
Способности: беспомощность. Нуждается в полной заботе и внимании родителей.
Мысли и эмоции: ощущение связи с космосом; отсут- ствие абстрактного мышления; деятельность руководству- ется примитивными эмоциями. Плач, крик, смех, бормотание.
Акценцгирование внимания: стремление выжить. Тре- бование пищи, тепла, заботы и безопасности. АРятеяшосхпь.' исследование себя и «не себя» в не- посредственной близости. Ценности; никаких.
Отношеная и связи: с окружающими и доступными для манипулирования предметами. Досексуальные. Пере- жевывание всего, что попадает в рот.
Взрослый человек, остановившийся на стадии развития яшаденца
Мироеоззрение: «я» и «не я»; «не я» может выглядеть дружественно или враждебно.
Человек, часто воспринимающий «не себя» как нечто таящее в себе опасность и пугающее, может быть чрезвы- чайно опасен. У него развивается тенденция к нападению и уничтожению всего, чего он не понимает. Подобным образом он склонен поступать и из чувства простого лю- бопытства.
Способности: отсутствие критического анализа. Нуж- даются в указаниях и руководстве. Зачастую предпочита- ют тюремное заключение приводящему их в замешательство внешнему миру. Действия и поступки от- личаются беспомощностью.
Мысли и эмоции: эти выросшие младенцы обычно не знают, почему они поступают так, а не иначе. На вопрос судьи: «Почему вы убили эту семью?» или «Почему вы обокрали этот склад?» они чаще всего отвечают: «Не знаю. Просто так». Абстрактное мышление отсутствует. Мышление грубое и конкретное. Действиями управляют примитивные эмоции: гнев, желание и страх. Ищут удо- вольствия и избегают боли.
Акцентирование внимания: выжить - прежде всего. Едят потому, что это необходимо для жизни. «Мне - пер- вому», - основной лозунг во всем.
Деятельность: простая жизнь на задворках общества. Выполнение простой, чаще всего рутинной работы. Без руководства часто попадают в затруднительное положе- ние. При отсутствии надлежащего контроля проявляют преступные наклонности. Ценности: никаких.
Что будет, если убить и расчленить человека? На по- добный вопрос такой человек нередко ответит: «Давайте посмотрим. Может быть, интересно будет даже попробо- вать его на вкус».
*Как младенец сует в рот и пробует все, та) попадает ему в руки, так в подобной ситуации действует и каннибал,
В духовном плане взрослые младенцы зачастую ока- зываются вовлеченными в основанные на суеверном стра- хе действа, такие, как черная магия и поклонение дьяволу или сатанизм. Смерть очаровывает их, и они часто убива- ют животных и даже людей из одного только любопытст- ва. Они известны своими пытками людей и животньв* Это вызывает у них интерес.
Отношения: обеспечивающие возможность выжива- ния. Сексуальная близость основана только на половом влечении. *Воспринимают окружающих исключительно как средство для достижения собственных целей. При обще- нии отводят взгляд. Искренних привязанностей не испы- тывают.
Примеры: члены так называемых эскадронов смерти; каннибалы, палачи и преступники с психическими откло- нениями; поклонники сатанинских культов с человечески- ми жертвоприношениями; отставшие в развитии, примитивные члены общества, люди с виду безвредные и вполне лояльные.
Примеры стран со значихлельным процентом взрос' лых младенцев среди общею числа населения.' Сальвадор, Гватемала, Новая Гвинея, Перу, Румыния, Сомали* Угаеда, Кампучия. Это далеко не полный перечень.
Имейте в виду, что данный перечень отражает усло- вия, сохраняющиеся в мире в настоящее время. Условия жизни постепенно меняются, и вместе с ними возрастает уровень зрелости населения перечисленных стран, народы которых составляют несопоставимое меньшинство по сравнению с населением земного шара.
Общая численность указанных народов не превышает одной двадцатой населения планеты.
Вторая стадия: делающий свои первые шаги малыш
Хотя эта стадия также может быть разбита на мно- жество определенных, отражающих развитие ступеней, следующие категории относятся только к основным внеш- ним признакам ребенка данного возраста. Характеристики:
Возраст: от шести месяцев до четырех лет. Мировоззрение; «я» и «другие мои»; парамельная игра «Я отделен от мамы, но завишу от нее».
Способности: делающий первые шаги малыш спосо- бен исследовать все окружающее его в непосредственной близости. Нуждается в постоянном руководстве и поддер- жке людей взрослых. Способны манипулировать предме- тами, чтобы выяснить силу авторитета родителей.
Мыслы ц амоццы.' способны распознавать элементар- ные противопоставления, такие, как «да» и «нет», «хоро- шее» и «плохое», «черное» и «белое». Абстрактное мышление не развито. Например, понятие смерти не при- вязано к реальности. Эмоции сильные, ярко выраженные.
Акцентирование внимания: проверка собственной независимости и авторитета каждого из окружающих; изучение правил поведения, проверка их на прочность.
Деятельность: копируя отца и мать, учится говорить; подражая им, играет во взрослых. Повторяет и пробует на прочность правила и нормы, внушаемые родителями. «Плита горячая, не трогай, обожжешься!» - услышала проверил, запомнил. В домашней обстановке ищет ком- форта и безопасности.
Ценности: представление о ценности как таковой от- сутствует; воспринимается лишь ценность, определяемая матерью или отцом. «Мальчишки плохие. Девочки хоро- шие (и наоборот)». ««Быть белым хорошо, негром плохо, Мальчики не плачут. Девочек нужно защищать».
Отношения: игры на плоскости с ровесниками. Не- престанно смотрят на окружающие их ааторитеты, ко- пируя соблюдение ими норм и правил поведения. Авторитеты всегда правы, потому что именно от них ис- ходит проявление любви, одобрение и наказание. Воспри- ятие окружающего досексуальное.
Взрослый человек, остановившийся на стадии развития делающего свои первые шаги малыша
Мировоззрение: «я» и «другое мои». Люди взрослые, остановившиеся на этой ступени развития, хотят быть на кого-то похожими. Они хотят иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их
соседи. Они стремятся быть благопристойными членами своего сообщества. Им нравится безопасность, доставляе- мая знакомой пищей и похожим на них самих окружени- ем. Они боятся того, кто отличается от них, и, как следствие, являются плохими путешественниками.
Испытывают слепую приверженность установившим- ся традициям и предубеждение против внушающих опасе- ния «других», выглядящих и поступающих «не так». Оказавшись вне привычного окружения, испытыва- ют замешательство, забывают о своих правилах и нормах поведения и зачастую поступают совершенно непредска- зуемым образом. Вспомните действия голландских колони- заторов в Индонезии и Южной Африке, испанцев и португальцев, колонизирующих Америку, англичан в Индии и некоторых американских солдат во Вьетнаме.
