Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Сергей Черняховский: Империя как запрос

Сергей Черняховский: Империя как запрос


17-12-2012, 11:22 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (4 689)

 

Но ка­пи­ту­ля­ция Церк­ви, прек­ра­ще­ние ее соп­ро­тив­ле­ния им­пе­ра­то­ру как раз и соз­да­ли – вмес­те с расц­ве­том тор­гов­ли и по­пыт­ка­ми но­вой ди­нас­тии за­щи­тить иму­ще­ст­вен­ные ин­те­ре­сы сво­бод­ных кресть­ян – ос­но­ву пос­лед­не­го от­но­си­тель­но ус­пеш­но­го пе­ри­о­да. В ту по­ру Конс­тан­ти­но­поль еще бо­лее ук­ре­пил­ся как тор­го­вый центр, а Ма­ке­дон­цы возв­ра­ти­ли Кипр, Крит, Си­рию с Ан­ти­о­хи­ей и Бал­ка­ны, при­со­е­ди­нив Сер­бию и Бол­га­рию. Бал­ка­ны, меж­ду про­чим, возв­ра­ти­ли се­бе с по­мощью древ­не­ру­с­ских язы­чес­ких дру­жин.

Тог­да же имел мес­то и пос­лед­ний расц­вет куль­ту­ры Ви­зан­тии. Кста­ти, к Ма­ке­до­нс­кой ди­нас­тии при­над­ле­жал и зна­ме­ни­тый Конс­тан­тин Баг­ря­но­род­ный. Имен­но на вре­мя прав­ле­ния этой ди­нас­тии вы­па­ло кре­ще­ние Ру­си – по­жа­луй, един­ствен­ный серь­ез­ный ус­пех Конс­тан­ти­но­польс­ко­го пат­ри­ар­ха­та.

А за­тем нас­ту­пил рас­тя­нув­ший­ся еще на че­ты­ре ве­ка ко­нец.

В 1057 го­ду к влас­ти приш­ла ди­нас­тия Ком­ни­нов. И пош­ли по­те­ря за по­те­рей. До 1204 го­да Ви­зан­тия Ком­ни­нов аго­ни­зи­ро­ва­ла в про­ти­вос­то­я­нии и ис­ла­му, и ка­то­ли­че­ст­ву. 1204 год, взя­тие Конс­тан­ти­но­по­ля крес­то­нос­ца­ми – а не взя­тие его тур­ка­ми дву­мя с по­ло­ви­ной ве­ка­ми поз­же – мож­но счи­тать го­дом па­де­ния им­пе­рии. Вос­ста­нов­лен­ная в 1261 го­ду Ви­зан­тия Па­ле­о­ло­гов – это уже яв­ная па­ро­дия. Да­же уния 1439 го­да с Ри­мом не смог­ла прод­лить ее су­ще­ст­во­ва­ние. И 29 мая 1453 го­да – это не па­де­ние Ви­зан­тии, а ско­рее вос­ста­нов­ле­ние Вос­точ­ной Римс­кой им­пе­рии под властью по­лу­ме­ся­ца. Как го­во­рил ко­ман­ду­ю­щий ви­зан­тийс­ким фло­том Лу­ка Но­та­ра: «Луч­ше ви­деть в Конс­тан­ти­но­по­ле ту­рец­кую чал­му, чем папс­кую ти­а­ру».

Западному христианству удавалось вновь и вновь переносить имперское пламя на новые народы, из которых многие в некой исторической очереди перенимали эстафету имперского строительства. Восточное христианство шаг за шагом теряло народы, подпадавшие под его влияние.

Кста­ти, тур­ки лишь по­то­му не взя­ли Вто­рой Рим еще на пять­де­сят лет рань­ше, что Ба­я­зи­да разг­ро­мил Ти­мур, а за­тем нас­лед­ни­ки сул­та­на нес­коль­ко де­ся­ти­ле­тий вы­яс­ня­ли меж­ду со­бой, кто имен­но из них по­лу­чит честь ов­ла­деть им.

