Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Артур Кестлер: Хазары. История хазарского каганата

Артур Кестлер: Хазары. История хазарского каганата


22-07-2010, 13:39 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 731)

"8"

 

     Спустя примерно столетие после "Хазарской переписки" и  предполагаемого

времени  составления  "кембриджского документа" Иегуда Галеви  написал  свою

знаменитую  некогда  книгу  "Хазары"  [59].  Галеви   (1085-1141)  считаетсявеличайшим еврейским  поэтом Испании; книга его была, тем не менее, написана

по-арабски  и  лишь  позднее   переведена  на   древнееврейский;  она  имеет

подзаголовок: "Книга аргументов и доказательств в защиту презираемой веры".

     Галеви  был  сионистом  и  умер  во  время паломничества  в  Иерусалим;

"Хазары", написанные им за год до смерти, - это философский трактат, главная

мысль которого в том, что еврейский народ выступает единственным посредником

между Богом  и  остальным человечеством.  В конце истории все  народы  будут

обращены в иудаизм; обращение хазар  он расценивает  как символ или знамение

этого предопределенного итога.

     Несмотря на  название, в трактате мало говорится о  самой стране хазар,

которая  служит  лишь фоном  для  очередной легенды  об обращении с участием

царя,  ангела,  еврейского  мудреца  и  др.  и для  философски-теологических

диалогов царя с представителями трех религий.

     Тем не  менее, несколько фактических ссылок свидетельствуют  о том, что

Галеви  либо  читал  переписку  Хасдая  и  Иосифа,  либо  располагал   иными

источниками  информации  о Хазарии. Так,  там сообщается,  что после явления

ангела царь  хазар "открыл тайну сна полководцу  своей армии";  "полководец"

этот  присутствует  на сцене  и дальше,  что служит еще одним свидетельством

разделения ролей между каганом и беком. Галеви  упоминает  также "истории" и

"книги хазар",  и  связи  с  чем на  память приходят "наши книги" из "Ответа

Иосифа",  в которых  содержались государственные документы.  Наконец, в двух

местах своей книги Галеви говорит о времени обращения: "400 лет назад"  и "в

4500 году" (по еврейскому летоисчислению). То  и другое указывает  на 740 г.

как наиболее  вероятный. Но все это,  конечно, очень бедный фактический улов

из  книги, пользовавшейся  огромной  популярностью у евреев Средневековья. С

другой  стороны,  человека Средневековья влекли  не  столько  факты, сколько

предания,  а  евреев  больше  интересовали  сроки пришествия  Мессии, нежели

географические  сведения. Арабские  географы  и  хронисты тоже  бесцеремонно

относились к расстояниям, датам и границам между фактами и вымыслом.

     То же самое приходится  сказать об известном  еврейском путешественнике

раввине Петахии из немецкого  города Регенсбурга, побывавшем в 1170-1185 гг.

в Восточной Европе и Западной Азии. Описание его путешествия "Сибуб Ха'олам"

("Путешествие по  свету") было составлено кем-то из учеников  на основе  его

записей  или под  диктовку.  Там говорится  об изумлении  праведного  рабби,

наблюдавшего  нехитрые  обычаи  хазар-иудеев  к  северу от Крыма, которые он

объяснял их приверженностью караимской ереси:

     ""Настоящих  евреев нет в земле кедаров [т.е.  кочевников], а живут там

только минеи." Когда рабби Петахия спросил их, почему они не веруют словам и

преданиям мудрецов, они отвечали: "потому что  этому предки  нас  не учили".

Накануне субботы, они нарезывают весь хлеб, который едят в субботу; едят его

впотьмах  и сидят весь день на одном месте. Молитва  их  в этот день состоит

только  из  чтения псалмов, "и когда рабби Петахия  прочел им наши молитвы и

молитву после  пищи, [установленные Талмудом], то это  им очень понравилось;

причем  они  сказали, что отроду  не слыхали и не знают,  что такое Талмуд""

(12; III; 201f) [60].

     Раввин был так  рассержен, что  когда прошел землю хазарскую, на что  у

него ушло восемь дней, он, рассказывая об этом, обмолвился  лишь о печальных

песнях женщин, оплакивающих умерших некогда родителей, и вое собак, вторящем

им. (37; 220).

     Тем не менее,  он говорит, что  видел в  Багдаде  посланцев  хазарского

царства, искавших бедствующих ученых мужей из Месопотамии и  даже из Египта,

чтобы те "обучили их детей Торе и Талмуду".

     Немногочисленные еврейские  путешественники с Запада, отваживавшиеся на

опасное путешествие на Волгу, сообщали о встречах с иудеями-хазарами во всех

главных центрах  цивилизованного мира. Раввин Петахия встречал их в Багдаде,

Вениамин  Тудельский, другой знаменитый  путешественник  XII  века,  посещал

знатных  хазар  в   Константинополе   и  Александрии;  Ибрагим  бен   Джауд,

современник  Иегуды  Галеви, сообщает, что  видел  в  Толедо  "некоторых  их

потомков, изучавших  премудрость"  (12;  III;  203).  По традиции их считают

хазарскими принцами - невольно вспоминаются индийские князьки, заканчивавшие

Кембридж...

