В поездках по землям афаров местный народ встречается не так часто, как на более пригодных для жизни землях юга страны, но и там то и дело встречаешь таких колоритных представителей этого племени воинов.
Почва в тех краях – типа лессовой, пыль от нее такая нанообразная, что требует особой внимательности. Едешь по полупустыне, встречаешь промоину (привет от дождливого сезона), почти до краев пылью наполненную. И в первый раз не обращаешь на нее внимания, так как надеешься, что только качнет. А колесо ухает в яму до самого дна.
То есть, копчику уже неприятность. А тут еще человек с ружжом. От которого неприятность спине.
Нам, правда, чаще всего попадались ребята помоложе, чем тот на снимке. Но от этого совсем не легче, а даже наоборот. Переходный возраст, неустоявшаяся психика :) Поэтому, когда в безлюдной местности встречаешь небольшое стадо, возглавляемое парнишкой лет 14-15, при котором обычно даже не ружжо, а Калаш, то после того, как малолетний воин остается за спиной, спина эта слегка вибрировать начинает. Кто знает, что у ребенка на уме.
Ведь афары издавна чужаков не любят. Иногда они их просто убивают (как произошло пару лет назад, когда было убито пятеро туристов). А иногда чужаков все же отпускают, хотя и оставляют себе нечто вроде отчетности о поверженных врагах. В виде своеобразных скальпов, снимаемых, правда, с другого места. В общем, мошонки удальцы коллекционируют :(
По дороге к порту Ассаб на побережье Красного моря (ставшему теперь для Эфиопии городом заграничным) мы уже проехали, теперь – чтобы не метаться по карте – посетим некоторые из других достопримечательных мест абиссинских «северов».
До того, как отправиться в эти поездки, хочу предложить вниманию камрадов три карты, - в разном исполнении – которые, я надеюсь, помогут им лучше сориентироваться на местности.
Засухи в Эфиопии характерны не только для Данакильской пустыни, но и для расположенной на северо-востоке страны пустыни Огаден. В этих краях искала нефть довольно многочисленная экспедиция наших нефтяников/геологов, поэтому бывать там приходилось часто.
Поселок наших специалистов находился в городе Дыре-Дауа, являющемся сейчас одним из трех городов «федерального» подчинения. На средней карте хорошо видно, что Дыре-Дауа находится как раз на границе желтой и коричневой зоны, то есть, прямо около границ нагорья, но все-таки уже на равнине. Равнине жаркой и душной.
В поселке (обустроенном и уютном, как и другие поселки наших спецов) впервые довелось, кстати, увидеть , как растет уже распробованная к тому времени нашим семейством папайя.
Папайя, дынное дерево, хлебное дерево (Carica papaya). На пути из Аддисы съезжаешь к Дыре-Дауа по ведущей с нагорья крутой дороге. В целом, конечно, она не так экстремальна, как дорога Аддиса – Мекеле/Ассаб, но тоже – не для слабонервных. Тем более, что у нее есть одна особенность: закрутка - другая. Когда едешь вниз по Ассабской дороге, то скалы остаются справа, то есть, пропасть от тебя хоть немного, но удалена. Не впишешься в поворот, - только потрешь немного бок о скалу. Нехорошо, конечно, но не смертельно. А направляясь в Дыре-Дауа, едешь прямо по краю пропасти, при очень хилом ограждении, «отделяющем» машину от зияющего провала.
Одна из поездок по этой дороге была первой для нашего нового шофера, до приезда в Эфиопию бывшего «паркетным» водителем – возившим большого начальника по Москве. Спускались с горки мы в тот раз поздно вечером, и в свете фар человек, конечно, детально местность прочувствовать не мог.
Зато, когда через пару дней мы отправились в обратный путь, с заездом в город Харар (который, как видно на карте, уже в коричневой зоне, на высоте около 1500 метров), через некоторое время Михаил жалобно спросил: «А когда в следующий раз мы сюда поедем, можно будет воспользоваться другой дорогой ?». - В ответ раздался дружный хохот ехидных старожилов: «Нет у нас для тебя другой дороги! Только эта!»… Ну, как говорится, с подводной лодки бечь некуда, поэтому и наш Михаил через некоторое время привык к особенностям передвижения по тамошним дорогам.
