Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Сергей Черняховский: Империя как запрос

Сергей Черняховский: Империя как запрос


17-12-2012, 11:22 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (4 783)


Пьетро да Кортона. Нахождение Ромула и Рема Фаустулом. 1643

Рим погубили те, которые его создали – римляне и италийцы. То есть «основной народ»
Римской империи. Можно было бы сказать «титульная нация», если бы все-таки
научный подход не исходил из того, что нации возникают лишь со складыванием
национальных рынков.

Пер­вы­ми ее вос­ста­но­ви­ли уже впол­не ро­ма­ни­зи­ро­ван­ные фран­ки Кар­ла Ве­ли­ко­го. Но тут вы­яс­ни­лось, что мень­ше все­го им­пе­рия нуж­на не по­ко­рен­ным на­ро­дам, а имен­но глав­но­му на­ро­ду – ита­лий­цам. Хо­тя они сос­тав­ля­ли ос­нов­ное на­се­ле­ние им­пе­рс­ких зе­мель, вы­пол­нять свою мис­сию «дер­жа­те­лей» они не со­би­ра­лись и за им­пе­рию сра­жать­ся не хо­те­ли. Как толь­ко ко­ро­ли двух сос­тав­ных час­тей им­пе­рии Кар­ла – Фран­ции и Гер­ма­нии – отоб­ра­ли у бра­та-им­пе­ра­то­ра по­ло­су зе­мель, вы­хо­див­ших за пре­де­лы собствен­но Ита­лии и до­хо­див­ших до Фланд­рии, ока­за­лось, что им­пе­ра­то­ры не в сос­то­я­нии про­ти­вос­то­ять ни собствен­ным фе­о­да­лам, ни со­се­дям. Ита­лий­цы «ус­та­ли» – и ни за что не хо­те­ли во­е­вать. Кро­ме то­го, они стре­ми­лись к то­му, что­бы их ник­то не тро­гал.

С тех пор все им­пе­рс­кие уси­лия на­ро­дов, пре­тен­до­вав­ших на то, что­бы нес­ти фа­кел Ри­ма, так или ина­че раз­би­ва­лись о соп­ро­тив­ле­ние на­ро­дов Ита­лии. Пос­лед­ние в те­че­ние сле­ду­ю­щей ты­ся­чи лет не толь­ко вся­чес­ки соп­ро­тив­ля­лись воз­рож­де­нию им­пе­рии, но и не смог­ли сос­та­вить уже да­же еди­ное на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство, по­ка не нас­та­ло вре­мя, ког­да вне по­доб­ной фор­мы ста­ло прос­то не­воз­мож­но су­ще­ст­во­вать.

Но фа­кел-то го­рел, све­тил, идея жи­ла – и один за дру­гим на­ро­ды Ев­ро­пы восп­ри­ни­ма­ли этот свет и за­го­ра­лись этой иде­ей. В 962 го­ду им­пе­рию вновь вос­ста­но­ви­ли сак­сы (нем­цы) при От­то­не I.

Пос­ле но­во­го упад­ка им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти – с ут­ра­той до­ми­ни­ру­ю­ще­го по­ло­же­ния сак­сов – ко вто­рой по­ло­ви­не сле­ду­ю­ще­го ве­ка эс­та­фе­та пе­реш­ла к фран­кон­цам. Еще че­рез шаг на пер­вый план выш­ли шва­бы и пра­вив­шие ими Го­ге­нш­та­у­фе­ны.

С па­де­ни­ем Го­ге­нш­та­у­фе­нов – па­де­ни­ем, выз­ван­ным во мно­гом тем, что их но­вой опо­рой ста­ли юж­ные ита­лий­цы, не­су­мев­шие ока­зать им пол­но­цен­ной по­мо­щи, – им­пе­рия вновь приш­ла в упа­док. Пос­лед­нее дли­тель­ное воз­рож­де­ние идея пе­ре­жи­ла при Габс­бур­гах. Ко­неч­но, их им­пе­рия бы­ла уже не слиш­ком по­хо­жей на собствен­но им­пе­рию Ри­ма, но огонь про­дол­жал го­реть поч­ти до XIX ве­ка. И чем даль­ше, тем боль­ше про­тив им­пе­рии бо­ро­лись имен­но те, ко­то­рые не­ког­да ра­зо­жг­ли это пла­мя.

Неч­то по­хо­жее мож­но ви­деть и на при­ме­ре от­но­ше­ний раз­ных на­ро­дов Вос­точ­ной им­пе­рии.

