1.Природные условия Мезоамерики. 2.Древнейшее население Мезоамерики. 3.Мезоамерика в классическую эпоху.
1.Природные условия Мезоамерики.
Автор-А.Ю.Бутовский
Особая культурно-географическая область – Мезоамерика – включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.
Мезоамерику отличает необычайное разнообразие природных условий. Большую часть Мексики занимает Мексиканское нагорье с окраинными хребтами Сьерра-Мадры. На северо-западе расположен гористый полуостров Калифорния, на юге – горная область Чьяпас и южная Сьерра-Мадре, на юго-востоке низменный полуостров Юкатан. Климат на большей части Мексики тропический, на севере субтропический, сильно меняется от характера рельефа. Более половины территории Мексики занимают аридные районы. Наиболее крупная река (на границе с США) – Рио-Браво-Дель-Норте. На юге Мексике много озер.
Рельеф Гватемалы преимущественно гористый, преобладают нагорья с возвышающими над ними действующими и потухшими вулканами. На севере – плато Петен с карстовыми формами рельефа, на юге – узкая полоса прибрежной низменности. Климат субэкваториальный. Осадков от 500-1000 мм в год на низменностях юга страны и плато Петен и до 2000-2500 мм на нагорьях. Наиболее крупные реки Мотагуа и Полочик.
Юго-восточная часть полуострова Юкатан (современный Белиз) представляет собой низменную заболоченную равнину. Лишь на юго-западе возвышаются горы Майя. Климат здесь тропический. Осадков около 2000 мм в год. Главные реки – Рио-Ондо, Белиз.
Север Сальвадора занимает продольная тектоническая впадина, по которой течет река Лемпа. Вдоль побережья Тихого океана узкая приморская низменность. В центральной части Сальвадора вулканическое нагорье с двумя краевыми цепями вулканов. Климат тропический. Осадков от 600-700 мм в год во впадине Лемпы до 1500-2500 мм нагорье.
Территория Гондураса преимущественно гористая. Большую часть занимают нагорья высотой до 2865 м. Вдоль побережий (на юге – Тихий океан, на севере – Карибское море) – низменная равнина, на северо-востоке заболоченная низменность (москитовый берег). Климат тропический. Осадков до 3000 мм в год. Наиболее крупные реки впадают в Карибское море.
Растительный мир Мезоамерики соответствуют климатическим условиям и ландшафтным особенностям. Большая часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это вечнозеленые тропические леса с ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно дубово-сосновые леса. Тихоокеанское побережье Гватемалы, север Белиза и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная.
Южные районы Мезоамерики расположены в сейсмически активной зоне. Здесь часты землетрясения.
Природная среда Мезоамерики была сравнительно неблагоприятная для развития производящих форм хозяйства. Здесь отсутствовали поддающиеся приручению животные и многие полезные растения, известные в Старом Свете. Это явилось одной из причин значительного отставания в развитии американских индейцев. Основой развитого земледелия в Мезоамерике послужила кукуруза, прародиной которой являются северные области зоны древних цивилизаций. Кроме кукурузы полезные растения Мезоамерики представлены отдельными видами тыквы и бобовыми культурами (Гватемала), которые так же подверглись доместикации.
Успешное развитие земледелия не сопровождалось развитием скотоводства. Местная порода лошадей, которая могла бы в дальнейшем оказаться столь же полезной, как и в старом Свете, вымерла в Америке очень рано (около 10 тысяч лет назад). Коровы и овцы были неизвестны, а карибу (олень) и бизон, которые могли бы занять из место, если бы их приручили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них.
Отсутствие надежных источников белковой пищи стало большим тормозом в развитии Мезоамерики. Употребление в пищу богатых белком водорослей или птицеводство не могли решительно поправить дело.