     Тем не менее  отношение к хазарам лидеров ортодоксального еврейства  на

Востоке, сосредоточенных в талмудической академии Багдада, отмечено заметной

двойственностью.  "Гаон"  ("превосходительство" по-еврейски),  возглавлявший

академию, был духовным  предводителем еврейских общин, разбросанных по всему

Ближнему  и  Среднему  Востоку, тогда как  "Экзиларх", или "князь  пленения"

олицетворял мирскую власть над  этими более-менее автономными  сообществами.

Гаон  Саадия  (882-942), самый известный среди духовных "превосходительств",

оставивший  огромное письменное наследие, неоднократно  упоминал хазар. Так,

он  говорит  об  одном  месопотамском  еврее,  отправившемся  в  Хазарию  на

поселение, словно такое случалось чуть ли  не ежедневно. Он же туманно пишет

о хазарском  дворе, а в другом месте объясняет,  что  в библейском выражении

"Хирам из  Тира"  Хирам  - не имя  собственное,  а  царский  титул, "подобно

правителю-халифу у арабов и царю-кагану у хазар".

     Итак,   Хазария  пользовалась  известностью  и  в   буквальном,   и   в

метафорическом   смысле  среди   вождей  религиозной   иерархии   восточного

еврейства;  но  в то  же  время  на  хазар поглядывали  с опаской  -  как по

этническим причинам, а также  из-за того, что подозревала их в  склонности к

караимской  ереси.  Еврейский автор  XI  века  Яфет  ибн  Али,  сам  караим,

объясняет  слово  "мамзер"  ("побочный ребенок"), приводя  в  пример  хазар,

ставших  иудеями, не принадлежа к  еврейскому народу. Его современник,  Якоб

бен  Рубен,  выражает противоположное настроение,  говоря  о  хазарах как  о

"единственном народе, не влачащем ярмо изгнания, великих воинах, не платящих

дани неевреям".

     Обобщая дошедшие до нас еврейские источники  о хазарах, чувствуешь, что

их современниками владели  смешанные чувства: энтузиазм, скепсис и, главное,

недоумение. Воинственные тюрки-иудеи казались, наверное, раввинам невидалью,

вроде  единорога,  подвергнутого  обрезанию.  За  тысячу  лет  существования

Диаспоры евреи  забыли, что  значит иметь царя и страну;  мессия был для них

реальнее кагана.

     В качестве постскриптума к арабским и еврейским источникам, относящимся

к  Обращению,  следует   отметить,  что  всем  им  предшествует   первый  из

христианских  источников.  В неустановленное время, но, очевидно, до  864 г.

вестфальский  монах Христиан Друтмар из Аквитании написал  на латыни трактат

"Пояснения к  Евангелию  от Матфея",  в котором  обмолвился, что "существует

народ под  небом  там, где не найти  ни одного христианина,  зовущийся Гог и

Магог, и народ этот гунны; одно  его племя,  под именем  газары, обрезано  и

исповедует во  всей полноте иудаизм". Это - примечание к словам из Евангелия

от  Матфея*,  как будто  не имеющее к нему ни малейшего отношения; более эта

тема в трактате не поднимается.

 

     * 24  Матф.  14: "И проповедано  будет сие Евангелие Царствия  по  веси

вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец".

 

"9"

 

     Примерно тогда же, когда Друтмар записал то,  то что знал понаслышке об

иудеях-хазарах,  один знаменитый христианский миссионер пытался по поручению

византийского  императора обратить их  в  христианство. Это был  сам  святой

Кирилл,  "апостол  славян",  которому  приписывают  изобретение  славянского

алфавита  - кириллицы. Ему и его старшему  брату  святому Мефодию  император

Михаил  III  доверил по совету патриарха Фотия  (видимо, человека хазарского

происхождения,  ибо  известно, что  однажды  император обозвал  его  в гневе

"хазарской мордой") эту и другие прозелитские миссии.

     Миссионерские усилия  Кирилла,  увенчавшиеся  успехом  среди славянских

народов Восточной Европы, у хазар  пропали  даром. Он достиг их земель через

крымский Херсон, где, как считается,  провел полгода, изучая еврейский язык,

готовясь к миссии;  затем добрался  "хазарским путем"  -  через волок  между

Доном и  Волгой - до Итиля, а  оттуда отправился по берегу  Каспийского моря

(точно не говорится, куда именно) на встречу с каганом.  Последовали обычные

теологические диспуты, мало подействовавшие  на хазарских иудеев [61].  Даже

льстивое "Житие Константина" (в крещении Кирилла)  признает всего лишь,  что

Кирилл  произвел на кагана хорошее впечатление,  добился крещения нескольких

человек  и  освобождения  двухсот  пленных  христиан,  отпущенных  каганом в

качестве  жеста  доброй воли. Это  было наименьшее, что тот мог  сделать для

императорского посланца, добиравшегося до него с такими трудами.

