» » » Взрыв проломил вселенскую стену

Взрыв проломил вселенскую стену

3-05-2009, 13:51 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (2 477)

Как ты раздалась, Химико!

alt

ТЕКСТ: Артем Тунцов

ФОТО: M.Ouchi

В глубоком космосе найден гигантский объект, само существование которого ставит под вопрос современную теорию образования галактик. Всего через 800 миллионов лет после Большого взрыва облако светящегося водорода Химико было размером почти с нашу гигантскую Галактику.

<!-- СМОТРИ ТАКЖЕ (ящики) --> <!-- СМОТРИ ТАКЖЕ -->

По современным представлениям, современные галактики образовались в результате иерархического скучивания – последовательных слияний поначалу маленьких скоплений темной материи, к которым стекался и обычный газ, во все более крупные образования. Мини-гало сливались в карликовые галактики, те падали на галактики покрупнее, они объединялись в крупные скопления и продолжали сливаться, сливаться и сливаться в центральных частях этих скоплений.

Собственно, этот процесс продолжается и по сей день – например, через миллиарды лет Млечный Путь и Туманность Андромеды сольются в единое целое, а затем к ним присоединятся и оставшиеся галактики Местной группы. Получится гигантская эллиптическая звездная система, вокруг которой не останется ничего: далекие галактические скопления, постепенно ускоряясь в наполненном темной энергией мире, уйдут за горизонт, и ничто более не будет напоминать о бурном прошлом нашей Вселенной.

Пока же такие воспоминания остались, астрономы активно изучают эту историю – не только с помощью теоретического моделирования, но и с помощью прямых наблюдений.

Когда атом возбуждается или вовсе ионизуется (от него отрывается электрон), возвращение в основное состояние в большинстве случаев заканчивается именно таким переходом. А потому именно в излучение этой спектральной линии облака водорода, еще не превратившиеся в звезды и составляющие большую часть массы молодых галактик, перерабатывают большую часть жесткого излучения от горячих звезд или черной дыры в центре галактики.

На данный момент наблюдателям удалось дотянуться в прошлое образования галактик на 13 миллиардов лет – точнее, на 12,9 миллиарда лет, соответствующие примерно 700–800 миллионам лет после возникновения Вселенной. Ищут первые галактики, как правило, как Lyα-эмиттеры, то есть по их излучению в спектральной линии Lyα («лайман-альфа») – резонансной линии лаймановской серии в спектре водорода, соответствующей переходу с первого возбужденного на основной, невозбужденный уровень этого простейшего атома. Длина волны этой линии – 121,6 нм, и располагается она в ультрафиолетовом диапазоне, однако расширение Вселенной за 13 миллиардов лет путешествия фотонов в космосе превращает их к моменту приема земными телескопами в инфракрасные кванты с длиной волны почти в 1000 нм.

Собственно, именно так Lyα-эмиттеры на границе Вселенной и находят: снимают небо в узком диапазоне длин волн, соответствующем линии Lyα, покрасневшей в 7–8 раз, и все, что проявится на фоне неба, принимают за кандидатов в далекие молодые галактики – они излучают в этой линии чуть не половину всего своего света, а все остальные, более близкие объекты – крохотную часть, а потому теряются на фоне неба. (Кстати, именно этот фон и ограничивает наблюдения 13 миллиардами лет истории – дальше Lyα уходит в область, где ее очень сложно наблюдать с Земли; когда в космос полетят инфракрасные телескопы имени Гершеля и Джеймса Уэбба, должны открыться и большие глубины.)

alt
Ультрафиолетовая линия Lyα в спектре далёкого объекта, смещённая расширением Вселенной в инфракрасную область. Показаны интегральный спектр (в произвольных единицах над средним уровнем фона) и панорамный спектр вдоль щели. // M.Ouchi et al., 2009 Astrophysical Journal

До сих пор все подтвердившиеся Lyα-кандидаты в основном лили воду на жернова общепринятой теории иерархических слияний. «Зародыши» галактик, которые мы видим в прошлом, – действительно небольшие образования, которые зачастую даже не удается разложить на отдельные пиксели и в самые большие телескопы. Их линейный размер, который, как правило, оценивается косвенно, – тысячи световых лет, то есть в десятки раз меньше крупных современных галактики. Вероятно, 13 миллиардов лет назад были объекты и поменьше, похожие на современные карликовые галактики, но их мы просто не замечаем с современными телескопами. Ничего же более крупного пока не встречалось.