На территории Мезоамерики имеются запасы металлических руд: меди, золота, серебра, железа. Однако металлургия здесь начинается не раньше IX-X вв. н.э. По-видимому, применение медных и бронзовых орудий в сельском хозяйстве Мезоамерики не было особенно выгодно. Это подтверждается и тем обстоятельством, что вплоть до испанского завоевания в металлических изделиях украшения преобладают над предметами утилитарного назначения. Что касается железа, то его обитатели Нового Света в доколумбовый период своей истории не умели ни добывать, ни обрабатывать.
Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные лианами и прикрытые снизу колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие мыши-вампиры представлены здесь более чем в избытке. Тропические ливни смывали и уносили прочь тонкий слой плодородной почвы, а дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Однако, несмотря на действие этих неблагоприятных факторов, люди освоили эти территории и сумели создать высокие цивилизации, сравнимые по уровню своего развития с древневосточными.
2.Древнейшее население Мезоамерики.
Автор-В.Г.Зубарев
Проблема заселения Американского континента.
Существует множество гипотез о том, когда в Западном полушарии впервые появился человек и откуда люди пришли на Американский континент. Мировая наука изучает эту проблему уже более 400 лет. Поскольку в Новом Свете до сих пор не найдено останков человекообразных обезьян, гипотеза об автохтонности населения Америки в настоящее время отвергнута большинством ученых. Согласно современным представлениям, предки индейцев пришли на Американский континент из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, под другим – 12-15 тыс. лет назад. Достоверных датировок, свидетельствующих, что человек появился в Новом Свете ранее 40 тыс. лет назад, пока нет. Наиболее надежные сведения о древнейших обитателях Америки относятся к концу X II-XI тысячелетию до н.э.
Число первоначальных пришельцев из Азии было невелико и освоение огромных пространств нового континента шло очень медленно. Для того чтобы достичь Огненной Земли, человеку потребовалось 12-15 тысячелетий. Наиболее ранние находки, свидетельствующие о пребывании человека на Аляске, имеют возраст 27-30 тысяч лет (стоянка Олд Кроу, «юконский человек» и др.). Многочисленные находки палеоиндейского времени на территории центральных и южных областей США относятся к концу XII-XI тысячелетий до н.э. Здесь выделяются две большие традиции или культурно-исторические общности, разделенные территориально скалистыми горами, - древневосточная и древнезападная.
Племена, жившие к востоку от Скалистых гор, занимались главным образом охотой на крупных плейстоценовых животных: мамонтов, ископаемых бизонов, верблюдов, лошадей. В районах распространения древнезападной традиции основным занятием населения было собирательство, дополняемое охотой на мелких животных и птиц. В рамках древневосточной традиции на протяжении нескольких тысячелетий сменилось несколько культур. Наиболее ранней считается культура Сандиа, затем следуют культуры Кловис (10000-9000 гг. до н.э.), Фолсом (9000-8000 гг. до н.э.) и некоторые другие. Древнезападные традиции представлены пещерными стоянками Дейнджер (штат Юта), Джипсем (штат Невада) и Бентана (штат Аризона), а также, так называемой, «культурой пустыни». Племена «культуры пустыни» обитатели на огромной территории от юго-западных районов США до глубинных областей Мезоамерики с VIII-VII тысячелетий до н.э. В их экономике наблюдается заметное усиление роли собирательства и уменьшение роли охоты.
Самые ранние материалы с территории Центральной Америки относятся к X тысячелетию до н.э. (культура Диабло). С этого времени и, по крайней мере, до 7000 г. до н.э. Мезоамерику населяли различные группы бродячих отхотников и собирателей, которые вели свое происхождение от североамериканских племен. Это время представлено находками каменных орудий и костей мамонтов в Санта-Исабель-Иста-пан, скелета древнего охотника с разнообразным каменным инвентарем в Тепешпане и отдельными находками древних каменных орудий.
Около VI тысячелетия до н.э. в Мезоамерике происходят серьезные климатические изменения. Климат становится гораздо суше и теплее по сравнению с предшествующим периодом. В результате этого многие виды растительного и животного мира погибли, а их место заняли более приспособленные к новым природным условиям организмы. Равновесие прежнего охотничье-собирательского хозяйства было нарушено и местное население было вынуждено перейти к новым формам хозяйства. Преобладающую роль начинают играть собирательство и охота на мелкую дичь.