Не хо­чет­ся из­лиш­не аб­со­лю­ти­зи­ро­вать пред­ла­га­е­мую про­во­ка­ци­он­ную точ­ку зре­ния, от­ли­ча­ю­щу­ю­ся от тра­ди­ци­он­ной трак­тов­ки. Но ведь по­лу­ча­ет­ся, что хрис­ти­а­нс­кая ре­ли­гия ес­ли что-ли­бо и де­ла­ла в пла­не ее вза­и­мо­от­но­ше­ний с римс­кой ци­ви­ли­за­ци­ей, то толь­ко лишь спо­со­б­ство­ва­ла ее ос­лаб­ле­нию и раз­ру­ше­нию. Во вся­ком слу­чае – Вос­точ­ная хрис­ти­а­нс­кая цер­ковь. Рим ус­пеш­но крес­тил на­ро­ды Ев­ро­пы и од­но­го за дру­гим прев­ра­щал их в но­си­те­лей им­пе­рс­кой идеи, Конс­тан­ти­но­поль мо­жет пох­вас­тать­ся толь­ко кре­ще­ни­ем сла­вян и нас­ле­до­вав­шей ему Рос­си­ей.

Это – не­ма­ло. Это – да­же мно­го.

Но па­пы сох­ра­ни­ли Рим, а пат­ри­ар­хи не сох­ра­ни­ли Конс­тан­ти­но­поль.

Все на­ро­ды, пы­тав­ши­е­ся при­бег­нуть к за­щи­те Ви­зан­тии и ее пат­ри­ар­хов, ока­за­лись в ино­зем­ном и ино­вер­ном по­ра­бо­ще­нии.

Собствен­но од­но, по­жа­луй, счаст­ли­вое иск­лю­че­ние – это Русь. И то, воз­мож­но, по­то­му, что, быст­ро смек­нув, что к че­му, Ярос­лав Муд­рый дал по­нять пат­ри­ар­хам, что он о них ду­ма­ет, наз­на­чив сво­ей властью Ила­ри­о­на пер­вым рус­ским мит­ро­по­ли­том.

Ты­ся­ча лет Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии – это ты­ся­ча лет ее аго­нии.

Мож­но при же­ла­нии по­ла­гать, что эта ты­ся­ча лет – вре­мя чу­дес­но­го сто­я­ния Вос­точ­ной хрис­ти­а­нс­кой церк­ви в борь­бе с ино­вер­ца­ми.

Мо­жет быть, это ты­ся­че­ле­тие, ког­да, те­ряя си­лы и ли­ша­ясь ис­точ­ни­ков их по­пол­не­ния, мир позд­не­го эл­ли­низ­ма удер­жи­вал ос­тат­ки древ­ней ци­ви­ли­за­ции в борь­бе с нас­ту­пав­шим вар­ва­р­ством – од­нов­ре­мен­но это вар­ва­р­ство ци­ви­ли­зуя?

И в этом смыс­ле ви­зан­тизм – имен­но ви­зан­тизм, а не ос­та­точ­ный эл­ли­низм и Вос­точ­ный Рим – это аго­ния, при­чем не прос­то аго­ния, а аго­ния как кон­це­нт­ри­ро­ван­ная идея уми­ра­ния, от­ка­зав­ше­го­ся от об­нов­ле­ния и раз­ви­тия.

Кста­ти, что в ис­то­рии Рос­сии есть отб­ра­сы­ва­ние прин­ци­па ви­зан­тиз­ма? Петр Ве­ли­кий. А что есть об­ра­ще­ние к это­му прин­ци­пу? Ни­ко­лай I.

То есть, в ко­неч­ном сче­те, вер­но, что об­ра­ще­ние к ис­то­рии ги­бе­ли Ви­зан­тии име­ет смысл и ос­но­ва­ние как во­об­ще, так и с точ­ки зре­ния сов­ре­мен­ной рус­ской ис­то­рии. Толь­ко, как бы­ло в дан­ном слу­чае эс­киз­но по­ка­за­но, вы­во­ды из та­ко­го об­ра­ще­ния мож­но сде­лать про­ти­во­по­лож­ные.

На­род и им­пе­рия

Есть прос­той спо­соб их унич­то­жить: про­ти­во­пос­та­вить.

Как толь­ко мы за­да­дим воп­рос, что важ­нее – на­род или им­пе­рия, мы вста­нем пе­ред впол­не ес­те­ст­вен­ным и обо­сно­ван­ным соб­лаз­ном приз­нать, что на­род важ­нее. По­то­му что лю­ди, в кон­це кон­цов, всег­да важ­нее уч­реж­де­ний, го­су­да­р­ства, тех или иных струк­тур, ко­то­рые и соз­да­ют­ся-то толь­ко для то­го, что­бы слу­жить лю­дям.