Люди, побывавшие хоть в одной из экзотических стран, прекрасно знают, что опасны там для «понаехавших» не только дороги и недружелюбные москвичи аборигены. Но и комары, а также другие напасти.
Красавица и чудовище
Голубоглазая подруга !
с тобою встречи я не жду,
Но (жизнь сложна) вполне возможно
в твои объятья попаду.
В кофейне, или на Лангано,
в том ресторане, утром где
Яичницу с водичкой «Амбо»
нам подадут, как и везде.
А может быть и у министра,
где стол обилен и богат,
Съешь мяса кус, запивши соком,
а утром будешь сам не рад.
Министра вспомнишь маму с папой,
сквозь слабость, боль, к толчку бредя,
И проведешь часов немало,
с тобой на пару там сидя.
Но это все ж не худший случай,
когда с тобою - но уют:
Кровать и ванна под рукою
и капельницу подают.
А вот коль встреча на дороге,
ну, скажем хоть на порт Ассаб,
Когда не держат руки-ноги
и до беспамятства ослаб.
К тому ж дорога серпантином
то вверх, то вниз мчит по горам.
И то и дело остановки
(Их описать - ну просто срам !
Когда бумаги туалетной
наиострейший дефицит...
Свои кончаю описанья,
с тобой сравнится только СПИД !)
Голубоглазая подруга !
С тобою встречи я не ждал,
Но жизнь сложна и потому я
в твои объятья попадал.
Но в этом нету аморалки -
по долгу службы связи все.
И потому твои проделки
я описал во всей красе.
Чтоб тот, кто встреч с тобой не ищет,
потщательнее руки мыл
Перед обедом. На приеме
чтоб мимо рта не проносил
Те богомерзкие напитки,
с которыми мы так сражались -
Не очень-то их переносит
красавица, с которой знались.
Голубоглазкой что зовется
средь тех, кто от нее страдал...
Ну, слишком много ей вниманья,
так что конец стиха... финал.
Одна из встреч некоторых членов нашего небольшого коллектива с «красавицей» произошла как во время одной из поездок на север.
Крохотный лагерь советских геологов, всегда служивший нам в таких поездках «аэродромом подскока», в тот раз был особенно гостеприимен. Прямо перед нашим приездом ребята завалили чудовище красавца кабана. Примерно такого, что на фотке – из породы бородавочников. И сварганили превосходный ужин - жаркое с рисом.
Мне пришлось в ту командировку отправляться в состоянии «жутком, и с расстроенным желудком…», только что без номерочка на ноге. Надавали таблеток и сказали, что все в дороге пройдет. Работа есть работа, никуда не денешься :(
Но, за веселым обжорским столом я налегал, ессно, только на рис, что, - так же ессно, - вызывало дружеские подколки со стороны остальных членов команды, объедавшихся сочным мясом.
Однако, никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь :)
Через некоторое время после отхода всех ко сну, в комфортных вагончиках началось подозрительное шевеление – с походами то одного, то другого из гостей в сортир. Затем интенсивность походов стала такой, что некоторым – не имеющим возможности дождаться освобождения заветного толчка – пришлось выбегать на свежий воздух. Даже несмотря на то, что за дверью был дождливый сезон …
Дальнейшая поездка проходила по описанному в стихе сценарию – с частыми остановками. Жаль, что движение на той дороге слабое. А то у аборигенов был бы уникальный шанс насладиться бесплатным и невиданным ранее в тех местах шоу :) – гирляндой из белых задниц, украшающих обочину дороги (спрятаться там негде).
А мне на обратном пути пришлось даже заменить за рулем Тойоты одного из наших инженеров, чувства которого красавица задела особенно сильно.
Харар, город на высоте около 1500 метров, заселен в основном мусульманами. Почти все жители – большие любители ката.