Способности: взрослые малыши способны тщательно придерживаться полученных инструкций. Они добросовес- тно следуют букве закона, но не понимают его сути. Они предпочитают свое сообщество и испытывают безотчет- ный страх перед огромным внешним миром. Они способ- ны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления.
Мысли и эмоции: взрослые малыши стремятся следо- вать мыслям стоящих над ними авторитетов, не задавая при этом лишних вопросов. «Я всего лишь исполнял при- каз, расстреливая демонстрантов». Они испытывают заме- шательство, сталкиваясь с идеями, отличными от тех, на которых они воспитывались. «Что плохого в рабстве? Ведь так было всегда». Отличаются парадоксальностью сужде- ний, среди которых «возлюби ближнего своего» мирно уживается с обещанием «я тебя в порошок сотру». Мыш- ление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и тра- диционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.
Сталкиваясь с верованиями, традициями и обычаями, отличающимися от их собственных, неизменно восприни- мают их как «плохие» или «ниспосланные дьяволом», Новые мысли пугают и вызывают подозрения, как несу- щие явное или скрытое «зло» или «дьявольское искуше- ние», от чего следует поскорее избавиться. Логика обычно представляет собой не что иное, как эмоциональные при- вязанности или чувства, маскируемые под мысли или идеи. Акцещпыроваяце гацманця; основше усилия таких взрослых напраалены на изуче*е правил и их проверку,ни Они, не анализируя, воспринимают нормы, правила и ука- зания всего, *что является для них авторитетом, будь то Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, по- лицейский, главнокомандующий или политический дея- тель* Однако они столь же быстро готовы разрушить воспринятые правила и подвергнуть свои авторитеты бес- компромиссной проверке: берущий взятку полицейский; присваивающий выделенные церкви деньги министр фи- нансов; коррумпированный чиновник. Они провозглашают законность, но очень легко ее разрушают и становятся на путь преступления, При этом они обычно не берут на себя ответственности за совершаемые преступления и пы- таются переложить вину за них на какие-то не зависящие от них обстоятельства. «Черт попутал», - типичный для них ответ в подобной ситуации. Основной акцент манеры поведения всегда направлен на изучение правил поведе- ния и их последующую проверку на прочность.
Деятельность.' этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Они предпочитают вести жизнь в пределах привычной для их представлений замкнутой системы, клуба, церкви, общественной группы. Путешест- вия являются для них стрессогенным фактором, и обычно
они довольствуются обычаями и пищей мест, хорошо им известных. Они стремятся предотвратить любые перемены или реформы и, скорее, склонны перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Они могут быть не- заменимы при выполнении определенного рода работ, но не способны к творческому мышлению. Наиболее подхо- дят для бюрократической сферы деятельности.
Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспри- нимают ценности, преподнесенные им признанными авто- ритетами: «Если согрешишь - попадешь в ад». Наказание неизбежно. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Они почитают устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту природы, где для них все понятно и знакомо. Они не мучают себя вопросами и не философствуют над ис- тинным значением слова.
В духовном плане они без лишних вопросов прини- мают веру, в которую обращены. Они воспринимают ре- лигию как систему мер и взглядов, направленных на
поддержание существующего правопорядка. Они следуют букве Священного писания, дословно воспринимают на- ставления служителей церкви и безжалостно бичуют ере- тиков. Религиозные взгляды язычников считаются ими законным основанием для объявления им войны. Инакомыс- лящего следует *или уничтожить, или обратить в свою веру.
Таких людей чрезвычайно страшит перспектива со- бственной смерти, и они делают все возможное, чтобы избежать ее или, закрыв на нее глаза, притвориться, будто подобная участь способна обойти их стороной. Ста- рость пугает их, поскольку, с их точки зрения, несет с собой неустойчивость положения в жизни, немощность, болезни н полную зависимость. Интересно, что в старости они действительно зачастую становятся совершенно бес- помощными и зависимыми от окружающих.
Отношения: люди взрослые, остановившиеся на ста- дии развития делающего первые шаги малыша, в разгово- ре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы. Они не допускают мысли о том, что дети их могут хоть чем-то отличаться от них самих.
Они страшатся всего, что их окружает, включая и их собственное тело. Они склонны рассматривать свое тело как нечто лежащее вне сферы их ответственности и ис- кренне стремятся «быть хорошими», беспрекословно вы- полняя все указания их лечащего врача. Они не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие их болезней.
Дикая природа у таких людей вызывает ужас, и они предпочитают видеть вокруг себя чистые мощеные улицы и строгие линии выстроившихся аккуратными рядами зда- ний: «Животные безопасны только в зоопарке и на ферме». Все, что их окружает, непременно должно быть тщательно вымыто и вычищено как от пыли, так и от разносящих заразу микробов.
Секс рассматривается ими как выполнение супру- жеского долга, необходимого для продолжения рода. Эта стадия разв*ития человека является досексуальной, и поэ- тому любое его сексуальное поведение инфантильно по своей природе. Сексуальные отношения кажутся таким людям смешным, если не непристойным занятием, и обычно остаются очень незрелыми.
Отношения их к пище Лень ото дня остается неиз- менным, разнообразия блюд практически не требуется; при этом пищу они предпочитают хорошенько прожарен- ную и с небольшим количеством специй. Импортные про- дукты воспринимаются пренебрежительно. Такие люди едят то, что им полезно, а не то, что нравится.
Примеры: члены сект, придерживающихся отрогах ортодоксальных религиозных и философских взглядов; ра- систские фанатики; бюрократические правительства: кор- румпированные чиновники; жители малых отрезанных селений, рассматривающие внешний мир как таящий в себе зло и опасность; люди, страшащиеся козней повсюду подстерегающего их дьявола; люди, считающие, что толь- ко они сами и группа приближенных к ним будет сохра- нена и спасена во время каких бы то ни было глобальных перемен и катаклизмов; ученые, академики и профессора, демонстрирующие поистине парадоксальное поведение, разрабатывая все новые виды оружия и нервно-паралити- ческого газа для обеспечения мира на земле и идущие после этого в церковь; гуру и культовые наставники, тре- бующие полного повиновения себе и сурово наказываю- щие тех, кто осмелится нарушить устанавливаемые ими порядки; все ведущие консервативный, примитивный образ жизни и, как послушные бараны, делающие все, что им говорят. Примеры наших современников: Иди Амин, папа Док Дювалье, Моамар Каддафи, Джозеф Мак- карта, Давид Кореш и Джим Джоне.
Примеры стран со значительным процентом среди общего числа взрослого населения, остазшегося на уровне развития делающего свои первые шаги ребенка: Иран, Ирак, Соединенные Штаты Америки (особенно южные регионы и Средний Запад), Колумбия, Марокко, Непал, Индия, Китай, Южная Африка. В настоящее время коли- чество этих людей составляет примерно одну пятую от общего населения земного шара. Как уже упоминалось, всем им хотелось бы объединиться в одно их собственное сообщество.
