Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Политика и субкультуры - расклад эпох, течений, лиц.

Политика и субкультуры - расклад эпох, течений, лиц.


27-10-2011, 08:49 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (7 256)

ПОЛИТИКА И СУБКУЛЬТУРЫ: РАСКЛАД ЭПОХ, ТЕЧЕНИЙ, ЛИЦ.
ХИППИ, «НОВЫЕ ЛЕВЫЕ», КОНТРКУЛЬТУРА КОНЦА 1960 — НАЧ. 1970-Х. ЧАСТЬ III


Что может лучше музыки передать сиюминутность и ощущение спонтанности творения «здесь и сейчас»? Немудрено, что в движении «новых левых» и особенно в субкультуре хиппи, музыке и ее выразителям — музыкантам придавалось огромное значение. Впервые в человеческой истории музыканты, их поведение, образ жизни, идеи, становятся примером для подражания и культа.

 

 


Как мы поняли из предыдущих исследований, в 1950-х годах битники явили собой нарождающийся новый тип положения и мировосприятия некоторых молодых людей в социальных обществах начала-середины ХХ века. Мы видим, что отчасти ими на вооружение была взята идеология сюрреалистов, в частности их деятельность по развенчиванию культурных мифов и стремлению «уличать» культуру в фальсификациях. Хиппи во многом наследовали битникам! По сути их тип мировосприятия соответствовал выдвинутой в 1950-х А. Тоффлером годах теории возникновения нового типа общественных отношений — «постиндустриального общества», (как мы выяснили спрогнозированного К. Марксом в соответствии с его теорией классовых интересов и перехода индустриально развитых общественных систем к постиндустриализму с соответствующей ему стадией капиталистической формации — авт.).

Из истории мы знаем, что уже к концу 1940-х политика изменилась, задули ветра «холодной» войны. Западные сверстники наших «стиляг» (напомню, что на послевоенные годы в Америке и Европе пришелся резкий рост рождаемости — «Baby boom», связанный с последующим бурным развитием экономики и культуры за исключением «маккартистских гонений на ведьм» 1950-х в США — авт.), стали исповедовать философию «разрешающего», «толерантного» общества, параллельно закладывая азы пресловутого «общества потребления». То есть, одевайся, как хочешь и во что хочешь, слушай, что хочешь, живи, как заблагорассудиться, только не нарушай законы. Замечу, что по статистическим данным с 1946 по 1964 год на Земле родилось больше детей, чем когда бы ни было в новейшей истории человечества.

Говоря о «Baby boom» в Америке, стоит сказать несколько слов о человеке по имени Уильям Левит и его роли в пресловутом «буме рождаемости». Будучи архитектором, Левита предложил на рынке весной 1947 года недорогую и быстро сооружаемую модель одно — двухэтажных коттеджей для семьи. Такие одинаковые, зачастую приобретенные в кредит дома, впоследствии стали символом многочисленных городков-предместий Америки с их усредненными по доходам, возрасту и социальному положению жителями, одинаковыми телепрограммами, транслируемыми из купленных в рассрочку телевизоров, одинаковой едой из одинаковых холодильников. В предместьях было полно зеленых насаждений, спортплощадок. В «сабербс» — «suburbs» — американских пригородах не было вавилонских толп больших мегаполисов, не было суеты, большой преступности и ежегодной фермерской страды.

Жизнь в пригородах протекала по следующей схеме: подъем в семь утра, чашка растворимого кофе, вчерашний сэндвич на завтрак, двухчасовая тряска в пригородной электричке и в метро. При наличии автомобиля человек обязательно стоял в пробке час, а то и более. Далее происходил приезд на работу, отмечание у табельщика, обед в два, а в шесть — возвращение обратно в пригороды на метро, электричке или стояние в пробке — такого жизненного режима придерживались миллионы американцев, олицетворяя собой американский образ жизни. Кроме того этнический состав пригородов был однороден. Тогда в них почти не было негров и латинос. По статистике 1976 года американские предместья были на 95% белыми. Голосовали в основном за республиканцев. В общем, вполне сносное, на первый взгляд, существование: все «свои», быт налажен, у многих по 1-2 машины, газ, электричество, радио, первые телевизоры, супермаркеты и кинотеатры в «шаговой» доступности... казалось бы, «рай», живи — не хочу. Ан, нет! Из такого «рая» уже к концу 1950-х — середине 1960-х ох как побежало едва подросшее поколение бэйби-бумеров...(Как это происходило, посмотрите в наших предидущих исследованиях о субкультуре хиппи — авт.).