Тем удивительнее открытие ученых из Японии, США, Канады и Великобритании под руководством Масами Оути из обсерватории Института имени Карнеги.

Они нашли целую Lyα-«кляксу», которая уже 12,9 миллиарда лет назад была размером почти с нашу Галактику.

При том что последняя считается гигантом и по современным меркам. Представьте себе, что вы заказывали ящик вагонки, чтобы сколотить собачью будку, а вам на двор выгружают стволы баобабов. Примерно такие же ощущения были и у Оути с коллегами, когда они обнаружили Химико – так, в честь полумифической правительницы из раннего периода японской государственности, главный автор статьи назвал загадочный объект из раннего прошлого галактик. Работа принята к публикации в майском выпуске The Astrophysical Journal и доступна в архиве электронных препринтов Корнельского университета.

По признанию Оути, поначалу ученые даже сомневались, стоит ли тратить наблюдательное время на проверку этого кандидата, найденного на японском телескопе «Субару», – слишком уж он большой и наверняка представляет собой что-то близкое, думали члены команды. Однако спектр объекта, полученный помощью 10-метрового телескопа имени Кека, подтвердил – мы имеем дело с далекой галактикой, размер которой мы можем проследить минимум на 55 тысяч световых лет. Скорее всего, она продолжается и дальше, просто дальше она сливается с фоном неба.

Что это такое – ученые пока не имеют понятия.

По расчетам астрономов, чтобы поддерживать такое свечение, нужны звезды общей массой от 10 до 50 миллиардов солнечных, а также темпы превращения газа в звезды в несколько десятков масс Солнца в год – все в пределах одной галактики. Это существенно больше, чем теория считает возможным для объектов в таком далеком прошлом Вселенной. Сгустки темной материи масштабов Химико в то время хоть и редко, но встречались, но столько звезд – это все-таки слишком много.

Наверное, самое радикальное предположение, которое можно сделать в данном случае, – что сама теория иерархических слияний не верна. До второй половины 1980-х годов была более популярна модель, в которых крупные галактики образовывались разом, при сжатии крупных облаков газа; обычно эту теорию связывают с именами Алана Сэндиджа и Дональда Линден-Белла. Такой процесс может происходить гораздо быстрее, чем последовательность индивидуальных слияний, и не исключено, что Химико – как раз его проявление.

Помочь с объяснением природы удивительного объекта может и наличие черной дыры в его центре – падающий на нее газ обычно разогревается и ярко светится, что могло бы заменить значительную часть звезд. Могло бы помочь и наличие гравитационной линзы, увеличившей наблюдаемые размеры загадочной древней галактики по пути следования света к земным телескопам. Правда, ни следов присутствия черной дыры в центре Химико, ни галактики-линзы на ее фоне ученые не видят. Разобраться с его природой должны новые телескопы.

Источник: www.gazeta.ru.

1. » #2 написал: vovannoviy (4 мая 2009 12:47)

понимаешь, век, если официальная наука признает что вселенная вечна и никогда не появлялась из точки, то им тогда придется признать что все не случайно и что их константы могли менятся чтобы создать такое разнообразие, а главное им придется признать что вселенную никогда не удастся постичь логикой. для большинства из них это равносильно самоубийству. я ни раз видел как яростно ученые спорят между собой отстаивая свою точку зрения. если сравнить с тем как спорят политики и религиозники то разницы никакой. и так уже тысячи лет. очень интересно читать биографии ученых и сравнивать с их вкладом в науку и мировоззрением. от спорщиков меньше всего толку, обычно они тормозят прогресс не замечая этого, но проблема в том что официальное научное сообщество всегда состояло в основном из спорщиков, которые принимали решение что говорить обывателям, а что утаивать или отрицать.
    как говорит Задорнов - умный это тот кто много знает, а разумный тот кто понимает что он знает; большинство ученых умные.