Третья стадия: подросток
Характеристики:
Возраст: примерно от пяти до двенадцати лет. Мировоззрение: «я», «ты» и «я собираюсь тебя побе- дить». В этом возрасте дети общаются с окружающими
напрямую, но обычно говорят лишь о том, что их интере- сует. Они хотят взять ситуацию под контроль и проверя- ют силу своих недавно открытых для себя способностей, расширяющихся по мере возрастания ощущения собст- венной независимости. Обычная точка зрения в этот пе- риод: «Жизнь - очень занимательная штука, и я хочу узнать ее всю».
Способности: в эти годы ребенок еще более расши- ряет границы своей вселенной. Теперь она простирается за пределы того, что видят и слышат его родители. Они способны пускаться в самостоятельные путешествия, где их сопровождает минимум надзора и руководства со сто- роны родителей. Тело ребенка крепнет, наливается силой, которой он незамедлительно торопится померяться со сверстниками, участвуя во всевозможных соревнованиях. Со всевозрастающей долей ведумки и фальсификации они соревнуются друг с другом и в демонстрации своей удали в социальном плане. Умственные способности ре- бенка возрастают, и он сравнивает их с возможностями остальных детей. Постепенно завоерывая себе независи- мость, они начинают обращать внимание на свою внеш- ность и отличительные черты окружающих.
Мысли и эмоции: в эти годы ребенок приобретает способность мыслить абстрактными категориями. К при- меру, годам к девяти он начинает понимать приходя- щую со смертью конечность жизни. Вместе с абстрактным мышлением приходит способность мыслить самостоятельно, независимо от родителей или других ав- торитетов. Ребенок проявляет все больше хитрости и изо- бретательности в отражении их попыток взять под контроль его собственный мир. Стремясь высвободиться из-под безграничной власти довлеющих над его поступка- ми эмоций, в более старшем возрасте ребенок ассоцииру- ет свои мысли с чувствами и становится способным понимать такие вещи, как, например, задержка возна- граждения: «Если я сэкономлю подаренные деньги, я куплю себе велосипед».
Акцентирование внимания: у детей старшего возраста внимание акцентируется на распространении своего влия- ния на все, что их окружает. Они стремятся к соревнова- нию и хотят участвовать в чемпионатах не только в масштабах своей школы, но и всего района, города. Они хотят победы. Аеятелшоспш теперь дети демонстрируют творчес- кие способности и таланты, не различимые у них в более младшем возрасте. Они стремятся что-то делать своими руками, играть на музыкальных инструментах, петь, участ- вовать в крупных соревнованиях и начинают приобретать определенный лоск. Они приобретают такие вещи, как одежду, спортивное снаряжение и сложные, требующие воображения игрушки. Они обращают внимание на то, какой у *них велосипед, лучше он или хуже, чем у его приятелей. Для них начинают приобретать значение дета- ли их манеры поведения: столь же они спокойны и невоз- мутимы или, наоборот, дерзки и решительны, как их товарищи. Они хотят всеобщего признания, хотят быть среди лучших.
Ценности:' в этом возрасте ребенок начинает форми- ровать свои собственные моральные ценности. Мнение родителей и других авторитетов все еще имеет на них сильное влияние, но поскольку теперь они уже обладают способностью мыслить абстрактно, они имеют возмож- ность попытки выработать собственный взгляд на вещи. Сверстники зачастую вынуждают их изменить лояльности к родителям в пользу интересов их компании или какой- то социальной группы. Эти новые ценности Лети пытают- ся испробовать на своих родителях и проверить их реакцию на новоприобретение. В эти годы дети узнают, как эффективнее всего использовать ложь. Там, где менее взрослый ребенок за недостатком способности к фальси- фикации обращается к прямой лжи, дети более старшего возраста проявляют настоящее мастерство в хитрости и обмане. Это дает им определенное ощущение собственной силы. Однако большинство детей только заигрывают с этой силой.
О*атошения: в этом возрасте отношения и контакты приобретают в жизни ребенка чрезвычайно большое зна- чение. Однако они в основном касаются повседневных за- нятий ребенка: сравнение поведения сверстников, обмен чувствами и ценностями. Здесь также проявляется состя- зательный характер ребенка. Он знакомится с совершен- но новым ощущением установления и исследования контактов вне привычных домашних стен. Эти отношения зачастую представляются ребенку очень сложными и ин- тересными, хотя и не содержат в себе большой доли сеет* радания или взаимопонимания. В эти годы дети могут проявлять друг к другу чрезвычайную жестокость.
Взрослый человек, остановчаи/мйся на стащим развития подростка
Мировоззрение: люда, остановившиеся в своем разви- тии на уровне подростка, во всем проявляют заложенный в них дух соперничества и стремления к победе. *Им нра- вится ходить по головам окружающих и ощущать себя победителем. Они твердо уверены, что в колодой игре до- лжен быть проигравший, и не хотят оказаться на его месте. Они делят весь мир на победителей и побежден- ных, сильных и слабых, богатых и бедных. Они шумны, амбициозны и дергают за все поводья, лишь бы оказаться впереди. С их точки зрения, жульничество и обман для достижения успеха вполне оправданы. Жизнь - это сплошное соревнование, и победа в нем очень заманчива.
Способности* эти люди зачастую оказываются во многих вещах весьма компетентными и обладают разви- тым чувством дипломатичности, позволяющим им выхо- дить без потерь из любой ситуации. Они могут быть настоящими мастерами в общении с окружающими и обычно добиваются своего, говоря людям именно то, что те хотят от них услышать.
Мысли ц эмоции: взрослые люди, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, значительно более рациональны, чем их собратья, застывшие на более ни- зкой ступени развития. Они знают, как пользоваться убеждением и умело преподнесенной, ловко выстроенной системой аргументов. Они знают, как избежать подвод- ных рифов в беседе, и умеют контролировать ее течение. Они способны наперед просчитывать свои ходы. Иногда создается впечатление, что в них начисто отсутствуют сердце или чувство сострадания; все, кажется, имеет для них свою цену. Они редко прислушиваются к голосу эмо- ций и обращают все свое внимание на то, что происходит вокруг них. Оказавшись в сложной ситуации или в за- труднительном положении, они склонны решать проблему одним махом, не откладывая дело в долгий ящик. С рабо- той предпочитают справляться самостоятельно, не обраща- ясь за помощью к окружающим. Обращение к кому-то за помощью заставляет их чувствовать себя побежденными. Психотерапию они считают предназначенной только для лечения людей с умственными отклонениями, но уж если им все же приходится обратиться к консультанту, они вы-. бирают себе только врача самого высокого уровня. Свои мысли и взгляды они склонны сознательно преподносить в запутанной и сложной для понимания манере, зачастую «украшая» ее жаргонными словечками, что, по их мне- нию, должно произвести впечатление на окружающих.
