Автор - В.Г.Зубарев.
Среди районов, где человечество достигло в древности высоких ступеней развития культуры, Центральная и Южная Америка занимают особое место. История населявших их племен дает уникальную возможность проследить постепенную эволюцию крупных этнических групп начиная с эпохи верхнего палеолита и до сложения первых раннегосударственных образований. Имея много общих черт с древнейшими очагами человеческой культуры в Египте, Месопотамии и в Индии, цивилизации американских индейцев развивались самостоятельно. От первых очагов высоких культур Старого Света их отделяют не только океанические просторы, но и почти четырехтысячелетний разрыв во времени. Известная изолированность американских индейцев при наличии подобного хронологического разрыва позволяет подчеркнуть общие закономерности исторического развития человеческого общества.
Племена, заселившие Америку, оказались здесь в значительной мере в иных природно-географических условиях, чем в Европе или в Азии. Небольшое число первоначальных пришельцев из Азии осваивала пространства нового континента чрезвычайно медленно (для того, чтобы продвинуться от Аляски до Огненной Земли, человеку потребовалось 12-15 тысячелетий). В Новом Свете отсутствовали многие поддающиеся приручению животные и полевые растения, известные в Старом Свете. Местная порода лошадей вымерла в Америке очень рано. Коровы и овцы в обеих частях Америки были неизвестны, а карибу (северный олень) и бизон, которые могли бы занять их место, если бы их приучили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них. В условиях изобилия охотничьей фауны первобытные охотники почти не переходили ни к земледелию, ни к скотоводству. В итоге на огромных территориях Америки в эпоху, соответствовавшую речным и средиземноморским цивилизациям Евразии, обитали многочисленные племена, находившиеся на стадии родоплеменных отношений.
К началу исторического периода в Америке было уже многочисленное население, занимающее оба континента от Крайнего Севера до Крайнего Юга. Оно состояло из 160 языковых групп, распавшихся на 1200 диалектов. Это означало, что Америка в то время была разнообразнее, чем весь остальной мир. Однако, своей наивысшей ступени индейская социальная и материальная культура достигла только в двух центрах – Центральной Америке и области Анд.
Зона древних цивилизаций простирается от Центральной Мексики до Северного Чили. Эта область делится на три части: 1) Мезоамерику, включающую Центральную Мексику и Юкотан, Гватемалу, Гондурас, Сальвадор и часть Никарагуа; 2) Промежуточную область, в которую входят остальные страны Центральной Америки, а также андские районы Колумбии и Эквадора; 3) Центрально-Андскую область, состоящую из прибрежных и горных районов Перу и Боливии. Южная и северная части зоны древних цивилизаций к моменту испанского завоевания достигли наивысшего развития на всем полушарии. Промежуточная же область имела большое значение в качестве связующею звена между Мезоамерикой и Андской областью.
Историю цивилизаций Древней Мезоамерики и Южной Америки можно разделить на три больших этапа: 1) формативный, или доклассический период (III-I тыс. до н.э.); 2) ранний, или классический период (рубеж нашей эры – X в. н.э.); 3) поздний, или постклассический период (X-XVI вв. н.э.).
На раннем этапе развития (до середины II тысячелетия до н.э.) культуры зоны древних цивилизаций развивались изолированно друг от друга, достигнув в середине II тысячелетия до н.э. примерно одинаковой ступени развития. Этим объясняется легкость распространения земледелия, основанного на кукурузе, что привело к смене систем хозяйства у племен Колумбии, Эквадора и Перу. Начинается этап производящего хозяйства. Распространение кукурузы и элементов материальной культуры шло с севера на юг двумя основными путями: морем и, через территорию Эквадора в Андскую область, и сушей, по Панамскому перешейку на территорию Колумбии. Связи доклассического периода были чрезвычайно оживленными и, вероятно, двусторонними.
Жизнь населения в следующий, классический период характеризуется независимым развитием всех ее областей. Базисом служило культурное единство предшествующего периода. К этому периоду в Мезоамерике относятся теотиуаканская, майяская (Древнее царство), «ольмекская», сапотекская и некоторые другие культуры. В Южной Америке это культуры мочика, уари, тиауанако и лима.
