Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Сергей Черняховский: Империя как запрос

Сергей Черняховский: Империя как запрос


17-12-2012, 11:22 | Политика / Статьи о политике | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (4 791)

 

Сергей Феликсович Черняховский – доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политических наук

 

Им­пе­рии не ис­че­за­ют

Чет­верть ве­ка на­зад, ког­да на­би­ра­ли си­лу про­цес­сы раз­де­ла СССР, од­ним из до­во­дов тех по­ли­ти­чес­ких сил, ко­то­рые по стран­но­му сте­че­нию обс­то­я­тельств при­ня­ли са­мо­наз­ва­ние «де­мок­ра­тов» и выс­ту­па­ли про­тив лю­бых по­пы­ток сох­ра­не­ния стра­ны, бы­ла стран­ная сен­тен­ция: «Все им­пе­рии рас­па­лись. Со­ве­тс­кий Со­юз – им­пе­рия. По­э­то­му он дол­жен рас­пасть­ся то­же». Яв­ля­ясь по фор­ме впол­не ло­гич­ным умо­зак­лю­че­ни­ем, эта сен­тен­ция, с од­ной сто­ро­ны, бы­ла отк­ро­вен­но лож­ной, с дру­гой – не­кор­ре­кт­ной.

Она бы­ла лож­ной, пос­коль­ку им­пе­рии на де­ле не ис­че­за­ют, за иск­лю­че­ни­ем от­дель­ных не­дол­гов­ре­мен­ных об­ра­зо­ва­ний, соз­дан­ных иск­лю­чи­тель­но сте­че­ни­ем конъ­ю­нк­тур­ных обс­то­я­тельств и субъ­ек­тив­ной во­ли.

Им­пе­рии как ис­то­ри­чес­кое об­ра­зо­ва­ние воз­ни­ка­ют не в си­лу же­ла­ния тех или иных по­ли­ти­чес­ких ак­то­ров, а по при­чи­не су­ще­ст­во­ва­ния в ге­о­по­ли­ти­чес­ком прост­ра­н­стве зон, для ко­то­рых фор­ма им­пе­рии – на­и­бо­лее оп­ти­маль­ная. Па­де­ние об­ра­зо­ван­ной на этом прост­ра­н­стве од­ной им­пе­рии яв­ля­ет­ся лишь про­ло­гом к об­ра­зо­ва­нию дру­гой – с ины­ми власт­ны­ми субъ­ек­та­ми и ины­ми не­су­щи­ми эт­но­са­ми, но с вы­пол­не­ни­ем преж­ней функ­ции: по­ли­ти­чес­ки объ­е­ди­нить эко­но­ми­чес­ки и ис­то­ри­чес­ки тя­го­те­ю­щую к един­ству мно­го­на­ци­о­наль­ную и по­ли­куль­тур­ную тер­ри­то­рию.

Сен­тен­ция бы­ла не­кор­ре­кт­ной в двух от­но­ше­ни­ях.

Во-пер­вых, пос­толь­ку-пос­коль­ку вов­се не все им­пе­рии рас­па­лись: Со­е­ди­нен­ные Шта­ты и тог­да, и се­год­ня пре­дель­но да­ле­ки от рас­па­да, хо­тя, по су­ти, то­же яв­ля­ют­ся им­пе­ри­ей. Для убе­ди­тель­нос­ти выд­ви­га­е­мой сен­тен­ции на­до бы­ло, как ми­ни­мум, дож­дать­ся их рас­па­да, а за­тем звать к раз­де­лу Рос­сийс­ко-Со­ве­тс­кой им­пе­рии.

Во-вто­рых, она бы­ла не­кор­ре­кт­ной точ­но так же, как не­кор­ре­кт­но ут­ве­рж­де­ние: «Все лю­ди смерт­ны. Мы – лю­ди. По­э­то­му сроч­но на­до по­ве­сить­ся». Все в ми­ре ко­неч­но, но это не ос­но­ва­ние стре­мить­ся ус­ко­рить этот ко­нец.

Прак­ти­чес­ки вся ев­ро­пейс­кая ис­то­рия Древ­не­го ми­ра – это борь­ба за им­пе­рс­кое объ­е­ди­не­ние двух соп­ри­ка­сав­ших­ся зон об­шир­но­го ближ­не­вос­точ­но­го прост­ра­н­ства вос­точ­нее Сре­ди­зем­но­го мо­ря и зо­ны, приб­реж­ной ему. Борь­ба, обус­лов­лен­ная со­е­ди­не­ни­ем двух фак­то­ров: по­ли­эт­ни­чес­ко­го ха­рак­те­ра на­се­ляв­ших это прост­ра­н­ство на­ро­дов и един­ства тор­го­вых пу­тей, важ­ней­шим из ко­то­рых бы­ло са­мо Сре­ди­зем­ное мо­ре.

В ка­кой-то мо­мент это при­ве­ло к об­ра­зо­ва­нию не­дол­го­веч­ной им­пе­рии Алек­са­нд­ра Ма­ке­до­нс­ко­го – не­дол­го­веч­ной по­то­му, что она выш­ла да­ле­ко на вос­ток за это прост­ра­н­ство. Рас­пад этой им­пе­рии был лишь про­ло­гом к на­ча­лу борь­бы за объ­е­ди­не­ние прост­ра­н­ства, тя­го­тев­ше­го к объ­е­ди­не­нию, что вы­ра­зи­лось сна­ча­ла в соз­да­нии Римс­кой им­пе­рии, а по­том – уже в Сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя – в борь­бе на прост­ра­н­стве ее куль­тур­но­го и эко­но­ми­чес­ко­го нас­ле­дия.