 


Павел Рыженко. Валаам. 2001

Российский Третий Рим – это не возрождение Второго, Восточного, а создание
совсем нового. Мусульманский Стамбул в каком-то смысле (но в каком-то) куда
больше можно считать продолжателем Византии, чем Москву, ставшую
центром и основой во многом вообще другого мира.

Приз­нав же, что на­род важ­нее им­пе­рии, мы за­яв­ля­ем о го­тов­нос­ти жерт­во­вать им­пе­ри­ей ра­ди на­ро­да. То есть, ес­ли воз­ни­ка­ет ус­той­чи­вое мне­ние, что на­род бо­лее не хо­чет жить в им­пе­рии, мы го­во­рим, что им­пе­рия не­о­бя­за­тель­на, что для то­го, что­бы ма­лые на­ро­ды мог­ли от­де­лить­ся, а боль­шой им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­щий на­род мог бы от­дох­нуть, мож­но от­ка­зать­ся от су­ще­ст­во­ва­ния им­пе­рии.

В дан­ном слу­чае соз­на­тель­но ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «на­род», а не «на­ция» или «эт­нос». Что­бы уй­ти от ны­неш­них спо­ров, в ко­то­рых де­ла­ют­ся по­пыт­ки без осо­бых оп­ро­вер­же­ний отб­ро­сить прос­тую ис­ти­ну, что на­ция – не веч­ная ка­те­го­рия, а ис­то­ри­чес­кая общ­ность, в ко­то­рой глав­ным яв­ля­ет­ся эко­но­ми­чес­кий ком­по­нент. То есть на­ция – это лишь то, что су­ще­ст­ву­ет пос­лед­ние 400–500 лет. Стро­го го­во­ря, на­ция – это субъ­ект бур­жу­аз­ной мо­дер­ни­за­ции. Тот, кто отс­та­и­ва­ет веч­ность су­ще­ст­во­ва­ния на­ции, отс­та­и­ва­ет веч­ность су­ще­ст­во­ва­ния ка­пи­та­лиз­ма.

Ра­зу­ме­ет­ся, на­ци­о­на­лис­ты это­го ни­ког­да не приз­на­ют и бу­дут спо­рить с этим до по­те­ри пуль­са. Что­бы не уг­луб­лять­ся в этот спор, речь и ве­дет­ся о на­ро­де. Точ­но так же не­точ­но бы­ло бы го­во­рить об эт­но­се, по­то­му что это су­жа­ло бы по­ня­тие до пле­мен­но­го уров­ня, до уров­ня толь­ко би­о­ло­ги­чес­кой общ­нос­ти. Тер­мин «на­род» в дан­ном слу­чае ис­поль­зу­ет­ся как бо­лее отстра­нен­ный, об­щий и от­но­си­тель­но бес­спор­ный.

Итак, ес­ли на­род важ­нее им­пе­рии, то от им­пе­рии мож­но от­ка­зать­ся, лишь бы бы­ло хо­ро­шо на­ро­ду: не приш­лось бы гиб­нуть в вой­нах за це­ло­ст­ность им­пе­рии ли­бо не пот­ре­бо­ва­лось бы по­дав­лять тя­гу к иной фор­ме су­ще­ст­во­ва­ния, ког­да он в ка­кой-то мо­мент не за­хо­чет боль­ше жить в им­пе­рии.

Ес­ли на­род – неч­то би­о­ло­ги­чес­кое, скреп­лен­ное иск­лю­чи­тель­но (или в пер­вую оче­редь) за­ко­на­ми ге­не­ти­ки, а им­пе­рия – лишь им­пе­рия-1, то есть боль­шое мно­го­на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство, ос­но­ван­ное на за­во­е­ва­ни­ях, это от­но­си­тель­но по­нят­но. Хо­тя на са­мом де­ле и в та­кой им­пе­рии на­род, кла­дя свои го­ло­вы за экс­пан­си­о­ни­с­тские уст­рем­ле­ния эли­ты, в оп­ре­де­лен­ной – и не­ма­лой – сте­пе­ни по­лу­ча­ет весь­ма су­ще­ст­вен­ную пла­ту в ви­де по­вы­ше­ния собствен­но­го бла­го­сос­то­я­ния за счет бо­гатств, изв­ле­ка­е­мых из ко­ло­ний. Так, расц­вет Бри­та­нс­кой им­пе­рии во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка поз­во­лил ей из­бе­жать ре­во­лю­ции, пос­коль­ку дал сред­ства от­ку­пить­ся от эко­но­ми­чес­ких тре­бо­ва­ний ра­бо­чих.