Раз­ни­ца во мно­гом зак­лю­ча­лась в том, что за­пад­но­му хрис­ти­а­н­ству уда­ва­лось вновь и вновь пе­ре­но­сить им­пе­рс­кое пла­мя на но­вые на­ро­ды, из ко­то­рых мно­гие в не­кой ис­то­ри­чес­кой оче­ре­ди пе­ре­ни­ма­ли эс­та­фе­ту им­пе­рс­ко­го стро­и­тель­ства. Вос­точ­ное хрис­ти­а­н­ство шаг за ша­гом те­ря­ло на­ро­ды, под­па­дав­шие под его вли­я­ние. Пер­вое по­беж­да­ло од­ну за дру­гой иные ве­ры в Ев­ро­пе и на дру­гих кон­цах све­та – вто­рое все вре­мя сок­ра­ща­ло зо­ну сво­е­го вли­я­ния, про­иг­ры­вая то од­ной иной ве­ре, то дру­гой.

Ес­ли оно как-то и уце­ле­ло, то толь­ко за счет Ру­си, раз­жег­шей за­ту­хав­ший ви­зан­тийс­кий кос­тер в но­вый огонь и соз­дав­шей но­вую им­пе­рию. Но кто на про­тя­же­нии всей ты­ся­чи лет по­пы­ток воз­ро­дить За­пад­ную Римс­кую им­пе­рию пос­то­ян­но бо­рол­ся про­тив этих по­пы­ток? От­час­ти пос­то­ян­но за­жи­гав­ший этот огонь – рав­но как и пос­то­ян­но пу­гав­ший­ся его – ка­то­ли­цизм. Но пос­то­ян­но и ре­гу­ляр­но – имен­но тот са­мый на­род, ко­то­рый про­из­вел не­ког­да эту идею, ко­то­рый за­жег этот огонь – ита­лий­цы (италь­ян­цы).

И да­же ког­да они предп­ри­ня­ли по­пыт­ку соз­дать свою но­вую им­пе­рию в 20–40-е го­ды XX ве­ка, у них ни­че­го пут­но­го не по­лу­чи­лось.

Оче­вид­но, им­пе­рия – в по­ня­тии им­пе­рии как осо­бо­го про­ек­та, осо­бо­го ти­па ци­ви­ли­за­ции – мо­жет су­ще­ст­во­вать лишь как огонь, в ко­то­рый вклю­ча­ют­ся все но­вые и но­вые на­ро­ды – не столь­ко в смыс­ле уве­ли­че­ния их ко­ли­че­ст­ва (хо­тя и это важ­но), сколь­ко в смыс­ле их по­яв­ле­ния, под­де­рж­ки им­пе­рс­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния но­вы­ми сос­тав­ля­ю­щи­ми.

 

 

 


Император Филипп Аравитянин

В этом смыс­ле мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать три ти­па на­ци­о­на­лиз­ма.

Пер­вый – мо­ло­дой, им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­щий. Воз­вы­ша­ю­щий свою стра­ну и сво­ей энер­ги­ей вов­ле­ка­ю­щий в им­пе­рс­ко­го стро­и­тель­ство со­се­дей, воз­мож­но, име­ю­щих не­дос­та­ток та­кой энер­гии.

Вто­рой – гос­по­д­ству­ю­щий. Воз­вы­сив­ший­ся, гос­по­д­ству­ю­щий, но сох­ра­ня­ю­щий толь­ко ту часть энер­гии, ко­то­рая поз­во­ля­ет гос­по­д­ство­вать и прис­ва­и­вать чу­жую энер­гию, что рож­да­ет стрем­ле­ние иных на­ро­дов ос­во­бо­дит­ся от по­доб­но­го гос­по­д­ства.

Тре­тий – уми­ра­ю­щий. Он уже не име­ет энер­гии, как ита­лий­цы или ви­зан­тий­цы. А ту, ко­то­рую име­ет, рас­хо­ду­ет на про­ти­вос­то­я­ние но­вой энер­гии, нап­рав­лен­ной на под­дер­жа­ние за­ту­ха­ю­ще­го кост­ра. Он спо­со­бен лишь на то, что­бы, с од­ной сто­ро­ны, по­гу­бить им­пе­рию, а с дру­гой – под ви­дом борь­бы за на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство (то есть иную фа­зу ино­го ис­то­ри­ко-эт­ни­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния) раз­ру­шить свое собствен­ное го­су­да­р­ство и прев­ра­тить его в ра­ду­ю­щий взгляд ино­зем­ных пу­те­ше­ст­вен­ни­ков за­по­вед­ник вы­ми­ра­ю­ще­го на­ро­да.