Постклассический период – время оживленных передвижений племен в Мезоамерике и Андской области. Ломаются замкнутые рамки локальных культур предыдущего периода. Основные культуры постклассической Мезоамерики – тольтекская, ацтекская, юкатанских майя, миштеков. В Андской области – царство Чимор и империя инков.
Дальнейшее самостоятельное развитие индейских народов Мезоамерики и Андской области было насильственно прервано испанским завоеванием.
1.Источники по древней истории Центральной и Южной Америки. 2.Историография истории Древней Центральной и Южной Америки.
1.Источники по древней истории Центральной и Южной Америки.
Автор-В.Г.Зубарев
Источники по древней истории Центральной и Южной Америки довольно многочисленны и разнообразны. К ним относятся отдельные тексты сапотеков, майя и некоторых других народов Мезоамерики; многочисленные письма, воспоминания и отчеты участников и оцевидцев Конкисты; так называемые хроники, написанные в XVI-XVII вв., авторами которых были как испанцы, так и потомки индейской знати; памятники материальной культуры; данные этнографии и сравнительного языкознания.
Удельный вес отдельных категорий источников по различным периодам индейской истории неодинаков. Так, большинство хроник и воспоминаний очевидцев событий почти не освещают события ранее X в. н.э. Основным источником для культур доклассического и классического времени служит, таким образом, археологический материал.
Неоднозначна источниковедческая база и в отношении Центральной и Южной Америки. Традиции древнемексиканского общества начала XVI века оказались понятнее европейцам, чем андские. Религиозные и календарно-астрономические представления, государственные и политические институты, экономические организации, а главное, распространенный в Мексике способ накопления и передачи информации, т.е. письменность, не отличались принципиально от известных европейцам либо но собственному опыту, либо благодаря общению с другими народами Старого Света или сведениям, дошедшими от античности. Представители прежней ацтекской знати в свою очередь сравнительно легко перешли на латиницу и рассказали в своих сочинениях о жизни и истории разрушенного испанцами государства. В Андах пропасть между европейской и местной культурами была столь глубокой, что после конкисты образованные индейцы и метисы оказались способны изложить свои взгляды в доступной завоевателям форме лишь в тех случаях, когда их собственное мышление в определенной мере европеизировалось.
Еще одна категория источников – памятники материальной культуры – также представлена в Мезоамерике лучше. Прежде всего это касается монументального искусства. Инкские памятники искусства этого рода испанцы уничтожили практически все. Из-за обилия золота и серебра, находившихся в их распоряжении, индейцы Перу делали свои наиболее важные культовые изображения не из камня, а из драгоценных металлов. Естественно, что все это было немедленно пущено испанцами в переплавку.
Типологически все древние цивилизации Мезоамерики и Андской области принадлежат к древнему миру. Если оценивать состояние их источниковедческой базы в сравнении с аналогичными обществам III тыс. до н.э. в Старом Свете, то ее несомненно следует признать более весомой, как в отношении археологических свидетельств, так и в отношении письменных материалов.
Источники доклассического периода.
Базой для изучения древнейшего прошлого Мезоамерики и Андской области служит исключительно археологический материал. На территории Мезоамерики он представлен поселениями, погребальными комплексами и храмовыми постройками. Наиболее ранние памятники относятся к X-XII тыс. до н.э., т.е. ко времени, когда на этой территории обитали группы бродячих охотников и собирателей. Наиболее многочисленные памятники относятся ко II-I тыс. до н.э.
Данные археологии позволяют достаточно точно реконструировать эволюцию хозяйственного и общественного уклада населявших Меозоамерику племен. На раннем этапе (2000-1000 гг. до н.э.) это родовые поселки земледельцев с типичным для этого времени инвентарем (набор каменных орудий труда, керамика простых форм со скудной орнаментацией, статуэтки, изображающие обнаженных женщин). Подобные памятники обнаружены в Западном Гондурасе, на тихоокеанском побережье Гватемалы, на территории Мексики, в долине Техуакан (Южная Пуэбла).