С конца VII-VI тысячелетия до н.э. делаются первые робкие попытки по выращиванию полезных растений. Горные районы тропиков и субтропиков создавали наиболее благоприятные условия для земледелия и для жизни древнего человека. Там и находятся зачатки земледельческого хозяйства с отдаленного времени (пещеры Тамаулипаса, Чиколоапан, Кошкатлан и др.). В IV тысячелетии до н.э. появляется трио важнейших культурных растений Нового Света – кукуруза, фасоль и тыква.
III тысячелетие до н.э. – время дальнейшего прогресса земледельческого хозяйства, роста его удельного веса в жизни индейцев. В южных районах Мезоамерики (Пуэбла, Оахака) земледелие в конце III тысячелетия до н.э. начинает играть уже решающую роль в хозяйстве. В это же время или чуть позже здесь впервые появляется керамика и начинают возникать постоянные поселки земледельцев. По мере того как в культуру вводилось все большее число растений и росла продуктивность земледелия, люди могли оставаться все более продолжительное время на том месте, где находились их посевы.
Конечным продуктом этой длительной эволюции были постоянные земледельческие поселения, состоящие из деревянных, обмазанных глиной хижин.
С этого момента процесс развития аборигенных культур Нового Света становится не одинаковым. Различие состоит в том, что возникают центры производящего хозяйства, в то время как остальные племена индейцев продолжают оставаться на стадии охоты и собирательства. Кроме того, сами эти центры возникают далеко не одновременно.
Мезоамерика в доклассический период.
На рубеже III и II тысячелетий до н.э. на смену культурам охотников и собирателей приходят культуры раннеземледельческого облика. По всей Мезоамерике устанавливается относительная близость хозяйственного и культурного уклада, выражавшаяся в господстве земледелия, основанного на возделывании кукурузы, фасоли и тыквы, в наличии постоянных поселений земледельцев и вполне сложившихся традиций в изготовлении керамики.
В рамках доклассического периода в истории Мезоамерики выделяют три этапа: раннеархаический (2000-1000 гг. до н.э.), среднеархаический (1000-500 гг. до н.э.) и позднеархаический (500-100 гг. до н.э.). Нижняя граница (2000 г. до н.э.) определяется моментом, когда хозяйство местного населения базируется уже преимущественно на земледелии. Верхняя граница архаических культур совпадает со временем возникновения первых индейских цивилизаций.
В раннеархаический период резко возрастает число оседлых земледельческих поселений с глинобитными жилищами (Йарумела и Лос-Нараньхос в Западном Гондурасе, Ла-Виктория на Тихоокеанском побережье Гватемалы, Чиапа-де-Корсо в центральной части мексиканского штата Чиапас, древние поселения в долине Техуакан, Южная Пуэбла). Плотность поселений свидетельствует о явном росте населения по сравнению с предыдущей эпохой собирателей, охотников и рыболовов.
Совершенствуется и развивается производство керамики. О наличии ткачества свидетельствуют отпечатки тканей из хлопка и других растительных волокон, часто встречающихся на керамике.
Об уровне развития земледелия позволяют судить растительные остатки в культурном слое отдельных поселений, а также орудия, непосредственно связанные с переработкой растительной пищи (грубые зернотерки, каменные чаши, ступки и песты). Выращивались гибридные сорта маиса, бобы, тыква, амарант, чилийский перец, авокадо, сапоте и хлопок.
Население жило родовыми общинами. Земля обрабатывалась примитивными орудиями, однако в ряде районов особенно на Тихоокеанском побережье благодаря необычайному плодородию вулканических почв, даже при наличии примитивных видов маиса и лишь при помощи палки-копалки собирали неплохие урожаи.
Развитие земледелия привело к важным изменениям в сфере идеологических воззрений. Получают распространение глиняные статуэтки, изображающие обнаженных женщин (отражение культа плодородия).