Акцендгировсшие внесшим* все внимание людей взрослых, остановившихся в своем развитии на уровне ребенка, направлено на достижение победы - победы любой ценой. Люди этого развития пытаются навязать свою точку зрения собственной непоколебимой напорис- тостью, преследованием оппонентов, запугиванием их, подтасовкой фактов, подкупом - всеми доступными им способами. Их внимание сконцентрировано исключитель- но на победе, славе, богатстве, общественном положении и власти.
Деятельностью взрослые подростки почитают славу и богатство и выше ставят внешность человека, нежели его внутреннее наполнение. Если они не богаты, им крайне важно выглядеть респектабельными и подняться по об- щественной лестнице посредством выгодной женитьбы или иным способом. Они тратят много усилий на то, чтобы иметь презентабельную внешность, ездить на пред- ставительной машине, жить в престижном квартале и вра- щаться во влиятельных общественных кругах. Эти люди способны очень упорно работать, иногда по шестьдесят- восемьдесят часов в неделю, чтобы добиться успеха и вы- рваться вперед, даже за счет сокращения времени, уделяемого семье.
Взрослые, оставшиеся на уровне развития подрост- ков, тщательно вникают во все, с чем им приходится иметь дело. Им нравится путешествовать, особенно если это каким-то образом можно связать с освоением новых территорий или повышением общественного статуса. Они способны проявлять чрезвычайную гибкость в смене своих привычек, связанных с питанием и сексуальным партнером. Иногда из чистейшего любопытства они изуча- ют различные культурные традиции и религии. Собствен- ные взгляды на подобные вещи они также способны изменить довольно быстро, если это обещает какую-то выгоду немедленно или определенный рост в отдаленном будущем.
Цемности: люди на этом уровне развития ценят все, что можно сосчитать или потрогать. Их девизом вполне мог бы стать следующий: «Отдай жизнь за то, чтобы вы- играть как можно больше побрякушек». Их ценности включают в себя упорный труд ради того, чтобы любой ценой оставить окружающих далеко позади, приобретение представительной внешности, пусть и в ущерб внутренне- му содержанию, и достижение высокой продуктивности своего труда, выраженной в материальном эквиваленте. Внутренняя жизнь ценности не имеет; важно лишь ее внешнее проявление. В духовном плане эти люди могут иметь несколько точек зрения. Первая: «Поскольку Бога нет и жизнь заканчивается с нашей смертью, значит, каждый в этом мире - сам за себя». Вторая: «Господь любит победителей. Он их прощает. Стремись к победе - и он будет на твоей стороне». Третья: «Есть Бог или нет - сходить в церковь никогда не помешает. Да и для бизнеса неплохо, если тебя увидят в таком месте».
Взрослые подростки всегда чувствуют себя неуютно, когда речь заходит о смерти. Они подсознательно воспри- нимают смерть как поражение, проигрыш и пытаются ук- рыться от нее эвфемистическим ее отрицанием, таким, например, как пожелание быть похороненным где-нибудь на вершине высокого холма, откуда открывался бы живо- писный вид, или требование сохранить их тела такими, как при жизни. Эти люди очень озабочены своей внеш ностью и производимым ими впечатлением, и они любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми. Ста - рость - это проигрыш. Залысины и седина на висках - поражение. Именно эти люди прибегают к пластическим операциям для поддержания иллюзии молодости.
Отношения: люди взрослые, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, формируют свои отноше- ния в зависимости от того, что перед ними стоит на по- вестке дня. «Этот муж (жена) обеспечит мне общественное положение. Этот друг будет способствовать моей карьере».
Отношения с окружающими у них редко бывают равными, поскольку кто-то непременно должен быть побе- дителем в повседневной борьбе за пальму первенства, а кому-то суждено стать побежденным им, в лучшем случае уступить пьедестал почета. Эти люди зачастую смотрят в глаза собеседнику, но в основном с целью оказать на него давление и для придания большей убедительности своим словам. Если разговор переходит на предметы более лич- ного характера, зрительный контакт чаще всего прерыва- ется.
Животный, растительный мир и природная окружаю- щая среда рассматривается ими как источники, подлежа- щие дальнейшему освоению. Природа в их понимании представляется им облетом, которому предопределено быть покоренным и подчиненным технологии, разработан- ной на основе человеческого разума. Основное отношение к земле - потребительское. Они стремятся вычерпать все полезные ископаемые, получить за них кругленькую сумму и поскорее перебраться куда-нибудь в более подхо- дящее для жизни место.
Примеры: множество обычных людей, стремящихся к тому, чтобы сколотить капиталец и оставить окружаю- щих далеко позади; промышленные магнаты; охотники за удачей; золотоискатели; различного рода завоеватели; мис- сионеры; большинство политиков и государственных дея- телей; средние слои общества, нуждающиеся в наставлениях рекламы; специалисты, рассматривающие величину заработка и общественное положение как ос- новные ценности жизни; некоторые из убежденных идео- логов и консерваторов; ученые, академики и профессора с репутацией ярых сторонников своих идей, закостеневшие в очаровании выдвинутых ими теорий; гуру и духовные наставники, ищущие личной власти и полного подчинения своему контролю; многочисленные сектантские лидеры, вступающие в половые отношения со своими последовате- лями и пользующиеся своим служебным, финансовым и иными преимуществами.
Примеры стран со значительным процентом среди общего числа взрослого населения, оставшегося на уровне развития подростка; Германия, Япония, Соединенные Штаты Америки (особенно Южная Калифорния, Вашинг- тон, округ Колумбия и большая часть восточного побе- режья), Испания, Франция, Корея, Филиппины, Венесуэла и Кувейт. Людей подобного типа можно найти в каждом уголке мира, но они предпочитают страны капиталисти- ческой ориентации, пользующиеся определенным влияни- ем. Составляют они приблизительно одну третью часть от общего населения Земли.
Четвертая стадия: юноша
Характеристики:
Возраст: от 13 до 19 лет (могут встречаться и 35-лет- ние; период юношеского становления зачастую имеет за- тяжной характер).
Мировоззрение: «я» и «ты». иЯ знаю, что ты чувству- ешь. Я знаю, какие чувства ты испытываешь ко мне». Ос- новная точка зрения юноши: «Жизнь стала более сложной, и у меня появился миллион вопросов. Я ищу на них ответы и буду искать их во всем, что меня окружает. Я чувствую, что меня не понимают, и сам не понимаю с ебя ».
Способности: молодые люди этого возраста обладают высокоразвитыми способностями и физической зрелостью в том смысле, что они могут проявлять высокую сексуаль- ную активность.Их действия основываются на возросшем уровне мыслительных способностей, и они демонстрируют настоящий талант в музыке, рисовании и приготовлении пищи. Если они не чувствуют недомогания, они способны принимать самостоятельные решения при минимальном наставничестве родителей. Когда это необходимо, они могут вести независимую от родителей жизнь. Они в пол- ной мере обладают способностью формирования собст- венной точки зрения и все чаще вступают в противоречие с родителями, чтобы завоевать еще большую независи- мость.