К следующему этапу (1000-500 гг. до н.э.) относятся первые постоянные системы ирригации (долина Техуакана), множество новых форм керамики, появление специальных некрополей (например, в Тлатилько, долина Мехико, и Плайя-де-лос-Муэртос, в Гондурасе) и первых образцов храмовой архитектуры (например, в долине Техуакана, на Юкатане, Тихоокеанском побережье Гватемалы).
К заключительному этапу доклассического периода относятся многочисленные поселения, размеры которых существенно увеличиваются, монументальные хравомые и административные простройки на пирамидах (например, пирамиды храма Солнца в Теотиуакане и «круглого» храма в Куикуилько), пышные каменные гробницы знати, расположенные под фундаментами храмов. Отчетливо выступают зачатки будущей классической архитектуры, скульптуры, живописи. Наиболее полно эти комплексы представлены в долине Мехико, горной Гватемале (Каминальхуйю), Южный Веракрус и Табаско (культура «ольмеков»), центральный Чиапас и Петен (Северная Гватемала).
Наиболее ранние следы пребывания человека в Южной Америке относятся к XIII-XII тыс. до н.э. Так же как и в Мезоамерике это были охотники и собиратели.
В III-II тыс. до н.э. в Андской области появляются довольно крупные поселения и сопутствующие им некрополи (например, поселение Асия на побережье Тихого океана). К этому времени относятся и хранилища продуктов, в частности кукурузы (например, хранилище Лос-Гавиланес в долине Уармей к северу от Лимы). К концу III тыс. до н.э. относятся и первые образцы монументальной архитектуры (напримерм, поселение Ла-Гальгада).
Следующий этап доклассического периода в Андской области представлен крупными храмовыми комплексами. На побережье это комплексы Сечин-Альто, Гарагай и Кабальо-Муэрто. Начиная с XVIII-XV вв. до н.э. в этих храмах появляется роспись, рельефы и объемная глиняная скульптура.
Аналогичные комплексы в горных районах Центральных Анд относятся к более позднему времени (середина I тыс. до н.э.). Примером здесь может служить крупнейший региональный центр, Чавин-де-Уантар, контролировавший торговый путь через Анды. Важнейшие особенности архитектуры Чавина восходят к прибрежной традиции и встречаются на огромной территории – от лесного коридора, разграничивающего Эквадор и центральноандскую область, до Аякучо и южного поберья Перу.
Таким образом, так же как и в отношении Мезоамерики, археологические памятники Андской области позволяют достаточно полно проследить эволюцию проживавших на этой территории племен. Кроме того они создают хорошую базу для сравнения двух очагов древнейших цивилизаций Америки.
Источники доклассического периода.
Источники классического периода в истории древнейших индейских цивилизаций более разнообразны, однако по-прежнему ведущая роль принадлежит археологическому материалу.
На этом этапе у Мезоамериканских племен появляется иероглифическая письменность. В большинстве случаев дошедшие до нас фрагменты крайне незначительны, чтобы говорить о широких возможностях использования памятников древнейшей письменности. Так, на территории Теотиуакана не было найдено ни одного сколько-нибудь крупного иероглифического текста, или надписи. Ученым удалось пока выявить лишь несколько иероглифических знаков, запечатленных на глине и камне или же на фресковых росписях.
Письменные памятники древних майя представлены более широко. Иероглифы высечены на многочисленных стелах, рельефах и алтарях. Известно, что в городе Мани существовала богатейшая библиотека доколумбовой поры, в которой были собраны все достижения цивилизации майя. Вся эта библиотека была уничтожена в огне на городской площади по приказу франсисканского монаха Диего де Ланда в 1549 году. Письмо майя было словесно-слоговым, напоминавшим письмо древних египтян и шумеров; оно было расшифровано в 50-х годах русским этнографом и языковедом Ю.В.Кнорозовым. Однако, до сих пор известные иероглифы не прочитаны до конца.
Отдельные сведения о Мезоамерике классического периода можно извлечь из более поздних письменных свидетельств, относящихся к XVI-XVII вв.