Ра­зу­ме­ет­ся, в дан­ном слу­чае сло­во «на­ци­о­на­лизм» ис­поль­зу­ет­ся не в его на­уч­ном зна­че­нии конк­рет­ной по­ли­ти­чес­кой иде­о­ло­гии, приз­на­ю­щей свою на­цию выс­шей цен­ностью в срав­не­нии и с от­дель­ны­ми ее чле­на­ми, и с дру­ги­ми на­ро­да­ми, или в зна­че­нии из­ве­ст­но­го ти­па по­ли­ти­чес­кой тен­ден­ции, а в смыс­ле оп­ре­де­лен­но­го ти­па тен­ден­ции са­мо­ощу­ще­ния. Са­мо­ощу­ще­ния, пе­ре­те­ка­ю­ще­го в не­кую го­су­да­р­ствен­ную оп­ре­де­лен­ность.

Рим как империя уже с конца первого века нашей эры во многом обеспечивал свои военные и государственные нужды за счет не столько италийцев, сколько народов провинций. Императоры, приводимые к власти легионами на периферии, уже не всегда имели римское происхождение.

От­сю­да воз­ни­ка­ют три пред­по­ло­же­ния.

Пер­вое: в прош­лом им­пе­рии (иден­ти­фи­ци­ру­е­мые про­е­кт­но-ци­ви­ли­за­ци­он­ные аре­а­лы) мог­ли су­ще­ст­во­вать лишь за счет вов­ле­че­ния в свою энер­гию иных на­ро­дов и под­пит­ки их энер­ги­ей, то есть иск­лю­чи­тель­но экс­тен­сив­ным пу­тем.

Вто­рое: раз­ви­тие куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции тре­бу­ет соз­да­ния та­ко­го ти­па им­пе­рс­ко­го ме­ха­низ­ма, при ко­то­ром энер­гия не умень­ша­ет­ся в про­цес­се сво­е­го ци­ви­ли­за­ци­он­но­го ис­поль­зо­ва­ния и не тре­бу­ет пос­то­ян­но­го по­пол­не­ния, а уве­ли­чи­ва­ет­ся и вов­ле­ка­ет в свое «го­ре­ние» но­вые на­ро­ды и куль­ту­ры. И про­ис­хо­дит это при об­щем уве­ли­че­нии ко­ли­че­ст­ва выс­во­бож­да­е­мой энер­гии и ее са­мо­во­сп­ро­из­во­д­стве. То есть цент­раль­ный воп­рос здесь – воп­рос ме­ха­низ­ма восп­ро­из­во­д­ства энер­гии им­пе­рии.

Третье: на­ро­ды (эт­но­сы, на­ции – в дан­ном слу­чае не­важ­но, хо­тя тут бу­дут свои осо­бен­нос­ти), дос­тиг­шие треть­ей ста­дии на­ци­о­на­лиз­ма, то есть вклю­чив­ши­е­ся в борь­бу про­тив им­пе­рии, мо­гут под­ве­рг­нуть­ся двум воз­дей­стви­ям. Ли­бо – в слу­чае ре­ше­ния за­да­чи са­мо­во­сп­ро­из­во­д­ства им­пе­рс­кой энер­гии – омо­ло­же­нию та­кой энер­ги­ей. Ли­бо ор­га­ни­зо­ван­но­му про­ти­во­дей­ствию им­пе­рс­ких эле­мен­тов. Та­ки­ми эле­мен­та­ми мо­гут быть и те на­ро­ды, ко­то­рые вклю­че­ны в им­пе­рс­кий про­цесс, но на­хо­дят­ся на бо­лее ран­ней ста­дии раз­ви­тия.

Ес­ли бы, ска­жем, на ру­бе­же пя­то­го и шес­то­го ве­ков Те­о­до­рих ме­нее бе­реж­но от­но­сил­ся к ита­лийс­ко­му на­се­ле­нию и не ор­га­ни­зо­вал прак­ти­чес­ки изо­ли­ро­ван­ное про­жи­ва­ние го­тов от­дель­но от ита­лий­цев, а ли­бо изг­нал ита­лий­цев, ли­бо су­мел сме­шать и ас­си­ми­ли­ро­вать их с го­та­ми, то За­пад­ную Римс­кую им­пе­рию действи­тель­но уда­лось бы воз­ро­дить на де­ле. Ведь впос­ле­д­ствии имен­но ита­лий­цы сры­ва­ли все по­пыт­ки но­вых ци­ви­ли­зо­ван­ных ими же на­ро­дов воз­ро­дить их же дер­жа­ву.