Вос­точ­ная часть Римс­кой им­пе­рии офор­ми­лась сна­ча­ла в Ви­зан­тийс­кую им­пе­рию, по­том – в Ос­ма­нс­кую им­пе­рию. Пос­лед­няя рас­па­лась лишь ме­нее ста лет на­зад. На мес­те ее воз­ник­ла зо­на пос­то­ян­ных конф­лик­тов и войн.

На тер­ри­то­рии За­пад­ной Римс­кой им­пе­рии на про­тя­же­нии всей ис­то­рии не прек­ра­ща­ют­ся по­пыт­ки соз­дать ее пре­ем­ни­цу. Сна­ча­ла на это пре­тен­до­ва­ла им­пе­рия Кар­ла Ве­ли­ко­го, за­тем – Свя­щен­ная Римс­кая им­пе­рия гер­ма­нс­кой на­ции, им­пе­рия На­по­ле­о­на, рейх Гит­ле­ра. Се­год­ня та же са­мая тен­ден­ция в пре­дель­но об­нов­лен­ных фор­мах пос­та­ви­ла воп­рос об «объ­е­ди­нен­ной Ев­ро­пе».

Что во­об­ще та­кое – им­пе­рия, ес­ли отв­лечь­ся от сте­ре­о­тип­но­го восп­ри­я­тия кон­ца 1980-х, гла­сив­ше­го, что «им­пе­рия – это что-то пло­хое»?

Это го­су­да­р­ствен­но-по­ли­ти­чес­кое уст­рой­ство, об­ла­да­ю­щее шестью ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми:

  • об­шир­ной тер­ри­то­ри­аль­ной ос­но­вой;
  • силь­но цент­ра­ли­зо­ван­ной властью;
  • стрем­ле­ни­ем элит к экс­пан­сии;
  • ас­си­мет­рич­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми гос­по­д­ства и под­чи­не­ния меж­ду цент­ром и пе­ри­фе­ри­ей;
  • на­ли­чи­ем об­ще­го по­ли­ти­чес­ко­го про­ек­та;
  • раз­но­род­ным эт­ни­чес­ким, куль­тур­ным и на­ци­о­наль­ным сос­та­вом.

 

 

Четверть века назад одним из доводов тех политических сил, которые приняли
самоназвание «демократов» и выступали против сохранения страны, была
странная сентенция: «Все империи распались. Советский Союз – империя.
Поэтому он должен распасться тоже».

Ис­сле­до­ва­тель фе­но­ме­на им­пе­рии Са­му­эль Эй­зе­нш­тадт пи­сал: «Ос­нов­ная ха­рак­те­рис­ти­ка, как вид­но из ла­ти­нс­ко­го сло­ва “им­пе­ри­ум”, сос­то­ит в на­ли­чии от­но­си­тель­но кон­це­нт­ри­ро­ван­ных влас­ти и пра­ви­тель­ства, рас­по­ло­жен­ных в от­но­си­тель­но силь­ном цент­ре, ко­то­рый расп­ро­ст­ра­ня­ет свою власть на ши­ро­кое тер­ри­то­ри­аль­ное ок­ру­же­ние».

При всем мно­го­об­ра­зии ви­дов им­пе­рий, предс­тав­лен­ных в ис­то­рии, мож­но вы­де­лить два ос­нов­ные ти­па – в за­ви­си­мос­ти от треть­ей из наз­ван­ных Эй­зе­нш­тад­том ха­рак­те­рис­тик: стрем­ле­ния элит к экс­пан­сии. Им­пе­рия-1 – это им­пе­рия, где экс­пан­сия но­сит ха­рак­тер стрем­ле­ния к за­во­е­ва­нию, име­ю­ще­му целью обес­пе­че­ние су­ще­ст­во­ва­ния мет­ро­по­лии за счет про­вин­ций. Им­пе­рия-2 – это им­пе­рия, где экс­пан­сия (в ее не ру­га­тель­ном, а со­дер­жа­тель­ном смыс­ле) но­сит ха­рак­тер ут­ве­рж­де­ния сво­е­го ми­роп­ро­ек­та. В сов­ре­мен­ном ми­ре во­об­ще нель­зя быть ве­ду­щей дер­жа­вой, не имея собствен­но­го ми­роп­ро­ек­та, не пред­ла­гая свой ва­ри­ант ви­де­ния ис­то­рии и по­ли­ти­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния.