Любитель ката - Кат (лат. Catha) — монотипный род вечнозелёных кустарников семейства Бересклетовые (Celastraceae), включающий единственный вид — Catha edulis (кат съедобный)
Что в Дыре-Дауа, что в Хараре большинство жителей, от таких оборванцев до людей состоятельных, регулярно жуют свежие листочки ката, обрывая из с купленных веточек и постоянно добавляя в ненасытный рот. Так что за щекой быстро образуется солидное вздутие. В момент наслаждения катом к торговцам, например, подходить почти бесполезно: страсть к кату легко перебарывает страсть к наживе.
У людей, не ставших наркоманами от ката, эти листочки играют роль рюмашки-другой, распиваемой, например, в России друзьями, собирающимися не для того, чтобы напиться, а чтобы пообщаться в хорошей компании.
Каждый из друзей приходит со своим пучком: сортов ката много, и каждый сорт обладает своими особыми вкусовыми достоинствами, а вкусы у всех разные. Сверху пучок ката завернут в сухие или зеленые листья кукурузы, а потом еще в банановые листья. Прежде чем приступить к священнодействию - жеванию ката, каждый расхваливает свой сорт и показывает всем лучшие листочки.
Кат - это сочные ярко-зеленые остроконечные листья, вырастающие на светло-красных стеблях. Молодые листья, покрытые нежным красным пушком, считаются наиболее ценными, так как содержат больше наркотика. Листочки обрывают со стебля правой рукой, разглаживают, отправляют в рот и начинают старательно жевать. Образовавшуюся во рту кашицу проталкивают языком за правую щеку. Покончив с листочками, жуют стебли, если они не очень твердые. Часть их, пожевав, выплевывают в специально приготовленные для этой цели медные чаши. Через некоторое время во рту образуется довольно большой комок ката, сильно оттопыривающий правую щеку,-"катовый желвак".
Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием. Кат содержит катин, изомер эфедрина, катидин, катинин, холин и бромиды. В целом воздействие ката на человеческий организм аналогично действию кокаина.
Лучшие сорта ката выращивают как раз в провинции Харар. На плантациях между кустами ката часто высаживают кофейные деревья. Листочки ката снимают с куста поздно вечером или ранним утром и сразу же заворачивают в банановые листья. Хорошо упакованные, они сохраняют свежесть в течение четырех дней.
Если высушенные листья смешать с медом и залить кипятком, получится так называемый эфиопский чай. Отправляясь в дальнюю дорогу, и ocoбенно за границу, любитель ката берет с собой баночку катового порошка. Находясь в чужой стране, из этого порошка, добавив немного кардамона, сахара и воды, приготовляют напиток. Многие скатывают из порошка небольшой плотный шарик и засовывают его за правую щеку. Порошок нюхают. Любителям ката, работающим за границей, родственники посылают его по почте или с оказией в качестве "привета с родины".
В России употребление ката запрещено.
Опадают с тополя листья ясеня, вот так... нифига себе
И этому должны радоваться не только сторонники здорового образа жизни, но и некоторые журналисты/блогеры. Которых запинали бы като-наркоманы. Почему ? - Потому что поверив некоторым писакам, они могли в поисках вожделенных листочков броситься на плантации арахиса. Ведь эти писаки/ журналисты/блогеры, глубокомысленно рассуждая о кате, цитируют некоего мудреца, амера Джорджа Смита, который – ну, конечно же, как и все амеры – разбирается во всем:
«В 6 часов утра, позавтракав, мы тронулись в путь на джипе. Настроение было праздничное — люди в Эфиопии нам встречались на удивление дружелюбные и вежливые. Мы комфортно передвигались по африканским саваннам, пустыням и джунглям.
Через некоторое время мы увидели огромные плантации неизвестного нам кустарника. Рядом находилась колоритная деревня, принадлежавшая народу агробба. А кусты, которые они выращивают, называются кат. На этом растении созревает знаменитый во всем мире арахис, который мы так любим…».