Мысли и эмоции молодые люди этого возраста обла- дают способностью к сложному и развитому абстрактному мышлению. Они достигают полного в функциональном от- ношении развития мыслительных способностей и приоб- ретают философский взгляд на вещи. Мысли их направлены на познавание всего нового и испытывают глубокое воздействие со стороны эмоций, направляемых созревающими половыми гормонами. Эти основанные на чувствах мысли по своей природе зачастую в высокой степени идеалистичны. Выменами интенсивность вьшлзес- киваемых эмоций берет верх над разумом, и молодые люди в своих поступках, к глубокому своему огорчению, моментально регрессируют до уровня раннего детства, Это делает поведение молодого человека нестабильным и сложным для понимания окружающими, Мысли молодых людей в этом возрасте зачастую на- правлены на попытку разобраться в эмоциях окружающкк и своих собственных. В сложных ситуациях они теперь чаще обращаются за советом не к родителям, а к другим людям более взрослого возраста.
Акцентирование внимания: действия молодого челове- ка этого возраста, основывающиеся на повышенной эмо- циональной экспрессивности, направлены на расширение пределов собственной независимости, экспериментирова- ние и удовлетворение своего любопытства. Основным ак- центом является дальнейшее эмоциональное развитие, синтезированное с рациональным мышлением. Когда это будет достигнуто, юноша поднимается на уровень разви- тия взрослого человека. Помимо того, внимание молодого человека сосредоточено на осознании своей индивидуаль- ности в плане сексуального развития.
Деятелшость: в своей основе направлена на даль- нейшее физическое и интеллектуальное развитие, твор- ческое самовыражение и осуществление идеалистических социальных реформ; начинает проявляться способность к решению задач, требующих личной ответственности за их результат.
Ценностями молодого человека в основном, являются следующие: проверка и соперничество с окружающими авторитетами, идеалистическое реформирование, идеалис- тический взгляд на окружающих, испытание себя опас- ностью, секс, природа и окружающая среда, споры и способность аргументирования, отношения со сверстника- ми, досуг, новые идеи, искусство, музыка и философия.. Они либо склонны переоценивать, либо, наоборот, недо- оценивать свое физическое совершенство и обычно всту- пают в борьбу со своим телом.
Отношения: молодые люди общаются друг с другом в эмоционально фальсифицированной манере. Они создают для себя узы глубокой привязанности, способной сохра- няться на протяжении всей дальнейшей жизни. Если их не захлестывают эмоции, молодые люди вступают друг с другом в глубокий зрительный контакт. В их общении не- изменно присутствует сильнейший компонент эмоцио- нальности, по уровню своей интенсивности позволяющий сравнивать отношения молодых людей разве что с эмоци- ональной насыщенностью мыльных опер. Их отношения отличаются крайней нестабильностью и развиваются в со-
ответствии с эмоциями, переживаемыми в данную минуту. Сознание молодях людей переполняют мировые пробле- мы, н они ощущают внутреннюю ответственность за их решение, реформирование и переориентирование условий жизни на благо окружающих. Они пытаются расправить крылья в сфере сексуальных отношений. Очень часто они принимают активное участие в общественных движениях в защиту окружающей среды и прав человека и живот- ных, считая себя ответственными за их боль и страдания.
Взрослый человек, остановившийся на стадии развития юноши
Мировоззрение: люди, остановившиеся на уровне раз- вития юноши, очень восприимчивы к чувствам окружаю- щих. Эмоционально они отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Однако эти взаимо- отношения нередко и осложняются, поскольку они не всегда способны точно определить искренность и направ- ленность питающих их чувств. Обычная точка зрения: «Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется. В мире столько несправедливости, а меня, к тому же, никто толком не понимает. Может, я действительно ненормаль- ный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения. Но ведь где-то должны быть ответы на эти вопро- сы, и я буду искать, пока не найду их». У этих взрослых юношей зачастую возникают сложности с самоуважени- ем, поскольку они не знают своего места в этом мире.
Способности: схожие в своих поступках с юношами, взрослые люди обладают высокоразвитыми индивидуаль- ными способностями, которые позволяют им достичь за- метных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Проявление ими своих способностей облегчается их обостренным вос- приятием окружающего мира и чувством личной ответст- венности за проведение в жизнь прогрессивных мероприятий и реформ. Они не боятся выразить несогла- сие с политикой их правительства, компании или основа- ми религии. Их не страшит большая арена действий, и они готовы для вступления в политическую борьбу или к разрешению проблем мирового масштаба. Они, как прави- ло, упорно трудятся во имя принципов, в которые верят, зачастую получая за свою работу более чем скромное воз- награждение. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
Мысли и эмоции: эти оставшиеся юношами взрослые люда очень идеалистичны в своих мыслях и нередко вы- ступают основателями новейших философских и идеоло- гических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень сложны и тща- тельно продуманы, но обычно содержат в себе изъяны, которые впоследствии их и разрушают. Творцы и созида- тели, эти взрослые юноши эмоционально очень привязаны к своим идеям и нередко не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее они столь же открыты для воспри- ятия и понимания идей и чувств окружающих.
Эмоциональная жизнь остановившихся на уровне развития юноши взрослых людей очень интенсивна, и они зачастую обращаются к психотерапевтическим и иным методам, помогающим им привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы, В жизни их часто царит беспорядок, что затрудняет окру- жающим их понимание. Людям взрослым, остановившим- ся на стадиях развития более молодого возраста, понять их вообще невозможно.
Акцентирование внимания: у взрослых юношей вни- мание направлено на понимание себя и окружающих. Следовательно, они прежде всего сориентированы на раз- витие отношений и наполнение их эмоциональным само- выражением. Они не сориентированы на славу и богатство, хотя на них каким-то образом может свалиться и то, и другое. Подобные вещи стимулом для них не явля- ются. Они ориентированы на поиск ответов на свои дей- ствительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.
Деятельность: остающиеся юношами взрослые люди могут быть высокоуважаемыми членами общества, пока- зывая прекрасные результаты во всем, за что бы они ни брались. Однако их интересы зачастую уводят их в сферу искусства или в области служения людям, где они деист* вительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу. Они больше экспериментаторы и авантю- ристы, ведущие, как кажется, жизнь на грани риска. Они экспериментируют во всем, что попадается им ва пути, - от приготовления пищи до секса, и постоянно подвергают
сомнению традиционные подходы к изучению мир. Это понуждает их к исследованию различных религий, куль- тур и философских взглядов. Их повсюду можно увидеть с плакатами в руках на демонстрациях за или против того, что вызывает всплеск их возмущения: ведение войны или дальнейшая разработка ядерного оружия.