Рос­сия всег­да су­ще­ст­во­ва­ла в пер­вую оче­редь как им­пе­рия вто­ро­го ро­да. Да­же са­мо оформ­ле­ние рус­ской на­ции яв­ля­лось не эт­ни­чес­кой са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ци­ей, а смыс­ло­вой. Сна­ча­ла в ос­но­ве ле­жа­ла пра­вос­лав­ная ре­ли­гия, выс­ту­пив­шая и смыс­ло­вым, и эко­но­ми­чес­ким объ­е­ди­ни­те­лем стра­ны: Цер­ковь име­ла хо­зяй­ства и мо­нас­ты­ри на всем прост­ра­н­стве рус­ских кня­жеств, бы­ла кров­но за­ин­те­ре­со­ва­на в их един­стве и сыг­ра­ла ве­ли­кую ис­то­ри­чес­кую роль в объ­е­ди­не­нии Рос­сии. На­чи­ная с XVI–XVIII ве­ков, с вы­хо­дом Рос­си за собствен­но сла­вя­нс­кие и ис­то­ри­чес­ки пра­вос­лав­ные пре­де­лы, на мес­то су­гу­бо пра­вос­лав­но­го про­ек­та при­шел про­ект им­пе­рии как «ми­ра ми­ров». Но и в это вре­мя ос­но­вой иден­ти­фи­ка­ции «рус­ские» был не эт­ни­чес­кий ком­по­нент (с эт­ни­чес­кой точ­ки зре­ния, «рус­ские» – это сво­е­об­раз­но ин­тег­ри­ро­ван­ные предс­та­ви­те­ли це­ло­го ря­да эт­но­сов), а ком­по­нент смыс­ло­вой. Ино­зе­мец, будь он хоть арап, при­няв пра­вос­ла­вие, ста­но­вил­ся рус­ским. Рус­ский, при­няв иную ве­ру, об­ра­щал­ся в «ба­сур­ма­ни­на». С ис­чер­па­ни­ем это­го про­ек­та к кон­цу XIX ве­ка роль смыс­ло­вой сет­ки, удер­жи­вав­шей ис­то­ри­чес­кое прост­ра­н­ство стра­ны, пе­реш­ла к ком­му­нис­ти­чес­кой иде­о­ло­гии. Кри­зис пос­лед­ней обер­нул­ся рас­па­дом стра­ны.

При этом ред­ко вспо­ми­на­ет­ся, что к раз­де­лу Со­ю­за при­ве­ли не столь­ко «на­ци­о­наль­ные дви­же­ния на ок­ра­и­нах», ко­то­рые во мно­гом бы­ли спро­во­ци­ро­ва­ны борь­бой в цент­раль­ной эли­те, и не прес­ло­ву­тые «кос­мо­по­ли­ты», а впол­не «пат­ри­о­тич­ные» фрак­ции эли­ты, сна­ча­ла от­рек­ши­е­ся от сю­зе­ре­ни­те­та над вос­точ­но­ев­ро­пейс­ки­ми со­юз­ни­ка­ми, а за­тем – и от со­юз­ных рес­пуб­лик. Все это де­ла­лось имен­но под идею «рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства». Пред­по­ла­га­лось, что в та­ком го­су­да­р­стве ос­таль­ные рес­пуб­ли­ки из фор­маль­но рав­ноп­рав­ных чле­нов фе­де­ра­ции прев­ра­тят­ся в не­о­ко­ло­нии, пе­ред ко­то­ры­ми Рос­сия не не­сет от­ве­т­ствен­нос­ти, но ко­то­рые бу­дут пос­тав­лять ей де­ше­вую ра­бо­чую си­лу. На де­ле это обер­ну­лось не об­ра­зо­ва­ни­ем са­тел­ли­тов но­во­го ти­па, «жад­ною тол­пой» сто­я­щих у под­но­жия «пат­ри­о­ти­чес­ко­го рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го» тро­на, а стрем­ле­ни­ем пос­лед­них са­мос­то­я­тель­но про­бить­ся под пок­ро­ви­тель­ство дру­гих ми­ро­вых цент­ров си­лы. Хо­тя бы по­то­му, что «про­дать­ся» пос­лед­ним бы­ло вы­год­нее, не­же­ли сла­бой и де­зор­га­ни­зо­ван­ной Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции.

Раз­дел Со­ве­тс­кой им­пе­рии при­вел не к тор­же­ст­ву «рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го на­ча­ла», а к его не­ви­дан­но­му уни­же­нию – как в си­лу то­го, что на «са­мо­оп­ре­де­лив­ших­ся» тер­ри­то­ри­ях ос­та­лись де­сят­ки мил­ли­о­нов рус­ских, так и по­то­му, что са­ма Рос­сия толь­ко про­иг­ра­ла от по­те­ри сво­их ре­аль­но ис­то­ри­чес­ких тер­ри­то­рий.

Мож­но сколь­ко угод­но иро­ни­зи­ро­вать над действи­тель­но не впол­не кор­ре­кт­ным по­ня­ти­ем «но­вая ис­то­ри­чес­кая общ­ность – мно­го­на­ци­о­наль­ный со­ве­тс­кий на­род». Но при всей не­точ­нос­ти это­го эв­фе­миз­ма позд­ней со­ве­тс­кой иде­о­ло­гии в нем бы­ла схва­че­на не­кая ре­аль­ность: об­ра­зо­ва­ние но­вой на­ции, со­ве­тс­кой на­ции. Не в смыс­ле на­ции сто­рон­ни­ков со­ве­тс­кой влас­ти, а в смыс­ле на­ции, иден­ти­фи­ци­ру­ю­щей се­бя с прост­ра­н­ством СССР. На­ции, име­ю­щей об­щую ис­то­рию, об­щее го­су­да­р­ство, пре­и­му­ще­ст­вен­но го­во­ря­щей на рус­ском со­ве­тс­ком язы­ке (со­ве­тс­ком – в том смыс­ле, что это был уже во мно­гом но­вый язык по срав­не­нию с рус­ским язы­ком XIX ве­ка), име­ю­щей об­щее эко­но­ми­чес­кое прост­ра­н­ство.