Во-первых, это повествования самих индейцев записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после конкисты. Сведения по майяской истории содержатся в эпосе майя-киче «Пополь-Вух» и в книге юкатанских индейцев «Чилам Балам». К этой же группе источников можно отнести и сочинение Фернандо Иштлилшочитла, изложившего историю восточных толтеков Теотиуакана от сотворения мира. Собственно исторический период у Иштлилшочитла охватывает время с 510 по 959 годы и включает правление девяти правителей толтеков.
Во-вторых, это свидетельства первых конкистадоров и монахов о майя. Особую ценность здесь представляют записки уже упоминавшегося Диего де Ланда, сначала уничтожившего библиотеку майя, а затем записавшего многие устные предания, объяснившего чтение утраченных иероглифических письмен, календарь майя. Записки Диего де Ланда помогли современным ученым прочитать календарь и одну треть из известных текстов маяйя.
Самую обширную группу источников по истории классического периода цивилизаций Мезоамерики составляют памятники материальной культуры, добываемые при археологических раскопках. Для «ольмекской» культуры важнейшими памятниками являются Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас и Сан-Лоренсо на побережье Мексиканского залива. Их раскопки позволили выявить характерные черты «ольмекской» культуры, проследить ее эволюцию и связь с другими культурами Мезоамерики.
Большой интерес представляет изучение руин Теотиуакана, крупнейшего центра Мезоамерики в I тысячелетии н.э. (Цивилизация Теотиуакана). Здесь обнаружен крупный ритуальный центр, состоящий из одной длинной (свыше 4 км) улицы «Дорога смерти» и расположенных по обеим ее сторонам религиозно-административных зданий, среди которых особенно выделяются Пирамида луны, Храм земледелия, Храм Тлалока, Храм Кецалькоатля.
Культура майя классического периода (Древнее царство) представлена многочилсенными городами, наиболее крупными из которых были: Тикаль, Копан, Паленке, Йашчилан, Пьедрас-Неграс в низменных тропических районах Северной Гватемалы. В них обнаружены величественные дворцы и храмы, памятники изобразительного искусства, пышные гробницы правителей, знати и жрецов, скульптурные произведения, иероглифическая письменность и календарь.
Богатый археологический материал имеется и по истории индейцев-сапотеков (Цивилизация Монте-Альбана). Руины главного культурного центра сапотеков – Монте-Альбана – находятся вблизи города Оахака в Мексике в одноименной с последним долине. Археологические исследования в долине Оахака выявили специфические для этой цивилизации погребальные комплексы (каменные гробницы прямоугольной формы с нишами в стенах или же крестообразные в плане часто с фресковыми росписями внутри), своеобразную архитектуру (здания с круглыми каменными колоннами у входа), характерную систему письменности и календаря. Письменность у сапотеков так же как и у майя была иероглифической. Сохранились надписи, сделанные красной краской на стенах гробниц, и короткие тексты, высеченные на стелах и алтарях или же запечатленных на керамике.
Индейцы Андской области не создали письменности в нашем понимании. Они хранили информацию с помощью кипу – связок разноцветных шнурков с узелками. Подобная знаковая система была не менее емкой, но она несопоставима с европейской. Кипу не были случайным изобретением, а принципы мышления, лежащие в основе «узелкового письма», тесно связаны с присущими индейцам Анд календарно-астрономическими представлениями и с особенностями их социальной организации (наиболее ранние кипу найдены в погребениях VII в. н.э. культуры уари на побережье Перу, однако вряд ли это самые первые образцы).
Не содержатся какие-либо сведения о доинкском периоде Андских цивилизаций и в более поздних хрониках, которые можно использовать с большой осторожностью лишь для выяснения некоторых аналогов инкского общества в более ранние периоды. Таким образом, как и в предыдущий период главным источником наших сведений по классическим цивилизациям Андской области остаются данные археологических раскопок.
К этому времени относятся руины города Уари близ современного города Аякучо, огромные недостроенные комплексы Виракочапампа и Пикильякта (култура уари); город Тиауанако, расположенный на равнине вблизи оз.Титикака (культура тиауанако); города Моче и Пампа-Гран-де на побрежье Перу (культура мочика). При изучении этих городов и других менее значимых поселений на территориях распространения культур уари, тиауанако и мочика получены интересные данные, свидетельствующие о постепенном преобразовании ранних городов-государств в крупные царства.