Но де­ло, в кон­це кон­цов, не в этом. Все-та­ки се­год­ня, ког­да в тех или иных спо­рах или реф­лек­си­ях ис­поль­зу­ет­ся сло­во «им­пе­рия», речь идет не об «им­пе­ри­а­ли­с­тском го­су­да­р­стве», а об об­шир­ном го­су­да­р­стве, объ­е­ди­нен­ном про­ек­том. То есть в пер­вую оче­редь во­об­ще о та­кой ха­рак­те­рис­ти­ке, как про­е­кт­ное су­ще­ст­во­ва­ние.

И ес­ли мы ста­вим воп­рос, что важ­нее – про­ект или на­род, ба­ланс уже ока­зы­ва­ет­ся не та­ким оп­ре­де­лен­ным.

Да, в лю­бом слу­чае для на­ро­да всег­да по-сво­е­му важ­нее все­го жить, су­ще­ст­во­вать. И ес­ли при­нес­ти на­род в жерт­ву – им­пе­рии или про­ек­ту, – на­ро­да прос­то не бу­дет.

Но в том-то и есть не­кое про­ти­во­пос­тав­ле­ние про­ек­та – жиз­ни, что в этом про­ти­во­пос­тав­ле­нии, нас­коль­ко оно во­об­ще осу­ще­ст­ви­мо, в пер­вом слу­чае ты жи­вешь «для то­го, что­бы», а во вто­ром – «по­то­му, что».

Пер­вое тре­бу­ет от те­бя нап­ря­же­ния – вто­рое ни­че­го не тре­бу­ет.

С очень боль­шой до­лей ус­лов­нос­ти, но мож­но все же ска­зать, что имен­но в им­пе­ри­ях жи­вут на­ро­ды, а вне их – в луч­шем слу­чае на­ции.

То есть от­каз на­ро­да от им­пе­рии – это действи­тель­но его прев­ра­ще­ние в на­цию. И это есть в из­ве­ст­ном смыс­ле смерть на­ро­да. По­то­му что в та­ком слу­чае ухо­дит вот это са­мое «для то­го, что­бы».

Как че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го, в кон­це кон­цов, от­ли­ча­ет то, что у не­го есть неч­то, за что он в прин­ци­пе мо­жет уми­рать, неч­то боль­шее его би­о­ло­ги­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния. И по­то­му че­ло­век, от­дав­ший жизнь за это свое боль­шее, есть че­ло­век, а че­ло­век, от­ка­зав­ший­ся от боль­ше­го, есть жи­вот­ное.

На­род, от­ка­зав­ший­ся от про­ек­та, в луч­шем слу­чае ос­та­ет­ся на­се­ле­ни­ем. По­то­му что про­ект, кро­ме все­го про­че­го, есть еще и иден­тич­ность на­ро­да, и его кол­лек­тив­ное «Я», и его смыс­лы, и все то, за что сос­тав­ля­ю­щие его лю­ди го­то­вы уми­рать. На­род сос­то­ит из лю­дей. На­се­ле­ние – из би­о­ло­ги­чес­ких осо­бей.

 

 

 

1204 год, взятие Константинополя крестоносцами – а не взятие его турками
двумя с половиной веками позже – можно считать годом падения империи.
Восстановленная в 1261 году Византия Палеологов – это уже явная пародия.

И ког­да иден­тич­ность на­ро­да вы­во­дят из за­ко­нов нас­ле­д­ствен­нос­ти, а не из про­ек­та, куль­ту­ры, смыс­лов, тра­ди­ций, как и их раз­ви­тия, об­ра­щен­нос­ти в бу­дущ­ность, на­ро­ду от­во­дят роль со­во­куп­нос­ти би­о­ло­ги­чес­ких осо­бей.

