Несмотря на утащенную итальянцами в 1937 году Аксумскую стелу, до наших времен около Аксума осталось в целости и сохранности еще несколько десятковкаменных обелисков разной величины. Стройных, величавых. И загадочных. На некоторых из них древними мастерами со знанием дела вырезаны окна, двери и даже дверные ручки.
Величие Аксума
Часть специалистов вообще считает, что такие стелы это - копии небоскребов (в 7-9 современных этажей) времен Аксумской империи.
Была такая – где-то в период, охватывающий конец прошлой и начало новой эры. И упоминалась она в одном ряду с империей Римской. С которой правители Аксумской империи даже нотами-посланиями обменивались.
Имели на это право, надо сказать.
Потому чтов тот период их владения охватывали обширные территории как в Африке, так и на Аравийском полуострове.
В начале 1-го тысячелетия н. э. северная Эфиопия объединилась в мощное Аксумское царство. Его главным портом был Адулис (в Эритрее), ставший важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию и Ланку, а также к берегам Восточной Африки. В IV-VIвеках, когда Аксумское царство переживало расцвет, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию, а также обширные территории восточной части Судана, Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога.
Основателю манихейства, персидскому философу Мани (жившему в III веке н. э.), приписывают такие слова:
«Суть четыре великие царства на свете: первое — Вавилон (Месопотамия) и Персия, второе — царство римлян, третье — царство аксумитов, четвертое — царство китайцев» 102.
Государство это было раннефеодальным. Его Правителю («царю царей») подчинялись «цари» владений Северной Эфиопии и других земель, платившие ему дань. Правитель Аксума направлял караваны, собиравшие дань в пределах его владений, а также торговавшие в пограничных землях на юге Эфиопии и в нынешнем Судане.
Отсюда в обмен на скот и ремесленные изделия в Аксум поступали золото, драгоценные камни, и т.д. Эти товары, а также слоновые бивни, рога носорогов, зубы гиппопотамов, шкуры диких зверей, живые звери и птицы вывозились через Адулис в римские (а затем – в византийские) владения, Иран, Индию, Ланку. В обмен в Аксумское царство из этих стран привозилиизделия из цветных металлов, железа, хлопчатобумажные и льняные ткани (из Египта), пряности, вино, сахар, зерно (пшеница, рис)...
В Аксуме и Адулисе проживало немало связанных с торговлей иностранцев – римлян, сирийцев, индийцев.
Для нужд торговли с внешним миром в Аксумском царстве, начиная с IIIвека, чеканилисеребряную и медную монету. И даже - полновесную золотую монету (с конца III до начала VII в.).
Две аксумские монеты, немного увеличенные. Вверху золотая монета Афиласа (III столетие) с языческим символом диска и полумесяца и греческой надписью; внизу бронзовая монета Армаха (VII столетие) с крестом и надписью на геэзе. Надпись на реверсе: «Да будет радость народам»
Золотая монета царя Эзаны. 1-я половина VI в. (Париж,. Национальная библиотека)
Развивались ремесла: кузнечное, бронзовоелитье, ювелирное, гончарное, активно велось строительство.
В веках V – VI Аксум стал крупнейшим городом Северо-Восточной Африки, размеры и великолепие которого производили впечатление не только на арабов, но и на византийцев.
Символ Аксума, стела царя Эзаны – обелиск, возвышающийся на высоту 21 метра (фотография конца 19-го века). Сбоку: развалины дворца и остатки трона из эпохи расцвета Аксумского царства.
Все главные сооружения царства Аксум основываются на массивных стилобатах или подиумах, которые в большинстве случаев и являются тем единственным, что сегодня от них сохранилось.
Еще до прихода христианства в первой половине IV столетия, все основные здания имели в своем основании квадрат размером до 40 м. Лестницы монументальных пропорций вели к главным входам.
Явные свидетельства внутренних лестниц, построенных вокруг центрального квадратного блока, заставили Кренкера (члена немецкой археологической экспедиции 1906 года) предположить, что у зданий имелись верхние этажи – один или более. Он также допускал наличие вершинных башенок, немного возвышавшихся над основным уровнем крыши. Эта архитектурная черта присутствует в миниатюре на сохранившейся до наших времен возведенной церкви – Йемраха-на-Кристос, и на нее же ссылается современный ей свидетель Козьма Индикоплов, писавший о четырехбашенном дворце царей Эфиопии.
Реконструкция дворцового комплекса Та'акха Марьям, в Аксуме. (из Кренкера)
Про каменные памятники Аксума – отдельная песня. Они разные.
Есть в виде красивых стел, тщательно отделанных мастерами под «небоскребы». Вроде показанной выше стелы царя Эзаны.
Есть – в виде "колонн" поскромнее и менее аккуратных, которых на древнем кладбище великое множество
Здесь изображен вариант транспортировки и установки стел – такое древнее народное творчество эфиопов.