Источники постклассического периода.
Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом. Прежде всего это касается письменной традиции.
Письменные источники X-XV вв. по истории Мезоамерики по-прежнему представляют собой отрывочные иероглифические тексты майя и полупиктографические рукописи миштеков и ацтеков. Индейские рисованные книги, известные под названием «кодексы», составляют особую группу источников. Содержат они ритуальные, календарные и генеалогические сведения. Кодексы рисовались на длинных, сложенных гармошкой полосах бумаги и оленьей кожи шириной около 30 сантиметров и длиной иногда свыше 14 метров. Эти полосы с двух сторон были покрыты цветными пиктограммами по белой известковой грунтовке.
В настоящее время известны 3 кодекса майя, 13 кодексов миштеков, 5 кодексов не вполне ясного происхождения, хотя и родственных миштекским, и несколько ацтекских кодексов. Кроме того имеется некоторое количество кодексов, созданных уже после завоевания Мексики испанцами.
Майяские кодексы все еще не прочитаны. В других приоткрыт смысл некоторых фрагментов или определенных слоев значений, а часть понята полностью. Помимо реконструкции духовного мира индейцев Мезоамерики, данные кодексов могут служить дополнительным источником их социально-политических институтов.
Еще одной категорией источников по истории постклассического периода являются письма, воспоминания и отчеты непосредственных участников и очевидцев конкисты. Они содержат ценные сведения о религии и культуре индейцев накануне и в период завоевания. Среди этих ранних документов важнейшими являются письма Кортеса к императору Карлу V и записки солдат Берналя Диаса дель Кастильо.
Следующая группа источников представляет собой хроники и исторические труды общего характера, написанные после покорения основной массы индейцев. В них наряду с различными религиозными догмами содержатся ценные фактические сведения. Наиболее значительные работы этого рода написали Диего Дуран, Алонсо Сорита, Альварадо Тесосомок, Фернандо Иштлилшочитл, Диего де Ланда и Бернардино де Саагун. К этой же группе можно отнести и Хронику Куаутитлана, в которой содержатся сведения по истории западных толтеков городов Кулуакана, Теночтитляна и Куаутитлана, а также книги юкатанских индейцев «Чилам Балам».
Письменные источники по истории Мезоамерики весомо дополняются археологическими данными, полученными при раскопках различных ацтекских, майяских и миштекских центров, среди которых отметим Теночтитлан, Тескоко, Чичен-Ицу, Ицмаль, Майяпан, Ушмаль, Митлу и другие. Особый интерес представляют памятники монументального искусства ацтеков, позволяющие разрешить немало проблем, возникающих при истолковании содержащихся в хрониках сведений о высших формах индейской религии. Прежде всего это ацтекские храмы в виде ступенчатых пирамид (теокалли) и большое число превосходных статуй ацтекских божеств, утопленных испанцами в болоте вблизи Теночтитлана и извлеченных оттуда в наши дни.
Письменная традиция истории постклассического периода Центральных Анд значительно беднее Мезоамериканской. Перуанские хроники XVI-XVII вв. в целом дают несколько более искаженную картину жизни инков, чем аналогичные работы по истории и культуре ацтеков. К тому же большинство хроник написано не участниками событий 1530-х годов, а их потомками во втором и третьем поколении. Наиболее значимыми среди работ подобного рода являются хроники Инка Гарсиласо де ла Вега и Педро де Сьеса де Леона.
Существенным дополнением к хроникам являются так называемые visitas – отчеты испанских чиновников о положении дел в провинциях вице-королевства, относящиеся к середине и второй половине XVI века. Они включают частные, нередко отрывочные, но зато подробные и объективные сведения о демографии, социальной организации, отношениях собственности в последние годы существования инкского государства.
