Под катом текст и картинки на такие темы:
- плато Тигре и приход на него чужеземцев из Южной Аравии
- что хорошего пришельцы аборигенам принесли
- Йеха – храм в естественной крепости, у подножия Спящего Льва
- как царица Савская к Соломону отправлялась
- как Соломон гостью охмурил
- приключения сынишки-воришки: похищение Ковчега Завета
Притягательность плато Тигре
Прежде, чем поговорить об обещанной царице Савской, вспомним о царстве, которым она, якобы, некоторое время управляла. И о роли в становлении прародителя нынешней Эфиопии, царства Аксумского, сыгранной выходцами из этого царства – сабейцами.
Которые, - по одной из гипотез - пришли с Аравийского полуострова на земли, где сейчас находится северная часть Эфиопии с Аксумом, примерно в IX – VIIIвеках до нашей эры.
Центральную часть Северной Эфиопии занимает плато Тигре — четко очерченная природная область с почти субтропическим климатом, хорошо орошаемая муссонами. С севера, северо-запада и востока она окружена полупустынями, с юго-запада ограничена горными лесами и бушем так называемой охотничьей зоны, с юга - высокими горами Сэмен, Амхара-Сэйнт и Ласта. Посреди плато возвышаются амба — "столовые" горы с отвесными склонами и плоскими вершинами, служившие естественными крепостями.
Вместе с известной изолированностью, способствовавшей защите от иноземных завоевателей, плато Тигре имело и преимущество географической близости к тогдашним мировым центрам цивилизации и источникам сельскохозяйственной продукции и природных ресурсов.
В районе Аркико — Зула лишь узкая полоса прибрежной полупустыни отделяет плато Тигре от Красного моря. В нескольких днях пути под парусами отсюда находились два важнейших перекрестка древних торговых путей: пролив Баб-эль-Мандеб на юге и Синайско-Суэцкий перешеек на севере.
Долины рек Атбара (Такказе) и Гаш соединяли плато Тигре с плодородной долиной Нила и высокими цивилизациями Нубии и Египта. За узким Красным морем лежали плодородные нагорья, долины и оазисы Аравии с ее богатыми древними городами. За горами, ограничивавшими плато Тигре с юга, простирались еще более плодородные и обширные плоскогорья Центральной, Южной и Восточной Эфиопии.
К северу и юго-западу от плато Тигре (в Нубийской пустыне и Уоллеге) находились богатые месторождения золота, а также платины, серебра и драгоценных камней, на берегах Красного моря — заросли кораллов, места добычи жемчуга и ловли черепах, к юго-востоку, в области Африканского Рога, — ладоносные леса, в глубине материка — месторождения обсидиана, сурьмы, места охоты на слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, леопардов и другую ценную дичь.
Эфиопское нагорье представляло собой обширное поле для торговой и культурной экспансии и сельскохозяйственной колонизации. В культурном отношении в 4-м—середине 1-го тысячелетия плато Тигре вместе с Нубийской пустыней составляло северную часть кушитского мира, простиравшегося на юг до нынешней Танзании.
В целом общественный строй кушитов Эфиопии того времени, по-видимому, мало отличался от общественного строя кушитских племен Судана и Африканского Рога, который описывали древнегреческие географы.
В окружающих плато Тигре полупустынях и горных лесах сосуществовали хозяйственно-культурные типы полукочевых скотоводов, разводивших коров и овец и занимавшихся отчасти также экстенсивным мотыжным земледелием, собирательством и охотой, рыболовов-собирателей морского побережья, бродячих охотников-собирателей и др. Однако основным на плато был хозяйственно-культурный тип сравнительно интенсивных земледельцев тропической зоны, выращивавших пшеницу, ячмень, тефф (местный культурный злак, из которого и сейчас пекут инжеру) и, по мнению американского ученого Ф. Саймунза, применявших искусственное орошение и, может быть, также пахоту на быках.
В пользу этого предположения говорят данные этнографии и исторической лингвистики. Ф. Саймунз обнаружил в кушитских языках Эфиопии два слова для обозначения пахотного орудия: одно из них семитского происхождения, другое же ("марэша") —древнеегипетского. Этому соответствуют и типы пахотных орудий, из которых один (с лопатообразным лемехом и воронкой для сева) ведет свое происхождение из Месопотамии, а другой — из Египта.
Египетский плуг мог быть заимствован древними кушитами из долины Нила накануне переселения в Эфиопию семитов с Аравийского полуострова, аравийско-месопотамский же был, очевидно, принесен последними. Однако по отношению к цивилизациям долины Нила и Аравии кушитская Северная Эфиопия была отсталой окраиной. К середине 1-го тысячелетия плато Тигре оказалось хотя и на дальней периферии тогдашнего цивилизованного мира, но в то же время между цивилизациями Мероэ и Сабы и поясом древних культур Востока и кушитской "глубинкой".