Ос­тав­ша­я­ся пос­ле раз­де­ла «боль­шой им­пе­рии» Рос­сийс­кая Фе­де­ра­ция, ко­неч­но, ста­ла не на­ци­о­наль­ным го­су­да­р­ством, а «ма­лой им­пе­ри­ей», ко­то­рую Пу­тин точ­но оп­ре­де­лил как «сох­ра­нен­ное яд­ро тер­ри­то­рии Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за».

 

Православная религия выступила и смысловым, и экономическим объединителем
страны: Церковь имела хозяйства и монастыри на всем пространстве русских
княжеств, была кровно заинтересована в их единстве и сыграла великую
историческую роль в объединении России.

В раз­го­во­ре о на­ци­о­наль­ном го­су­да­р­стве все вре­мя упус­ка­ет­ся из ви­да и то, что на­ции раз­нят­ся по сво­е­му ге­не­зи­су и де­лят­ся на мо­но­эт­ни­чес­кие, как фран­цу­зы, нем­цы и т.д., и по­ли­эт­ни­чес­кие, как аме­ри­кан­цы и собствен­но рус­ские. Ут­ве­рж­де­ние, что по дан­ным пос­лед­ней пе­ре­пи­си в ка­че­ст­ве рус­ских се­бя за­я­ви­ли бо­лее 80 про­цен­тов на­се­ле­ния РФ, за­ве­до­мо иг­но­ри­ру­ет два фак­та.

Во-пер­вых, что в хо­де са­мой пе­ре­пи­си шло оп­ре­де­лен­ное под­тал­ки­ва­ние ко­леб­лю­щих­ся предс­та­ви­те­лей раз­ных на­ций к то­му, что­бы они да­ли сог­ла­сие за­пи­сать се­бя как рус­ских.

Во-вто­рых, что зна­чи­тель­ная часть предс­та­ви­те­лей сме­шан­ных эт­но­сов за­яв­ля­ла о се­бе как о рус­ских, зат­руд­ня­ясь от­дать пред­поч­те­ние в вы­бо­ре меж­ду нес­коль­ки­ми на­ци­о­наль­нос­тя­ми сво­е­го стар­ше­го по­ко­ле­ния. То есть их са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ция как рус­ских оз­на­ча­ла на са­мом де­ле рос­сийс­ких. То есть нас­лед­ни­ков той но­вой на­ции, ко­то­рая об­ра­зо­вы­ва­лась в СССР. В том же смыс­ле, в ка­ком за гра­ни­цей во вре­ме­на Со­ю­за как рус­ско­го оп­ре­де­ля­ли и гру­зи­на, и турк­ме­на. Или как в ны­неш­нем Из­ра­и­ле, где ев­рея из лю­бой рес­пуб­ли­ки СССР по-преж­не­му счи­та­ют рус­ским.

Рус­ский на­род всег­да был не на­ци­ей, а им­пе­рс­ким ги­пе­рэт­но­сом, на­ро­дом, ко­то­рый скреп­лял им­пе­рию, был но­си­те­лем им­пе­рс­кос­ти как не­кой идеи «един­ства на­ро­дов в отк­ры­той ис­ти­не». Ли­шить его это­го им­пе­рс­ко­го на­ча­ла – зна­чит ли­шить стро­я­щей его са­мо­соз­на­ние пре­тен­зии на по­иск «выс­шей ис­ти­ны» и об­ла­да­ние ей.

Во­об­ще что зна­чит – пе­ре­де­лать им­пе­рию в на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство? Это мо­жет под­ра­зу­ме­вать ин­тег­ра­цию всех на­ро­дов им­пе­рии в еди­ную со­юз­ную им­пе­рс­кую на­цию по то­му об­раз­цу, по ко­то­ро­му об­ра­зо­вы­ва­лась со­юз­ная со­ве­тс­кая на­ция. Это имен­но путь рос­сийс­кос­ти как ин­тег­ри­ру­ю­ще­го на­ча­ла. Од­на­ко та­кой путь зат­руд­нен как тем, что для не­го тре­бу­ет­ся вос­со­е­ди­не­ние в еди­ном го­су­да­р­стве ны­не раз­де­лен­ных на­ро­дов СССР, так и тем, что для не­го тре­бу­ет­ся смыс­ло­вое объ­е­ди­ня­ю­щее на­ча­ло, «над­на­ци­о­наль­ная идея», ко­то­рой се­год­ня Рос­сия ли­ше­на. То есть собствен­ный ми­роп­ро­ект, ко­то­рый она мог­ла бы предъ­я­вить ми­ру, как предъ­яв­ля­ют его ос­таль­ные ве­ду­щие стра­ны.

Ес­ли не при­ни­мать этот путь, то для соз­да­ния на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства ос­та­ют­ся еще два.

