Но капитуляция Церкви, прекращение ее сопротивления императору как раз и создали – вместе с расцветом торговли и попытками новой династии защитить имущественные интересы свободных крестьян – основу последнего относительно успешного периода. В ту пору Константинополь еще более укрепился как торговый центр, а Македонцы возвратили Кипр, Крит, Сирию с Антиохией и Балканы, присоединив Сербию и Болгарию. Балканы, между прочим, возвратили себе с помощью древнерусских языческих дружин.
Тогда же имел место и последний расцвет культуры Византии. Кстати, к Македонской династии принадлежал и знаменитый Константин Багрянородный. Именно на время правления этой династии выпало крещение Руси – пожалуй, единственный серьезный успех Константинопольского патриархата.
А затем наступил растянувшийся еще на четыре века конец.
В 1057 году к власти пришла династия Комнинов. И пошли потеря за потерей. До 1204 года Византия Комнинов агонизировала в противостоянии и исламу, и католичеству. 1204 год, взятие Константинополя крестоносцами – а не взятие его турками двумя с половиной веками позже – можно считать годом падения империи. Восстановленная в 1261 году Византия Палеологов – это уже явная пародия. Даже уния 1439 года с Римом не смогла продлить ее существование. И 29 мая 1453 года – это не падение Византии, а скорее восстановление Восточной Римской империи под властью полумесяца. Как говорил командующий византийским флотом Лука Нотара: «Лучше видеть в Константинополе турецкую чалму, чем папскую тиару».
Западному христианству удавалось вновь и вновь переносить имперское пламя на новые народы, из которых многие в некой исторической очереди перенимали эстафету имперского строительства. Восточное христианство шаг за шагом теряло народы, подпадавшие под его влияние.
Кстати, турки лишь потому не взяли Второй Рим еще на пятьдесят лет раньше, что Баязида разгромил Тимур, а затем наследники султана несколько десятилетий выясняли между собой, кто именно из них получит честь овладеть им.
Не хочется излишне абсолютизировать предлагаемую провокационную точку зрения, отличающуюся от традиционной трактовки. Но ведь получается, что христианская религия если что-либо и делала в плане ее взаимоотношений с римской цивилизацией, то только лишь способствовала ее ослаблению и разрушению. Во всяком случае – Восточная христианская церковь. Рим успешно крестил народы Европы и одного за другим превращал их в носителей имперской идеи, Константинополь может похвастаться только крещением славян и наследовавшей ему Россией.
Это – немало. Это – даже много.
Но папы сохранили Рим, а патриархи не сохранили Константинополь.
Все народы, пытавшиеся прибегнуть к защите Византии и ее патриархов, оказались в иноземном и иноверном порабощении.
Собственно одно, пожалуй, счастливое исключение – это Русь. И то, возможно, потому, что, быстро смекнув, что к чему, Ярослав Мудрый дал понять патриархам, что он о них думает, назначив своей властью Илариона первым русским митрополитом.
Тысяча лет Византийской империи – это тысяча лет ее агонии.
Можно при желании полагать, что эта тысяча лет – время чудесного стояния Восточной христианской церкви в борьбе с иноверцами.
Может быть, это тысячелетие, когда, теряя силы и лишаясь источников их пополнения, мир позднего эллинизма удерживал остатки древней цивилизации в борьбе с наступавшим варварством – одновременно это варварство цивилизуя?
И в этом смысле византизм – именно византизм, а не остаточный эллинизм и Восточный Рим – это агония, причем не просто агония, а агония как концентрированная идея умирания, отказавшегося от обновления и развития.
Кстати, что в истории России есть отбрасывание принципа византизма? Петр Великий. А что есть обращение к этому принципу? Николай I.
То есть, в конечном счете, верно, что обращение к истории гибели Византии имеет смысл и основание как вообще, так и с точки зрения современной русской истории. Только, как было в данном случае эскизно показано, выводы из такого обращения можно сделать противоположные.
Народ и империя
Есть простой способ их уничтожить: противопоставить.
Как только мы зададим вопрос, что важнее – народ или империя, мы встанем перед вполне естественным и обоснованным соблазном признать, что народ важнее. Потому что люди, в конце концов, всегда важнее учреждений, государства, тех или иных структур, которые и создаются-то только для того, чтобы служить людям.
Павел Рыженко. Валаам. 2001
Российский Третий Рим – это не возрождение Второго, Восточного, а создание совсем нового. Мусульманский Стамбул в каком-то смысле (но в каком-то) куда больше можно считать продолжателем Византии, чем Москву, ставшую центром и основой во многом вообще другого мира.
Признав же, что народ важнее империи, мы заявляем о готовности жертвовать империей ради народа. То есть, если возникает устойчивое мнение, что народ более не хочет жить в империи, мы говорим, что империя необязательна, что для того, чтобы малые народы могли отделиться, а большой имперскообразующий народ мог бы отдохнуть, можно отказаться от существования империи.