Ценности взрослые юноши часто ценят одиночество, время, когда они могут восстановить свои силы после оче- редного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыра- жения и свободу исследования жизни во всех ее проявле- ниях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат новыми идеями и открытиями и им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию. Эти люди высоко ценят чувство личной ответственности за изменение мира. Их ценности включают в себя экологию и права животньк.
В духовном плане взрослые юноши часто обращают- ся к религиям, направленным на общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывания в ти- шине, одиночестве и медитации. Они ищут в религии от- веты на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы те проводили в жизнь принципы, которые пропове- дуют. Часто они остаются агностиками, поскольку не по- нимают, почему Господь одобряет земные страдания,
Взрослые юноши проявляют большее спокойствие в восприятии смерти, чем люди, остановившиеся на более ранних стадиях развития. Они больше обеспокоены тем, что смерть настигнет их раньше, чем они успеют все вы- яснить и внести свой вклад в развитие человечества. Они часто страдают из-за неудовлетворенности собственным телом и нередко отказывают себе в физическом совер- шенстве. Однако с течением лет они воспринимают себя со все большей терпимостью.
Отношения: если они не испытывают сильного внут- реннего напряжения или приливов самоуничижения, люди взрослые, остановившиеся на уровне развития юноши, обычно поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. Как уже упоминалось, они поддерживают с окру- жающими глубокие, прочные, способные продолжаться длительный период времени отношения. Они понимают беды и чаяния людей, но не склонны ни воспринимать их как свои собственные, ни перекладывать свои беды на плечи окружающих. Взрослые юноши испытывают привязанность к жи- вотным, поскольку способны эмоционально идентифици- ровать себя с ними. Они без труда могут установить контакт и со страусом, и с попугаем, и часто держат до- машних животных. Осквернение лесов и рек вызывает у них глубокое расстройство, и они уютнее чувствуют себя на лоне природы, нежели в толпе людей.
Примеры: реформаторы; терапевты; люди, живущие напряженной эмоциональной жизнью; учителя; исследова- тели; люди, интересующиеся мировыми религиозными учениями; люди, ищущие возможности усовершенствова- ния мира; интересующиеся метафизикой, астрологией, спелеологией и тому подобными вещами; участники анти- военных демонстраций и выступлений за гражданские права; активисты, артисты, музыканты и художники, ощу- щающие себя общественным рупором; либералы. В качес- тве личных примеров можно назвать Бетховена, Билла и Хилари Клинтонов, Боба Дилана, Эрнеста Хемингуэя, Карла Маркса, Тимоти Лори, Ширли Маклейн, Моцарта и Глорию Стейнем.
Примеры стран со значителыгьш процентом среди общего числа взрослого населения, остадшегося на уровне развития юноши: Италия, Канада, Россия, Польша, Ан- глия, Скандинавские страны, отдельные регионы Соеди- ненных Штатов Америки, такие, как северо-западная и юго-западная их части. Эти народы составляют примерно одну треть от общего населения земного шара. Они также испытывают тяготение к организациям и сообществам, где они смогли бы найти взаимопонимание.
Пятая стадия: взрослый человек
Человек может считаться выросшим, если он не оста- новился в своем развитии на одном из более ранних эта- пов и поступает как взрослый. Таким образом, здесь приводится перечень характерных черт, свойственных взрослому человеку. Многие из характеристик взрослого человека совпадают с теми, которые относятся и к юноше. Разницу составляет то, что, в отличие от юноши, действия человека взрослого не привязаны к его эмоциями Перспективы взрослого человека основаны на приобре-
тенном опыте, а взгляд юноши еще свободен от шор. Юноша испытывает больше мучений, поскольку соверша- ет больше ошибок и тяжелее переживает их последствия.
Возраст: от 20 до 75 (часто от 35 до 75, поскольку период юношеского становления нередко продолжается до 35 лет). Исследования человеческого развития показыва- ют, что 35-летний возраст является поворотным в жизни человека. Именно в это время он оставляет попытки уго- дить своим родителям и переносит все свое внимание на достижение собственных целей. Такая перемена зачастую сопровождается резким изменением карьеры, разводом, повторным вступлением в брак или переменой места жи- тельства. Многие люди более старшего возраста считают, что именно с этого момента они действительно начали жить.
Мировоззрение: «я», «ты» и «мы оба -часть чего-то большего». Точка зрения взрослого человека: «Я признаю, что мы оба - люди, и что ты имеешь право быть таким, какой ты есть. И я прошу тебя позволить мне быть самим собой. Иными словами - живи сам и дай жить другому».
Акцент внимания переносится с «деятельности» на «бытие». Количество уступает место качеству. Взрослый человек смотрит на жизнь как на игру страстей местного масштаба: «Жизнь проходит; радуйся хорошему и старай- ся не слишком расстраиваться, если что-то складагвается не так, как надо. В каждой ситуации есть что-то поучи- тельное. Вместо того, чтобы сопротивляться жизни, найди возможность приспособиться к ней и отбрось ненужные страдания. Я не могу причинить тебе вред, не навредив себе». Человек взрослый способен воспринимать всю кар- тину окружающего целиком.
Способности: люди взрослые - способные ученики и знают, как без труда применить вынесенные из одной жизненной ситуации уроки к другой. Они научились вос- принимать уроки жизни и, следовательно, научились быс- тро разрешать возникающие проблемы. Они приобрели мудрость и богатый опыт и не пойдут на поводу у труд- ностей, если им не удастся их избежать. Они полагаются на свои собственные творческие способности и легко при- спосабливают вынесенные из книг правила к сложным жизненным ситуациям. Они верят духу закона больше, чем букве. Они могут взять в руки поваренную книгу, но предпочитают приготовить блюдо по своему рецепту, опи- раясь на собственный опыт и творческие способности.
Мысли и эмоции: взрослые люди достигли высоких результатов в уравновешиваыии своих эмоций с мыслями и действиями. Все эти составляющие работают у них вместе, и такой подход к делу обычно является наиболее действенным в любой ситуации. Поведение человека взрослого, в отличие от юноши, характеризуется стабиль- ностью. Они в большей степени раскрепощены и не стре- мятся идентифицировать себя с заботами окружающих и мировыми проблемами. Вместо проявления сострадания, они предпринимают конкретные действия, способные раз- решить возникающую проблему, Они любят поспорить на философские темы, но предпочитают развивать свой со- бственный взгляд на вещи и понимание мира. Их подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути про- блемы и одновременно дипломатичностью. Они могут быть развиты в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются простым языком, легко доступным для пони- мания.
В сфере эмоций у них, конечно, могут возникать проблемы, но они не боятся обращаться за помощью, если чувствуют, что это им необходимо. Они отлично по- нимают, что человек - это не остров, затерянный в океа- не, и что в основе удачно складывающейся жизни лежит сотрудничество с окружающими их людьми.