Впол­не ре­зо­нен воп­рос, по­че­му собствен­но лишь им­пе­рия приз­на­ет­ся фор­мой су­ще­ст­во­ва­ния про­ек­та? По­че­му та­кой фор­мой не мо­жет быть не­кое ма­лое дос­той­но су­ще­ст­ву­ю­щее го­су­да­р­ство, где мир­но и спо­кой­но про­жи­ва­ет од­на от­но­си­тель­но не­боль­шая на­ция, ве­ря­щая в сво­их бо­гов и чтя­щая свою тра­ди­цию?

В из­ве­ст­ном смыс­ле – мо­жет, по­то­му что ина­че всех жи­те­лей по­доб­ных стран приш­лось бы от­нес­ти к жи­вот­ным, что, ко­неч­но, несп­ра­вед­ли­во.

Но тог­да, на са­мом де­ле, мы име­ем два ва­ри­ан­та.

Ли­бо пе­ред на­ми го­су­да­р­ство-за­по­вед­ник – го­су­да­р­ство, ко­то­рое ми­ро­вые дер­жа­те­ли про­ек­тов сох­ра­ня­ют как не­кое по­до­бие до­маш­них жи­вот­ных или рек­ре­а­ци­он­ных зон от­ды­ха хо­зя­ев про­ек­тов. При­зыв соз­дать «Рес­пуб­ли­ку Русь» где-ни­будь на ба­зе Суз­да­ля или Зве­ни­го­ро­да (или да­же «пя­ти рус­ских об­лас­тей») – и есть при­зыв к та­ко­му су­ще­ст­во­ва­нию в ка­че­ст­ве эк­зо­ти­ки для ту­рис­тов. Кста­ти, эк­зо­ти­ки, до­воль­но сыт­ной. То есть, по боль­шо­му сче­ту, это ни­ка­кие не «на­ци­о­наль­ные го­су­да­р­ства» – это ту­зем­ные бан­дус­та­ны.

Ли­бо в дру­гом слу­чае – это то­же ни­ка­кие не «на­ци­о­наль­ные го­су­да­р­ства», это ав­то­ном­ные зо­ны то­го или ино­го боль­шо­го про­ек­та. То есть – чу­жой им­пе­рии. Им­пе­рия – она на то и им­пе­рия, что­бы в ней мог­ли су­ще­ст­во­вать вас­саль­ные кня­же­ст­ва и гер­цо­г­ства.

В этом от­но­ше­нии при­зыв к от­ка­зу от им­пе­рии и соз­да­нию из ее ос­кол­ков «на­ци­о­наль­ных го­су­дарств» – это при­зыв при­нять чу­жой про­ект и стать от­но­си­тель­но ав­то­ном­ной тер­ри­то­ри­ей чу­жой им­пе­рии.

Нуж­но от­ме­тить еще два ню­ан­са. Пер­вый – по­че­му на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство не мо­жет быть са­мо­дос­та­точ­ным, выс­ту­пать об­ла­да­те­лем собствен­но­го про­ек­та. И вто­рой – по­че­му им­пе­рии не­об­хо­ди­ма мно­го­на­ци­о­наль­ность.

Ес­ли на­род яв­ля­ет­ся об­ла­да­те­лем про­ек­та, воз­ни­ка­ет воп­рос о ка­че­ст­вах это­го про­ек­та. Про­ект – это не­кая пре­тен­зия на уни­вер­са­лизм, это предс­тав­ле­ние ми­ру мо­де­ли бы­тия, пре­тен­ду­ю­щей на не­кую аб­со­лют­ность и выс­шую ис­тин­ность. И эта пре­тен­зия ли­бо долж­на подт­ве­рж­дать­ся, ли­бо оп­ро­вер­гать­ся. Про­ект из­ме­ря­ет­ся, в част­нос­ти, сте­пенью го­тов­нос­ти лю­дей уми­рать за не­го. И его зна­чи­мость долж­на быть подт­ве­рж­де­на. В част­нос­ти тем, го­то­вы ли и дру­гие на­ро­ды при­нять его и уми­рать за не­го.

Ес­ли да – про­ект по­лу­ча­ет подт­ве­рж­де­ние в ви­де при­ня­тия его дру­ги­ми. И тог­да он не мо­жет быть мо­но­эт­ни­чес­ким или мо­но­на­ци­о­наль­ным (ес­ли речь не идет о не­кой по­ли­эт­ни­чес­кой сверх­на­ции на­по­до­бие со­ве­тс­кой).