В данном случае сознательно используется термин «народ», а не «нация» или «этнос». Чтобы уйти от нынешних споров, в которых делаются попытки без особых опровержений отбросить простую истину, что нация – не вечная категория, а историческая общность, в которой главным является экономический компонент. То есть нация – это лишь то, что существует последние 400–500 лет. Строго говоря, нация – это субъект буржуазной модернизации. Тот, кто отстаивает вечность существования нации, отстаивает вечность существования капитализма.
Разумеется, националисты этого никогда не признают и будут спорить с этим до потери пульса. Чтобы не углубляться в этот спор, речь и ведется о народе. Точно так же неточно было бы говорить об этносе, потому что это сужало бы понятие до племенного уровня, до уровня только биологической общности. Термин «народ» в данном случае используется как более отстраненный, общий и относительно бесспорный.
Итак, если народ важнее империи, то от империи можно отказаться, лишь бы было хорошо народу: не пришлось бы гибнуть в войнах за целостность империи либо не потребовалось бы подавлять тягу к иной форме существования, когда он в какой-то момент не захочет больше жить в империи.
Если народ – нечто биологическое, скрепленное исключительно (или в первую очередь) законами генетики, а империя – лишь империя-1, то есть большое многонациональное государство, основанное на завоеваниях, это относительно понятно. Хотя на самом деле и в такой империи народ, кладя свои головы за экспансионистские устремления элиты, в определенной – и немалой – степени получает весьма существенную плату в виде повышения собственного благосостояния за счет богатств, извлекаемых из колоний. Так, расцвет Британской империи во второй половине XIX века позволил ей избежать революции, поскольку дал средства откупиться от экономических требований рабочих.
Но дело, в конце концов, не в этом. Все-таки сегодня, когда в тех или иных спорах или рефлексиях используется слово «империя», речь идет не об «империалистском государстве», а об обширном государстве, объединенном проектом. То есть в первую очередь вообще о такой характеристике, как проектное существование.
И если мы ставим вопрос, что важнее – проект или народ, баланс уже оказывается не таким определенным.
Да, в любом случае для народа всегда по-своему важнее всего жить, существовать. И если принести народ в жертву – империи или проекту, – народа просто не будет.
Но в том-то и есть некое противопоставление проекта – жизни, что в этом противопоставлении, насколько оно вообще осуществимо, в первом случае ты живешь «для того, чтобы», а во втором – «потому, что».
Первое требует от тебя напряжения – второе ничего не требует.
С очень большой долей условности, но можно все же сказать, что именно в империях живут народы, а вне их – в лучшем случае нации.
То есть отказ народа от империи – это действительно его превращение в нацию. И это есть в известном смысле смерть народа. Потому что в таком случае уходит вот это самое «для того, чтобы».
Как человека от животного, в конце концов, отличает то, что у него есть нечто, за что он в принципе может умирать, нечто большее его биологического существования. И потому человек, отдавший жизнь за это свое большее, есть человек, а человек, отказавшийся от большего, есть животное.
Народ, отказавшийся от проекта, в лучшем случае остается населением. Потому что проект, кроме всего прочего, есть еще и идентичность народа, и его коллективное «Я», и его смыслы, и все то, за что составляющие его люди готовы умирать. Народ состоит из людей. Население – из биологических особей.
1204 год, взятие Константинополя крестоносцами – а не взятие его турками двумя с половиной веками позже – можно считать годом падения империи. Восстановленная в 1261 году Византия Палеологов – это уже явная пародия.
И когда идентичность народа выводят из законов наследственности, а не из проекта, культуры, смыслов, традиций, как и их развития, обращенности в будущность, народу отводят роль совокупности биологических особей.
Вполне резонен вопрос, почему собственно лишь империя признается формой существования проекта? Почему такой формой не может быть некое малое достойно существующее государство, где мирно и спокойно проживает одна относительно небольшая нация, верящая в своих богов и чтящая свою традицию?
В известном смысле – может, потому что иначе всех жителей подобных стран пришлось бы отнести к животным, что, конечно, несправедливо.
Но тогда, на самом деле, мы имеем два варианта.
Либо перед нами государство-заповедник – государство, которое мировые держатели проектов сохраняют как некое подобие домашних животных или рекреационных зон отдыха хозяев проектов. Призыв создать «Республику Русь» где-нибудь на базе Суздаля или Звенигорода (или даже «пяти русских областей») – и есть призыв к такому существованию в качестве экзотики для туристов. Кстати, экзотики, довольно сытной. То есть, по большому счету, это никакие не «национальные государства» – это туземные бандустаны.
Либо в другом случае – это тоже никакие не «национальные государства», это автономные зоны того или иного большого проекта. То есть – чужой империи. Империя – она на то и империя, чтобы в ней могли существовать вассальные княжества и герцогства.
В этом отношении призыв к отказу от империи и созданию из ее осколков «национальных государств» – это призыв принять чужой проект и стать относительно автономной территорией чужой империи.
Нужно отметить еще два нюанса. Первый – почему национальное государство не может быть самодостаточным, выступать обладателем собственного проекта. И второй – почему империи необходима многонациональность.
Если народ является обладателем проекта, возникает вопрос о качествах этого проекта. Проект – это некая претензия на универсализм, это представление миру модели бытия, претендующей на некую абсолютность и высшую истинность. И эта претензия либо должна подтверждаться, либо опровергаться. Проект измеряется, в частности, степенью готовности людей умирать за него. И его значимость должна быть подтверждена. В частности тем, готовы ли и другие народы принять его и умирать за него.
Если да – проект получает подтверждение в виде принятия его другими. И тогда он не может быть моноэтническим или мононациональным (если речь не идет о некой полиэтнической сверхнации наподобие советской).
Если проект остается уделом лишь одного народа – значит, он непривлекателен, не обладает универсализмом и никому кроме этого народа не нужен. И тогда он не проект, а устав заповедника.
Проектность подтверждается многонациональностью – то есть привлекательностью и для других. И получая такое подтверждение, проект доказывает, что он способен к интеграции, что он больше, чем исключительные особенности одного народа. Любая самая оригинальная и интересная культура одного народа может быть всего лишь исторической случайностью. Проект, объединяющий многие народы, – всегда закономерность существования мира и полноценный вариант его бытия.
Он может не быть единственным, а, столкнувшись с другим проектом, погибнуть в борьбе. Но, приняв участие в такой борьбе, он уже доказывает свое право в принципе быть вариантом устройства жизни для всех.
Когда же мы говорим, что народ важнее империи и что народ не может приноситься в жертву отвлеченным химерам, мы лишь признаем, что видим химеру в смыслах как таковых, и не признаем существования ценностей, за которые готовы отдать свою жизнь. То есть – не признаем себя людьми.
Народы создают империи. Конечно, в рамках этих народов есть классы, и, в конце концов, проекты народов – это проекты доминирующих в них классов. Но это – другая сторона дела. Приняв проект того или иного класса, народы, следуя им, создают свои империи. Ни проект, ни империя не могут возникнуть без народа-основателя. В какой-то момент тот или иной народ может отказаться от своего проекта и устать держать свою империю.
Но, раз возникнув, империи и проекты обладают большей ценностью, нежели их создатели. И гибель народа – что страшно – уже не равнозначна гибели проекта. Потому что, возникнув, проект существует как вариант мироустройства, он сам есть вариант, инобытие мира, его потенциальная реальность. А потому равновеликим проекту становится уже не народ, тем более упавший до уровня населения, а мир.
Борис Ольшанский. Твой щит на вратах Цареграда. 2006
Тысяча лет Византийской империи – это тысяча лет ее агонии. И в этом смысле византизм – именно византизм, а не остаточный эллинизм и Восточный Рим – это агония, причем не просто агония, а агония как концентрированная идея умирания, отказавшегося от обновления и развития.
Причем если что-либо и способно поднять народ, отрекшийся от собственного проекта – то есть от своей идентичности, – обратно до прежнего уровня, то это лишь сам проект. И в этом смысле проект, или империя – это душа народа, а население – его тело.
Народ, отрекшийся от проекта, – это тело, отрекшееся от души.
Говорить, что народ важнее империи, – это все равно что сказать, допустим, что жизнь человека – важнее его свободы, достоинства и чести.
Пресловутая и мерзкая фраза времен горбачевщины: «Ничего нет важнее жизни человека», – в конце концов, означала одно: ее авторы оправдывают спасение жизни ценой любой мерзости и любого предательства.
Если жизнь важнее всего, то куда лучше гнить рабом на похлебке, которую приносит надсмотрщик, чем погибнуть, восстав против рабства.
Только, как правило, те, которые говорят такие вещи, рассчитывают не на место раба, а, как минимум, на место капо в бараке – место, которое им определят в оплату за их обоснование собственной капитуляции.
Точно так же и те, которые зовут к отказу от империи ради процветания в «национальном бантустане», подобно коллаборационистам времен Второй мировой, всего лишь рассчитывают на роль главы местного туземного самоуправления – роль, которую им выделят эмиссары другой империи.
Империя – это не ругательство. Империя – это определение. Жизнь в рамках проекта. Жизнь, наполненная ориентирующими смыслами. Империя есть там, где имеется проект, претендующий на универсализм. Там, где люди живут в рамках проекта, они становятся народом. Там, где они от него отказываются, они обращаются в население. А народ, отказавшийся от имперского призвания и имперскообразующего вызова, перестает быть народом. Теряет права народа. И потому – теряет права субъектности, обретая исключительно обязанности объекта субъектных притязаний на имперское строительство иного народа, который от таких прав и от такого призвания не отказался. Источник: devec.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР (POLITICAL ACTOR) - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор) , как в театре, "играет роль" (actor - актер. - Прим. перев.). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государства. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (авторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.
Реальное значение. Чаще всего понятием "актор" обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения (behaviour) ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения (policy) определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об "индивидуальном акторе", подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.
[*] Объяснение и самое введение термина в оборот на русском языке см. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика. - "Полис", 1991, №5, с. 152 и сл.
http://www.politike.ru/dictionary/281/word/politicheskii-aktor