Акцентирование внимания: устремления человека взрослого направлены на развитие личности и внесение своего вклада в благосостояние окружающих путем моде- лирования поведения взрослого, зрелого человека. Они учат личным примером.
Взрослые люди могут быть бедными или богатыми, известными или остающимися в тени, обладать высоким общественным положением или держаться от него подаль- ше. Если они обладают богатством, известностью или властью, они владеют ими с грациозной тактичностью и используют их на благо людей, менее обеспеченных. Знают они и как насладиться этими вещами самим. Их внутренним мотиватором служит стремление к духовному росту и взаимопониманию, внесение вклада в совершенст- вование мира и наслаждение радостями, которые несут с собой семья, друзья и доставляющая удовольствие работа,
Взрослые люди считают себя достаточно авторитет- ными и пристальнее всматриваются в себя в поисках от- ветов на вопросы человечества. Когда что-то не ладится, вместо обвинения в этом окружающих они склонны брать ответственность за происходящее на свои плечи и ищут возможность исправить положение.
Деятельность: устремления человека взрослого на- правлены на поиск работы, приносящей ему чувство удов- летворения, независимо от уровня ее оплаты или прибыльности. Они предпочитают сами выбирать удобные для себя часы для работы и выполнять ее с максимальной степенью независимости. Они работают настолько высо- коэффективно, что выполняют больший объем работы за более короткий период времени, чем люди, остановившие- ся на более ранних этапах развития. Они знают, что окру- жающая среда дает им дополнительные силы, и стараются как можно больше времени проводить на природе.
Взрослые люди обладают врожденными талантами во многим областях человеческой деятельности и обычно знают, как добиться максимального результата при мини- мальных затратах сил. Они прекрасно чувствуют себя среди представителей всех слоев общества без необходи- мости причислять себя к той или иной социальной катего- рии. Они держатся на равных и с человеком малообеспеченным, и с богачом. Они уважают культуру и обычаи других народов и находят их приемлемыми для себя и интересными (за исключением тех, которые пропо- ведуют насилие).
Люди взрослые любят занимательные игры и хоро- ший отдых, им нравятся чувственные удовольствия. Любят они и послоняться без дела, напоминая собою сытно поу- жинавшего домашнего кота. Из-за этой склонности они нередко кажутся иным людям ленивыми бездельниками, поскольку не тратят все свое время на работу. Это пото- му, что люди взрослые больше ценят «бытие», а не «дея- тельность». Если они работают, то не жалея сил, не обращая внимание на пот, заливающий глаза, и въедаю- щуюся в руки грязь. Вокруг них может царить беспоря- док, но они точно знают, где что лежит.
Ценности: человек взрослый больше ценит сущность, нежели внешний лоск. Они скорее предпочтут куртку удобного, спортивного покроя, чем новомодный, но стес- няющий их движения костюм. Им безразлично, что дума- ют по этому поводу окружающие, раз сами они чувству- ют себя удовлетворенными. Они приспосабливают нормы поведения к самым неожиданным ситуациям, в которых чувствуют себя не менее комфортабельно. Они умеют на- слаждаться работой, досугом, общением с природой, дружбой, хорошей пищей, хорошими сексуальными отно- шениями, сочетающимися с полноценной близостью и приятным общением, высоко ценят свободу самовыраже- ния, чувство личной ответственности, независимость, со- чувственное отношение к природе, любят помечтать и поразмышлять о том, что ждет человека после смерти. Смерти они не боятся, и эта тема не вызывает у них внутреннего напряжения. Они рассматривают ее как оп- ределенный обряд перехода в новое качество, трансфор- мацию, приспосабливающую их к новой форме существования.
Взрослые люди ведут насыщенную духовную жизнь и могут не быть при этом людьми религиозными. Им не- зачем искать утешения в церкви; они напрямую устанав- ливают духовное общение с великим и безбрежным. Они нередко обращаются к медитации и созерцанию, причем делают это неформальным и совершенно естественным для себя образом. Человек взрослый радуется своему телу, независимо от его внешнего вида; он рад, что оно такое, какое есть.
Отношения; люди взрослые ведут себя сообразно своим чувствам, испытываемым ко всем людям, живот- ным, растениям и самой планете - ко всему живому во всех его формах и проявлениях. Они осознают, что все это составляет часть одного целого. Подобная философия порождает в них чувство уважения ко всему живому, и принцип «живи и давай жить другому» составляет основу их отношений с окружающими. Их отношения наполнены теплотой и взаимопониманием и способны продолжаться очень долго. Они не изобилуют характерными для юности психологическими драмами, годящимися для сериалов «мыльных опер». Когда взрослые люди прерывают отно- шения или расходятся, они не опускаются до мести. В их восприятии окружающих присутствует взаимопонимание и уважение к чужой, отличной от их собственной точке зрения. В отличие от подростков, требующих, чтобы окру- жающие были похожи на них, люди взрослые приветству-
ют отличительные черты в каждом человеке и даже спо- собны насладиться ими.
Иногда люди, остановившиеся на стадии развития юноши или подростка, склонны считать, что люди взрос- лые ведут себя так, будто не любят друг друга, поскольку не выказывают особой привязанности в своих отношени- ях. Переживая последствия разрыва романтических отно- шений, юноша приходит в негодование в ответ на мудрое замечание родителей: «Ничего, переживешь. Ты еще молод». У взрослых философский взгляд на отношения между людьми. Они остро ощущают непостоянство жизни и готовы ко внезапным переменам, особенно связан- ным со смертью или переменой места жительства. Взрос- лые люди горько переживают утрату, но лишь еще с большим упорством погружаются в повседневные обязан- ности.
В общении они поддерживают твердый длительный зрительный контакт с собеседником.
Примеры: некоторые из пользующихся нетрадицион- ными методами целители; чудаки и эксцентрики; филосо- фы; духовные наставники; огромное количество самых обыкновенных людей, стремящихся к духовному росту; любители природы; заботливые врачеватели животных; люди, обладающие способностью общения с природой; очень немногие из мировых лидеров, способных видеть дальше границ своей местной политики; некоторые из сторонников движения за экологию, имеющих конструк- тивные планы и способность видения общемировых про- блем; музыканты, художники и писатели, создающие не подвластные времени шедевры: Марк Твен, Джон Майор, Уолт Уитмен.
Примеры стран со значительным процентом взрос- лых людей среди общего числа населения: Исландия, Швейцария, Финляндия, Голландия, Швеция, Дания, от- дельные регионы России и Соединенных Штатов Амери- ки. Ориентирующиеся на уровень развития взрослого человека страны чаще стремятся поддерживать нейтрали- тет в международных конфликтах. Люди взрослые присут- ствуют в населении каждой страны. Составляют они примерно одну десятую часть общего населения планеты. Где бы они ни жили, они повсюду стремятся объединить- ся в многочисленные сообщества единомышленников.