2. » #1 написал: век (3 мая 2009 21:19)

И все-таки не очень понятен один момент. Наблюдается корреляция между возрастом вселенной и скоростью относительного убегания объектов на ее видимой границе. С одной стороны, получается, что мы не видим эти объекты (и никогда не увидим) просто потому, что их относительная скорость движения от нас превышает скорость c. С другой стороны, утверждается, что после большого взрыва, если он имел место, прошло ровно столько времени, что максимально удалённые от нас объекты могут находиться не где попало, а именно на этом расстоянии, так что движутся именно со скоростью с и ни с какой другой. Возьмите пару объектов, наблюдаемых на таком расстоянии от нас в противоположных направлениях и назовите их А и В (мы будем называться С). Относительно А мы удаляемся с той же скоростью с, что и А - от нас. Объект В для А уже не виден, его относительная скорость относительно условно неподвижного А составляет 2с. (Релятивисты, шуметь не надо: речь идёт об "относительной скорости", она по определению не позволит перемещаться куда бы то ни было со скоростью больше с или даже передавать информацию, так что Эйнштейн может пока что отдыхать: в _этой_ заметке я на его гениальный бред не посягаю). А теперь пусть расскажут мне, пожалуйста, сторонники теории Большого Бабаха, почему они полагают, что возраст Вселенной таков, что мы всенепременно оказываемся в самом центре этой большой вселенной, которая образовалась после взрыва. А если они так не полагают, то почему бы не предположить, что возраст вселенной равен другой величине, на сотни порядков (например, не 20 млрд. лет, а 20 квадрильонов лет) отличной. Что при этом изменится? А ничего не изменится. Любой наблюдатель С', будет наблюдать картинку примерно одинаковую, на каком бы расстоянии от C он не находился. И ничего не увидит дальше сферы в 10-20 млрд лет. И не потому, что дальше ничего нет (или не было до времени Ч), а просто потому, что всё, что там находится, движется относительно наблюдателя со скоростью v > c. Так на каком основании тогда сторонники теории Б.В. решили, что взрыв произошёл именно эти 10-20 млрд. лет назад? А если он мог произойти гораздо раньше, чем 20 млрд. лет назад, то... может, вообще не нужна идея о взрыве как таковая? Что при этом изменится в наблюдаемой картине мира? Кажется, ничего. Если и другие доводы за стационарную вселенную, которая никогда не взрывалась, не сжималась и не растягивалась. Галактики, которые мы наблюдаем, по теории БВ все должны образоваться примерно в одно время, почти сразу после БВ. Но мы наблюдаем галактики разные, и вполне выстраивается в общую картину факт наличия эволюции галактик. Уже то, что есть эллиптические галактики, и есть спиральные, причём типов спиральных несколько, позволяет выстроить несколько возможных линий эволюции галактик. Т.е. галактики зарождаются и по сей день. И умирают. Это сколько же надо времени, чтобы галактика умерла, если наша образовалась 10 млрд. лет назад, всё по той же теории БВ? И умирать пока не очень собирается. Да, на расстоянии очень большом, то что мы наблюдаем, действительно несколько отличается от того, что мы наблюдаем вблизи. Квазары в основном наблюдаюся очень далеко, вблизи их нет. У меня на этот счёт есть некоторые мысли. То же красное смещение. Чем бы оно ни было вызвано, но действует на все диапазоны электромагнитного излучения. Значит, и на жёсткие ультрафиолетовые лучи - тоже. Что, если наблюдаемый квазар - это обычная галактика, но мы улавливаем в видимом диапазоне уже не то, что находилось в видимом диапазоне, когда излучалось, а волны уже не света, а ультафиолетовое марево. Вот и выглядит квазар так странно и необычно. Я лично считаю, что никакого Б.В. не было, а причину красного смещения надо искать в каких-то свойствах эм-излучения (та же поляризация), мимо которых наша наука прошла и не смогла объяснить. Это моё ИМНО, но и не только моё.