Еще один важный источник для изучения последнего периода в истории цивилизаций Андской области – археология. Раскопки столицы государства Чимор города Чан-Чана и инкских городов Куско, Мачу-Пикчу, Уануко Пампа, Хатун Хауха и других позволили существенно уточнить сообщения письменных источников. Большой интерес представляет изучение Нового Куско – уникального города на западных склонах Анд, призванного в свое время воспроизвести облик столицы государства. Развалины этого города хорошо сохранились до наших дней.
В отличие от Мезоамерики, большинство памятников монументального искусства инкского периода было уничтожено испанцами. Одно из немногих исключений – крупная каменная статуя пумы, когда-то находившаяся в главном храме Куско – Кориканче. Зато сохранились детские захоронения на вершинах высоких гор, связанные с ритуалом «великого жертвоприношения».
Еще один источник, общий для Мезоамерики и Центральных Анд – данные этнографического изучения. Чрезвычайно полезными, например оказались этнографические исследования среди индейцев Боливии и Перу, а также в некоторых глухих и труднодоступных уголках Мексики и Центральной Америки, где индейцы все еще во многом сохраняют старый уклад жизни. Сопоставление материков XVI-XVII веков с современными наблюдениями позволяет существенно дополнить содержащиеся в отчетах и хрониках сведения о древних общественных структурах.
Относительно новым и еще недостаточно разработанным в отношении истории американских индейцев источником являются данные сравнительного языкознания. Сопоставляя результаты языковой реконструкции с археологическими фактами и сведениями письменных источников, удается получить представления о многих этнических процессах древности.
В целом многочисленные и разнообразные источники по истории древних цивилизаций Мезоамерики и Андской области, взаимно дополняя друг друга, позволяют довольно полно реконструировать исторические процессы, протекавшие на этой территории в течение нескольких тысячелетий вплоть до трагического для индейцев испанского завоевания.
2.Историография истории Древней Центральной и Южной Америки.
Автор-А.Ю.Бутовский
Историография истории Древней Мезоамерики.
История изучения древних культур Мезоамерики охватывает сравнительно небольшой отрезок времени. Научный интерес к проблемам доколумбовой истории Америки появляется не ранее середины XIX века. Вызван он был открытием руин древних городов майя американским путешественником и дипломатом Джоном Ллойдом Стефенсом. С этого времени и вплоть до рубежа XIX и XX вв. идет быстрое накопление фактического материала.
Большинство исследований носило чисто описательный характер и являлось результатом многочисленных путешествий и экспедиций в глухие районы Мексики, Гватемалы и Гондураса. Археологические раскопки были незначительными и низкими по качеству. В первую очередь интерес вызывали наиболее эффектные архитектурные сооружения и каменная скульптура. В частности именно в это время были проведены первые раскопки Теотиуакана (А.Батрес), началось накопление материала по культуре сапотеков (А.Банделье, Д.Шарнэ, У.Холмс и др.) и научное исследование древних городов майя (Т.Малер, А.Тоззер и др.).
Второй этап в изучении истории Мезоамерики связан с первыми крупномасштабными археологическими исследованиями и охватывает первую четверть XX века. По-прежнему преобладает накопление фактического материала, однако происходит это уже преимущественно на основе данных археологии. Это обстоятельство привело к появлению первых теоретических исследований и обобщающих трудов, в которых делается попытка дать общую панораму местных культур до испанского завоевания.
Так, немецкий археолог Э.Зелер сумел создать первую высоко научную для того времени обобщающую работу по Теотиуакану (1915 г.). В ней содержались интересные наблюдения о границах, происхождении и характерных чертах теотиуаканской цивилизации. В 1922 году вышла монография М.Гамио, охватывающая всю историю долины Теотиуакана с древнейших времен до наших дней.
Долина Мехико послужила базой и для создания первых концепций и гипотез относительно основных этапов развития доколумбовой культуры. В 1902 году З.Нутталь установила значительно более раннее, чем ацтекское происхождение глиняных статуэток из ранних слоев. Через семь лет после этого М.Гамио, применив стратиграфический метод раскопок, доказал, что культурные остатки доклассического периода относятся к доацтекскому и дотеотиуаканскому времени. Ему удалось установить последовтельность основных культур, существовавших в долине Мехико в доиспанское время: архаическая культура, цивилизация Теотиуакана и ацтекская культура.