Ко­неч­но, все это в из­ве­ст­ной ме­ре яв­ля­ет­ся пред­по­ло­же­ни­ем.

Но предс­тав­ля­ет­ся, что, как ми­ни­мум, в ка­че­ст­ве не­кой ги­по­те­зы это сто­ит при­ни­мать во вни­ма­ние в си­ту­а­ции кри­зи­са и упад­ка той или иной им­пе­рии.

Ины­ми сло­ва­ми – хо­чешь вос­ста­но­вить им­пе­рию, соз­дан­ную не­ког­да не­ким им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­щим на­ро­дом, най­ди на­род, ко­то­рый про­дол­жит его де­ло. Да­же ес­ли пер­вый на­род пы­та­ет­ся соп­ро­тив­лять­ся воз­рож­де­нию собствен­но­го де­ти­ща. Или най­ди спо­соб вер­нуть это­му на­ро­ду его ис­то­ри­чес­кую энер­гию – но в рам­ках но­вых, ино­го ти­па энер­го­об­ра­зу­ю­щих про­цес­сов.

Но толь­ко не по­та­кай его ус­та­ло­му стрем­ле­нию по­ме­шать это­му воз­рож­де­нию.

Ви­зан­тизм как аго­ния

В си­лу из­ве­ст­ных ана­ло­гий ин­те­рес к та­кой дос­та­точ­но вто­рич­ной в ис­то­ри­чес­кой соз­на­нии те­ме, как судь­ба Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, на­вер­ное, на не­ко­то­рое вре­мя бу­дет за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ван. И в об­щем-то это, ко­неч­но, хо­ро­шо.

Это хо­ро­шо как по­то­му, что те­ма са­ма по се­бе дос­та­точ­но ин­те­рес­ная и ро­ман­ти­чес­кая, так и по­то­му, что действи­тель­но есть из че­го изв­ле­кать оп­ре­де­лен­ные уро­ки. Ну, действи­тель­но, бы­ла Римс­кая им­пе­рия, ос­но­ва ны­неш­ней ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции, им­пе­рия, на­пол­нен­ная па­фо­сом и ге­ро­из­мом, со все­ми сво­и­ми куль­тур­ны­ми дос­ти­же­ни­я­ми – и па­ла, пред­ва­ри­тель­но раз­де­лив­шись на две по­ло­ви­ны.

 

 


Мавзолей Теодориха в Равенне

Обе эти по­ло­ви­ны пош­ли раз­ны­ми пу­тя­ми – и обе па­ли. Есть прос­тор и для ана­ли­за, и для срав­не­ний, и для реф­лек­сий.

Два пу­ти – и оба при­ве­ли к по­ра­же­нию. Та часть, ко­то­рая па­ла рань­ше, прак­ти­чес­ки воз­ро­ди­лась в ви­де пос­ле­ду­ю­щей ев­ро­пейс­кой ци­ви­ли­за­ции, а та, ко­то­рая сто­я­ла еще ты­ся­чу лет, уш­ла в ис­то­ри­чес­кую па­мять. Пос­коль­ку все же рос­сийс­кий Тре­тий Рим – это не воз­рож­де­ние Вто­ро­го, Вос­точ­но­го, а соз­да­ние сов­сем но­во­го.

Му­суль­ма­нс­кий Стам­бул в ка­ком-то смыс­ле (но в ка­ком-то) ку­да боль­ше мож­но счи­тать про­дол­жа­те­лем Ви­зан­тии, чем Моск­ву, став­шую цент­ром и ос­но­вой во мно­гом во­об­ще дру­го­го ми­ра.

Па­де­ние Ви­зан­тии и все проб­ле­мы так и не под­няв­шей­ся еще из глу­би­ны па­де­ния 90-х го­дов Рос­сии – в чем-то да­ют по­вод для со­пос­тав­ле­ний. Но все же – это очень раз­ные сю­же­ты. Ре­ми­нис­цен­ции на те­му то­го, как мог­ла пасть та­кая слав­ная ви­зан­тийс­кая ци­ви­ли­за­ция, за­ве­до­мо за­ту­ше­вы­ва­ют тот прос­той факт, что все ее су­ще­ст­во­ва­ние есть ис­то­рия ее па­де­ния.

Готы Теодориха дали Риму передышку. Они вообще во многом видели себя
«стражами империи». Сложись все немного по-другому – кто знает, может быть,
Италия не пришла бы в упадок, а Западная Римская империя просуществовала бы
не меньше Восточной.

Выс­шая точ­ка ее мо­гу­ще­ст­ва – это шес­той век, прав­ле­ние Юс­ти­ни­а­на, ког­да ему уда­лось не толь­ко зак­ре­пить внут­рен­нее по­ло­же­ние дер­жа­вы, но и вер­нуть ей мно­гие зем­ли преж­ней Римс­кой им­пе­рии, зах­ва­чен­ные вар­ва­ра­ми.

Но этот век – это собствен­но еще не Ви­зан­тия, это – Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия. За­тем опять шаг за ша­гом у нее на­ча­ли от­би­рать ее вла­де­ния. Лан­го­бар­ды отоб­ра­ли ра­зо­рен­ную вой­ной Ита­лию, ара­бы – Ближ­ний Вос­ток и Аф­ри­ку.

Вот здесь и на­ча­лась ис­то­рия собствен­но Ви­зан­тии. Ес­ли Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия – это бо­ров­ша­я­ся за свое вос­ста­нов­ле­ние Римс­кая им­пе­рия – и бо­ров­ша­я­ся впол­не дос­той­но, хо­тя иног­да и с об­щим не­га­тив­ным ре­зуль­та­том, – то Ви­зан­тия – это об­во­ро­ван­ная Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия. Она уже – во­об­ще не Римс­кая, а ско­рее Гре­чес­кая им­пе­рия. Но гре­ки в свое вре­мя по­то­му и ус­ту­пи­ли пер­ве­н­ство Ри­му в ос­но­ван­ном ими ми­ре, что не бы­ли го­то­вы сох­ра­нять нас­ле­дие сво­е­го ге­ро­и­чес­ко­го пе­ри­о­да, удер­жать за­во­е­ва­ния Алек­са­нд­ра Ма­ке­до­нс­ко­го. И для то­го, что­бы нас­ле­до­вать его мо­гу­ще­ст­во, пот­ре­бо­вал­ся Юлий Це­зарь.

Об­ла­го­ро­жен­ный эл­ли­нис­ти­чес­кой куль­ту­рой, Рим век за ве­ком рас­ши­рял свои гра­ни­цы. Ви­зан­тия, опи­рав­ша­я­ся на эл­ли­нис­ти­чес­кое нас­ле­дие в со­е­ди­не­нии с хрис­ти­а­н­ством, век за ве­ком те­ря­ла свои тер­ри­то­рии.

И За­пад­ная, и Вос­точ­ная Римс­кие им­пе­рии при­сяг­ну­ли хрис­ти­а­н­ству. За­пад пал, Вос­ток ты­ся­чу лет про­ти­вос­то­ял па­де­нию.

В чем бы­ло раз­ли­чие? Во мно­гом. Но в боль­шой сте­пе­ни в том, что Конс­тан­ти­но­поль опи­рал­ся на зо­ну раз­ви­то­го позд­не­го эл­ли­низ­ма. И ког­да бо­лее мо­ло­дые на­ро­ды на­ча­ли от­би­рать у не­го эту зо­ну, уже они чер­па­ли из нее свою си­лу. Что та­кое ха­ли­фат? Взбод­рен­ный энер­ги­ей мо­ло­до­го арабс­ко­го эт­но­са мир эл­ли­низ­ма.

Ког­да ис­сяк­ли си­лы Ви­зан­тии в ее про­ти­вос­то­я­нии собствен­но­му упад­ку? Ког­да она ут­ра­ти­ла эл­ли­нис­ти­чес­кие тер­ри­то­рии и эл­ли­нис­ти­чес­кое нас­ле­дие.

Ког­да пос­ле уда­ров ара­бов Ви­зан­тии уда­лось воз­ро­дить­ся и вер­нуть се­бе Ближ­ний Вос­ток? Ког­да к влас­ти приш­ли предс­та­ви­те­ли клас­си­чес­ких зон эл­ли­нис­ти­чес­ко­го нас­ле­дия – сна­ча­ла Исав­рийс­кая, а по­том Ма­ке­до­нс­кая ди­нас­тии. Ког­да на­чал­ся но­вый упа­док? Во вре­ме­на сна­ча­ла Ком­ни­нов, а по­том Па­ле­о­ло­гов – то есть во вре­ме­на прав­ле­ния арис­ток­ра­тии цент­раль­ных гре­чес­ких зон.

Есть при оп­ре­де­лен­ном наст­рое мыс­ли из­ве­ст­ный соб­лазн объ­яс­нить то, что сох­ра­нял Конс­тан­ти­но­поль из сво­их ус­пе­хов, со­е­ди­не­ни­ем Римс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти и Хрис­ти­а­нс­кой церк­ви.

В ос­нов­ном этот соб­лазн опи­ра­ет­ся в луч­шем слу­чае на опыт Юс­ти­ни­а­на. Хо­тя то­же с оп­ре­де­лен­ны­ми воп­ро­са­ми. Но ве­ли­чие Юс­ти­ни­а­на тра­ти­лось уже его нас­лед­ни­ка­ми. Ког­да в 717–718 го­дах ара­бы в тре­тий раз оса­ди­ли Конс­тан­ти­но­поль, его спа­се­ние мож­но, ко­неч­но, при­пи­сать мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Но, ско­рее все­го, оно все-та­ки бы­ло свя­за­но с бол­га­рс­ки­ми войс­ка­ми, при­шед­ши­ми на по­мощь сво­е­му со­юз­ни­ку. В этот пе­ри­од во­об­ще имен­но сла­вя­не спа­са­ли им­пе­рию и да­ли ей нес­коль­ко лиш­них ве­ков жиз­ни.

В V–VI ве­ках Вос­точ­ная Римс­кая им­пе­рия выс­то­я­ла и ок­реп­ла не столь­ко за счет ис­то­вой ве­ры, сколь­ко за счет то­го, что имен­но на Вос­то­ке бы­ла сос­ре­до­то­че­на мас­са еще сво­бод­ных кресть­ян, став­ших ос­но­вой ар­мии Юс­ти­ни­а­на. Точ­но так же в VII–VIII ве­ках ра­нее пот­ре­пав­шие им­пе­рию сла­вя­не, прор­вав обо­ро­ни­тель­ные ру­бе­жи, за­се­ли­ли Бал­ка­ны и по­пол­ни­ли сво­бод­ное кресть­я­нс­кое на­се­ле­ние, а сле­до­ва­тель­но – ос­но­ву ее но­вой ар­мии.

Лев III Исавр и его пре­ем­ни­ки обес­пе­чи­ли бе­зо­пас­ность им­пе­рии. Но при этом всту­пи­ли с Цер­ковью в поч­ти сто­лет­ний конф­ликт, ког­да они по­ня­ли ее бес­по­лез­ность для де­ла за­щи­ты стра­ны. Ес­ли в тот мо­мент в Ви­зан­тии Пра­вос­лав­ная цер­ковь в чем-ли­бо и сыг­ра­ла роль, то, по­жа­луй, в том, что, с од­ной сто­ро­ны, ста­ла при­бе­жи­щем арис­ток­ра­ти­чес­кой оп­по­зи­ции силь­ной им­пе­ра­то­рс­кой влас­ти, а с дру­гой – сво­им не­по­ни­ма­ни­ем наст­ро­е­ний на­ро­да выз­ва­ла мас­со­вое дви­же­ние пав­ли­ки­ан, пот­ряс­шее вновь ос­но­вы го­су­да­р­ствен­нос­ти.

Пос­лед­ний слав­ный пе­ри­од расц­ве­та Ви­зан­тии – это Ма­ке­до­нс­кая ди­нас­тия (от се­ре­ди­ны IX ве­ка до се­ре­ди­ны XI ве­ка), то есть при­мер­но до рас­ко­ла За­пад­ной и Вос­точ­ной церк­вей. Но эта ле­бе­ди­ная пес­ня им­пе­рии ос­но­вы­ва­лась не на пре­о­до­ле­нии конф­лик­та меж­ду ико­но­бор­ца­ми и ико­но­по­чи­та­те­ля­ми, а ско­рее на ка­пи­ту­ля­ции Церк­ви пе­ред светс­кой властью.



Источник: devec.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (18 декабря 2012 09:58)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    26 основных понятий политического анализа.// "Полис", 1993, № 1.

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР (POLITICAL ACTOR) - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор) , как в театре, "играет роль" (actor - актер. - Прим. перев.). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государства. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (авторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

    Реальное значение. Чаще всего понятием "актор" обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения (behaviour) ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения (policy) определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об "индивидуальном акторе", подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.

    [*] Объяснение и самое введение термина в оборот на русском языке см. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика. - "Полис", 1991, №5, с. 152 и сл.

    http://www.politike.ru/dictionary/281/word/politicheskii-aktor

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map