Туннели и подземные гробницы-склепыАксума (над последними как раз и устанавливались стелы) пока еще недостаточно изучены, но конструкция и масштабы некоторых из их элементов поражают даже нынешнее воображение.
Вход в склеп закрыт дверью (в оригинале она лежит, а не стоит, как на снимке).
Внутри склепа
С другой стороны отразбитой стелы-великанши,
вес которой оценивается в 500 тонн, а длина составляет 33,5 метра, находятся довольно внушительные руины сооружения, стены которогопрактически разломаны, но видно, что ранее они составляли своеобразную поленницу из прямоугольных блоков и были перекрыты единой плитой.
Археологи назвали эту конструкцию "святилищем". Конструкция эта имеет монолитную крышу размером около 100 квадратных метров (16м х 6м) и весом порядка 300 тонн!.
К версии «небоскребности» стел Аксума люди относятся по-разному.
Одникрутят пальцем у виска, с сарказмом вопрошая: «Какие небоскребы в древние времена !?»
А другие суют Фомам-неверующим под носы фотографии, сделанные в йеменском городке Шибам.
Олицетворяющем древнейший пример вертикального строительства городов.
Вот кирпичи, из которых и строили/строят небоскрёбы.
Так выглядят дома Шибама. Чем не аксумские стелы ?:)
Большинство «небоскребов» Шибама датируются XVI-м веком, некоторые из них подновлены в веке XIX.
Загнивание империй
Не прошло и 2 тысяч лет…
В настоящее время колонн-стел в Аксуме по-прежнему много, а вот с величием – дела похуже.
Есть, конечно,несколько культовых сооружений:
НовыйХрам - крупнейший монофиситский храм в Африке, построен последним эфиопским императором Хайле Селассие I
Часовня, в которой якобы хранится Ковчег Завета…
А вот «бытовО» - не фонтан:
Здания – не высокИ
Улицы – не широкИ
Правда, желающим позлорадствовать пл поводу Эфиопии можно напомнить, что с некоторыми империями подобные трансформации, из князей - в грязи,случаются и за более короткие промежутки времени.
Несколько «следов былого величия» в городе, который еще в середине прошлого века считался мировой столицей автопрома и одним из богатейших городов мира:
Вокзал «Централ Мичиган». Открыт в 1913 году. Закрыт в 1988 году.
Останкизавода «Паккард»
Завершений воровской истории
Да-да, это снова об Аксумском обелиске – чтобы больше к нему и к цивилизованным воришкам из Рима больше не возвращаться.
Итальяшки стелу таки вернули. В 2005году. После долгих уговоров и вмешательства свыше.
То есть, в течение 68 лет потомки Римской империи без каких-либо угрызений совести гордо демонстрировали украденное всему миру. На одной из центральных площадей Рима – около площади Капенских ворот (Порта Капена).
"Аксумский обелиск" на площади Порта Капена в Риме (фото 2002 г.)
Комично выглядели потуги итальяшек по поводу трудностивозврата украденного: невозможно, мол, такую громадину перевезти на столь большое расстояние :)
То есть, когда воровали – в 1937, при возможностях техники тех лет – справились безо всяких проблем.
Транспортировка обелиска из Эфиопии в Рим. 1937 год.
А в наше время – долго пытались доказать, что доставить украденное обратно в Аксум нет никаких возможностей :)
В общем, казалось ничто не сможет вырвать у Рима награбленное.
Пришлось вмешаться Боженьке.
27 мая 2002 года, буквально накануне одного из праздников Эфиопии (28 мая нынешний режим празднуетдень падения военного режима Менгисту),в верхушку стелы ударила молния.
Такая мощная, что несколько крупных кусков с верхушки стелы быливыбиты и упали на землю.
Через несколько дней после того, как Боженька погрозил пальчиком, премьер Берлускони объявил, что обелиск отправляется обратно – на свое место в Аксуме.
Хотя сами с транспортировкой рЫмляне все же не справились. Пришлось обращаться за содействием к братьям-славянам.
Обелиск прибывает в Эфиопию. Апрель 2005 года
Для установки стелы, даже по частям, потребовалось привлечение самого мощного современного строительного оборудования.
… На этом с прыжками из древности в наши временапока заканчиваем.
И возвращаемся к рассуждениям о становлении и судьбе Аксума, в которых не обойтись без разговоров о появлении на территории Эфиопии, где-то в I тысячелетии до н.э., ребят и девушек из Южной Аравии.
Ну, и конечно – без упоминания небезызвестной царицы Савской нельзя просто никак.
Вот эта красав… Сорри, технический сбой – проделки зловредного вируса :)
На самом деле это всемирная пра-пра-пра… -Люси.
Версия современного художника из Йемена - симпатичнее
-------------
Использованные источники:
- «Современная Эфиопия» (справочник). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+