Ес­ли про­ект ос­та­ет­ся уде­лом лишь од­но­го на­ро­да – зна­чит, он неп­рив­ле­ка­те­лен, не об­ла­да­ет уни­вер­са­лиз­мом и ни­ко­му кро­ме это­го на­ро­да не ну­жен. И тог­да он не про­ект, а ус­тав за­по­вед­ни­ка.

Про­е­кт­ность подт­ве­рж­да­ет­ся мно­го­на­ци­о­наль­ностью – то есть прив­ле­ка­тель­ностью и для дру­гих. И по­лу­чая та­кое подт­ве­рж­де­ние, про­ект до­ка­зы­ва­ет, что он спо­со­бен к ин­тег­ра­ции, что он боль­ше, чем иск­лю­чи­тель­ные осо­бен­нос­ти од­но­го на­ро­да. Лю­бая са­мая ори­ги­наль­ная и ин­те­рес­ная куль­ту­ра од­но­го на­ро­да мо­жет быть все­го лишь ис­то­ри­чес­кой слу­чай­ностью. Про­ект, объ­е­ди­ня­ю­щий мно­гие на­ро­ды, – всег­да за­ко­но­мер­ность су­ще­ст­во­ва­ния ми­ра и пол­но­цен­ный ва­ри­ант его бы­тия.

Он мо­жет не быть един­ствен­ным, а, столк­нув­шись с дру­гим про­ек­том, по­гиб­нуть в борь­бе. Но, при­няв учас­тие в та­кой борь­бе, он уже до­ка­зы­ва­ет свое пра­во в прин­ци­пе быть ва­ри­ан­том уст­рой­ства жиз­ни для всех.

Ког­да же мы го­во­рим, что на­род важ­нее им­пе­рии и что на­род не мо­жет при­но­сить­ся в жерт­ву отв­ле­чен­ным хи­ме­рам, мы лишь приз­на­ем, что ви­дим хи­ме­ру в смыс­лах как та­ко­вых, и не приз­на­ем су­ще­ст­во­ва­ния цен­нос­тей, за ко­то­рые го­то­вы от­дать свою жизнь. То есть – не приз­на­ем се­бя людь­ми.

На­ро­ды соз­да­ют им­пе­рии. Ко­неч­но, в рам­ках этих на­ро­дов есть клас­сы, и, в кон­це кон­цов, про­ек­ты на­ро­дов – это про­ек­ты до­ми­ни­ру­ю­щих в них клас­сов. Но это – дру­гая сто­ро­на де­ла. При­няв про­ект то­го или ино­го клас­са, на­ро­ды, сле­дуя им, соз­да­ют свои им­пе­рии. Ни про­ект, ни им­пе­рия не мо­гут воз­ник­нуть без на­ро­да-ос­но­ва­те­ля. В ка­кой-то мо­мент тот или иной на­род мо­жет от­ка­зать­ся от сво­е­го про­ек­та и ус­тать дер­жать свою им­пе­рию.

Но, раз воз­ник­нув, им­пе­рии и про­ек­ты об­ла­да­ют боль­шей цен­ностью, не­же­ли их соз­да­те­ли. И ги­бель на­ро­да – что страш­но – уже не рав­ноз­нач­на ги­бе­ли про­ек­та. По­то­му что, воз­ник­нув, про­ект су­ще­ст­ву­ет как ва­ри­ант ми­ро­у­ст­рой­ства, он сам есть ва­ри­ант, ино­бы­тие ми­ра, его по­тен­ци­аль­ная ре­аль­ность. А по­то­му рав­но­ве­ли­ким про­ек­ту ста­но­вит­ся уже не на­род, тем бо­лее упав­ший до уров­ня на­се­ле­ния, а мир.

 


Борис Ольшанский. Твой щит на вратах Цареграда. 2006

Тысяча лет Византийской империи – это тысяча лет ее агонии. И в этом смысле
византизм – именно византизм, а не остаточный эллинизм и Восточный Рим –
это агония, причем не просто агония, а агония как концентрированная идея
умирания, отказавшегося от обновления и развития.