И эту ерунду (проверка которой на соответствие реальности отняла у меня некоторое время, которое можно было употребить на что-нибудь более полезное) старательно перепостили друг у друг несколько сайтов. Добавляя в текст свои изыски:
«… Внезапно нам в глаза бросились огромные плантации неизвестного кустарника у какой-то деревушки. Её, как оказалось, населяет народность оромо (народ группы кушитов, 21 млн человек) — самая многочисленная народность Эфиопии. А куст, который здесь культивируют, называется кат. На этом кусте, вырастающем до размеров среднего дерева, растёт знаменитый арахис, который так любят у нас в России.
Гид нам тут же объяснил, что листья кустарника кат обладают сильными галлюциногенными свойствами и для местных любителей они представляют особый интерес и даже статью дохода. Но всё же кустарник выращивают для урожая орехов, который составляет статью дохода всей страны :) Именно народ агробба культивирует выращивание кат, чем он и знаменит. Листья кат жуёт для «кайфа» и наркотического дурмана молодёжь, общество же тщетно борется с этим явлением».
Дебилы где-то, видимо, слышали, что арахис еще называют орехом. А орехи, - они точно знают, - растут на деревьях.
Читать тексты, в которых много непонятных буквафф, такой народец не любит. А то смог бы, наверное, понять разницу между просто орехами и орехами земляными:
«… С научной точки зрения арахис – вовсе не орех, а однолетняя трава семейства бобовых. Плоды этого растения – вздутые овальные бобы, внутри которых расположились ядра, по четыре-пять в каждом. Цветки после опыления наклоняются к земле, зарываются в нее, и бобы созревают уже там, поэтому арахис часто называют «земляным орехом»».
Цветной переулочек Харара. Игра в прятки ? – Так же, наверное, могли бы прятаться консультанты по листьям ката/арахиса от тех, кто последовал их совету и, в поисках кайфа, от души нажевался бы листьями арахиса.
Заканчивая говорить о Хараре, напомню еще раз, что живут в этом городе в основном мусульмане.
Главной же религией, конечно, в Эфиопии является, - как на первый взгляд это странным ни покажется в случае с африканской страной - христианство. И с христианством этим – монофизитским, ортодоксальным – живет Абиссиния/Эфиопия гораздо дольше России.
Но об этом – и об исламе, и о христианстве - в отдельном материале. Не хочется голубоглазку и церковь вместе сводить водну телегу впрягатьконя и трепетную лань :)
И поэтому пока разговор по этой теме, как и по основным местам с христианством связанным, а это в Эфиопии - Аксум и Лалибела - только в одном из следующих материалов. Надеюсь, что через один.
Пожалуй, Гамбелла – это единственное место в Эфиопии, куда я всегда собирался с большой неохотой. Дорога отвратительная, пыльная, добираться очень долго. С высоты около 3000 метров, с ее щадящими температурами (по крайней мере, даже в сухой сезон от дневной жары в Аддисе можно отдохнуть вечером и ночью) спуск до почти нулевых отметок. В жару, и самое главное – в страшную влажность и духоту.
Саванна Гамбеллы затихла в ночи,
Цикады чуть слышно стрекочут.
Тепло, как в предбаннике русском почти,
Испарина тело щекочет.
При этом забираемая насосом из реки для питья вода так грязна, что жившие там наши специалисты вынуждены были отстаивать ее поэтапно в нескольких ведрах/тазах/банках, а потом долго кипятить. Пить там хочешь постоянно, а совсем уж нагло грабить хозяев неудобно – облагороженная вода в таких условиях, ессно, высоко ценится.
Большой плюс этого региона – великолепные перспективы для сельского хозяйства. Так как в Гамбелле плодороднейшая земля, много солнца. И воды (это в «засушливой» Эфиопии) – хоть залейся. И с небес (дождливый сезон около 9 месяцев в году), и из реки Баро, впадающей в итоге в Белый Нил.
В одной из поездок в Гамбеллу решили воспользоваться самолетом – вдруг удобнее и быстрее.