     Дополнительный  свет  проливают  на  эти  события  знатоки   славянской

филологии.  Традиция приписывает Кириллу изобретение не только кириллицы, но

и глаголического алфавита, который, по утверждению Барона, "использовался до

XVII  в.  в  Хорватии.  Из  еврейского  алфавита  он  заимствовал  не  менее

одиннадцати   букв,  отчасти  представляющих  славянские  звуки,  что  давно

признано" (Это буквы А Б В Г Е К  П Р С  Ш Т) [62]. Так  получает  еще  одно

подтверждение  гипотеза о влиянии  еврейского  алфавита  на  распространение

грамотности среди соседей хазар.

 

"III"

 

        "УПАДОК"

 

        "1"

 

     Как пишет Д.Синор (110), "во  второй половине VIII в. хазарская империя

достигла  зенита славы".  Речь  идет  о промежутке времени между  обращением

Булана в иудаизм и религиозной реформой при Обадии. Из этого не следует, что

хазары были обязаны своим успехом иудейской религии.  Дело обстояло, скорее,

наоборот:  они могли позволить  себе стать иудеями, потому что были сильны в

экономическом и в военном отношении.

     Живым  символом  их могущества  был  император  Лев Хазар,  правивший в

Византии в 775-780 гг., прозванный так по матери, хазарской принцессе Чичак,

создательнице новой придворной моды. Как мы помним, ее замужество состоялось

вскоре после  крупной победы хазар  над  мусульманами в битве при  Ардебиле,

упомянутой в письме Иосифа и в  других источниках. Как замечает Данлоп, "эти

два события, скорее всего, не связаны одно с другим" (37; 177).

     Однако  в  обстановке  шпионажа и  интриг,  свойственных тому  периоду,

династические  браки и помолвки могли представлять опасность. Они то  и дело

оказывались причинами или предлогами для войн. Начало этой тенденции положил

еще Аттила,  прежний  владыка хазар. По преданию  в  450  г.  Аттила получил

послание, а  также  обручальное кольцо  от  Гонории, сестры западно-римского

императора  Валентиниана  III. Сия  романтичная и одновременно властолюбивая

особа умоляла вождя гуннов спасти ее от судьбы, лучше которой даже смерть, -

насильственного  брака с престарелым  сенатором - и  в подтверждение  мольбы

прислала кольцо. Аттила не замедлил объявить ее своей невестой и потребовать

в качестве приданого половину Империи; Валентиниан отказался, и тогда Аттила

вторгся в Галлию.

     В    хазарской    истории     отмечено    несколько    вариаций    этой

квазиархитипической  истории.  Мы  помним,  как  разгневан  был царь  булгар

насильственным  увозом его  дочери  и что именно этот инцидент  вынудил  его

обратиться  к  халифу  с  просьбой  построить  ему  крепость -  форпост  для

противостояния хазарам.  Если верить  арабским источникам, похожие инциденты

(хоть   и  с  другими  подробностями)  привели  в  конце  VIII  века,  после

продолжительного периода мира, к возникновению новых  хазарско-мусульманских

войн.

     Ат-Табари  пишет,  что в  798 г.*  халиф  приказал  наместнику  Армении

укрепить  границу с  хазарами  женитьбой на  дочери  кагана.  Наместник этот

происходил  из могущественного рода Бармесидов (в  памяти возникает принц из

"Тысячи и одной ночи", пригласивший нищего  на пир, где на столе красовались

одни  богатые крышки, а под ними было пусто...). Бармесид  согласился,  и  к

нему доставили  хазарскую принцессу вместе со свитой и роскошной кавалькадой

(см.  I, 10). Однако она  умерла при  родах, новорожденный тоже не выжил; ее

придворные, вернувшись в  Хазарию, нашептали кагану, что ее  отравили. Каган

тут же вторгся в Армению и захватил (согласно двум арабским источникам) (37;

181)   50  тысяч   пленных.  Халифу  пришлось   выпустить  из  тюрем  тысячи

преступников и вооружить их, чтобы противостоять хазарскому нападению.

 

     * Дата, возможно, неточная.

 

     В  арабских  источниках  можно  прочесть по крайней  мере еще об  одном

случае неудавшегося династического брака, за  которым последовало  вторжение

хазар;   вдобавок  "Грузинская  хроника"  содержит   мрачную  историю,  тоже

достойную того,  чтобы фигурировать в этом списке: о  принцессе из  царского

рода, избежавшей яда, но все равно  покончившей  с собой, чтобы не оказаться

на ложе у кагана. Подробности и даты здесь, как всегда, сомнительны ([80; 5;

416] [37;  42 прим.] [21; 408]),  как и  истинные причины военных  кампаний.

Однако  настойчивое  повторение  в  хрониках  сюжета  о  принцессах  в  роли

обменного товара и  отравленных царицах свидетельствует, что эта тема сильно

повлияла как на народное воображение, так и на политические события.



Источник: bibliotekar.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map