При­чем ес­ли что-ли­бо и спо­соб­но под­нять на­род, от­рек­ший­ся от собствен­но­го про­ек­та – то есть от сво­ей иден­тич­нос­ти, – об­рат­но до преж­не­го уров­ня, то это лишь сам про­ект. И в этом смыс­ле про­ект, или им­пе­рия – это ду­ша на­ро­да, а на­се­ле­ние – его те­ло.

На­род, от­рек­ший­ся от про­ек­та, – это те­ло, от­рек­ше­еся от ду­ши.

Го­во­рить, что на­род важ­нее им­пе­рии, – это все рав­но что ска­зать, до­пус­тим, что жизнь че­ло­ве­ка – важ­нее его сво­бо­ды, дос­то­и­н­ства и чес­ти.

Прес­ло­ву­тая и мерз­кая фра­за вре­мен гор­ба­чев­щи­ны: «Ни­че­го нет важ­нее жиз­ни че­ло­ве­ка», – в кон­це кон­цов, оз­на­ча­ла од­но: ее ав­то­ры оп­рав­ды­ва­ют спа­се­ние жиз­ни це­ной лю­бой мер­зос­ти и лю­бо­го пре­да­тель­ства.

Ес­ли жизнь важ­нее все­го, то ку­да луч­ше гнить ра­бом на пох­леб­ке, ко­то­рую при­но­сит надс­мо­тр­щик, чем по­гиб­нуть, вос­став про­тив рабства.

Толь­ко, как пра­ви­ло, те, ко­то­рые го­во­рят та­кие ве­щи, рас­счи­ты­ва­ют не на мес­то ра­ба, а, как ми­ни­мум, на мес­то ка­по в ба­ра­ке – мес­то, ко­то­рое им оп­ре­де­лят в оп­ла­ту за их обо­сно­ва­ние собствен­ной ка­пи­ту­ля­ции.

Точ­но так же и те, ко­то­рые зо­вут к от­ка­зу от им­пе­рии ра­ди проц­ве­та­ния в «на­ци­о­наль­ном бан­тус­та­не», по­доб­но кол­ла­бо­ра­ци­о­нис­там вре­мен Вто­рой ми­ро­вой, все­го лишь рас­счи­ты­ва­ют на роль гла­вы мест­но­го ту­зем­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния – роль, ко­то­рую им вы­де­лят эмис­са­ры дру­гой им­пе­рии.

Им­пе­рия – это не ру­га­тель­ство. Им­пе­рия – это оп­ре­де­ле­ние. Жизнь в рам­ках про­ек­та. Жизнь, на­пол­нен­ная ори­ен­ти­ру­ю­щи­ми смыс­ла­ми. Им­пе­рия есть там, где име­ет­ся про­ект, пре­тен­ду­ю­щий на уни­вер­са­лизм. Там, где лю­ди жи­вут в рам­ках про­ек­та, они ста­но­вят­ся на­ро­дом. Там, где они от не­го от­ка­зы­ва­ют­ся, они об­ра­ща­ют­ся в на­се­ле­ние. А на­род, от­ка­зав­ший­ся от им­пе­рс­ко­го приз­ва­ния и им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­ще­го вы­зо­ва, пе­рес­та­ет быть на­ро­дом. Те­ря­ет пра­ва на­ро­да. И по­то­му – те­ря­ет пра­ва субъ­е­кт­нос­ти, об­ре­тая иск­лю­чи­тель­но обя­зан­нос­ти объ­ек­та субъ­е­кт­ных при­тя­за­ний на им­пе­рс­кое стро­и­тель­ство ино­го на­ро­да, ко­то­рый от та­ких прав и от та­ко­го приз­ва­ния не от­ка­зал­ся.
Назад Вперед


Источник: devec.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (18 декабря 2012 09:58)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    26 основных понятий политического анализа.// "Полис", 1993, № 1.

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР (POLITICAL ACTOR) - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор) , как в театре, "играет роль" (actor - актер. - Прим. перев.). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государства. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (авторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

    Реальное значение. Чаще всего понятием "актор" обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения (behaviour) ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения (policy) определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об "индивидуальном акторе", подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.

    [*] Объяснение и самое введение термина в оборот на русском языке см. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика. - "Полис", 1991, №5, с. 152 и сл.

    http://www.politike.ru/dictionary/281/word/politicheskii-aktor

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map