Земледелие в этот период еще не было настолько продуктивным, чтобы полностью обеспечить население пищей. Это постоянно вынуждало его прибегать к старым видам хозяйственной деятельности: собирательству, рыболовству, охоте.
Среднеархаический этап – время важных глубинных процессов и изменений внутри земледельческих культур. Исчезают архаические пережитки. Основное трио сельскохозяйственных растений – кукуруза, фасоль и тыква – составляет около 85-90% пищи древних земледельцев. Были созданы высокоурожайные сора гибридной кукурузы, появляются первые постоянные системы ирригации, получает развитие мильповое земледелие. Мильповое земледелие – экстенсивный вид хозяйства, соответствующий примерно подсечно-огневому земледелию в лесных районах Европы («мильпа» – участок, расчищенный от зарослей, кукурузное поле). Необычайно плодородные почвы, удобренные золой, тщательно разработанный агрокалендарь и высокая урожайность гибридной кукурузы создали прочную экономическую базу для развития земледельческой культуры.
Дальнейшее развитие получает гончарное производство. Появляется множество новых форм керамики, среди которых выделяются сосуды в виде животных, птиц и рыб. Продолжает существовать и культ глиняных женских статуэток. Их стили становятся гораздо разнообразнее по технике исполнения.
Хозяйственные и культурные достижения создали предпосылки для последующего освоения новых земель. В долине Мехико, на берегах озера Тескоко и окружающих его пресноводных лагун возникает множество новых земледельческих селений. Начинают заселяться низменные лесистые районы Северной Гватемалы и полуострова Юкатан.
Население по-прежнему живет родовыми общинами. Однако, внутри них появляются новые черты. Кое-где появляются специальные некрополи, погребения некоторых из них выделяются среди остальных обилием инвентаря. В самом конце среднеархаического этапа в Мезоамерике появляются первые образцы храмовой архитектуры в виде небольших каменных пирамид, на вершине которых стояли святилища из дерева и глины (долина Техуакана, Каминальхуйю в Гватемале, Луисвиль в Белизе и некоторые другие). Появление первых храмовых построек, а также статуэток шаманов или жрецов свидетельствует о зарождении прослойки жречества. В течение среднеархаического периода возникают культы многих богов, ставших впоследствии основными божествами Мезоамерики. В это же время начинает формироваться и одна из главных концепций всех развитых религий Мезоамерики – идея дуализма.
Все эти тенденции, зародившиеся на среднеархаическом этапе, ярко проявляются к концу доклассического периода Мезоамерики.
Дальнейшее развитие получают производительные силы, прежде всего в области земледелия. Наряду с развитием экстенсивных форм появляется и интенсивное земледелие. Создаются сложные ирригационные системы, используются искусственные террасы. Одновременно с земледелием развиваются ремесла и торговля. В керамике отмечается появление новых характерных форм посуды и первые образцы полихромной росписи. Получает развитие ткачество.
В течение всего позднеархаического этапа наблюдается увеличение числа поселений и их размеров, что свидетельствует о значительном приросте населения. Некоторые старые селения превращаются в религиозные и административные центры, где наряду с массой простых жилищ из глины и дерева возвышались на пирамидах целые комплексы из монументальных храмовых и административных построек. Примером могут служить грандиозные пирамиды храма Солнца в Теотиуакане и «круглого» храма в Куикуилько. Строительство массивных храмовых платформ определялось характером переходной эпохи от первобытности к социально-дифференцированному обществу и государству. Это явление было характерно для большинства древних обществ, в которых основа власти вождя была культово-религиозная. Подобные сооружения становились зримым воплощением этой власти и одновременно символизировали мощь и богатство данного коллектива по отношению к окружающим.