В 1915 г. на XIX Международном конгрессе американистов в Вашингтоне Г.Дж.Спинден предложил свою «архаическую» гипотезу, согласно которой все культурные традиции архаической эпохи имеют единый источник происхождения – Центральную Мексику. И именно на базе этой единой культуры выросли ранние цивилизации Мексики и Центральной Америки. Несмотря на то, что последующие раскопки в различных областях Нового Света выявили ошибочность этого утверждения, гипотеза Спиндена сыграла заметную роль в решении проблем происхождения американских цивилизаций.
За пределами долины Мехико и прилегающих к ней районов широкомасштабных раскопок в первой четверти XX века почти не велось. Единственным объектом исследований здесь оставались древние города майя (Т.Малер, А.Тоззер, С.Морли). Главное внимание уделялось общему обследованию объектов, их картографированию, а также сбору материалов по эпиграфике, архитектуре и скульптуре. Материальные остатки культуры основной массы населения почти полностью игнорировались. Это значительно сужало возможности для реконструкции древней истории майя и вело к чрезмерному выпячиванию религиозного аспекта. В частности этим недостатком страдает и единственная крупная работа этого времени, посвященная письменности и календарю майя, «Надписи Копана» С.Морли (1920 г.).
В конце 20-х и 30-е годы XX века археологи США проводят крупномасштабные работы в городах древних майя – Вашактуне, Чиген-Ице, Копане, Пьедрас-Неграс и Каминальхуйю. Эти раскопки позволили накопить огромный фактический материал по различным аспектам майяской цивилизации. Однако, по-прежнему при обобщении результатов приоритет отдавался религиозным аспектам и чистому искусству при почти полном отсутствии решений исторических проблем на археологической основе. И все же успехи мезоамериканской археологии в этот период очевидны.
Важнейшей вехой здесь были раскопки. А.Касо в Монте-Альбане (1931-1932 гг.), в результате которых была выделена новая яркая цивилизация – сапотекская. Среди крупных исследований этого времени можно также отметить работы шведа С.Линне в Теотиуакане и работы М.Стирлинга и Ф.Дракера в мексиканских штатах Веракрус и Табаско, благодаря чему была открыта новая доиспанская культура – культура «ольмеков». Впервые термин «ольмекский» был употреблен Дж.Вайяном в 1932 году для обозначения стиля искусства, представленного главным образом предметами мелкой пластики (нефритовые статуэтки, кельты, украшения).
С именем Дж.Вайяна связан и пересмотр «архаической» теории Г.Спиндена. В 1927 году на основе данных раскопок С.Лотропа, М.Гамио и Р.Мервина он убедительно показал отсутствие единства среди доклассических памятников из различных областей Мексики и Центральной Америки и наличие на этой территории нескольких отдельных культурных традиций. Последующие исследования памятников доклассического периода полностью подтвердили мнение Дж.Вайяна.
Дж.Вайяну принадлежит также и самая полная до настоящего времени обоющающая работа по истории ацтеков. Появление в 40-х годах этой и некоторых других близких к ней по характеру работ ознаменовало начало нового этапа в исследованиях древних культур Мезоамерики. Наряду с продолжением накопления источников в ходе проведения крупномасштабных археологических раскопок, совершенствуется методика исторического исследования, начинается использование методов естественных наук, расширяется проблематика исторического исследования. Все это способствовало улучшению хронологии важнейших культур Мезоамерики, упорядочению терминологии, росту интереса к причинному объяснению событий. Наметился переход к комплексным методам изучения археологических объектов, когда изучаются не только сами древности, но и природное окружение их.
К числу важнейших открытий послевоенного времени следует отнести, прежде всего, находки памятников первобытного человека на территории Мексики. Типологические и хронологические связи древнейших мексиканских находок с памятниками Северной Америки не оставили сомнения в том, что племена первобытных охотников и собирателей пришли в Мексику с севера.
Источник: www.geografia.ru.
Рейтинг публикации:
|