Мы летим между гор, сверху неба простор,
По бокам только горы, да скалы.
Облака изредка нас качали слегка,
Нагружая моторчик усталый.
Старичок-самолет, отправляясь в полет,
Не уверен был, что доползет.
Симулировал он, масло лил на баллон,
Но водички плеснули – сойдет!
Как ни странно, но все ж
Долетели – и что ж:
«Всего» девять часов добирались :(
Самолет – хорошо, это лучше – чем мул,
Но… еще чтобы раз с ним связались !
Тем более, что аварийную промежуточную посадку мы совершали на вершину столовой горы-останца, а у гор этих на амхарском очень говорящее (для русского уха) название – амба. За краем полосы сразу – пропасть, и когда мы взлетали, то, по-моему, самолетик даже крылышками помогал – как птенец при первом полете. Не помню точно, но я тоже, кажется, в процессе участвовал: очень уж эта взлетная полоса короткой была, а пропасть – глубокой. Рухнешь в нее, и точно - АМБА …
Во времена императоров, кстати, такие горы около Гондэра служили тюрьмами для знатных пленников. Кажется у Ричарда Капусцинского об этом есть в его книге «Император». Туда даже на время заточали членов императорской семьи после кончины очередного императора – на тот период, в течение которого решался вопрос о наследнике. Чтобы бучу из-за престола наследнички не устроили.
И не нарушили избирательный процесс :)
Живут в Гамбелле нилотские племена: ануаки и нуэры
Один раз на себе – вместе с другими нашими спецами - испытал последствия тамошнего способа ведения сельскохозяйственных работ? Вечером, во время просмотра кино в открытом «кинотеатре» почувствовал, как что-то на голову мягко так падает. Не понял сразу-то, что это такое, на птиц погрешил. Старожилы смеются – «Это пепел, эфиопы траву жгут, чтобы землю под поля освободить» (подсечно-огневое земледелие).
Хлопья жирные такие, как земля тамошняя :)
И видимо поэтому на некоторых деревьях там кукурузные початки растут, а на некоторых – даже грифы :)
В одной поездке в Гамбеллу остались на день на выходные, чтобы выбраться на небольшой водоем, километрах в 30 от поселка наших ребят. И вылазка «на природу» стоила того.
Горная речушка/ручеек в одном месте образует неширокий, но довольно глубокий омут. Мало того, что мы наконец-то смогли искупаться в чистейшей воде, нарыбачить на приличную уху, так еще увидели целых два представления.
К нам подошли аборигены из местного племени, промышляющего в числе прочего рыболовством. Наши спецы с ними раньше уже общались, приветливые такие люди. Старший у них – мужичок поджарый, уже в годах. Так вот, этот дедок берет нечто вроде остроги/гарпуна, к концу которого привязан длинный шнур, и ныряет со всем этим хозяйством в омут. И пропадает из виду так надолго, что мы уже волноваться стали. Но он выныривает, и бежит довольно резво по пологой тропинке, идущей вверх от омута. Мы сперва даже не понимаем – зачем. А потом видим, что из воды за ним, на конце шнура, на гарпуне/остроге волочится большая рыбина, вроде нашего сома !
А у наших рыболовов первый улов – рыба, на воздухе моментально раздувшаяся в шар.
Потом был сеанс добывания огня – как в первобытное время. Мальчишки-аборигены тут же с разных кустов отрезали по веточке/палочке, одну из которых слегка заострили, а у другой (с более мягкой древесиной) в середине срезали кору, устроив такую полочку плоскую. Делом занимались трое ребят, двое из которых по очереди вращали палочку между ладонями. А третий набрал сухого моха, тоненьких сухих веточек, горючего материала, в общем. Через некоторое время нижняя веточка/палочка затлела в месте соприкосновения с верхней, туда третий паренек стал подкладывать мох и поддувать. Раз – мох затлел и загорелся…
За эти фокусы наши подарили ребятам стальные рыболовные крючки. И поделились ухой, которую аборигены с удовольствием уплетали вместе с нами.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+