Как бы то ни было, несомненно одно. К середине 1960-х и началу 1970-х ритм человеческой жизни ускорился по сравнению с пятидесятыми и началом 1960-х, не говоря уже о предыдущих эпохах. Сознание людей более энергично стало реагировать на факт присутствия техники, новых политических и социальных технологий в человеческой жизни. Такое осознание не прошло безболезненно! В числе прочих хиппи подхватили одну из важных концепций контркультуры, проповедуемой битниками и «новыми левыми». Речь шла о разрыве между достижениями техногенной цивилизации, их адекватным восприятием людьми и упадком в сфере духовных, культурных ценностей.

Николай Бердяев обозначал такой разрыв, как «переход от культуры к цивилизации». Из современных субкультур еще битники, впервые назвав себя «истощенным», «изможденным», «отвергнутым», «раздавленным» («beat») поколением, силой собственного разумения пытались решить глобальный вопрос о возвращении человеку его изначальной природной целостности. По сути, дав последующим субкультурам, вроде хиппи, громадную тему для исследования. У хиппи и «новых левых», в свою очередь, много чего впоследствии позаимствовали современные экологические политизированные движения, европейские «зеленые» партии, йиппи, дауншифтеры и другие умники, подчас весьма далеко ушедшие от идей и «игрищ» ума «отцов-основателей».

Главным итогом 1960-х стало то, что они дали движение! Возможно безнадежное и неправильное, слишком непосредственное и местами наивное. Движение, построенное на сиюминутном ощущении «здесь и сейчас». Но это была массовая безумная попытка в основном молодых людей выскочить за пределы «человеческого» в пространства неких иных миров и пространств, попытка переосмысления человека и мира, границ искусства и жизни. Главной категорией, присущей искусству хиппи стала игровая спонтанность. Что может лучше музыки передать сиюминутность и ощущение спонтанности творения «здесь и сейчас»? Литература, театр, кино, фотография? Эти вещи, конечно, имеют свою спонтанность, но они лежат немного в другой плоскости бытия. Немудрено, что в движении «новых левых» и особенно в субкультуре хиппи, музыке и ее выразителям — музыкантам придавалось огромное значение. Впервые в человеческой истории музыканты, их поведение, образ жизни, идеи, становятся примером для подражания и культа.

Но основных фигур, «въезжающих», так сказать «в тему», было не так уж много. Например, спонтанность музыкальной импровизации ярко выразил Хэндрикс, песенной — Джоплин, стихотворной и поведения музыканта на сцене — Моррисон. Уорхол демонстрировал спонтанность рисунка, Дилан — спонтанность текста (роман «Тарантул»). О феноменах The Beatles и The Rolling Stones мы уже упоминали. Парадокс ситуации заключался в том, что сами условия игры в спонтанность требовали от знаковых фигур субкультуры нового образа жизни быть постоянно спонтанно-новыми. «Я кажусь свободным лишь потому, что все время бегу» — говорил Хендрикс. И это не было сказано «для красного словца»! Как выяснилось, человек крайне ограничен в своих поведенческих проявлениях. Он часто впадает в самоповтор. Поэтому некоторые люди решают изучать само искусство спонтанности. Например, Джордж Харрисон увлекается индийскими философскими и музыкальными заморочками. Театр 1960-х проходит эволюцию от не-существующего театра Арто к театральной лаборатории (экспериментальное изучение!) Гротовского.

Но, как и везде, у каждой эпохи есть свое начало и свой конец. Мир изменчив! «Здесь неизменна лишь изменчивость одна» — сказал поэт Пирси Биш Шелли и был гениален в своем открытии. На смену «бурному» концу 1960-х, проведению массовых антивоенных демонстраций, гигантских рок-фестивалей, то есть времени действия, обозначим его символическим «разбрасыванием камней» пришло время внимательного осмысления сделанного, то есть «собирания камней», не закончившегося, с моей точки зрения, и по сей день.