Сабейцы в Эфиопии/Абиссинии
Тогда-то на плато Тигре и переселяются выходцы из Южной Аравии. Здесь они нашли природные условия, близкие к ландшафту Асира и Йемена, и благоприятные возможности для посреднической торговли между своей аравийской родиной с одной стороны, и долиной Нила и кушитскими племенами — с другой.
Судя по топонимике, переселенцы происходили из различных областей Южной Аравии. Но господствующее положение заняли выходцы из царства Саба, которому принадлежала гегемония и на юго-западе Аравии. В своей массе колонисты вряд ли существенно отличались от аборигенов по характеру трудовой деятельности. И те и другие занимались земледелием в сочетании со скотоводством, выращивая в основном одни и те же злаки и разводя одних и тех же животных (коров, овец, коз и ослов).
Но в древней Аравии методы водосбора и искусственного орошения были более совершенны, чем у кушитов Эфиопии, и, возможно, пахотное орудие (примитивный плуг) впервые появилось в Эфиопии вместе с семитскими переселенцами. Долго работавший в Эфиопии французский археолог Ф. Анфрей, крупнейший знаток эфиопско-сабейской культуры предаксумского периода, считает, что южно-аравийские колонии были "первыми настоящими земледельческими поселениями" в Эфиопии[58].
Древние жители Южной Аравии шире, чем кушиты, применяли одежды из тканей и были знакомы с бронзовым литьем, строительством из тесаного камня (методом сухой кладки, без применения цементирующего раствора), а также, вероятно, лучше, чем древние кушиты, умели использовать молоко и зерно; из молока приготовляли не только простоквашу, но и "масло и творог, из зерна- не только каши и пиво, но и муку, из которой пекли лепешки и пр.
Но главное — они принесли из Аравии на плато Тигре более развитую систему культуры. Анализ древней южноаравийской культуры обнаруживает в ней сравнительно прогрессивные черты, связанные с государственной, городской и храмовой жизнью и с караванной торговлей. Южноаравийские колонисты имели более упорядоченное представление о пространстве и времени, а также общественной иерархии, чем это можно предположить у древних кушитов.
Древние сабеи знали консонантно-алфавитное письмо, которое они принесли с собой и в Эфиопию.
Самое направление письма - бустрофедон (первая строчка читалась справа налево, вторая слева направо, третья снова справа налево и т. д.) отражало типично земледельческое представление о порядке работы писцов-пахарей, "бустрофедоном" (что значит "запряженными в плуг быками") обрабатывавших свои поля.
Южноаравийские племена колонизовали плато Тигре, двигаясь по наиболее удобной дороге из Сабы в Мероэ. На эфиопском берегу Красного моря они высадились в районе Аркико — Зула и отсюда углубились в Тигре.
Возможно, какие-то группы южноаравийских переселенцев проникли и в Среднюю Эфиопию через Ассаб, но эти районы археологически почти не изучены. Будучи народом, знакомым с городской цивилизацией, сабеи создали в Северной Эфиопии поселки нового типа: хотя и сравнительно небольшие по размерам, но с планировкой вокруг храмов монументальной постройки циркулярной формы, сложенных из тщательно отесанных каменных блоков, с монументальной скульптурой, посвятительными надписями, постоянным храмовым персоналом, ритуалами регулярно совершавшихся богослужений.
Симпатичная деревенька Йеха (бывшая Ава), лежащая на севере от дороги Адуа-Адиграт, скорее всего, была центром или, по крайней мере, важным городом преаксумского царства. Ее маленький акрополь увенчан современной, но с древним основанием церковью и еще более древними развалинами храма.
Предметы повседневного пользования, извлеченные из раскопок в последние годы, могут рассказать многое об этой ранней абиссинской цивилизации, процветавшей до возвышения Аксума. Они включают в себя искусно сделанные разнообразной формы керамические изделия, несколько светильников и множество бронзовых орудий (копья, кинжалы, топоры, зубила и серпы). Среди них также есть любопытные «опознавательные знаки» (рис. 3), служившие, скорее всего, персональными печатями или монограммами: их отпечатки были найдены на керамике, и они могли использоваться как клейма для скота. Ни один из них не похож на другой, ажурные знаки состояли из геометрического или животного узора, часто вместе с несколькими буквами алфавита – вероятно, инициалами их владельца.
У всех этих печаток на тыльной стороне есть ручки. И с их помощью действительно удобно делать отпечатки на ткани, штукатурке и тому подобных поверхностях. (Предметы из коллекции Национального музея, Аддис-Абеба)
В пользу версии о том, что в те давние времена в окрестностях Йехи обитали чужеземцы (вполне возможно – из Южной Аравии), говорят не только высеченные в камне сабейские письмена.