Пер­вый, по ко­то­ро­му пош­ли тур­ки, выс­во­бож­да­ясь от нас­ле­дия Ос­ма­нс­кой им­пе­рии: каж­до­му, кто не был го­тов приз­нать се­бя тур­ком, они прос­то пе­ре­ре­за­ли гор­ло, как это бы­ло с ар­мя­на­ми, кур­да­ми и мно­ги­ми дру­ги­ми. Тур­ция, ко­неч­но, поч­ти сос­то­я­лась как на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство, но она, с од­ной сто­ро­ны, до сих пор не мо­жет ре­шить курдскую проб­ле­му, с дру­гой – сох­ра­ни­ла лишь нич­тож­ную часть тер­ри­то­рии Ос­ма­нс­кой им­пе­рии.

Вто­рой, про­па­ган­ди­ру­е­мый рус­ски­ми «умень­ши­тель­ны­ми на­ци­о­на­лис­та­ми», – вы­де­лить из РФ «ис­то­ри­чес­ки рус­ские зем­ли», об­ра­зо­вать не­кую «Рес­пуб­ли­ку Русь» и вслед за не­за­ви­си­мостью от рес­пуб­лик Со­ю­за про­во­зг­ла­сить не­за­ви­си­мость от Кав­ка­за, По­волжья, а в ко­неч­ном сче­те – и от Си­би­ри.

При­мер Фран­ции или Гер­ма­нии с их ог­ром­ны­ми ино­эт­ни­чес­ки­ми мень­ши­н­ства­ми здесь аб­со­лют­но не ра­бо­та­ет, пос­коль­ку эти стра­ны сна­ча­ла об­ра­зо­ва­лись как на­ци­о­наль­ные мо­но­эт­ни­чес­кие го­су­да­р­ства, а по­том уже до­пус­ти­ли в сос­тав свих граж­дан предс­та­ви­те­лей дру­гих на­ро­дов. И, кста­ти, се­год­ня не впол­не по­ни­ма­ют, что с этим де­лать. Нель­зя про­во­зг­ла­сить го­су­да­р­ство од­но­го на­ро­да, а по­том ав­то­ма­ти­чес­ки дать в нем рав­ные пра­ва предс­та­ви­те­лям дру­гих на­ро­дов – ни­ка­ко­го ре­аль­но­го рав­ноп­ра­вия не по­лу­чит­ся.

Идея же: «Хо­чешь звать­ся та­та­ри­ном и жить в Ка­за­ни – по­жа­луйс­та, хо­чешь звать­ся рус­ским и жить в Моск­ве – по­жа­луйс­та», – на де­ле обер­нет­ся в Моск­ве ло­зун­гом «Че­мо­дан – вок­зал – Ка­зань», а в Ка­за­ни со­от­ве­т­ствен­но – «Че­мо­дан – вок­зал – Моск­ва». А за­тем, как ми­ни­мум, от­де­ле­ни­ем Та­та­рс­та­на от Рос­сии.

Это – как ми­ни­мум. По­то­му что для, ска­жем, тюркских на­ро­дов быст­ро вста­нет воп­рос не толь­ко о том, за­чем тюр­кам жить в рус­ском на­ци­о­наль­ном го­су­да­р­стве, но и о том, по­че­му бы им не жить в эт­ни­чес­ки еди­ном Ту­ра­не, ох­ва­ты­ва­ю­щем и Тур­цию, и Кав­каз, и По­волжье.

Да и во­об­ще труд­но при­ду­мать бо­лее из­де­ва­тельс­кий па­ра­докс, не­же­ли при­зыв к соз­да­нию на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства ис­то­ри­чес­ких им­пер­цев. В луч­шем слу­чае – это неч­то вро­де су­ще­ст­ву­ю­ще­го ны­не го­су­да­р­ства Маль­тийс­ко­го ор­де­на. Го­су­да­р­ства, не име­ю­ще­го собствен­ной тер­ри­то­рии. В худ­шем – по­до­бие Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии на­ка­ну­не ос­ма­нс­ко­го за­во­е­ва­ния, ког­да она прак­ти­чес­ки ог­ра­ни­чи­ва­лась ок­ре­ст­нос­тя­ми Конс­тан­ти­но­по­ля.

 


Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» режиссёра Александра Митты. 1976

Начиная с XVI–XVIII веков, с выходом России за собственно славянские и исторически
православные пределы, на место сугубо православного проекта пришел проект
империи как «мира миров». Иноземец, будь он хоть арап, приняв православие,
становился русским.

И здесь мы по­лу­ча­ем ре­а­ли­за­цию то­го, о чем речь шла нес­коль­ко вы­ше: им­пе­рии не ис­че­за­ют, на том мес­те, где рань­ше бы­ла од­на им­пе­рия, всег­да воз­ни­ка­ет дру­гая им­пе­рия. И те, ко­то­рые хо­тят из­ба­вить Рос­сию от «им­пе­рс­ко­го бре­ме­ни», на де­ле по­лу­чат не «рус­ское на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство», а, к при­ме­ру, Ве­ли­кую ту­ра­нс­кую им­пе­рию. Аль­тер­на­ти­ва Чет­вер­то­му Ри­му – не «Рес­пуб­ли­ка Русь», а Вто­рая Ор­да, в ко­то­рой уже рус­ским при­дет­ся про­сить для се­бя рав­ноп­ра­вия. И ли­бо они, в луч­шем слу­чае, ста­нут млад­шим бра­том в но­вой им­пе­рии, ли­бо им во­об­ще не най­дет­ся в ней мес­та, как не наш­лось его для рус­ско­го на­се­ле­ния в не­за­ви­си­мой Ич­ке­рии. Это не уст­ра­ша­ю­щие фан­та­зии, а ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щие пла­ны оп­ре­де­лен­ных субъ­е­кт­ных групп ми­ро­вой по­ли­ти­ки.

То есть пер­вый ос­нов­ной стра­те­ги­чес­кий ре­зуль­тат, ко­то­рый бу­дет дос­тиг­нут в ито­ге ре­а­ли­за­ции пла­нов ав­то­ров «рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства», – это пе­ре­ус­туп­ка рус­ски­ми прост­ра­н­ства сво­ей им­пе­рии ино­му по­ли­ти­чес­ко­му субъ­ек­ту и пов­то­ре­ние судь­бы ви­зан­тий­цев в Ос­ма­нс­кой им­пе­рии.

Вто­рой (а, мо­жет быть, и пер­вый) ос­нов­ной стра­те­ги­чес­кий ре­зуль­тат – это не толь­ко ли­ше­ние рус­ско­го на­ро­да его ис­то­ри­чес­кой субъ­е­кт­нос­ти, вы­ра­жа­ю­щей­ся в осо­бом ха­рак­те­ре об­ра­зо­вав­ше­го его мес­си­а­н­ства, но и окон­ча­тель­ный от­каз от пре­тен­зии на об­ла­да­ние собствен­ным ис­то­ри­чес­ким ци­ви­ли­за­ци­он­ным про­ек­том – пре­тен­зии, ко­то­рая иден­ти­фи­ци­ро­ва­ла его на про­тя­же­нии нес­коль­ких сто­ле­тий.

Так по­лу­чи­лось, что рус­ская на­ци­о­наль­ная са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ция, в от­ли­чие от за­пад­но­ев­ро­пейс­кой, име­ла не эт­ни­чес­кий, а смыс­ло­вой ха­рак­тер. И от­каз от им­пе­рс­кой (не в смыс­ле за­во­е­ва­тель­ной, а в смыс­ле про­е­кт­но-смыс­ло­вой) ор­га­ни­за­ции в поль­зу «рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства» – это в ка­ком-то смыс­ле от­каз от са­мой сущ­нос­ти рус­ской са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ции, от са­мой ис­то­ри­чес­кой ро­ли рус­ских.

По­гу­бив­шие Рим

Ког­да се­год­ня на­ци­о­на­лис­ты и им­пер­цы про­ти­во­пос­тав­ля­ют друг дру­гу собствен­ные иде­а­лы го­су­да­р­ствен­ной ор­га­ни­за­ции, они, по­жа­луй, лишь ин­ту­и­тив­но ощу­ща­ют всю глу­би­ну их вза­им­ной пра­во­ты. Не в сво­ем по­ло­жи­тель­ном или от­ри­ца­тель­ном от­но­ше­нии к та­ким ис­то­ри­чес­ким ти­пам го­су­да­р­ствен­ных сис­тем, как на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство или им­пе­рия, а в по­ни­ма­нии то­го, что, за не­ки­ми иск­лю­че­ни­я­ми, уж ли­бо од­но, ли­бо дру­гое.

Тех, ко­то­рые этот те­зис ос­па­ри­ва­ют, мож­но по­нять. Они на­де­ют­ся, объ­я­вив, что эти два ти­па друг дру­гу не про­ти­во­ре­чат, снять спор меж­ду, как им ка­жет­ся, родствен­ны­ми про­ек­та­ми.

Мож­но, ко­неч­но, че­рез те или иные ло­ги­чес­кие пе­ре­хо­ды по­ка­зать, что на­ци­о­наль­ное го­су­да­р­ство и им­пе­рия име­ют неч­то об­щее. И по­то­му объ­я­вить их раз­ли­чия не­су­ще­ст­вен­ны­ми и не­су­ще­ст­ву­ю­щи­ми. Поч­ти как на том ос­но­ва­нии, что в Со­ве­тс­ком Со­ю­зе и гит­ле­ро­вс­кой Гер­ма­нии име­лось по од­ной пар­тии, од­но­му вож­дю и од­ной иде­о­ло­гии, объ­я­вить их родствен­ным яв­ле­ни­ем, объ­е­ди­ня­е­мым пуб­ли­цис­ти­чес­кой и бес­со­дер­жа­тель­ной ка­те­го­ри­ей «то­та­ли­та­ризм».

Срав­не­ние на­ци­о­наль­но­го го­су­да­р­ства и им­пе­рии – ин­те­рес­ная те­ма, но те­ма все же от­дель­ная, и хо­те­лось бы в дан­ном слу­чае, не уг­луб­ля­ясь в нее, ог­ра­ни­чит­ся дву­мя за­ме­ча­ни­я­ми.

Во-пер­вых, са­ми по се­бе – это лишь сло­ва. Сло­ва, ис­поль­зу­е­мые для раз­ли­че­ния двух ти­пов го­су­да­р­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний. Од­но­го – от­но­си­тель­но бо­лее од­но­род­но­го в на­ци­о­наль­ном пла­не, дру­го­го – зна­чи­тель­но бо­лее раз­но­род­но­го. Тут мно­го раз­ных ню­ан­сов, ка­са­ю­щих­ся и то­го, как мы по­ни­ма­ем са­му на­цию. От­дель­ная те­ма – са­ми ос­но­ва­ния иден­ти­фи­ка­ции на­ции. А это уже неч­то иное, ка­са­ю­ще­еся при­о­ри­те­та язы­ко­во­го или смыс­ло­во­го на­ча­ла (за­пад­но­ев­ро­пейс­кие или рус­ская на­ции), ти­па эт­нич­нос­ти и т.д. Но как же это­го не по­ни­мать: в за­ви­си­мос­ти от то­го, «мно­го» та­ких об­ра­зо­ва­ний бу­дет в го­су­да­р­стве или «од­но», мы бу­дем иметь два очень раз­ных яв­ле­ния.

Во-вто­рых, мно­гое за­ви­сит от то­го, име­ем мы де­ло с им­пе­ри­ей-1 или с им­пе­ри­ей-2. В од­ном слу­чае речь идет о го­су­да­р­стве со слож­ным сос­та­вом на­се­ле­ния, объ­е­ди­нен­но­го си­лой ору­жия для обес­пе­че­ния проц­ве­та­ния «глав­но­го на­ро­да». В дру­гом – о столь же слож­ном об­ра­зо­ва­нии, объ­е­ди­нен­ном про­ек­том, то есть об­щим при­ни­ма­е­мым ви­де­ни­ем ми­ро­у­ст­рой­ства.

 

К разделу Союза привели не столько «национальные движения на окраинах»
и не пресловутые «космополиты», а вполне «патриотичные» фракции элиты,
сначала отрекшиеся от сюзеренитета над восточноевропейскими союзниками,
а затем – и от союзных республик.

Не толь­ко об­ра­зо­ва­ние, но и рас­пад этих раз­ных ти­пов про­ис­хо­дит по-раз­но­му, име­ет раз­ные перс­пек­ти­вы и пре­доп­ре­де­ля­ет раз­ную судь­бу ра­зо­шед­ших­ся на­ро­дов. Кста­ти, в пер­вом слу­чае рас­пад мо­жет быть и от­но­си­тель­но без­бо­лез­нен­ным. Во вто­ром же он рис­ку­ет ока­зать­ся ка­та­ст­ро­фой не толь­ко са­мо­го про­ек­та, но и при­ни­мав­ших его на­ро­дов. При­чем в пер­вую оче­редь то­го на­ро­да, ко­то­рый выс­ту­пал им­пе­рс­ко­об­ра­зу­ю­щим.

Об­ра­тим­ся те­перь к по­гу­бив­шим Рим.

По­нят­но, что об­щеп­ри­ня­тых трак­то­вок дос­та­точ­но: Рим по­гу­би­ло его собствен­ное раз­ло­же­ние, Рим по­гу­би­ли вар­ва­ры, Рим по­гу­би­ло хрис­ти­а­н­ство. Все эти трак­тов­ки в чем-то так или ина­че вер­ны, а в чем-то не­дос­та­точ­ны.

Но есть и еще один ас­пект, не­пос­ре­д­ствен­но при­мы­ка­ю­щий к спо­рам меж­ду на­ци­о­на­лис­та­ми и им­пер­ца­ми.

Он зак­лю­ча­ет­ся в том, что Рим по­гу­би­ли те, ко­то­рые его соз­да­ли – рим­ля­не и ита­лий­цы. То есть «ос­нов­ной на­род» Римс­кой им­пе­рии. Мож­но бы­ло бы ска­зать «ти­туль­ная на­ция», ес­ли бы все-та­ки на­уч­ный под­ход не ис­хо­дил из то­го, что на­ции воз­ни­ка­ют лишь со скла­ды­ва­ни­ем на­ци­о­наль­ных рын­ков, то есть в эпо­ху за­рож­де­ния и раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма. А в рас­смат­ри­ва­е­мое вре­мя их все же еще не бы­ло – бы­ли лишь эт­но­сы и на­род­нос­ти. Ус­лов­но – на­ро­ды.

Соз­дан­ный сна­ча­ла рим­ля­на­ми, а за­тем дру­ги­ми ита­лий­ца­ми (на­се­ле­ни­ем бу­ду­щей Ита­лии), Рим как им­пе­рия уже, как ми­ни­мум, с кон­ца пер­во­го ве­ка на­шей эры во мно­гом обес­пе­чи­вал свои во­ен­ные и го­су­да­р­ствен­ные нуж­ды (в пла­не ра­бо­чей си­лы это, по­нят­но, бы­ло и рань­ше) за счет не столь­ко ита­лий­цев, сколь­ко на­ро­дов про­вин­ций. Им­пе­ра­то­ры, при­во­ди­мые к влас­ти ле­ги­о­на­ми на пе­ри­фе­рии, уже не всег­да име­ли собствен­но римс­кое про­ис­хож­де­ние.

К пя­то­му ве­ку бо­лее или ме­нее сох­ра­няв­шие энер­ге­ти­ку на­ро­ды ока­за­лись в Вос­точ­ной им­пе­рии. Во­ен­ную си­лу За­пад­ной им­пе­рии сос­тав­ля­ли ли­бо вар­ва­ры-на­ем­ни­ки, ли­бо вар­ва­ры-со­юз­ни­ки. Все ос­тав­ши­е­ся де­ся­ти­ле­тия до па­де­ния Римс­кой им­пе­рии ее ис­то­рия – в ос­нов­ном борь­ба меж­ду со­бой вар­ва­рс­ких во­е­на­чаль­ни­ков. Са­мо па­де­ние Ри­ма в 476 го­ду – это по­пыт­ка вар­ва­ров спас­ти им­пе­рию, объ­е­ди­нив ее под од­ним ски­пет­ром Конс­тан­ти­но­по­ля. Им­пе­ра­то­ры долж­ным об­ра­зом не оце­ни­ли ус­лу­гу Одо­ак­ра и в ито­ге пе­ре­да­ли ко­ро­ле­вс­кий прес­тол в Ра­вен­не Те­о­до­ри­ху.

И вот тут на­ча­лось то, что мож­но в из­ве­ст­ном смыс­ле счи­тать мно­го­ве­ко­вой борь­бой за вос­ста­нов­ле­ние Римс­кой им­пе­рии – борь­бой, в ко­то­рой при­няв­шие римс­кую им­пе­рс­кую – на тот мо­мент хрис­ти­а­нс­кую – идею вар­ва­рс­кие не­и­та­лийс­кие на­ро­ды пы­та­лись им­пе­рию воз­ро­дить, а ита­лий­цы и рим­ля­не в ос­нов­ном за­ни­ма­лись тем, что им ме­ша­ли.

Сна­ча­ла это еще не при­ни­ма­ло от­чет­ли­вых очер­та­ний.

Го­ты Те­о­до­ри­ха да­ли Ри­му пе­ре­дыш­ку. Они во­об­ще во мно­гом ви­де­ли се­бя «стра­жа­ми им­пе­рии» и обе­ре­га­ли спо­кой­ное су­ще­ст­во­ва­ние ее ос­тат­ков, их хо­зяй­ство и куль­ту­ру. Сло­жись все нем­но­го по-дру­го­му – кто зна­ет, мо­жет быть, Ита­лия не приш­ла бы в упа­док, а За­пад­ная Римс­кая им­пе­рия про­су­ще­ст­во­ва­ла бы не мень­ше Вос­точ­ной.

Но на бе­ду Ри­ма и Ита­лии, на­чав­шей при­под­ни­мать­ся на за­ре шес­то­го ве­ка, пре­тен­ден­тов на роль спа­си­те­лей Ри­ма ока­за­лось двое. Хрис­ти­а­нс­кие пра­вос­лав­ные ар­мии Юс­ти­ни­а­на и хрис­ти­а­нс­кие же ари­а­нс­кие ар­мии го­тов го­ня­лись друг за дру­гом по Ита­лии, во имя воз­рож­де­ния ко­то­рой они вы­тап­ты­ва­ли ее по­ля и до­би­ва­ли ее куль­ту­ру.

Роль са­мих ита­лий­цев в этом де­ле во­об­ще ока­за­лась ми­ни­маль­ной, и они ис­пу­ган­но ша­ра­ха­лись от од­но­го спа­си­те­ля к дру­го­му.

Го­ты ус­ту­пи­ли, Юс­ти­ни­ан поч­ти вос­ста­но­вил им­пе­рию, но ско­ро Конс­тан­ти­но­по­лю ока­за­лось не до Ри­ма. И Ита­лия вновь пе­ре­ме­ни­ла хо­зя­и­на, дос­тав­шись лан­го­бар­дам. Древ­нюю стра­ну опять при­нял в свои объ­я­тия но­вый мо­ло­дой на­род, ока­зав­ший­ся не очень ам­би­ци­оз­ным и не пы­тав­ший­ся прев­ра­тить свое гос­по­д­ство в ци­ви­ли­за­ци­он­ное спа­се­ние. Не­ко­то­рое вре­мя Ита­лия от­ды­ха­ла от им­пе­рс­кой судь­бы. Ров­но до тех пор, по­ка ее ре­ли­ги­оз­ное и куль­тур­ное вли­я­ние не зажг­ло сво­им ог­нем дру­гие на­ро­ды, по­тя­нув­ши­е­ся к ци­ви­ли­за­ции. И с се­ре­ди­ны вось­мо­го ве­ка борь­ба за воз­рож­де­ние им­пе­рии ин­тен­си­фи­ци­ро­ва­лась и ста­ла пер­ма­не­нт­ной.

 

Назад Вперед


Источник: devec.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (18 декабря 2012 09:58)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    26 основных понятий политического анализа.// "Полис", 1993, № 1.

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР (POLITICAL ACTOR) - лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор) , как в театре, "играет роль" (actor - актер. - Прим. перев.). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государства. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (авторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

    Реальное значение. Чаще всего понятием "актор" обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения (behaviour) ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения (policy) определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об "индивидуальном акторе", подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.

    [*] Объяснение и самое введение термина в оборот на русском языке см. Коваль Б.И., Ильин М.В. Власть versus политика. - "Полис", 1991, №5, с. 152 и сл.

    http://www.politike.ru/dictionary/281/word/politicheskii-aktor

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map