Роман Егоров

 

ПОЛИТИКА И СУБКУЛЬТУРЫ:
Расклад эпох, течений, лиц.

Пацифизм хиппи, конечно, не явился чем-то новым. Отказ от насилия и воинской повинности, непротивление злу с помощью смекалки, смеха и его «забарывание» таким образом, с давних времен проповедовались различными личностями, религиозными и общественными группами в разных странах мира в том числе и в России. «Оригинальным в хиппизме было игровое, иронически-театральное проявление антивоенного протеста.

Что произошло с субкультурами хиппи и «Новых левых» в 1970-х? Что касается последних, то начав с ненасильственных акций протеста, к началу 1970-х некоторые из «Новых левых» перешли к увлечению экстремизмом. Так немецкие «активисты» из «Фракции Красной Армии» (RAF) действовали основательно, стреляли в капиталистов, отнимали их деньги. Фильмы Фолькера Шлендорфа сполна отразили эмоциональный накал и страсти этих групп. «Новые левые» участвовали во всех массовых движениях «бурных» 1960-х — за универсальные свободы, за права студентов, за гражданские права черных и других меньшинств, против войны во Вьетнаме.

Во Франции, вошедшим во вкус Революции студентам, удалось даже добиться отставки правительства Шарля де Голля, остановить войну в Алжире. (Подробнее о событиях эпохи «красного мая», бунтующих персонажах тех лет и их мировоззрениях можно, например, прочитать в романе Робера Мерля «За стеклом» или у Ги Дебора в «Обществе спектакля» — авт.). Из недр «Нового левого» движения выросли субкультуры хиппи, движения феминизма, защиты прав сексуальных меньшинств, партии «зеленых». К началу 1970-х в движении «Новых левых» и субкультуре хиппи наступил глубокий кризис. С окончанием войны во Вьетнаме 27 января 1973 года они окончательно сходят на нет, оставив глубокий след в сознаниях поколения послевоенных бэби-бумеров. Получилось так, что массовые движения «Детей» и рассерженных «Новых левых» довольно быстро превратились в 1970-х из субкультур в культуры для «умных взрослых» и индивидуалистов. А как только это произошло, началось деление единого потока, генерируемого хиппи и «Новыми левыми» на множество течений и подвидов.

Некоторые из них, как, например, движение РАСТАФАРИ, оформились во вполне самостоятельную субкультуру (о субкультуре растафарианства, имеющей свои политические и музыкальные пристрастия, вполне процветающей и имеющей немало сторонников и в двадцать первом веке, стоит рассказать отдельно — авт.). В музыке возникают арт-рок, глэм-рок, хард-рок...в живописи и литературе начинает доминировать авангард и так далее. Предреволюционное состояние молодежи в Америке и Европе оказалось дисциплинирующим фактором для правящих политических элит. Поэтому грядущие перемены в политике и в социуме не заставили себя долго ждать. Но прежде чем посмотреть на социальные перемены и изменение политической обстановки, происходившие в начале 1970-х годов в США и Западной Европе, я бы хотел сказать дополнительно несколько слов о достижениях и разочарованиях, связанных с эпохой ХИППИ.

Итоги культурного и политического дискурса эпохи хиппи

Не секрет, что субкультура хиппи была во многом тем, что может быть описано как «низовая смеховая культура» по М. Бахтину. Или, до определенного периода, как выразительная тусовка «простецов» и детей. Будучи связанной с элитарными интеллектуальными течениями своего времени, субкультура хиппи перенесла традиции средневекового карнавала в ХХ век. Традиции сумбурные, яркие, характеризующиеся выворачиванием привычного мира, словно одежды, наизнанку, освобождением от социальных условностей, табу и поведенческих клише, ритуальным заголением, выпадением из реального времени. Такой буквальный перенос выглядел, конечно, гораздо скромнее средневековых и языческих разгулов древних празднеств плодородия (связь с которыми осознавалась теми же Моррисоном или Хендриксом — авт.), но он все равно давал выход гедонистическим карнавальным стихиям, (которые никуда не делись и в ХХ веке — авт.), после чего все возвращалось к строгому и размеренному существованию.

В. Шалабин в эссе «Телега о трехчленной фортуне» справедливо отмечал, что «в то же время, свободно смешивая стили, этнические традиции и вероучения, творчески ориентированные хиппи неосознанно действовали вполне в духе высоколобых постмодернистских теоретиков». Умберто Эко в работе «Постмодернизм, ирония, занимательность» 1980 года писал: «С 1965 года по сей день окончательно прояснились две идеи. Во-первых, что может возродиться под видом цитирования других сюжетов. Во-вторых, что в этом цитировании будет меньше конформизма, чем в цитируемых сюжетах». Такое «цитирование сюжетов» (исторических, мифологических, мистических, философских и пр. — авт.) весьма характерно для хиппизма, как и вообще пестрая постмодернистская эклектика.

Всякая попытка насильственного изменения существующего порядка вещей включает в себя элементы карнавала. При любом социальном перевороте прошлые идеалы и ценности подвергаются пародированию и осмеиванию, появляются новые моды и стили, некоторые обращаются к рудиментарному идолопоклонству. Но в революции праздник быстро превращается в оргию ритуального и самодостаточного насилия! Игры человечества в свободу от условностей и законов зачастую наивны и кратковременны. Насилие же почти всегда эффективно, реально и убедительно в своей лютой ненависти ко всему. Начинаясь с как бы вполне оправданных и очевидных мер, деления на «своих и чужих», насилие незаметно переходит грань разумного и становится доминирующей силой в решении любых вопросов. Последующие следствия в виде тотального страха, недоверия и ненависти приводят к печальным последствиям для генерирующих их социумов. И к краху породивших их государств.

Однако, как справедливо отмечает тот же В. Шалабин и другие исследователи вопроса «в хиппизме оказалось гораздо больше от карнавала, чем от революции»! Революция провозглашалась, а карнавал лишь подразумевался, идя рука об руку к постмодернистскому алтарю субкультур и политик середины и конца ХХ века. «Текст битловской песни «Revolution» перекликается по смыслу со строками известного поэта русского Серебряного века Максимилиана Волошина, написанными во время гражданской войны в России. «Благоразумным — возвратитесь в стадо, бунтовщику — пересоздай себя!». Древний рецепт — начинать переустройство «постылой окружающей действительности» с преобразования собственного сознания и жизни — был воспринят огромным количеством людей, став для некоторых их них руководством к действию.

Хиппизм и социальное творчество

Пацифизм хиппи, конечно, не явился чем-то новым. Отказ от насилия и воинской повинности, непротивление злу с помощью смекалки, смеха и его «забарывание» таким образом, с давних времен проповедовались различными личностями, религиозными и общественными группами в разных странах мира в том числе и в России (достаточно вспомнить известные русские народные сказки — авт.). «Оригинальным в хиппизме было игровое, иронически-театральное проявление антивоенного протеста. Когда агрессивный протестный политический пафос «Новых левых» был дополнен, (а иногда подменен — авт.), дерзким эпатажем, маскарадом и смехом почти на грани цинизма (например, в случае Кена Кизи и его «проказников», учинивших скандал на «Дне Вьетнама» в университете Беркли, описание которого можно посмотреть в статье «Психоделия: откуда в никуда» в журнале Забриски Rider-1 или в скандальных эскападах Джона Леннона и Йоко Оно, нашумевших на весь мир в начале семидесятых — авт.).

Напоследок процитирую Ю. Лотмана, который в послесловии «Выход из лабиринта», написанном им к роману У. Эко «Имя Розы», очень точно, на мой взгляд, подметил особенности, присущие субкультуре хиппи. Лотман писал: «...свободное комбинирование деталей в новых, запрещенных для существующей модели культуры сочетаниях есть творчество... Если мир, данный человеку, отражается в системе знаков, то творчество, создавая новые, неслыханные знаки, дестабилизирует старый мир и творит новый. Поэтому у творчества — два лица: смех и мятеж. Родство их раскрывается общим слиянием в стихии карнавала». Смех против войны — не новая идея. Любовь против войны — абстрактно. А вот эпатажная и смешная ругань оказывается подчас столь же, (если не более убедительны — авт.), чем хождения строем с плакатами и протестами. Хиппи продемонстрировали этот посыл более чем убедительно.

Роман Егоров

Назад Вперед


Источник: win.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Новость отредактировал Редактор VP - 27-10-2011, 08:49

Причина: Начало нового цикла статей - на стр. 2

Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map