Надписи на языке, на котором говорили в Йемене в период с 1000 года до н.э. и примерно до 6 века н.э.
Примечательно в этом смысле и выбранное для храма в Йехе место: у подножья «Сидящего Льва» - скалы/вулканической пробки из фонолита.
Подобных скал там много. Приютившая Йеху долина отгорожена от незваных гостей цепью собратьев «Сидящего Льва».
Некоторые скалы-башни естественной крепости достигают высоты даже в 2800 м над уровнем моря. То есть, возвышаются над долиной примерно на 500 метров.
До наших дней в хорошем состоянии дошли некоторые элементы внушительного по тем временам храма в Йехе.
Храм представляет из себя прямоугольное здание 18,5 х 15 м, максимальная высота сохранившихся до нашего времени стен превышает 11 м.
При строительстве использовались прямоугольные каменные блоки длиной до 3 метров, никакого связующего раствора при этом не применялось. Блоки-кирпичи отделывались с такой точностью, что стены кажутся сплошным монолитным сооружением.
Ну, а теперь, к обещанной в прошлом материале теме - более интересной, чем древние развалины, письмена и природа.
К разговору о царице Савской и царе Соломоне.
Легенд о романе двух царствовавших в давние времена особ – несметное количество. Существует и множество самых разных изображений их встреч и дел амурных.
Так увидел отбытие царицы в путешествие французский художник.
Видимо, под влиянием соответствующего отрывка из «Первой Книги царей»:
10
1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
3 И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
4 И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
5 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
6 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
7 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
10 И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
12 И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
Эфиопы волнительный момент в жизни своей целеустремленной Македы изобразили вот так:
На коня, и – вперед!
Отображение встречи в европейском стиле. Эпоха Возрождения, Флоренция
…. я б для батюшки царя родила богатыря.
Но если царица Савская/Македа была примерно такой знойной девушкой (почему бы и нет ?), то вполне имеет право на жизнь и другой вариант их встречи:
По крайней мере в некоторых легендах говорится о Соломоне, очарованном царицей и сумевшем ею овладеть.
Он, якобы, обещал царице не посягать на ее девственность. Но лишь в том случае, если она не посягнет на что-нибудь во дворце, принадлежащее Соломону.
- Какая глупость со стороны вроде бы умного Соломона, - улыбнулась про себя царица. – Я ему столько подарочков ценных притащила, а он думает, будто я в чем-то нуждаюсь.
Однако жаркой ночью царицу одолела жажда, и она – совершенно ни о чем не думая – ее утолила из стоявшего на столике кувшина
Тут-то ее еврей Соломон и прижучил.
- Вода, - сказал он укоризненно, - в наших краях это самое большое богатство… Так что – уговор дороже денег.
Куда тут денешься (тем более, если деваться и не очень-то хотелось)…
И случилось после этого то, что случилось…
Здесь на арену выходит тот, кого в Эфиопии считают сыном царицы Савской и царя Соломон, и кто со временем стал для эфиопов Менеликом I.
Если верить преданьям старины далекой, то мальчишечка с самого рождения папашку не видел, и потому царица его – уже подросшего юношу – к нему в гости отправила.
Батяне сынок очень понравился, но оставаться с Соломоном тот не захотел. Я – сказал – лучше к мамке вернусь.
Прибытие Ковчега Завета
Надавал ему, говорят, папаня в обратный путь подарков разных. Но видимо – мало. Наверное поэтому Менелик спер (то ли сам, то ли с помощью выделенных Соломоном провожатых – не важно) у скупердяя и притащил домой Ковчег Завета.
Который оказался как нельзя к месту в VIвеке нашей эры, когда в Эфиопию – вдруг - пришло христианство.
О котором рассказ – в следующем материале.
-----------------------------------
Использованные источники:
- http://biofile.ru/his/198.html
- http://www.flickr.com/photos/adavey/2130294270/sizes/z/in/set-72157603533591897/
- http://africahistory.org/africa/Devid-Bakston_Abissintsy--Potomki-tsarya...
http://www.academia.edu/972607/The_foreign_politics_of_l_Iyasu_in_1915_16_according_to_newly_discovered_government_papers
- http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tigray_Near_Yeha_Ethiopia.jpg
- http://en.wikipedia.org/wiki/Queen_of_Sheba
- http://pravoslavie.maxim.zp.ua/vethiy-zavet/tretya-kniga-carstv.html
- http://people.tribe.net/49167892-07dc-452d-940f-1671d614e58b/blog/9962892a-faf6-496e-b9ee-2b81097b0227
- http://voiceseducation.org/content/queen-sheba
- http://cecilialart.blogspot.ru/2012/02/queen-of-sheba.html
- http://dickhunter.narod.ru/photoalbum_ethiopia_axum.html