Широкое храмовое строительство свидетельствовало о складывании прослойки профессионального жречества. Одновременно появляются пышные каменные гробницы знати, расположенные под фундаментом храмов и сопровождаемые иногда человеческими жертвоприношениями. Все это свидетельствовало о важных изменениях в социальной структуре общества, говорящих о переходе местных индейских племен от первобытнообщинного строя к социально-дифференцированному обществу и государству. Этот процесс происходил одновременно на большей части территории Мезоамерики, но особенно интенсивно в таких областях, как долина Мехико, горная Гватемала (Каминальхуйю), Южный Веракрус и Табаско (культура «ольмеков»), центральный Чиапас и Петен (Северная Гватемала).
3.Мезоамерика в классическую эпоху.
Автор-В.Г.Зубарев
Культура «ольмеков»
Культура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Имени народа, создавшего ее не сохранилось (название дано по имени индейского племени, жившего здесь значительно позже). Основными центрами «ольмекской» культуры являются крупные поселения: Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас, Сан-Лоренсо. Расположены они на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско, в их прибрежной части. Хронологические рамки «ольмекской» культуры – ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э.
Анализ важнейших памятников «ольмекской» культуры позволяет выделить несколько последовательно сменявших друг друга этапов. Древнейший из них относится к среднеархаическому времени. Второй этап – позднеархаический. Третий этап – протоклассический и раннеклассический.
Для первых двух этапов характерны общие для всей Мезоамерики тенденции в развитии. Формирование отличительных особенностей «ольмекской» культуры (прежде всего в области искусства) относится ко времени не раньше второй половины I тысячелетия до н.э., т.е. к этапу поздней архаики и к переходному периоду от архаики к цивилизации.
- Характерными чертами стиля «ольмеков» являются:
- Изображение особого типа человеческого существа (ягуара-ребенка).
- Образ ягуара (в виде стилизованных масок).
- Мотив карлика с патологическими недостатками.
- Ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой.
- Ритуальные приношения и посвятительные клады (тайники) в платформах зданий.
- Зеркала из полированного камня.
- Колоссальные каменные головы в шлемах.
- Стелы и алтари.
Носители «ольмекской» культуры выращивали маис, фасоль, тыкву, кабачки. Они умели сооружать оросительные каналы, строить плотины и дамбы. Высокого уровня достигли отдельные виды ремесла: строительное дело, камнерезное искусство, гончарное производство, ткачество. Вероятно, существовала и торговля. Об этом, в частности, свидетельствуют находки «ольмекоидных» статуэток в других районах Мезоамерики.
О социальной структуре и политическом устройстве «ольмекского» общества почти ничего не известно. Анализ погребальных комплексов показывает, что процесс имущественной дифференциации в местном обществе зашел довольно далеко. Наличие ритуальных центров с определенной планировкой свидетельствует о достаточно высоком уровне организации власти. Происходит усиление роли вождя, осуществлявшего в первую очередь военные функции. На монументах «ольмекских» памятников встречаются триумфальные сцены с изображением правителей. Особую прослойку составляло жречество (культовые сцены с участием жрецов также нередки на «ольмекских» монументах). В целом общественный уклад местных племен вряд ли существенно отличался от аналогичных обществ древнего мира и продолжал прежние родоплеменные отношения.
Открытие «ольмекской» культуры и длительный период ее существования привели к возникновению серьезной научной проблемы. Ее решение зависит от установления времени, к которому относится «ольмекский» стиль искусства (мелкая пластика из нефрита, колоссальные головы, базальтовые стелы и алтари). Если он приходится на среднеархаическое время, то тогда «ольмекскую» культуру можно рассматривать как прародительницу всех высоких культур Мезоамерики. Если же этот стиль относится к протоклассическому или началу классического периода, то вопрос о ее роли как альма матер в истории Мезоамерики отпадает. Вопрос этот до сих пор остается спорным, однако более убедительно выглядит вторая точка зрения. В этом случае наиболее передовые области Мексики и Центральной Америки (горные и равнинные майя, сапотеки Монте-Альбана, жители Центральной Мексики и побережья Мексиканского залива) подошли к порогу цивилизации более или менее одновременно.
Источник: www.geografia.ru.
Рейтинг публикации:
|