Шестая стадия: почтенный старец
Возраст: не имеет определенных границ. Некоторые люди никогда не достигают уровня развития старца, а иные, наоборот, поднимаются до него в очень раннем воз- расте. Эти люди не имеют драконов, с которыми им при- ходилось бы вступать в противоборство. Они слишком заняты внесением вклада в развитие человечества.
Мировоззрение: «мы», «когда вижу тебя, я вижу себя самого». Для них не существует стоящих на повестке дня личных проблем. «Мне безразлично, что со мной будет, но не потому, что я себя не люблю, а потому, что у меня нет никакого страха. Когда я служу своему брату, я служу себе».
Способности: старцы обладают опытом, мастерством и талантом. Выполнение работы дается им без усилий. Они производят впечатление людей, обладающих спокой- ной силой, уверенностью в себе и могут найти подход к каждому. Они производят на окружающих успокаиваю- щее действие, и их присутствие вносит в напряженную ситуацию разрядку- Они обладают естественным автори- тетом, и люди с уважением прислушиваются к их словам, Они способны сдвинуть горы, если это необходимо для достижения ими своих целей. Но цели их всегда альтруис- тичны. Драконы не оказывают на них никакого влияния,
Мысли и эмоции; старцам достртны все уровни мен- тального функционирования. Они померживают строгий баланс между своими чувствами, разумом и действиями. Они обладают загадочным шестым чувством, позволяю- щим им познавать вещи, не поддающиеся объяснению. Они предощущают будущее и проявляют развитую интуи- цию. Они все знают о людях, даже о тех, с которыми им не доводилось встречаться. Они обладают истинной муд- ростью и заинтересованы только в правде.
Акцентирование внимания: устремления старцев на- правлены на привнесение добра в сообщество людей. Они отлично знают свои возможности, но их внимание сосре- доточено не на самих себе. Мотиватором для них служит прекращение человеческого страдания и повышение уров- ня дутовного развития. Они добры, но тверды в своих намерениях, спокойны и уверены в себе.
Деядтельность: обычно - филантропия и наставни- чество, однако они способны выполнять любую работу.
Ценности: свобода и счастье грядущих поколений. Они трудятся на благо мира на Земле и высоко ценят упорную работу и истинную красоту. Их не прельщают деньги, слава и власть. Эти вещи не способны вдохновить их на что бы то ни было. Основным мотиватором для них служат духовные знания, однако это не имеет ничего об- щего с религией. Подобных людей окружающие воспри- нимают как мистиков и целителей.
Отношения: внимание почтенных старцев в меньшей степени сфокусировано на личных отношениях и направ- лено на развитие взаимоотношений между окружающими. Умирающий на улице мужчина или женщина - их нахо- дящийся при смерти брат или сестра. Ребенок в сиротс- ком приюте - их сын или дочь. Они в меньшей степени отдают свое внимание какому-то конкретное человеку и посвящают себя служению человечеству. Животные также являются их братьями и сестрами, и старцы умеют разговаривать с ними и понимают, чего те хотят. Дере- во - их двоюродный брат, а облако - племянник. При- рода их дом. Они везде чувствуют себя в безопасности. Они редко отдают предпочтение тому или другому. Взгляд у них спокойный, прямой и доброжелательный.
Примеры: Ганди, мать Тереза, Святой Франциск Ас- сизский, Руми, Гурджиев, Сенека, многие мистики и муд- рые люди,
В настоящее время нет стран со значительным ко- личеством почтенных старцев среди общего населения. Тем не менее есть сообщества, где их можно отыскать. Они, вероятно, составляют менее одной тысячной части процента от общего населения планеты.
Седьмая стадия; учитель
Возраст: абсолютно неограничен. Эти люди кажутся имеющими более чем преклонный возраст. Драконы у них отсутствуют.
Мировоззрение: «я». Учитель не воспринимает двойст- венности. Для него не существует понятий «я» и «ты». Все является единым и наилучшим в своем проявлении. Учитель стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей истинной сути - о том, что он воплощает в себе все человечество. Учитель не имеет личных дел.
Способности: учителя обладают сверхъестественными способностями. Они способны явить чудеса. Усилием воли они могут приостанавливать действие на них законов фи- зического мира.
Мысли и эмоции: мастера обладают абсолютной теле- патией. Они знают будущее. Они способны читать мысли и излучают всеобщую любовь. Акцентирование внимшия: просвещение. Деятельностью обучение, целительство, явление собой модели поведения, образа жизни. Они дают ответы на во- просы, преподнося их притчей, иносказательно. С раннего возраста они способны выполнить любую работу.
Ценности: мир, гармония, любовь, уравновешенность, экстаз, единение, доброта, сострадание, сила. Никакой физический объект не является для них мотиватором.
Отношения: «все мы связаны друг с другом». Учи- тель все воспринимает как себя самого. Он не имеет каких бы то ни было отношений, поскольку не восприни- мает отделенности. Есть только «я». Примеры: Иисус Христос, Будда, Кришна, Лао Цзы. Не существует стран с населением, обладающим та- кими чертами. Присутствие учителей представлено еди- ничными примерами, отмеченными в истории различных частей нашего мира.
[/quote]
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Я бы вообще не рекомендовал фиксироваться на уровнях как таковых. Ляпов в диагностике и описании психических уровней очень много, начиная с периодизации и заканчивая содержательным описанием. Все это проистекает от отсутствия понимания универсального механизма, лежащего в основе последовательной трансформации личности из одного устойчивого состояния в другое.
И как раз об этом механизме я сейчас и пишу статью. В ней раскрою все более подробно.
Именно поэтому опросники в психологии обладают малой достоверностью. Однако, выделение механизма трансформации позволяет определить объективные качественные критерии оценки психического состояния, фиксируемые в том числе и аппаратными методами. Опять же более продробно в статье.
И все-таки есть возможность провести сравнительный анализ действий того же ВВП и ДАМ вот, например, по таким критериям:
Принцип второй, По мере созревания человек приоб- ретает все большую способность разрешать конфликтные ситуации мирным и безболезненным путем.
Принцип третий. По мере созревания человек де- монстрирует все большую независимость мыслей и сужде- ний.
Принцип четвертый. По мере созревания человек испытывает все возрастающее чувства доброты и состра- дания ко всему живо*.
Принцип пятый. По мере созревания человека растет его вера в собственные силы и ясность осознания стоя- щих перед ним задач.
Лрашццл шестой. По мере созревания человека рас- тет осознание им права окружающих на свободу самовы- ражения и личное счастье.
Лрцнццл седьмой. По мере созревания человек испы- тывает все меньше страха перед неизвестным.
Думаю, что разница в действиях видна и очевидна. А следовательно должна быть видна и очевидна разница в системах управления государством, и результаты деятельности таких систем, формируемых премьерскими и президентскими инициативами.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
От Алекс Зес:
Согласен
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста: