ПОЛИТИКА И СУБКУЛЬТУРЫ:
Расклад эпох, течений, лиц.
Пацифизм хиппи, конечно, не явился чем-то новым. Отказ от насилия и воинской повинности, непротивление злу с помощью смекалки, смеха и его «забарывание» таким образом, с давних времен проповедовались различными личностями, религиозными и общественными группами в разных странах мира в том числе и в России. «Оригинальным в хиппизме было игровое, иронически-театральное проявление антивоенного протеста.
Что произошло с субкультурами хиппи и «Новых левых» в 1970-х? Что касается последних, то начав с ненасильственных акций протеста, к началу 1970-х некоторые из «Новых левых» перешли к увлечению экстремизмом. Так немецкие «активисты» из «Фракции Красной Армии» (RAF) действовали основательно, стреляли в капиталистов, отнимали их деньги. Фильмы Фолькера Шлендорфа сполна отразили эмоциональный накал и страсти этих групп. «Новые левые» участвовали во всех массовых движениях «бурных» 1960-х — за универсальные свободы, за права студентов, за гражданские права черных и других меньшинств, против войны во Вьетнаме.
Во Франции, вошедшим во вкус Революции студентам, удалось даже добиться отставки правительства Шарля де Голля, остановить войну в Алжире. (Подробнее о событиях эпохи «красного мая», бунтующих персонажах тех лет и их мировоззрениях можно, например, прочитать в романе Робера Мерля «За стеклом» или у Ги Дебора в «Обществе спектакля» — авт.). Из недр «Нового левого» движения выросли субкультуры хиппи, движения феминизма, защиты прав сексуальных меньшинств, партии «зеленых». К началу 1970-х в движении «Новых левых» и субкультуре хиппи наступил глубокий кризис. С окончанием войны во Вьетнаме 27 января 1973 года они окончательно сходят на нет, оставив глубокий след в сознаниях поколения послевоенных бэби-бумеров. Получилось так, что массовые движения «Детей» и рассерженных «Новых левых» довольно быстро превратились в 1970-х из субкультур в культуры для «умных взрослых» и индивидуалистов. А как только это произошло, началось деление единого потока, генерируемого хиппи и «Новыми левыми» на множество течений и подвидов.
Некоторые из них, как, например, движение РАСТАФАРИ, оформились во вполне самостоятельную субкультуру (о субкультуре растафарианства, имеющей свои политические и музыкальные пристрастия, вполне процветающей и имеющей немало сторонников и в двадцать первом веке, стоит рассказать отдельно — авт.). В музыке возникают арт-рок, глэм-рок, хард-рок...в живописи и литературе начинает доминировать авангард и так далее. Предреволюционное состояние молодежи в Америке и Европе оказалось дисциплинирующим фактором для правящих политических элит. Поэтому грядущие перемены в политике и в социуме не заставили себя долго ждать. Но прежде чем посмотреть на социальные перемены и изменение политической обстановки, происходившие в начале 1970-х годов в США и Западной Европе, я бы хотел сказать дополнительно несколько слов о достижениях и разочарованиях, связанных с эпохой ХИППИ.
Итоги культурного и политического дискурса эпохи хиппи
Не секрет, что субкультура хиппи была во многом тем, что может быть описано как «низовая смеховая культура» по М. Бахтину. Или, до определенного периода, как выразительная тусовка «простецов» и детей. Будучи связанной с элитарными интеллектуальными течениями своего времени, субкультура хиппи перенесла традиции средневекового карнавала в ХХ век. Традиции сумбурные, яркие, характеризующиеся выворачиванием привычного мира, словно одежды, наизнанку, освобождением от социальных условностей, табу и поведенческих клише, ритуальным заголением, выпадением из реального времени. Такой буквальный перенос выглядел, конечно, гораздо скромнее средневековых и языческих разгулов древних празднеств плодородия (связь с которыми осознавалась теми же Моррисоном или Хендриксом — авт.), но он все равно давал выход гедонистическим карнавальным стихиям, (которые никуда не делись и в ХХ веке — авт.), после чего все возвращалось к строгому и размеренному существованию.
В. Шалабин в эссе «Телега о трехчленной фортуне» справедливо отмечал, что «в то же время, свободно смешивая стили, этнические традиции и вероучения, творчески ориентированные хиппи неосознанно действовали вполне в духе высоколобых постмодернистских теоретиков». Умберто Эко в работе «Постмодернизм, ирония, занимательность» 1980 года писал: «С 1965 года по сей день окончательно прояснились две идеи. Во-первых, что может возродиться под видом цитирования других сюжетов. Во-вторых, что в этом цитировании будет меньше конформизма, чем в цитируемых сюжетах». Такое «цитирование сюжетов» (исторических, мифологических, мистических, философских и пр. — авт.) весьма характерно для хиппизма, как и вообще пестрая постмодернистская эклектика.
Всякая попытка насильственного изменения существующего порядка вещей включает в себя элементы карнавала. При любом социальном перевороте прошлые идеалы и ценности подвергаются пародированию и осмеиванию, появляются новые моды и стили, некоторые обращаются к рудиментарному идолопоклонству. Но в революции праздник быстро превращается в оргию ритуального и самодостаточного насилия! Игры человечества в свободу от условностей и законов зачастую наивны и кратковременны. Насилие же почти всегда эффективно, реально и убедительно в своей лютой ненависти ко всему. Начинаясь с как бы вполне оправданных и очевидных мер, деления на «своих и чужих», насилие незаметно переходит грань разумного и становится доминирующей силой в решении любых вопросов. Последующие следствия в виде тотального страха, недоверия и ненависти приводят к печальным последствиям для генерирующих их социумов. И к краху породивших их государств.
Однако, как справедливо отмечает тот же В. Шалабин и другие исследователи вопроса «в хиппизме оказалось гораздо больше от карнавала, чем от революции»! Революция провозглашалась, а карнавал лишь подразумевался, идя рука об руку к постмодернистскому алтарю субкультур и политик середины и конца ХХ века. «Текст битловской песни «Revolution» перекликается по смыслу со строками известного поэта русского Серебряного века Максимилиана Волошина, написанными во время гражданской войны в России. «Благоразумным — возвратитесь в стадо, бунтовщику — пересоздай себя!». Древний рецепт — начинать переустройство «постылой окружающей действительности» с преобразования собственного сознания и жизни — был воспринят огромным количеством людей, став для некоторых их них руководством к действию.
Хиппизм и социальное творчество
Пацифизм хиппи, конечно, не явился чем-то новым. Отказ от насилия и воинской повинности, непротивление злу с помощью смекалки, смеха и его «забарывание» таким образом, с давних времен проповедовались различными личностями, религиозными и общественными группами в разных странах мира в том числе и в России (достаточно вспомнить известные русские народные сказки — авт.). «Оригинальным в хиппизме было игровое, иронически-театральное проявление антивоенного протеста. Когда агрессивный протестный политический пафос «Новых левых» был дополнен, (а иногда подменен — авт.), дерзким эпатажем, маскарадом и смехом почти на грани цинизма (например, в случае Кена Кизи и его «проказников», учинивших скандал на «Дне Вьетнама» в университете Беркли, описание которого можно посмотреть в статье «Психоделия: откуда в никуда» в журнале Забриски Rider-1 или в скандальных эскападах Джона Леннона и Йоко Оно, нашумевших на весь мир в начале семидесятых — авт.).
Напоследок процитирую Ю. Лотмана, который в послесловии «Выход из лабиринта», написанном им к роману У. Эко «Имя Розы», очень точно, на мой взгляд, подметил особенности, присущие субкультуре хиппи. Лотман писал: «...свободное комбинирование деталей в новых, запрещенных для существующей модели культуры сочетаниях есть творчество... Если мир, данный человеку, отражается в системе знаков, то творчество, создавая новые, неслыханные знаки, дестабилизирует старый мир и творит новый. Поэтому у творчества — два лица: смех и мятеж. Родство их раскрывается общим слиянием в стихии карнавала». Смех против войны — не новая идея. Любовь против войны — абстрактно. А вот эпатажная и смешная ругань оказывается подчас столь же, (если не более убедительны — авт.), чем хождения строем с плакатами и протестами. Хиппи продемонстрировали этот посыл более чем убедительно.
Роман Егоров